Стандарты переустройства и перепланировки жилого помещения

Перепланировка жилых и нежилых помещений

1. Что считается переустройством, перепланировкой?

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статья 25 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. Нужно ли узаконивать стену из гипсокартона, если не были затронуты несущие стены?

Так как установка новой стены (в том числе из гипсокартона) влечет изменение конфигурации жилого помещения, собственнику жилого помещения в многоквартирном доме необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

3. Кто должен согласовывать переустройство и (или) перепланировку квартиры?

Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Пункт 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4. Какие документы необходимо подать для согласования переустройства и (или) перепланировки квартиры?

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее – заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

– заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

– правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

– подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

– заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Заявитель вправе не представлять технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

– правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

– заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме вышеуказанных. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы (правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры), обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

Для объектов культурного наследия вместо проекта переустройства и (или) перепланировки в многоквартирном доме представляется проект приспособления для современного использования.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

5. В какие сроки местные власти должны принять решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки или отказе?

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Часть 5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

6. Кого надо уведомить о завершении перепланировки?

Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Читайте также:
Что такое домовая книга - как и где ее купить и как правильно оформить

Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Статья 28 Жилищного кодекса Российской Федерации.

7. Каков порядок перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирном доме?

Решение о проведении перепланировки и (или) переустройства нежилых помещений в многоквартирном доме должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Решение затем направляется в орган местного самоуправления, который создает межведомственную комиссию. Именно она и принимает решение о согласовании переустройства или перепланировки либо об отказе в них.

Для согласования заявитель представляет через Портал государственных или муниципальных услуг Московской области на сайте http://pgu.mosreg.ru, а при отсутствии услуги на сайте непосредственно в муниципалитет по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

– заявление о перепланировке и переустройстве нежилого помещения в многоквартирном доме;

– план объекта недвижимости (копия технического паспорта домовладения (здания, строения), составленный по результатам обследования и содержащий сведения о составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

– копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке;

– копию (при предъявлении подлинника) договора о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке помещений, в случае, если его заключение предусмотрено решением общего собрания собственников помещений;

– документ, удостоверяющий право на земельный участок, в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещений, связанные с передачей в пользование части общего имущества, предусматривает создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания;

– кадастровый паспорт земельного участка в случае, если предусматривается создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня поступления заявления и документов в орган, осуществляющий согласование.

Завершение переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

8. Что делать, если соседи делают незаконное переустройство и (или) перепланировку?

В случае если в соседнем помещении делают перепланировку, надо уточнить у собственников, имеется ли у них согласование органа местного самоуправления на производство работ по перепланировке, необходимое по Жилищному кодексу. В случае если у соседа такого согласования нет, то гражданин может написать обращение в управляющую организацию, а в случае ее бездействия — в Госжилинспекцию и копию направить в местную администрацию.

Статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

9. Какую ответственность несет собственник за самовольное переустройство и (или) перепланировку жилого помещения?

Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную статьями 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, суд по иску этого органа при условии непринятия решения суда о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, в случае если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, принимает решение:

– в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

– в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в вышеуказанном порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

Статья 29 Жилищного кодекса Российской Федерации.

10. Какой порядок установки кондиционеров?

В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации установка кондиционеров недопустима без соответствующего разрешения. Установка кондиционеров приравнивается к переустройству помещения. В связи с этим необходимо получить разрешение уполномоченного органа местного самоуправления.

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Верховный Суд РФ о перепланировке и реконструкции помещений в МКД

Жители многоквартирных домов для улучшения жилищных условий проводят перепланировку, переустройство, реконструкцию помещений, а иногда и возводят самовольные постройки на придомовой территории. Рассказываем о позиции Верховного Суда РФ в отношении легализации подобных изменений в МКД.

Читайте также:
Обслуживание газового оборудования в многоквартирном доме

Законодательство РФ о перепланировке, переустройстве и реконструкции помещений в МКД

Перепланировка, согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, – это изменение конфигурации помещения, когда потребуется внести изменения в его техпаспорт. Она может включать перенос или полный демонтаж перегородок, перенос дверных проёмов, расширение жилплощади, устройство дополнительных санузлов и т.д..

При переустройстве, или переоборудовании, в помещении устанавливаются, заменяются или переносятся инженерные сети, санитарно-техническое, электрическое оборудование. Эти изменения также влекут внесение правок в техническую документацию МКД (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).

Реконструкция, в отличие от переоборудования и перепланировки, меняет параметры всего МКД: высоту, площадь, объём (ст. 1 ГРК РФ). К реконструкции относятся замена несущих конструкций, надстройка и перестройка, расширение объекта капитального строительства: утепление стен, пристройка дополнительного помещения, объединение двух помещений на разных этажах в одно, снос перегородки между балконом и внутренним помещением и другие работы.

Согласование перепланировки, переустройства и реконструкции помещения в МКД

На проведение работ по изменению характеристик помещения или даже всего МКД собственник должен получить сначала согласие общего собрания собственников, совместно владеющих общедомовым имуществом (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Уменьшать или увеличивать размер общего имущества можно только с согласия всех собственников (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Это правило касается реконструкции, переустройства и перепланировки, использования части придомовой территории, когда происходит присоединение к помещению собственника части общего имущества дома (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

Помимо согласия ОСС, для проведения перепланировки или переустройства помещения в многоквартирном доме собственнику необходимо получить разрешение органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).

Судебная практика допускает легализацию таких работ после их проведения. Суд должен установить, что изменения в помещении не нарушают прав других жителей МКД и не создают угрозы их жизни и здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ). В ином случае собственник помещения обязан вернуть помещение в прежнее состояние согласно технической документации (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

Разберём несколько судебных дел, в которых рассматривались вопросы о приведении помещений после перепланировки, переустройства и реконструкции в соответствие с техпаспортом.

Кухня и санузел не могут располагаться над жилыми комнатами

Требование санитарных норм стало решающим в судебном процессе о перепланировке квартиры в одном из МКД Краснодара. Собственник обратилась в орган МСУ с заявлением для получения документов на уже проведённое переустройство помещения. Муниципалитет отказался выдать разрешение. Собственник обратился в суд.

Первая инстанция и апелляция признали право истца на сохранение квартиры в переустроенном виде, посчитав, что изменённое жилое помещение отвечает требованиям СП-54, не нарушает прав соседей и не угрожает их жизни и здоровью.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. ВС РФ отметил, что суды не приняли во внимание существенные обстоятельства дела. Согласно п. 3.8 СП-2.1.2.2645-10, в жилых зданиях запрещено размещать над жилыми комнатами и кухнями ванные и туалеты. Отказ от выдачи разрешения на переустройство, выданный органом МСУ истцу, ссылался именно на это обстоятельство.

В ходе обследования и экспертизы жилого помещения установлено, что после переноса перегородок увеличилась площадь кухни и санузла. Поскольку квартира истца находится на четвёртом этаже, то существенным для дела являлось уточнение, над какими помещениями третьего этажа располагаются кухня и санузел после переустройства.

Суд первой инстанции и апелляционный суд не учли данное обстоятельство при вынесении решений. ВС РФнаправил дело на повторное рассмотрение.

ОСС должно согласиться на использование земли для самовольной постройки

Семья, проживающая в квартире на первом этаже по договору соцнайма, возвела две пристройки к квартире, увеличив её площадь в 2 раза. Реконструированное помещение не нарушало требований СП-2.1.2.2645-10, требований к пожарной безопасности и соответствовало техническим регламентам, действующим на территории РФ. Однако орган МСУ отказал в сохранении квартиры в переустроенном состоянии, и спор был перенесён в зал суда.

Первая инстанция, а за ней и апелляционный суд удовлетворили требования жителей квартиры. Судьи посчитали, что возведённые пристройки не нарушают права и интересы других граждан, не угрожают их жизни и здоровью, соответствуют санитарным и строительным нормам. Поэтому, согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, суды разрешили сохранить помещение в переустроенном виде.

Верховный Суд РФ, куда муниципалитет обратился с кассационной жалобой, не согласился с выводами первых двух судов. ВС РФ отметил, что пристройка возведена на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД. Она представляет собой помещение с отдельным входом из монолитного железобетонного фундамента в кирпичными наружными стенами и кровлей. Такая постройка изменила площадь квартиры, а также увеличила общее имущество МКД за счёт новых ограждающих конструкций.

ВС РФ указал, что для проведения подобной реконструкции, когда изменяется общее имущество дома, необходимо получить согласие всех собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Истцы не выносили вопрос на ОСС.

Также существенным для суда являлся факт использования без согласия ОСС земли, входящей в состав общего имущества МКД. Пристройка к квартире на земле без получения согласия на её использование может быть признана самовольной постройкой в силу ст. 222 ГК РФ.

Эти обстоятельства суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали, поэтому ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.

Реконструкция под видом переустройства незаконна

Собственник решил в принадлежащей ему квартире устроить офис. Орган МСУ выдал разрешение на перевод жилого помещения в нежилое и проведение переустройства в соответствии с представленным проектом. Однако владелец квартиры произвёл реконструкцию: появился второй этаж, который существенно увеличил общую площадь бывшей квартиры.

Результат работ не соответствовал согласованному проекту, поэтому орган МСУ отказал в выдаче акта на ввод помещения в эксплуатацию. Собственник с таким решением не согласился и обратился в суд.

Первая инстанция не поддержала истца, подтвердив позицию муниципалитета: результат работ не соответствует проектной документации, в которой не предполагалась реконструкция помещения и элементов МКД и надстройка второго этажа. Вопрос о переустройстве не выносился на общее собрание собственников. Своими действия истец нарушил права третьих лиц, поскольку самовольно увеличил свою долю в праве общей собственности на общедомовое имущество.

Апелляционный суд отменил это решение, указав на то, что собственник может сохранить переустроенное помещение. Проведённые работы не создают угроз жизни и здоровью других лиц, не нарушают их права и интересы. Важным для суда аргументом для принятия решения в пользу истца стало обращение собственника за разрешительными документами в орган МСУ.

Читайте также:
Можно ли отменить дарственную на квартиру при жизни дарителя

Муниципалитет подал кассационную жалобу в ВС РФ, который согласился с выводами суда первой инстанции. Верховный Суд РФ подтвердил, что истец нарушил требования закона, не получив согласия всех собственников помещений в МКД и органа МСУ на реконструкцию. Выполненные в нежилом помещении работы изменили параметры площади бывшей квартиры и общего имущества МКД.

Судья уточнил, что, согласно п. 26 постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, отсутствие разрешения на самовольную постройку не может стать причиной для отказа в иске о признании права собственности на такую постройку. Необходимо установить, правомерно ли отказал орган МСУ в выдаче разрешительных документов.

Поскольку истец не обращался в муниципалитет за разрешением на реконструкцию помещения с изменениями элементов МКД, то ВС РФ отменил определение апелляционной инстанциии постановил снова рассмотреть апелляционную жалобу.

Орган ГЖИ может наказать УО за незаконную перепланировку в МКД

Управляющие организации должны иметь в виду, что факт незаконных перепланировок и переустройств с изменением общего имущества МКД может быть зафиксирован при плановых и внеплановых проверках органа ГЖН. В таком случае орган жилнадзора может обязать УО привести общее имущество МКД в состояние согласно техдокументации, если собственник отказывается это делать.

В таком случае УО может:

  • вынести вопрос о легализации переустройства на общее собрание собственников помещений в МКД;
  • привести общее имущество в соответствие с техпаспортом МКД и через суд потребовать с собственника возмещения затрат.

Также Жилищный кодекс РФ предусматривает наказание владельцу переустроенной квартиры, если он не выполнит решение суда о возвращении помещению начального вида. Согласно ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, помещение может быть продано с торгов. Вырученные средства будут направлена на работы по возвращению квартиры к прежней планировке.

Перевод, переустройство и перепланировка жилого помещения

Жилищный кодекс РФ впервые закрепил правила о переводе, переустройстве и перепланировке жилых помещений (главы 3, 4 ЖК РФ), ранее эти вопросы регулировались подзаконными нормативно-правовыми актами и актами субъектов РФ. Каждый субъект устанавливал свои правила, которые отличались друг от друга, в некоторых случаях требовалось согласие жильцов соседних квартир и прочие условия, кроме того, они часто изменялись.

Источниками регулирования отношений, связанных с переводом жилых помещений в нежилые и наоборот, как следует из смысла ст. п.1 ст.22 ЖК РФ помимо ЖК РФ является законодательство о градостроительной деятельности (Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004)

ЖК РФ содержит следующие требования при переводе жилых помещений в нежилые (ст.22 ЖК РФ):

— не допускается перевод при отсутствии отдельного от жилых помещений входа в помещение и технической невозможности его переоборудования

— не допускается перевод части жилого помещения

— не допускается перевод жилого помещения, в котором проживают собственник и члены его семьи

— не допускается перевод жилого помещения, если оно обременено правами третьих лиц (залог, коммерческий наем)

-переводимая квартира многоквартирном доме должна располагаться на первом этаже дома, либо выше, но при условии, что помещения, находящиеся непосредственно под ней являются нежилыми

Перевод жилого помещения в нежилое в наемном доме социального использования не допускается.

Не допускается перевод нежилых помещений в жилые если :

— помещение не отвечает предусмотренным в законе требованиям к жилым помещениям и нет возможности обеспечить такое соответствие

— право собственности на нежилое помещение обременено правами каких-либо лиц

Решение о переводе принимается ОМСУ по месту нахождения переводимого имущества независимо от формы собственности на переводимые помещения на основании поданного собственником помещения (или уполномоченным им лицом) заявления. Распоряжение департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.03.2013 N Д05-01-06/18 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов и выдача решений о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое»

В ст.23 ЖК РФ содержится полный перечень документов, которые необходимо представить в орган, осуществляющий перевод, перечень документов является исчерпывающим и значительная его часть носит технический характер (заявление, правоустанавливающие документы, план и технический паспорт жилого помещения, поэтажный план дома, проект переустройства, перепланировки в том случае если они требуются).В заявлении необходимо указать, что помещение не обременено правами других лиц, это связано с тем, что ОМСУ согласно ЖК РФ такого документа требовать не может, но проверить соблюдение обозначенных в законодательстве условий для перевода должен. Представляется, что необходимо указывать в заявлении и цель использования, так как в зависимости от нее определяются технические и иные возможно использования помещений в качестве нежилых, например размещение магазина требует одних условий, а предприятия общественного питания других в связи большим потреблением электроэнергии, такую нагрузку может выдержать оборудование не каждого дома.

Срок принятия решения – 45 дней и срок выдачи документа, подтверждающего решение –3 дня

В случае если в рамках перевода проводится переустройство (перепланировка), проект которых прилагался к заявлению о переводе отдельного разрешения на их проведение не требуется, их результат оформляется актом приемочной комиссии и подтверждает окончание перевода.

Вносятся изменения и в ЕГРП, несмотря на то, что собственник не меняется, меняется назначение объекта недвижимости

В п.5 ст.23 указывается об информировании собственников примыкающих к переводимому помещений о предстоящем переводе: по мнению ряда авторов комментариев к ЖК РФ (Шешко Г.Ф., Филимонов С.Л.) это положение означает необходимость учета их мнения, иначе такое информирование теряет смысл. Однако никаких правовых последствий не предусмотрено в случае непредставления соответствующей информации, кроме того, информацию соседи получают уже после принятия соответствующего решения.

«Данное положение, — резонно замечает Г.Ф. Шешко, — не нашло логического завершения. Непонятно, какова «нагрузка» такого информирования. Казалось бы, данное положение очень важно, имея в виду необходимость соблюдения прав и интересов других лиц… Однако не обозначено, в какой форме может быть выражена позиция собственников иных помещений (согласие или непринятие решения о переводе) и могут ли эти собственники повлиять на реализацию такого решения в случае несогласия» (Шешко Г.Ф. Применяем Жилищный кодекс Российской Федерации // Цивилист. 2006. N 3).

Читайте также:
Может ли собственник выписать прописанных без их согласия

Перевод (главным образом при устройстве изолированного входа в переводимое помещение) может привести к изменению режима пользования общим имуществом в многоквартирном доме, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений дома (п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Поэтому Верховный Суд РФ, руководствуясь ст. ст. 36, 40, 44 ЖК РФ, разъяснил, что:

а) несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое (более того, в ч. 5 ст. 23 ЖК РФ прямо оговаривается исключительно ретроспективное информирование органом местного самоуправления о принятии решения собственников помещений, причем не всех, а лишь примыкающих к переводимому помещению, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка (при условии, что земельный участок передан в установленном порядке в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома), то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

б) при проведении же перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 17 сентября 2008 г.; ответ на вопрос N 4).

Аналогичная позиция прослеживается и в актах арбитражных судов.

Согласно ст.12 ЖК РФ определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относятся к компетенции РФ.

Перепланировка представляет из себя изменение конфигурации жилого помещения, требующее внесения изменений в технический паспорт.

Переустройство – это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического и другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

В постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» приводятся примерные виды изменений помещения по указанным группам.

ЖК РФ закрепил необходимость согласования принятого собственником решения о переустройстве или перепланировке с ОМСУ путем подачи им заявления.

Распоряжение департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 22.12.2010 N Д-05-01-06/73 «Об утверждении Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории городского округа Самара»

Заявителем может выступить только собственник жилого помещения или иное уполномоченное им лицо. Думается, что неверно лишен самостоятельной возможности выступить заявителем наниматель жилого помещения по договору социального найма. Так, ОМСУ выступает от лица наймодателя и уполномочивает нанимателя обраться в тот же ОМСУ с заявлением. При отсутствии согласия членов семьи нанимателя принудительное решение вопроса невозможно.

Заявление подается по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 .Важным нововведением является закрепление на уровне ФЗ исчерпывающего перечня документов, необходимых для получения согласования (ст.26 ЖК РФ), а также сроков его проведения 45дней. (заявление, правоустанавливающие документы, проект переустройства, тех. паспорт жилого помещения, согласие членов семьи нанимателя, заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, 45 дней) Между тем в самом ЖК РФ предусматриваются случаи, при которых для совершения переустройства (перепланировки) могут потребоваться иные документы: см. ст.40, 41 письменное согласие сособственников общего имущества.

Основное основание в отказе – несоответствие проекта установленным требованиям

Согласно ст.29 ЖК РФ самовольное изменение технического состояния жилого помещения (то есть несоблюдение установленного в ЖК РФ порядка либо совершение действий несоответствующих проекту) признается правонарушением, влекущим возможность применения мер юридической ответственности: жилое помещение по общему правилу должно быть восстановлено в прежнее состояние в разумный срок. Освобождение от обязанности по восстановлению жилого помещения может быть произведено только судом и только при условии, если в результате самовольного переустройства (перепланировки) не нарушены права и охраняемые законом интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

Нововведением является установление строгих мер ответственности за неисполнение обязанности по восстановлению жилого помещения, так по иску органа, осуществляющего согласование, суд принимает следующее решение:

— у собственника принудительно прекращается право собственности в результате продажи помещения с публичных торгов, при этом собственнику выплачивается полученная от продажи сумма за вычетом расходов на исполнение судебного решения. Исполнение обязанности по восстановлению возлагается на нового собственника; (возможны повторные публичные торги при невыполнении обязанности новым собственником)

  • с нанимателем расторгается договор социального найма жилого помещения, обязанности по восстановлению возлагается на наймодателя.

Реализация предложенного п.1 ст. 29 ЖК РФ положения о прекращении права собственности возможна при условии внесения изменений в ст.293 ГК РФ и ст.235 ГК РФ, обозначив возможность принудительного изъятия жилья в случае самовольного переустройства. То же самое следует сказать и о расторжении договора социального найма (ст. 83 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований)

Переустройство и перепланировка: что можно, а что нельзя

Зачастую управляющие домами организации сталкиваются с ситуациями, когда собственники меняют конфигурацию принадлежащих им помещений, одновременно перепрокладывая инженерные сети. В новых домах такие действия (переустройство и перепланировка) осуществляет примерно 10-15% собственников.

Переустройство и перепланировка: понятия

Действующее законодательство разделяет понятия переустройства и перепланировки.
1. Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования (п. 1 ст. 25 ЖК РФ).
2. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации (п. 1 ст. 25 ЖК РФ).
И переустройство, и перепланировка – требуют внесения изменений в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170) называют переустройство и перепланировку одним общим словом – переоборудование, которое можно производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (п. 1.6 и 1.7 Правил № 170). Такие разрешения выдает орган местного самоуправления.
Состав работ в части переустройства включает в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Читайте также:
Как отключить телевизионную антенну в квартире

Закрытый перечень того, что можно переустроить, в законе отсутствует, т.е. список является открытым. Одновременно всегда есть необходимость посмотреть на судебную практику, трактует отдельные работы тем или иным образом.

Например, согласно правоприменительной практике работы, связанные с установкой индивидуальных кондиционеров на фасадах жилых домов могут быть произведены с ограничениями лишь в отношении объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия; установка кондиционеров не является переустройством либо перепланировкой помещения, на проведение которых необходимо соответствующее разрешение компетентных органов. Такой вывод сделан в решении Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2020 г. по делу № А40-90785/2019.

Система кондиционирования фактически устанавливается внутри помещений, поскольку имеет внутренний блок, функционирующий в целях охлаждения. Демонтаж спорного имущества в результате отделения внешних блоков кондиционеров приведет к тому, что система перестанет существовать как единая сложная вещь, пригодная к последующей эксплуатации и установленная в помещениях отдельного собственника (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.10.2019 г. по делу № А19-18807/2018).

Рассмотрим другой пример. Сама по себе установка бойлера, согласно судебной практике, не является переустройством. Но если установка бойлера сопровождается существенными изменениями на инженерных коммуникациях, это квалифицируется как переустройство.

одном из случаев при установке бойлера была переоборудована система горячего водоснабжения путем соединения трубопроводом кухонного стояка и стояка в ванной. Суд посчитал это переустройством (Решение Советского районного суда г. Нижний Новгород № 2-732/2019 от 05.08.2019 г.).
В другом случае для улучшения комфортности проживания на кухне, на месте оконного проема устроен дверной проем, разобрана отопительная печь и установлен отопительный котелок, установлен бойлер для горячей воды. Суд также посчитал это переустройством (Решение Гусевского городского суда Калининградской области по делу № 2-282/2019 от 09.09.2019 г.).

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (п. 1.7 Правил № 170).

Довольно часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда распространенным примером перепланировки является вынос стены на балконе с одновременной установкой радиаторов на балконе. Часто это требует одновременно и проведения переустройства, и проведения перепланировки в установленном порядке.

Что можно, а что нельзя?

Прежде всего, любые действия по переустройству и перепланировке требуют согласования (внесения изменений в технический паспорт помещения в многоквартирном доме). Кроме того, переоборудование и перепланировка не должны приводить к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств (п. 1.7.2 Правил № 170).

Также не допускается перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры (п. 1.7.3 Правил № 170). Например, нельзя из спальни сделать кухню, потому что в кухне есть определенные требования строительных регламентов и кухня в спальне может нарушить права соседей запахами.

Распространёнными нарушениями, с которыми мы сталкиваемся в работе, часто является:
– вынос радиатора на балкон (без надлежащего утепления балкона по проекту);
– подключение отдельного инженерного оборудования в обход прибора учета;
– организация теплых полов внутри помещения, запитанных от стояка горячего водоснабжения (так, что остывшая горячая вода уходит в обратку; поэтому рекомендуется проводить проверку санузлов жителей босиком).

Все данные примеры в законе поименованы как «несанкционированное подключение» (напрямую или в обход приборов учёта), которое не допускается и влечет штрафные санкции. В случае его выявления виновное лицо будет обязано провести работы по восстановлению предыдущей схемы подключения.

В своем решении по делу № АКПИ20-105 от 20.05.2020 г. Верховный суд РФ указал, что несанкционированное подключение влечёт не только фактические потери ресурсоснабжающей организации в виде неоплаченного потреблённого объёма коммунального ресурса, но и иные негативные последствия, в том числе для потребителей, проживающих в многоквартирном доме, а также абонентов, подключённых к централизованной системе ресурсоснабжения. Позиция суда довольно однобока, поскольку потери несут не только поставщики ресурса, но прежде всего, управляющие организации, в виде чрезмерного общедомового потребления коммунального ресурса.

Ответственность за переустройство и перепланировку

В части ответственности за переустройство и перепланировку можно выделить несколько составляющих.

1. Административная ответственность определена в п. 2 ст. 7.12 КоАП РФ («Нарушение правил пользования жилыми помещениями. Самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме») и влечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 3500 р., на юридических лиц – от 40000 до 50000 р. (если собственником помещения является юридическое лицо).

2. Требование об устранении вреда в натуре. Лицо, допустившее самовольное переустройство и переоборудование – обязано привести это помещение в прежнее состояние (1.7.4 Правил № 170). При обнаружении несанкционированного подключения управляющая организация обязана составить акт о выявлении такого подключения направить потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение (п. 62 Правил № 354). Одновременно такое предписание может выдать жилищная инспекция, если факт переустройства или перепланировки был выявлен ей.
3. Штрафные санкции от управляющей организации (или поставщика ресурса) касаются только переустройства в части несанкционированного подключения.

На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель коммунальной услуги (либо управляющая организация, либо поставщик ресурса) производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы. При расчете применяется норматив с повышающим коэффициентом 10 (по числу собственников или проживающих) за период не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение (п. 62 Правил № 354). При любом расчете это очень существенная сумма.

Читайте также:
Коммунальные платежи: что входит и способы оплаты

Законодательство в части несанкционированного переустройства и перепланировки идет по пути постепенного ужесточения. Однако судебная практика допускает разные варианты трактовки действий, которые могут быть отнесены к переустройству. Кроме того, суды как правила согласовывают переустройство и перепланировку постфактум (при соблюдении прочих требований). Для управляющей организации важно, что любые действия по переустройству и перепланировке не нарушали архитектурный облик дома, поддерживали надлежащий энергетический баланс и не нарушали права остальных потребителей.

ПОРЯДОК ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И ПЕРЕУСТРОЙСТВА

Нормативные правовые акты:

1. Жилищный кодекс Российской Федерации (гл. 4, ст. 25-29)

2. Постановление Правительства Москвы от 25 октября 2011 года № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах»

Работы по переустройству и (или) перепланировке помещений, осуществляемые на основе проекта переустройства и (или) перепланировки (пункт 2 Приложения № 1 к ППМ от 25.10.2011 № 508-ПП):

1. Мероприятия (работы) по переустройству:

1.1 Установка новых и перестановка существующих газовых приборов с прокладной дополнительных подводящих сетей. (Работы должны выполняться специалистами службы МосГаза при наличии разрешительной документации на производство указанных работ в соответствии с техническими нормами)

1.2 Установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов. (До разработки проекта переустройства необходимо согласование с МосГазом возможности отключения от газовой сети и согласование с МОСЭНЕРГО о выделении дополнительных мощностей на квартиру под электроплиту)

1.3. Замена и (или) установка дополнительного оборудования (инженерного, технологического) с увеличением энерго-, водопотребления и (или) с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (для нежилых помещений). (До разработки проекта переустройства необходимо согласование с организациями – поставщиками водо- и энергоресурсов, подтверждающими возможность увеличения нагрузки энерго- и водопотребления на инженерные коммуникаций жилого дома и городскую сеть)

2. Мероприятия (работы) по перепланировке:

2.1. Устройство (перенос) уборных и ванных комнат (Допустимо в зоне расположения уборных, ванных комнат и вспомогательных помещений (коридор, встроенный шкаф, кладовая). Требует устройства гидроизоляции мокрой зоны и оформления акта на скрытые работы)

2.2. Демонтаж перегородок, устройство проемов в перегородках, ограждающих газифицированные помещения (Указанные помещения должны в обязательном порядке иметь дверной блок в соответствии с техническими нормами)

2.3. Устройство несущих стен.

2.4. Устройство проемов в перекрытиях (при объединении по вертикали) с устройством внутренних лестниц.

2.5. Устройство или изменение конструкций перекрытий, проводимые в порядке ремонта (замены) существующих. (Разработка проекта требуется для жилого фонда с деревянными перекрытиями).

2.6. Устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках. (Разработка проектной документации устройства проёмов в несущих стенах допускается только после проведения технического обследования состояния несущих конструкций на основе технического заключения о возможности производства планируемых работ).

2.7. Заделка самовольно выполненных проемов в несущих стенах и перекрытиях. (Проект разрабатывается после проведения технического обследования состояния несущих конструкций на основе технического заключения о недопустимости сохранения проемов или в связи с желанием заявителя ликвидировать непроектные проемы).

2.8. Строительно-монтажные работы по изготовлению полов и (или) изменению конструкции полов. (Для жилого фонда с деревянными перекрытиями требуется разработка проекта. Для остальных домов устройство полов производится в соответствии с рекомендациями МТСК 2.12-1 )

2.9. Объединение лоджий с внутренними помещениями. (Объединение лоджий с учетом конструктивных особенностей типовых серий жилых домов, спроектированных ГУП МНИИТЭП, возможно только путем демонтажа подоконного блока при условии):

· дом спроектирован без расчета на прогрессирующие обрушение;

· демонтажа только подоконной зоны с сохранением простеночных и перемычечной зоны;

· сохранения прибора отопления в зоне проектного теплого контура квартиры;

· установки сертифицированного дверного (оконно-дверного) блока, обеспечивающего нормативный температурно-влажностный режим помещения;

· внутреннее утепление балконов и лоджий не разрешается, так как это приводит к смещению точки росы и резко сокращает срок службы строительных конструкций.)

2.10. Разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок, воспринимающих дополнительную сверхнормативную нагрузку перекрытия (разгружающие). (Указанной информацией располагает только автор проекта жилого дома, она не имеет отражения в материалах МосгорБТИ).

2.11. Устройство перегородок, создающих сверхнормативные нагрузки на перекрытия (кирпич, пазогребневые блоки, керамзитобетонные блоки, пенобетонные блоки, газосиликатные блоки – толщиной более 10 см., либо иные материалы, создающие нагрузки более 150 кг/м 2 ) в многоквартирных домах с железобетонными перекрытиями.(Применение указанных строительных материалов, а также иных, создающих нормативную нагрузку на плиты перекрытия более 150 кг/м 2 , требует разработки проекта).

2.12. Устройство перегородок в домах с деревянными перекрытиями. (Любое изменение планировочной структуры помещений в указанных домах осуществляется на основе проектной документации).

Порядок осуществления перепланировки и(или) переустройства помещений в жилых домах :

Порядок осуществления переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах в городе Москве с 01.12.2011г. регламентируется постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011г. № 508-ПП.

Для принятия обоснованного и взвешенного решения о планируемой перепланировке и(или) переустройстве необходимо иметь представление о том, какие виды работ и мероприятий допустимы при этом, какие требуют разработки проектной документации и её согласования, а производство каких нормативно запрещено .

Производство работ, не включенных в пункты 2 и 3 Приложения № 1 к ППМ от 25.10.2011 № 508-ПП (например, демонтаж и возведение ненесущих перегородок, встроенных стенных шкафов, антресолей), осуществляется без проектной документации с последующим оформлением Акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения по обращению заявителя в Мосжилинспекцию.

Общий перечень видов работ требующих разработки проекта , содержится в пункте 2 Приложения № 1 к ППМ от 25.10.2011 № 508-ПП. Пункт 3 указанного приложения определяет виды работ по перепланировке, которые затрагивают архитектурный облик здания и потребуют согласования Москомархитектуры. Пункты 4-10 указанного приложения определяют конкретные требования и условия для этой категории работ, например, требования к устройству входных групп (п. 4). В случае отнесения жилого дома или помещений в нем к объектам культурного наследия требуется разработка проекта приспособления специализированной организацией и согласование данного проекта в Москомнаследии. Пунктом 12 данного приложения определены виды работ, которые не относятся к перепланировке или переоборудованию помещений, а являются реконструкцией объекта и требуют соблюдения иных процедур их проведения и согласования.

Первым этапом начала работ по переустройству и (или) перепланировке жилых/нежилых помещений, осуществляемых на основе проекта, является проведение обследования помещения с выдачей Заключения о техническом состоянии конструкций зданий и о возможности производства планируемых работ.

Читайте также:
Кадастровый паспорт на земельный участок: как и где получить

В настоящее время разработка Технического заключения о возможности осуществления перепланировки и (или) переустройства жилого/нежилого помещения обеспечивается проектной организацией – автором проекта дома. В случае отсутствия автора проекта дома, сведений о нем и по домам исторической застройки разработка Технического заключения осуществляется ГУП МосжилНИИпроект.

Вторым этапом работ по переустройству и (или) перепланировке жилых/нежилых помещений является непосредственно разработка проекта переустройства и(или) перепланировки помещений (далее Проект), который подготавливается на основании положительного Технического заключения о возможности осуществления перепланировки и(или) переустройства.

Проект может быть разработан по выбору заявителя любой проектной организацией, имеющей соответствующий допуск к такому виду работ, выданный саморегулируемой организацией. Состав проектной документации определен нормативно в пункте 3 Приложения № 3 к ППМ № 508-ПП от 25.10.11г.

Техническое заключение и проект переустройства и(или) перепланировки помещения входят в состав пакета документов, необходимых для предоставления в Мосжилинспекцию для получения решения о согласовании переустройства и(или) перепланировки. Производство работ по перепланировке и(или) переустройству помещений осуществляется на основании и на условиях решения о согласовании Мосжилинспекции, с ведением журнала производства работ.

Некоторые виды работ по перепланировке и переустройству требуют в ходе их проведения оформления Актов на скрытые работы . Контроль за производством такого вида работ осуществляется по выбору заявителя – либо Мосжилинспекцией, либо проектной организацией, разработавшей проектную документацию, на основании договора авторского надзора .

Завершающим этапом производства работ по перепланировке и(или) переустройству помещений является оформление Акта о завершенном переустройстве и(или) перепланировке, который оформляется по их окончании по обращению заявителя в Мосжилинспекцию.

Оформленные в установленном порядке Акты о завершенном переустройстве и(или) перепланировке передаются в ГУП МосгорБТИ для внесения изменений в документацию технического учета и инвентаризации перепланированных помещений.

Ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и(или) перепланировки допускаются к оформлению Актом по обращению заявителя в Мосжилинспекцию при наличии Технического заключения о допустимости и безопасности произведенных работ, которое также разрабатывается проектной организацией – автором проекта жилого дома.

Перепланировка и переустройство жилых помещений может осуществляться по типовым проектам и типовым проектным решениям, разработанным автором проекта жилого дома, которые имеются на официальном сайте в Мосжилинспекции и ГУП МНИИТЭП . В этом случае заявитель обращается непосредственно в Мосжилинспекцию со ссылкой на соответствующий типовой проект.

Недопустимые действия и виды работ при переустройстве и(или)перепланировке помещений (пункт 11 Приложения № 1 к ППМ от 25.10.2011 № 508-ПП)

1. Ухудшение условий эксплуатации дома и проживания граждан, в том числе затруднение доступа к инженерным коммуникациям, отключающим устройствам и другие мероприятия (работы), вызывающие ухудшения условий эксплуатации многоквартирного дома и проживание граждан.(В частности, устройство тамбуров в межквартирных холлах, препятствующее доступу к системам отопления и дымоудаления).

2. Переустройство помещений или смежных с ним помещений, при котором они могут быть отнесены в установленном порядке к категории непригодных для проживания.(Например, возведение перегородок, при котором образуется жилое помещение, которое в нарушение норм СанПИН не имеет естественного освещения (окна) или его площадь менее 9 кв.м.).

3. Затрагивание помещений в многоквартирном доме, состоящих на учете штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без соответствующего разрешения начальника штаба.

4. Нарушение прочности, устойчивости несущих конструкций здания, при котором может произойти их разрушение. (Устройство проемов без технического заключения о возможности производства планируемых работ; устройство проемов в несущих стенах жилых домов, при проектировании которых производился расчет на прогрессирующее обрушение)

5. Установление отключающих или регулирующих устройств на общедомовых (общеквартирных) инженерных сетях, если пользование ими может оказывать влияние на потребление ресурсов в смежных помещениях. Например, установление регулирующих устройств на системе отопления (батареи, полотенцесушители) при отсутствии перемычки между подающей и отводящей сетью; установка гигиенических душей с замыканием систем холодного и горячего водоснабжения.

6. Ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции. (Запрещены любые изменения проектной конфигурации вентиляционных каналов).

7. Увеличение нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту (расчету по несущей способности, по деформациям) при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир. (Например, устройство стяжек в полах в домах с деревянными перекрытиями; размещение джакузи и ванн со значительным увеличением объема от проектного решения)

8. Перенос радиаторов отопления в лоджии, балконы и веранды. (Система отопления должна быть отделена дверным (оконно-дверным) блоком от летних помещений).

9. Устройство полов с подогревом от общедомовых систем горячего водоснабжения и (или) отопления. (Вызывает сверхнормативную нагрузку на теплопотребление, не предусмотренную условиями присоединения к инженерным сетям и температурным графиком проектной документации. Создает угрозу подтопления нижерасположенных помещений)

10. Нарушение требований строительных, санитарно-гигиенических, эксплуатационных норм и правил пожарной безопасности для многоквартирных домов.

11. Устройство проемов, вырубка ниш, пробивка отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами. (Указанной информацией располагает только автор проекта жилого дома, она не имеет отражения в материалах МосгорБТИ).

12. Устройство штраб в горизонтальных швах и под внутренними стеновыми панелями, а также в стеновых панелях, стеновых блоках и плитах перекрытий под размещение электропроводки, разводки трубопроводов (в многоквартирных домах типовых серий). Разводку электрических сетей следует предусматривать в специальных плинтусах или в конструкциях устройств полов.

13. Перевод технических подполий в подвалы.

14. Устройство лоджий и террас на вторых и выше этажах (понятие терраса включает в себя понятие балкона).

15. Переустройство чердака, технического этажа.

16. Мероприятия (работы) по переустройству и (или) перепланировке в домах, признанных в установленном порядке аварийными. (Запрещены любые работы по перепланировке или переустройству данной категории домов).

Стандарты переустройства и перепланировки жилого помещения

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Работы по перепланировке и (или) переустройству выполняются на основании разработанной проектной документации.
Если перепланировка и (или) переустройство уже выполнены (самовольно), то производится обследование перепланированных и (или) переустроенных помещений с дальнейшим составлением заключения, которое предоставляется в суд, для признания выполненных работ законными.

Читайте также:
Судебная практика по наследованию по завещанию - случаи, примеры

(Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ), Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»).

Переустройство и (или) перепланировка помещения в индивидуальном (частном) доме, также проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (т.к. требуется внесение изменений в технический паспорт жилого помещения).

(Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ), Статья 25 «Виды переустройства и перепланировки жилого помещения»).

Переустройство и (или) перепланировка в нежилых помещениях, проводится аналогично жилым.

(Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ), Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме»)

(Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 558-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме”).

Перепланировка не должна попадать под определение – “Реконструкция”

(П. 14, ст. 1 Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ) Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

. Существуют два документа:

1. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 года N 985 Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.

2. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2020 года N 687 Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”.

Т.е. ГОСТы, СП, а также их разделы и пункты указанные в этих документах, для первого обязательны к применению, а для второго не обязательны (добровольное применение). Соответственно можно оспорить в суде отказ жилищной инспекции в согласовании перепланировки и или переустройства если нет таких требований в ГОСТах, СП, а также их разделах и пунктах указанных в первом документе, Постановлении Правительства от 4 июля 2020 года N 985.

Требования Основание
Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях – в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин,снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
П. 10, гл. II постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение,водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. П. 12, гл. II постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”
Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение,водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.
Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах.
П. 13, гл. II постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”
Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома. П. 15, гл. II постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”
В реконструируемом жилом помещении при изменении местоположения санитарно-технических узлов должны быть осуществлены мероприятия по гидро-, шумо- и виброизоляции, обеспечению их системами вентиляции, а также при необходимости должны быть усилены перекрытия, на которых установлено оборудование санитарно-технических узлов. П. 19, гл. II постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”
В жилом помещении требуемая инсоляция должна обеспечиваться для одно-, двух- и трехкомнатных квартир – не менее чем в одной комнате, для четырех-, пяти- и шестикомнатных квартир – не менее чем в 2 комнатах. Длительность инсоляции в осенне-зимний период года в жилом помещении для центральной, северной и южной зон должна отвечать соответствующим санитарным нормам. Коэффициент естественной освещенности в комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5 процента в середине жилого помещения. П. 21, гл. II постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”
Комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение. Естественного освещения могут не иметь другие помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (коридоры, вестибюли, холлы и др.). Отношение площади световых проемов к площади пола комнат и кухни следует принимать с учетом светотехнических характеристик окон и затенения противостоящими зданиями, но не более 1 : 5,5 и не менее 1 : 8, а для верхних этажей со световыми проемами в плоскости наклонных ограждающих конструкций – не менее 1 : 10. П. 25, гл. II постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”
Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки, следует признавать непригодными для проживания. П. 40, гл. III постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”
Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. П. 2, ст. 40 “Жилищный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 188-ФЗ
В многоквартирных зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования в квартирах следует предусматривать общие жилые комнаты (гостиные) и спальни, а также вспомогательные помещения: кухню (или кухню-столовую, кухню-нишу), переднюю (прихожую), туалет, ванную комнату и (или) душевую, или совмещенный санузел (туалет и ванная (душевая)), кладовую (или встроенный шкаф).
Устройство совмещенного санузла допускается в однокомнатных квартирах домов государственного жилищного фонда, жилищного фонда социального использования, а в многокомнатных квартирах частного и индивидуального жилищных фондов – по заданию на проектирование.
П. 5.3, раздела 5 СП 54.13330.2016 “Здания жилые многоквартирные”. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003
Площадь квартир социального использования государственного и муниципального жилищных фондов согласно (Жилищный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 мая 2019 года)) должна быть не менее: общей жилой комнаты в однокомнатной квартире – 14 м 2 , общей жилой комнаты в квартирах с числом комнат две и более – 16 м 2 , спальни – 8 м 2 (на двух человек – 10 м 2 ); кухни – 8 м 2 ; кухонной зоны в кухне (столовой) – 6 м 2 . В квартирах допускается проектировать кухни или кухни-ниши площадью не менее 5 м 2 .
Площадь спальни и кухни в мансардном этаже (или этаже с наклонными ограждающими конструкциями) допускается не менее 7 м 2 при условии, что общая жилая комната имеет площадь не менее 16 м 2 .
П. 5.7, раздела 5 СП 54.13330.2016 “Здания жилые многоквартирные”. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003
Высота (от пола до потолка) жилых комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIА, определяемых по СП 131.13330, должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических подрайонах – не менее 2,5 м.
Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей и под ними определяется условиями безопасности передвижения людей и должна составлять не менее 2,1 м.
В жилых комнатах и кухнях квартир, расположенных в этажах с наклонными ограждающими конструкциями или в мансардном этаже, допускается уменьшение относительно нормируемой высоты потолка на площади, не превышающей 50%.
П. 5.8, раздела 5 СП 54.13330.2016 “Здания жилые многоквартирные”. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, “джакузи”, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
П. 1.7.1. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170″Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда”
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. П. 1.7.2. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170″Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда”
Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. П. 1.7.3. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 “Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда”

средней – периодическое увлажнение пола, при котором поверхность покрытия пола влажная или мокрая; покрытие пола пропитывается жидкостями; жидкости по поверхности пола стекают периодически;
(санузел и ванная комната)

большой – постоянное или часто повторяющееся стекание жидкостей по поверхности пола.

Читайте также:
Что такое бессрочное пользование наделом и какие права имеет гражданин на землю

Раздел I. Общие положения. Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения (ст. 25-29)

Раздел I. Общие положения. Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения (ст. 25-29)

Статья 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения

  1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
  2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

1) Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

2) Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе – заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

  1. заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
  2. правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  3. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  4. технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  5. согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
  6. заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

3) Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

Читайте также:
Что включает в себя содержание общего имущества в многоквартирном доме

4) Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

5) Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6) Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

1) Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

  1. непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
  2. представления документов в ненадлежащий орган;
  3. несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2) Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3) Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

  1. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
  2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества.

Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения

1) Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2) Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3) Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4) На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5) Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

  1. в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
  2. в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

6) Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: