Отсутствие горячего водоснабжения: особенности подачи жалоб

Отсутствие горячего водоснабжения: особенности подачи жалоб

III. Прекращение (временное прекращение) или ограничение

горячего водоснабжения, транспортировки горячей воды, отказ

от исполнения обязательств по договору

85. Временное прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды может осуществляться в случае:

а) возникновения аварии, инцидента и (или) устранения последствий аварии и инцидента на централизованных системах горячего водоснабжения;

б) существенного ухудшения качества горячей воды. Критерии существенного ухудшения качества горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

в) проведения планово-предупредительного, внепланового и капитального ремонта;

г) проведения работ по подключению (присоединению) объектов заявителей.

86. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, уведомляет абонентов о временном прекращении или ограничении горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды в случаях, указанных в подпунктах “а” и “б” пункта 85 настоящих Правил, в течение 1 дня со дня такого временного прекращения или ограничения.

Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, уведомляет абонентов о временном прекращении или ограничении горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды в случаях, указанных в подпунктах “в” и “г” пункта 85 настоящих Правил, не менее чем за 15 дней до планируемого прекращения или ограничения.

87. Прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды может осуществляться в случае:

а) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества горячей воды установленным требованиям;

б) самовольного подключения объекта, на котором осуществляется потребление горячей воды, к системам горячего водоснабжения;

в) аварийного состояния водопроводных сетей абонента;

г) аварийного состояния водопроводных сетей организаций, осуществляющих транспортировку горячей воды и эксплуатацию таких сетей;

д) наличия у абонента задолженности по оплате по договору горячего водоснабжения за 3 и более расчетных периода, установленных договором;

е) воспрепятствования абонентом допуска представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, или по ее указанию представителей иной организации к приборам учета абонента для осмотра, контроля и снятия показаний приборов учета.

88. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, уведомляет абонентов о прекращении или об ограничении горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды в случаях, указанных в подпунктах “в” – “е” пункта 87 настоящих Правил, не менее чем за 3 дня до планируемого прекращения или ограничения.

Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, уведомляет абонентов о прекращении или об ограничении горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды в случаях, указанных в подпунктах “а” и “б” пункта 87 настоящих Правил, не более чем за 1 день до планируемого прекращения или ограничения любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение уведомления.

89. Уведомление о прекращении или об ограничении (временном прекращении или ограничении) горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды производится в следующем порядке:

а) обнаружение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, либо организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, случаев, указанных в пунктах 85 и 87 настоящих Правил. О таких случаях указанные организации обязаны уведомить друг друга в течение 12 часов с момента их обнаружения;

б) направление абонентам и организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, а также в органы местного самоуправления любым доступным способом, позволяющим подтвердить его получение, уведомления, содержащего:

причины прекращения или ограничения (временного прекращения или ограничения) горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды;

предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено горячее водоснабжение либо транспортировка горячей воды.

90. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, уведомляет лиц, которым были направлены уведомления о прекращении или об ограничении (временном прекращении или ограничении), о снятии такого прекращения или ограничения и возобновлении горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды в течение 3 дней со дня устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения (временного прекращения или ограничения).

91. Прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды в случаях, указанных в пункте 87 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:

а) обнаружение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, указанных случаев;

б) составление организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, акта, подтверждающего:

действия лица, самовольно подключившегося к системе горячего водоснабжения (при возникновении случая, указанного в подпункте “б” пункта 87 настоящих Правил);

действия или бездействие абонента, которые привели к возникновению случаев, указанных в подпунктах “а”, “в”, “д” и “е” пункта 87 настоящих Правил;

действия или бездействие организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, которые привели к возникновению случая, указанного в подпункте “г” пункта 87 настоящих Правил.

В акте указываются дата и время его составления, основания прекращения или ограничения, причины, послужившие основанием для принятия решения о таком прекращении или ограничении, фамилия, инициалы и должность лиц, подписывающих акт;

в) направление организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, соответствующему абоненту либо организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения случаев, указанных в подпунктах “б” – “е” пункта 87 настоящих Правил, уведомления с требованием устранить выявленные нарушения в течение срока, определенного в уведомлении, с приложением акта, указанного в подпункте “б” настоящего пункта;

г) подписание абонентом полученного акта и направление его организации, осуществляющей горячее водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления и акта. Одновременно с направлением подписанного акта абонент либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, направляет организации, осуществляющей горячее водоснабжение, информацию о возможности или невозможности устранения выявленных нарушений в предложенные сроки. В случае невозможности устранения нарушений в предложенные сроки абонент указывает обоснованные сроки для устранения выявленных нарушений. При несогласии с содержанием акта абонент либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить это возражение организации, осуществляющей горячее водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения акта;

Читайте также:
В чем суть закона о приватизации жилищного фонда в РФ

д) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, указанных в подпункте “г” настоящего пункта, вправе:

в случае получения подписанного абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, акта и информации о невозможности устранения выявленных нарушений в предложенные сроки и необоснованности увеличения сроков устранения выявленных нарушений прекратить или ограничить горячее водоснабжение, уведомив об этом абонента либо организацию, осуществляющую транспортировку горячей воды, в срок, указанный в пункте 88 настоящих Правил;

в случае получения от абонента или организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, мотивированного возражения на акт провести повторное обследование обстоятельств, приведших к случаям, указанным в подпунктах “в” – “е” пункта 87 настоящих Правил, совместно с представителями абонента или организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, и третьих лиц. По итогам обследования составляется акт, который подписывается уполномоченным лицом, действующим от имени абонента либо организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, на основании которого указанная организация принимает решение о прекращении или об ограничении горячего водоснабжения. Уведомление о принятом решении направляется абоненту либо организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, в сроки, указанные в пункте 88 настоящих Правил.

92. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, не вправе прекращать или ограничивать горячее водоснабжение либо транспортировку горячей воды в случае получения от абонента обязательств устранить выявленные нарушения в предложенные организацией сроки либо в сроки, предложенные и обоснованные абонентом.

93. В случае прекращения либо ограничения горячего водоснабжения по основаниям, указанным в подпункте “б” пункта 87 настоящих Правил, лицо, самовольно подключившееся к системе горячего водоснабжения, обязано возместить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, расходы на осуществление прекращения либо ограничения горячего водоснабжения, восстановление горячего водоснабжения и оплатить в соответствии с законодательством Российской Федерации полученную (потребленную) горячую воду и штрафные санкции за самовольное подключение к централизованной системе горячего водоснабжения.

В случае осуществления в отношении абонента либо организации, осуществляющей транспортировку горячей воды, прекращения либо ограничения горячего водоснабжения по основаниям, указанным в подпунктах “в” – “е” пункта 87 настоящих Правил, абонент либо организация, осуществляющая транспортировку горячей воды, обязаны возместить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, расходы на осуществление прекращения либо ограничения и восстановление горячего водоснабжения. Порядок возмещения указанных расходов определяется договором горячего водоснабжения.

94. В случае если организация, осуществляющая горячее водоснабжение, примет решение о прекращении или об ограничении горячего водоснабжения и в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения горячего водоснабжения по основаниям, указанным в подпунктах “д” и “е” пункта 87 настоящих Правил, абонент не устранил выявленные нарушения, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе отказаться от исполнения договора горячего водоснабжения в одностороннем порядке.

95. В случае принятия организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, решения об отказе от исполнения договора горячего водоснабжения в одностороннем порядке, указанная организация направляет абоненту уведомление о принятом решении не позднее чем за 7 рабочих дней до истечения 60 дней со дня прекращения или ограничения горячего водоснабжения.

В случае если абонент, получивший указанное уведомление, устранил обстоятельства, явившиеся причиной прекращения или ограничения горячего водоснабжения, до истечения 60 дней со дня такого прекращения или ограничения, односторонний отказ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, от исполнения договора горячего водоснабжения не допускается.

96. В случае отказа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, от исполнения договора горячего водоснабжения в одностороннем порядке соответствующий договор считается расторгнутым. Заключение нового договора осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения

Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

1. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

Читайте также:
Особенности продажи квартиры, если в ней есть доля несовершеннолетнего

4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в часть 2 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. В случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также:

1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;

3) организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в часть 3 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

3) превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод (далее – неоднократное грубое превышение нормативов состава сточных вод) или превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод, являющегося в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, грубым превышением (далее – неоднократное грубое превышение требований к составу и свойствам сточных вод);

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ действие пункта 4 части 3 статьи 21 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2019 г.

Пункт 4 части 3 статьи 21 вступает в силу с 1 июля 2015 г.

4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, или неисполнения абонентом плана снижения сбросов либо отсутствия у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнения абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 6 части 3 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;

7) проведения планово-предупредительного ремонта;

8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;

ГАРАНТ:

Согласно части 5 статьи 1 настоящего Федерального закона, части 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, статье 18 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 8-ФЗ и пункту 1 постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 424 до 1 января 2021 г. исполнитель коммунальной услуги не вправе приостанавливать или ограничивать её предоставление потребителю в случае её неполной оплаты

9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.

Читайте также:
Три штрафа, которые грозят тем, кто делает ремонт в своей квартире

4. В случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.

5. В случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1, пунктами 2-4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.

6. В случае, если в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, абонент не устранил указанных причин, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоснабжения и (или) водоотведения в одностороннем порядке.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

7. Организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке в случае неоднократного грубого превышения нормативов состава сточных вод или неоднократного грубого превышения требований к составу и свойствам сточных вод.

8. Особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.

9. Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в часть 10 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. В случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1-3 части 1, пунктах 1, 5-7 части 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.

ВС пояснил порядок приостановки предоставления коммунальных услуг неплательщикам

5 марта Верховный Суд РФ вынес Постановление № 47-АД19-2 по делу о привлечении к административной ответственности руководителя управляющей компании, распорядившегося поставить заглушку на канализацию должника за коммунальные услуги.

В июле 2017 г. ООО «Управляющая компания «Северо-Восточная» направило оренбуржцу извещение о наличии просроченной задолженности за содержание жилого помещения на сумму около 50 тыс. руб. В октябре того же года должнику было приостановлено оказание коммунальной услуги по водоотведению путем установки заглушки в систему квартирной канализации.

Указанный факт вынудил собственника квартиры обратиться в прокуратуру Оренбургской области. Против руководителя УК в лице Сергея Безрукова было возбуждено дело об административном правонарушении. Впоследствии мировой судья оштрафовал генерального директора общества на 50 тыс. руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП. Решение судьи устояло в апелляции и кассации.

При вынесении решений суды руководствовались тем, что вина правонарушителя была полностью доказана материалами дела, согласно которым коммунальная услуга по водоотведению была приостановлена УК безосновательно. При этом суды назначили административное наказание в минимальном размере, предусмотренном вышеуказанной статьей КоАП РФ.

Руководитель УК обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, указав на незаконный характер вынесенных в отношении него судебных решений, однако судья высшей судебной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

Со ссылкой на подп. «а» п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) ВС пояснил, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя при неполной ее оплате последним.

В свою очередь под неполной оплатой услуги потребителем понимается наличие у него задолженности по оплате 1 коммунальной услуги, превышающей сумму двух месячных размеров ее платы, исчисленных исходя из норматива ее потребления независимо от наличия/отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса. При этом между исполнителем и потребителем-должником отсутствует соглашение о погашении задолженности или последний не выполняет его условия.

Вышеуказанные Правила детализируют порядок введения ограничительных мер в отношении должника. Так, исполнитель предупреждает должника, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня его уведомления коммунальная услуга может быть сначала ограничена, а затем приостановлена либо сразу же приостановлена в отсутствие технической возможности ее ограничения. Введение ограничительных мер в отношении должника возможно только при непогашении им задолженности в течение установленного в предупреждении срока.

Как пояснил ВС, из материалов дела следует, что УК не доказала факт направления собственнику квартиры извещения о задолженности по коммунальной услуге водоотведения, поскольку задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги рассчитывается отдельно, а ограничению либо приостановлению в случае неполной оплаты потребителем подлежит конкретная (не полностью оплаченная) коммунальная услуга. При этом Суд отметил, что в направляемом должнику извещении общество не отразило наличие или отсутствие технической возможности введения ограничения коммунальной услуги. Сведений о том, что потребителю был временно уменьшен объем подачи коммунального ресурса, в материалах дела не имеется. В связи с этим ВС указал на недопустимость приостановления коммунальной услуги, минуя стадию ее ограничения, если для последней имеется техническая возможность.

Читайте также:
Как рассчитывается кварплата, если в квартире никто не живет

Со ссылкой на Постановление Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 Суд пояснил, что что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для ее приостановления или ограничения, которые должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих. Указанные ограничительные меры не должны нарушать установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

С учетом изложенного Суд пришел к выводу о том, что управление многоквартирным домом осуществлялось с нарушением лицензионных требований, а спорная коммунальная услуга была приостановлена незаконно. Из-за действий УК были нарушены санитарно-гигиенические условия проживания в квартире и установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан. Таким образом, Верховный Суд оставил в силе судебные акты нижестоящих инстанций.

Адвокат АП г. Москвы Алина Емельянова отметила актуальность постановления ВС для судебной практики по спорам, связанным с предоставлением жилищно-коммунальных услуг: «Суд обратил внимание на ряд принципиальных обстоятельств, которые должны учитываться при рассмотрении таких дел». Эксперт предположила, что документ будет способствовать формированию единообразной судебной практики и снизит количество нарушений закона со стороны управляющих компаний.

В свою очередь руководитель проектов Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Виктор Спесивов не согласился с выводами Суда, постановление которого «производит удручающее впечатление».

«У УК и так немного практических рычагов для борьбы со злостными неплательщиками коммунальных услуг. Судебная практика достаточно часто признает приостановление коммунальных услуг незаконным при несоблюдении процедурных моментов. И в этой части (неуказание управляющей компанией конкретной суммы задолженности неплательщика за водоотведение) постановление ВС РФ подтвердило сложившуюся позицию, – отметил Виктор Спесивов. – Суды нередко прибегают и к понятию соразмерности приостановления коммунальной услуги имеющейся задолженности (хотя такой подход судов чрезмерно расширительный и необоснован)».

Эксперт отметил, что, исходя из постановления ВС, любое приостановление коммунальной услуги, по сути, нарушает установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан. «Следовательно, теперь судебная практика может пойти по пути закрытия последних лазеек для УК в целях приостановления коммунальных услуг злостным неплательщикам, что может привести к усугублению и без того близкой к катастрофической ситуации в ЖКХ. И пострадают из-за этого добросовестные плательщики, которые не будут получать качественные услуги из-за злостных неплательщиков и отсутствия реальных механизмов для призвания их к ответу благодаря такой судебной практике», – заключил Виктор Спесивов.

Как защитить свои права на качественные услуги ЖКХ: памятка от юриста

Все мы сталкивались с ситуацией, когда в квартире внезапно отключили свет, из крана течет грязная вода или батареи отопления еле-еле греют. Как защитить свои права в этом случае, кто должен все это чинить, а также и компенсировать расходы?

Дома мы проводим очень много времени, и хочется, чтобы обстановка здесь всегда была комфортной и спокойной. Но, к сожалению, иногда происходят аварии, и жильцам приходится решать проблемы с водой, электричеством, отоплением, газом…

Однако мало кто знает, что законодательство достаточно детально урегулировало нормативы оказания коммунальных услуг, и закрепило порядок фиксации оказания некачественных услуг, а также ответственность эксплуатирующей организации.

Главным документом при решении такого рода проблем являются «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Этот документ гласит, что коммунальные службы обязаны предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Что вам должны коммунальщики

  • Нести ответственность за нарушение качества предоставляемых потребителю коммунальных услуг;
  • Вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
  • При поступлении жалобы (заявления, обращения, требования и претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в помещениях либо на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы и в случае обнаружения утечки газа обеспечить безопасность людей и ликвидацию обнаруженной утечки;
  • Компенсировать вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также прямые и косвенные убытки, связанные с некачественной работой коммунальных сервисов, и моральный вред.
Читайте также:
Учетная норма площади жилого помещения на одного человека

Компенсация за плохую работу коммунальных служб

Каждый потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации “О защите прав потребителей”.

В случае причинения коммунальными службами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя в первую очередь ими обязательно должен быть составлен акт.

Этот акт должен быть составлен и подписан коммунальщиками не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу!

Причем если вы (как потребитель услуги) не можете подписать данный акт, например по причине отсутствия в занимаемом помещении, то акт должен быть подписан помимо исполнителя двумя незаинтересованными лицами.

Этот документ составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается вам, а второй — остается у исполнителя.

Коммунальщики не вправе без вашего согласия выполнять дополнительные работы и оказывать какие-либо услуги, за которые потом потребуют с вас плату. Если же такие работы (услуги) – все-таки были оказаны без вашего на то письменного согласия, то вы вправе потребовать возврата всей уплаченной суммы.

Как вернуть деньги за некачественные услуги ЖКХ?

Главное: при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги!

Но как определить, что полученные вами коммунальные услуги были ненадлежащего качества?

Снова обращаемся к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Именно в приложении № 1 к данным правилам приведены требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг.

При перерывах работы коммунальных служб размер платы за их услуги пропорционально снижается!

Как это происходит: при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги вы уведомляете об этом аварийно-диспетчерскую службу.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано как в письменной форме, так и устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

Как быстро коммунальщики обязаны отреагировать на вашу заявку?

Время проведения проверки по факту заявленных вами нарушений должно быть назначено не позднее 2 часов с момента получения сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если только с вами не согласовали иное время.

По вопросам ЖКХ тоже можно спорить

Если в ходе проверки между вами и коммунальными службами возник спор относительно факта происходящего, то можно инициировать проверку проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несут коммунальные службы!

Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являет момент информирования аварийно-диспетчерской службы о факте имеющихся проблем.

После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.

Для этого исполнитель в согласованное с вами время обязан прибыть в помещение, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги.

Как долго можно не чинить?

По каким услугам и как долго коммунальные службы вправе предоставлять услугу ненадлежащего качества?

Холодное водоснабжение

  • Перерыв 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (при аварии)
  • Отклонение состава и свойств холодной воды не допускается
  • Отклонение давления не допускается

Горячее водоснабжение

  • Перерыв 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа подряд
  • Допустимое отклонение температуры в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C
  • Отклонение состава и свойств горячей воды не допускается
  • Отклонение давления не допускается

Водоотведение (канализация)

  • Перерыв не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно

Электроснабжение

  • Перерыв 2 часа — при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания
  • 24 часа — при наличии 1 источника питания
  • Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока не допускается

Газоснабжение

  • Перерыв не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца
  • Отклонение свойств подаваемого газа не допускается
  • Отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается

Отопление

  • Перерыв 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца
  • 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры
  • Не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C
  • Не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C
  • Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4 °C
  • Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3 °C
  • Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается
  • Отклонение давления не допускается

Мнение авторов Сообщества может не совпадать с официальной позицией организации «Росконтроль». Хотите дополнить или возразить? Можно сделать это в комментариях или написать собственный материал.

Памятка о праве граждан на качественное водоснабжение

О праве граждан на качественное водоснабжение

Право граждан на качественное водоснабжение закреплено законодательно. Федеральным законодательством (Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “О водоснабжении и водоотведении”, Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 “Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09” (вместе с “СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.05.2009 № 13891) предусмотрены требования к обеспечению собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов водоснабжением.

Читайте также:
Как передать долю квартиры в дар между родственниками

Так, согласно ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом населении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение , холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения , холодного водоснабжения , обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

К подаваемой потребителю по водопроводу питьевой воде предъявляются определенные требования, которые закреплены в нормах СанПиН. К ним относятся следующие характеристики:
-запах, вкус, мутность, окраска, температура, химические свойства, жесткость, щелочность, окисляемость, наличие микроорганизмов (бактерий, вирусов и других паразитов) не допускается; радиологические показатели определяют наличие радионуклидов.

Порядок действий граждан в случае предоставления им коммунальной услуги по водоснабжению ненадлежащего качества.

Если вы считаете, что в вашу квартиру поставляется вода ненадлежащего качества:

Согласно ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Поэтому в первую очередь следует обратиться в управляющую (обслуживающую) организацию.

Граждане, по своему усмотрению, могут либо обратиться в управляющую компанию (далее – УК), либо сразу пожаловаться на действия УК в Роспотребнадзор. Зачастую управляющая компания отказывается делать проверку качества воды, поэтому эффективнее сразу пожаловаться на УК в Роспотребнадзор.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) в аварийно-диспетчерскую службу. Его должны зарегистрировать (указав ваше имя, адрес и проблему). Обязательно уточните, принята ли заявка, номер и время ее регистрации. Если заявку подаете
письменно, обязательно требуйте отметку о принятии заявления на своем экземпляре с точным временем приема.

В том случае если сотруднику службы известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить вам об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений или на вашем заявлении. Если же причины не установлены, с вами должны согласовать дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы самостоятельно сообщает обслуживающей ваш дом организации (управляющей компании) незамедлительно о вашем обращении по факту нарушения качества услуги. Уже сотрудник УК или ресурсоснабжающей организации определяет совместно с потребителем услуги дату и время проведения проверки.

Должен быть составлен и подписан акт

После проверки качества воды специалист управляющей компании составляет акт проверки как минимум в двух экземплярах (по количеству заинтересованных лиц). Его обязательно должны подписать представитель УК и потребители (вы и ваши соседи). Один экземпляр акта остается у вас, второй забирает представитель управляющей компании.
В акте обязательно указываются:

дата и время проведения проверки

визуальные и прочие внешние признаки некачественной воды присутствуют (цвет, запах, отсутствие прозрачности).

Если специалист УК при составлении акта делает вывод, что вода у вас в квартире пригодна к потреблению, а вы с ним категорически не согласны, то настаивайте на проведении экспертизы. Управляющая компания обязана назначить экспертизу и провести ее за свой счет.

При этом в акте указывается:

кем было инициировано проведение экспертизы,

в какую емкость залит образец воды,

в какие сроки, куда и каким участником проверки передается отобранный для экспертизы образец,

Экспертное заключение в дальнейшем приобщается к акту проверки. Если никто не выступает за проведение экспертизы, но при этом имеется спор о качестве воды, то назначается повторная проверка, но уже в присутствии специалистов Государственной жилищной инспекции и представителя общественного объединения потребителей.

По окончании проверки должен быть составлен акт, в котором указывается, что взяты пробы воды для направления в лабораторию с целью получения заключения о соответствии качества воды санитарным нормам.

Проверьте, чтобы в акте о предоставлении некачественной услуги обязательно указали нарушения параметров качества, время и дату начала предоставления коммунальной услуги в том виде, в каком она вас не устраивает.

Право на обращение в органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

В случае непринятия управляющей компанией по обращению мер, либо неудовлетворительной работе по устранению выявленных нарушений, потребитель вправе обратиться с жалобой на действия управляющей компании в органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

На территории Амурской области полномочия государственного жилищного надзора осуществляет государственная жилищная инспекция Амурской области, расположенная по адресу: г. Благовещенск, ул. Шевченко, 24, тел.: 8-4162-22-16-80.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется администрациями муниципальных образований области (районов, городских поселений).

Кроме того, к компетенции органов государственного жилищного надзора относятся вопросы бесперебойного и качественного снабжения населения холодной и горячей водой.

Читайте также:
Как заключить арендное соглашение между гражданином и юридическим лицом

Таким образом, по обращению потребителя о несоответствий температуры горячей воды, предоставлении водоснабжения с перебоями либо с недостаточным напором воды, государственная жилищная инспекция Амурской области обязана провести соответствующую проверку и при подтверждении фактов нарушения закона принять меры к их устранению.

Право на перерасчет оплаты некачественной услуги:

Составленный акт, а также заключение эксперта о несоответствии воды действующим санитарным нормам (в случае если представитель УК отказывается признавать услугу некачественной) – это документы, на основании которых вы как потребитель можете потребовать у управляющей компании перерасчет. По закону он должен быть сделан в течение месяца с момента подписания акт.

Без подачи требования о перерасчете УК такой перерасчет делать не обязана!

Порядок обжалования предоставления некачественной услуги в органы Роспотребнадзора:

На территории Амурской области полномочия по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора возложены на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области (далее — Роспотребнадзор), расположенное по адресу: г. Благовещенск, ул. Первомайская, 30, по тел.: 8-4162-52-56-29.

Отправьте в территориальный или региональный орган Роспотребнадзора заполненное заявление, приложив акт о предоставлении некачественной услуги.

Собственник жилья в многоквартирном доме имеет полное право пожаловаться на грязную воду сразу в Роспотребнадзор, в обход управляющей компании. В таком случае, если надзорный орган выявит нарушения, управляющая компания будет привлечена к административной ответственности.
Для проверки сотрудники Роспотребнадзора должны выехать на место со следующими документами:

– удостоверение, подтверждающее, что человек является представителем этой организации;

– документ, подтверждающий необходимость проверки, с подписью и печатью руководящего лица. При этом очень важно, чтобы проверку проводил именно тот человек, который указан в сопроводительном документе с печатью. Этот сотрудник ведомства, скорее всего, сделает отбор воды для проведения экспертизы.
Сроки проведения проверки не могут быть больше одного месяца. Однако при наличии веских оснований у данной организации срок проверки может быть продлен еще на один месяц.

По завершении проверки работниками Роспотребнадзора в обязательном порядке должен быть составлен акт, куда должны быть занесены все результаты проверки и приложено экспертное заключение о качестве воды. При обнаружении нарушений к составленному акту добавляется протокол проверки. Далее Роспотребнадзор привлекает к ответственности виновных лиц – это может быть как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация, которые, в свою очередь, обязаны устранить нарушения. Если этого не происходит в течение длительного периода, то вы можете повторно вызвать представителя Роспотребнадзора для составления повторного
акт, подтверждающего предоставление некачественной услуги. И в любом случае будете требовать с УК или ресурсоснабжающей организации перерасчета.

Если Роспотребнадзор выявит, что поступающая в квартиру вода не соответствует нормам качества, собственник может потребовать перерасчет.
Для этого необходимо подать заявление в управляющую компанию с требованием произвести перерасчет, приложив копию ответа из Роспотребнадзора.

Без подачи требования о перерасчете УК такой перерасчет делать не обязана! Перерасчет должен быть сделан в течение месяца после подачи заявления.

Если перерасчет так и не сделан:

Если Роспотребнадзор обнаружил нарушения качества предоставляемой воды, выдал УК предписание устранить нарушения, но из крана продолжает идти вода ненадлежащего качества, либо управляющая компания после подачи вашего заявления так и не сделала перерасчет, необходимо подать заявление в Государственную жилищную инспекцию.

Только на основании данного акта и полученного заключения проведенного анализа, который должен соответствовать СанПиН можно решить данную проблему и одновременно потребовать проведение перерасчета.

Например, при несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.

При непринятия управляющей компанией мер, дальнейшее решение вопроса может быть разрешено в суде – ответчик обслуживающая организация. Обратите внимание и прочтите весь раздел- XVI Правил. Ответственность исполнителя и потребителя. Особенно п. 153. Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для предоставления коммунальных услуг.

В случае несогласия с принятыми мерами управляющей компанией, Госжилинспекцией, органами Роспотребнадзора граждане вправе также обратиться в органы прокуратуры по месту жительства (предоставления некачественной услуги).

Статьи

Обжалование норматива на подогрев. Определение ВС РФ от 22 января 2020 г. № 14-АПА19-15

Обжалование нормативно-правовых актов (НПА), в том числе и субъектов РФ и органов муниципального самоуправления (ОМСУ) не редкость в судебной практике. Особые баталии развиваются вокруг установления нормативов и тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), которыми недовольны ресурсники – с одной стороны, и собственники — с другой.

Не стало исключением и рассмотренное в Верховном суде РФ дело по обжалованию нормативов потребления тепловой энергии на подогрев воды, утвержденных нормативно-правовым актом субъекта РФ — Воронежской области.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 18 июня 2019 г. № 107 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области» (далее — Приказ 107) утверждены нормативы расходы тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (ГВС).

Читайте также:
Образец заявления о регистрации по месту жительства по форме 6

Ресурсоснабжающая организация (РСО) посчитала указанный приказ не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила 306), поскольку «. Департаментом не были выполнены в установленной последовательности предусмотренные указанными правилами процедуры и не обеспечено применение в расчете приоритетного метода аналогов».

Правилами 306 предусмотрен порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (КР СОИ) в многоквартирном доме (МКД).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса (ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — закон 416) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно пункту 42 Правил 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к данным правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды, а при их отсутствии – исходя из норматива потребления горячей воды.

То есть, компонент на тепловую энергию является величиной, используемой для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду. А компонент на тепловую энергию при расчете платы за коммунальную услугу определяется по нормативу на подогрев, установленному Правилами 306 в соответствии с методикой расчета.

В силу пункта 13 Правил 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 19 Правил 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода. Нормативы потребления КР СОИ в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.

Согласно пункту 22 Правил 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в МКД или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

В соответствии с положениями пункта 21 указанных правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в МКД или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства МКД или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки.

Кроме того, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри МКД или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов (п. 32.1 Правил 306):

а) неизолированные стояки и полотенцесушители;

б) изолированные стояки и полотенцесушители;

в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;

г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.

Пунктом 32.2 Правил 306 предусмотрено, что указанная информация предоставляется ОМСУ из сведений технической документации домов, или от исполнителя КУ, если эта информация в техническом паспорте (документации) отсутствует.

Решением Воронежского областного суда от 21 августа 2019 г. административный иск РСО удовлетворен: Приказ 107 признан не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с неизолированными стояками, с полотенцесушителями; на Департамент возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.

Читайте также:
Шоу-рум презентация квартир по реновации на ВДНХ в Москве

Верховный суд РФ оставил в силе решение областного суда. При этом суд указал, что «. признавая недействующим оспариваемый норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, установленный расчетным методом, суд, руководствуясь приведенными положениями, правильно исходил из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов.

. Ссылки в жалобе на необходимость установления нормативов для упорядочивания отношений по расчетам за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, подлежат отклонению».

Имеется немногочисленная судебная практика по аналогичным делам, в основном отрицательная.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 18 сентября 2019 г. № 81-АПА19-18, которым отказано РСО в удовлетворении жалобы на решение областного суда Кемеровской области об отказе в удовлетворении административного иска. Суды посчитали утвержденные нормативы потребления принятыми в соответствии с законодательством РФ.

Аналогичный судебный акт – СК ВС РФ об обжаловании Решения Кемеровского областного суда по оспариванию нормативов потребления тепловой энергии по другому муниципальному образованию— Апелляционное определение от 11 сентября 2019 г. № 81-АПА19-17.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 24 апреля 2019 г. № 25-АПА19-2: РСО обжаловало нормативы потребления тепловой энергии, посчитав, что они были изменены ранее истечения 3-х годичного срока, установленного пунктом 14 Правил 306, согласно которому нормативы устанавливаются не менее, чем на три года. Суды не усмотрели нарушений при установлении нормативов потребления тепловой энергии.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 2 октября 2019 г. № 58-АПА19-12: нормативы потребления тепловой энергии для целей ГВС оспаривались собственников жилого помещения в МКД, так как в результате их применения стала слишком высокой плата за горячую воду. Суды отказали в удовлетворении иска, посчитав, что нормативы установлены на основании норм закона, а собственники не лишены возможности воспользоваться мерами социальной поддержки.

С уважением, Снежана Соболевская.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе здесь .

Что делать, если без предупреждения отключили горячую воду

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

Согласно пункту 115 Правил исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая или управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК) может ограничить или приостановить (в зависимости от конкретных обстоятельств) предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в следующих случаях:

  • при возникновении или угрозе возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение, – с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
  • при возникновении стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также необходимости их локализации и устранения последствий – с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
  • при выявлении факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения – с момента выявления несанкционированного подключения;
  • при использовании потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, – с момента выявления нарушения;
  • при получении исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, – со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Правилами установлено, что водоснабжение должно осуществляться в течение года бесперебойно и круглосуточно. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение месяца; 4 часа – единовременно; при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд (в отношении холодного водоснабжения применяются такие же нормативы).

Если отключение воды происходит без предупреждения или период ежегодных профилактических ремонтов превышает установленные сроки, необходимо обратиться с устной (в том числе по телефону) или письменной жалобой в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации, ТСЖ (ЖК, ЖСК) либо самой ресурсоснабжающей организации).

Во время разговора с диспетчером потребитель должен представиться, сообщив имя и фамилию, точный адрес помещения, где обнаружено отсутствие горячего водоснабжения. В ответ диспетчер обязан представиться и сообщить номер, за которым зарегистрировано сообщение, и время его регистрации. Это важно, поскольку данный факт в дальнейшем послужит доказательством начала предоставления услуги ненадлежащего качества.

Если диспетчеру известна причина отсутствия у потребителя горячего водоснабжения, он должен сообщить о ней, а также, если известно, сообщить причину ее отсутствия. Если неизвестна – должна назначаться проверка. Время ее проведения – не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

Читайте также:
Какой счетчик электроэнергии лучше поставить в квартире

По окончании проверки составляется акт, в котором либо подтверждается факт нарушения качества коммунальной услуги, либо нет.

Если исполнителем проверка не проведена в установленный срок, а также в случае если потребителя невозможно уведомить о факте нарушения качества предоставляемой услуги в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемой услуги в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество собственников жилья или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Если проверка показала, что факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность имеет место, значит период, за который потребитель будет вправе требовать перерасчет, начался с момента сообщения диспетчеру. А период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с:

  1. даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в журнале регистрации таких фактов;
  2. даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
  3. даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 Правил;
  4. даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, если они способны сохранять зафиксированные сведения.

Предоставление коммунальной услуги возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин приостановления (ограничения), если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальной услуги с более раннего момента.

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой период снижается на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, вплоть до полного освобождения от оплаты услуги.

Для осуществления перерасчета за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителю необходимо направить исполнителю коммунальных услуг (в управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК, ЖК или ресурсоснабжающую организацию) заявление в письменном виде о перерасчете платы за коммунальную услугу с приложением подтверждающих документов (акты проверок).

В соответствии с Правилами граждане-потребители имеют право требовать:

  • изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
  • уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда.
  • изменить размер платы, потребовать неустойку можно во внесудебном порядке. Возмещение убытков и морального вреда (иногда и неустойку) потребители вправе требовать в судебном порядке.

Вышеуказанные права касаются, прежде всего, самих потребителей и чтобы ими воспользоваться, необходима инициатива самих граждан.

В случае если исполнитель коммунальных услуг никак не реагирует на обращения потребителей о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, граждане вправе обратиться в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края.

Особенности изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в случае если исполнителем является ресурсоснабжающая организация

В соответствии с пунктом 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: