Какой норматив потреблений по ГВС и ХВС действует на одного человека

Норматив Потребления Воды в 2022 Году на 1 Человека Без Счетчика

Для определения месячного объема потребляемой горячей и холодной воды жители городских квартир и частных домов используют счетчики. Шесть лет назад установка таких приборов стала обязательной. Но пока они есть далеко не в каждом жилом помещении. В таком случае стоимость коммунальной услуги будет определяться с учетом нормативов и показателей общедомового водопотребления, которые периодически меняются. Важно использовать актуальные на 2022 год данные, чтобы контролировать расход воды и не переплачивать.

Законодательная база

Порядок расчета норматива расхода горячей и холодной воды на одного жильца закреплен в Постановлении правительства РФ №306. Согласно этому документу, норма потребления воды утверждается на региональном уровне, но с учетом положений ФЗ-210. При этом учитывается тип жилого объекта и его характеристики. В Постановлении приводятся формулы, позволяющие определить объем потребляемой жильцами воды и плату за нее.

Зачем введены нормы?

Нормативы потребления водных ресурсов были введены правительством страны с целью мотивации людей устанавливать счетчики. Ведь они значительно завышены и большинство жильцов расходует гораздо меньше воды. Например, согласно нормативу за месяц один жилец потребляет 6,935 куб.м или 200 литров в сутки холодной воды. Стандартная ванна вмещает 250 л воды. Не все люди ее принимают ежедневно. Даже, если мыть посуду и руки, стирать вещи в стиральной машинке, принимать душ, не расходуется 200 литров. Норма была определена с учетом естественных нужд, приведенных ниже в таблице.

На что расходуется вода Единица измерения Затрачиваемый объем в литрах
Мытье в душе сутки 30
Бритье, умывание, прочие ежедневные потребности неделя 200
Спуск воды с бачка унитаза день 200
Прием ванны неделя 400
Мытье посуды, готовка еды, влажная уборка неделя 500

Но фактически одному человеку в месяц достаточно 4,5 куб.м воды. По закону коммунальщики вправе повышать утвержденный норматив до двух раз с целью перекрытия расходов. В этом случае платить за горячую и холодную воду приходится еще больше.

Муниципалитету выгодно, чтобы граждане страны устанавливали водомеры. Поскольку в квартире или загородном доме может быть зарегистрировано одно количество человек, а по факту жить гораздо больше. В подобном случае реальное водопотребление возрастает в 3-4 раза. Нормативы позволяют полностью покрыть этот перерасход и избежать финансовых трат муниципальным органам.

Норматив потребления холодной и горячей воды на человека в месяц без счетчика в 2022 году

Норматив исчисляется в кубометрах. В 2022 году в Москве норма потребляемой человеком горячей воды составляет 4,75 куб.м, а для холодной – 6,935 куб.м в месяц. В таблице ниже приведены нормы водопотребления, действующие в других городах в 2022 году.

Название города Месячный норматив холодной воды на жильца в куб.м Месячная норма горячей воды на жильца в куб.м
Москва 6,93 4,75
Санкт-Петербург 5,36 3,89
Пермь 5,6 3,4
Самара 7,9 3,6
Воронеж 5,1 3,07
Омск 3,5 5,5
Уфа 6,35 2,58
Екатеринбург 5,62 5,04
Челябинск 4,25 3,11
Краснодар 4,04 2,65
Новосибирск 5,19 3,68
Казань 6,73 3,44

Если в квартире нет водомера, тогда расчет месячного потребления ведут с учетом данных показателей. При наличии счетчиков плата производится за фактически потребленную за месяц воду.

Надо заметить, что цена кубометра воды зависит от ресурсоснабжающей компании. И по каждой из них утверждаются свои тарифы.

Порядок расчета платы за воду при отсутствии водомера

Ежемесячно жильцам квартир приходит платежка на воду. Но рассчитать плату можно и самостоятельно, зная утвержденный норматив потребления. Для этого надо перемножить месячную норму воды, число прописанных жильцов, повышающий коэффициент (в текущем году он составляет 1,5) и установленный в регионе проживания тариф. Именно так рассчитывается стоимость ежемесячного потребления. Сумма к оплате начисляется автоматически, исходя из тех сведений, которые имеет организация ЖКХ. Если за месяц вышло, что дом израсходовал больше воды, чем установлено нормативом, тогда этот перерасход будет разделен между всеми жильцами. Соответственно, сумма к оплате увеличится для каждой квартиры.

Повышающие коэффициенты

Используется повышающий коэффициент исключительно в отношении жильцов тех квартир, в которых не поставлен прибор учета воды. Он одинаков для холодной и горячей воды, но периодически меняется. В этом году коэффициент установлен на уровне 1,5. Он не касается тех людей, которые не смогли поставить водомеры из-за технических проблем в доме (например, из-за ветхости труб).

Ожидается, что повышающий коэффициент со временем будет лишь расти. Власти планируют его увеличить до 1,6. Все это делается с целью мотивации граждан устанавливать водомеры.

Расчет коммунального платежа за воду с и без счетчика на семью

Пример расчета платы за воду для жителей Новосибирска. Региональный тариф по холодной воде в этом городе составляет 17,16 рублей за кубометр, а по горячей – 100,10 руб/куб.м. Норма потребления для холодной воды 5,193 куб.м, а для горячей – 3,687 куб.м. Повышающий коэффициент для горожан находится на уровне 1,5. В квартире, в которой прописано три человека, за холодную воду ежемесячно придется платить 401 рублей, а за горячую – 1660,8 руб. Допустим, по факту семья использует 13,5 куб.м холодной воды и 10 куб.м горячей. При наличии счетчика она платила бы всего 231,66 рублей за холодную воду и 1001 рублей за горячую. Разница ощутима. С водомером семья из трех человек экономит 829,14 рублей на оплате потребления воды ежемесячно.

Плюсы и минусы установки счетчика воды

Сегодня по закону водомер должен быть в каждой квартире или частном жилом доме. Но не все соглашаются на его установку. Ведь покупать и монтировать приборы, учитывающие расход по горячей и холодной воде, жильцам приходится за свой счет. К тому же их регулярно надо сдавать на проверку. А эта услуга также платная. Иногда возникают проблемы в работе приборов учета и их приходится ремонтировать. Это все опять же влияет на семейный бюджет.

Читайте также:
Как продать комнату в коммунальной квартире - проблемы с соседями

К минусам многие относят и необходимость ежемесячного снятия показаний и передачи их в коммунальные службы. Делать это нужно в определенные даты. И часто жильцы об этом забывают. В итоге приходится платить по средним показаниям, добиваться перерасчета. Это лишние затраты денег, времени и нервов.

Но в целом использование водомера для граждан страны обходится относительно дешево. А, если придерживаться ряда рекомендаций, то можно очень хорошо сэкономить на оплате коммуналки.

Основные преимущества применения водомеров приведены ниже:

  1. Оплата проводится за фактически потребленную воду. Она вдвое меньше, чем без наличия прибора учета.
  2. Можно не платить за горячую воду, цена которой высокая. Для этого надо установить водонагреватель.
  3. Не нужно платить за воду при временном отсутствии дома. Например, если семья уехала на пару недель на отдых, решила летом пожить не в квартире, а в загородном доме, уехала в командировку на длительное время.
  4. Не требуется платить за перерасход воды домом.

Надо заметить, что установка устройств учета водопотребления не снижает фактический расход воды жильцами дома. Но она позволяет значительно снизить финансовые затраты на коммунальные услуги. Траты на покупку, установку и обслуживание счетчиков не такие уж и большие. Поэтому владельцы квартир в любом случае ощущают выгоду.

Как сэкономить на водопотреблении в 2022 году?

Для снижения расходов на оплату водопотребления необходимо установить прибор учета. С ним получится снизить коммунальные траты в 1,5-2 раза. А, если расходовать горячую и холодную воду разумно, то экономия будет еще выше.

При наличии водомера стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Не забывать ежемесячно передавать показания учетных приборов.
  • Установить краны, распылитель душа, которые характеризуются низким расходом воды. Существуют особые насадки на краны. Они позволяют экономно потреблять воду. Стоит применять сенсорные смесители, краны с термостатом, аэратором.
  • Включать воду лишь по надобности. Выключать кран, если вода не используется в данный момент.
  • Регулярно осматривать сантехнику и поддерживать ее в исправном состоянии.
  • Выбирать стиральную, посудомоечную и прочую бытовую технику с меньшим расходом воды. Большинство современных моделей соответствует этому требованию.
  • Стирать как можно реже.
  • Принимать не ванну, а душ.
  • Использовать для мойки посуды средство, которое быстро устраняет загрязнения. Тогда не придется долго тереть тарелку или миску под струей воды.
  • Установить в санузел бочок с двойным смывом. Пользоваться кнопкой смыва наполовину.

Открытый без надобности кран расходует примерно 15 литров в минуту. Подтекающий бочок унитаза пропускает около 260 л/день. Подтекающий кран увеличивает потребление воды на 800 литров в год. Поэтому к вопросу экономии надо подойти очень ответственно.

Стоит заметить, что некоторым жильцам сложно сразу перестроиться и соблюдать все правила для экономного потребления воды. Многие жильцы при отсутствии учетных устройств воду в кране открывают без надобности и большой струей. Или стирают по три раза на день вещи в стиральной машинке. К установке водомера надо готовиться заранее, чтобы действительно получить меньшую сумму в платежке по коммунальным услугам.

Если же нет возможности или желания установить счетчик водных ресурсов, то добиться экономии также можно. Например, человек живет один и планирует длительную поездку в командировку или лечение в больнице. Чтобы не платить за воду на период отсутствия в квартире, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в управляющую компанию. Водопровод опломбируют на следующий же день. Тогда за все время отсутствия жильца плата за потребление воды начислена не будет.

Таким образом, жильцы, в квартирах и домах которых нет счетчика расхода водных ресурсов, оплачивают коммунальные платежи с учетом норматива потребления. Он устанавливается отдельно для холодной и горячей воды. Единого значения нет. Поскольку нормы определяются на местном уровне. В любом случае показатели завышены. Это стимулирует жителей квартир и загородных домов устанавливать учетные приборы и экономнее потреблять воду.

Нормативы потребления в городе Москва по ЖКУ

Нормативы потребления в городе Москва используются для начисления оплаты за потребленные коммунальные услуги. Такие нормы установлены для каждого ресурса.

Нормы, используемые при оплате жилья и ЖКУ

В 2022 году используется социальная норма площади помещения для производства расчета и предоставления преференций по оплате за коммуналку и отопление. Данные правила касаются ситуаций, когда в правовых актах прописано, что определение льгот производится с учетом социального норматива.

В таблице отражены применяемые значения:

Количество жильцов

Гражданин проживает одиноко

По 18 квадратов для каждого

Указанный норматив величины помещения, принимаемый во внимание, когда производится расчет оплаты за ЖКУ, разработан Постановлением Правительства г. Москва №306 от 2006 года «Об утверждении Правил…».

Норматив потребления воды в 2022 года в столице

Для оплаты коммунальных услуг применяются нормативы, закрепленные в вышеуказанном Постановлении. В ситуации, когда помещение оборудовано приборами учета, то их показания используются для расчета оплаты.

Суммы, идущие на общедомовые нужды, распределяются между собственниками всех квартир. Учитывается величина конкретного жилья в пропорциональном соотношении с общей площадью дома. В ситуации, когда квартира не оборудована приборами учета, расчет производится на основании нормативов. Аналогичные правила применяются к начислению суммы за общедомовое имущество, при этом она подлежит делению между всеми в равной степени.

Данные положения отражены в Постановлении Правительства №129 от 2015 года «О внесении изменений…».

Без счетчика оплата начисляется в повышенном объеме, что применимо к ситуации, когда гражданин несет обязанность по установке рассматриваемого прибора.

В Москве в настоящее время применяются нормативы холодной воды, представленные как 6,935 м3 на 1 человека за месяц. Для горячей воды указанная норма составляет — 4,745 м3 на гражданина. Если объем потребления определяется без учетных приборов, рассчитанное значение подлежит увеличению на размер потребления на общедомовые нужды.

Важно! Постановление Правительства Москвы от 2014 года №75-ПП указывает, что суммарный объем использования воды в жилье, не оборудованном учетными приборами, не может составлять более величин утвержденных нормативов на лицо, умноженных на 2.

Читайте также:
Образец дополнительного соглашения к договору купли-продажи квартиры

Норма потребления ЖКУ москвичами

С начала 2022 года установленные нормативы потребления на территории столицы останутся в прежнем объеме. Данные показатели начали применяться в Москве с июля 2022 года и будут действовать до июля 2022.

С лета тарифы возросли на 7,5% по сравнению с первым полугодием 2022.

Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции. Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы. Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 г. № 41 «О переходе на новую систему оплаты…» устанавливаются нормативы отопления:

  • расход тепловой энергии, предназначенной для обогрева помещения — 0,016 Гкал/кв. м;
  • подогрев воды — 0,294 Гкал/чел.

Данные показатели применяются в ситуации, когда в помещении не установлен прибор учета потребляемого ресурса.

Нормативы газа

Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.

Представлены в следующем:

  • если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
  • когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
  • при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
  • если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
  • когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.

Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.

Нормативы водоотведения в столице

Норматив потребления воды в Москве отражен выше, различен на горячую и холодную. В данном направлении следует учитывать положения Постановления Правительства Москвы от 11.01.1994 г. №41.

В зависимости от уровня оснащенности конкретного дома разными системами коммуникации устанавливаются отдельные значения нормативов. Для примера, если в жилом доме оборудована канализация, водопровод, ванна, горячее центральное водоснабжение, для водоотведения нормой выступает 11, 68 м³ на 1 человека в месяц. В этом случае на гражданина норматив по холодной воде — 6,935, по горячей — 4,745.

Если в помещении есть канализация, водопровод и ванна с нагревателями газового типа:

  • холодное водоснабжение — 9,86 м3 на гражданина;
  • отведение воды – 9,86.

Если в помещении многоквартирного дома проведен водопровод с нагревателями газового типа для ванн и канализаций, то нормативы меняются. В этом случае водоотведение и снабжение горячей водой составляет 9,49 м3 на человека.

Обратите внимание: когда рассматривается жилое строение гостиничного типа, которое оборудовано водопроводом, горячей водой, газом, нормативы по водоотведению составляют 7,31 м3 на лицо, для холодного водоснабжения показатели — 4,386, для горячего – 2,924.

В ситуации, когда многоквартирный дом имеет газопровод, канализацию, водопровод, но нет ванн, норматив по водоотведению составляет 4,57 м3 на 1 человека, для холодного водоснабжения – 4,57 м3. Кроме того, допустимые значения устанавливаются относительно полиса приусадебного участка, которые равны 0,16 м3. Данная норма является актуальной с мая по сентябрь.

Нормативы потребления электричества в столицы

В отношении электроэнергии также применяются отдельные нормативы. Данные значения также имеют отличия в зависимости от того, какими системами оборудован МКД.

Используются показатели:

  • если квартире имеется газовая плита – 100 кВт на человека;
  • наличие электрической плиты – 150 кВт;
  • когда установлен водонагреватель – 120 кВт;
  • если применяется как водонагреватель, так и электроплита – 170 кВт.

Указанные значения возрастают в зависимости от того, сколько граждан проживает в квартире. Однако нормативы сокращаются пропорционально тому, как растет количество проживающих в помещении.

Использование повышающих коэффициентов

Нормы потребления тепла, воды, газа и электрической энергии повышаются на коэффициент в ситуации, когда гражданин должен был оборудовать помещение учетным приборам, но не сделал этого.

В этом случае применяются положения Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 № 344, где указаны повышающие значения для расчета суммы оплаты за ЖКУ.

Представлены они таким образом:

  • на начало 2019 года – 1,7;
  • с 2022 года – 1,8;
  • на начало 2022 – 1,9.

В результате гражданину приходится оплачивать повышенную стоимость предоставленных ресурсов.

Таким образом, нормативы потребления услуг жилищно-коммунального сектора в пределах столицы контролируются органами исполнительной системы. С каждым годом установленные значения меняются.

Коммунальные услуги

Коммунальные услуги – это деятельность по подаче потребителям коммунальных ресурсов (холодная и горячая вода, электричество, газ, тепловая энергия) и оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования помещений в МКД.

Требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг

Холодная вода

Должна быть доступна жителям дома всегда. В случае аварии перерывы в подаче воды могут составлять не более 8 часов в месяц в целом. Единовременное отключение допускается максимум на 4 часа.

Горячая вода

Допускается ежегодное 14-дневное отключение на профилактические и ремонтные работы. Воду могут отключить не более чем на 8 часов суммарно в течение месяца из-за аварии и на 4 часа единовременно. В случае аварии на тупиковой магистрали допускается отключение на 24 часа подряд. Температура воды должна составлять 60-75 градусов.
Отклонения не допускаются.

Электроснабжение

Должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва – 2 часа при наличии двух независимых взаиморезервирующих источников питания и 24 часа при одном источнике питания. Электроэнергия должна соответствовать ГОСТ 32144-2013 по напряжению и частоте тока.

Газоснабжение

Должно быть бесперебойным и круглосуточным. Допустимый перерыв – не более 4 часов в течение месяца. Газ должен соответствовать всем требованиям ГОСТ 5542-2014 и иметь давление от 0,0012 МПа до 0,0030 МПа. Максимально допустимое отклонение давления – 0,0005 МПа.

Отопление

Должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение всего отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва – не более 24 часов в течение месяца. Единовременно – не более 16 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 градусов тепла, не более 8 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 до 12 градусов тепла и не более 4 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 до 10 градусов тепла.

Читайте также:
Как выписать человека из квартиры через суд без получения согласия от него

В случае несоблюдения данных требований нужно немедленно сообщить об этом в диспетчерскую службу своей управляющей организации или Единую диспетчерскую службу Московской области. Если это не помогает, стоит обратиться в Госжилинспекцию Московской области.

Как начисляется плата за коммунальные услуги

Если установлены счетчики

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению зависит от:

  • объема потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, а также объема потребления на общедомовые нужды для отопления;
  • тарифа на коммунальный ресурс.
Если счетчиков нет

Плата начисляется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и тарифа на коммунальный ресурс. Для потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению и газоснабжению, у которых не установлены счетчики, работает повышающий коэффициент 1,5. Он не будет действовать, если отсутствует техническая возможность установки прибора учета, подверженная актом.

Формулы для расчета платы за коммунальные услуги

Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за электроэнергию] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Скидка на оплату электроэнергии для жителей сельских территорий составляет 30%, а для пользователей электрических плит – 27,4%.

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • пользоваться двух- и трехставочными счетчиками;
  • пользоваться техникой с высоким классом энергоэффективности (А, А+, А++).
Установлен счетчик
Нет счетчика
Как снизить платеж:
  • поставить общедомовой прибор учета. Это поможет снизить плату на 20-30%;
  • следить за общедомовыми помещениями – двери и форточки на лестничных площадках должны быть закрыты.
Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за холодную воду] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью сантехники.
Стоимость 1 м³ горячей воды
Расчет платы за горячую воду

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.
Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за газ] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.
Кто имеет право на сниженный платеж:

1. Неработающие пенсионеры:

– прекратившие трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию – на 30%;

– достигшие возраста 70 лет и старше – на 50%;

– достигшие возраста 80 лет и старше – на 100%.

2. Льготники, имеющие право на компенсацию расходов на ЖКУ.

Где найти информацию по установленным тарифам и нормативам

Для жителей Московской области разработан специальный сервис, где можно найти актуальные тарифы, установленные для муниципалитетов и ресурсоснабжающих компаний.

Действующие нормативы

  • Распоряжение от 20.10.2022 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».
  • Распоряжение от 20.10.2022 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».
  • Действующие нормативы на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения
  • Распоряжение от 09.12.2014 №162-РВ «Об утверждении нормативов коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления»*.

* Смотри Приложение 2 «Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях».

  • Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ «О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области».
  • Постановление Правительства Московской области от 09.11.2006 N 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» (В редакции Постановления Правительства Московской области от 07.11.2017 № 914/40).

Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги

В каких случаях можно требовать перерасчет

Если в квартире нет индивидуальных приборов учета, при отсутствии технической возможности их установки, подтвержденной актом, и отсутствии потребителя более пяти полных календарных дней подряд можно требовать перерасчет за холодную и горячую воду, водоотведение, газо- и электроснабжение. Платить придется только за отопление и газоснабжение для отопления жилых помещений, а также коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (на общедомовые нужды).

Перерасчет осуществляется в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Заявления о перерасчете направляются в управляющую организацию. Приложите подтверждающие отсутствие документы: билеты, гостиничные счета, справку из санатория, командировочное удостоверение.

Плата за коммунальные услуги уменьшается вплоть до полного освобождения от нее, если, например, температура горячей воды была ниже нормы или света не было больше установленного периода.

Факт оказания некачественной услуги должен быть подтвержден заявкой потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки.

Если в доме произошла авария, в результате которой предоставление услуги было прекращено на срок дольше установленного, управляющая компания обязана автоматически выполнить перерасчет всему дому. Если этого не произошло, надо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не выполнит перерасчет, обращайтесь в Госжилинспекцию.

Читайте также:
Дарственную на квартиру и документы для ее оформления в 2022 году

Если есть другие основания полагать, что вы переплачиваете за коммунальные услуги, обратитесь в управляющую компанию. Там обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. По вашей просьбе они должны быть заверены подписью руководителя и печатью.

Если УК проигнорирует требование перерасчета, обращайтесь в Госжилинспекцию.

Если проведение такой проверки непосредственно при обращении невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и управляющей организации, но не превышающий месяца со дня обращения. Документы по результатам проверки предоставляются способом, согласованным потребителем и управляющей организацией, не позднее пяти рабочих дней после завершения проверки.

Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (КРСОИ) – на общедомовые нужды (ОДН)

Расходы на КРСОИ (ОДН) – это плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме*. Они входят в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

К ним относятся:

  • освещение в домах, подъездах и на придомовых территориях;
  • уборка общих помещений;
  • обслуживание лифтов;
  • применение насосов водоснабжения;
  • использование домофонов и сигнализации;
  • дежурное освещение чердаков и подвалов;
  • мойка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов;
  • промывка коммуникаций;
  • опрессовка отопительной системы;
  • ремонт и запуск отопительной системы.

Также в расходы на КРСОИ (ОДН) закладываются возможные технологические потери, связанные с особенностями установленного электрооборудования и внутридомовых инженерных сетей*.

* Не применяют в МКД с непосредственным способом управления.

Не относятся к КРСОИ (ОДН)

  • Все виды ресурсов, потребленные организациями, владеющими или арендующими помещения в доме или в пристройке к дому.
  • Ресурсы, которые были использованы в связи с обслуживанием оборудования интернет-провайдерами, в частности, электроснабжение принимающей антенны должно осуществляться за счет поставщика услуг интернета, телефонии и кабельного телевидения.

Как рассчитывается плата за КРСОИ (ОДН)

  • Есть общедомовые приборы учета
  • Нет общедомовых приборов учета

Начисление платы за КРСОИ (ОДН) производится по нормативу с последующей корректировкой платы по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ). Ежемесячное начисление по показаниям ОДПУ возможно в следующих случаях*:

  • общим собранием собственников принято решение о начислении КРСОИ (ОДН) по показаниям ОДПУ в порядке, утвержденном Минстроем России;
  • в МКД имеется система, позволяющая производить одномоментное снятие показаний приборов учета (ч. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

* При отсутствии соответствующего решения ОСС или отсутствии системы снятия показаний приборов учета применяются норматив и тарифы, установленные в Московской области.

Плата за КРСОИ (ОДН) зависит от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления КРСОИ (ОДН). Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади.

Объем КРСОИ (ОДН) определяется произведением норматива на площадь всех территорий, которые относятся к так называемым местам общего пользования – т.е. подъезды, подвалы, чердаки, лестницы и т.п.

Нормативы можно уточнить у управляющей компании или в администрации муниципального образования.

Действующие нормативы потребления КРСОИ (ОДН)

Распоряжение № 63-РВ от 22.05.2017 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области» (с изменениями на 18 сентября 2022 года).

Льготы по оплате ЖКУ

В Московской области ряд категорий граждан имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Она составляет 50% или 100% расходов на оплату ЖКУ.

  • многодетные семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, до достижения детьми возраста 18 лет или 23 лет, если ребенок обучается на очном отделении в вузе;
  • дети-инвалиды;
  • одиноко проживающие неработающие пенсионеры;
  • инвалиды;
  • почетные доноры;
  • бюджетники, работающие в сельской местности;
  • педагогические работники;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», лица, награжденные медалью «За оборону Москвы», жители блокадного Ленинграда;
  • участники, ветераны, инвалиды Великой Отечественной войны, а также вдовы участников;
  • труженики тыла, ветераны труда;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, члены семьи умершего ликвидатора, лица, получившие лучевую болезнь вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, лица, подвергшиеся воздействию р+D6 радиации на ЧАЭС;
  • члены семьи умерших инвалидов или получивших лучевую болезнь;
  • участники ликвидации последствий аварии;
  • члены семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, дети погибших военнослужащих;
  • военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы;
  • ветераны военной службы, ветераны подразделений особого риска, ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий;
  • реабилитированные лица;
  • жертвы политических репрессий;
  • лица, пострадавшие на Семипалатинском полигоне;
  • Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического труда.

Программа «Коммунальный бонус»

Что такое «Коммунальный бонус»

«Коммунальный бонус» – это программа лояльности, с помощью которой онлайн-плательщики по счетам за ЖКУ смогут получать бонусы в виде скидок, купонов и промокодов на различные товары и услуги. Ее разработало Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области по поручению губернатора региона Андрея Воробьева.

Оплата через онлайн-ресурсы позволяет не только получать выгоду в виде скидок и бонусов, но и платить за коммунальные услуги без комиссии – благодаря этому можно сэкономить от тысячи рублей в год.

Кто может стать участником программы

Участником программы «Коммунальный бонус» может стать каждый житель Московской области, который своевременно полностью оплачивает коммунальные счета МосОблЕИРЦ онлайн без комиссии. Срок оплаты указан в квитанции над таблицей с расчетами.

Для того, чтобы получать кешбэк в виде купонов на скидку, клиент также должен не иметь задолженностей за жилищно-коммунальные услуги за прошлые периоды.

Как получить купон на скидку

После оплаты счета клиенты автоматически будут перенаправлены на промостраницу со списком партнеров программы. Там необходимо выбрать понравившееся предложение, указать Ф.И.О., лицевой счет, электронную почту и номер телефона.

После этого сформируется купон, который можно сохранить в формате pdf или получить на указанную электронною почту.

В программе «Коммунальный бонус» собраны десятки выгодных предложений. Кешбэк доступен в следующих категориях: «Красота и здоровье», «Дом и сад», «Развлечения», «Кафе», «Онлайн-гипермаркеты», «Спортивные товары», «Продукты питания», «Техника» и «Онлайн-образование». Среди партнеров программы – METRO Cash&Carry, Burger King, AliExpress, iHerb и другие. Число участников со временем будет увеличиваться.

Читайте также:
Знакомые просят прописать ребёнка: какие риски и неприятности возможны?

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

Когда по закону применяются норматив и соцнорма

Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца – исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

Читайте также:
Наследование по закону и по завещанию - процедура, документы

Соцнорма зависит от:

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:

Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

В чём главные отличия норматива от соцнормы

И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

Статьи

Обжалование норматива на подогрев. Определение ВС РФ от 22 января 2022 г. № 14-АПА19-15

Обжалование нормативно-правовых актов (НПА), в том числе и субъектов РФ и органов муниципального самоуправления (ОМСУ) не редкость в судебной практике. Особые баталии развиваются вокруг установления нормативов и тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), которыми недовольны ресурсники – с одной стороны, и собственники — с другой.

Не стало исключением и рассмотренное в Верховном суде РФ дело по обжалованию нормативов потребления тепловой энергии на подогрев воды, утвержденных нормативно-правовым актом субъекта РФ — Воронежской области.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 18 июня 2019 г. № 107 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области» (далее — Приказ 107) утверждены нормативы расходы тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (ГВС).

Ресурсоснабжающая организация (РСО) посчитала указанный приказ не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила 306), поскольку «. Департаментом не были выполнены в установленной последовательности предусмотренные указанными правилами процедуры и не обеспечено применение в расчете приоритетного метода аналогов».

Правилами 306 предусмотрен порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (КР СОИ) в многоквартирном доме (МКД).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса (ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — закон 416) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно пункту 42 Правил 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к данным правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды, а при их отсутствии – исходя из норматива потребления горячей воды.

То есть, компонент на тепловую энергию является величиной, используемой для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду. А компонент на тепловую энергию при расчете платы за коммунальную услугу определяется по нормативу на подогрев, установленному Правилами 306 в соответствии с методикой расчета.

Читайте также:
Что такое ИЖС - правила использования и порядок застройки

В силу пункта 13 Правил 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 19 Правил 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода. Нормативы потребления КР СОИ в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.

Согласно пункту 22 Правил 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в МКД или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

В соответствии с положениями пункта 21 указанных правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в МКД или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства МКД или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки.

Кроме того, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри МКД или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов (п. 32.1 Правил 306):

а) неизолированные стояки и полотенцесушители;

б) изолированные стояки и полотенцесушители;

в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;

г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.

Пунктом 32.2 Правил 306 предусмотрено, что указанная информация предоставляется ОМСУ из сведений технической документации домов, или от исполнителя КУ, если эта информация в техническом паспорте (документации) отсутствует.

Решением Воронежского областного суда от 21 августа 2019 г. административный иск РСО удовлетворен: Приказ 107 признан не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с неизолированными стояками, с полотенцесушителями; на Департамент возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.

Верховный суд РФ оставил в силе решение областного суда. При этом суд указал, что «. признавая недействующим оспариваемый норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, установленный расчетным методом, суд, руководствуясь приведенными положениями, правильно исходил из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов.

. Ссылки в жалобе на необходимость установления нормативов для упорядочивания отношений по расчетам за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, подлежат отклонению».

Имеется немногочисленная судебная практика по аналогичным делам, в основном отрицательная.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 18 сентября 2019 г. № 81-АПА19-18, которым отказано РСО в удовлетворении жалобы на решение областного суда Кемеровской области об отказе в удовлетворении административного иска. Суды посчитали утвержденные нормативы потребления принятыми в соответствии с законодательством РФ.

Аналогичный судебный акт – СК ВС РФ об обжаловании Решения Кемеровского областного суда по оспариванию нормативов потребления тепловой энергии по другому муниципальному образованию— Апелляционное определение от 11 сентября 2019 г. № 81-АПА19-17.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 24 апреля 2019 г. № 25-АПА19-2: РСО обжаловало нормативы потребления тепловой энергии, посчитав, что они были изменены ранее истечения 3-х годичного срока, установленного пунктом 14 Правил 306, согласно которому нормативы устанавливаются не менее, чем на три года. Суды не усмотрели нарушений при установлении нормативов потребления тепловой энергии.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 2 октября 2019 г. № 58-АПА19-12: нормативы потребления тепловой энергии для целей ГВС оспаривались собственников жилого помещения в МКД, так как в результате их применения стала слишком высокой плата за горячую воду. Суды отказали в удовлетворении иска, посчитав, что нормативы установлены на основании норм закона, а собственники не лишены возможности воспользоваться мерами социальной поддержки.

С уважением, Снежана Соболевская.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе здесь .

Нормативы потребления коммунальных услуг

Нормативы потребления коммунальных услуг определяются и устанавливаются управлением по регулированию тарифов Тамбовской области.

В настоящее время действуют нормативы потребления, утвержденные Приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 22 декабря 2017 г. N 03/247 “Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в Тамбовской области”

ОТОПЛЕНИЕ

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению определены Приказом управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 31.08.2012г. №03/174 (в редакции Приказа управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 10.09.2015г. №03/209; с изменениями от 04.07.2016г. Приказ №03/182) и дифференцированы в зависимости от этажности, года постройки дома и материала стен. Базовые нормативы потребления приведены в таблице ниже.

Конструктивные особенности многоквартирного дома или жилого дома

Норматив расхода тепловой энергии

С изолированными стояками и полотенцесушителями

Гкал на 1 куб. метр

С изолированными стояками без полотенцесушителей

Гкал на 1 куб. метр

С неизолированными стояками и полотенцесушителями

Гкал на 1 куб. метр

С неизолированными стояками без полотенцесушителей

Гкал на 1 куб. метр

Категория жилых помещений

Норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению

Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению

Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами сидячими длиной 1200 мм с душем

Читайте также:
Особенности продажи квартиры, если в ней есть доля несовершеннолетнего

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1500 – 1550 мм с душем

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650 – 1700 мм с душем

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами без душа

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душем

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами сидячими длиной 1200 мм с душем

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами длиной 1500 – 1550 мм с душем

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами длиной 1650 – 1700 мм с душем

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами без душа

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома без водонагревателей с водопроводом и канализацией, оборудованные раковинами, мойками и унитазами

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами и мойками

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками * , мойками, унитазами, ваннами, душами

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками * , мойками, унитазами

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками * , мойками

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками * , мойками, ваннами без душа

куб. метр в месяц на человека

Многоквартирные и жилые дома с водоразборной колонкой

куб. метр в месяц на человека

Дома, использующиеся в качестве общежитий, оборудованные мойками, раковинами, унитазами, с душевыми с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением

куб. метр в месяц на человека

Кол-во комнат в жилом помещении Кол-во человек, проживающих в квартире Для потребителей, проживающих в жилом помещении без электрической плиты и электро-водонагревателя Для потребителей, проживающих в жилом помещении с электрической плитой, без электро-
водонагревателя
Для потребителей, проживающих в жилом помещении без электрической плиты, с электро-
водонагревателем
Для потребителей, проживающих в жилом помещении с электрической плитой, с электро-
водонагревателем
1 1 93 143 167 217
2 58 89 103 134
3 45 69 80 104
4 36 56 65 85
5 и более 32 49 57 74
2 1 120 168 215 256
2 74 104 133 159
3 57 81 103 123
4 47 66 84 100
5 и более 41 57 73 87
3 1 135 184 243 280
2 84 114 151 173
3 65 88 117 134
4 53 72 95 109
5 и более 46 63 83 95
4 и более 1 147 196 263 297
2 91 121 163 184
3 70 94 126 143
4 57 76 103 116
5 и более 50 67 90 101
НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЦЕЛЯХ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

Нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, куб.м в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (в редакции приказа управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 16.08.2017г. №03/152)

МКД с централизованным холодным, горячим водоснабжением и водоотведением 0,044
МКД с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями и водоотведением 0,028
МКД без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами 0,033

Нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, куб.м в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (в редакции приказа управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 26.05.2017г. №03/128)

Категория МКД Норматив по ХВС Норматив по ГВС
МКД с централизованным холодным, горячим водоснабжением и водоотведением 0,022 0,022
МКД с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями и водоотведением 0,028 Х
МКД без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами 0,033 Х
МКД с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения 0,033 Х

Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, кВт.ч в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (в редакции приказа управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 26.05.2017г. №03/128)

Какой норматив потреблений по ГВС и ХВС действует на одного человека

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (КУ) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг (КУ), определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (КУ).

Норматив – это утвержденный количественный показатель объема потребления коммунального ресурса на 1 человека в месяц или на 1 квадратный метр жилого помещения при отсутствии прибора учета. Зависит от вида услуги.

Например, норматив потребления холодной воды в крае в зависимости от характеристик дома составляет от 1,2 до 7,6 кубометров на человека, а норматив потребления тепловой энергии рассчитывается исходя из квадратных метров и для жителей Ставрополя составляет от 0,00136 до 0,0221 гигакалории на квадратный метр. В других территориях показатель может отличаться.

Читайте также:
Сколько стоит узаконить перепланировку в квартире

Нормативы устанавливаются для ресурсов:

· в жилом или нежилом помещении;

· в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД);

· при использовании земельного участка и надворных построек.

Индивидуальные приборы учета

Для определения фактического объема потребленного ресурса все потребители услуг водо- и электроснабжения обязаны установить приборы учета воды и электроэнергии (при наличии технической возможности). Это предусмотрено Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

Если индивидуального прибора (ИПУ) нет, для расчета платы за коммунальные ресурсы используется норматив потребления КУ.

Если техвозможности установки ИПУ нет, собственникам необходимо обратиться к исполнителю КУ (управляющую компанию, ТСЖ или ресурсоснабжающую организацию) и получить акт обследования, подтверждающий отсутствие техвозможности установки такого прибора.

От установки ИПУ также освобождаются собственникам МКД, признанного ветхим, аварийным или подлежащими сносу.

Критерии наличия/отсутствия технической возможности, форма акта обследования и порядок его заполнения описаны в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 627.

Индивидуальными приборами тепловой энергии в обязательном порядке оснащаются МКД, введенные в эксплуатацию с января 2012 года, все новостройки, МКД после реконструкции и капремонта (опять же при наличии технической возможности). Счетчики газа в своих квартирах должны установить те, у кого помещения отапливаются с использованием газового оборудования.

Платить за воду и электроэнергию по нормативам, как правило, не выгодно, поскольку это объем коммунального ресурса, который рассчитан по специальным формулам и который теоретически может потребить один человек в месяц. К тому же, если собственники помещений в МКД обязаны оснастить принадлежащие им помещения приборами учета используемых воды и электрической энергии, но не исполнили эту обязанность, при расчете платы за КУ в отношении собственника применяется повышающий коэффициент 1,5 к нормативу потребления соответствующего вида КУ, который он должен оплатить. При этом не имеет значения использует собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает его внаем другим лицам.

В данном случае применение повышающего коэффициента направлено на стимулирование потребителей к оборудованию жилых помещений ИПУ и не является штрафной санкцией. При этом, если собственник докажет, что установка счетчиков в квартире технически невозможна, повышающие коэффициенты применяться не будут.

Установка ИПУ позволяет существенно сократить расходы на потребляемые ресурсы, так как размер платы за них будет рассчитываться по фактическим показаниям таких приборов. А они, как правило, существенно отличаются от нормативов в меньшую сторону.

Пример . В 3-х комнатной квартире проживает 4 человека. Холодное и горячее водоснабжение централизованное. Газ используется только для приготовления пищи. Счетчики на воду и электроэнергию установлены. Сравним, сколько будут платить жильцы в квартире с аналогичной характеристикой, но без счетчиков:

Нормативная правовая база

Нормативы рассчитываются согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов на содержание общего имущества многоквартирного дома (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – правила № 306)), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов (постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (Правила № 354) и принятых на региональном уровне нормативных актов.

В Ставропольском крае нормативы на коммунальные ресурсы и услуги утверждает министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее – мин ЖКХ СК). Соответствующие приказы размещены на официальном сайте мин ЖКХ СК www.mingkhsk.ru в разделе «Деятельность».

Срок действия утвержденных нормативов не менее трех лет. В этот период они не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных Правилами № 306. Например, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт или изменились климатические условия и объем потребления коммунальных ресурсов изменился более чем на 5 процентов и т.д.

Нормативы определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.

Нормативы потребления коммунальных услуг

Мин ЖКХ СК установлены нормативы потребления КУ для услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения. А также на тепловую энергию на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению. Соответствующие приказы размещены на сайте мин ЖКХ СК в вышеуказанном разделе.

1. Газоснабжение (приказ мин ЖКХ СК от 11 марта 2016 г. № 87);

2. Холодное/горячее водоснабжение, водоотведение (приказ мин ЖКХ СК от 16 мая 2013 r. № 131 o/д);

3. Электроснабжение (приказ мин ЖКХ СК от 29 августа 2012 г. № 298-од);

4. Тепловая энергия на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению (приказ мин ЖКХ СК от октября 2016 г. №399).

При определении нормативов для разных КУ учитывались разные характеристики дома:

· для горячего и холодного водоснабжения – этажность постройки, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, износ внутридомовых инженерных систем и др;

· для электроснабжения – количество комнат в квартире, площадь дома, износ внутридомовых инженерных систем;

· для газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) – материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем;

· для газоснабжения (при расходе газа для приготовления пищи и (или) подогрева воды) – износ внутридомовой инженерной системы газоснабжения;

В каких случаях размер платы за КУ

Помимо отсутствия счетчиков есть еще ряд ситуаций, когда возможен расчет платы за КУ по нормативу.

1. Нарушен порядок подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам и при этом невозможно определить мощность несанкционированно подключенного оборудования. Исполнитель рассчитает плату за КУ исходя из объема, определенного на основании норматива с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.

Читайте также:
Кто оплачивает услуги нотариуса при продаже квартиры

2. Обнаружено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, находящегося у потребителя, вызвавшее искажение показаний прибора. В этой ситуации показания прибора не используются для расчета платы за КУ. Исполнителем производится перерасчет исходя из объема, рассчитанного на основании норматива с применением повышающего коэффициента 10 (п. 81(11) Правил), но не более, чем за три месяца, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета и до даты устранения такого вмешательства.

3. Потребитель неоднократно (два и более раза) не допускал исполнителя или уполномоченное им лицо в свое жилое помещение для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, проверки достоверности представленных сведений о показаниях таких приборов учета. При условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета, плата за КУ рассчитывается, исходя из нормативов потребления КУ с применением повышающих коэффициентов (п. 85 (3) Правил).

Плату за КУ пересчитывают после того, как потребитель подаст письменное заявление о применении индивидуальных приборов учета или распределителей для расчета размера платы за услуги и будут сняты показания с приборов или распределителей (п.60 (1) Правил).

Нормативы потребления коммунальных ресурсов

на содержание общего имущества в МКД

Норматив потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (КР на СОИ), применяется для расчета размера платы за холодную, горячую воду, отведение сточных вод и электроэнергию, потребляемые при выполнении минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290.

Эти ресурсы необходимы для нормального функционирования МКД, удобства и безопасности его жителей. От этого зависит работа лифта, насосного оборудования, домофона, освещение подъезда, подвала, технических помещений и придомовой территории, влажная уборка и промывка систем водо- и теплоснабжения и т.д.

В квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг эти расходы отражены в верхней строчке, в составе платы за содержание общего имущества.

Собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности.

Обязанность по оплате КР на СОИ также возложена на владельцев и пользователей нежилых помещений – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в нежилых помещениях МКД, а также в жилых помещениях, используемых не в целях проживания.

Правила расчета размера платы за потребление таких ресурсов приняты, чтобы правильно учитывать коммунальные ресурсы в каждом доме и распределять затраты в соответствии с реальным потреблением.

Ознакомиться с нормативами на КР на СОИ можно на сайте министерства в вышеуказанном разделе.

1. Холодная и горячая вода, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества МКД (приказ мин ЖКХ СК от 29 мая 2017 г. №162);

2. Электроэнергия, используемая в целях содержания общего имущества МКД (приказ мин ЖКХ СК от 29 мая 2017 г. №161);

Данные нормы не распространяются на МКД с непосредственным способом управления или дома, в которых способ управления не выбран или выбранный способ управления не реализован. Для данных домов плата за КР на СОИ осталась в составе коммунальных услуг и порядок их расчета не изменился.

При определении нормативов потребления КР на СОИ учитывается:

для холодной и горячей воды – этажность, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием;

для электроэнергии – количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств.

При определении нормативов потребления КР на СОИ также учитывается износ внутридомовых инженерных систем.

Расчет платы за КР на СОИ предусматривает включение разной площади общего имущества для разных ресурсов. Так при начислении платы за холодную и горячую воду учитывается вся площадь помещений, входящих в состав общего имущества, исключая чердаки и подвалы.

А вот при расчете размера платы за электроэнергию учитывается вся площадь помещений, входящих в состав общего имущества – без исключений.

Закон допускает четыре способа расчета платы за КР на СОИ:

Без проведения общего собрания собственников:

1.1 если нет автоматизированной системы передачи показаний прибора учета — по нормативу, с последующим перерасчетом в Порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации (не утвержден);

1.2 если есть автоматизированная система передачи показаний прибора учета – по ОДПУ.

По решению общего собрания собственников:

2.1 исходя из среднемесячного объема с последующим перерасчетом в Порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации (не утвержден);

2.2 по показаниям ОДПУ.

Право решать, каким порядком пользоваться оставлено за жителями каждого дома. Жителям домов, которые реально потребляют ресурсов меньше, чем заложено в нормативах, нужно просто провести общее собрание и выбрать удобный для себя способ расчетов.

Одна из распространенных ситуаций, когда в МКД есть коллективный прибор учета, плату за КР на СОИ начисляют по нормативу, но в конце года отказывают в перерасчете.

Исполнители услуг (управляющие компании, ТСЖ и ЖСК) совершенно справедливо ссылались на отсутствие порядка перерасчета, который должно утвердить Правительством Российской Федерации. Мол, пока нет порядка – нет и перерасчета.

Однако Верховный суд Российской Федерации пришел к выводу, что действующее законодательство допускает перерасчет платы за КР на СОИ в случае, если фактическое потребление таких ресурсов ниже установленного норматива. Отсутствие порядка не должно нарушать права граждан и приводить к неосновательному обогащению управляющей организации. Она обязана произвести перерасчет по итогам года.

На следующем занятии 26 марта 2022 года мы рассмотрим тему: «Годовое собрание собственников помещений в МКД. Отчет управляющей организации».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: