Калькулятор неустойки по ДДУ в 2021 году в России

Как получить компенсацию, если дом не сдан вовремя?

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Просрочка сдачи дома по ДДУ – нормальная практика, если не традиция среди российских девелоперов. От такого неправомерного поведения страдают сотни тысяч россиян – только официально в России более 130 тыс. обманутых дольщиков. Тех же, у кого срок просрочки всего месяц-два-три (то есть обманутым официально могут и не являться) гораздо больше. Но даже такая, казалось бы, незначительная просрочка – повод для претензии и взыскания компенсации – чтобы застройщики окончательно не наглели, законодатель решил наказывать их рублём и предусмотрел неустойку за просрочку сдачи дома.

Как ее рассчитать и в каком порядке она выплачивается? Что нужно, чтобы получить компенсацию? И можно ли добиться выплаты неустойки в добровольном порядке, без обращения в суд? Мы в Правовед.RU изучили ФЗ № 214 от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (далее – ФЗ № 214) и рассказываем, как им правильно пользоваться.

Просрочка и компенсация

Вообще, дольщик должен узнать об угрозе срыва сроков задолго до того, как это произойдет. Если застройщик видит, что строительство не удается завершить вовремя, он должен не позже, чем за 2 месяца до истечения установленного ДДУ срока уведомить об этом своих клиентов (ч. 3 ст. 6 ФЗ № 214). Параллельно компания предлагает дольщикам изменить в договоре условие о сроках, подписать дополнительное соглашение. Соглашаться на перенос сроков или нет – дело ваше, все зависит от условий, которых предложит девелопер. Но не стоит удивляться, если вас вообще забудут уведомить, это нормальная практика. Тем более, если застройщик не хочет сеять панику.

Когда срок, указанный в договоре пройдет, у вас есть два пути:

  1. Умеренный. Требуем выплаты неустойки за просрочку сдачи дома, но от квартиры не отказываемся.
  2. Радикальный. Отказываемся от ДДУ, квартиры и требуем вернуть деньги с процентами. Это можно сделать, если срок просрочен больше, чем на 2 месяца (п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 214).

Если строительство действительно продолжается, мы советуем идти по умеренному пути и не отказываться от ДДУ. Тем более, что есть шанс получить немаленькую сумму компенсации.

Размер неустойки составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от цены договора за каждый просроченный день сдачи дома. Если дольщик – физическое лицо, размер неустойки удваивается и составляет уже 1/150 ставки ЦБ (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 214).

Наряду с неустойкой можно потребовать возместить причиненные убытки, моральный ущерб, расходы на адвоката и прочие компенсации, если были другие расходы.

Как рассчитать неустойку?

Учитывая все вводные, для расчета неустойки необходимо знать:

  • текущую ставку рефинансирования ЦБ на момент исполнения обязательства по договору. На момент подготовки материала, ставка ЦБ составляла 6% (Информация ЦБ от 07.02.2020);
  • длительность просрочки в днях. Но дожидаться передачи квартиры необязательно. Потребовать компенсации можно и заранее, с фактическим пересчетом ее размера на момент исполнения требования о передаче квартиры. Представим, что длительность просрочки составила 100 дней;
  • цену договора долевого участия. То есть, ту стоимость квартиры, которую вы уплатили непосредственно застройщику. Представим, что это 4 млн рублей.

Таким образом, расчет неустойки просрочки сдачи дома будет выглядеть следующим образом:

сумма неустойки = дни просрочки х 1/150 х цену договора х 0,06

100 дней х 1/150 х 4 млн рублей х 0,06 = 160 тыс. рублей

Взыскать деньги можно как в досудебном, так и судебном порядке. Мы рекомендуем начать с досудебной претензии: есть шанс, что девелопер хотя бы частично выполнить требования дольщика без судебного разбирательства. А это все же деньги здесь и сейчас, а не когда-нибудь, если суд удовлетворит иск.

Претензионный порядок взыскания неустойки

Претензионный порядок обязательно соблюдать только тогда, когда он предусмотрен ДДУ – внимательно читайте договор. В остальных случаях он рекомендательный. Вот что нужно сделать, чтобы взыскать неустойку без суда.

Шаг 1. Готовим претензию

Обязательной формы и требований к содержанию претензии за просрочку сдачи дома законодательство не предусматривает, потому она составляется письменно, но в свободной форме. Обязательно укажите в ней:

  • реквизиты заключенного ДДУ;
  • срок, когда квартира должна была быть передана дольщику;
  • ущерб, который причинен в результате просрочки;
  • расчет неустойки на момент направления претензии;
  • требование выплатить неустойку, возместить ущерб, моральный вред;
  • требование рассмотреть претензию в разумный срок (например, в течение 10 дней) и направить ответ на указанный адрес;
  • счет, на который необходимо перевести неустойку.

Если у вас нет опыта составления такого рода документов, воспользуйтесь шаблоном ниже.

К претензии рекомендуем приложить:

  • копию договора долевого участия;
  • копию паспорта заявителя;
  • копию квитанций, подтверждающий полную оплату цены договора;
  • копию передаточного акта, если квартира передана застройщику.

Шаг 2. Направляем претензию

Комплект документов + претензию рекомендуем:

  • передать лично в офис застройщика, при условии, что на втором экземпляре работник офиса поставил отметку с номером и датой приема;
  • направить по почте заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении;
  • направить на электронную почту или иным образом, который позволяет подтвердить факт подачи.

Шаг 3. Ждем ответа

На это мы дали застройщику 10 дней. Если этот срок + несколько дней на пересылку документов истек, а ответ не поступил или поступил, но компания отказала в удовлетворении требований, пришло время подавать в суд.

Судебный порядок взыскания неустойки

В суд можно подать в любое время, до истечения 3 лет с момента, как срок просрочки был нарушен. Вот что вам для этого необходимо.

Шаг 1. Готовим исковое заявление

Исковое заявление за просрочку сдачи дома по своей форме и содержанию должно соответствовать требованиям ст. 131 ГПК. По сути, это та же претензия, в несколько иной оболочке, с более глубоким юридическим обоснованием правоты заявителя и необходимости в выплате неустойки. Кроме требования о неустойке, в исковом заявлении также можно потребовать:

  • возмещения морального вреда;
  • компенсации причиненного ущерба;
  • судебных расходов;
  • штрафа за просрочку сроков добровольного исполнения требований дольщика как потребителя в размере 50% от присужденной суммы.
Читайте также:
Через сколько после приватизации можно продать квартиру

Вы можете заказать исковое заявление у наших юристов либо составить его самостоятельно, на основе представленного ниже образца.

Шаг 2. Собираем документы

К иску нужно приложить:

  • копию договора о долевом участии;
  • копию платежных поручений об оплате суммы по договору;
  • копию паспорт заявителя;
  • передаточный акт, если он был составлен;
  • копию претензии застройщику + уведомление о ее получении;
  • копию ответа застройщика, если он был;
  • копию доверенности, если в дело привлекается представитель;
  • копию уведомление о направлении иска и документов застройщику еще до подачи иска в суд;
  • иные документы по необходимости.

Шаг 3. Направляем иск застройщику

В соответствии с п. 6 ст. 132 ГПК, прежде чем подать иск в суд, заявитель обязан направить копию иска + документы ответчику, а уведомление об этом приложить к иску при подаче в суд. Если этого не сделать, иск оставят без движения.

Шаг 4. Подаем иск в суд

Иск необходимо подать в районный суд либо мировому судье, если сумма исковых требований менее 50 тыс. рублей (ст. 23 ГПК). Подсудность вы определяете самостоятельно – можно подать как в суд по месту нахождения застройщика, так и по своему месту жительства (ч. 7 ст. 29 ГПК). Если сумма исковых требований менее 1 млн рублей, оплачивать госпошлину не нужно (п. 3 ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей»).

Посещайте судебные заседания лично либо направляйте туда своего представителя по доверенности. Поддерживайте исковые требований, давайте суду необходимые объяснения, представляйте доказательства. При необходимости для успешного разрешения спора привлекайте к делу квалифицированных юристов.

В судебном процессе, по ходатайству застройщика, суд вправе уменьшить размер пени, если он явно несоразмерен допущенным компанией нарушениям. Суд должен обосновать мотивы, по которым он считает, что уменьшение неустойки является допустимым, в зависимости от степени исполнения ответчиком его обязательств, причиненного ущерба и иных заслуживающих внимания обстоятельств (п. 26 Обзора практики, утв. Президиумом ВС РФ 04.12.2013).

Шаг 5. Получаем исполнительный лист и обращаемся в ФССП

Чтобы получить сумму пени за просрочку сдачи дома, а также иные присужденные суммы, необходимо дождаться вступления в силу решения суда. Затем получаем в канцелярии суда исполнительный лист и подаем его в ФССП по юридическому адресу застройщика вместе с заявлением об открытии исполнительного производства. Это станет основанием для возбуждения исполнительного производства и принудительного взыскания присужденных сумм.

Описанный порядок – примерный, и имеет на практике массу нюансов. Остались вопросы? Задайте их нашим юристам!

Калькулятор неустойки по ДДУ в 2021 году в России

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 423 “Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого. ”

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 17 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие особенности применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве:

в период начисления неустойки (пени) по договорам участия в долевом строительстве, предусмотренной частью 6 статьи 5 и частью 2 статьи 6 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, не включается период, исчисляемый со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.;

при определении размера убытков, предусмотренных статьей 10 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, не учитываются убытки, причиненные:

в период со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.;

в результате введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на соответствующей территории нахождения строящегося объекта долевого строительства;

проценты, подлежащие уплате участнику долевого строительства в соответствии с частями 2 и 6 статьи 9 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” за период со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г., не начисляются.

В отношении уплаты неустойки (пени), процентов, возмещения убытков, предусмотренных настоящим пунктом, требования о которых были предъявлены к исполнению застройщику до даты вступления в силу настоящего постановления, предоставляется отсрочка до 1 января 2021 г.

2. Контролирующий орган, указанный в части 2 статьи 23 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, и (или) публично-правовая компания “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства” в период со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г. не направляют уведомление о нарушении застройщиком более чем на 6 месяцев сроков завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанностей по передаче участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве в соответствии с указанным договором объекта долевого строительства, который входит в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, осуществляющие государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, если такое нарушение возникло в указанный период.

Читайте также:
Не собственник, но прописан в квартире: какие права есть у гражданина

3. Указанный в части 2 статьи 23 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в период со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г. не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 15 статьи 23 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, если такое основание возникло в указанный период.

4. Установить, что многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве, если такое нарушение возникло после вступления в силу настоящего постановления, подлежат включению в единый реестр проблемных объектов, указанный в части 1 статьи 23 Федерального закона “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, после 1 января 2021 г., если по состоянию на указанную дату сохраняются снования для включения в указанный реестр.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Обзор документа

До 1 января 2021 г. решено не применять неустойку, штрафы, пени и иные меры ответственности за нарушение законодательства о долевом строительстве.

В частности, до указанной даты уполномоченный региональный орган не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении деятельности застройщика. Также временно не будет включаться информация в реестр проблемных объектов при задержке строительства.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О приватизации государственного и муниципального имущества

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

(В редакции федеральных законов от 27.02.2003 № 29-ФЗ, от 09.05.2005 № 43-ФЗ, от 18.06.2005 № 60-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 17.04.2006 № 53-ФЗ, от 27.07.2006 № 155-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ, от 24.07.2007 № 212-ФЗ, от 08.11.2007 № 261-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 13.05.2008 № 68-ФЗ, от 22.07.2008 № 159-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 24.07.2008 № 161-ФЗ, от 07.05.2009 № 89-ФЗ, от 31.05.2010 № 106-ФЗ, от 22.11.2010 № 305-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 201-ФЗ, от 18.07.2011 № 214-ФЗ, от 18.07.2011 № 220-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 244-ФЗ, от 02.11.2013 № 291-ФЗ, от 27.05.2014 № 137-ФЗ, от 28.06.2014 № 194-ФЗ, от 21.07.2014 № 259-ФЗ, от 21.07.2014 № 265-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 156-ФЗ, от 29.06.2015 № 180-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ, от 03.07.2016 № 366-ФЗ, от 03.07.2016 № 367-ФЗ, от 01.07.2017 № 155-ФЗ, от 31.12.2017 № 505-ФЗ, от 31.05.2018 № 122-ФЗ, от 29.06.2018 № 171-ФЗ, от 06.03.2019 № 20-ФЗ, от 01.04.2019 № 45-ФЗ, от 02.08.2019 № 301-ФЗ, от 31.07.2020 № 293-ФЗ, от 01.07.2021 № 273-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (В редакции Федерального закона от 18.06.2005 № 60-ФЗ)

Читайте также:
Продажа квартиры с обременением в различных формах

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 842, 847 и 848 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”; (Подпункт введен – Федеральный закон от 05.01.2006 № 7-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; (Подпункт введен – Федеральный закон от 13.05.2008 № 68-ФЗ)

14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ; в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 356-ФЗ; Федерального закона от 23.06.2016 № 221-ФЗ)

15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества “Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства” на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства; (Подпункт введен – Федеральный закон от 31.05.2010 № 106-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ)

16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 02.11.2013 № 291-ФЗ)

17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования; (Подпункт введен – Федеральный закон от 27.05.2014 № 137-ФЗ)

18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом “Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения; (Подпункт введен – Федеральный закон от 28.06.2014 № 194-ФЗ)

19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”; (Подпункт введен – Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ)

20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ “Об организованных торгах” организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию “Почта России”, при его реорганизации на основании Федерального закона “Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия “Почта России”, основах деятельности акционерного общества “Почта России” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; (Подпункт введен – Федеральный закон от 29.06.2018 № 171-ФЗ)

22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации. (Подпункт введен – Федеральный закон от 06.03.2019 № 20-ФЗ)

Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами (или) иными нормативными правовыми актами. (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

3. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.

5. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом. (Пункт введен – Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ)

6. Особенности участия нотариусов и нотариальных палат в приватизации имущества, которое находится в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в отношении которого принято решение о продаже на аукционе либо конкурсе, могут быть установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I. (Пункт введен – Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Читайте также:
Что лучше между близкими родственниками: договор дарения или купли продажи

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона;

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Понятие “контролирующее лицо” используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”. Понятия “выгодоприобретатель” и “бенефициарный владелец” используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.

(Пункт в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 155-ФЗ)

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Пункт введен – Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (Пункт введен – Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации

1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее – стратегические предприятия);

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее – стратегические акционерные общества); (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества); (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; (В редакции Федерального закона от 31.05.2010 № 106-ФЗ)

4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

81) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества; (Подпункт введен – Федеральный закон от 31.05.2010 № 106-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 45-ФЗ)

82) устанавливает для целей настоящего Федерального закона дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, и функционированию электронных площадок; (Подпункт введен – Федеральный закон от 29.06.2015 № 180-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ)

9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Читайте также:
Правила учета тепловой энергии

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган испол

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8

О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

(в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 и от 25 октября 1996 г. № 10, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. № 6 и от 2 июля 2009 г. № 14)

Учитывая, что при применении Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 23 декабря 1992 г № 4199-1, Федеральными законами от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ, от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ, от 1 мая 1999 г. № 88-ФЗ, от 15 мая 2001 г. № 54-ФЗ, от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ, от 26 ноября 2002 г. № 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии со ст.22 ГПК РФ и ч.3 ст.8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

2. Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст. 333 19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

Исковые заявления лиц, претендующих на приватизированное жилое помещение по мотиву принадлежности этого помещения наследодателю, в том числе и в случае, когда приватизация не была надлежащим образом оформлена при жизни наследодателя, оплачиваются государственной пошлиной, исходя из действительной стоимости помещения, по поводу которого возник спор, определяемой на время предъявления иска (подпункт 1 пункта 1 ст. 333 19 названного Кодекса).

3. В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.». Однако если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит указанному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона.

4. Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст.18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда не были уставлены условия, которые лишали бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст.18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).

5. Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст.11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

Читайте также:
7 способов, как получить квартиру от государства

6. В случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

7. Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст.69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

Учитывая, что в соответствии со ст.ст.28, 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями только при наличии разрешения указанных выше органов.

8. Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

9. Ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ).

10. Продажа одним из участников общей долевой собственности на приватизированную квартиру своей доли постороннему лицу возможна лишь при условии, если остальные сособственники откажутся от осуществления права преимущественной покупки либо не осуществят это право в течение предусмотренного ст.250 ГК РФ срока.

11. Согласно ст.ст.246, 253 ГК РФ мена (обмен) переданного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможна только с согласия всех участников общей собственности.

12. Выдел участнику общей собственности на приватизированное жилое помещение, представляющее собой отдельную квартиру, принадлежащей ему доли допустим, если имеется техническая возможность передачи истцу изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла и др.), оборудования отдельного входа. При отсутствии такой возможности суд вправе по просьбе истца определить порядок пользования квартирой.

13. ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ (постановлением Пленума от 2 июля 2009 г. № 14)

Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Читайте также:
Как открыть фермерское хозяйство - необходимые документы

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена. – Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 – 15. Утратили силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статьи 19 – 20. Утратили силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (СТАТЬИ 21 – 26)

Утратил силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Как приватизировать квартиру: пошаговая инструкция

Кому нужна приватизация и как ее оформить.

Что такое приватизация

Приватизация — оформление в личную собственность недвижимости, предоставленной по найму от государства. То есть переоформление административной площади, полученной по ордеру. Приватизировать можно землю, жилые и нежилые помещения. В СССР их предоставляли сотрудникам предприятий, сейчас — нуждающимся малоимущим. Для получения этого статуса необходимо предоставить подтверждение, что доходы каждого члена семьи меньше прожиточного минимума.

Читайте также:
Как составить иск на выписку из квартиры и что в нем указать

Единственное основание для перевода недвижимости в личную собственность — пользование квартирой по договору социального найма. В некоторых случаях могут возникнуть дополнительные трудности и понадобится помощь юристов. Например, если один из зарегистрированных в квартире людей уехал и его местонахождение неизвестно. Бывает так, что кто-то из членов семьи против приватизации либо в квартире была сделала и не оформлена должным образом перепланировка. После приватизации и получения свидетельства о регистрации необходимо сообщить о смене статуса помещения в управляющую компанию и налоговые органы.

Закон о приватизации

Процесс бесплатного перевода государственной собственности в личную регулирует закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с 4 июля 1991 года. При этом не все граждане решили им воспользоваться — порядка 15% квартир по-прежнему относятся к муниципальному фонду. 1 марта 2005 года вступил в силу закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Согласно ему с 1 января 2007 года бесплатная приватизация квартир должна была прекратиться, а неприватизированные квартиры — остаться в госсобственности. Но в июне 2006 года закон о продлении бесплатной приватизации продлили до 1 марта 2010 года. Госорганы не успевали обрабатывать поступающие заявления.

Впоследствии сроки приватизации продлевались еще четыре раза. Последняя назначенная дата — 1 марта 2017 года — предполагала, что приватизировать жилье смогут только дети-сироты, проживающие в аварийных зданиях, а также жители Крыма. Не дожидаясь дедлайна, 8 февраля 2017 года правительство продлило сроки приватизации на неопределенное время.

Какое жилье можно приватизировать

Список объектов, которые законодательство позволяет перевести в частную собственность, включает жилые помещения госфонда, земельные участки и их части. Приватизируемые площади должны быть переданы человеку по договору социального найма на правах пожизненно наследуемого владения в бессрочное пользование либо предоставлены в аренду от муниципалитета.

Закон запрещает приватизировать аварийные помещения, квартиры, предоставляемые военным в специализированных городках, служебные и комнаты в государственных общежитиях. Что касается участков, то можно переводить в собственность землю:

  • переданную гражданам в аренду под ИЖС и ЛПХ;
  • под строительство гаражей, дачное и садовое хозяйство;
  • под домами, которые находятся в собственности;
  • полученную гражданами на основании пожизненного владения.

Нельзя приватизировать земельные участки, представляющие культурную и историческую ценность, изъятые из публичного оборота и относящиеся к стратегической зоне.

Кто может приватизировать квартиру

Перевести государственную недвижимость в личную собственность можно только один раз в жизни. Исключение — если человек был одним из приватизаторов, получивших долю до 18 лет. Он сможет повторить процедуру с другой жилой или нежилой недвижимостью после совершеннолетия.

Категории граждан РФ, которым доступна приватизация:

  • все зарегистрированные на приватизируемой площади. Не важно, проживает человек в квартире или нет, во внимание принимается сам факт регистрации;
  • для совершеннолетних граждан обязательно согласие всех зарегистрированных лиц. Взрослые жильцы могут написать отказ приватизации без объяснения причин. В таком случае она невозможна;
  • несовершеннолетних можно исключить из доли только по согласованию с органами опеки. Это распространяется и на детей, проживающих в другом месте, например с бабушкой. Если родители (или один из них) приватизируют квартиру, обязательная доля полагается и ребенку.

Плюсы и минусы приватизации квартиры

Главная цель приватизации — получение недвижимости в собственность, что позволяет распоряжаться им, как вам угодно:

  • оставить в наследство. Жилье можно указать в завещании, как и другую личную собственность. С муниципальной квартирой так делать нельзя; она достанется по наследству ближайшим родственникам, только если они также были в ней зарегистрированы;
  • подарить, сдать в аренду, отдать в банк под залог. С собственным жильем владелец может проводить любые законные операции, не опасаясь, что его изымут;
  • сделать перепланировку. Сносить стены в муниципальном жилье без согласия наймодателя (администрации) нельзя, даже если это одобрят архитекторы;
  • перевести квартиру из жилого в нежилой фонд. В случае с муниципальным жильем это расценивается как отсутствие необходимости в постоянном месте жительства. Социальные квартиры выдают нуждающимся, их нельзя переоборудовать;
  • зарегистрировать других жильцов. В муниципальной квартире это доступно только детям, супругам и родителям с письменного разрешения всех проживающих. Если вы захотите зарегистрировать других людей, дополнительно потребуется разрешение муниципалитета. Последний может отказать, если жилплощадь не соответствует количеству жильцов по нормативам. Эти цифры разнятся в зависимости от региона, в котором расположено жилье. Исключение — несовершеннолетние дети, их регистрируют вне зависимости от размера площади;
  • сократить расходы. Жилье в собственности предполагает оплату за коммуналку, а муниципальное — дополнительные ежемесячные суммы за пользование. В Москве это 27,14 руб. за 1 кв. м. То есть перевод муниципальной квартиры площадью 52 кв. м в собственность сократит ежемесячные расходы почти на 1,5 тыс. руб.

Кроме того, собственники жилья обладают правом голоса, если решаются общедомовые вопросы. Например, они могут выбирать управляющую компанию и участвовать в обсуждениях по поводу отведения первого этажа под магазины.

Основной минус — ответственность за содержание и связанные с ним расходы. Капитальный ремонт муниципальной квартиры оплачивает государство, а квартиры в собственности — исключительно ее владелец. Кроме того, неприватизированную квартиру не рассматривают как имущество, которое можно изъять за долги. В случае переселения по реновации или для государственных нужд (например, сноса из-за строительства дороги) муниципальную квартиру администрация компенсирует большими суммами, исходя из норм квадратных метров на человека.

Документы для приватизации квартиры

Федеральные законы не дают универсальный список документов для перевода недвижимости в частную собственность. Он может разниться по регионам, этот момент стоит уточнять в администрации. Например, в Москве, вы должны предоставить:

  • основные документы всех, кто зарегистрирован на жилплощади: паспорта и свидетельства о рождении для детей младше 14 лет (им также нужны паспорта обоих родителей либо опекунов);
  • заявление на предоставление госуслуги по установленному образцу. Единого формата нет, уточните информацию в местном МФЦ или администрации;
  • договор социального найма, подтверждающий право проживания на административной жилплощади;
  • выписку или ордер из распоряжения органа исполнительной власти (можно оформить в МФЦ). До 1 марта 2005 года при предоставлении социального жилья давали ордер, после — заключали договор. Этот пункт тоже стоит уточнить, потому что он зависит от региона. Так, в Самаре и Москве не обязательно предоставлять договор соцнайма, а в Санкт-Петербурге его нужно предоставить;
  • технический паспорт помещения и поэтажный план;
  • выписку из лицевого счета, в которой указаны все жильцы квартиры;
  • выписку из домовой книги по истории регистрации в квартире с 21.07.1991 до момента подачи заявления;
  • документ, подтверждающий, что ранее человек не пользовался правом приватизации жилья;
  • согласия либо отказы всех зарегистрированных в квартире лиц;
  • нотариальную доверенность, если вопрос решает представитель (нанятый юрист или родственник);
  • дополнительные документы в зависимости от состава семьи. Например, решение органов опеки, если приватизацией занимается опекун ребенка.
Читайте также:
Задолженность по ЖКХ - преимущества использования порталов

Как приватизировать квартиру

В зависимости от местонахождения приватизируемой площади следует обращаться в ближайший МФЦ или муниципалитет. Там же можно ознакомиться со списком документов и заполнить заявление. Выписки из домовой книги и лицевого счета делают в ТСЖ, УК или ЖСК, но их также можно оформить через МФЦ. В БТИ или органах местного управления вам обязаны предоставить подтверждение, что ранее вы не пользовались правом приватизации. Там же вы можете взять техпаспорт и поэтажный план.

Некоторые документы нужно получить в других инстанциях (органах опеки, военной части, где пребывает военнослужащий). Если потребуется документ, подтверждающий гражданство РФ, его выдают в многофункциональном миграционном центре. Учитывайте, что каждая из предоставленных справок имеет свой срок действия. Так, выписка об отсутствии задолженности по оплате ЖКХ действительна в течение месяца — до следующего расчетного периода, а сроки технического паспорта не ограничены законом, но его могут потребовать обновить (на усмотрение администрации).

Правильнее всего будет обратиться в МФЦ и уточнить, какие документы вам нужны. Сделайте пометки, сколько времени действует каждый из них, чтобы сориентироваться в сроках и собрать нужный комплект к подаче заявления, не обновляя справки по несколько раз. Также узнайте в МФЦ, кому адресовать запрос и собранные документы. Это может быть департамент имущественных отношений, в некоторых регионах — комитет управления городским имуществом. В одном случае необходимо лично подавать заявление, в другом это можно сделать через МФЦ и даже в электронном виде (например, в столице через портал госуслуг). Максимальный срок рассмотрения запроса на приватизацию — 46 дней. По истечении этого времени вы получите отказ или одобрение властей.

В случае положительного решения нужно передать зарегистрированный договор с отметкой о переходе права собственности в Росреестр. Вместе с ним вы получите выписку из ЕГРН.

Отказ в приватизации

Периодически в переводе жилья в собственность отказывают из-за статуса помещения. Поэтому особенно важно заранее убедиться в том, что объект не относится к общежитиям, а дом не признан ветхим или аварийным. Распространенная причина отказа — неполный комплект документов либо их несоответствие установленным критериям. Например, вы собрали все необходимые справки, но времени это заняло много и некоторые из них уже просрочены. В таком случае придется обновлять документы или заказывать недостающие.

Нередки отказы из-за того, что запрос подает человек, который уже пользовался правом на приватизацию. Решение о переводе административной недвижимости в личную собственность должно быть единогласно поддержано всеми зарегистрированными. Иначе получить разрешение на приватизацию нельзя.

Комментарии эксперта

Ольга Балбек, главный юрист сети «Миэль»:

— В законодательстве Российской Федерации не говорится, что наличие задолженностей по коммунальным платежам может помешать приватизации квартиры. Однако в ст. 83 Жилищного кодекса РФ сказано, что в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев допускается расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в судебном порядке. Поэтому если за неуплату коммунальных платежей более полугода муниципалитет подал на нанимателя в суд на выселение, квартиру приватизировать вряд ли получится.

Необходимо помнить, что на сегодняшний день дети включаются в число собственников приватизированного жилья в обязательном порядке. В противном случае они имеют право обратиться в суд. Это можно сделать в течение года с момента, когда стало известно о переводе недвижимости в собственность.

Дети, проживающие в жилом помещении на момент приватизации, имеющие равные права с родителями, но не включенные в число собственников при приватизации, сохраняют право пользования таким жильем бессрочно. Также те, кто отказался от участия в приватизации, но имел на это право, не могут быть сняты с регистрационного учета и имеют пожизненное право пользования этим помещением.

Чтобы решить, нужна ли приватизация в каждом конкретном случае, проживающим в квартире стоит отталкиваться от собственных потребностей. Например, тем владельцам, которые проживают в домах, подпадающих под программу реновации, стоит приватизировать свое жилье. Тогда как собственникам им выдадут новую жилплощадь в том же районе. Проживающим по договору социального найма в доме, подлежащем реновации, могут выдать жилплощадь в другом районе.

Закон “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

Информация об изменениях:

Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I в название настоящего Закона внесены изменения

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I
“О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 11 июня 2008 г., 16 октября 2012 г., 29 февраля 2016 г., 20 декабря 2017 г., 11 июня 2021 г.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ) бесплатная приватизация гражданами РФ государственного и муниципального жилищного фонда не предусматривалась с 1 марта 2017 г.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названное положение признано утратившим силу

См. также: Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР, утвержденное постановлением коллегии Госкомитета ЖКХ РСФСР от 18 октября 1991 г. N 7; Примерное положение о порядке проведения бесплатной приватизации жилья, утвержденное решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 г. N 4; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 “О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

Читайте также:
На что обратить внимание при покупке квартиры на вторичном рынке
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Председатель Верховного Совета
РСФСР

Дом Советов РСФСР,

4 июля 1991 года

Закон о приватизации жилищного фонда устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Согласно закону, под приватизацией подразумевается бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Установлено право граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Определены категории жилых помещений, не подлежащих приватизации.

Установлен порядок передачи приватизируемых жилых помещений в собственность граждан.

Закон вводится в действие с момента его опубликования.

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1991 г., N 28, ст. 959, в “Российской газете” от 10 января 1993 г. N 5

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П статья 4 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июня 2021 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ)

Изменения в части статей 1, 2, 4, 6 – 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона вступают в силу 1 марта 2017 г.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названные изменения признаны утратившими силу

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 – 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен – 1 марта 2016 г.

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 февраля 2013 г. N 16-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 – 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен – 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 – 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен – 1 марта 2013 г.

Федеральный закон от 11 июня 2008 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 – 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен – 1 марта 2010 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

Изменения в части статей 3, 9, 10 и раздела III настоящего Закона, а также в части первой статьи 4

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 ноября 2002 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 августа 1994 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: