Рефинансирование ипотеки с материнским капиталом

Рефинансирование ипотеки с материнским капиталом

Используйте материнский капитал на приобретение недвижимости для всей семьи

Использование материнского капитала

На покупку жилья на первичном и вторичном рынках

На покупку нежилых помещений, например апартаментов

На оплату капитального ремонта

Калькулятор рефинансирования ипотеки

  • 670 тыс.
  • 31.6 млн
  • 62.5 млн
  • 600 тыс.
  • 1.6 млн
  • 2.7 млн
  • 3 года
  • 16 лет
  • 30 лет

Не является публичной офертой.

Как использовать материнский капитал

Заполните заявку на ипотеку

В личном кабинете заемщика вместе со стандартными документами на ипотеку загрузите справку об остатке средств по сертификату материнского капитала

Оформите сделку по кредиту в отделении банка

Менеджер сообщит вам дату и время встречи. С собой надо иметь оригиналы подаваемых ранее документов.

Подайте заявление на распоряжение материнским капиталом

Это необходимо сделать не позднее 6 месяцев с даты подписания сделки по кредиту удобным для вас способом .

Отслеживайте измененения остатка задолженности

Через приложение Альфа-Мобайл или в отделении банка. Среднее время зачисления суммы на счет 30 рабочих дней с момента подачи заявления.

Как подать заявление в отделении банка

Для оформления заявления на распоряжение материнским капиталом возьмите с собой следующие оригиналы

Сертификат материнского капитала

Остались вопросы?

Подробную информацию можно узнать на сайте Пенсионного фонда России

Полезно знать

Базовая процентная ставка по ипотеке по готовому и строящемуся жилью:

Первичный рынок — 8,69% / 7,89% на крупные суммы кредита (при сумме кредита от 6 млн ₽ в Москве и МО, в Санкт-Петербурге и ЛО и в других регионах РФ)

Вторичный рынок — 8,89%/7,99% при первоначальном взносе от 50% включительно (не применяется, если объектом недвижимости является жилой дом с участком)

Что уменьшает ставку (скидка от базовой ставки, скидки не суммируются, не применяется к ставке 7,99% при первоначальном взносе от 50% при покупке вторичного жилья, не применяются к ставке на крупные суммы кредита):

-0,3% Покупка недвижимости у ключевого партнера Альфа-Банка

-0,4% Покупка недвижимости у Exclusive-партнера Альфа-Банка

-0,4% Зарплатным клиентам Альфа-Банка и Клиентам A-Private

Что увеличивает ставку (надбавки к базовой ставке, применяется к ставке 7,99% при первоначальном взносе от 50% при покупке вторичного жилья, к ставке на крупные суммы кредита могут суммироваться):

+0,5% — ипотека по паспорту. Вам не нужно приносить весь пакет документов. Достаточно паспорта РФ.

+0,5% — для ИП и собственников бизнеса.

+0,5% — для ИП по двум документам

+2% — отказ от страхования жизни.

+2% — отказ от страхования титула. Титульное страхование покрывает риск, если вашу сделку по покупке недвижимости признают недействительной или незаконной.

+4% — отказ от страхования жизни и титула

+1% — если объектом недвижимости является Жилой дом с земельным участком

Полные условия

Подача заявки и документов — онлайн.

Рассмотрение заявки — 1-3 дня.

Срок кредитования — от 3-х до 30 лет.

Первоначальный взнос — от 10% по Ипотеке с господдержкой, от 15% для готового и от 10% для строящегося жилья. Для оплаты взноса можно использовать материнский капитал. Но не менее 10% всей стоимости недвижимости нужно внести своими деньгами.

Сумма кредита — от 600 тыс. до 50 млн рублей.

Процентная ставка – от 6,05% для строящегося жилья и для готового жилья по сделкам с договором купли-продажи от Застройщика.

Страхование риска утраты или повреждения приобретаемой недвижимости.

Адреса центров ипотечного кредитования

Ипотека в Альфа-Банке

Оформите ипотеку в Альфа-Банке по ставке от 6,05% годовых для приобретения строящегося и готового жилья. Клиентам доступны 4 ипотечные программы для покупки квартир, апартаментов или другой недвижимости. Действует программа рефинансирования и кредитования под залог имеющегося имущества. Мы выдаём ипотечные кредиты на выгодных условиях:

первоначальный взнос от 10%;

срок кредитования до 30 лет;

максимальная сумма — 50 млн рублей.

Также уменьшаем кредитную ставку при быстром выходе на сделку и условии заключения договора комплексного страхования. Предлагаем дополнительные привилегии для зарплатных клиентов. Если вы получаете зарплату на карту или счёт Альфа-Банка, то можете рассчитывать на минимальное время рассмотрения заявки, сниженный процент по кредиту. Вам не нужно предоставлять в банк полный пакет документов.

Особенности и преимущества ипотеки

Выберите оптимальную программу кредитования в зависимости от размера первого взноса, общего срока возврата долга и процентной ставки. Оформите ипотечный кредит в Альфа-Банке и оцените все преимущества:

гибкие условия кредитования;

быстрое рассмотрение заявки;

подача документов онлайн;

удобное управление ипотекой через мобильное приложение Альфа-Мобайл;

опция Ипотека по паспорту.

Вы можете взять в ипотеку недвижимость в аккредитованном банком объекте или согласовать предмет кредитования во время подачи заявки. Главное, чтобы выбранный жилой объект полностью соответствовал требованиям Альфа-Банка.

Рассчитайте кредитную нагрузку онлайн с помощью калькулятора ипотеки. Инструмент поможет предварительно узнать процентную ставку, а также размер ежемесячных платежей. Точные условия кредитования зависят от суммы кредита, кредитной репутации заёмщика и других условий.

Станьте ближе к собственному жилью. Оставьте заявку на ипотеку и получите предварительное решение через одну минуту. Подробнее узнать о базовых ставках, условиях и требованиях к заёмщикам можно в разделе Полезно знать или по телефонам.

С ипотеки снимают опеку

Рефинансирование кредитов будет упрощено

Депутаты придумали, как облегчить рефинансирование ипотеки для семей, использовавших материнский капитал. Сейчас этому мешают регистрация залога и согласие органов опеки. Новый законопроект снимет вопросы, заодно облегчив рефинансирование ипотеки и для других заемщиков, что актуально в условиях продолжающегося падения ставок. Правда, в документе забыли предусмотреть механизм контроля того, чтобы новый кредит действительно шел на погашение прошлого.

Читайте также:
Оценка кадастровой стоимости объектов недвижимости

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

В Госдуму внесен законопроект, упрощающий рефинансирование ипотечных кредитов для семей, использовавших материнский капитал. «Ставки по ипотечным кредитам в настоящее время значительно снизились по сравнению с периодом, когда программа материнского капитала была запущена»,— говорится в пояснительной записке к документу. В ноябре 2019 года, по данным ЦБ, средневзвешенная ставка по ипотеке достигла минимума — 9,2% годовых (см. “Ъ” от 21 декабря 2019 года). «По итогам этого года ставки снизятся до уровня 8–8,5% годовых»,— считает председатель правления Абсолют-банка Татьяна Ушкова.

В законопроекте уточняется, что кроме рыночных ставок существуют льготные программы, в том числе для семей, использовавших материнский капитал:

«Реализуется программа льготного ипотечного кредитования при рождении второго ребенка… которая предусматривает получение указанными семьями ипотечного кредита по ставке 6% на весь срок кредита, а для граждан, проживающих на Дальнем Востоке,— по 2%».

Между тем именно у таких семей возникли трудности (см. “Ъ” от 1 ноября 2019 года). В первую очередь проблема в необходимости получения согласия «органов опеки и попечительства на передачу в залог жилого помещения, приобретенного за счет средств материнского капитала», а также оформления «в общую собственность семьи объекта недвижимости на этапе смены кредитора». Выделение долей несовершеннолетним детям выступает серьезным препятствием для реализации программ рефинансирования, «поскольку нередко приводит к приостановлению в регистрации таких сделок Росреестром», отмечает руководитель центра разработки ипотечных продуктов ПСБ Марина Заботина.

Рефинансирование ипотеки становится все более популярным.

«Сейчас доля рефинансирования составляет около 10%, к концу года она может увеличиться до 15–20%»,— говорит Татьяна Ушкова. Главный аналитик «Росбанк Дом» Наталья Ващелюк оценивает долю рефинансирования в 2020 году в 10–12%.

По мнению Марины Заботиной, в этом году на рынок выйдут заемщики, которые брали кредиты в 2016–2017 годах по ставкам 11% годовых и выше. По словам руководителя по развитию ипотечного кредитования Райффайзенбанка Оксаны Матюшенко, многие банки уже сейчас рефинансируют ипотечные кредиты, по которым был использован материнский капитал, но это связано с рисками.

Эльвира Набиуллина, глава Банка России, 23 мая 2019 года
Мы не считаем, что ипотеку надо наращивать бездумно.

Предложенный законопроект снимает указанные проблемы. В частности, предусматривается, что если новый кредит позволяет полностью погасить ранее выданный, то «согласие предшествующего залогодержателя на регистрацию ипотеки» не требуется. Аналогичное положение касается согласия органов опеки. «Снятие ограничения позволит рефинансировать ипотечный кредит тем семьям, которые ранее на это не решались»,— считает госпожа Матюшенко. Более того, если документ будет принят в нынешнем виде, то он заметно упростит рефинансирование ипотеки не только для семей, использовавших материнский капитал, но и для всех остальных. Ведь в положениях законопроекта нигде не оговаривается, что это распространяется только на кредиты с использованием материнского капитала.

Почему ЦБ предложил вновь повысить резервы для рискованной ипотеки

В то же время у банкиров есть вопросы к законопроекту. Так, в Альфа-банке подтверждают, что концептуально законопроект может решить большинство основных проблем, но «на юридическом и техническом уровне ряд его положений требуют серьезной доработки». Например, поясняют в банке, предлагается внести поправку, в соответствии с которой первоначальный кредитор не должен давать согласия на последующую ипотеку. При этом, подчеркивают в Альфа-банке, нормы нового законопроекта сформулированы так, что «не позволяют банкам контролировать целевое направление гражданином средств, полученных на рефинансирование ранее выданного кредита».

Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ

Утратил силу – Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Принят Государственной Думой 17 мая 1995 года Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года (В редакции федеральных законов от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 21.11.2011 г. N 326-ФЗ; от 25.11.2013 г. N 317-ФЗ) Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Глава I. Общие положения Статья 1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения). Статья 3. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 4. Гарантии соблюдения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечни гарантированных государством социальных услуг. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) (Часть четвертая утратила силу – Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Глава II. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания Статья 5. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. Статья 6. Права иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев, в сфере социального обслуживания Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же права и в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Статья 7. Права граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на: уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания; выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг; согласие на социальное обслуживание; отказ от социального обслуживания; конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг; защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке. Статья 8. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на информацию в сфере социального обслуживания Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления. Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, – их законным представителям. Граждане пожилого возраста и инвалиды, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими. Статья 9. Согласие на социальное обслуживание Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения сведений, предусмотренных в части первой статьи 8 настоящего Федерального закона. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства. Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, – на основании письменного заявления их законных представителей. Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, а также Законом Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”. Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в специальные стационарные учреждения социального обслуживания осуществляется на условиях, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона. Статья 10. Отказ от социального обслуживания Граждане пожилого возраста и инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона. В случае отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказ граждан пожилого возраста и инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан пожилого возраста и инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа. Статья 11. Конфиденциальность информации Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 12. Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания 1. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, пользуются правами, предусмотренными статьей 7 настоящего Федерального закона, а также имеют право на: 1) обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; 2) уход, первичную медико-санитарную помощь, в том числе при стоматологических заболеваниях, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 г. N 317-ФЗ) 3)(Утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) 4) социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию; 5) добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями; 6) медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности; 7) свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами; 8) бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 326-ФЗ) 9) предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий; 10) сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, – в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни; 11) участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания. 2. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Оплата оказания медицинской помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам в указанных медицинских организациях осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 25.11.2013 г. N 317-ФЗ) 4. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов, или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Статья 13. Трудовая деятельность граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим на условиях трудового договора, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Принуждение граждан пожилого возраста или инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не допускается. Статья 14. Отказ от услуг стационарного учреждения социального обслуживания Граждане пожилого возраста и инвалиды, находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания и не относящиеся к категории граждан, указанных в части первой статьи 15 настоящего Федерального закона, имеют право отказаться от услуг указанных учреждений. Статья 15. Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей по основаниям, предусмотренным в части первой настоящей статьи, решается судом по представлению органов социальной защиты населения. Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих оказания специализированной медицинской

Читайте также:
Детские пособия: до какого возраста платят начисления

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

ГОСТ Р 52884-2007

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам

Social service of the population. The order and conditions of granting the social services to elderly age citizens and invalids

Дата введения 2009-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием “Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия” (ФГУП “СТАНДАРТИНФОРМ”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 “Социальное обслуживание населения”

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 562-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.

6 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов:

7 Настоящий стандарт разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее – учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица, гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе и детям-инвалидам).

Настоящий стандарт устанавливает порядок и условия предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

Читайте также:
Льготы на школьников на ж/д билеты в 2021 году по России

ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг

ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 52498 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.

4 Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам

4.1 Общие положения

4.1.1 Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам установлены в настоящем стандарте в соответствии с положениями законов Российской Федерации (пункт 4 предисловия к стандарту), ГОСТ Р 52143 и ГОСТ Р 52498.

4.1.2 Социальные услуги гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе к детям-инвалидам) должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости:

а) соблюдения прав гражданина и человека;

б) ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

в) приоритета мер по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов;

Читайте также:
Льготные кредиты малому бизнесу от государства в 2021 году

г) обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех граждан пожилого возраста и инвалидов;

д) предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.

4.1.3 Социальные услуги предоставляют гражданам пожилого возраста и инвалидам по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности, в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4.1.4 При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют установленное законодательством Российской Федерации право на:

а) выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

б) получение достоверной и своевременной информации о своих правах, обязанностях, видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг, об условиях проживания и других условиях предоставления этих услуг. Информация о характере и объеме социальных услуг предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении детей-инвалидов, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, их законным представителям;

в) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг. Такая информация является профессиональной тайной и не подлежит разглашению. Работники, виновные в разглашении этой тайны, должны нести ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

д) добровольное согласие на социальное обслуживание. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, когда согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет (детей-инвалидов), и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения в предполагаемом учреждении сведений о видах и формах практикуемого в нем социального обслуживания, об условиях оплаты социальных услуг и других условиях их предоставления;

Читайте также:
Можно ли продать земельный участок выделенный многодетной семье

е) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

4.1.5 Право внеочередного приема на обслуживание в учреждения стационарного социального обслуживания, а также на обслуживание отделениями социальной помощи на дому предоставляется инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком “Жителю блокадного Ленинграда”.

4.1.6 Преимущественным правом при приеме на обслуживание в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, а также правом внеочередного приема на обслуживание отделениями социальной помощи на дому пользуются следующие категории граждан:

а) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

б) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;

в) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированной территории СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР, либо награжденные орденами и за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

г) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

4.1.7 Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, должны пользоваться теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

4.1.8 При предоставлении социальных услуг должны обеспечиваться безопасность граждан, среды их обитания, соблюдаться все установленные нормы и правила пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом о пожарной безопасности, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, приниматься все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

4.1.9 В случае причинения гражданам пожилого возраста и инвалидам в процессе социального обслуживания вреда их здоровью, имуществу или морального вреда они могут с целью защиты своих законных прав и интересов обращаться в суд с иском о возмещении причиненного вреда в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4.1.10 Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг.

4.1.11 При предоставлении социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждения должны осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения.

4.2 Порядок и условия предоставления социальных услуг при стационарном социальном обслуживании

4.2.1 Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях учреждений) социального обслуживания, профилированных в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением граждан, которые обслуживаются в этих учреждениях (отделениях учреждений).

4.2.2 Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней помощи путем предоставления комплекса социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и по состоянию здоровья нуждающимся в постоянном уходе и наблюдении.

4.2.3 Предоставление социальных услуг в стационарных учреждениях должно быть направлено на создание для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, на проведение реабилитационных мероприятий социального, медицинского и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода, медицинской помощи, организации их отдыха и досуга.

Читайте также:
Льготы владельцам медали ордена "За заслуги перед Отечеством" 2 степени

4.2.4 Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения для предоставления им социальных услуг производится на основании их письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет (детей-инвалидов), и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, – на основании письменного заявления их законных представителей, а в случае отсутствия последних – органами опеки и попечительства.

4.2.5 Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

4.2.6 Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, или по решению органов социальной защиты населения, при отсутствии медицинских противопоказаний и по личному желанию мoгут быть приняты на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения в порядке, определенном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4.2.7 Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении порядок проживания в нем, а также порядок и условия предоставления социальных услуг, могут быть по их желанию или по решению суда принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения.

4.2.8 Отказ от услуг стационарных учреждений граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам надлежащий уход и необходимые условия проживания.

4.2.9 При предоставлении социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам администрация стационарного учреждения должна выполнить следующие условия:

а) обеспечить неприкосновенность личности и безопасность проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

б) исполнять возложенные на нее функции опекунов и попечителей в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве;

в) организовывать отдых и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;

г) выделять супругам из числа проживающих в стационарном учреждении граждан пожилого возраста и инвалидов изолированное жилое помещение для совместного проживания;

д) предоставлять гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарном учреждении, возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;

е) обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей как в выходные дни, так и в рабочие дни в соответствии с действующим распорядком работы учреждения;

ж) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан пожилого возраста и инвалидов, сданных на хранение;

Социальная помощь: кому положен социальный работник по закону

Содержание

В целом ряде ситуаций граждане нуждаются в особенной помощи для организации жизни. И в таких случаях поможет социальный работник. Кто может рассчитывать на него и каковы обязанности такого специалиста, читайте в этой статье.

Кому работник социальной службы положен бесплатно

Многие считают, что социальный работник положен только одиноким пенсионерам и инвалидам. Социальная помощь инвалидам и пенсионерам, конечно, самая распространенная в этой сфере. Но на самом деле круг лиц, которые могут рассчитывать на подобную помощь, шире. Предоставить социального работника могут как на постоянной основе, так и временно, если на какой-то период ситуация в семье того, кто претендует на помощь, меняется. Например, если тот член семьи, который ухаживает за недееспособным родственником, уезжает, заболел, потерял работу и т. д.

Кому положена социальная помощь

На социального работника имеют право:

  • Граждане пожилого возраста.
  • Инвалиды.
  • Семьи с маленькими детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
  • Многодетные семьи.
  • Семьи с детьми-инвалидами.
  • Другие граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

То есть закон гарантирует, что социальная помощь малоимущим может быть оказана наравне с другими группами населения, которые испытывают сложности с обслуживанием себя в повседневной жизни. Условия оказания социальной помощи можно уточнить в районном Центре социального обслуживания.

Обязанности социального работника

Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:

  • Покупка продуктов или горячей еды в ближайших магазинах или на ближайших предприятиях питания.
  • Приготовление пищи. При необходимости – помощь в ее употреблении (если состояние здоровья подопечного этого требует).
  • Доставка воды в тех случаях, когда нет центрального водоснабжения или вода оттуда непригодна для питья, топка печей, покупка топлива.
  • Помощь в уборке квартиры. В случае необходимости – организация ремонта.
  • Забота об одежде: сдача в стирку, химчистку и ремонт.
  • Оплата жилья и коммунальных услуг.
  • Покупка и доставка книг, газет, журналов, помощь в отправке писем.
  • Помощь в организации посещения культурных мероприятий – кино, театров, выставок. В случае необходимости сопровождение на такие мероприятия.
  • Санитарно-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь.
  • Помощь в получении образования и устройстве на работу.
  • Помощь в получении путевок в санатории, на лечение, оказание содействия в организации таких поездок.
  • Правовая поддержка (помощь в оформлении документов, получении услуг адвоката и т. д.).
  • Психологическая поддержка.
Читайте также:
Какие привилегии и льготы имеют лица с третьей группой инвалидности

Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:

  • Оказание экстренной доврачебной помощи.
  • Наблюдение за состоянием здоровья.
  • Выполнение некоторых медицинских процедур.
  • Кормление.

Куда обратиться для получения услуг социального работника

Чтобы получить помощь социального работника, нужно направить заявление в Центр социального обслуживания своего района. Это можно сделать лично, попросить помочь кого-то из родственников или вызвать представителя Центра на дом для оформления всех бумаг. Если у вас остаются вопросы, вы можете проконсультироваться с представителем Центра о том, как получить социальную помощь.

Важно! Если к вам пришли люди, по собственной инициативе предлагающие какие-то услуги, подающиеся под видом «помощи социального работника», это мошенники! Настоящие социальные работники не ходят по квартирам и не навязывают себя. Перед тем как подавать заявление, убедитесь, что вы нашли верный телефон и адрес, действительно собираетесь обратиться в Центр социального обслуживания. К сожалению, пожилые люди, инвалиды зачастую оказываются самыми беззащитными перед действиями злоумышленников. Поэтому очень важно контролировать, что предлагаемая помощь будет настоящей и не причинит подопечному вреда, физического или материального. Адресная социальная помощь оказывается профессионалом после того, как заключен официальный договор.

Какие документы нужно предоставить

Вместе с заявлением потребуется предъявить следующие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность (чаще всего – паспорт).
  • Если заявление подает представитель или родственник – документ, подтверждающий право на совершение подобных действий (например, паспорт, в котором указывается степень родства).
  • Документ, подтверждающий место проживания.
  • Документы о составе семьи, условиях проживания, доходах каждого из членов семьи.
  • Если социальный работник нужен инвалиду – справка об инвалидности и программа персональной реабилитации.
  • Заключение о состоянии здоровья.

Если с документами все в порядке и Центр выносит положительное решение относительно вашего случая, между вами и Центром социального обслуживания заключается договор, в соответствии с которым нуждающемуся человеку будет оказываться социальная помощь.

Важно! В договоре должны быть прописаны все обязанности социального работника и условия оказания услуг: то есть что делает социальный работник и с какой периодичностью. С самого начала работы заводится специальный журнал, в него записывается все, что было сделано в рамках договора. Оказание услуг заверяется подписью социального работника и гражданина, который получает социальную помощь. Руководство Центра социального обслуживания ежемесячно проверяет этот журнал, он – документ, по которому можно судить, насколько хорошо выполняется работа. Если случится конфликт, то в первую очередь будут смотреть этот документ.

Тарифы на услуги социального помощника

Социальная помощь населению оказывается бесплатно в тех случаях, когда человек действительно имеет право и основания для их получения. Чтобы исключить ошибки и случаи подлога, все документы гражданина тщательно проверяются перед тем, как с ним будет заключен договор на оказание социальных услуг на дому.

Как часто должен приходить социальный помощник

Социальный работник приходит с той периодичностью, которая требуется в конкретной ситуации. Это могут быть ежедневное посещение или визиты каждые 2–3 дня. То, насколько часто социальный работник будет посещать своего подопечного, прописывается в договоре. Если ситуация со временем меняется, можно изменить и график визитов.

Что делать, если не устраивает работник социальной службы

Если гражданина не устраивает то, как социальный работник помогает ему, необходимо в первую очередь обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой проверить качество работы. Здесь пригодится журнал, о котором мы говорили выше. Именно в него в первую очередь заглянет проверяющий. Так как все действия заверяются подписями работника и гражданина, чаще всего журнал помогает понять реальную картину и оценить, насколько хорошо выполняется работа.

Основания для прекращения государственной социальной помощи

Прекращение социальной помощи возможно как по инициативе гражданина, так и социальной организации.

Так, например, человек теряет право на социального работника в том случае, если выясняется, что при подаче документов он сообщил неверные сведения – о составе семьи, доходах, состоянии здоровья. В этом случае ситуация будет пересмотрена, и, если нет оснований для оказания социальной помощи на дому, договор расторгнут.

Можно отказаться от социального работника и по собственной инициативе: например, если изменилась ситуация, в которой он требовался. Как вы помните, основанием сейчас служит не только возраст и инвалидность, но и попадание в сложную жизненную ситуацию – потеря работы, отсутствие источников дохода, серьезная травма и т. д. Подобные ситуации могут изменяться со временем, и, если гражданин понимает, что ему помощь больше не нужна, он может обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой расторгнуть договор по причине того, что теперь он может организовывать свою жизнь и обслуживать себя сам.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов

7 минут Светлана Поздникова 2084

  • Кто может получить данный вид поддержки
  • Надомный вид обслуживания
  • Социально-медицинское сопровождение
  • Полустационарный вид помощи
  • Стационарное обслуживание
  • Срочное обслуживание
  • Социально-консультативный вид помощи
  • Другие услуги
  • Видео по теме

Социальное обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов относится к основной форме защиты населения. Целью данной программы является позволить гражданам, которые нуждаются в социальной адаптации, как можно дольше пребывать в привычной среде, защита их интересов и прав.

Кто может получить данный вид поддержки

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью. Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию. Подтверждением данного факта считается паспорт. Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  • При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  • Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.
  • Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.
Читайте также:
Как оформить СНИЛС ребенку - все об этой процедуре

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.

Если человек проживает в помещении, не имеющем центрального водоснабжения, отопления, то ФЗ предусмотрено включение в перечень надомных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты, помощь по обеспечении водой, топливом. Кроме того, предусмотрено право пожилых и инвалидов на получение дополнительных услуг, которые могут быть полностью или частично оплачены.

К ним относятся:

  • нахождение в учреждении, направленном на социальное обслуживание. Оно предполагает дневное и ночное пребывание;
  • срочное сопровождение;
  • нахождение граждан в пансионате, доме-интернате;
  • круглосуточное наблюдение за здоровьем;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • кормление ослабленного больного;
  • выполнение медицинской процедуры;
  • консультативное сопровождение.

Социально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных людей может производиться на временной или постоянной основе. Гражданам, имеющим заболевания психики, находящимся на стадии обострения, страдающим хроническим алкоголизмом, венерическими заболеваниями, активным туберкулезом, являющимся бактерионосителями, данное обслуживание не проводится. Поскольку для них требуется лечение в специальном учреждении.

Социально-медицинское сопровождение

Социальное-медицинское сопровождение в домашних условиях направлено на решение актуальных проблем людей престарелого возраста, страдающих от психических заболеваний, находящихся на длительной ремиссии, от онкологии на поздней стадии. Правовое регулирование данных вопросов проводится органами исполнительской власти региона. К сведению, инвалиды могут получить временное жилое помещение в домах жилищного фонда для социальных нужд.

Полустационарный вид помощи

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.

Человеку могут предоставить следующие услуги: получение одноразового питания, ночлега, доврачебной помощи, направление на лечение, оформление в дом для престарелых или инвалидов, санитарную обработку, содействие в оформлении или перерасчете пенсии, помощь при трудоустройстве, содействие в оформлении документов, страхового полиса.

Полустационарное обслуживание может быть отказано носителям бактерий, вирусов, гражданам, которые являются хроническими алкоголиками, с активной формой туберкулеза, при наличии тяжелых расстройств психики, венерологических заболеваний, требующих лечения в специализированном заведении.

Данная помощь оказывается следующим слоям населения:

  • гражданам России, иностранцам, имеющим вид на жительство;
  • людям, зарегистрированным по месту жительства или имеющим регистрацию по месту пребывания;
  • инвалидам;
  • лицам пожилого возраста.

Нормативные основы социального обслуживания граждан пожилого возраста Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парий-Сергеенко Евгения Павловна

В настоящей статье рассматриваются вопросы социального обслу живания пожилых граждан. Дано определение понятия « социальное обслуживание » с позиций различных учёных. В исследовании проведён краткий анализ законодательства РФ в сфере права социального обеспечения , перечислены принципы социального обслуживания в стране, отмечена необходимость включения органов местного самоуправления в субъекты, оказывающие социальные услуги населению. В работе проанализированы направления развития региональной программы «Старшее поколение», отмечена необходимость уточнения потребности в уходе, создания реестра нуждающихся в помощи граждан, стандартизации ухода, развития помощи, осуществляемой в домашних условиях, альтернативных структур обслуживания пожилых людей. В статье сделаны обобщающие выводы о тенденции развития такого института права социального обеспечения как социальное обслуживание граждан.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Парий-Сергеенко Евгения Павловна

LEGAL FRAMEWORK THAT REGULATE SOCIAL SERVICES PROVIDED FOR SENIOR CITIZENS

This article examines the issues of social services for senior citizens . The article presents definitions of the concept of the «social service» from the standpoint of different scientists. The study presents a brief analysis of the legislation of the Russian Federation in the field of social security law , enumerates principles of social services in the country, notes the need to grant local governments the status of bodies that provide social services to population. The paper examines trends in developing the Regional Programme «Senior Generation». The author declares the necessity to specify care requirements, create a register of citizens who need assistance, standardize care services, develop home care, alternative care structures for the seniors. The article draws general conclusions about the development trend of such an institution of social security law as social services for citizens.

Текст научной работы на тему «Нормативные основы социального обслуживания граждан пожилого возраста»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Парий-Сергеенко Евгения Павловна, кандидат наук государственного управления, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Сочинского филиала Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), e-mail: paryi@mail.ru.

Читайте также:
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

В настоящей статье рассматриваются вопросы социального обслуживания пожилых граждан. Дано определение понятия «социальное обслуживание» с позиций различных учёных. В исследовании проведён краткий анализ законодательства РФ в сфере права социального обеспечения, перечислены принципы социального обслуживания в стране, отмечена необходимость включения органов местного самоуправления в субъекты, оказывающие социальные услуги населению. В работе проанализированы направления развития региональной программы «Старшее поколение», отмечена необходимость уточнения потребности в уходе, создания реестра нуждающихся в помощи граждан, стандартизации ухода, развития помощи, осуществляемой в домашних условиях, альтернативных структур обслуживания пожилых людей. В статье сделаны обобщающие выводы о тенденции развития такого института права социального обеспечения как социальное обслуживание граждан. граждане пожилого возраста, социальное обслуживание, право социального обеспечения, национальные проекты, модель социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста являются самой быстрорастущей возрастной группой в мире. Сегодня впервые в истории большинство людей могут рассчитывать на то, что доживут до 60 лет и более1. По данным Все-

1 World Economic and Social Survey 2007: development in an ageing world. New York: United Nations publication, 2007. URL: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wess/wess_archive/2007wess.pdf.

мирной организации здравоохранения (ВОЗ) к 2050 г. число лиц старше 60 лет удвоится, что требует кардинальных социальных перемен1.

Вместе с тем следует отметить, что именно эта социальная группа обладает значительным опытом, колоссальными знаниями, стремится к трудовой деятельности, выступает хранителем важнейших духовных ценностей.

Осознавая проблемы старения современного общества, в Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ 05.02.2016 г была принята Стратегия действий в интересах старшего поколения до 2025 г, в которой социальное обслуживание граждан пожилого возраста выделено в отдельное направление деятельности всех уровней государственной власти для повышения уровня и качества жизни таких граждан2.

В Российской Федерации, как в социальном государстве, право на социальное обслуживание гарантируется Конституцией3. Социальное обслуживание является самостоятельным институтом права социального обеспечения. Становление социального обслуживания, в том числе пожилых людей, приближённого к современным реалиям, приходится на девяностые годы прошлого века. Первоначально определим, как в учёном сообществе и нормативных документах рассматривается понятие социального обслуживания.

Законодательно закреплённое понятие социального обслуживания граждан, как деятельности социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, появилось в 1995 г вместе с принятием законов от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживании населения в РФ» и от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Принятый 28.12.2013 г. Федеральный закон № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» определил рассматриваемое понятие, как деятельность по предоставлению социальных услуг, а социальную услугу – как действие или действия в сфере социального обслуживания для оказания постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину, с тем, чтобы улучшить условия его жизнедеятельности и (или) расширить его возможности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности4.

1 World report on Ageing and Health. Geneva: Publications of the World Health Organization, 2015. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789240694811_eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

2 Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».

3 Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФкЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ].

4 Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

1ормативные основы социального обслуживания. »

И.А. Логинова и Ю.В. Гатен определяют социальное обслуживание как систему способов социально-гуманистической деятельности, которая направлена на социальную реабилитацию, адаптацию отдельной личности, семьи или определённой совокупности людей1. В.П. Галаганов отмечал относительную самостоятельность социального обслуживания в государственной системе социального обеспечения2.

Эффективность социального обслуживания может определяться на основе как общих (служащих для оценки её эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации3.

Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания имеет системный характер и представлено на всех уровнях: федеральном, региональном, местном.

Конституция РФ предусматривает, что государство поддерживает пожилых граждан, в том числе через систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты, обеспечивает право на жильё, частную собственность и право на получение квалифицированной юридической помощи. Основной закон не содержит конкретных норм социального обслуживания, но определяет приоритеты для российского законодателя.

Базовым законом в сфере социального обслуживания, в том числе и граждан пожилого возраста, является уже вышеупомянутый Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ. Данный нормативный акт определил современную модель социального обслуживания, которая включает в себя такие принципы, как:

— равного, свободного доступа граждан пожилого возраста к социальному обслуживанию без какой-либо дискриминации (пол, раса, возраст, национальность, язык, происхождение, место жительства, отношение к религии, убеждения и принадлежность к общественным объединениям);

— адресности предоставления социальных услуг;

— приближённости поставщиков, которые оказывают социальные услуги к месту жительства гражданина пожилого возраста, который признан их получателем, достаточности количества поставщиков, которые оказывают социальные услуги для того, чтобы обеспечить по-

1 Логинова И. А., Гатен Ю.В. О проблемах эффективности и качества социального обслуживания населения // Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 3. С. 100107.

Читайте также:
Детские пособия в России, их размер и порядок получения

2 Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2014.

3 Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. М.: Юрайт, 2016.

требности граждан пожилого возраста в социальном обслуживании, достаточности ресурсов у поставщиков, которые оказывают социальные услуги (финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы);

— сохранения пребывания граждан пожилого возраста в привычной благоприятной среде;

В Законе выделены объекты (пожилые граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании) и субъекты, оказывающие социальные услуги (организации социального обслуживания государственного сектора, организации социального обслуживания негосударственного сектора, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческими, включая социально-ориентированные, а также индивидуальные предприниматели).

В соответствии с Законом, функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, наделены органы на федеральном и региональном уровнях. Так, на Федеральном уровне – это Министерство труда и социальной защиты РФ, региональный уровень – министерства в субъектах федерации, например, в Краснодарском крае – это Министерство труда и развития Краснодарского края. Из представленной в Законе модели социального обслуживания граждан напрямую исключены органы местного самоуправления. Однако, они были и остаются ключевыми участниками системы социального обслуживания. Стоит согласиться с мнением Н.В. Зуевой, которая отмечает, что невозможно сформировать эффективную систему социального обслуживания граждан пожилого возраста без участия органов местного самоуправления1. Включение органов местного самоуправления в субъекты, оказывающие социальные услуги потребует изменение законодательства, но думается, что это оправдано.

Так, в Краснодарском крае, в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2, разрабатывается региональная программа системной поддержки и повышения качества жизни пожилых граждан «Старшее поколение». Согласно названного Указа, Правительству России поручено обеспечить достижение устойчивого естественного роста численности населения России; повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения; снижения в 2 раза уровня бедности.

1 Зуева Н.Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2016. № 1. С. 16-22.

2 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

1ормативные основы социального обслуживания. »

С 2019 г в пилотном режиме 12 субъектов Российской Федерации будут внедрять систему долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Такая система будет включать в себя сбалансированное обслуживание и медицинскую помощь на дому в полустационарной и стационарной форме, а также поддержку семейного ухода.

К 2024 г. в Краснодарском крае планируется внедрить систему долговременного ухода в каждом муниципальном образовании. Особого внимания требуют: уточнение потребности в уходе и создание реестра нуждающихся в помощи граждан, стандартизация ухода, развитие помощи, осуществляемой в домашних условиях, особенно развитие альтернативных структур, таких как приёмные семьи для пожилых людей, услуги сиделок.

Также требует усиления межведомственное взаимодействие и координация в работе социальных служб. Например, создание междисциплинарных мобильных бригад социального обслуживания, в составе которых наряду с сотрудниками соцслужб, будут работать медицинские работники, в том числе гериатры, сотрудники администраций муниципальных образований. Особое внимание должно уделяться синхронизации информационных систем в соответствующих сферах и способах передачи необходимой информации о состоянии пациента родственникам и организациям социального обслуживания. Немаловажным является вопрос и дополнительного профессионального образования и профессионального обучения работников организаций социального обслуживания и медицинских организаций. Такого рода обучение обеспечивается органами власти края путём организации и проведения методических семинаров, обучающих занятий, индивидуальных консультаций, выставок, форумов и конференций.

Предусматривается также доработка краевой нормативной правовой базы в целях ликвидации очередей в стационарные организации социального обслуживания, эффективного взаимодействия учреждений и ведомств, вовлечённых в систему долговременного ухода – здравоохранения, пенсионного обеспечения, транспорта и дорожного хозяйства, курортов и туризма, потребительской сферы, ветеранских организаций.

Из всего сказанного, можно констатировать, что законодательство в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста сформировано с учётом современных реалий, разработаны национальные проекты в сфере здравоохранения, улучшения демографии. Тем не менее, говорить о создании эффективной модели правового регулирования социального обслуживания граждан пожилого возраста пока рано, что, в свою очередь, обуславливает необходимость дальнейших изменений в социальной сфере.

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

4. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».

5. Галаганов В. П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2014.

6. Зуева Н. Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества // Вестник ВГУ Серия: Право. 2016. № 1. С. 16-22.

7. Логинова И.А., Гатен Ю. В. О проблемах эффективности и качества социального обслуживания населения // Вестник Самарского муниципального института управления. 2016. № 3. С. 100-107.

8. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. М.: Юрайт, 2016.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: