Защита прав несовершеннолетних детей в РФ – основные структуры и законы

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей

Ребенок имеет права, предписанные не только национальным, но и международным законодательством.

Защищать права и интересы ребенка должны родители и государство в лице органов власти. За нарушение законных интересов ребенка предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Про то, как осуществляется порядок защиты прав и интересов ребенка читайте ниже.

Нормативно-правовое регулирование

На законодательном уровне защиту прав несовершеннолетних детей обеспечивают следующие нормативные правовые акты:

Ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество, жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и проживать совместно с ними, беспрепятственно общаться с родителями и иными родственниками, получать образование, выражать свое мнение, получать содержание от обоих родителей. Защиту прав и законных интересов ребенка обеспечивают родители, государственные органы и суд.

Защита прав и интересов ребенка

Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.

Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.

Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.

Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.

Государственные органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

Семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений родителей и иных лиц.

Осуществляют защиту прав ребенка от таких злоупотреблений:

  • орган опеки и попечительства;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокуратура;
  • органы внутренних дел;
  • суд.

Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка.

Любое лицо, которому стало известно о возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка, должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства.

После получения информации о нарушении прав ребенка орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры для защиты прав и интересов несовершеннолетнего.

В функции органа входит не только защита прав ребенка, но и обеспечение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дача заключения о целесообразности лишения родительских прав, участие в судебных заседаниях по делам о защите прав ребенка и в исполнении решений суда, а также иные функции.

Органы опеки и попечительства вправе посещать семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью.

Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранений причин, способствующих совершению преступлений, помощь в реабилитации детям, которые оказались в тяжелой или опасной для них жизненной ситуации.

Комиссии наделены следующими обязанностями:

  • предъявление в судебный орган искового заявления о лишении и ограничении родительских прав;
  • обеспечение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних детей;
  • в определенных случаях контроль за воспитанием, развитием и содержанием ребенка;
  • иные компетенции.

Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка, вправе:

  • подавать в суд исковое заявление о лишении или же ограничении родительских прав, а также иск о восстановлении имущественных или личных прав несовершеннолетнего ребенка;
  • предъявлять в суд постановление об отмене усыновления;
  • присутствовать на судебных заседаниях по делам о защите прав несовершеннолетнего.

Основными направлениями деятельности прокуратуры в сфере защиты прав детей являются:

  • надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей, об образовании, об охране их жизни и здоровья;
  • пресечение случаев жестокого обращения с ребенком;
  • другие направления информации.

Органы внутренних дел принимают участие в принудительных мероприятиях, связанных с защитой детей. Например, участвуют в отобрании детей из неблагополучных семей или разыскивают лиц, которые уклоняются от исполнения решения суда.

Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.

Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.

Читайте также:
Кому положены льготы по оплате капитального ремонта

В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.

В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).

Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:

  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.

Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.

Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.

К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.

В ходе судебного заседания суд заслушивает мнения сторон, ребенка, если ему исполнилось 10 лет, оценивает представленные доказательства и выносит решение по делу.

Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка

Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.

Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.

За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.

Профессиональная юридическая помощь

В случае возникновения опасной ситуации для физического или психологического здоровья ребенка каждый родитель будет делать все от него зависящее, чтобы защитить его.

В стрессовой ситуации родителю бывает сложно самостоятельно грамотно составить исковое заявление или собрать необходимые документы.

Юристы по семейным спорам компании «Юридическое агентство», обладая необходимыми компетенциями и теоретическими знаниями, помогут Вам защитить права и интересы ребенка.

На очной консультации в компании Вы совместно прорабатываете правовую позицию, после чего юрист составляет исковое заявление, собирает необходимые документы и подготавливает доказательства для предъявления их в суде.

После направления искового заявления в суд, юрист может выступать как представитель по доверенности, защищая родительские права и интересы Вашего несовершеннолетнего ребенка.

Права несовершеннолетних

Семейный кодекс Российской Федерации

Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

См. комментарии к статье 54 СК РФ

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в пункт 2 статьи 55 внесены изменения

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

См. комментарии к статье 55 СК РФ

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Читайте также:
Какие льготы положены пенсионерам после 80 лет

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

См. комментарии к статье 56 СК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в статью 57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2008 г.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

См. комментарии к статье 57 СК РФ

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия – по фамилии матери.

См. комментарии к статье 58 СК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 140-ФЗ в статью 59 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

О перемене имени лицами, достигшими четырнадцати лет, см. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ

См. комментарии к статье 59 СК РФ

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Читайте также:
Увольнение инвалида 3 группы по инициативе работодателя

О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение см. Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

Государственные субсидии на поддержку сельского хозяйства

2. Виды и порядок предоставления

государственной помощи сельскому хозяйству

8. Государственная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств субъектов Российской Федерации. В соответствии с ПБУ 13/2000 (п. 1) государственная помощь признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов. Государственная помощь предоставляется коммерческим организациям в виде:

бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество);

Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ определены понятия субвенции и субсидии.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (субвенции, выделяемые из федерального бюджета для финансирования мероприятий по проведению государственных закупочных интервенций в отношении продовольственного зерна и т.п., субвенции, предоставляемые их бюджетов субъектов Российской Федерации, например в Калужской области – на строительство (приобретение) жилья для работников сельского хозяйства).

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений, дотации на производство продукции растениеводства и животноводства, страхование сельскохозяйственных культур и т.п.).

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Целевое использование бюджетных средств регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными документами субъектов Российской Федерации.

9. Государственная помощь по финансированию сельского хозяйства осуществляется как на возвратной основе (лизинговый фонд для приобретения новой техники и оборудования, покупки племенных животных, льготное кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве, создание федеральных фондов семян и средств защиты растений, создание федерального фонда ветеринарных препаратов для ликвидации эпидемий и других массовых заболеваний животных и птицы), так и на безвозвратной основе (инвестиции на целевые мероприятия, включая затраты на мелиорацию, компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений, субсидии на производство льна и конопли, на поддержку племенного животноводства, возмещение из федерального бюджета разницы в процентах по ставкам по льготным кредитам и др.).

Особенности бюджетного финансирования предполагают разные методологические подходы к отражению операций в бухгалтерском учете.

10. Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных отраслей сельскохозяйственного производства утверждается ежегодно Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете” на очередной финансовый год.

Порядок предоставления субсидий и других видов государственной помощи на поддержку сельского хозяйства и других отраслей АПК из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается ежегодно соответствующими структурами органов местной и региональной власти.

11. Финансирование субсидий осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на основании заключенных с ними соглашений. Финансирование субсидий и других видов государственной помощи на поддержку сельского хозяйства и других отраслей АПК из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

12. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета на основании сводной бюджетной росписи доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержденные в установленном порядке объемы финансирования субсидий по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

13. Фактические объемы финансирования субсидий по субъектам Российской Федерации определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании сводных справок-расчетов, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

14. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации устанавливает и доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации размеры (ставки) субсидий на соответствующие виды расходов, формы справок-расчетов на получение субсидий, порядок их заполнения и представления, перечень документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, а также форму перечня получателей субсидий.

15. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заключенных соглашений утверждают перечни получателей субсидий по отдельным отраслям сельскохозяйственного производства, осуществляют исчисление субсидий и перечисление денежных средств получателям субсидий через лицевые счета, открытые органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в органах федерального казначейства в установленном порядке.

Читайте также:
Список профессий госслужащиих: кто к ним относится и какие льготы у них есть

16. Получателями субсидий могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также предприниматели без образования юридического лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции.

17. Основанием для расчета и выплаты субсидий являются фактически произведенные за отчетный период текущего финансового года расходы, на которые предоставляются субсидии, подтвержденные соответствующими первичными документами.

18. Получатели субсидий ежеквартально представляют в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации справки-расчеты на выплату субсидий, а также заверенные в установленном порядке копии документов (договоров купли-продажи, счетов-фактур, платежных документов, накладных на товары и др.), подтверждающих расходы, связанные с поставкой товаров, выполнением работ и оказанием услуг.

19. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании справок-расчетов, представленных получателями субсидий, составляют и заверяют сводные справки-расчеты отдельно по каждому виду субсидий, которые направляются в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

20. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на основании проверенных и утвержденных им сводных справок-расчетов, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах ежемесячно утверждаемых объемов финансирования расходов федерального бюджета составляет реестры на выплату субсидий по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, которые представляются Министерству финансов Российской Федерации.

По представлении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации указанных документов Министерство финансов Российской Федерации направляет управлениям федерального казначейства по субъектам Российской Федерации реестры на финансирование субсидий в порядке, установленном для исполнения федерального бюджета.

21. Управления уведомляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о поступлении средств федерального бюджета на указанные цели путем предоставления выписки из их лицевых счетов.

По получении выписки из лицевого счета органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в управления платежные поручения на перечисление денежных средств получателям субсидий, а также документы, являющиеся основанием для платежа (соглашения, утвержденные перечни получателей субсидий по отдельным отраслям сельскохозяйственного производства, справки-расчеты по видам субсидий, а также документы, на основании которых они были составлены).

22. Управления в соответствии с платежными поручениями осуществляют перечисление денежных средств на счета получателей субсидий, открытые в кредитных организациях, и отражают соответствующие кассовые операции на лицевых счетах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При необходимости, кассовый расход федерального бюджета при финансировании субсидий, предназначенных для предприятий и организаций, поименованных в реестре вышестоящего органа федерального казначейства, осуществляется путем перечисления средств федерального бюджета со счетов отделений федерального казначейства на счета этих предприятий и организаций, открытых в учреждениях банков, с отражением этих расходов по главе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

23. Отражение в бухгалтерском учете предоставленных субсидий из федерального бюджета осуществляется получателями субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами, которые применяются в отношении подлежащих признанию в бухгалтерском учете бюджетных средств.

24. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляют в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчетность по установленной форме, заверенную в соответствующих органах федерального казначейства.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в установленном порядке представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчетность в установленные сроки.

25. Контроль за достоверностью документов, подтверждающих фактические объемы произведенных получателями субсидий соответствующих затрат, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контроль за правильным исчислением и выплатой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, а также за целевым использованием бюджетных средств осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют финансовый контроль согласно бюджетному законодательству Российской Федерации.

26. Основные субсидии из федерального бюджета (перечень может ежегодно корректироваться) предоставляются на следующие виды расходов:

а) поддержка северного оленеводства:

– на содержание животных в хозяйствах, занимающихся разведением северных оленей, по установленной ставке на 1 голову северного оленя, исходя из учтенного органами государственной статистики поголовья на начало текущего года;

б) поддержка племенного животноводства:

– на содержание высокопродуктивного племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в племенных и генофондных хозяйствах, включенных в перечень, утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по установленной ставке на одну условную голову;

– на содержание племенного маточного поголовья пушных зверей, включенных в перечень, утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по установленной ставке на одну условную голову;

– на содержание племенных быков-производителей на предприятиях по племенной работе и искусственному осеменению животных по установленной ставке на одну условную голову;

в) поддержка отечественного овцеводства:

– на содержание маточного поголовья овец и коз (включая ярок от года и старше) в хозяйствах, занимающихся разведением овец и коз, по установленной ставке на одну голову овцематки и козоматки, исходя из учтенного органами государственной статистики поголовья на начало текущего года. При отсутствии статистических данных о наличии маточного поголовья овец и коз в крестьянских (фермерских) хозяйствах для определения маточного поголовья овец и коз применяется коэффициент 0,6 к общему их поголовью на начало отчетного периода;

Читайте также:
Как насчитываются налоговые льготы для пенсионеров в 2021 году

г) поддержка элитного семеноводства:

– на приобретение элитных семян сельскохозяйственных растений для размножения и проведения сортосмены, сортообновления у юридических и

27. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации могут выделять средства государственной помощи на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственных культур, на льготное кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве, инвестиционные кредиты на целевые мероприятия и т.д.

28. Субсидии и другие виды государственной помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются в каждом субъекте решением соответствующих структур органов власти субъекта, например в Калужской области – на государственную поддержку кадрового потенциала сельскохозяйственного производства, на государственную поддержку программ и мероприятий по развитию животноводства и т.д.

Поддержка фермеров и кооперативов

На какую поддержку может претендовать фермер или сельскохозяйственный потребительский кооператив, какие критерии необходимо соблюсти и сколько денег можно получить по программам государственной поддержки?

Меры поддержки:

— Грант на поддержку начинающего фермера;

— Грант для семейных животноводческих ферм;

— Субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам;

— Грант для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива;

ГРАНТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ФЕРМЕРА

Предпринимателю, который зарегистрировал КФХ в последние 2 года, подойдёт грант для начинающего фермера.

Чтобы претендовать на грант, фермер должен:

— быть зарегистрирован как глава КФХ в сельской местности не больше 24 месяцев с момента регистрации;

— перед подачей заявки удостовериться, что КФХ подходит под требования микропредприятия;

— предоставить в региональную конкурсную комиссию комплект документов, установленный региональным порядком предоставления грантовой поддержки.

Максимальный размер гранта для начинающего фермера составляет 3 млн рублей для разведения КРС. Для других видов деятельности – не более 1,5 млн рублей.

Правила распоряжения средствами устанавливает Минсельхоз России.

Как аграрий может распорядиться полученными деньгами:

— купить земельный участок;

— разработать проектные документы для строительства или реконструкции производственных помещений;

— купить или отремонтировать складские и производственные здания;

— купить сельхозтехнику или инвентарь;

— купить посадочный материал для закладки многолетних насаждений, включая виноградники.

В случае получения средств гранта глава КФХ обязан создать по 1 рабочему месту на каждый полученный миллион рублей.

Средства гранта подлежат использованию в течение 18 месяцев со дня поступления на счёт грантополучателя. При этом в любом из видов приобретаемого имущества/оплачиваемых услуг доля собственных средств КФХ должна составлять не менее 10%.

ГРАНТ ДЛЯ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ

Если у человека уже есть ферма по разведению животных или птицы, ей больше двух лет и хотя бы два члена этого КФХ находятся в родстве друг с другом (включая главу хозяйства), ему подойдёт грант для развития семейных животноводческих ферм.

Чтобы получить деньги по программе для семейных ферм, нужно:

— быть зарегистрированным как глава КФХ в сельской местности более 24 месяцев на дату подачи заявки на участие в конкурсном отборе по предоставлению средств гранта;

— перед подачей заявки удостовериться, что КФХ подходит под требования микропредприятия;

— иметь в членах КФХ хотя бы одного родственника, за исключением самого главы КФХ;

— предоставить в региональную конкурсную комиссию комплект документов, установленный региональным порядком предоставления грантовой поддержки.

Личных вложений фермера в приобретаемое имущество должно быть не менее 40%, из которых до 20% может быть предоставлено из бюджета региона.

Семейная животноводческая ферма может получить до 30 млн рублей на разведение крупного скота мясного или молочного направления. Для других видов деятельности предусмотрено выделение не более 21,6 млн рублей.

Деньги можно потратить по следующим направлениям:

— разработать строительную документацию;

— построить или модернизировать ферму;

— построить или реконструировать объекты по переработке сырья;

В случае получения господдержки глава КФХ обязан создать не менее 3 новых постоянных рабочих мест.

На использование средств гранта предусмотрено 24 месяца.

И в случае грантовой поддержки для начинающих фермеров, и в случае получения грантовой поддержки на развитие семейной животноводческой фермы грантополучатель обязан в течение 5 лет вести предпринимательскую деятельность, на которую получен грант, и сохранить созданные рабочие места. Кроме того, глава хозяйства не может продать, подарить, сдать в аренду или обменять имущество, приобретённое за средства гранта.

Через два года после полного освоения средств, вне зависимости от направления грантовой поддержки, аграрий может претендовать на получение гранта на развитие семейной животноводческой фермы повторно.

В рамках национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разработан федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

ГРАНТ «АГРОСТАРТАП»

Для тех, кто только начинает бизнес в сельском хозяйстве или ещё не начал, но планирует работать, предусмотрен грант «Агростартап». В отличие от варианта для начинающего фермера, этот вид поддержки может получить владелец ЛПХ, но только при условии, что в течение 15 дней после победы в конкурсе он зарегистрирует КФХ.

Читайте также:
Налог на недвижимость с пенсионеров с 2021 года - последние новости

Претендент на «Агростартап», как и в случае с поддержкой начинающего фермера, не должен вести предпринимательскую деятельность в последние три года.

Деньги выдаются на условиях софинансирования, где 10% – это собственные средства получателя. Предпочтение при проведении конкурса на стартапы отдают бизнес-планам по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства в регионе.

Грантополучатель «Агростартапа» должен создать как минимум 1 рабочее место при получении поддержки на сумму до 2 млн рублей и как минимум 2 рабочих места – для поддержки на сумму более 2 млн рублей. По «Агростартапу» можно получить до 3 млн рублей, а если фермер планирует стать членом кооператива, то до 4 млн рублей. В последнем случае часть средств в размере не более 50% от суммы гранта должна быть внесена в неделимый фонд кооператива.

Грант можно потратить по тем же направлениям, что и деньги по программе для начинающего фермера.

Грант для начинающего фермера и поддержку «Агростартап» можно получить только один раз, освоить деньги нужно в течение 18 месяцев после перевода средств.

СУБСИДИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ КООПЕРАТИВАМ

В рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» сельскохозяйственным потребительским кооперативам, вне зависимости от продолжительности регистрации, предоставляются субсидии на возмещение:

— затрат, связанных с приобретением имущества для последующей передачи (реализации) в собственность членов кооператива с 50%-ной скидкой. При этом размер поддержки не должен превышать 3 млн руб. на 1 кооператив;

— затрат, связанных с приобретением техники, оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, мобильных торговых объектов для оказания услуг членам кооператива. Кооператив может приобрести технику с 50%-ной скидкой. При этом размер поддержки не должен превышать 10 млн руб. на 1 кооператив.

Указанная мера поддержки создаёт очевидные преимущества для членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, позволяя им через СПоК приобретать со скидками технику и иное имущество, а также реализовывать в кооператив свою продукцию по более высокой цене.

ГРАНТ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

Более сложный вариант – грант для сельскохозяйственных кооперативов – подойдёт опытным участникам рынка

Кооператив должен действовать не менее 12 месяцев, получать 70% прибыли за счёт сбыта производимой продукции, а также объединять хотя бы 10 сельхозпроизводителей.

В рамках этой меры кооператив может получить 70 млн рублей. При этом стоит учитывать, что средства гранта – это лишь 60% от того объёма, который следует потратить на реализацию проекта, направленного в региональную конкурсную комиссию. То есть в любом из приобретаемых активов доля средств кооператива не должна быть менее 40%.

В свою очередь, с 2018 года 20% из собственных средств кооператив может возместить через бюджет региона.

Основные критерии, предъявляемые к СПоК – претендентам грантовой поддержки:

— не менее 12 месяцев с даты регистрации;

— кооператив объединяет не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства);

— у кооператива есть план по развитию и по расходам средств;

— кооператив осуществляет деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод, а также продуктов переработки указанной продукции;

— не менее 70% выручки в СПоК формируется за счёт осуществления перерабатывающей и (или) сбытовой деятельности указанной продукции.

Деньги можно потратить на следующие направления:

— строительство, реконструкция и модернизация производственных объектов;

— приобретение и монтаж оборудования и техники;

— покупка специализированного транспорта.

В случае получения гранта кооператив обязан создать по 1 рабочему месту на каждые 3 млн рублей.

Через год после освоения средств кооператив может снова принять участие в конкурсном отборе на получение гранта.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Получить бесплатную консультацию по этой и другим программам поддержки МСП можно в Центрах «Мой бизнес», в Центрах компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в вашем регионе, а также в региональных органах АПК.

Государственные меры поддержки

Здесь вы найдете материалы о государственных мерах поддержки малого и среднего бизнеса.

Льготный кредит по ставке до 7,75%

Получить кредит можно до 2024 года в любом из отделений уполномоченного банка.

Банки, участвующие в льготной программе

На сегодняшний день в программе задействовано уже 99 кредитных организаций.

Микрозайм для бизнеса

Предоставление МСП микрозаймов до 5 млн рублей по льготной ставке на срок не более 3 лет.

Поддержка инноваций и производства

Одним из способов развития новых промышленных и инновационных проектов является предоставление готовой инфраструктуры и льготного доступа к ней.

Поддержка МСП в моногородах

В настоящее время в России официально зарегистрирован 321 моногород. На какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес в моногородах?

Кредиты под залог ИС и субсидии

На возмещение бизнесу части расходов по таким кредитам государство предоставляет субсидии.

Читайте также:
Можно ли продать земельный участок выделенный многодетной семье

Кредит под госгарантию

Банки не всегда одобряют предпринимательский кредит, если отсутствует имущество для залога. Тут на помощь может прийти государство и стать поручителем.

Оборудование в льготный лизинг

Как выгодно арендовать или приобрести оборудование для своего бизнеса.

Субсидии на сельское хозяйство

Представители власти заинтересованы в развитии сельского хозяйства. Основным способом господдержки считается льготное кредитование, но в 2021 году будут действовать новые субсидии для сельского хозяйства. В этом материале мы рассмотрим основные субсидии на сельское хозяйство и дадим ответы на главные вопросы.

Государственная поддержка увеличивает количество производителей продукции, способствует снижению цен, снижает убытки аграриев при низком урожае. Кроме того, субсидии на развитие сельского хозяйства позволяют товаропроизводителям правильно распределять финансы. При отсутствии субсидирования рост в этой отрасли будет минимальным. Главные цели субсидирования:

  • обеспечение сектору АПК финансовой стабильности;
  • увеличение конкурентоспособности реализуемых товаров;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • увеличение количества аграриев в сельских местностях;
  • продвижение отечественных производителей на внешние рынки;
  • продовольственная независимость страны.

Поддержка сельского хозяйства. Виды

Объектам сельского хозяйства субсидии предложены в разных видах. Государственная помощь предоставляется организациям в форме:

  • субвенций;
  • бюджетных кредитов;
  • грантов;
  • разовых субсидий;
  • помощи при лизинге;
  • денежных средств.

Субвенция предоставляется предприятиям на определенные целевые расходы. Бюджетные средства предложены на безвозвратной основе. Выделяются субвенции на строительство объектов сельского хозяйства, приобретение жилья для аграриев.

Бюджетные кредиты направлены на обновление производственно-хозяйственной линии. Деньги могут выдаваться аграриям на возвратной основе.

Помощь при лизинге предусматривает покупку техники, оборудования для объектов сельского хозяйства.

Помощь в виде грантов предназначена для стимуляции прогресса фермерских хозяйств. Гранты выдаются на строительные цели, установку необходимых коммуникаций или приобретение земельных наделов. При этом виде субсидирования получатель должен сообщать о способах использования средств.

Разовые субсидии предназначены для покупки объектов недвижимости, прокладки коммуникационных систем. Деньги выделяются на покупку грузового транспорта, организацию крестьянско-фермерских хозяйств.

Государственная помощь предоставляется на безвозвратной основе (затраты на мелиорацию, поддержка племенного животноводства, компенсация на приобретение средств химзащиты растений). Помощь на возвратной основе – это льготное кредитование, лизинговый фонд на покупку оборудования, техники.

Виды субсидий и грантов по животноводству:

Товаропроизводителям и организациям АПК

Компенсация содержания и выращивания КРС, свиней, овец, лошадей, кроликов, рыбы и птицы

2200 руб. за единицу

Предприятиям, которые специализируются по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных

Компенсация затрат на содержание племенных быков возрастом от 16 мес., прошедших проверку качества потомства

60 тыс. рублей за 1 голову

Реализация рыбопосадочного материала

Сельскохозяйственным товаропроизводителям и предприятиям сферы АПК

Частичная компенсация расходов на покупку племенных животных

До 50% фактической цены

Предприятиям, занятым выращиванием животных

При покупке телок молочной породы, за кг живого веса

На уровне РФ — 70 руб., на уровне регионов — 60 руб.

При покупке племенного маточного поголовья, за кг живого веса

На уровне РФ — 85 руб., на уровне регионов — 20 руб.

Покупка племенных быков мясного направления, за кг живого веса

На уровне РФ — 50 руб., на уровне регионов — 10 руб.

Другие животные живым весом

Зависит от региона

Эмбрионы и семя

В зависимости от размера стада. Регионы компенсируют до 50% суммы

Основные программы поддержки сельского хозяйства

Государственная поддержка и субсидии на развитие сельского хозяйства способствуют снижению уровня безработицы, расширению рынка поставок. Правительство РФ считает, что развитие объектов сельского хозяйства перспективно в следующих направлениях:

  • животноводство;
  • растениеводческая деятельность;
  • рациональное использование земельных участков;
  • создание малых крестьянских хозяйств;
  • переработка отходов;
  • инновации в сфере изготовления продукции для производителей.

С 2021 года появляется новый государственный грант “Агропрогресс”. Этот инструмент господдержки подойдет представителям малого бизнеса с опытом работы в сельской местности более 2-х лет. Денежные средства бизнесмены смогут направлять на строительство новых объектов, их комплектацию спецтранспортом, техникой и оборудованием. Предприниматели смогут потратить грант на приобретение птицы, животных, рыбы.

Программы поддержки сельского хозяйства предложены в таких видах:

  • гранты;
  • кредитование;
  • субсидирование;
  • возврат финансов, потраченных на строительство объектов.

Долгое время действует государственный проект “Лучший фермер”. Участвуют в этом проекте бизнесмены, которые долгое время поставляют на рынки сельскохозяйственную продукцию. Победитель проекта может рассчитывать на повышенную субсидию, финансовую помощь. Повышенная субсидия доступна при условии модернизации производственных линий.

Решение для автоматизации бизнес – процессов в сельском хозяйстве. Для птицеводческих, животноводческих, мукомольно – крупяных, молокоперерабатывающих и других предприятий.

  • Оперативный сбор данных и контроль показателей;
  • Отраслевой учет полей, животных и продукции, расчёт себестоимости;
  • Мониторинг работы сельскохозяйственной техники;
  • Интеграция с государственными системами.

В 2021 году изменился принцип распределения государственной помощи. Единая региональная субсидия состоит из дотаций на кредиты, выплат по страховкам. В этом году вся сумма будет переведена в бюджеты субъектов РФ.

Все особенности льготного государственного кредитования:

  • деньги получают предприятия, которые дают стабильную прибыль;
  • заемщики не должны иметь просрочек по оформленным кредитам;
  • государство возмещает 100 ключевой ставки;
  • банковские организации определяет Минсельхоз;
  • самая большая сумма кредита не превышает 40 миллионов рублей;
  • сроки кредитования – до 8 лет.
Читайте также:
Государственные субсидии на поддержку сельского хозяйства

На 2021 год запланирована господдержка по уплате части процентов оформленных инвестиционных кредитов. На эти цели государство выделяет 20,6 млрд рублей.

Для поддержки МСП государство предлагает развитие сельского хозяйства в регионах со сложным климатом. Будет внедрена программа по поддержке строительства объектов сельскохозяйственного назначения. Субсидирование из бюджета составит минимум 50% от стоимости строительства.

Если не обращать особенного внимания на зоны рискованного земледелия, то жителям этих регионов придется покупать дорогую продукцию. В зоне рискованного земледелия под удар попадут малые крестьянские фермерские хозяйства.

Субсидии Министерства сельского хозяйства

С 2021 года вводятся новые субсидии для поддержки сельского хозяйства. Все субсидии министерства сельского хозяйства направлены для развития предприятий, создания производственной базы. Новый вид государственной поддержки – проект “Начинающий фермер”. Эта программа направлена на поддержку новичков-производителей сельхозтоваров.

Полученный грант предприниматели направляют на:

  • покупку участков сельхозназначения;
  • покупку удобрений, семян или ядохимикатов;
  • разработку документов на реконструкцию (строительство) объектов производственной базы;
  • приобретение саженцев, семян, подкормок;
  • покупку, регистрацию, ремонт производственных объектов;
  • подключение объектов к инженерным сетям;
  • покупку сельхозтехники, животных, грузового транспорта, инвентаря, оборудования.

Воспользоваться программой “Начинающий фермер” смогут бизнесмены, которые работают в аграрном секторе минимум 2 года. Самая большая сумма гранта составляет 1,5 млн рублей. Участвуют в программе россияне в возрасте 19-58 лет. Претендент должен иметь высшее или среднее сельскохозяйственное образование (специальные курсы). Начинающий фермер должен иметь не менее 100000 рублей на реализацию бизнес-плана.

Еще одна программа Министерства – субсидирование КФХ. Эта программа доступна всем начинающим фермерам. Размер субсидии зависит от региона регистрации КФХ. На размер субсидирования влияют такие факторы:

  • благоприятность климатических условий;
  • ущерб от санкций;
  • развитие объектов сельского хозяйства в конкретном регионе.

Помощь от государства составляет до 300 тысяч рублей. Деньги можно потратить на:

  • проведение коммуникаций;
  • приобретение оборудования, техники;
  • покупку или реконструкцию жилых помещений.

Для получения помощи фермер должен составить бизнес-план, зарегистрировать форму собственности предприятия. Одно из условий – указание целевых затрат.

Министерство предлагает программу “Семейная животноводческая ферма”. Проект создан для поддержки семейного бизнеса, развития сельского хозяйства. Выделенные деньги фермеры смогут потратить на:

  • покупку птицы, рыбы, с/х животных;
  • модернизацию или реконструкцию объектов для производства продукции;
  • разработку проектной документации;
  • комплектацию объектов техникой, оборудованием;
  • покупку автономных источников водо-, газо-, электроснабжения.

Для получения этого гранта срок деятельности сельскохозяйственных предприятий должен составлять от 12 месяцев. Дополнительное условие – наличие статуса сельхозтоваропроизводителя. Семейная ферма должна иметь собственные деньги в размере 40% от всей суммы проекта.

Планируется повышение заработных плат в сельскохозяйственном секторе, расширение сырьевой базы, освоение неиспользуемых угодий.

Одна из основных целей государственных программ поддержки – увеличение процентного соотношения товаров отечественного производства.

Как получить субсидии на развитие сельского хозяйства

Помощь положена организациям, товаропроизводителям, предпринимателям, которые занимаются выращиванием животных. На государственное субсидирование могут рассчитывать рыболовные хозяйства, предприятия сферы АПК, фермеры, аграрии.

Процедура получения грантов выглядит так:

  • предприниматель собирает необходимую документацию;
  • документы передаются координатору проекта;
  • получение положительного или отрицательного ответа;
  • получение гранта в виде денежных средств.

Каждая программа имеет свои особенности, условия. Получают субсидии на сельское хозяйство молодые фермеры, предприниматели с опытом работы. Для получения материальной помощи нужно создать бизнес-план, тщательно подготовить документы. За потраченные средства нужно предоставить отчет.

Перечень документов меняется в зависимости от региона. Отличаются не только документы, но и сроки проведения конкурсов. В большинстве случаев нужны такие документы:

  • выписка из банка;
  • план расходов;
  • документ об образовании;
  • паспортные данные;
  • выписка из налоговой;
  • справка о количестве работников.

Перечисление денежных средств будет происходить частями. После каждого поступления денег нужно уплатить налоги.

Распределением дотаций занимаются региональные органы. Предприниматели из отдаленных регионов, которые не имеют возможности обращаться лично в представительство Минсельхоза. Могут подать заявки онлайн-заявки на официальном сайте Министерства сельского хозяйства.

Господдержка-2021

В 2020 году сельхозтоваропроизводители получили гранты по программам «Начинающий фермер», «Семейная ферма», «Агростартап» и «Агростартап с неделимым фондом». Государственными субсидиями воспользовались 49 человек. В 2021 году поддержка малых форм хозяйствования продолжится, однако направления будут изменены. Если ранее региональный Минсельхоз фокусировал свое внимание на вовлечение в сельскохозяйственный бизнес новых игроков, то с 2021 года акцент будет сделан на действующих товаропроизводителях.

Областной семинар по вопросам господдержки малых форм хозяйствования, предусмотренных на 2021 год, состоялся в онлайн-формате с участием представителей регионального аграрного ведомства, сотрудников центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации, муниципальных районов, фермеров, владельцев ЛПХ, представителей сельхозорганизаций. В семинаре, организованном ГБУ ДПО «Самара – АРИС», участвовали порядка 100 человек.

Первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Евгений Афанасьев поблагодарил тружеников села за нелегкий труд и рассказал об основных грядущих изменениях. Так, программа «Начинающий фермер» уходит в историю, из привычных направлений остаются «Семейная ферма» и «Агростартап». Вводится новая мера поддержки «Агропрогресс». Проекты нормативных документов размещены на информационных порталах, с ними можно ознакомиться, чтобы своевременно и правильно подготовить конкурсную документацию.

Читайте также:
Единовременное пособие при рождении ребенка в Башкирии на 2021 год

Евгений Афанасьев отметил, что прекращает свое действие федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и с 2021 года направление «Агростартап» и сельскохозяйственные потребительские кооперативы будут поддерживаться в рамках другого федерального проекта – «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».

Самое серьезное изменение, вступившее в силу 25 ноября текущего года, меняет общий принцип и подход к деятельности малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства. Из возможности регистрации исключена такая категория, как КФХ без образования юридического лица, она не будет вноситься в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Ранее КФХ регистрировались без создания юридического лица, то есть их владельцем являлось физическое лицо – ИП. В этой связи заявителям 2021 года нужно со всей ответственностью отнестись к процедуре регистрации и заранее позаботиться обо всех необходимых документах.

Лейли Мифтахова, руководитель управления развития малых форм хозяйствования и кадрового обеспечения АПК, отметила, что с этого года ведется постоянный мониторинг выполнения грантополучателями целевых показателей, предусмотренных их бизнес-планом и соглашением с региональным Минсельхозом. В этой связи при формировании пакета документов особое внимание необходимо уделить реальному целеполаганию и точным расчетам показателей, которые нужно будет неукоснительно выполнять в случае получения гранта. Уже сегодня все кандидаты на получение гранта оцениваются по балльной системе, где в том числе учитывается наличие у претендентов основных средств, производственных фондов, сельскохозяйственных животных. И здесь важно помнить, что баллы начисляются заявителю, который смог документально подтвердить право собственности, имеющийся опыт работы и образование.

Оксана Галиева, заместитель директора ГБУ ДПО «Самара – АРИС», подробно осветила меры государственной поддержки на 2021 год. Приоритетным направлением сельскохозяйственной деятельности для региона по-прежнему остается животноводство, но сама система поддержки малых форм хозяйствования изменяется. Начиная с 2021 года, упраздняется государственная поддержка начинающих фермеров, напомнила Оксана Галиева.

Вместе с тем Минсельхоз России вводит новую меру поддержки – грант «Агропрогресс» для сельскохозяйственных товаропроизводителей (обществ с ограниченной ответственностью, товариществ и т. д), годовой доход которых за отчетный финансовый год составляет не более 120 млн рублей. Максимальная сумма предоставляемого гранта – 30 млн рублей при соблюдении соотношения: 70% – инвестиционный кредит (в любом банке) + 25% (сумма гранта до 30 млн рублей) + 5% собственные средства заявителя.

На средства гранта «Агропрогресс» можно приобретать и строить новые объекты для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; покупать оборудование, сельскохозяйственную технику и специализированный транспорт; приобретать сельскохозяйственных животных и птицу (за исключением свиней), рыбопосадочный материал; погашать льготный инвестиционный кредит, привлекаемый на реализацию проекта грантополучателя, но не более 30 процентов, а также уплатить проценты по кредиту в течение 18 месяцев с даты получения гранта «Агропрогресс».

Участниками мер поддержки по направлениям «Семейная ферма» и «Агростартап» с 2021 года могут стать не только жители сел и деревень, но и сельских агломераций, куда входят поселки городского типа и малые города с населением менее 30 тыс. человек.

Участниками программы «Семейная ферма» с 2021 года могут стать хозяйства, осуществляющие деятельность более 12 месяцев. Ранее подавать заявки на участие в конкурсном отборе могли только те хозяйства, которые работают больше двух лет.

В случае приобретения сельскохозяйственных животных и птицы, за исключением свиней, планируемое маточное поголовье крупного рогатого скота на конец проекта не должно превышать 400 голов, а овец или коз – не более 500.

Возможно и повторное получение гранта на развитие семейной фермы, но не раньше 18 месяцев со дня полного выполнения взятых на себя обязательств.

Среди мер господдержки, которыми могут воспользоваться сельскохозяйственные потребительские кооперативы:

субсидии на приобретение имущества для последующей его передачи в собственность участникам кооператива;

субсидии на приобретение КРС для замены больного или инфицированного лейкозом скота, принадлежащего участникам кооператива;

субсидия на приобретение сельхозтехники и оборудования в неделимый фонд кооператива для оказания услуг его участникам;

субсидия на закупку сельхозпродукции у членов кооператива (кроме ассоциированных пайщиков);

грант на развитие материально-технической базы кооператива.

Участникам семинара напомнили о возможности приобретения техники через инструмент лизинга, в частности, с помощью «Росагролизинга», партнером которого стало ГБУ ДПО «Самара – АРИС».

Традиционно перед сельхозтоваропроизводителями стоит вопрос реализации произведенной продукции. Угроза распространения COVID-19 внесла во все сферы жизни свои коррективы, в том числе и в торговлю. Фермерам стали доступны виртуальные рынки и электронные торговые площадки – маркетплейсы, например, «Свое. Родное» от Россельхозбанка.

В Самарской области продолжит работать система добровольной сертификации «Самарское качество», которая подтверждает соответствие продукции высоким стандартам и дает при прочих равных условиях преимущество участникам электронных торгов.

Лейли Мифтахова, руководитель управления развития малых форм хозяйствования и кадрового обеспечения АПК:

– В 2021 году система мер поддержки малых форм хозяйствования существенно изменится. Появится новая программа – «Агропрогресс», рассчитанная на общества с ограниченной ответственностью, товарищества и партнерства. В конкурсном отборе по этой программе не смогут участвовать ЛПХ, КФХ и сельскохозяйственные кооперативы. Общая сумма гранта составит не более 30 млн рублей, при этом это будет лишь четверть суммы, направляемой на реализацию проекта. Нормативная документация, регламентирующая проведение конкурсных процедур, будет утверждена в первом квартале 2021 года, в эти же сроки в банках, работающих по системе кредитования, появится специальный кредитный продукт. Конкурсные процедуры по данной программе мы ожидаем в конце первого – начале второго квартала будущего года. На самом деле все меры позволят оказывать комплексную поддержку малым формам хозяйствования от начала их деятельности до выхода на уровень взаимодействия с другими субъектами малого и среднего предпринимательства с возможным созданием в дальнейшем так называемых сельскохозяйственных кооперативов второго уровня.

Читайте также:
Материнский капитал в 2021 году - единовременная выплата

Рубрика: Господдержка. Номер: № 12 (266). Год: 2020.

Как начинающим фермерам Подмосковья получить грант на развитие

В Подмосковье начинающие фермеры могут получить материальную помощь на развитие от государства. В 2020 году заявки начнут принимать сразу после ослабления карантинных мер по коронавирусу. Какие документы нужно подготовить и какие есть требования к участникам грантовой программы, читайте в материале портала mosreg.ru.

Цели программы

Весенние полевые работы

Грант предоставляется на конкурсной основе фермерским хозяйствам для создания и развития на сельских территориях Московской области крестьянского предпринимательства и новых постоянных рабочих мест.

Использование гранта

Грантовые средства можно потратить на:

  • приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • разработку проектной документации для строительства, а также на само строительство, ремонт или покупку производственных и складских помещений;
  • подключение сооружений к инженерным сетям и на покупку автономных источников электро-, газо- и водоснабжения;
  • приобретение рыбопосадочного материала и сельскохозяйственных животных, кроме свиней;
  • покупку сельскохозяйственной техники и транспорта не старше трех лет с даты производства;
  • приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений, включая виноградники;
  • уплату не более 20% стоимости проекта создания и развития крестьянского хозяйства (бизнес-плана).

Размер гранта

Сумма гранта зависит от вида хозяйства. Для фермеров, разводящих крупный рогатый скот, предусмотрена выплата размером до 5 миллионов рублей. Для ведения других видов сельскохозяйственной деятельности – до 3 миллионов рублей. При этом грантовая поддержка не может превышать 90% всех затрат на создание или развитие предприятия и 80% планируемых затрат на уплату стоимости проекта предприятия.

Основные требования к получателю гранта

Всероссийский фестиваль фермерской продукции «Сыр. Пир. Мир» открылся в Подмосковье

Грант может получить глава фермерского хозяйства, зарегистрированного на сельской территории в Московской области, чья деятельность ведется не более 2 лет на момент подачи заявки.

Если глава предприятия – физлицо, то оно должно быть гражданином России. Если ферма зарегистрирована как юрлицо, то доля иностранных участников в его уставном капитале не может превышать 50%.

Директор должен иметь среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование. Возможно наличие дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности или трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет. Допустим также в качестве критерия трехлетний срок ведения личного подсобного хозяйства. При этом заявленное предприятие должно быть первым для соискателя в области сельского хозяйства.

Есть ограничение и по сумме годового дохода фермы. Лимит – 120 миллионов рублей.

На момент подачи заявки у директора фермы должен быть бизнес-план и подробный план предполагаемых расходов.

Обязательства получателя гранта

Более 15 тыс. га земель планируют засеять картофелем в Подмосковье в 2020 году

Грант нужно использовать в течение 1,5 лет исключительно на развитие хозяйства. Важное требование – создание новых постоянных рабочих мест и их сохранение в течение минимум пяти лет.

Необходимые документы

Источник: РИАМО, Николай Корешков

Для подачи заявки на получение гранта нужно предоставить обширный пакет документов. Среди них:

  • копии паспорта заявителя, свидетельства о постановке на учет в налоговую, диплома о сельскохозяйственном образовании или трудовой книжки, подтверждающей стаж работы в области сельского хозяйства;
  • справка крестьянского хозяйства о количестве работников;
  • бизнес-план хозяйства и план расходов;
  • сведения о финансовом обеспечении приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг за счет собственных средств;
  • отчет о движении скота и птицы;
  • справка о наличии на банковском счете не менее 10% средств от суммы всех планируемых расходов;
  • справка об отсутствии налоговой задолженности за месяц до даты подачи заявки;
  • сведения об отсутствии процесса реорганизации или ликвидации, просроченной задолженности по обязательствам перед Московской областью и копии годовой бухгалтерской отчетности.

Подробный перечень необходимых документов и критериев отбора претендентов на грант можно узнать на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: