Обслуживание газового оборудования в многоквартирном доме

Закон Московской области № 62/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области»

Тематика: Строительство, архитектура, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика

Принят постановлением Московской областной Думы от 13.04.2017 № 26/21-П

Подписан Губернатором Московской области 24.04.2017

Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (http://mosreg.ru), 26.04.2017, «Ежедневные Новости. Подмосковье», 11.05.2017.

Утратил силу в связи с принятием Закона Московской области № 86/2017-ОЗ.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в Закон Московской области «О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области»

Статья 1

Внести в Закон Московской области № 39/2010-ОЗ «О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области» (с изменениями, внесенными Законом Московской области № 113/2012-ОЗ) следующие изменения:

1) в наименовании слова «внутридомового газового оборудования» заменить словами «внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;

2) в статье 1 слова «внутридомового газового оборудования» заменить словами «внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;

3) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме (далее – ВДГО) – являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги;

внутриквартирное газовое оборудование в многоквартирном доме (далее – ВКГО) – газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа;

внеплановый ремонт ВДГО и (или) ВКГО – непредвиденный ремонт, направленный на устранение неисправностей аварийного характера ВДГО и (или) ВКГО;

газоиспользующее оборудование в многоквартирном доме (далее – газоиспользующее оборудование) – оборудование, предназначенное для использования газа в качестве топлива для бытовых нужд потребителей газа (газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы и др.);

газопровод в многоквартирном доме (далее – газопровод) – газопровод, подключенный к газораспределительной сети (после отключающего устройства) либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающий подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования;

дефекты ВДГО и (или) ВКГО – неисправности, повреждения, указанные в акте осмотра ВДГО и (или) ВКГО, выявленные в результате осмотров и подлежащие устранению в предписанные (согласованные) сроки;

многоквартирный дом – совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством;

поставщик газа – газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, предусматривающего поставку газа в качестве коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению;

потребитель газа–лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд;

ремонт ВДГО и (или) ВКГО –работы по восстановлению исправности ВДГО и (или) ВКГО или его составных частей;

содержание ВДГО и (или) ВКГО–комплекс работ, включающих в себя технический осмотр, техническую инвентаризацию, технический учет и другие меры, направленные на обеспечение надлежащего технического состояния и безопасную эксплуатацию ВДГО и (или) ВКГО;

сохранность ВДГО и (или) ВКГО –состояние целостности и защищенности ВДГО и (или) ВКГО, обеспечивающее его безопасное функционирование;

специализированная организация –газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу;

техническое диагностирование ВДГО и (или) ВКГО –определение технического состояния ВДГО и (или) ВКГО либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования;

техническая инвентаризация (технический учет) ВДГО и (или) ВКГО –комплекс работ (мероприятий), осуществляемых с соблюдением установленных технических норм и правил, в целях описания ВДГО и (или) ВКГО и его составных частей с указанием местоположения (адреса), наименования, принадлежности, состава, срока эксплуатации, с отражением информации в технической документации;

техническое обслуживание ВДГО и (или) ВКГО–работы и услуги по поддержанию ВДГО и (или) ВКГО в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям;

Читайте также:
Приобретение жилья у застройщиков: как проверить

технический осмотр (плановый, внеплановый) ВДГО и (или) ВКГО – осмотр технического состояния ВДГО и (или) ВКГО с целью установления возможных причин возникновения дефектов и неисправностей, нарушающих условия нормальной и безопасной эксплуатации ВДГО и (или) ВКГО.»;

в наименовании после слов «ремонта ВДГО» дополнить словами «и ВКГО»;

абзац первый после слов «ремонта ВДГО» дополнить словами «и ВКГО»;

абзац четвертый после слов «содержания ВДГО» дополнить словами «и (или) ВКГО»;

абзац пятый после слов «эксплуатации ВДГО» дополнить словами «и (или) ВКГО»;

абзац шестой после слов «эксплуатации ВДГО» дополнить словами «и (или) ВКГО»;

абзац седьмой после слов «ремонта ВДГО» дополнить словами «и ВКГО»;

в наименовании после слов «ремонта ВДГО» дополнить словами «и ВКГО»;

часть 1 после слов «ремонта ВДГО» дополнить словами «и ВКГО»;

абзац второй части 2 после слов «эксплуатации ВДГО» дополнить словами «и (или) ВКГО»;

в наименовании после слов «ремонта ВДГО» дополнить словами «и ВКГО»;

часть 2 после слов «обслуживание ВДГО» дополнить словами «и (или) ВКГО»;

абзац первый после слов «ремонту ВДГО» дополнить словами «и (или) ВКГО»;

абзац второй после слов «обслуживания ВДГО» дополнить словами «и (или) ВКГО»;

абзац четвертый после слов «ремонта ВДГО» дополнить словами «и (или) ВКГО»;

абзац пятый после слов «(технического учета) ВДГО» дополнить словами «и (или) ВКГО»;

абзац шестой после слов «дефектов ВДГО» дополнить словами «и (или) ВКГО»;

абзац восьмой после слов «аварийного состояния ВДГО» дополнить словами «и (или) ВКГО»;

7) в наименовании статьи 6 после слов «ремонта ВДГО» дополнить словами «и ВКГО»;

8) в наименовании статьи 7 после слов «ВДГО» дополнить словами «и ВКГО».

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев

« 24 » апреля 2017 года
№ 62/2017-ОЗ

Принят постановлением
Московской областной Думы
от 13.04.2017 № 26/21-П

ТО ВДГО (техническое обслуживание внутридомового газового оборудования)

Компания ООО “СК ГАЗ” выполнит техническое обслуживание газового оборудования в квартирах, частных домах, на производственных и коммерческих площадках. Заявки на выезд мастеров принимаются от организаций и частных лиц на территории Москвы и Московской области. Компания гарантирует высокое качество предоставляемых услуг, дает гарантию на работы, использованные запчасти и расходные материалы.

Цели технического обслуживания газового оборудования

  • Поиск и устранение утечек газа из каналов и оборудования, так как подобные ситуации могут закончиться печальными последствиями.
  • Чистка и проверка работоспособности комплекта оборудования, установленного в квартире, частном доме, офисе. Регулярное проведение подобных работ гарантирует исправную работу котла, плит и колонок.
  • Проверка состояния дымоходов и вентиляционных каналов позволяет исключить потенциально опасные ситуации при использовании газового оборудования;
  • тестирование и проверка работоспособности систем безопасности дает возможность не опасаться за работу автоматики при внештатных ситуациях.
  • Также проверяется входное и выходное давление, проводится регулировка параметров сжигания газа.

После проведения ТО ВДГО, собственник объекта получает необходимые рекомендации по дальнейшей эксплуатации, ремонту, техобслуживанию оборудования. Предоставляется комплект документов о проведении ТО.

Разовый ремонт газового оборудования

Кроме абонентского обслуживания устройств, условия которого прописываются в договоре на оказание услуг абоненту, компания ООО “СК ГАЗ” произведет разовый ремонт газового оборудования. Квалифицированные инженеры выявят и устранят протечки газа или рабочей жидкости для контура отопления, отремонтируют котел при сложных и простых поломках. На все работы распространяется гарантия.

Инженеры компании ООО “СК ГАЗ” выполнят комплексную проверку газового оборудования, установленного на объекте, помогут абоненту разобраться в тонкостях настройки и эксплуатации техники. Стоимость разовых работ зависит от набора и сложности предоставляемых услуг. Выезд специалиста осуществляется по звонку заказчика или при получении заявки на сайте организации.

Порядок выполнения работ

Компания ООО “СК ГАЗ” предлагает ознакомиться с типовыми ценами на обслуживание газового оборудования. Стоимость ВДГО представлена на нашем сайте, может меняться в зависимости от состава оборудования и необходимого набора работ. В стандартном варианте услуга технического обслуживания предоставляется следующим образом:

  • Заказчик может сформировать заявку на техническое обслуживание газового оборудования с нашего сайта, по телефону или при личном визите в наш офис.
  • Менеджер компании предоставляет договор на обслуживание сроком на 12 месяцев с дальнейшей его пролонгацией.
  • Далее, технический специалист может выехать на обслуживание газового оборудования по заявке заказчика или в порядке регламентных работ, включенных в план, но не позднее чем через 6 месяцев после даты заключения договора.

Такая схема работы является оптимальной для компании и заказчика. Договор на техобслуживание может быть разовым или постоянным, при котором ТО проводится с определенной периодичностью.

Преимущества компании

Компания ООО “СК ГАЗ” оказывает услуги технического обслуживания газового оборудования на всей территории Московской области. Преимуществами обращения к нам являются:

  • Выгодные тарифы на техобслуживание, возможность работы с оборудованием любых марок и моделей.
  • Большой опыт практической работы и высокая квалификация мастеров – гарантия качественного предоставления услуг.
  • Компания принимает заявки от организаций и частных лиц, выезжает на объекты в удобное для заказчика день и время.
  • Предоставляется гарантия на все виды проводимых работ, регламентных и внеплановых.

Отдельные категории заказчиков могут рассчитывать на выгодные предложения и скидки.

Обращение в компанию ООО “СК ГАЗ” – это возможность выполнить качественное и своевременное ТО газового оборудования, продлить срок его эксплуатации и минимизировать риск внештатных ситуаций.

Техническое обслуживание газовой плиты:

1.4.1 Техническое обслуживание котлов класса 1

1.4.2 Техническое обслуживание котлов с атмосферной горелкой, открытой и закрытой камерой сгорания (кроме конденсационных котлов)

Техническое обслуживание котлов с вентиляторной горелкой(кроме конденсационных котлов)

Техническое обслуживание котлов класса 4

УО и благоустройство дворовой территории

Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.

Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.

Земельный участок в составе общего имущества

Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.

Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.

Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.

Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, поэтому не может стать чьим-то частным владением.

Границы и размер придомовой территории определяются исходя из требований земельного и градостроительного законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 4 ст. 37 ЖК РФ, их могут изменить только собственники на ОСС, приняв решение о проведении реконструкции.

Кто отвечает за благоустройство придомовой территории

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФуправляющая организация по договору управления обязуется:

  • выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД,
  • создавать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан,
  • предоставлять КУ потребителям в МКД,
  • производить работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту ОИ в МКД.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, утверждённых ПП РФ N 491, управляющая организация в том числе:

  • убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
  • собирает и вывозит ТКО и ТБО,
  • ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.

Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.

Благоустройство дворовой территории

Предлагаем изучить, какие принципы благоустройства дворовой территории выделяет Минстрой РФ. Прежде всего ведомство отмечает, что все дворы России объединяет ряд проблем:

  • нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
  • не хватает парковочных мест,
  • не настроено освещение,
  • не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
  • не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
  • климатический дискомфорт.

Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.

Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.

Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.

Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.

Для улучшения освещения дворов нужно установить дополнительные фонари:

  • у входа в дом (5–7 метров),
  • на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
  • у проездов (7 метров).

Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.

На детских площадках должны быть установлены:

  • урны,
  • информационный стенд,
  • живая изгородь,
  • мягкие покрытия,
  • места для сидения,
  • навес,
  • настольные игры,
  • тематические игровые комплексы,
  • элементы для активных игр и т.д.

Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.

Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.

На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.

Экологизация городского пространства

Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.

Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от:

  • шума и ветра,
  • солнца,
  • выхлопных газов.

Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.

Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.

Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков:

  • вначале определяется тип двора,
  • проводится зонирование площадки,
  • вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
  • совместно разрабатывается и утверждается проект,
  • проект реализуется также совместными силами.

Придомовая территория многоквартирного дома: нормативы, размер, расчет в 2021 году

  1. Пункты СНиП. В нём установлены нормативы для данной зоны. Они касаются расположения на них объектов, вплоть до расстояния между одним и другим.
  2. Статьи ЖК (36 и др.) установили, какие именно объекты могут быть отнесены к придомовым участкам. Главное условие – они должны обеспечивать комфорт жильцам многоэтажного дома.
  3. Положения ГК и ЗК, касающиеся прав собственности на недвижимое имущество.
  4. 7 статья КоАП, касающаяся нарушения обязательств по поддержанию надлежащего состояния придомовой территории. Так, нарушители могут получить штраф (вычисляется на основании площади) или быть привлечены к административной ответственности.

Она зафиксирована за данным зданием в правоустанавливающей (землеустроительной, учётной и градостроительной) документации. На нём могут располагаться любые здания и сооружения (нежилые), необходимые для комфортного использования и проживания в многоэтажном доме.

Расчет площади придомовой территории многоквартирного дома

Это можно сделать, проведя общее собрание собственников, при этом необходимо набрать более 50% от всех проживающих. Жильцам придется больше оплачивать за услуги управляющей компании. Увеличится площадь, потребуется больше работников, производящих уборку.

Проблема в том, что далеко не всегда дома строятся и сдаются правильно, поэтому возникают случаи, когда установить границы собственности дома можно исключительно с помощью формул или обратившись в такие органы как Комитет по управлению муниципальным имуществом.

Сколько метров от дома и забора считается придомовая территория многоквартирного дома? Как определяется размер и площадь

Поэтому, самим жильцам будет не лишним узнать, что входит, как происходит расчет придомовой территории многоквартирного дома РФ, как они могут ей распоряжаться, а также, какие права на данный участок есть у управляющих организаций.

Многоэтажные дома строится в разных условиях, разных районах и, соответственно, на разных участках. Не всегда фирма-застройщик может приобрести участок земли, который бы отвечал всем необходимым требованиям будущих жильцов.

  • Сколько времени делаются документы торгово-земельный участок
  • Самовольная постройка: штраф по КоАП
  • Решение о разделе земельного участка: образец 2021 года
  • Самовольная постройка по 222 ГК РФ: признание постройки самовольной, особенности приобретения права собственности
  • Самовольная постройка: судебная практика
  • Регистрация договора аренды земельного участка: нужно ли регистрировать, образец договора 2021 года
  • Регистрация договора купли-продажи земельного участка

Отсюда исходит понятие минимального размера придомовой территории многоквартирного дома. Иногда, фирма-застройщик приобретает участок земли, который имеет размеры величины дома.

Придомовая территория многоквартирного дома

В случае наличия на земле ряда объектов, которые по каким-либо причинам не могут войти в состав общего имущества (например, внутриквартального проезда, обслуживающего сразу несколько зданий) а также ряда других частных нюансов, при формировании границ придомовой территории рекомендуется проводить ломанную линию. Если стоит задача раздела территории, на которую могут претендовать сразу несколько МКД, законодательством предусмотрены более сложные формулы, при этом в ходе расчета предусмотрены похожие принципы (3) .

Данная величина определяется в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП), действующими на момент ввода дома в эксплуатацию (3) . Последние составлялись исходя из предусматриваемых критериев средней обеспеченности жильем одного жильца (которая в тех же 50-х годах составляла всего 9 кв.

метров на человека), а также этажности объекта.

Определение нормативов придомовой территории многоквартирного дома

Покупая квартиру, вы приобретаете не только жилые метры, но и земельный участок возле вашего дома. Земля автоматически входит в цену жилья.

Это территория, которая создана для вашего комфорта – прогулки, в том числе и с собаками, площадки для ребятишек, парковка для авто и т.д. В реальности все выглядит по другому.

Особенно, если в доме кроме жилых квартир имеются магазины и офисы. В таких случаях чаще всего вся свободная территория возле дома занята стоянками и парковками.

Еще одна проблема на придомовых территориях это незаконные парковки. Существует ряд правил, нарушение которых при организации стоянок для автомобилей делает их статус незаконным.

Решить проблему с неформальными местами для автомобилей самостоятельно достаточно сложно. И снова возникает необходимость обратиться к юристам и оформить придомовую территорию в собственность.

Право на ухоженный и чистый двор или основные вопросы придомовой территории

Согласно действующему в 2019 году Жилищному кодексу, минимум вопросов возникает при установлении прав на участки вокруг новостроек. Придомовая территория многоквартирного дома ставится на кадастровый учёт при сдаче строения, и передаётся жильцам в собственность вместе с квартирой (в цену жилья включена часть стоимости участка, на котором стоит дом).

Соответствующий орган организует выделение надела, межевание придомовой территории, подготовку технической документации, постановку участка на кадастровый учёт. После регистрации земельного участка происходит передача прав на него собственникам квартир в этом здании.

Придомовая территория многоквартирного дома, особенности управления

Параметры придомовой территории – площадь, границы – отображаются в кадастровом паспорте. Эти данные являются основаниями для расчета затрат управляющих компаний на уборку данного участка. Если придомовой участок не оформлен надлежащим образом, то обязанность по его содержанию возложена на администрацию муниципалитета.

Здравствуйте Константин! Поскольку придомовая территория находится в собственности у жильцов, а право собственности на постройки будет в вашей собственности, в случае возникновения у вас разногласий с жильцами по договору аренды, вам, скорее всего, придется обращаться в суд за получением компенсации за ваши постройки (гаражи).

Инструкция по определению площади придомовой территории многоквартирных жилых домов (утверждена приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МНЭ РК от 29 декабря 2014 года № 155-НҚ)

Сегодня многочисленные проблемы, касающиеся содержания земельного участка, прилегающего к многоквартирному жилому дому (придомовой территории), вызывают различные вопросы у собственников жилья. Что относится к придомовой территории, каковы ее границы, кто отвечает за надлежащее состояние придомовой территории?

Размер придомовой территории многоквартирного дома, на сколько метров от дома находятся её границы

Однако необходимо понимать, что столь малая площадь не встречается в реальности и является лишь номинальным юридическим определением. Зная, сколько метров считается придомовая территория многоквартирного дома можно планировать ее совместное целевое использование.

Теперь попробуем разобраться с тем, как определить придомовую территорию многоквартирного жилого дома, а точнее минимальный размер придомовой территории многоквартирного дома.

Как оформить придомовую территорию

Однако, если имеется просьба о расширении границ придомовой территории, либо они ранее не были определены, собственники должны заново за свой счет произвести межевание. После землеустроительных работ уполномоченный орган должен подготовить проект границ земельного участка, а глава местной администрации – утвердить его.

Оформление придомовой территории – сложный и трудоемкий процесс, который начинается с общего собрания собственников. Они должны определить границы своего земельного участка и уполномоченное на оформление лицо.

Следует внимательно изучить местный градостроительный регламент и генеральный план застройки местности, так как органы местного самоуправления определяют границы придомовых территорий, руководствуясь именно ими. Жильцы могут самостоятельно прикинуть размер причитающейся им придомовой территории, воспользовавшись приведенной выше формулой.

Какие нормативы используются для обслуживания придомовой территории многоквартирного дома в 2021 году

Уютный двор, детская песочница, скамейки, беседки, качели, парковка, место для сушки белья – все это должно быть устроено по особым нормам.

Данные правила оговорены в законе и правовых актах. Но некоторые управляющие компании или предприниматели, иногда жильцы этих самых многоквартирных домов поступают вопреки этим самым нормам, умышленно или по незнанию. Образовавшиеся спорные ситуации решаются при участии городских властей и жилищных организаций.

Земля, прилегающая к многоквартирному дому, является общей собственностью. Поэтому полезно она должна быть каждому жильцу. Никто не должен испытывать дискомфорта из-за того или иного аспекта, ни один собственник жилья не должен быть ущемлен ни территориально, ни по качеству обустройства, ни каким-либо другим образом.

Законодательное регулирование вопроса

Обязательно должно быть отведено пространство под:

  • декоративные клумбы;
  • места отдыха (скамейки, беседки);
  • игровые зоны для детей;
  • автомобильную парковку;
  • место для сбора мусора;
  • веревки для сушки белья и пр.

Причем все это не должно мешать свободному перемещению пешеходов и беспрепятственному проезду автотранспорта. Все должно быть размещено и установлено согласно требованиям безопасности и прочим нормам.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ от 1 марта 2005 года, придомовая территория разбита на равные доли между всеми собственниками жилых помещений данного здания. Это значит, что она является объектом долевой собственности для каждого владельца квартиры в этом доме.

В связи с этим они обязаны сформировать прилегающий участок земли, облагородить его, следить за порядком на образованном участке в соответствии с принятыми законом нормами. Перед тем, как начинать осуществлять все эти действия, необходимо поставить участок на кадастровый учет.

Данное правило касается домов, которые были построены до 1 марта 2005 года. Многоквартирные жилые здания, введенные в эксплуатацию после указанной даты, освобождаются от данной процедуры.

Дело в том, что придомовая территория формируется еще на этапе подготовки к строительству, когда только готовится земля для застройки. Тогда доля прилегающего земельного участка становится автоматически собственностью владельца приобретенной квартиры.

Обычно территория, прилегающая к многоквартирному дому, уже включена в стоимость объекта недвижимости. Она, что примечательно, облагается налогом, а он в свою очередь делится в равной пропорции между всеми жильцами.

Величина данной налоговой выплаты напрямую зависит от количества занятых в доме квартир и общей площади каждой. Вся справочная информация, касающаяся границ и площади территории, назначения участка и прочих параметров, содержится в кадастровом паспорте объекта недвижимости.

Исходя из определения долевой собственности, из прилегающего к многоквартирному дому участка не может быть выделена определенная часть. К примеру, жители одного из подъездов решили присвоить себе одну из клумб и беседку по центру двора.

Эти действия неправомерны, жильцы не могут ограничивать других собственников в действиях по отношению к общим владениям.

Нормы организации и обслуживания

Пункт №491 определяет основные объекты, которые могут и должны располагаться на придомовом участке:

  • земля, где был возведен сам объект;
  • элементы благоустройства (озеленения, досуга, занятия физкультурой и пр.);
  • пожарные проезды;
  • пункты теплообеспечения;
  • трансформаторные подстанции;
  • прочие объекты, необходимые для нормального обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома.

При распределении полезного пространства основным источником данных о фактической площади придомовой территории необходимо считать кадастровый паспорт. Именно там четко обозначены все границы.

Собственники жилья могут организовать домовой комитет для управления участком и ведения связанных с ним дел. Они также имеют право доверить распоряжение общим участком товариществу собственников жилья (ТСЖ), управляющей компании, специальной некоммерческой организации и др.

В независимости от того, кто занимается формированием, благоустройством и распределением придомовой территории многоквартирного дома, охваченными и соблюденными должны быть все установленные законом обязанности. Любое изменение, включая установку дополнительных скамеек или еще одной детской качели, а также снос одного из объектов, должно быть учтено документально и обозначено в кадастровом паспорте.

Благоустройство

В их внимание обычно входит целый ряд вопросов:

  • строительство детских спортивных и развлекательных площадок;
  • ремонт объектов, расположенных на территории;
  • уборка участка, закрепленного за конкретным домом.

Что касается уборки обозначенной местности, то необходимые мероприятия меняются в зависимости от сезона. Зимой, к примеру, у дворника такие обязанности:

  1. Уборка снега с проезжей части и пешеходных зон.
  2. Очистка дорог ото льда.
  3. Нанесение слоя песка и соли на дорожки.

В Жилищном кодексе прописаны правила и по уходу за территорией в теплые сезоны:

  1. Уборка сухих листьев, сломанных деревьев и другого сухостоя.
  2. Вывоз бытового мусора и крупных строительных отходов.
  3. Высадка клумб, уход за растениями, оформление местности.
  4. Установка и оборудование детских площадок, ремонт неисправностей, регулярный уход за ними, своевременная покраска.
  5. Возведение ограждений, лавочек и беседок.

Уборкой придомовой территории занимается либо муниципалитет, либо управляющая компания, либо частная организация, с которой жильцы заключили договор.

Правила установки ограждений

Таким способом можно позаботиться об организации места для следующих целей:

  • выгула собак;
  • отделения границы детской развлекательной зоны;
  • выявления места для сушки белья и выбивания ковров на улице;
  • зоны скопления мусора;
  • ограждения газона от парковочных мест.

Нормы Жилищного кодекса устанавливают несколько видов допустимых ограждений:

  1. Временный забор – специальная оградительная конструкция, отделяющая определенный участок на время проведения там профилактических или ремонтных работ. Это может быть замена подземных коммуникаций, укладка асфальта на небольшом отрезке дороги, покраска какого-либо объекта, монтажные работы на крыше здания и т.д. По окончании этих мероприятий временный забор должен быть демонтирован.
  2. Целевой забор – такой вид ограждения, как правило, устанавливают вокруг мусорных баков, зоны для сушки белья и прочих элементов инфраструктуры. По высоте целевой забор может достигать двух метров, может быть сплошным или с просветами. Главное его назначение – отделить хозяйственную зону от прочего пространства.
  3. Живая изгородь – газоны, кустарники, деревья высотой до полуметра. Последние из-за своего размера жильцы используют редко, так как они излишне прихотливы в уходе и очень хрупкие.
  4. Декорированный забор – устанавливается по желанию жильцов и имеет исключительно эстетическую направленность. Материал для изготовления может быть использован любой: дерево, металл, пластик и др. Главное, чтобы конструкция смотрелась прилично, была крепкой и безопасной.
  5. Шлагбаум – дополнительное ограждение, препятствующее проезду к определенной зоне.

Организация пространства, в частности ограждение всей территории или ее отдельных участков, требует согласования и одобрения БТИ, архитектурного комитета и прочих компетентных органов.

Обустройство мест парковки автомобилей

Согласно Жилищному кодексу, своду правил, существуют обязательные нормы парковки в этих местах. Их соблюдение поможет избежать конфликтов с соседями, а также аварийных ситуаций. Итак, вот основные из них:

  1. Под окнами жилого дома запрещено оставлять автомобиль с включенным мотором надолго.
  2. Вплотную к мусорным бакам транспорт парковать нельзя. Минимальным считается расстояние в 5 метров.
  3. Большегрузы на придомовой территории многоквартирных домов останавливаться не имеют права. К данной категории относятся автомобили весом свыше 3,5 тонн.
  4. Запрещается ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным дорожкам и детским площадкам.
  5. Владельцы транспортных средств не имеют права загораживать на своем авто проезд экстренным службам и другим автовладельцам.
  6. На тротуаре и газоне стоянка запрещена.

При обнаружении нарушения хотя бы одного из перечисленных пунктов можно смело обращаться в полицию.

Какие нормативы используются для обслуживания придомовой территории многоквартирного дома в 2021 году

Уютный двор, детская песочница, скамейки, беседки, качели, парковка, место для сушки белья – все это должно быть устроено по особым нормам.

Данные правила оговорены в законе и правовых актах. Но некоторые управляющие компании или предприниматели, иногда жильцы этих самых многоквартирных домов поступают вопреки этим самым нормам, умышленно или по незнанию. Образовавшиеся спорные ситуации решаются при участии городских властей и жилищных организаций.

Земля, прилегающая к многоквартирному дому, является общей собственностью. Поэтому полезно она должна быть каждому жильцу. Никто не должен испытывать дискомфорта из-за того или иного аспекта, ни один собственник жилья не должен быть ущемлен ни территориально, ни по качеству обустройства, ни каким-либо другим образом.

Законодательное регулирование вопроса

Обязательно должно быть отведено пространство под:

  • декоративные клумбы;
  • места отдыха (скамейки, беседки);
  • игровые зоны для детей;
  • автомобильную парковку;
  • место для сбора мусора;
  • веревки для сушки белья и пр.

Причем все это не должно мешать свободному перемещению пешеходов и беспрепятственному проезду автотранспорта. Все должно быть размещено и установлено согласно требованиям безопасности и прочим нормам.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ от 1 марта 2005 года, придомовая территория разбита на равные доли между всеми собственниками жилых помещений данного здания. Это значит, что она является объектом долевой собственности для каждого владельца квартиры в этом доме. В связи с этим они обязаны сформировать прилегающий участок земли, облагородить его, следить за порядком на образованном участке в соответствии с принятыми законом нормами. Перед тем, как начинать осуществлять все эти действия, необходимо поставить участок на кадастровый учет.

Данное правило касается домов, которые были построены до 1 марта 2005 года. Многоквартирные жилые здания, введенные в эксплуатацию после указанной даты, освобождаются от данной процедуры. Дело в том, что придомовая территория формируется еще на этапе подготовки к строительству, когда только готовится земля для застройки. Тогда доля прилегающего земельного участка становится автоматически собственностью владельца приобретенной квартиры.

Обычно территория, прилегающая к многоквартирному дому, уже включена в стоимость объекта недвижимости. Она, что примечательно, облагается налогом, а он в свою очередь делится в равной пропорции между всеми жильцами. Величина данной налоговой выплаты напрямую зависит от количества занятых в доме квартир и общей площади каждой. Вся справочная информация, касающаяся границ и площади территории, назначения участка и прочих параметров, содержится в кадастровом паспорте объекта недвижимости.

Исходя из определения долевой собственности, из прилегающего к многоквартирному дому участка не может быть выделена определенная часть. К примеру, жители одного из подъездов решили присвоить себе одну из клумб и беседку по центру двора. Эти действия неправомерны, жильцы не могут ограничивать других собственников в действиях по отношению к общим владениям.

Нормы организации и обслуживания

Пункт №491 определяет основные объекты, которые могут и должны располагаться на придомовом участке:

  • земля, где был возведен сам объект;
  • элементы благоустройства (озеленения, досуга, занятия физкультурой и пр.);
  • пожарные проезды;
  • пункты теплообеспечения;
  • трансформаторные подстанции;
  • прочие объекты, необходимые для нормального обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома.

При распределении полезного пространства основным источником данных о фактической площади придомовой территории необходимо считать кадастровый паспорт. Именно там четко обозначены все границы.

Собственники жилья могут организовать домовой комитет для управления участком и ведения связанных с ним дел. Они также имеют право доверить распоряжение общим участком товариществу собственников жилья (ТСЖ), управляющей компании, специальной некоммерческой организации и др.

В независимости от того, кто занимается формированием, благоустройством и распределением придомовой территории многоквартирного дома, охваченными и соблюденными должны быть все установленные законом обязанности. Любое изменение, включая установку дополнительных скамеек или еще одной детской качели, а также снос одного из объектов, должно быть учтено документально и обозначено в кадастровом паспорте.

Благоустройство

В их внимание обычно входит целый ряд вопросов:

  • строительство детских спортивных и развлекательных площадок;
  • ремонт объектов, расположенных на территории;
  • уборка участка, закрепленного за конкретным домом.

Что касается уборки обозначенной местности, то необходимые мероприятия меняются в зависимости от сезона. Зимой, к примеру, у дворника такие обязанности:

  1. Уборка снега с проезжей части и пешеходных зон.
  2. Очистка дорог ото льда.
  3. Нанесение слоя песка и соли на дорожки.

В Жилищном кодексе прописаны правила и по уходу за территорией в теплые сезоны:

  1. Уборка сухих листьев, сломанных деревьев и другого сухостоя.
  2. Вывоз бытового мусора и крупных строительных отходов.
  3. Высадка клумб, уход за растениями, оформление местности.
  4. Установка и оборудование детских площадок, ремонт неисправностей, регулярный уход за ними, своевременная покраска.
  5. Возведение ограждений, лавочек и беседок.

Уборкой придомовой территории занимается либо муниципалитет, либо управляющая компания, либо частная организация, с которой жильцы заключили договор.

Правила установки ограждений

Таким способом можно позаботиться об организации места для следующих целей:

  • выгула собак;
  • отделения границы детской развлекательной зоны;
  • выявления места для сушки белья и выбивания ковров на улице;
  • зоны скопления мусора;
  • ограждения газона от парковочных мест.

Нормы Жилищного кодекса устанавливают несколько видов допустимых ограждений:

  1. Временный забор – специальная оградительная конструкция, отделяющая определенный участок на время проведения там профилактических или ремонтных работ. Это может быть замена подземных коммуникаций, укладка асфальта на небольшом отрезке дороги, покраска какого-либо объекта, монтажные работы на крыше здания и т.д. По окончании этих мероприятий временный забор должен быть демонтирован.
  2. Целевой забор – такой вид ограждения, как правило, устанавливают вокруг мусорных баков, зоны для сушки белья и прочих элементов инфраструктуры. По высоте целевой забор может достигать двух метров, может быть сплошным или с просветами. Главное его назначение – отделить хозяйственную зону от прочего пространства.
  3. Живая изгородь – газоны, кустарники, деревья высотой до полуметра. Последние из-за своего размера жильцы используют редко, так как они излишне прихотливы в уходе и очень хрупкие.
  4. Декорированный забор – устанавливается по желанию жильцов и имеет исключительно эстетическую направленность. Материал для изготовления может быть использован любой: дерево, металл, пластик и др. Главное, чтобы конструкция смотрелась прилично, была крепкой и безопасной.
  5. Шлагбаум – дополнительное ограждение, препятствующее проезду к определенной зоне.

Организация пространства, в частности ограждение всей территории или ее отдельных участков, требует согласования и одобрения БТИ, архитектурного комитета и прочих компетентных органов.

Обустройство мест парковки автомобилей

Согласно Жилищному кодексу, своду правил, существуют обязательные нормы парковки в этих местах. Их соблюдение поможет избежать конфликтов с соседями, а также аварийных ситуаций. Итак, вот основные из них:

  1. Под окнами жилого дома запрещено оставлять автомобиль с включенным мотором надолго.
  2. Вплотную к мусорным бакам транспорт парковать нельзя. Минимальным считается расстояние в 5 метров.
  3. Большегрузы на придомовой территории многоквартирных домов останавливаться не имеют права. К данной категории относятся автомобили весом свыше 3,5 тонн.
  4. Запрещается ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным дорожкам и детским площадкам.
  5. Владельцы транспортных средств не имеют права загораживать на своем авто проезд экстренным службам и другим автовладельцам.
  6. На тротуаре и газоне стоянка запрещена.

При обнаружении нарушения хотя бы одного из перечисленных пунктов можно смело обращаться в полицию.

Приватизация участка вокруг дома

Жильцы, являющиеся законными собственниками своих квартир, собравшись вместе, могут приватизировать землю. Только тогда она может считаться полноценной собственностью, а до этого момента принадлежит муниципалитету. Сам процесс бесплатный, но после введения объекта в частную собственность на него начинает исчисляться налог.

Проведя приватизацию, жильцы многоквартирного дома имеют право не только благоустраивать участок по своему усмотрению, возводить и сносить объекты по согласованности друг с другом. В их возможности теперь входит и сдача территории в аренду. Размер платы устанавливается совместно по результатам собрания всех жильцов. Средства должны быть пущены на общественные нужды двора, присвоить их не получится.

В качестве вариантов, куда можно направить полученную ренту, представлены:

  • замена досок объявлений перед подъездами;
  • роспись трансформаторной будки и других «скучных» стен;
  • украшение территории игрушками, декоративными композициями;
  • покраска и обновление скамеек и крыльца у подъезда;
  • высадка растений, поддержание вида клумбы;
  • стрижка газона и пр.

Ремонт приватизированного имущества по закону производят собственники, то есть жильцы дома.

О правилах владения и обслуживания придомовой территории МКД рассказано в следующем видеосюжете:

Споры о праве на придомовую территорию

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.

Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД.

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет – при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Нормативы по придомовой территории многоквартирного дома в 2021 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 марта 2019 г. № 153/пр “Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома”

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 т. N 1578 “О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды” приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Министр В.В. Якушев

Утверждены
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 07 марта 2019 г. N 153/пр

Методические рекомендации
по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (далее также – образуемые земельные участки), разработаны в целях оказания методологического содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления при проведении работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, и которые не были образованы ранее.

2. В целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия:

1) подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);

2) провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) (далее – кадастровые работы);

3) представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав (далее – орган регистрации прав) прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

3. С учетом требований, предусмотренных подпунктом 4 пункта 3 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, определение местоположения границ земельных участков, занятых многоквартирными домами, рекомендуется осуществлять в рамках подготовки проекта межевания территории.

4. Определение местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется осуществлять при образовании такого земельного участка с учетом следующих особенностей:

1) под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок;

2) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах;

3) границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка;

4) при определении границ образуемого земельного участка рекомендуется учитывать, что данный земельный участок, а также смежные с ним земельные участки должны отвечать требованиям статьи 11 Земельного кодекса;

5) в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования.

5. Размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из:

1) площади многоквартирного дома, то есть суммарной общей площади всех квартир в таком доме, площади всех нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в таком доме;

2) территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади многоквартирного дома, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном доме, обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также доступ к такому дому и иным подобным объектам;

3) плотности застройки элемента планировочной структуры, в границах которого расположен соответствующий многоквартирный дом,

4) наличия на прилегающей к многоквартирному дому территории элементов благоустройства, созданных при финансовом участии собственников помещений в многоквартирном доме в рамках федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”, с учетом утвержденного органами местного самоуправления дизайн-проекта благоустройства дворовой территории.

6. При образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. В границы такого земельного участка целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома.

7. При образовании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, рекомендуется учитывать будущее градостроительное развитие территорий, на которых расположены многоквартирные дома, определенное в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и иных документах, определяющих направления развития соответствующей территории, а также результаты инвентаризации дворовых территорий, проведенной в рамках федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”.

8. Образование земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в границах территорий, на которых в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, в том числе развитию застроенных территорий, комплексному развитию территорий по инициативе их правообладателей или органов местного самоуправления, рекомендуется осуществлять на основании утвержденного в отношении такой территории проекта межевания и (или) проекта планировки территории в рамках осуществления деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и земельным законодательством.

9. Образование земельных участков под многоквартирными домами, включенными в региональные и (или) муниципальные программы, направленные на переселение граждан из признанных аварийными многоквартирных домов, рекомендуется осуществлять по границе (контуру) признанного аварийным многоквартирного дома по истечении срока, установленного органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для осуществления собственниками помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции.

10. Образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности, рекомендуется осуществлять федеральным органам исполнительной власти; из земель или земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, – исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органам местного самоуправления; из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, – органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками (далее – уполномоченные органы).

11. Уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

12. Рекомендуется учитывать, что со дня осуществления государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в составе общего имущества в таком доме в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”. Необходимость проведения отдельной государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный земельный участок не предусмотрена законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

13. В целях организации проведения образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется утвердить график выполнения соответствующих мероприятий, в котором рекомендуется определить планируемые сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.

14. В целях обеспечения реализации графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется предусматривать в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации средства на его реализацию.

Обзор документа

Минтруд разработал методические рекомендации по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (МКД).

Органы госвласти и местного самоуправления составляют и утверждают проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка под МКД. Также они подают в Росреестр документы для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: