Изменения в программе переселения из ветхого и аварийного жилья в 2021 году

Изменения в программе переселения из ветхого и аварийного жилья в 2021 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 апреля 2020 г. № 15026-МЕ/06 О переселении граждан из аварийного жилищного фонда

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 19.03.2020 N ОР-03/155 (вх. Минстроя России от 19.03.2020 № 25058/МС) и от 30.03.2020 N ОР-03/185 (вх. Минстроя России от 31.03.2020 N 29583/МС) по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее -Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения – собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее – меры поддержки).

Таким образом, установленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам-получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Данная норма вступила в силу 28.12.2019. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Читайте также:
Регистрация права собственности на квартиру - как это сделать

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Дополнительно сообщаем, что Минстроем России планируется осуществление мониторинга правоприменения различных дополнительных мер поддержки гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации.

По результатам анализа правоприменительной практики и с учетом степени востребованности гражданами дополнительных мер поддержки при переселении из аварийного жилья, Минстроем России при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

М.Б. Егоров

Обзор документа

Региональные власти вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жильем. Граждан, которые приобрели право собственности (кроме наследования) на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемый объект. Минстрой разъяснил порядок применения данных норм.

В частности, указано, что граждане, которые приобрели квартиру в дар, по договору пожизненной ренты, пожизненного содержания с иждивением после признания дома аварийным, вправе при изъятии объекта претендовать на возмещение исходя из рыночной стоимости имущества.

Изменения в программе переселения из ветхого и аварийного жилья в 2021 году

Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

Читайте также:
Закон о реновации - содержание, начало и условия действия

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, – часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)

2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4 – 5. Утратили силу с 1 августа 2013 года. – Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

Читайте также:
Что такое водоотведение и как оно обозначается в квитанции на оплату

4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Квартира на особых условиях. Верховный суд разъяснил правила переселения из ветхого жилья

Ситуация, которой занималась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оказалась весьма распространенной.

Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры. И хотя этот процесс идет уже несколько лет и на него государство выделяет большие деньги, аварийного жилья у нас остается еще много и ситуация с расселением касается сотен тысяч граждан.

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко. Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать. Итог – дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы. Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Разъяснение норм действующего законодательства, которое применяется при переселении жильцов из аварийных бараков и домов в нормальное жилье, может оказаться полезным не только судьям на местах, которые в последнее время все чаще решают эти споры, но и гражданам, перед которыми может встать или уже встала похожая проблема.

Вся проблема, с которой пришлось разбираться Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, коротко выглядит следующим образом. Большинство жителей старых домов и ветхих бараков уверены, что они при переселении должны улучшить свои жилищные условия по полной программе . То есть квадратных метров должно быть больше, а условия лучше, чем те, что были. Но Верховный суд РФ разъяснил, что по закону самым главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру.

“Новая квартира должна быть благоустроенной, не меньше старой и в том же населенном пункте”
Итак, власти Волгограда обратились в суд с иском к некой гражданке и ее дочери, жительницам города, и попросили переселить их в новую квартиру решением суда. Дом, в котором у женщины и ее взрослой дочери была квартира, шел на снос. Но новая же квартира переселенцам не понравилась – у них в старом доме были две изолированные комнаты, а в новом – те же две, но проходные. Хотя новое жилье было по квадратным метрам больше старого.

Читайте также:
Какой установлен срок регистрации по договору купли-продажи недвижимости

Районный суд, куда попал иск городских властей, принял решение – переселить строптивых жильцов.

Ну а апелляция это решение в пользу чиновников отменила и заявила, что новая квартира, по решению городского суда, хуже старой. И в иске городской власти – отказал.Так “переселенческий” спор дошел до Верховного суда РФ. Там дело изучили и сказали, что апелляция была не права, а районный суд, напротив, разобрал спор верно.

По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы. Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были – изолированные.

Администрация города, после того, как приняла решение снести старый дом, предоставила женщинам квартиру в 44 квадратных метра, но с проходными комнатами. Районный суд, когда выносил решение о принудительном новоселье, сказал, что квартира равнозначная и благоустроенная. Апелляция напротив – заявила, что смежные комнаты “не улучшают жилищные условия семьи”.

Верховный суд, соглашаясь с районными коллегами, напомнил, про статьи Жилищного кодекса – 85, 86 и 89. В них говорится следующее: когда людей выселяют из ветхого жилья, в котором они проживали по договорам соцнайма, то местная власть обязана предоставить им жилье также по договорам соцнайма. Новая квартира должна быть благоустроенной “применительно к условиям того населенного пункта”, где люди жили. А еще должна быть не меньше старой по квадратным метрам и быть в границах того населенного пункта, в котором граждане живут.

Был специальный пленум Верховного суда (N 14 от 2 июля 2009 года) по делам о применении Жилищного кодекса и по делам о выселении. Там было подчеркнуто главное положение, которое касается именно таких переселенцев из аварийного жилья, – жилье им предоставляют равнозначное по площади, и дают не в порядке улучшения их жилищных условий, а из соображений безопасности. У тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, другие критерии предоставления жилья. И в случае переселенцев из бараков эти критерии для очередников во внимание не принимаются.

Именно поэтому, подчеркнул Верховный суд, выводы районного суда, слушавшего этот спор, были верными. А райсуд решил, что новая квартира “отвечает уровню благоустроенности применительно к условиям данного населенного пункта”, да и по метражу новое жилье больше.

Суд разъяснил, что главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру”

А вот апелляция, которая в смежных комнатах новой квартиры увидела ущемление жилищных прав новоселов, неправильно применила закон. Верховный суд напомнил, что в статье 89 Жилищного кодекса сказано следующее. При предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности “предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому”.

Это условие закона городская власть выполнила, констатировал Верховный суд. А вот у апелляции “отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции”.

Итог пересмотра спора таков: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение апелляции и оставила в силе вердикт Красноармейского районного суда Волгограда.

Инфографика “РГ”: Александр Смирнов/Елена Домчева

Текст: Наталья Козлова

Российская газета – Федеральный выпуск №7447 (281)

Из аварийного жилья переселят раньше

Как ускорить?

Недавно президент Владимир Путин провёл совещание по вопросам развития строительной отрасли. В нём в режиме видеоконференции участвовали члены федерального правительства и крупные застройщики.

«Очень важно, чтобы строительные работы продолжались, но при жёстком условии соблюдения всех необходимых санитарных норм», – сказал министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев. Не должно быть, по его мнению, никаких срывов при выполнении бюджетных обязательств, а застройщикам нужно исполнить контракты в срок.

Заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин отметил, что в целях поддержки строительной отрасли в ситуации борьбы с пандемией коронавируса может быть ускорена реализация программы переселения граждан из ­аварийного жилья.

«Сегодня ряд регионов под­т­вердил, что при имеющемся финансировании на последующие годы это можно сделать», – пояснил он.

Владимир Путин предложил рассмотреть возможность перераспределения части расходов, в том числе в рамках программ переселения граждан из аварийного жилого фонда, чтобы увеличить темпы расселения. И поручил правительству просчитать возможные параметры такого манёвра, представив ­соответствующие предложения через месяц.

Читайте также:
Налог при вступлении в наследство с завещанием и без

Сколько денег пошло в регионы?

Как выяснил «АиФ» в госкорпорации – Фонде содейст­вия реформированию ЖКХ, там уже готовят свои предложения о перераспределении средств, предусмотренных для реализации программы расселения аварийного жилья, на более ранние сроки.

«Учитывая, что целый ряд регионов готов работать опережающими темпами, мы начали их финансирование для реализации этапа программы 2021–2022 гг., – рассказал председатель наблюдательного совета Фонда ЖКХ Сергей Степашин. – Уже перечислены авансы в размере 5,4 млрд рублей по заявкам 29 регионов».

Это помимо того что госкорпорация направила в субъекты РФ по авансам и реестрам контрактов по этапу 2019–2020 гг. программы 29,96 млрд рублей, по авансам и реестрам контрактов этапа 2020–2021 гг. – 10,62 млрд рублей.
«Планировалось, что с 2022 г. финансирование программы переселения вырастет почти ­в 3 раза, – отметил Сергей Степашин. – Поэтому, конечно, было бы правильным перенести часть финансирования с последующих лет на ближайшее время начиная с 2021 г. Это позволит увеличить объёмы и темпы расселения ­аварийного жилья».

Уже сейчас, по его словам, 7 регионов – Хакасия, Кабардино-Балкария, Астраханская, Новгородская, Магаданская, Саратовская и Томская области – взяли на себя обязательства досрочно расселить аварийное жильё, признанное таковым до 1 января 2017 г.

В этом году в стране 54,6 тыс. человек должны покинуть квартиры общей площадью 1 млн кв. метров в непригодных для жизни домах и переехать в новые. Однако эти планы будут пересмотрены в сторону увеличения, пообещал Сергей Степашин. Решение по поводу новых сроков и количества пере­селенцев Фонд ЖКХ примет в ближайшее время.

Темпы выше, чем намечали

Кстати, и в условиях режима ограничений, действующего практически по всей стране, строительство домов для пере­селенцев, как сказал Сергей Степашин, продолжается в большинстве регионов. Конечно, работы ведутся с соблюдением всех санитарных норм.

По состоянию на 1 апреля 2020 г. с учётом программ, финансируемых субъектами РФ за счёт собственных средств, в стране расселено 964,77 тыс. кв. метров аварийного жилья (при этом 805,74 тыс. кв. метров – перевыполнение целевого показателя 2019 г., 159,03 тыс. кв. метров – расселено в 2020 г.), переселено 59,33 тыс. человек (49,61 тыс. человек – перевыполнение целевого показателя 2019 г., 9,72 тыс. человек – переселено в 2020 г.). По данным Фонда ЖХК, план 2020 г. по расселению аварийного жилья уже выполнен на 96,48%.

Всего же с 2019 г., когда началась реализация нацпроекта «Жильё и городская среда» ­(федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» входит в него), с учётом программ, финансируемых субъектами РФ за счёт собственных средств, переселено 67,53 тыс. человек из 1,11 млн кв. метров аварийного жилья.

А впереди между тем ещё 8 месяцев. Это значит, что действительно есть потенциал, позволяющий расселять непригодное жильё быстрее, чем задумывалось ранее.

В госкорпорации нам рассказали, что нацеливают регионы активнее использовать новые механизмы расселения аварийного жилья, которые президент страны утвердил в конце прошлого года. Речь идёт о предоставлении гражданам субсидий на приобретение новых квартир, строительстве арендного жилья, софинансировании проектов развития застроенных территорий и др. Это может существенно облегчить и ускорить процесс ликвидации аварийного жилого фонда в стране и одновременно обеспечит людям большую свободу выбора и возможность улучшить ­качество жизни.

Кто в лидерах по расселению?

24 региона уже в I квартале перевыполнили целевые показатели по расселению аварийного жилья на 2020 г., установленные нацпроектом «Жильё и городская среда».

Лидирует сегодня Пермский край, где в этом году переселили 7,85 тыс. человек из аварийного жилья площадью 127,31 тыс. кв. метров (с учётом перевыполнения плана в 2019 г.). На втором месте – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, где расселено 111,39 тыс. кв. метров аварийного жилья, переселены 7,56 тыс. человек.

Как сообщил первый заместитель директора департамента строительства округа Кирилл Мыскин, всего в 2019–2025 гг. в регионе переселят 27,48 тыс. человек, проживавших в аварийных домах общей площадью 403,63 тыс. кв. метров.

«У нас есть планы завершить программу расселения аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 г., досрочно. Есть, конечно, ряд муниципалитетов, в которых такого жилья очень много. Мы им помогаем и будем помогать. Но большая часть ­муниципалитетов планируют ­завершить программу в 2022–2023 гг.», – сказал он.

На третьем месте – Ямало-Ненецкий автономный округ, где переселили 6,85 тыс. человек из аварийного жилья площадью 96,49 тыс. кв. метров.
В Курской обл. программа также набрала хорошие темпы. Целевые показатели 2020 г., по словам председателя комитета строительства Романа Денисова, уже выполнены и сейчас расселение аварийного жилья идёт уже в счёт плана 2021 г.

Читайте также:
Можно ли выписать человека "в никуда", если он не собственник жилья

«Строительная отрасль продолжает работать. Дома строятся. По этапу 2020–2021 гг. прошло контрактование, начато строительство. Причём строим сразу для переселения тех, кто попал во 2-й этап программы, и тех, кто в 3-й. В мае пойдёт активное заключение новых контрактов», – пояснил он.

В Северной Осетии – Алании тоже собираются завершить программу раньше установленного срока. «Во II квартале мы выполним целевые показатели этого года и перейдём к опережающему темпу расселения аварийного жилья, чтобы досрочно завершить программу», – сказал министр ЖКХ, топлива и энергетики республики Майран Тамаев.

В Новосибирской обл. план прошлого года перевыполнили. И в этом году тоже собираются расселить больше аварийных домов, чем планировалось. Министр ЖКХ и энергетики области Денис Архипов рассказал, что в мае запланирован переезд в новые квартиры 41 жителя города Чулыма, а летом ключи от новых квартир получат жители Купино, Черепаново и Болотного.

Программа переселения из аварийного жилья продвигается темпами сверх планки, установленной национальным проектом – первый замглавы Фонда содействия реформированию ЖКХ

Первый заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Олег Рурин дал оценку выполнения программы расселения аварийного жилищного фонда.

«Это очень масштабная программа. Если оценить ее за весь период, то из аварийного жилья переселены почти 1 млн 300 тысяч наших граждан. Это очень большой объём. Мы постоянно развиваем и совершенствуем механизмы расселения. Сейчас в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» расселение тоже идёт достаточно активно», – сказал Рурин во вторник на онлайн пресс-конференции в «Интерфаксе».

По его словам, с 2019 года расселены 233 тысячи человек, проживавших в аварийном жилье площадью 3,9 млн кв м. «Это показатели, которые превышают планку, заданную национальным проектом. На конец года мы должны были расселить 3 млн 300 тысяч кв м. Так что у нас уже есть и запас, и перевыполнение», – сказал Рурин.

Он напомнил, что Президентом РФ поставлена задача по объемам этого года выйти на расселение 130 тысяч граждан. «Если ориентироваться на этот показатель, то у нас уже расселены 97 тыс человек, что соответствует текущему уровню выполнения – 74,6%. С учётом темпов, набранных субъектами РФ по реализации этого проекта, мы ориентируемся на то, что показатель в 130 тыс граждан по итогам года будет достигнут», – отмечает Рурин.

«Это стало возможным за счёт реализации целого комплекса мер, предпринятых в начале этого года. Наиболее существенное влияние оказал запуск механизма ускоренного финансирования программ сверх текущих лимитов финансирования регионов. Мы сделали возможным использование тех кассовых остатков, которые образуются у нас в плановом порядке на конец каждого года», – сказал он.

ПЕРЕДОВИКИ ПО РАССЕЛЕНИЮ

Рурин сообщил, что в настоящее время более 30 российских регионов реализуют программу в ускоренном режиме. «Если говорить о динамике реализации программы в региональном разрезе, то четыре региона программу уже выполнили. Это – Карачаево-Черкессия, Сахалинская область, Санкт-Петербург и Севастополь. По итогам этого года, Кабардино-Балкария, Чечня и Адыгея, а также Саратовская и Магаданская области, также выйдут на завершение программы», – сказал он.

По мнению Рурина, среди этих регионов Саратовская область выглядит особым образом. «Там объективно большие объемы аварийного жилья – более 200 тыс кв м. Реализация этой программы в кратчайшие сроки – достаточно хороший результат», – считает он.

В следующем году ещё 20 регионов планируют выйти на завершение программы. «В этом плане очень помогает Правительство РФ, которое находит возможность сдвижки объёмов финансирования влево. В том году сумма сдвижки составила 50 млрд рублей, в этом году – фонд уже получил 13 млрд. Сейчас рассматривается вопрос о возможности предоставления дополнительных объёмов финансирования до 79 млрд рублей», – сказал Рурин.

ОСОБЕННОСТИ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА

Первый замглавы Фонда отметил, что в 2022 году будет происходить объединение с Фондом дольщиков. «Это влечёт за собой дополнительные мероприятия, которые будут направлены на снижение рисков с тем, чтобы ритмичный ход реализации программы переселения не был нарушен. Напомню, что именно сегодня в Государственной думе в первом чтении рассматривается законопроект об объединении фондов», – сказал Рурин.

Другой важной задачей является развитие института комплексного развития территорий. «Мы имеем возможность предоставлять средства, которые направляются застройщикам по программе переселения из аварийного жилья. Именно в этом году механизм начал запускаться. Утвержден соответствующий закон. И Фондом одобрены две заявки на использование средств – в Марий Эл и Мурманской области», – сказал он.

Планируется, что до конца текущего года ещё восемь регионов подадут в фонд заявки на использование средств.

«Если говорить о перспективах следующего года, то до 30 регионов планируют активно использовать механизмы комплексного развития территорий. При этом следует отметить, что мы говорим о механизме комплексного развития территорий жилой застройки», – сказал Рурин.

Читайте также:
Как отключить радиоточку в квартире в Москве через госуслуги 2021

Первый замглавы фонда также высказал своё мнение о причине недостаточно активного развития наёмного жилья.

«У нас высокий уровень выкупной стоимости за то жилье в аварийном фонде, которое принадлежит гражданам. Соответственно, потратив деньги на выкупную стоимость, у регионов просто не остаётся ресурсов для того, чтобы инвестировать их в строительство наёмного жилья. Если мы выплачиваем высокую выкупную стоимость, и строим наемное жилье, то фактически удваиваем объём расходов по программе. Это основная причина, которая сдерживает активное развитие наёмного жилья», – сказал Рурин.

Как в Подмосковье реализуются программы переселения из аварийного жилья

Аварийный дом в Подольске

Почти миллион человек в Московской области нуждается в переселении из аварийного и ветхого жилья. Это те, кто проживают в бараках, малоэтажных домах, построенных в годы войны, и хрущевках. Системная работа по улучшению условий проживания в Подмосковье ведется в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и инвестиционных соглашений. О том, как идет процесс обеспечения жителей региона современными и комфортными квартирами, читайте в материале портала mosreg.ru.

Программы переселения из аварийного жилья

Аварийную трубу проверили при помощи квадрокоптера в Дедовске

Переселение жителей из аварийного жилья в Подмосковье походит в рамках двух программ: адресной региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2016-2021 годы» и госпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Московской области на 2019-2025 годы». Они финансируются из федерального бюджета, средств консолидированного бюджета Московской области и бюджетов муниципалитетов.

До недавнего времени расселению подлежали только дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Но в конце сентября 2021 года Президент России Владимир Путин поставил задачу ускорить реализацию программы расселения аварийного жилья. В связи с этим в нее также должны войти дома, признанные аварийными на январь 2021 года.

Сколько аварийного жилья в регионе

Аварийный дом снесли в Талдоме

По информации пресс-службы регионального Министерства строительного комплекса, на конец октября 2021 года общий объем аварийного жилищного фонда в Московской области составляет 14,1 тыс. аварийных помещений общей площадью 628 тыс. квадратных метров. Это 1 262 аварийных дома в 44 городских округах, где проживают более 35 тыс. человек.

Антилидерами по количеству аварийного фонда остаются следующие городские округа: Шатура (108 315,14 кв. м), Сергиево-Посадский (79 878,59 кв. м), Дмитровский (38 117, 35 кв. м), Богородский (24 317,47 кв. м) и Жуковский (23 882,50 кв. м). Некоторые из этих муниципалитетов также являются лидерами по объемам расселения жилых помещений, признанных аварийными и включенных в региональные программы по переселению и нацпроект. Так, до 2025 года в Сергиево-Посадском округе планируется расселить более 55 тыс. кв. м, в Дмитровском – 41,7 тыс. кв. м, в Шатуре – 32,3 тыс. кв. м.

Темпы расселения

Два аварийных дома снесли в Электрогорске

Всего в Московской области в 2019 году в новое жилье переехали 1,8 тыс. человек, в 2020 – 2,8 тыс. человек. В период с 2021 по 2025 год планируется расселить еще 385,6 тыс. кв. м в 41 городском округе. Обладателями современных комфортных квартир за это время станут более 23 тыс. человек.

Так как основной запрос жителей региона – увеличение объемов и темпов расселения, Московская область поступательно наращивает темпы в этом направлении. В 2019 году было расселено 48,5 тыс. кв. м, в 2021 планируется расселить уже более 52,2 тыс. кв. м аварийного жилья, в 2022 – 68,3 тыс. кв. м.

С начала 2021 года фактически расселено более 35,5 тыс. кв. м аварийного фонда. Переехать в новое современное жилье смогли 826 семей – это около 2,1 тыс. человек. До конца года будет расселено еще более 16,5 тыс. кв. м аварийного жилья, в котором проживает около 800 граждан.

В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» не предусмотрено расселение в следующих муниципалитетах: Балашиха, Власиха, Восход, Дзержинский, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Звездный городок, Королев, Котельники, Ленинский, Лотошино, Лыткарино, Молодежный, Протвино, Реутов, Химки, Черноголовка, Шаховская.

Соцнайм или собственность

Дом для переселенцев из аварийного жилья построят в Дмитровском городском округе

В Московской области в рамках программы переселения из аварийного жилья возводится много новых МКД, также за счет бюджетных средств приобретаются квартиры в строящихся домах и выкупаются жилые помещения на вторичном рынке.

Если квартира находится в соцнайме, то с нанимателем оформляется договор социального найма на новое жилье. Ему обязаны предоставить жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому. Новое жилье должно находиться в черте того же населенного пункта и не может быть менее благоустроенным, чем то, в котором гражданин проживал раньше.

Читайте также:
Как составить договор аренды на гараж между гражданами

Если жилое помещение в аварийном доме находится в собственности, то с его владельцем может быть оформлен договор мены. Законом предусмотрена возможность предоставления по соглашению с собственником взамен изымаемого жилья другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. То есть взамен старой квартиры государство может предложить жильцам другую. Но если рыночная стоимость предлагаемой квартиры окажется выше рыночной стоимости изымаемого жилья, необходимо будет доплатить эту разницу. Также владелец квартиры при расселении аварийного дома может получить денежную компенсацию за имеющееся у него жилье.

Программа реновации

Чтобы ускорить переселение граждан в комфортные квартиры в Подмосковье, весной 2021 года был запущен подготовительный этап глобальной программы реновации жилья. По информации пресс-службы регионального Министерства жилищной политики, к ее реализации будут привлекаться частные инвесторы. На месте бараков и ветхого малоэтажного жилья в ближайшие годы должны появиться современные многоквартирные дома. На данном этапе в Министерстве готовят большие пакеты документов – мастер-планы, в которых подробно будет описано, какими будут новые дома, с какими фасадами, коридорами, кухнями и остальным обустройством.

По словам министра жилищной политики Московской области Инны Федотовой, очень важно не только построить жилье, но и обеспечить его социальной инфраструктурой. Так как это будет внебюджетное финансирование, то застройщики получат заказы через конкурсы и аукционы.

«Стартует пилот после обсуждения этих вопросов с жителями и с учетом итогов их голосования на «Доброделе». И только после этого уже конкретные какие-то территории мы обозначим и вынесем на аукцион», – сообщила Федотова.

Вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья

Что такое аварийное жилье?

К данной категории можно отнести здание либо жилую площадь, больше половины помещений и несущих конструкций которых являют собой реальную угрозу состоянию здоровья или жизни проживающих на территории.

Важнейшим отличием данных категорий (аварийного от ветхого) является такая степень изношенности в аварийном помещении, которая способна привести к обвалу конструкции или ее частей. Степень негодности в данном случае также определяется теми же органами, и переселение происходит по одной схеме.

Каким документом определяется порядок признания домов аварийными?

Порядок признания дома аварийным, помещения непригодным для проживания установлен ч. 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российский Федерации, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российский Федерации от 28.01.2006 № 47

К чьей компетенции относится признание дома аварийным?

Признание дома аварийным относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Данная комиссия создается Федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

Какой порядок признания помещения жилым помещением, жилого

помещения непригодным для проживания и многоквартирного

дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции?

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения (п.42 постановления Правительства Российской Федерации № 47).

Каким органом принимается решение о признании дома аварийным?

Решение о признании дома аварийным принимается органом местного самоуправления на основании заключения соответствующей межведомственной комиссии. При принятии решения о признании дома аварийным (в срок 30 дней с момента подачи заявления о признания его таковым), также должны быть определены сроки отселения жильцов и дальнейший порядок использования дома.

Читайте также:
Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Кем и как может быть обжаловано решение о признании дома аварийным?

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Кем производится оценка и обследование помещения в целях признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции?

Оценка и обследование осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия). Комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда создает орган местного самоуправления в установленном им порядке. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, а также в случае необходимости – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии.

В состав комиссии в обязательном порядке включаются эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Какие документы необходимо предоставить в комиссию для признания дома аварийным?

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением – проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, – в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания – по усмотрению заявителя.

Каким образом собственники должны быть уведомлены о начале работы комиссии?

В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда или многоквартирного дома, орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до дня начала работы комиссии обязан в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала направить собственнику оцениваемого имущества, и правообладателю такого имущества уведомление о дате начале работы комиссии, а также разместить такое уведомление на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Каким образом происходит переселение собственников жилых помещений из аварийного жилого фонда?

В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Каким образом происходит переселение нанимателей жилых помещений из аварийного жилого фонда?

В соответствии со ст. 89, 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 – 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Возможно ли улучшить условия проживания при расселении из аварийного жилья?

Мероприятия по расселению жителей из аварийного жилищного фонда носят компенсационный характер, направлены на ликвидацию аварийного жилищного фонда и не являются улучшением жилищных условий.

При этом, для собственников жилых помещений допустимо улучшение жилищных условий при условии доплаты соответствующей разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого жилого помещения.

Читайте также:
Временная регистрация ребенка по месту пребывания

В чьем ведении находится решение вопросов по расселению аварийного жилья?

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» практическое решение организационных вопросов по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, находится в ведении органов местного самоуправления.

Каким органом может быть обжаловано решение по расселению аварийного жилья?

Решение по расселению аварийного и подлежащего сносу дома может быть обжаловано в суде общей юрисдикции в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Заявитель занимает жилое помещение по договору соцнайма. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ

При переселении граждан, занимающих жилые помещения на основании договоров социального найма в домах, подлежащих сносу, применяются нормы статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в соответствии с которыми предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В случае, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-89 ЖК РФ, благоустроенное жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Заявитель (собственник жилого помещения) проживает в аварийном доме. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ

Переселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Кроме того, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

В случае если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Заявитель (собственник жилого помещения) проживает в доме, не признанном аварийном. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений в домах, не признанных в установленном порядке аварийными, с учетом норм ч. 6 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется застройщиком на основании общих договорных норм гражданского законодательства Российской Федерации.

По согласованию с собственником жилого помещения ему может быть выплачено возмещение за принадлежащее ему жилое помещение либо взамен принадлежащего ему жилого помещения предоставлено по договору мены другое жилое помещение.

При этом с учетом норм ст. 421, 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации условия соответствующего договора определяются по усмотрению сторон, в том числе путем проведения переговоров о заключении договора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: