Оценка кадастровой стоимости объектов недвижимости

Кадастровая стоимость: что это и для чего она нужна?

При решении вопросов с оформлением недвижимости достаточно часто можно услышать словосочетание «‎кадастровая стоимость». Вы тоже обязательно столкнетесь с ним, в случае если будете осуществлять сделку с недвижимостью. В данной статье мы расскажем о том, что значит такое понятие как кадастровая стоимость, для чего она нужна, какие существуют способы определения кадастровой стоимости, на что она оказывает влияние, каким образом ее оспорить и прочее.

Содержание

  • Что такое кадастровая стоимость?
  • Как узнать кадастровую стоимость?
  • Как устанавливается кадастровая стоимость?
  • На что влияет кадастровая стоимость?
  • Кадастровая стоимость как налоговая база
  • Значение кадастровой стоимости при аренде имущества
  • Можно ли изменить кадастровую стоимость?
  • Обращайтесь к профессионалам!

При решении вопросов с оформлением недвижимости достаточно часто можно услышать словосочетание «‎кадастровая стоимость». Вы тоже обязательно столкнетесь с ним, в случае если будете осуществлять сделку с недвижимостью.

В данной статье мы расскажем о том, что значит такое понятие как кадастровая стоимость, для чего она нужна, какие существуют способы определения кадастровой стоимости, на что она оказывает влияние, каким образом ее оспорить и прочее.

Что такое кадастровая стоимость?

Прежде всего, следует начать с того, что же такое кадастровая стоимость.

С понятием кадастровой стоимости приходится сталкиваться как частнопрактикующим юристам, так и оценщикам, риелторам, экономистам, нотариусам и судьям.

Простыми словами кадастровая стоимость — это официальная стоимость объектов недвижимости, определенная государством.

Рыночная стоимость устанавливается для каждого объекта индивидуально. Здесь во внимание принимается и местоположение, и ближайшая транспортная развязка, и то, какой ремонт сделан в помещении, и этаж расположения. Даже вид из окна может оказать влияние на определение рыночной стоимости квартиры. Так, например, в одном и том же доме (как правило, в новостройках без ремонта) квартиры с одинаковой площадью могут различаться по рыночной стоимости в несколько сот тысяч только из-за того куда выходят окна (во двор или на дорогу). При установлении кадастровой стоимости вышеуказанные факторы не имеют никакого значения.

Как правило, во внимание принимается только тот факт, сколько стоят аналогичные объекты недвижимости, расположенные рядом. Кроме того, для определения кадастровой стоимости специалист не будет выезжать на место. То есть имеет место быть массовая оценка аналогичных объектов недвижимости.

Таким образом, кадастровая стоимость — это некий средний показатель для группы однородных объектов.

Возникает логичный вопрос — для чего же тогда она нужна?

А необходима она для расчета налогов. Кроме того, именно кадастровую стоимость берут в расчет при определении размера госпошлины в случае подачи искового заявления в суд по поводу определенного объекта недвижимости.

Как узнать кадастровую стоимость?

У тех, кто впервые столкнулся с необходимостью узнать кадастровую стоимость имущества в Москве возникает вопрос – куда же следует обращаться за получением данной информации? Спешим вас обрадовать — идти куда-то и нести денежные затраты совсем не обязательно.

В настоящее время интересующую информацию о кадастровой стоимости можно получить не выходя из дома в сети Интернет с помощью следующих онлайн-сервисов:

  • онлайн-сервис Росреестра («‎Справочная информация по объектам недвижимости«»);
  • публичная кадастровая карта;
  • сервис «Фонд данных государственной кадастровой оценки».

Для того чтобы получить необходимые сведения, достаточно знать адрес недвижимого объекта или его кадастровый номер.

Кроме того, за получением сведений о кадастровой стоимости можно обратиться лично в отделение Росреестра или ближайший МФЦ. Но все-таки проще не тратить свое время и получить интересующие сведения на вышеуказанных сайтах.

Стоит иметь в виду, что информация о кадастровой стоимости в 2020 году — общедоступная, и получить ее можно совершенно бесплатно без длительного ожидания.

Как устанавливается кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость устанавливается не раз и навсегда. Ее определение происходит один раз в 3-5 лет. При этом в городах федерального значения кадастровая оценка происходит не чаще, чем один раз в 2 года. Исчисление срока происходит от даты последнего определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Как правило, после каждой оценки кадастровая стоимость возрастает.

Кадастровую стоимость не могут рассчитать сами собственники недвижимости, так как для этого специалистами используются специальные методические указания и правила. Собственники могут заказать только отчет о рыночной стоимости объекта (выступающий просто необходимым для оспаривания кадастровой стоимости объекта, которая представляется для его собственника завышенной). Кадастровая оценка проводится по решению государственного органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления. Оценку проводят специально созданные в субъектах РФ бюджетные учреждения, а не частные оценочные компании, как это было ранее. Они составляют отчет об оценке, который утверждается уполномоченным органом субъекта РФ (акт об утверждении результатов оценки). Следует иметь в виду тот факт, что данный акт вступает в силу с 1 января года, следующего за годом проведения оценки. Это имеет определенное значение, в том числе и для целей налогообложения, понимания, с какого момента может применяться новая кадастровая стоимость.

На что влияет кадастровая стоимость?

Кадастровую стоимость придумали не просто так. Она оказывает влияние на определение того, какая сумма подлежит налогообложению по определенным налогам на имущество, на ее основании производится расчет арендной платы за государственные земельные участки, также ее применяют при расчете госпошлины за вступление в наследство.

Читайте также:
Льготы многодетным семьям в 2021 году: перечень послаблений и помощи

Кадастровая стоимость как налоговая база

Прежде всего, кадастровая стоимость используется в качестве налоговой базы при расчете следующих налогов:

  • налог на имущество организаций или физических лиц;
  • земельный налог.

Чем меньше кадастровая стоимость, тем меньше соответственно налог, потому что он рассчитывается именно исходя из кадастровой, а не рыночной стоимости.

Следовательно, налогоплательщик заинтересован в том, чтобы кадастровая оценка соответствовала действительности и не была завышена, потому что рыночная стоимость объекта недвижимости зачастую во много раз превышает кадастровую.

Значение кадастровой стоимости при аренде имущества

Кадастровая стоимость может оказывать влияние также и на арендную плату. При аренде собственности частного лица она не применяется. Однако в случае если арендуется государственное либо муниципальное имущество, от кадастровой стоимости будет зависеть размер арендной платы за такое имущество. Рассчитывается арендная плата в таком случае, как правило, как определенный процент от кадастровой стоимости.

Можно ли изменить кадастровую стоимость?

Достаточно часто на практике встречаются случаи завышения кадастровой стоимости, в связи с чем физическое или юридическое лицо вынуждено уплачивать налог в большем размере.

Законодательством предусмотрена возможность оспорить кадастровую стоимость в случае несогласия с ней, и, соответственно, восстановить свои права, которые затронуты завышенной кадастровой стоимостью (в частности, получить осуществленную ранее переплату по налогам).

Кадастровая стоимость может быть необоснованно завышена и даже превышать рыночную стоимость (что будет выступать в качестве несомненного основания ее снижения). Для определения рыночной стоимости объекта следует обратиться к оценщику, который проведет исследование стоимости аналогичных объектов, а также обследование объекта в индивидуальном порядке. Либо в документах могут встречаться ошибки осуществленные при проведении государственной оценки объекта недвижимости. Ошибки могут быть как техническими (человеческий фактор-опечатка, арифметическая ошибка), так и методологическими (неверное избрание метода оценки). При выявлении такого рода ошибок, есть все основания для обращения за снижением кадастровой стоимости. Для того, чтобы понять, есть ли шансы снизить кадастровую стоимость лучше всего обратиться к юристам по недвижимости, которые имеют опыт оспаривания кадастровой стоимости.

Существует два способа возможного изменения кадастровой стоимости:

  • обращение в комиссию по рассмотрению споров при Росреестре;
  • обращение с заявлением в суд.

Следует иметь в виду, что прежде чем обращаться за оспариванием кадастровой стоимости необходимо заказать отчет у независимого оценщика (что придется сделать за свой собственный счет).

Безусловно, первый способ намного проще и быстрее. Ответ на заявление будет готов в течение 30 дней. В данном случае, от вас потребуется только составить заявление и приложить к нему документы, подтверждающие вашу позицию относительно снижения кадастровой стоимости. В качестве доказательств для принятия решения в вашу пользу может выступать отчет о рыночной стоимости объекта, а также ошибочные данные об объекте недвижимости, указанные в отчете бюджетного учреждения. Никаких личных посещений и устного разбирательства при этом не потребуется. Так, в случае превышения кадастровой стоимости рыночной, специальная комиссия после изучения всех документов, вынесет решение о ее снижении.

В суде придется самостоятельно доказывать ошибочность существующей кадастровой стоимости. В случае, если комиссия или суд учтут предоставленные доказательства, примут решение в вашу пользу, то может быть произведен перерасчет уплаченного за предыдущие периоды налога в меньшую сторону. На основании решения суда будут внесены изменения в ЕГРН.

Следует отметить, что физическим лицам не обязательно сначала обращаться в комиссию, можно сразу обращаться за оспариванием кадастровой стоимости в суд. Юридическим лицам все же придется пройти досудебный порядок.

Для определения того, какой же способ оспаривания кадастровой стоимости выбрать, лучше обратиться за юридической консультацией к опытным специалистам.

Со следующего 2021 года в заявлении об оспаривании кадастровой стоимости можно будет указывать сразу несколько объектов, что значительно упростит сам процесс. Так, не нужно будет собирать несколько пакетов документов к каждому заявлению, и подавать их несколько раз. В случае оспаривания кадастровой стоимости нескольких объектов, это можно будет сделать за один раз.

Таким образом, поскольку процедура снижения кадастровой стоимости в Московской области является достаточно сложной, в случае наличия подозрения о том, что она завышена, лучше всего обратиться к профессиональным юристам по недвижимости для получения консультации о шансах ее снижения.

Обращайтесь к профессионалам!

Наша юридическая компания давно находится на рынке услуг и наши сотрудники готовы оказать вам профессиональную консультацию относительно вопросов, связанных с кадастровой стоимостью объектов недвижимости в Москве. Кроме того, мы можем помочь вам снизить уже установленную кадастровую стоимость, что, несомненно, принесет определенную выгоду вам, поскольку в связи с этим возможно будет снизить определенный налог. Ошибки при проведении кадастровой оценки встречаются на регулярно, а значит, и у вас есть шанс снизить кадастровую стоимость своего объекта недвижимости.

Несомненно, стоит принимать во внимание тот факт, что каждый случай уникален и нельзя давать 100-процентную гарантию, что кадастровая стоимость будет снижена комиссией или судом. Наши специалисты помогут оценить, насколько будет успешным дело. Ведь суды снижают кадастровую стоимость, только если она была существенно завышена.

Читайте также:
Что такое Потанинская стипендия и как она выплачивается

Приглашаем вас обратиться за оказанием качественных юридических услуг к специалистам своего дела, взвесить все плюсы и минусы и оценить вероятность снижения кадастровой стоимости в вашем конкретном случае.

Оценка. Зачем нужна кадастровая стоимость жилья?

У любой квартиры есть рыночная и кадастровая стоимость. С первой все понятно — это цена, за которую в данный момент реально купить (продать) квартиру или дом. Рыночную стоимость своей квартиры легко узнать, например, на сайте ЦИАН в специальном разделе «Оценка квартир» .

Две стоимости — две судьбы

Несмотря на то что в последнее время кадастровую стоимость пытаются привести к рыночной, никакого отношения она к ней не имеет — при ее определении используется другая методология, утверждает генеральный директор оценочной компании «БК-Аркадия» Валерия Борисова.

Валерия Борисова, генеральный директор оценочной компании «БК-Аркадия»

Зачем запутывать собственника жилья и зачем одной квартире две разных стоимости? Кадастровая стоимость стала активно использоваться около 15 лет назад. Как рассказал партнер, руководитель практики налогового и юридического консультирования Consul Group Михаил Краснов, основная задача при переходе от среднегодовой стоимости объектов капитального строительства к кадастровой заключалась в приближении налоговой базы на имущество к реальным экономическим показателям.

«Идеальным был бы переход к применению рыночной стоимости, но слишком долго и дорого установить ее за счет бюджета для всей недвижимости в России, — объясняет эксперт. — Именно потому сегодня существует компромиссный вариант: в кадастровой стоимости применяются усредненные рыночные показатели и не учитываются индивидуальные особенности конкретного объекта».

Кадастровая стоимость, поясняет оценщик из «Единой оценочной компании» Сергей Мажуков, устанавливается после проведения государственной оценки и служит в первую очередь для расчета налога. Она опирается на Федеральный стандарт оценки № 4 и федеральный закон № 135-ФЗ. Используются методы массовой оценки, то есть стоимость устанавливает не индивидуально для каждой квартиры, а поквартально.

Кроме того, ряд показателей, таких как местоположение дома, планировка квартиры, отделка, которые играют важную роль при рыночной оценке жилья, просто не принимаются во внимание.

«Поэтому точность такой оценки плюс-минус 30% по сравнению с рыночной стоимостью жилья, но зачастую погрешность доходит и до 80%», — подчеркивает эксперт.

«Кадастровая стоимость определяется на конкретную дату в прошлом, например, на 1 января 2017 года. Эта дата указана в выписке ЕГРН, — отмечает Валерия Борисова. — Кадастровая стоимость объекта пересматривается каждые три–пять лет. У нас был случай, когда после нашей оценки и пересмотра кадастровой стоимости объекта по суду она была изменена, а данные внесены в Росреестр. Подошло время новой переоценки, и в ее результате стоимость этого объекта снова вырастает. Клиент вновь обращается к нам за оценкой, затем идет в суд — кадастровую стоимость объекта опять понижают».

Когда нужно знать кадастровую стоимость?

  • Для расчета налога на имущество (собственникам невыгодно, чтобы ее размер был большим);
  • при получении кредита, когда жилье используется в качестве залога;
  • для приватизации квартиры;
  • при продаже имущества, которое находится в собственности менее пяти лет;
  • при имущественных судебных спорах.

«Если в договоре купли-продажи указывается цена объекта ниже на 30%, чем кадастровая стоимость, налог будет взыскиваться с кадастровой стоимости, — комментирует Валерия Борисова.

Где узнать кадастровую стоимость?

Советует Сергей Мажуков, «Единая оценочная компания»:

  • на сервисе сайта Росреестра: дл я этого нужно зайти в раздел «Электронный услуги и сервисы», выбрать пункт «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн», найти объект по адресу, на странице с данными по вашей квартире открыть раздел «Кадастровая стоимость»;
  • по кадастровой карте;
  • если необходима выписка в печатном виде, ее можно получить в офисах Росреестра и Кадастровой палаты или в МФЦ «Мои документы».

Спорный вопрос

В случае если собственник не согласен с кадастровой стоимостью, закон разрешает ее оспорить и установить рыночную стоимость взамен кадастровой, уточняет Сергей Мажуков. Для этого владельцу квартиры необходим отчет об оценке рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости и выписка из ЕГРН. Пакет документов вместе с заявлением надо направить в специальную комиссию при Росреестре либо в суд. Закон не запрещает подать заявление сразу в обе инстанции.

По словам Валерии Борисовой, если правильно подготовить документы, процент оспаривания кадастровой стоимости достаточно высок.

Чаще всего после проведения судебной экспертизы кадастровая стоимость устанавливается где-то между прежней и той, которая была назначена процессе оценки. Чем крупнее объект, тем целесообразнее оспаривать кадастровую оценку.

Процедура оспаривания в судебном порядке несет соответствующие издержки, предупреждает Михаил Краснов. «Поэтому оспаривание кадастровой стоимости будет выгодно собственнику только в том случае, если издержки на судебную процедуру и экспертизу будут значительно ниже сэкономленных средств за счет снижения стоимости», — говорит он.

Предположим, говорит эксперт, квартира в Москве стоит 45 млн руб. Налоговая ставка в данном случае составит 0,2%. Сумма налога в год равна 90 тыс. руб. (45 млн руб. × 0,2%). Даже если предположить, что кадастровая стоимость такой квартиры завышена на 10 млн руб., оспорив ее, правообладатель уменьшит сумму налога на 20 тыс. руб. Но при этом ему придется потратиться на подготовку отчета о рыночной стоимости (от 50 тыс. руб.), оплату судебной экспертизы (от 50 тыс. руб.) и услуги представителя.

Читайте также:
Какие льготы полагаются многодетным семьям в Москве 2021 году

«В РФ слабо развит институт возмещения судебных расходов, поэтому собственнику вряд ли стоит рассчитывать на полную компенсацию своих затрат. Очевидно, в приведенном примере оспаривание — это «процесс ради процесса» без существенного экономического эффекта», — считает Михаил Краснов.

Бывает ли кадастровая выше рыночной?

По словам Валерии Борисовой, ситуации, когда кадастровая стоимость небольшой квартиры значительно превышает рыночную редко, но встречаются. «В нашей практике был случай, когда мы делали оценку маленького загородного домика, кадастровая стоимость которого составляла 5 млн руб., — вспоминает эксперт. — После нашей оценки она снизилась до 650 тыс. руб. — очень значительно. Оспаривание кадастровой стоимости было целесообразным для заказчика: его затраты на оценку, на адвоката и подачу иска в суд будут ниже, чем разница, которую удастся сэкономить при расчете и уплате налога».

Но есть и другие истории. Другой клиент компании, рассказывает Валерия Борисова, намеревался обратиться в суд для пересмотра кадастровой стоимости своей квартиры в центре Москвы, которая составляет 53 млн руб., и попросил сделать оценку. Предварительный анализ показал, что квартира клиента столько и стоит. Получилось, что кадастровая оценка полностью совпала с рыночной стоимостью жилья. Следовательно, человеку нет никакого смысла оспаривать кадастровую оценку в судебном порядке.

Иллюстрации: Анна Чигарова, Дмитрий Максимов

Ипотека для госслужащих в 2021 году

Одним из инструментов привлечения работников на работу в государственные учреждения является предоставление им особенных льгот, в частности при решении жилищного вопроса. Проблема нехватки квалифицированных кадров в госаппарате, особенно в отдаленных регионах, стоит достаточно остро. Ипотека для госслужащих в 2021 году представляет собой один из стимулов для трудоустройства в указанной сфере. Рассмотрим ее особенности и выставляемые требования к участникам.

Поиск ипотеки

Ипотека для госслужащих в 2021 году ‒ особенности программы

В рамках принятой политики государственных органов реализуется инициатива, согласно которой выдается ипотека для бюджетников на льготных условиях. Ее финансирование производится из бюджета. Суть программы в том, что работники бюджетной сферы имеют право на получение субсидии от государства, в результате чего расходы на погашение ипотечного кредита значительно уменьшаются, что делает его намного более доступным.

Оказываемая государством помощь госслужащему при ипотечном кредитовании может выражаться по-разному. К основным путям субсидирования относятся следующие:

  • предоставление единовременной дотации, которая может быть направлена на погашение как основного долга, так и процентных платежей по ипотеке (причем независимо от того, была ли она оформлена во время службы в государственном аппарате или до нее);
  • направление субсидии для покрытия требуемого начального взноса по кредиту;
  • обеспечение сниженного размера ежемесячного обязательного платежа в силу покрытия государством части задолженности;
  • предоставление ипотечного кредита на льготных условиях, которые проявляются в сниженной процентной ставке, минимальном первоначальном взносе и так далее.

Условия программы различаются в зависимости от категории госслужащий. В частности, ипотека для сотрудников полиции в 2021 году выдается при выполнении следующих требований:

  • срок службы в органах – не менее десяти лет;
  • подтвержденная потребность в улучшении жилищных условий;
  • наличие права на льготу.

Ипотека для сотрудников МВД может быть получена, в том числе, пенсионерами и членами семей погибших на службе. Особые условия могут выражаться как в сниженной процентной ставке по кредиту, так и в предоставлении дотации.

Кто имеет право претендовать на участие в программе?

Рассчитывать на поддержу от государства имеют право те работники бюджетной сферы, которые имеют трудовой стаж не менее одного года. При этом необходимо соответствовать ряду дополнительных условий, в числе которых такие как:

  • в собственности семьи госслужащего (к которой относятся близкие родственники) не должна находиться недвижимость, площадь которой превышает нормативную потребность;
  • семья госслужащего снимает жилье достаточной площади на условиях социального найма;
  • жилье работника признано непригодным по тем или иным причинам (подлежит сносу, является ветхим и так далее);
  • проживание в общежитии или коммунальной квартире;
  • вместе с претендентом на получение государственной помощи проживает родственник, который в силу заболевания или иных причин представляет угрозу для остальных членов семьи;
  • госслужащий не имеет собственного жилья и живет в съемной квартире или доме.

В качестве норматива площади жилья принимается пятнадцать квадратных метров на каждого члена семьи. Также дополнительно устанавливаются следующее ограничение: возраст потенциального заемщика должен быть не более 30 лет, при наличии семьи – не более 40 лет.

Только при удовлетворении указанных требований работник, который отработал как минимум один год, может претендовать на получение субсидии госслужащим на ипотеку различного характера.

Кто может рассчитывать на ипотеку госслужащим

Круг участников субсидиарной программы ограничен. Законодатель установил критерии и требования. Подать заявку на получение ипотеки могут:

  • сотрудники аппарата Президента РФ;
  • сотрудники Совета безопасности;
  • служащие Законодательных органов;
  • аппарат суда;
  • сотрудники Избирательной комиссии;
  • работники прокуратуры;
  • служащие счетной палаты;
  • сотрудники правоохранительных органов;
  • иные служащие муниципальных и федеральных органов власти.
Читайте также:
Льготы и детские пособия: размер выплат и оформление документов

Условия предоставления ипотеки госслужащим

Наиболее востребованной формой помощи является единовременная дотация. Ее размер рассчитывается исходя из ряда критериев, в числе которых нормативный размер жилплощади, стаж работника, стоимость одного квадратного метра жилья.

Что касается выдачи кредитов госслужащим на льготных условиях, то в качестве основного партнера выступает СберБанк. Условия таких кредитов можно узнать, перейдя по ссылке «Ипотека СберБанка».

Заявка на участие в программе ипотеки госслужащим принимается специальной комиссией только при наличии полного пакета документов. В их число входят такие как:

  • документальное подтверждение отсутствия получения подобных выплат ранее (в том числе членами семьи);
  • копия трудовой книжки;
  • свидетельства о браке и о рождении детей при их наличии (копии);
  • документальное подтверждение того, какую жилую площадь занимает семья;
  • ходатайство руководителя учреждения, в котором трудоустроен заявитель.

Также потребуется подтвердить свое право на улучшение жилищных условий.

Отметим, что при запросе государственной поддержки на выплату ипотечного или иного кредита, направленного на приобретение недвижимости до начала работы в качестве государственного служащего, дополнительно необходимо представить подтверждающие документы (договор с банком, договор купли-продажи жилья, свидетельство о регистрации и так далее).

Обратите внимание, что государственную дотацию можно получит лишь один раз, независимо от места службы. В обязанности комиссии, которая принимает заявление с приложенными документами, входит проверка данных и принятие решения о предоставлении помощи. На эту процедуру должно уходить не более двух месяцев, однако комиссия имеет право увеличить этот срок вдвое при возникновении вопросов к документации. Если принимается положительное решение, претендент ставится в очередь в специальный реестр. Не следует думать, что помощь будет получена сразу же: следует дождаться очередного финансирования из бюджета.

ЕСПЧ присудил почти 75 тыс. евро бывшей чиновнице, не получившей полную субсидию на покупку жилья

12 мая Европейский Суд вынес Постановление по делу «Нечаева против России» по жалобе бывшей российской чиновницы, получившей субсидию на приобретение жилья с применением понижающего коэффициента.

Субсидия на жилье была выделена с учетом понижающего коэффициента

С 2002 по 2015 г. москвичка Елена Нечаева работала в Федеральной службе по труду и занятости. Женщина, ее муж и четверо детей проживали в комнате коммунальной квартиры площадью в 66 кв. метров. В декабре 2010 г. начальник кадровой службы Роструда исполнил просьбу заявительницы по включению ее в список должностных лиц, имеющих право на получение единовременной субсидии для приобретения жилья.

Впоследствии Елена Нечаева попросила ведомственную комиссию помочь ей приобрести квартиру в связи с ее тяжелым жилищным положением. В 2013 г. ее включили с список из 13 человек, имеющих право на получение жилищной субсидии. Таким образом, на банковский счет Елены Нечаевой была переведена субсидия в размере 4,3 млн руб. c учетом понижающего коэффициента для приобретения ею московской квартиры площадью 26 кв. м.

В апреле 2014 г. заявительница обжаловала решение ведомственной комиссии о назначении ей субсидии под предлогом того, что она имеет право на жилье площадью в 108 кв. м и денежную выплату в размере 24 млн руб. По мнению женщины, комиссия Роструда превысила свои полномочия по применению понижающего коэффициента.

В июле Симоновский районный суд г. Москвы отказал в удовлетворении иска женщины, сочтя законным решение ведомственной комиссии. При этом суд отметил, что Елена Нечаева имела право на получение жилищной субсидии в размере 9,4 млн руб., но с учетом недостатка финансирования всех нуждающихся в жилье лиц комиссия Роструда обоснованно применила понижающий коэффициент. Решение устояло в апелляции Мосгорсуда, президиум которого затем отказался рассматривать кассационную жалобу Елены Нечаевой. В дальнейшем ВС РФ также не стал рассматривать ее жалобу.

Позиция сторон в ЕСПЧ и выводы Суда

В жалобе в Европейский Суд женщина указала на нарушение ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей уважение права частной собственности, и ст. 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). По мнению заявительницы, применение понижающего коэффициента при выделении жилищной субсидии было неправомерным в ее случае. В связи с этим она просила Суд присудить ей 5 млн руб. для возмещения материального ущерба и 10 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда.

В своих возражениях Правительство РФ пояснило, что такая субсидия является дополнительной мерой социальной гарантии для госслужащих, она носит ограниченный характер, и наличие в списках на ее получение не обязывает соответствующее ведомство в предоставлении этой поддержки. Государство-ответчик сослалось на несостоятельность требований заявительницы по ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, указав, что последние касались самого права на получение субсидии. Российская сторона также отметила, что заявительница сама отказалась от получения субсидии в полном объеме, а ее денежные притязания носят необоснованный характер.

Читайте также:
Чем грозит использование материнского капитала при покупки жилья

В возражениях на правительственные доводы Елена Нечаева указала, что она имеет право на получение субсидии в размере 9,4 млн руб. и соответствующую обязанность национальных властей по выплате указанной суммы. Она также указала на то, что просила национальные власти выделить ей вышеуказанную сумму в рассрочку.

Оценивая приемлемость жалобы, Европейский Суд согласился с доводом российской стороны о том, что заявительница не может ссылаться на нарушение ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, так как последняя защищает право текущей частной собственности, но отметил, что в рассматриваемом деле следует выяснить, имела ли женщина собственность, которая входит в предметное регулирование вышеуказанной статьи. Тем не менее ЕСПЧ подчеркнул необходимость оценки того, было ли требование заявительницы о социальной помощи достаточно обоснованным согласно российскому законодательству, и, оценив детали предоставления субсидии в рассматриваемом деле, признал ее жалобу допустимой.

Как пояснил Страсбургский суд, Елена Нечаева имела право на выплату субсидии, рассчитанной по специальной формуле, однако уменьшение суммы за счет понижающего коэффициента представляло необоснованное вмешательство в защищаемые Конвенцией права заявительницы. Таким образом, ЕСПЧ указал на отсутствие в рассматриваемом случае оснований для снижения размера социальной поддержки из-за применения понижающего коэффициента, что подтверждалось материалами дела российских судов. При этом Суд отклонил довод Правительства РФ об отказе заявительницы от получения субсидии в полном объеме как необоснованный.

В связи с этим Европейский Суд выявил нарушение ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, присудив заявительнице 72 тыс. евро в качестве компенсации материального вреда, 1,6 тыс. евро компенсации морального вреда и 1,1 тыс. евро в возмещение судебных расходов.

Эксперты прокомментировали выводы Суда

Юрист по работе с ЕСПЧ Андрей Есин отметил, что первая часть правового анализа Суда посвящена вопросу приемлемости жалобы. «В данном случае стороны спорили, является ли право заявительницы на получение субсидии «собственностью» в терминологии ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции. Представитель РФ считал, что закон не создает для заявительницы в ее конкретной ситуации права на получение субсидии, тогда как она считала, что выполнила все условия для получения субсидии и может претендовать на ее получение. ЕСПЧ в очередной раз повторил, что Конвенция не содержит права требовать получения в собственность, в частности социальных выплат конкретного объема, а предоставляет государствам-участникам самим решать вопросы оказания социальной помощи и ее конкретных форм. Однако если уж государство закрепило возможность получения подобной помощи в законе, то такие положения влекут возникновение “имущественного интереса”, попадающего под сферу действия вышеуказанной нормы», – пояснил он.

Далее Суд, как отметил эксперт, повторил, что ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции хотя и применяется только к уже имеющемуся имуществу лица, не создавая права на получение какого-либо нового имущества, в некоторых случаях «законное ожидание» получения такого имущества также может подпадать под ее защиту. «Такое “законное ожидание” – это один из устоявшихся подходов ЕСПЧ, применяемый активнее всего как раз по делам о собственности, но также иногда применяемый в иных делах, например по ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 8 (право на частную и семейную жизнь) Конвенции. В контексте дела это означает, что если в законе с достаточной четкостью указано, что лицо имеет право на получение конкретной субсидии при выполнении определенных условий, то при их выполнении, с точки зрения ЕСПЧ, у лица возникает право требования этой субсидии и, следовательно, “собственность” в понимании ст. 1 Протокола № 1», – отметил Андрей Есин.

Юрист добавил, что постановление – это пример устоявшейся практики ЕСПЧ по спорам о собственности. «Суд применил привычные подходы к анализу нарушения права собственности, включая “трехступенчатый тест” (наличие права – наличие вмешательства – наличие достаточного оправдания вмешательства), и сослался на ряд типичных дел по ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции. Стоит отметить, что это дело было довольно очевидным и непроблемным для Суда благодаря тому, что Правительство РФ открыто признало отсутствие законных оснований для вмешательства в право собственности заявительницы (что бывает довольно редко), перенеся основной упор своей защиты на доказательство отсутствия такого права», – отметил он.

«Можно также отметить, что это решение может стать прецедентным и открыть окно для многих подобных дел из стран – участниц СЕ, ведь можно уверенно сказать, что подобные вмешательства государств в распределение бюджетных средств, особенно в эпоху пандемии и экономического кризиса, нередки», – подытожил Андрей Есин.

Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов сообщил, что он несколько раз обращался с жалобами в ЕСПЧ вследствие нарушений со стороны государства в назначении или выплате социальных пособий. «Каждый раз жалобы признавали неприемлемыми. Скорее всего, это связано с принципиальной позицией Европейского Суда по поводу того, что он не вмешивается в процедурные вопросы назначения выплат. И в данном решении Суд подчеркнул, что государство само вправе устанавливать процедуру, критерии назначения социальных выплат и пособий, поэтому ЕСПЧ не вправе оценивать это», – отметил он.

Читайте также:
Документы для оформления материнского капитала

Тем не менее, по словам эксперта, в рассматриваемом споре для положительного исхода по делу в отношении заявительницы на национальном уровне «постарались» и суды, и административные органы. «Уже на национальном уровне было установлено, что заявитель выполнил все условия и соответствовал всем критериям для получения выплаты в большем размере. ЕСПЧ проанализировал исключительно внутреннее законодательство РФ и определил, что не имеется ни одной нормы национального права, которая бы позволяла установить и применить уменьшающий коэффициент, даже если выделенных денег не хватает на всех получателей пособия. Исключительно произвольное «придумывание» не предусмотренного нормами права уменьшающего коэффициента явилось основанием для признания Судом нарушения положений Протокола № 1 к Конвенции. Компенсация в размере 72 тыс. евро – это устранение последствий нарушения права и восстановление положения заявителя. Решение ЕСПЧ должно позитивно повлиять на практику выделения пособий на жилье для государственных служащих», – заключил Александр Немов.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что в рассматриваемом деле ЕСПЧ обоснованно сделал акцент на то, что при отсутствии в нормативном акте положений об уменьшении субсидии такое уменьшение не может быть признано законным. «Со своей стороны считаю вывод Суда логичным. В моей практике дела, в которых бы без законных оснований уменьшали размер субсидии, мне не встречались, именно по этой причине выводы Суда весьма интересны», – считает она.

Редакция «АГ» связалась с представителем заявительницы в ЕСПЧ – адвокатом Юлией Беседой, но получить ее комментарий оперативно не удалось.

Как госслужащему получить жилищную субсидию

от 28 декабря 2018 года N 256/2018-ОЗ

О порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим Московской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и внесении изменений в некоторые законы Московской области

(с изменениями на 27 мая 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Московской области от 17 декабря 2019 года N 262/2019-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 18.12.2019);

Законом Московской области от 27 мая 2021 года N 90/2021-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 27.05.2021).

Московской областной Думы

от 20 декабря 2018 года N 26/71-П

Статья 1

Настоящий Закон в соответствии с Законом Московской области N 39/2005-ОЗ “О государственной гражданской службе Московской области”, Законом Московской области N 168/2006-ОЗ “Об улучшении жилищных условий государственных гражданских служащих Московской области” устанавливает порядок и условия предоставления государственным гражданским служащим Московской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее – субсидия).

Статья 2

1. Субсидия предоставляется государственному гражданскому служащему Московской области (далее – гражданский служащий), проходящему государственную гражданскую службу Московской области в Московской областной Думе, исполнительных органах государственной власти Московской области, государственных органах Московской области (далее – государственный орган), принятому и состоящему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Московской области N 168/2006-ОЗ “Об улучшении жилищных условий государственных гражданских служащих Московской области”.

2. Субсидия предоставляется гражданскому служащему один раз за весь период прохождения государственной гражданской службы Московской области (далее – гражданская служба Московской области).

3. Субсидия предоставляется гражданскому служащему при условии, что он не получал субсидию для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” или статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Статья 3

Размер субсидии (Р) определяется по формуле:

,

– общая площадь жилого помещения для гражданского служащего;

– средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в Московской области, устанавливаемая центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов) (далее – орган государственной власти Московской области по вопросам цен (тарифов)), ежеквартально;

– поправочный коэффициент размера предоставляемой субсидии, определяемый, в том числе с учетом стажа гражданской службы Московской области (далее – стаж), установленного Комиссией по назначению пенсии за выслугу лет и единовременного поощрения в соответствии с Законом Московской области N 164/2008-ОЗ “Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области”, в следующих размерах:

от 3 до 5 лет стажа – 1,05;

от 5 до 10 лет стажа – 1,1;

от 10 до 15 лет стажа – 1,3;

от 15 до 20 лет стажа, а также для высшей группы должностей гражданской службы Московской области вне зависимости от стажа – 1,5;

Читайте также:
Как госслужащему получить жилищную субсидию

20 лет стажа и более – коэффициент увеличивается на 0,05 за каждый год гражданской службы Московской области и не может составлять более 2,0.

Общая площадь жилого помещения () определяется по формуле:

,

– норматив общей площади жилого помещения;

– размер дополнительной общей площади жилого помещения;

– сумма общей площади жилых помещений, принадлежащих гражданскому служащему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма, подлежащая учету при расчете размера субсидии, за исключением:

жилых помещений, не отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для жилых помещений;

квартиры, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), при отсутствии иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;

смежной неизолированной комнаты, в которой проживает две семьи и более, если размер общей площади не превышает 17 кв. метров на одного человека;

однокомнатной квартиры, в которой проживает две семьи и более или семья с детьми старше 23 лет, если размер общей площади не превышает 20 кв. метров на одного человека;

коммунальной квартиры, независимо от размеров занимаемого жилого помещения при условии, что все иные жилые помещения в указанной квартире не принадлежат членам семьи гражданского служащего на праве собственности или члены семьи гражданского служащего не занимают такие жилые помещения по договору социального найма.

Статья 4

1. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующем размере:

33 кв. метра общей площади жилья – на одного человека;

42 кв. метра общей площади жилья – на семью из двух человек;

18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи – на семью из трех и более человек.

2. При определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера субсидии, учитывается право гражданского служащего и членов его семьи на дополнительную общую площадь жилого помещения, предоставляемую в случаях и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения по нескольким основаниям размеры дополнительной площади не суммируются.

3. Для осуществления расчета размера субсидии применяются:

средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в Московской области, установленная органом государственной власти Московской области по вопросам цен (тарифов) на дату принятия решения о предоставлении субсидии;

поправочный коэффициент размера предоставляемой субсидии, определенный на дату принятия решения о предоставлении субсидии.

Статья 5

1. Решение о предоставлении субсидии принимается соответствующей жилищной комиссией, созданной на основании Закона Московской области N 168/2006-ОЗ “Об улучшении жилищных условий государственных гражданских служащих Московской области” (далее – соответствующая жилищная комиссия), в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет гражданского служащего в целях предоставления субсидии с указанием ее размера, рассчитанного государственным органом, уполномоченным Правительством Московской области или Московской областной Думой соответственно (далее – уполномоченный орган).

Решение о предоставлении субсидии оформляется протоколом соответствующей жилищной комиссии.

2. Для принятия решения о предоставлении субсидии гражданский служащий повторно представляет в государственный орган документы, указанные в статье 4 Закона Московской области N 168/2006-ОЗ “Об улучшении жилищных условий государственных гражданских служащих Московской области”.

3. В целях учета особенностей профессиональной деятельности гражданских служащих и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей по решению Губернатора Московской области, Председателя Московской областной Думы на основании предложения соответствующей жилищной комиссии, сформированного на основании ходатайства первого Вице-губернатора Московской области – Председателя Правительства Московской области, Вице-губернатора Московской области – руководителя Администрации Губернатора Московской области, Вице-губернатора Московской области, первого заместителя Председателя Московской областной Думы, заместителя Председателя Московской областной Думы соответственно, субсидия может быть предоставлена гражданским служащим, замещающим должности категорий “руководители” и “помощники (советники)” высшей группы должностей, главной группы должностей, без учета условий, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.

Расчет размера субсидии в таком случае осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьями 3, 4 настоящего Закона.

4. Размер субсидии, рассчитанный уполномоченным органом в соответствии со статьями 3, 4 настоящего Закона, может быть увеличен решением Губернатора Московской области, Председателя Московской областной Думы на основании предложения соответствующей жилищной комиссии, сформированного на основании ходатайства первого Вице-губернатора Московской области – Председателя Правительства Московской области, Вице-губернатора Московской области – руководителя Администрации Губернатора Московской области, Вице-губернатора Московской области, первого заместителя Председателя Московской областной Думы, заместителя Председателя Московской областной Думы соответственно, об увеличении размера субсидии гражданским служащим, замещающим должности категорий “руководители” и “помощники (советники)” высшей группы должностей, главной группы должностей, за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу с учетом конкретных обстоятельств и в зависимости от имеющихся возможностей бюджета Московской области.

Статья 6

Для перечисления субсидии гражданский служащий представляет в уполномоченный орган заявление о перечислении субсидии с указанием реквизитов своего банковского счета.

Читайте также:
Какие документы требуются для оформления выплаты на ребенка до 18-ти лет

Уполномоченный орган осуществляет перечисление субсидии в течение десяти рабочих дней с даты получения заявления о перечислении субсидии на основании правового акта уполномоченного органа с указанием размера субсидии, рассчитанной на дату принятия решения соответствующей жилищной комиссией.

Субсидия считается предоставленной гражданскому служащему с даты ее перечисления на банковский счет, указанный в заявлении о перечислении субсидии.

Статья 7

Гражданский служащий, которому предоставлена субсидия, обязан в течение одного месяца с даты государственной регистрации права собственности на приобретенное или построенное жилое помещение представить в уполномоченный орган, осуществивший перечисление субсидии, выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении приобретенного или построенного с использованием субсидии жилого помещения.

Статья 8

в абзаце пятом пункта 2 статьи 10 слова “, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий” исключить.

Статья 9

1) статью 4 изложить в следующей редакции:

1. Для принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (далее – учет) гражданский служащий представляет на имя руководителя государственного органа заявление о принятии на учет с указанием способа улучшения жилищных условий (предоставление жилого помещения по договору социального найма или субсидии) с приложением следующих документов, за исключением документов, которые запрашиваются государственным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия:

1) документы, удостоверяющие личность гражданского служащего и личность членов его семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий), а также для малолетних членов семьи – свидетельство о рождении и документы, подтверждающие наличие у них гражданства Российской Федерации;

Субсидии госслужащим на жилье в 2021 году

Субсидии, предоставляемые государственным служащим с целью покупки ими собственной жилой недвижимости — это определенная государственная гарантия для сотрудников, чтобы у них появилась реальная возможность обзавестись своим жильем.

Обратиться за получением такой материальной помощи вправе служащие, отработавшие в одном из госучреждений минимум один год.

Правовая база

Порядок получения субсидированной выплаты на покупку жилой недвижимости, регламентирован в ФЗ № 79. Но, несмотря на тот факт, что эта норма закреплена законодательно, долгое время она была только на бумаге и не применялась на практике.

В Постановлении № 63 отражена основная информация о выплате такого вида господдержки, размерах субсидии.

Цели программы господдержки

Основной задачей данной госпрограммы является поддержка определенного круга лиц, в виде предоставления им денежных средств из определенного бюджета. Материальная выплата производится на строго определенный временной промежуток для выполнения четкой задачи — покупка адресатом собственной недвижимости.

Субсидированная выплата на приобретение собственного жилья предоставляется безвозвратно. Сама субсидия выдается в виде бумажного сертификата, где прописана конкретная денежная сумма для использования в определенные сроки. Соответственно, если человек не успел им воспользоваться, деньги просто сгорают.

Данные деньги запрещено обналичивать, и они могут быть потрачены исключительно на приобретение или возведение жилого помещения в строгом соответствии с правовыми нормами.

Сертификат можно использовать для следующих целей:

  1. Первоначальный взнос по ипотеке;
  2. Погашение имеющегося кредита;
  3. Использование средств как вступительный взнос для членства в ЖСК;
  4. Улучшение условий проживания в имеющемся помещении допускается только в нескольких случаях, оговоренных в нормативных актах.

Вопросы о выплате субсидии

Покупка собственной недвижимости для последующего проживания — сложная задача, сопряженная с множеством подводных камней. Но в правовых актах выделено несколько льготников, у которых есть право обратиться с заявлением в специализированные госорганы за получением субсидированной выплаты на покупку собственного жилья.

Под субсидированной выплатой подразумевается материальная поддержка бюджетникам. Полученные в рамках этой госпрограммы деньги можно потратить только на покупку собственной жилой недвижимости или возведение частного дома.

Выдача сертификата осуществляется на основании заявления, полученного от служащего, и предоставленных им сопутствующих документов. В поданном обращении отражается информация о том, что ранее госслужащий не пользовался своим правом на участие в этой программе.

В нормативных актах выделен целый ряд причин, по которым человеку может быть отказано в предоставлении такой выплаты. Среди частых причин можно выделить:

  1. Сдача документов, составленных с ошибкой;
  2. Неполный пакет бумаг;
  3. Умышленная ошибка в документах;
  4. На момент подачи обращения, человек не отработал в госучреждении минимальный срок;
  5. У служащего имеются удовлетворительные условия для проживания.

Участники госпрограммы

Обратиться за получением такого рода господдержки вправе только лица, которые трудятся в системе гражданской госслужбы, если они трудятся в определенном госучреждении минимальный срок.

Куда можно потратить полученные по программе деньги

Полученную субсидированную выплату можно потратить на достижение нескольких целей:

  1. Приобретение недвижимости в рамках договора купли-продажи. После оформления сделки, получатель обязан обратиться в госорган копию своего договора и свидетельство о вступлении в право собственности;
  2. Оплата пая для вступления в кооператив;
  3. Как платеж по ипотечному договору или иным программам кредитования, направленным на покупку собственного жилья;
  4. Оплата проведения строительных работ по возведению дома.

Условия выплаты субсидии

Вопреки существующему мнению, для получения выплаты, служащему недостаточно просто отработать год в госучреждении. Разрешается оформление субсидии при соблюдении нескольких условий:

  1. У служащего отсутствует жилье, которое он арендует по договору социального найма. Равно этот заявитель не проживает с родственниками, которые имеют такой договор;
  2. У служащего отсутствует в собственности собственное жилое помещение, и он не проживает у близких родственников, жилье у которых оформлено в их собственность;
  3. Если у заявителя есть жилье или он снимает квартиру по договору социального найма, она не должна соответствовать оговоренным нормам — на каждого человека должно приходиться минимум 15 кв. метров;
  4. Проживание в помещении, которые считается непригодным для проживания, к примеру, признано аварийным в скором будущем подлежит сносу;
  5. У человека есть в жилое помещение, но совместно с ним проживает его родственник, страдающий от тяжелой формы одного из заболеваний, наличие которого делает невозможным общим быт с другими людьми (туберкулез);
  6. Госслужащий проживает в коммуналке или в комнате общежития, независимо от размеров такого помещения;
  7. Проживание сразу двух семей в неизолированной комнате или в однокомнатной квартире, независимо от реальных размеров данного помещения;
  8. Отдельные служащие вправе рассчитывать на получение материальной поддержки вне зависимости от того, отвечают они вышеперечисленным требованиям или нет.
Читайте также:
Выплаты и пособия многодетным семьям - условия и порядок получения

Правила выплаты средств

Рассмотрим основные нюансы.

Порядок постановки на учет

Постановка на учет проводится на основании заявления от госслужащего, составленного на имя руководителя комиссии госоргана, рассматривающего вопросы о предоставлении выплат на покупку жилья. В поданном обращении должна быть отражена информация о том, что ранее на иных местах работы подобная материальная поддержка человеку не предоставлялась.

Комиссия, осуществляющая предоставление субсидированных выплат, обязана проверить все сведения, содержащиеся в документах. При необходимости они могут запросить информацию в Министерстве Труда и уточнить информацию о предоставлении выплат ранее.

Следующий шаг — рассмотрение представленных документов и вынесение решения о возможности поставить госслужащего на учет для получения денежной выплаты. Решение выносится в течение 2 месяцев.

Документы

Для оформления сертификата требуется несколько документов:

  1. Копию своей трудовой, заверенной в отделе кадров;
  2. Выписку из домовой книги по текущему месту жительства;
  3. Копию о состоянии своего финансового счета;
  4. Копию свидетельства об официальной регистрации брака;
  5. Копии документов, которыми можно подтвердить отсутствие в собственности жилого помещения;
  6. При наличии права на дополнительные метры, данный факт тоже должен быть подтвержден документально.

Процедура расчета

Чтобы установить точный размер полагающейся выплаты, учитывается несколько параметров жилплощади:

  1. Одному человеку полагается 33 кв. метра площади;
  2. Если семья состоит из 2 человек, то минимальная площадь для них составляет 42 кв. метра;
  3. Если в семью входит более трех человек, для каждого из них полагается площадь в размере 18 кв. метров.

Последствия намеренного ухудшения условий проживания

Постановлением № 63 определено еще одно существенное условие, которым чиновники ограничиваются в своем праве на постановку на учет. Если в ходе проверки будет установлено, что заявитель намеренно ухудшил имеющееся у него жилое помещение, ему может быть дана отсрочка в постановке на учет на пять лет.

Среди таких случаев можно выделить:

  1. Неравноценный обмен;
  2. Невыполнение договорных условий о возможности использования жилья, если в результате этого госслужащий был выселен на основании судебного решения;
  3. Вселение в квартиру или жилой дом третьих лиц;
  4. Выделение доли прочим собственникам;
  5. Отчуждение отдельной части помещения или всей жилой проходи в целом.

При выявлении хотя бы одного из вышеперечисленных условий, госслужащий лишается своего права на учет для последующего получения субсидированной выплаты на ближайшие пять лет.

Какая субсидия положена госслужащим на приобретение жилья

Работники современной отечественной системы государственной службы получают дополнительную материальную мотивацию от государства в виде финансовой компенсации на жилищные нужды. Жилищная субсидия позволяет улучшить жилищные условия для сотрудников системы государственной службы, что является особенно важным аспектом с учетом их не самых высоких доходов.

Подобная льгота в виде субсидии госслужащим на приобретение жилья стимулирует к длительной работе на должности так, как именно от размера их трудового стажа будет зависеть размер предоставленной государством им помощи на улучшение жилищных условий.

Бесплатно по России

Что это такое

В 2009 году было издано Постановление правительства №63 О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, на основании которого госслужащие имеют право на льготы по приобретению недвижимости.

Основной целью системы жилищного субсидирования государственных служащих является предоставление целевой помощи таким лицам, размер которой установлен в действующем законодательстве. При этом субсидия имеет формат денежной помощи, которую государственные служащие могут использовать на приобретение жилья.

Средства на финансирование этой программы субсидирования могут выделяться из бюджетов самых разных уровней. Подобная жилищная субсидия предоставляется на определенный период и имеет четкую цель, заключающуюся в предоставлении дополнительных финансовых ресурсов госслужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Необходимо отметить, что субсидия на приобретение жилья государственным служащим Российской Федерации является безвозвратной. Этот означает, что она представляет собой сертификат в письменном формате на некий размер денежных средств, имеющий силу на определенный временной отрезок.

В каком размере предоставляется

На данный момент государственные служащие, работающие в столичном регионе, могут рассчитывать на получение денежной субвенции в размере от 4 до 6 миллионов рублей. При этом размер данной субсидии будет варьировать в зависимости от стоимости невидимости в конкретном регионе, выслуге лет государственного служащего, наличия жилья у такого лица, возможности использования специальных повышающих коэффициентов и так далее.

Читайте также:
Какие документы требуются для оформления выплаты на ребенка до 18-ти лет

Таким образом, независимо от региона прореживания госслужащего и стоимости в нем недвижимости, он всегда сможет рассчитать на возможность получения от государства такой субвенции, которая позволит ему приобрести жилья, имеющее установленные параметры.

Условия получения

На получение такой помощи от государства могут рассчитывать государственные служащие, отвечающие следующим условиям:

  1. Сотрудник государственных органов или же его близкие родственники (супруги, родители, дети, лица, связанные общим бытом), не владеющие совместной жилой недвижимость, не занимающийся арендой жилья, согласно договору соцнайма.
  2. Сотрудник государственных органов имеет во владение собственное жилье, площадь которого на одного члена семьи меньше 15 метров квадратных или же занимается арендой подобного жилья согласно соглашению о соцнайме. В случае если такое лицо будет иметь в собственности два и более недвижимых жилых объектов их площадь будет суммирована и разделена на количество проживающих в них лиц, являющихся частью семьи госслужащего.
  3. Когда госслужащий живет в аварийном жилье, подлежащем сносу или же проведению процедуры реконструкции.
  4. В случае если кто-то из близких родственников госслужащего болеет определенным тяжким заболеванием, исключающим возможность проживания с ним других людей и при условии отсутствия у госслужащего в собственности другого жилья. Полный перечень заболеваний, подходящих под это требование, описан в Правительственном Постановлении №378 от 2006 года.
  5. Государственный служащий проживает в коммунальной квартире или же в общежитии, живет в смежной комнате или же однокомнатной квартире с другими семьями.

Кто может претендовать

Следующие категории граждан могут рассчитывать на получение субсидии от государства на покупку жилья:

  1. госслужащие Российской Федерации и всех ее субъектов;
  2. представители аппарата Президентской Администрации;
  3. служащие всех законодательных структур федерального уровня;
  4. сотрудники судов разных юрисдикций, работающие на различных должностях;
  5. работники Центральной Избирательной Комиссии, Счетной палаты, а также органов таможни, прокуратуры.

На подобную государственную субвенцию могут рассчитывать лишь госслужащие, отработавшие на своей должности минимум один год.

Этапы оформления

Главным основанием на получение субсидии для приобретения жилья государственным служащим является подача соответствующего письменного заявления. Такое заявление подается заявителем на имя руководителя коллегиального органа, занимающегося рассмотрением вопросов, связанных с предоставлением субвенции государственным служащим РФ на покупку жилой недвижимости. Данное заявление должно включать в себя данные, согласно которым, ранее госслужащий не получал жилищную субсидию.

Также заявителю понадобится сформировать два пакета документов. Один из них направляется в комиссию, которая занимается принятием госслужащего на учет, а второй возвращается заявителю, вместе с отметкой секретаря о том, что его заявление, вместе с копиями всех необходимых документов было успешно принято для последующего рассмотрения. На каждого заявителя на основании поданных документов и заявления, будет формироваться учетное дело.

Согласно действующему законодательству, на принятие решения о принятии государственного служащего на подобный учет или же о выдаче ему отказа отводится максимум два месяца. Итоговое решение должно быть оформлено в формате протокола, утверждаемого соответствующим государственным органом. Отказ в постановке государственного служащего на учет может быть принят членами комиссии по итогам рассмотрения полученных от заявителя документов, содержание которых будет нарушать условия постановки на учет.

Что же касаемо пакета документов, который подается комиссии для рассмотрения возможности постановки госслужащего на учет, то он должен состоять из:

  1. свидетельство о пенсионном страховании;
  2. паспорта, а также свидетельства о рождении всех совершеннолетних членов семьи, которые имеют прямую связь с постановкой заявителя на учет;
  3. свидетельства о рождении всех несовершеннолетних членов семьи;
  4. трудовая книжка заявителя;
  5. выписка из домовой книги;
  6. технический паспорт на недвижимый жилой объект;
  7. финансовый лицевой счет заявителя;
  8. документ о заключении или же о расторжении заявителем брака;
  9. документы, указывающие на факт наличия у госслужащего или же у его родственников жилья, в котором они официально зарегистрированы;
  10. документы, свидетельствующие о наличии у заявителя права на получение дополнительной жилой недвижимости;
  11. документы, свидетельствующие о факте наличия у госслужащего на иждивении лиц, заявляемых к учету.

Российская Федерация является социальным государством, чья главная задача заключается в формировании для собственных граждан предельно комфортных условий проживания, а также в обеспечении защиты их прав, свобод.

Что нового в 2021 году в предоставлении субсидии:

При этом отдельное внимание современное Российское государство уделяет некоторым категориям граждан, в число которых относятся в том числе и государственные служащие, занимающиеся важнейшими государственными вопросами и от чьей компетенции, мотивации зависит успех развития нашей страны. Поэтому с целью создания оптимальных условий для таких лиц была разработана программа предоставления им финансовой целевой субсидии для приобретения жилья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: