Приватизация: что это такое и с какой целью стоит участвовать в ней

Приватизация: что это такое и с какой целью стоит участвовать в ней

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2015 N 180-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3 – 4. Утратили силу. – Федеральный закон от 31.05.2010 N 106-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Как приватизировать квартиру: пошаговая инструкция

Кто может приватизировать квартиру и какие документы для этого потребуются? Куда нужно обращаться и сколько займет процедура?

Что такое приватизация и зачем она нужна?

Приватизация жилого помещения – это бесплатная передача жилья, которое принадлежит государству, в собственность гражданина. Приватизация позволяет жильцу распоряжаться квартирой в полной мере – продать, передать по наследству, дарить или сдавать в наем.

Кто может приватизировать квартиру?

Перед тем, как приступить к сбору документов, убедитесь, что вы соответствуете нескольким критериям:

Вы имеете российское гражданство;

Вы занимаете квартиру по договору социального найма;

Вы получили согласие всех, кто имеет право проживать в этой квартире, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

Раньше вы никогда не участвовали в приватизации жилья (это правило не относится к тем, кто получил право собственности до 18 лет);

Квартира находится в собственности государства.

Какие документы нужны для приватизации квартиры?

Минимальный пакет необходимых документов включает:

  • заявление на приватизацию квартиры (форму можно скачать на портале «Госуслуги» вашего региона или получить непосредственно при подаче документов в МФЦ);
  • паспорта членов семьи и всех, кто зарегистрирован в квартире, которую вы планируете приватизировать;
  • договор социального найма квартиры (если ваш экземпляр утерян, можно запросить копию в органе власти, с которым договор заключался);
  • ордер на квартиру или выписка из распоряжения органа исполнительной власти (если этот документ утерян, можно получить его бесплатно в любом МФЦ);
  • свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства;
  • выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года;
  • справка о наличии или отсутствии зарегистрированных лиц в жилом помещении (можно получить в МФЦ, в Главном управлении по миграционным вопросам при МВД, в управляющей компании или оформить через Госуслуги);
  • справка о неучастии (участии) в приватизации — выписка из ЕГРН, которую можно запросить онлайн на сайте Росреестра или получить в МФЦ;
  • письменное согласие на приватизацию (или письменный отказ) от каждого члена семьи или иного лица, зарегистрированного в квартире или имеющего право пользоваться ею на условиях социального найма. Если среди них есть дети младше 14 лет, потребуется согласие (или отказ) их представителя, например, родителей или опекуна.
Читайте также:
Нормы строительства на дачном участке - строим по правилам

Что делать, если я не могу найти документы?

Если у вас не хватает документов, не стоит отчаиваться. Большую часть можно восстановить с помощью обращения в МФЦ.

Можно ли приватизировать квартиру без согласия всех жильцов?

Нет, если из имеющих право на приватизацию не дал согласия, процесс не сможет пойти дальше, поэтому перед тем, как собирать документы, лучше договориться со всеми заинтересованными людьми.

Куда подать документы на приватизацию квартиры?

Проще всего подать документы в один из многофункциональных центров государственных услуг (МФЦ). Но также существует возможность напрямую обратиться в жилищный отдел муниципалитета, на территории которого находится жилье.

В некоторых регионах существует возможность подать документы онлайн (например, в Москве, или Татарстане).

Сколько занимает принятие решения?

Запрос на приватизацию рассматривается в течение 46 дней. В случае положительного ответа заявителю и всем, кто получает долю в собственности, придется явиться в МФЦ или жилищный отдел муниципалитета, даже если документы подавались онлайн. Там лично в руки выдается договор передачи жилого помещения в собственность.

Тем, кто подавал документы в электронном виде, для завершения процедуры придется предоставить все оригиналы. Чтобы стать полноправным собственником, на основании договора передачи нужно зарегистрировать в Росреестре право собственности на приобретаемое жилое помещение.

Сколько раз можно приватизировать квартиру?

С 2017 года программа бесплатной приватизации действует бессрочно, но гражданин имеет право приватизировать жилье только один раз.

Причины отказа в приватизации квартиры

Отказать в приватизации могут по разным причинам. Одна из них — особый статус помещения. Таким статусом обладают общежития, служебное жилье, квартиры, расположенные на территории военных городков, а также жилье в аварийном состоянии или принадлежащее фондам соцзащиты в сельской местности. Такое жилье нельзя приватизировать.

Отказать могут также из-за ошибок в документах, незаконной перепланировки или нарушения условий бесплатного перевода в частную собственность (например, если человек уже один раз приватизировал квартиру). Решение об отказе может быть неокончательным: в отдельных случаях его возможно пересмотреть (например, после устранения ошибок в документах). Отказ в приватизации также можно оспорить в суде.

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Читайте также:
Как оформить земельный надел в собственность - пошаговая инструкция

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

Читайте также:
Перепланировка квартиры: что считается перепланировкой и как она проводится

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Как проходит приватизация госпредприятий

Если кто-то считает, что приватизация в прошлом, то это не так. В стране все еще идет процесс разгосударствления. Имущество ГУПов и МУПов распродается на аукционах и конкурсах. ГУПы преобразовываются в акционерные общества, а теперь могут стать и ООО. Рассмотрим подробней, какой может быть приватизация в наши дни, какие способы вам подойдут, а какие являются единственно возможными.

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”» (далее Закон о приватизации) введен новый способ приватизации — преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (ООО). Поправки, внесенные Законом № 201 ФЗ, вступают в действие с 26 июля 2011 года.

Какие же способы приватизации существуют в настоящее время? Перечень действующих способов приватизации государственного и муниципального имущества установлен в статье 13 Закона о приватизации:

  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Читайте также:
ЖКХ

Приватизация государственного и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Как видим, перечень способов приватизации довольно многочислен, но можно выделить основные группы способов. Это:

  • преобразование в ОАО или в ООО,
  • продажа имущества на аукционе или конкурсе,
  • продажа акций на аукционе либо на рынке ценных бумаг,
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Порядок и условия проведения различных способов приватизации приведены в главе IV Закона о приватизации.

Конкурс

Государственное или муниципальное имущество может быть приватизировано путем продажи на конкурсе, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия. Такими условиями могут быть: сохранение числа рабочих мест; сохранение основного назначения приватизируемого объекта, исторического облика зданий, профиля предприятия; содержание и финансирование объектов социальной сферы; установленные размеры инвестиции. Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Аукцион

Если приватизацией государственного или муниципального имущества не установлено выполнение покупателем каких-либо условий в отношении приватизируемого имущества, то оно может быть продано на аукционе. Аукцион является открытым по составу участников. Подача предложений о цене государственного или муниципального имущества может осуществляться в открытой либо закрытой форме. При закрытой форме предложения о цене подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. При открытой форме предложения о цене приватизируемого имущества заявляются покупателями открыто в ходе проведения торгов. Если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, то в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 Закона о приватизации, указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона»). Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Заявки на участие в аукционе должны приниматься в течение не менее чем 25 дней.

Участие в аукционе предусматривает внесение претендентом задатка в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Победителю аукциона задаток не возвращается.

Право приобретения приватизируемого имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за данное имущество. Договор купли-продажи заключается с победителем аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Специализированный аукцион

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Единая цена продажи определяется по следующим правилам: а) при расчете единой цены продажи учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе; б) единая цена продажи рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала реализацию всех акций, выставленных на специализированный аукцион. Единая цена продажи не может быть ниже начальной цены продажи.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Законом о приватизации (п. 5 ст. 13).

Способ приватизации должен быть указан в решении об условиях приватизации федерального имущества. Способ приватизации следует отразить в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, которое подлежит опубликованию в официальном печатном издании (п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 15 Закона о приватизации).

Специализированный аукцион является межрегиональным в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 15 субъектов Российской Федерации. Специализированный аукцион является всероссийским в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 25 субъектов Российской Федерации.

Читайте также:
Разделение счетов на оплату коммунальных услуг между собственниками

Межрегиональный специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют от 500 000 до 3 000 000 установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.

Всероссийский специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют более чем 3 миллиона установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.

При проведении всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов прием заявок обязательно осуществляется в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположен эмитент выставляемых на специализированный аукцион акций, и его структурные подразделения и дочерние общества, численность работников которых составляет не менее 1 000 человек.

Продажа посредством публичного предложения

Если аукцион по продаже государственного или муниципального признан несостоявшимся, то продажа такого имущества осуществляется посредством публичного предложения. Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи. При этом цена первоначального предложения устанавливается в размере не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся. Цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены, установленной для аукциона, который был признан несостоявшимся. При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения.

Если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой государственного или муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном «шаге понижения». В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену государственного или муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену государственного или муниципального имущества.

Продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся. При уклонении или отказе победителя продажи посредством публичного предложения от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.

Продажа без объявления цены

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. В таком случае начальная цена продажи не определяется и в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества не указывается. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в запечатанном конверте по адресу, указанному в информационном сообщении. В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Материалы по теме:

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

План приватизации на 2020–2022 годы

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы (далее — ПП, программа) утверждён распоряжением правительства № 3260-р от 31.12.2019 года. Основными целями создания программы заявляются:

  • создание условий для эффективного управления государственным имуществом и отчуждение имущества, востребованного в коммерческом обороте;
  • сокращение доли государства в экономике;
  • привлечение инвестиций, стимулирование развития фондового рынка.

Согласно программе, в ближайшие годы планируется приватизировать 86 федеральных государственных унитарных предприятий, 186 акционерных обществ, доли участия Российской Федерации в 13 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1 168 объектов иного имущества государственной казны РФ. Можно предположить, что инвесторов в большей мере заинтересует та часть программы, которая касается продажи долей в акционерных обществах, поскольку это означает, что акции могут быть размещены на фондовом рынке. Хотя условия размещения могут оказаться различными.

Читайте также:
Какие права получает прописанный гражданин, но не владелец жилья

Государство полностью планирует выйти из следующих активов:

  • Махачкалинский морской торговый порт,
  • Племенной форелеводческий завод «Адлер»,
  • Новороссийский морской торговый порт,
  • Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт». После передачи его полномочий в части экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней Госфонда России, необработанных алмазов и бриллиантов государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации и реализации представительных партий необработанных природных алмазов сторонней организации.

Сокращение доли участия государства планируется в следующих компаниях:

  • «Современный коммерческий флот» (до 75% плюс одна акция);
  • «Росспиртпром» (до 75% плюс одна акция);
  • «Банк ВТБ» (до 50% плюс одна обыкновенная именная акция), о продаже привилегированных акций речь не идёт;
  • «Кизлярский коньячный завод» (до 50% плюс одна акция).

При этом упоминание компании в программе вовсе не означает строгое обязательство государства продать имущество в установленные сроки — до 2022 года. Конкретные сроки и условия будут определяться в зависимости от рыночной обстановки.

Программа приватизации не ограничивается перечисленными выше компаниями, как уже было сказано, планируются к продаже доли более чем в 180 компаниях — это будут и миноритарные доли, а в некоторых и 100%. Спектр видов деятельности приватизируемых акционерных обществ очень широкий: компании, занятые в издательском деле, сельскохозяйственные предприятия, охотничьи и рыболовные хозяйства и др.

В силу обширности перечня приватизируемых компаний и видов их деятельности можно изложить лишь некоторые соображения по поводу перспектив публичных предложений.

Первое и самое очевидное: вовсе не обязательно акции всех этих компаний будут предлагаться в ходе IPO/SPO на фондовом рынке. Немалая часть может быть продана на аукционах на манер госзакупок. Более того, есть вероятность, что некоторые предприятия изначально будут предполагаться для продажи «в одни руки».

Второе соображение, вытекающее из первого. Почему предприятия могут продавать «в одни руки»? Это вполне логично, если доля государства в нём не превышает 25%, и у акционерного общества уже есть мажоритарный акционер (или группа связанных между собой акционеров) с долей более 75%. Компания и так уже практически подчинена основному акционеру (группе связанных акционеров), государство со своим пакетом мало что может противопоставить, разве только уставом компании предусмотрено наличие «золотой акции». Даже если акции компании будут предложены в ходе IPO/SPO, то это мало даст новым миноритарным акционерам. Практика показывает, что в подобных компаниях интересы таких акционеров не на первом месте, да и делистинг с принудительным выкупом — дело времени. На страницах «Открытого журнала» вы можете почитать материалы про «сундуки мертвецов» (первую, вторую и третью части), чтобы наглядно убедиться в том, как это бывает на практике.

Третье соображение. Не у всех компаний есть перспективы на фондовом рынке. Условно говоря, если уставный капитал общества разделён всего на десять акций, то что предлагать на IPO/SPO? Проходить процедуру листинга и соблюдать требования биржи ради десяти акционеров? Что из себя будут представлять торги этими десятью акциями? Это мы ещё не вспоминаем, что есть законодательные ограничения того, какая компания может считать себя публичной. Наблюдения за бумагами, торгующимися на Московской бирже, показывают, что листинг получают эмитенты, уставный капитал которых разделён более чем на сто тысяч акций. Если вы полистаете список приватизируемых компаний, то увидите, у некоторых компаний выпущено менее тысячи акций.

Общие выводы. Какие компании действительно могут быть предложены инвесторам на бирже? Скорее всего, это будут общества, уставный капитал которых разделён более чем на сто тысяч акций, и доля государства в обществе более 25%. Если из списка исключить компании, которые удовлетворяют этим требованиям, то список будет значительно короче изначально заявленных 186 акционерных обществ.

Сам текст постановления доступен здесь (список акционерных обществ для приватизации начинается с шестнадцатой страницы).

Теория теорией, но, чтобы стать настоящим профи, нужно практиковаться. Начните сейчас — откройте торговый счёт в «Открытие Брокер». А с программой лояльности O. InveStore! вы можете получать бонусы и кэшбек за торговлю на бирже!

Общее понятие о приватизации

Вопросы приватизации регулируются Жилищным Кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 19.03.2007 № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда», Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2013 № 421 «Об утверждении положения об определении стоимости объектов приватизации».

Читайте также:
Как проверить участок перед покупкой на юридическую чистоту

Под приватизацией жилищного фонда понимается приобретение в собственность занимаемых гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда.

Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда.

Субъектами приватизации жилых помещений являются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь.

Договоры приватизации жилых помещений могут быть также оформлены на имя несовершеннолетних. Существует особый порядок приватизации жилья для детей-сирот, детей до 18 лет, оставшихся без попечения родителей – приватизация занимаемых ими жилых помещений производится на имя детей по заявлению опекуна попечителя, приемного родителя, родителя-воспитателя семейного детского дома и с предварительного согласия органа опеки и попечительства.

Не подлежат приватизации:

  • квартиры социального пользования;
  • служебные жилые помещения, специальные служебные и специальные жилые помещения;
  • жилые помещения коммерческого использования (т.н.арендные);
  • квартиры, предоставленные по срочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда обязанным лицам;
  • жилые помещения в зонах эвакуации (отселения);
  • жилые помещения в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах в случае переустройства и (или) перепланировки квартир – на период с момента начала работ и до их окончания;
  • жилые помещения, занимаемые военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужащих;
  • жилые помещения в обособленных военных городках;
  • жилые помещения в зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Беларусь и расположенные на территории иностранных государств.

Порядок приватизации

Наниматель жилого помещения, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования этим жилым помещением, подают заявление о приватизации в службу «Одно окно» местного исполнительного и распорядительного органа, организацию, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилое помещение.

Заявление о приватизации подписывается всеми указанными гражданами – как участвующими, так и не участвующими в приватизации.

К заявлению о приватизации жилого помещения прилагаются следующие документы: паспорта (свидетельства о рождении несовершеннолетних), письменное нотариально заверенное согласие отсутствующих членов семьи, оригиналы документов о льготах, именные приватизационные чеки «Жилье» (при их наличии).

Приватизация может осуществляться на возмездной, безвозмездной или смешанной основе, а также на льготных условиях.

На возмездной основе (только денежными средствами) приватизация осуществляется в случае, если у граждан не имеется именных приватизационных чеков «Жилье».

В обращении находятся и используются в соответствии с законодательством только перерегистрированные именные приватизационные чеки «Жилье».

Расчет стоимости приватизации

Стоимость жилых помещений для целей их приватизации определяется в соответствии с Положением об определении стоимости объектов приватизации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2013 № 421, с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации,

Приватизация на льготных условиях

Безвозмездно (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передаются в собственность жилые помещения гражданам, перечисленным в Приложении 1.1 (Приложение 1.1 открывать на следующей странице).

Жилые помещения, приватизируемые на льготных условиях (с учетом жилищной квоты, суммы квот), передаются участникам приватизации в равных долях.

Та часть жилых помещений, которая превышает общую площадь жилых помещений, передаваемых безвозмездно, приватизируется на общих основаниях. При этом доля участия в приватизации денежными средствами определяется по соглашению между участниками приватизации.

Граждане, имеющие право на приватизацию на льготных условиях и имевшие, но не реализовавшие право на начисление жилищной квоты до 1 июля 1999 года, имеют право на одноразовое использование этой льготы.

Граждане Республики Беларусь, не имевшие права на начисление жилищной квоты, а также использовавшие (полностью или частично) квоту на приватизацию или на другие цели, могут приватизировать занимаемые жилые помещения на общих основаниях без права на безвозмездную передачу в собственность.

Решение о приватизации жилого помещения принимается в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Решения должны содержать следующие сведения:

  • на чье имя приватизируется жилое помещение;
  • перечень всех лиц, принимающих участие в приватизации данного жилого помещения;
  • размер жилищной квоты каждого участника приватизации;
  • размер денежных средств по выкупу той части жилого помещения, которая не оплачена за счет жилищной квоты (суммы квот), вложенных каждым участником приватизации по соглашению между ними.

При приватизации квартиры, занимаемой несколькими собственниками, дополнительно в решении (выписке из решения) указывается размер доли нанимателя в приватизируемой квартире, площадь закрепленных за ним жилых комнат и подсобных помещений, места, которые остаются в общем пользовании собственников, а при приватизации на льготных условиях – о передаче жилого помещения участникам приватизации с указанием долей, передаваемых каждому из них.

Читайте также:
Разрешенное использование земельного участка

Договоры купли-продажи приватизируемых жилых помещений подлежат нотариальному удостоверению.

Решение о приватизации действует 1 год, если в течение года договор приватизации жилого помещения не удостоверен в нотариальном порядке, то решение утрачивает силу

В соответствии с пп.2.19 п.2 ст.257 Налогового кодекса Республики Беларусь за удостоверение договоров приватизации жилых помещений государственная пошлина не взимается.

Нотариально удостоверенный договор приватизации жилого помещения в соответствии с п. 2 ст. 529 Гражданского кодекса Республики Беларусь подлежит государственной регистрации. Обязанность по государственной регистрации договора приватизации жилого помещения возлагается на покупателя

Оплата стоимости

Оплата стоимости приватизируемых жилых помещений может производиться в рассрочку до сорока лет при условии внесения первоначального взноса в размере не менее десяти процентов стоимости этих жилых помещений, подлежащей оплате.

При неуплате в течение одного года очередных взносов договор может быть расторгнут в судебном порядке по инициативе продавца.

Гражданин вправе произвести отчуждение приобретенного в рассрочку жилого помещения только после полного погашения стоимости этого жилого помещения.

Внимание!

В соответствии с пунктом 2.4. пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», граждане, проживающие в жилых помещениях, являвшихся служебными и включенных в состав жилых помещений коммерческого использования в порядке, установленном в подпункте 2.1 настоящего пункта, и имеющие на 31 марта 2014 г. право на приобретение этих жилых помещений в собственность, могут воспользоваться указанным правом в порядке, установленном законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Указа, до 1 июля 2016 г.

Как приватизировать квартиру: пошаговая инструкция

Кому нужна приватизация и как ее оформить.

Что такое приватизация

Приватизация — оформление в личную собственность недвижимости, предоставленной по найму от государства. То есть переоформление административной площади, полученной по ордеру. Приватизировать можно землю, жилые и нежилые помещения. В СССР их предоставляли сотрудникам предприятий, сейчас — нуждающимся малоимущим. Для получения этого статуса необходимо предоставить подтверждение, что доходы каждого члена семьи меньше прожиточного минимума.

Единственное основание для перевода недвижимости в личную собственность — пользование квартирой по договору социального найма. В некоторых случаях могут возникнуть дополнительные трудности и понадобится помощь юристов. Например, если один из зарегистрированных в квартире людей уехал и его местонахождение неизвестно. Бывает так, что кто-то из членов семьи против приватизации либо в квартире была сделала и не оформлена должным образом перепланировка. После приватизации и получения свидетельства о регистрации необходимо сообщить о смене статуса помещения в управляющую компанию и налоговые органы.

Закон о приватизации

Процесс бесплатного перевода государственной собственности в личную регулирует закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с 4 июля 1991 года. При этом не все граждане решили им воспользоваться — порядка 15% квартир по-прежнему относятся к муниципальному фонду. 1 марта 2005 года вступил в силу закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Согласно ему с 1 января 2007 года бесплатная приватизация квартир должна была прекратиться, а неприватизированные квартиры — остаться в госсобственности. Но в июне 2006 года закон о продлении бесплатной приватизации продлили до 1 марта 2010 года. Госорганы не успевали обрабатывать поступающие заявления.

Впоследствии сроки приватизации продлевались еще четыре раза. Последняя назначенная дата — 1 марта 2017 года — предполагала, что приватизировать жилье смогут только дети-сироты, проживающие в аварийных зданиях, а также жители Крыма. Не дожидаясь дедлайна, 8 февраля 2017 года правительство продлило сроки приватизации на неопределенное время.

Какое жилье можно приватизировать

Список объектов, которые законодательство позволяет перевести в частную собственность, включает жилые помещения госфонда, земельные участки и их части. Приватизируемые площади должны быть переданы человеку по договору социального найма на правах пожизненно наследуемого владения в бессрочное пользование либо предоставлены в аренду от муниципалитета.

Закон запрещает приватизировать аварийные помещения, квартиры, предоставляемые военным в специализированных городках, служебные и комнаты в государственных общежитиях. Что касается участков, то можно переводить в собственность землю:

  • переданную гражданам в аренду под ИЖС и ЛПХ;
  • под строительство гаражей, дачное и садовое хозяйство;
  • под домами, которые находятся в собственности;
  • полученную гражданами на основании пожизненного владения.

Нельзя приватизировать земельные участки, представляющие культурную и историческую ценность, изъятые из публичного оборота и относящиеся к стратегической зоне.

Читайте также:
Как узаконить проведение перепланировки в жилом помещении

Кто может приватизировать квартиру

Перевести государственную недвижимость в личную собственность можно только один раз в жизни. Исключение — если человек был одним из приватизаторов, получивших долю до 18 лет. Он сможет повторить процедуру с другой жилой или нежилой недвижимостью после совершеннолетия.

Категории граждан РФ, которым доступна приватизация:

  • все зарегистрированные на приватизируемой площади. Не важно, проживает человек в квартире или нет, во внимание принимается сам факт регистрации;
  • для совершеннолетних граждан обязательно согласие всех зарегистрированных лиц. Взрослые жильцы могут написать отказ приватизации без объяснения причин. В таком случае она невозможна;
  • несовершеннолетних можно исключить из доли только по согласованию с органами опеки. Это распространяется и на детей, проживающих в другом месте, например с бабушкой. Если родители (или один из них) приватизируют квартиру, обязательная доля полагается и ребенку.

Плюсы и минусы приватизации квартиры

Главная цель приватизации — получение недвижимости в собственность, что позволяет распоряжаться им, как вам угодно:

  • оставить в наследство. Жилье можно указать в завещании, как и другую личную собственность. С муниципальной квартирой так делать нельзя; она достанется по наследству ближайшим родственникам, только если они также были в ней зарегистрированы;
  • подарить, сдать в аренду, отдать в банк под залог. С собственным жильем владелец может проводить любые законные операции, не опасаясь, что его изымут;
  • сделать перепланировку. Сносить стены в муниципальном жилье без согласия наймодателя (администрации) нельзя, даже если это одобрят архитекторы;
  • перевести квартиру из жилого в нежилой фонд. В случае с муниципальным жильем это расценивается как отсутствие необходимости в постоянном месте жительства. Социальные квартиры выдают нуждающимся, их нельзя переоборудовать;
  • зарегистрировать других жильцов. В муниципальной квартире это доступно только детям, супругам и родителям с письменного разрешения всех проживающих. Если вы захотите зарегистрировать других людей, дополнительно потребуется разрешение муниципалитета. Последний может отказать, если жилплощадь не соответствует количеству жильцов по нормативам. Эти цифры разнятся в зависимости от региона, в котором расположено жилье. Исключение — несовершеннолетние дети, их регистрируют вне зависимости от размера площади;
  • сократить расходы. Жилье в собственности предполагает оплату за коммуналку, а муниципальное — дополнительные ежемесячные суммы за пользование. В Москве это 27,14 руб. за 1 кв. м. То есть перевод муниципальной квартиры площадью 52 кв. м в собственность сократит ежемесячные расходы почти на 1,5 тыс. руб.

Кроме того, собственники жилья обладают правом голоса, если решаются общедомовые вопросы. Например, они могут выбирать управляющую компанию и участвовать в обсуждениях по поводу отведения первого этажа под магазины.

Основной минус — ответственность за содержание и связанные с ним расходы. Капитальный ремонт муниципальной квартиры оплачивает государство, а квартиры в собственности — исключительно ее владелец. Кроме того, неприватизированную квартиру не рассматривают как имущество, которое можно изъять за долги. В случае переселения по реновации или для государственных нужд (например, сноса из-за строительства дороги) муниципальную квартиру администрация компенсирует большими суммами, исходя из норм квадратных метров на человека.

Документы для приватизации квартиры

Федеральные законы не дают универсальный список документов для перевода недвижимости в частную собственность. Он может разниться по регионам, этот момент стоит уточнять в администрации. Например, в Москве, вы должны предоставить:

  • основные документы всех, кто зарегистрирован на жилплощади: паспорта и свидетельства о рождении для детей младше 14 лет (им также нужны паспорта обоих родителей либо опекунов);
  • заявление на предоставление госуслуги по установленному образцу. Единого формата нет, уточните информацию в местном МФЦ или администрации;
  • договор социального найма, подтверждающий право проживания на административной жилплощади;
  • выписку или ордер из распоряжения органа исполнительной власти (можно оформить в МФЦ). До 1 марта 2005 года при предоставлении социального жилья давали ордер, после — заключали договор. Этот пункт тоже стоит уточнить, потому что он зависит от региона. Так, в Самаре и Москве не обязательно предоставлять договор соцнайма, а в Санкт-Петербурге его нужно предоставить;
  • технический паспорт помещения и поэтажный план;
  • выписку из лицевого счета, в которой указаны все жильцы квартиры;
  • выписку из домовой книги по истории регистрации в квартире с 21.07.1991 до момента подачи заявления;
  • документ, подтверждающий, что ранее человек не пользовался правом приватизации жилья;
  • согласия либо отказы всех зарегистрированных в квартире лиц;
  • нотариальную доверенность, если вопрос решает представитель (нанятый юрист или родственник);
  • дополнительные документы в зависимости от состава семьи. Например, решение органов опеки, если приватизацией занимается опекун ребенка.
Читайте также:
Возможность регистрации предпринимателя по адресу временной прописки

Как приватизировать квартиру

В зависимости от местонахождения приватизируемой площади следует обращаться в ближайший МФЦ или муниципалитет. Там же можно ознакомиться со списком документов и заполнить заявление. Выписки из домовой книги и лицевого счета делают в ТСЖ, УК или ЖСК, но их также можно оформить через МФЦ. В БТИ или органах местного управления вам обязаны предоставить подтверждение, что ранее вы не пользовались правом приватизации. Там же вы можете взять техпаспорт и поэтажный план.

Некоторые документы нужно получить в других инстанциях (органах опеки, военной части, где пребывает военнослужащий). Если потребуется документ, подтверждающий гражданство РФ, его выдают в многофункциональном миграционном центре. Учитывайте, что каждая из предоставленных справок имеет свой срок действия. Так, выписка об отсутствии задолженности по оплате ЖКХ действительна в течение месяца — до следующего расчетного периода, а сроки технического паспорта не ограничены законом, но его могут потребовать обновить (на усмотрение администрации).

Правильнее всего будет обратиться в МФЦ и уточнить, какие документы вам нужны. Сделайте пометки, сколько времени действует каждый из них, чтобы сориентироваться в сроках и собрать нужный комплект к подаче заявления, не обновляя справки по несколько раз. Также узнайте в МФЦ, кому адресовать запрос и собранные документы. Это может быть департамент имущественных отношений, в некоторых регионах — комитет управления городским имуществом. В одном случае необходимо лично подавать заявление, в другом это можно сделать через МФЦ и даже в электронном виде (например, в столице через портал госуслуг). Максимальный срок рассмотрения запроса на приватизацию — 46 дней. По истечении этого времени вы получите отказ или одобрение властей.

В случае положительного решения нужно передать зарегистрированный договор с отметкой о переходе права собственности в Росреестр. Вместе с ним вы получите выписку из ЕГРН.

Отказ в приватизации

Периодически в переводе жилья в собственность отказывают из-за статуса помещения. Поэтому особенно важно заранее убедиться в том, что объект не относится к общежитиям, а дом не признан ветхим или аварийным. Распространенная причина отказа — неполный комплект документов либо их несоответствие установленным критериям. Например, вы собрали все необходимые справки, но времени это заняло много и некоторые из них уже просрочены. В таком случае придется обновлять документы или заказывать недостающие.

Нередки отказы из-за того, что запрос подает человек, который уже пользовался правом на приватизацию. Решение о переводе административной недвижимости в личную собственность должно быть единогласно поддержано всеми зарегистрированными. Иначе получить разрешение на приватизацию нельзя.

Комментарии эксперта

Ольга Балбек, главный юрист сети «Миэль»:

— В законодательстве Российской Федерации не говорится, что наличие задолженностей по коммунальным платежам может помешать приватизации квартиры. Однако в ст. 83 Жилищного кодекса РФ сказано, что в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев допускается расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в судебном порядке. Поэтому если за неуплату коммунальных платежей более полугода муниципалитет подал на нанимателя в суд на выселение, квартиру приватизировать вряд ли получится.

Необходимо помнить, что на сегодняшний день дети включаются в число собственников приватизированного жилья в обязательном порядке. В противном случае они имеют право обратиться в суд. Это можно сделать в течение года с момента, когда стало известно о переводе недвижимости в собственность.

Дети, проживающие в жилом помещении на момент приватизации, имеющие равные права с родителями, но не включенные в число собственников при приватизации, сохраняют право пользования таким жильем бессрочно. Также те, кто отказался от участия в приватизации, но имел на это право, не могут быть сняты с регистрационного учета и имеют пожизненное право пользования этим помещением.

Чтобы решить, нужна ли приватизация в каждом конкретном случае, проживающим в квартире стоит отталкиваться от собственных потребностей. Например, тем владельцам, которые проживают в домах, подпадающих под программу реновации, стоит приватизировать свое жилье. Тогда как собственникам им выдадут новую жилплощадь в том же районе. Проживающим по договору социального найма в доме, подлежащем реновации, могут выдать жилплощадь в другом районе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: