Какие субсидии предоставляются ИП и малым предприятиям в 2022 году

Какие субсидии предоставляются ИП и малым предприятиям в 2022 году

от 7 сентября 2022 г. N 1513

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2022 ГОДУ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СУБСИДИЙ

СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СОЦИАЛЬНО

ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ВЕДУЩИМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ, В НАИБОЛЬШЕЙ

СТЕПЕНИ ПОСТРАДАВШИХ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ СИТУАЦИИ

В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ

1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2022 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее соответственно – получатель субсидии, субсидия).

Субсидии могут предоставляться получателям субсидий, относящимся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров.

Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в 2022 году.

2. Субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1 (далее – реестр получателей субсидий), в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

3. Условиями для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии являются:

направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее – налоговый орган) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 2 (далее – заявление) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика – юридического лица (личный кабинет налогоплательщика – индивидуального предпринимателя) (далее – кабинет налогоплательщика) или в виде почтового отправления.

В заявлении получателя субсидии – организации подлежат указанию сведения об организации и (или) обособленных подразделениях (при их наличии), осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (с указанием кода по ОКТМО), в отношении которого оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о введении ограничительных мер, а также о количестве работников за июнь 2022 г. организации и (или) указанных обособленных подразделений.

В заявлении получателя субсидии – индивидуального предпринимателя подлежат указанию код ОКТМО по месту жительства и (или) месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде патентной системы налогообложения на территории муниципального образования, в отношении которого оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о введении ограничительных мер, а также о количестве работников за июнь 2022 г. в указанных муниципальных образованиях;

включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июля 2022 г. в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”;

отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 июля 2022 г., к отраслям российской экономики, требующим поддержки в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3;

на дату направления заявления получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получателем субсидии (индивидуальным предпринимателем) не прекращена деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который не снят с учета в налоговых органах, не принято решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

у получателя субсидии по состоянию на 1 июля 2022 г. отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов и страховых взносов, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату направления заявления);

место нахождения (место жительства и (или) место осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде патентной системы налогообложения) получателя субсидии и (или) обособленных подразделений организации, по данным Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра налогоплательщиков либо Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, относится к территории муниципального образования, в отношении которого оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о введении ограничительных мер.

4. Условиями для включения получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии являются:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика – юридического лица или в виде почтового отправления. В заявлении получателя субсидии подлежат указанию сведения об организации и (или) обособленных подразделениях (при их наличии), осуществляющих деятельность на территории муниципального образования (с указанием кода по ОКТМО), в отношении которого оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о введении ограничительных мер, а также о количестве работников за июнь 2022 г. организации и (или) указанных обособленных подразделений;

б) включение получателя субсидии, относящегося к социально ориентированным некоммерческим организациям, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, по состоянию на 1 июля 2022 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2022 г. N 847 “О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции” или включение получателя субсидии, относящегося к социально ориентированным некоммерческим организациям, в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 906 “О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций” по состоянию на 1 июля 2022 г.;

Читайте также:
Что такое монетизация льгот и кому она доступна

в) получатель субсидии на дату направления заявления не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;

г) у получателя субсидии по состоянию на 1 июля 2022 г. отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов и страховых взносов, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату направления заявления);

д) место нахождения получателя субсидии и (или) его обособленных подразделений, по данным Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра налогоплательщиков, относится к территории муниципального образования, в отношении которого оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о введении ограничительных мер.

5. Размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2022 г., установленной статьей 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”, на количество работников получателя субсидии в июне 2022 г. (на количество работников в июне 2022 г., увеличенное на единицу, – в отношении индивидуальных предпринимателей), на коэффициент 0,5 – в случае, если в отношении муниципального образования, на территории которого получатель субсидии осуществляет деятельность, оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о введении ограничительных мер на срок 2 недели, и на коэффициент 1 – в случае, если в отношении муниципального образования, на территории которого получатель субсидии осуществляет деятельность, оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о введении ограничительных мер на срок 4 недели.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда, указанной в абзаце первом настоящего пункта, на коэффициент 0,5 – в случае, если в отношении муниципального образования, на территории которого получатель субсидии осуществляет деятельность, оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о введении ограничительных мер на срок 2 недели, и на коэффициент 1 – в случае, если в отношении муниципального образования, на территории которого получатель субсидии осуществляет деятельность, оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о введении ограничительных мер на срок 4 недели.

Субсидия предоставляется не более одного раза за каждые 2 недели ограничительных мер, введенных оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, но не более чем в совокупности за максимальный период (4 недели).

Количество работников получателя субсидии за июнь 2022 г. определяется налоговым органом на основании заявления получателя субсидии в отношении работников организации и (или) обособленных подразделений (индивидуальных предпринимателей и (или) работников по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде патентной системы налогообложения), осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, в отношении которого оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о введении ограничительных мер, но не более количества работников за июнь 2022 г., указанных в налоговой отчетности, представленной получателем субсидии за полугодие 2022 г. в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме “Расчет по страховым взносам” (раздел 3) либо по форме “Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом” (в разделе 2 по ставке 13 процентов), если часть обособленных подразделений (либо головная организация) и (или) место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, в связи с применением системы налогообложения в виде патентной системы налогообложения которого находится вне пределов одного муниципального образования либо группы муниципальных образований.

Ответственность за достоверность информации, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта, несет получатель субсидии.

6. Для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в течение 2 месяцев со дня, когда оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации принято решение о введении ограничительных мер в отношении муниципального образования, на территории которого получатель субсидии осуществляет деятельность.

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

7. Министерство экономического развития Российской Федерации представляет в Федеральную налоговую службу в срок до 15 сентября 2022 г.:

а) перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, включенных по состоянию на 1 июля 2022 г. в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2022 г. N 847 “О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции”;

б) перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 906 “О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций” по состоянию на 1 июля 2022 г.

8. Протокол заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, содержащий решение о введении в отношении муниципального образования (с указанием кодов ОКТМО) ограничительных мер, а также о сроке введения ограничительных мер, подлежит направлению в Федеральную налоговую службу в течение одного рабочего дня со дня заседания указанного оперативного штаба, а также в территориальный орган Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположены указанные муниципальные образования.

Читайте также:
Обеспечение жильем молодых семей по государственной программе

9. Налоговый орган в случае выявления в результате проведения проверки информации в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 5 рабочих дней со дня направления заявления формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.

Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

а) несоответствие получателя субсидии условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил;

б) представление неполных и (или) недостоверных сведений, содержащихся в заявлении, их несоответствие данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе несоответствие информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации;

в) нарушение срока, предусмотренного абзацем первым пункта 6 настоящих Правил, направления заявления;

г) нарушение порядка оформления и представления заявления (неподписание заявления или подписание заявления неуполномоченным лицом, представление в ненадлежащий налоговый орган);

д) непредставление получателем субсидии в налоговый орган отчетности, предусмотренной абзацем четвертым пункта 5 настоящих Правил.

10. Федеральная налоговая служба в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 5 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.

11. Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра получателей субсидий, в том числе путем передачи реестра получателей субсидий в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидий.

12. Информация о факте перечисления субсидии получателю субсидии в срок, установленный в пункте 11 настоящих Правил, формируется Федеральным казначейством, в том числе на основании информации кредитной организации, и направляется в Федеральную налоговую службу не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем перечисления средств получателю субсидии.

13. Федеральная налоговая служба не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения от Федерального казначейства информации в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, информирует получателя субсидии о факте перечисления субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.

14. Результатом предоставления субсидии является “Объем частично возмещенных затрат субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в 2022 году, – до 8000 млн. рублей”.

15. В случае установления факта неправомерного получения субсидии, в том числе искажения получателем субсидии данных налоговой отчетности, указанной в абзаце четвертом пункта 5 настоящих Правил, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

16. Федеральное казначейство и органы государственного финансового контроля осуществляют контроль соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий.

Субсидии для бизнеса в 2022 году

В настоящее время одной из наиболее приоритетных задач государства является содействие малому и среднему бизнесу. У малого бизнеса есть ряд послаблений, которые должны способствовать росту прибыли компаний. Обозначим основные из них.

1. Субсидия для стартапа

Размер субсидии небольшой, но для начинающего бизнесмена даже эти незначительные деньги могут стать поддержкой.

1.1. Как получать субсидии в Центре занятости?

Как показывает статистика, только 2% безработных граждан воспользовались субсидией от Центра занятости населения.

Что представляет этот вид помощи от государства, и кто вправе на него претендовать?

Для получения субсидии будущему предпринимателю необходимо обратиться в Центр занятности своего города.

В Центре занятости разработаны различные программы помощи для будущих бизнесменов.

Например, будущий бизнесмен может получить минимум помощи в сумме 58,8 тыс. рублей.

Чтобы получить субсидию, нужно соответствовать определенным критериям:

не быть зарегистрированным как ИП;

иметь разработанный бизнес-план.

То есть безработному гражданину государство предоставляет возможность стать ИП и для этого выделяет субсидию.

Есть некоторые граждане, которых государство «отсекло» от получения субсидии для стартапа.

К ним относятся:

студенты дневных стационаров;

лица, осужденные за нарушение закона;

уволенные с места работы по решению суда или за систематические нарушения трудовой дисциплины;

ИП, у которых с момента закрытия бизнеса прошло менее полугода;

граждане, не выполняющие определенные требования Центра занятости;

женщины, находящиеся в декретном отпуске или беременные;

некоторые категории военных.

1.2. Программы получения субсидии

В 2022 году действуют разнообразные программы от Центра занятости для открытия малого бизнеса.

Например, одна из востребованных программ – дотации для безработных граждан.

Ее размер составляет 58 тысяч рублей.

Потенциальный бизнесмен получает от государства стартовый капитал на безвозмездной основе. При этом соотношение государственных и собственных средств должно быть 1:2 или 1:3. То есть будущий ИП вкладывает 116 тысяч рублей, а государство добавляет ему еще 58 тысяч рублей.

Основным условием для получения дотации является нахождение на учете в Центре занятости и наличие бизнес-плана.

В том случае если для своей деятельности бизнесмен привлечет наемных работников, то за каждого работника государство доплатит такие же суммы.

Ложкой дегтя в этой программе является то, что в случае прекращения деятельности ИП в течение одного календарного года, все полученные от государства деньги бизнесмен обязан возвратить.

Вторая программа рассчитана для начинающих бизнесменов, т.е. действующих предпринимателей, которые работают не менее года.

Здесь уже размер субсидии гораздо серьезнее – 300 тысяч рублей, а долевое участие правительства – 50%.

Полученные деньги можно использовать на следующие цели:

на аренду помещений;

модернизацию или покупку нового оборудования.

Чтобы стать участником данной программы, у ИП не должно быть долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами.

2. Субсидии на компенсацию лизинговых платежей московскому бизнесу

Бизнесмены могут получить помощь – компенсацию на приобретение транспортных средств и оборудования.

Для московских бизнесменов – это ощутимая поддержка.

Так, Правительством г. Москвы предусмотрены различные субсидии бизнесменам (помимо федеральных субсидий, например, на выплату заработной платы и пр.) на покупку за свой счет оборудования (в определенных сферах деятельности), инжиниринг (инновационные проекты), экспортерам, а также в виде компенсации определенных расходов.

Читайте также:
Подоходный налог с пенсии в России: в каких случаях удерживается

Например, по льготному лизингу бизнесменам компенсируется часть затрат на приобретение техники.

Бизнесменам нужно соответствовать определенным видам деятельности и соответствовать определенным условиям получения субсидии.

Начнем с видов деятельности. От этого зависит размер субсидии.

Предприниматели должны осуществлять бизнес в области научных исследований и разработок, информации и связи.

Приоритетными для получения субсидий являются следующие виды деятельности:

деятельность коммерческих художественных галерей, торговля розничная произведениями искусства в коммерческих художественных галереях;

деятельность в области архитектуры;

деятельность, специализированная в области дизайна;

деятельность в области фотографии;

деятельность по благоустройству ландшафта;

образование в области культуры;

образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки;

деятельность в области исполнительских искусств;

деятельность вспомогательная, связанная с исполнительскими искусствами;

деятельность в области художественного творчества.

Получить компенсацию могут бизнесмены, которые предоставляют гостиничные услуги на территории города Москвы.

Для таких бизнесменов размер субсидий составляет 10 млн. рублей.

Бизнесмены, признанные социальными предприятиями, а также осуществляющие деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях:

деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

деятельность в области культуры, организации досуга и развлечений;

физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт.

Для таких бизнесменов размер субсидий составляет 1 млн. рублей.

Помимо «нужных» видов деятельности, бизнесменам важно соблюсти определенные условия:

бизнесмен должен иметь статус малого и среднего предприятия;

компания либо ИП должны быть зарегистрированы в качестве налогоплательщика на территории г. Москвы;

При этом продолжительность регистрации должна составлять не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии.

отсутствие у бизнесмена задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, в размере, превышающем 50 тыс. рублей;

фактическая эксплуатация бизнесменами на территории г. Москвы оборудования, приобретаемого по договору лизинга.

В программе государственной поддержки лизинга участвуют десятки компаний. Источником субсидии служит федеральный бюджет.

Как получить субсидию?

В г. Москве действуют отраслевые комиссии при Департаменте предпринимательства и инновационного развития. Перечень необходимой документации, которую должны собрать бизнесмены для получения субсидии, размещен на сайте: https://cashback.moscow.business/wp-content/uploads/2020/04/Оборудование-и-жкх.pdf .

Для получения компенсации предприниматели могут подать заявку на сайте: mbm.mos.ru.

А в 2022 году заработал механизм приостановки проведения экспертизы подданной заявки на субсидию (10 рабочих дней) в рамках которого можно будет устранить выявленные экспертами несоответствия по заявке и документам.

2.1. Как узнать московским бизнесменам о возможных субсидиях?

Московские бизнесмены могут узнать о действующих программах на сайте moscow.business . Указанные на сайте субсидии выдаются Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

Ресурс запущен Департаментом предпринимательства и инновационного развития г. Москвы и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса.

3. Региональные программы субсидирования

Конечно, региональные программы субсидий, гораздо скромнее столичных.

Например, на Урале, финансовая поддержка малому и среднему бизнесу предоставляется на конкурсной основе по двум видам субсидий:

  • субсидия на возмещение части затрат, связанных с развитием бизнеса;

Размер субсидии составляет 50 % от суммы затрат бизнесменов в сумме, не превышающей 500 тысяч рублей.

Размер субсидии включает в себя следующие виды затрат бизнесменов:

по оплате первого взноса по договору лизинга;

участию в выставках;

продвижению сайта в поисковых системах сети Интернет;

повышению квалификации кадров.

Субсидия предоставляется в соответствии с Положением о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства г. Челябинска (утв. постановлением Администрации г. Челябинска №102-п от 04.03.2022 г.).

  • субсидия на развитие групп дневного ухода за детьми дошкольного возраста.

Размер субсидии составляет 75 % от суммы затрат бизнесменов в сумме, не превышающей 250 тысяч рублей.

Размер субсидии включает в себя следующие виды затрат бизнесменов:

на аренду помещения;

приобретение оборудования для пищеблока, оборудования для спортивного зала или спортивной площадки (кроме спортивного инвентаря);

приобретение детской мебели;

повышение квалификации кадров, развитие предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций;

пожарную и (или) охранную безопасность.

Субсидия предоставляется в соответствии с Положением о предоставлении субсидий на развитие групп дневного ухода за детьми дошкольного возраста, (утв. постановлением Администрации г. Челябинска № 103-п от 04.03.2022 г.).

Выплаты при сокращении в 2022 году — новый порядок и расчет пособия

Увольняют по сокращению — что это значит?

В зависимости от текущей ситуации работодатель всегда вправе увеличить или сократить количество работников. Чаще всего, это связано с перестройкой производственного процесса, но в любом случае объяснять причины работодатель не обязан. При сокращении штата от работодателя требуется только дополнительные финансовых вложения. Под сокращением официально понимается расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения штата или численности работников (Статья 81 часть 2 ТК РФ).

В первом случае уменьшается количество работников одной должности. К примеру, в отделении банка уменьшают количество операционистов, вместо пяти окон будут работать три. Основной поток клиентов планируется направить на самообслуживание в терминалах. Во втором случае — при сокращении штата — определенные должности или подразделения вообще исключаются из штатного расписания. Например, в магазине или торговом центре могут сократить штатных уборщиц — будет работать клининговая организация со стороны.

Некоторые работодатели пользуются этой статьей в трудовом кодексе, чтобы увольнять сотрудников без объективных причин. Приказом меняют штатное расписание, просто вместо уволенного нежеланного сотрудника в одном отделе, нанимают в другой отдел сотрудника, который им больше нравится. Обычно это должности с одинаковыми обязанностями. Были случаи, когда таким образом увольняли беременных, женщин в декрете или матерей-одиночек. Если это Ваша ситуация, можете отстоять свои права в суде, так как суд в таких случаях чаще встает на сторону работника.

Кого нельзя уволить при сокращении штата

Некоторым сотрудникам предоставляется преимущественное право оставления на работе, а кого-то вообще нельзя уволить даже при сокращении штата.
При сокращении численности или штата работников согласно статье 178 ТК РФ преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. На практике, конечно же определить квалификацию и производительность труда сложно. Нужно проводить официальную оценку работников, аттестацию, создавать комиссию и т. п. Поэтому чаще всего при сокращении работодатели исходят из того, что у отдельных категорий работников есть гарантии.

Читайте также:
Субсидии на жилье и улучшение жилищных условий

Очень важно при сокращении проверить семейное положение, количество и возраст детей сотрудников. Предпочтение отдается: семейным — при наличии двух или более детей; лицам, в семье которых нет других работников с заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Не допускается увольнение по сокращению беременных женщин. Их можно уволить только в случае полной ликвидации организации. Также нельзя сократить следующие категории:

  1. женщина, имеющая ребенка в возрасте до трех лет
  2. одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет
  3. родитель, являющийся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье
  4. мама, воспитывающая трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

К одиноким матерям может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности. То есть воспитывающая их без отца, в том числе, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, отбывает наказание в спец. учреждениях и иных ситуациях (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1)

Если работник находится на больничном или в отпуске, такого работника можно сократить только после выхода его на работу (Статья 81 ТК РФ).

Порядок увольнения по сокращению

Главное правило при увольнении по сокращению — работник должен быть извещен о сокращении штата не менее чем за два месяца. Уведомление должно быть подписано лично работником. В течение этих двух месяцев работодатель может предложить перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. Это может быть как должность, соответствующая квалификации работника, так и нижестоящая или нижеоплачиваемую работа. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором или трудовым договором.

Если работника согласен, то можно расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в уведомлении. В этом случае необходимо оформить письменное согласие, а также выплатить работнику дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, пропорционально времени до истечения срока предупреждения. Получение компенсации за досрочное сокращение не лишает работника права на выходное пособие, а также на выплату среднего заработка на период трудоустройства.

Если работодатель — физическое лицо, то сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемого выходного пособия и других выплат определяются в трудовом договоре.

Выплаты при сокращении штата в 2022 году

Российское законодательство при сокращении работников на стороне увольняемых. Сумма всех положенных выплат и компенсаций, при условии что Вы работаете с «белой» зарплатой, при сокращении может оказаться довольно существенной. Кроме того, данные выплаты растянуты во времени. По сути, уже не работающему человеку надо еще два, а то и все три месяца платить зарплату.
По общему правилу при сокращении организация-работодатель должна выплатить увольняемому работнику:

  1. заработную плату за время, которое он успел отработать в месяце увольнения;
  2. компенсацию за неиспользованный отпуск;
  3. выходное пособие — в общем случае в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ).

Рассчитаться с работником, в том числе и в отношении перечисленных выше сумм, в день его увольнения (ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ).
Кроме того, сокращенному работнику положен средний месячный заработок на период трудоустройства. Ранее среднемесячный заработок выплачивался за 2 и 3 месяц отдельно по заявлению работника. С 13 августа 2022 года вместо выплаты среднего заработка за второй и третий месяцы закон позволяет выплатить работнику единовременную компенсацию. Ее размер — двукратный средний месячный заработок.
Если работник не смог трудоустроиться в течение 2-го месяца со дня сокращения, для получения выплаты работник можно предъявить только трудовую книжку. В ней не должно быть новых записей — о приеме на новое место работы или сведений о трудовой деятельности в электронной трудовой книжке. Если работник нашел новое место в течение 2-го месяца после сокращения, то он также вправе получить выплату за те дни этого месяца, пока работы не было.
Чтобы получить выплату за 3 месяц, работнику нужно получить решение службы занятости о сохранении среднего заработка. Встать на учет в службу занятости лучше сразу после увольнения, но не позднее 14 рабочих дней.

Выплаты при сокращении для отдельных категорий работников

Свои правила по выплате выходного пособия установлены для следующих категорий:

  1. сезонные работники и лица, принятых на работу на срок до 2 месяцев (ст. 296, 292 ТК РФ):
    Работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении не выплачивается. Сезонным работникам выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка.
  2. совместители:
    Заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие выплачиваются на общих основаниях. Вопрос в выплатах за 2 и 3 месяц. Трудовая книжка совместителя (если она ведется в бумажном виде) должна находиться у его основного работодателя (ст. 66 ТК РФ). Значит, и после сокращения совместитель остается трудоустроенным и поэтому в обычной ситуации совместитель не может претендовать на получение среднего заработка за второй, и тем более за третий месяц после увольнения. Если же у совместителя нет другой основной работы, то при сокращении он становится безработным и претендует на все компенсации.
  3. работники Крайнего Севера:
    В соответствии с ст. 318 ТК РФ работники в районах Крайнего Севера вправе получить пособие за 4-6 месяцы со дня сокращения. Выплата за второй и третий месяцы производится бывшем работодателем на основании трудовой книжки и паспорта сотрудника. Подтверждение службы занятости требуется только в том случае, если уволенный хочет получить средний заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы.
Читайте также:
В чем заключается суть программы ипотечного субсидирования от застройщика

Порядок расчета выходного пособия при сокращении

В общем случае размер выходного пособия за месяц равен среднемесячному заработку, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. Средний заработок для случаев, предусмотренных статьей 178 ТК РФ, в том числе при сокращении следует определять путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате. Это важное отличие от обычного расчета. (Письмо Минтруда РФ от 11 марта 2022 г. № 14-1/ООГ-2069)

Далее рассмотрим порядок расчета среднедневного заработка. Он общий, в том числе для выплаты выходного пособия, установлен статьей 139 ТК РФ и Положением о порядке исчисления средней зарплаты N 922.
Расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок получается путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Для расчета среднего заработка учитываются все виды выплат:

  1. заработная плата
  2. оплачиваемые отпуска
  3. денежное содержание
  4. надбавки и доплаты: за выслугу лет, стаж работы, совмещение
  5. выплаты за особые условия труда: ночное время, вредное производство, премии и вознаграждения

Не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда — это материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие (п.3. Положения 933)

Пример расчета

В итоге формула расчета выходного пособия выглядит так:

Выходное пособие = Количество дней в 1-м месяце после увольнения*Среднедневной заработок
Количество дней — сумма рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате.
Среднедневной заработок — средний заработок, рассчитанный исходя из количества фактически отработанных дней

Пример:
Зарплата продавца Семенова — 30 000 руб. 17 февраля 2022 его уволили по сокращению штата. Рассчитаем сумму выходного пособия.
За расчетный период для определения суммы пособия берем месяцы с февраля 2022 года по январь 2022 года, то есть 12 месяцев перед месяцем, в котором работника исключили из штата.
Заработок Семенова со всеми выплатами за этот период составил:
12*30000= 360 000 руб..
За расчетный период он отработал 237 дней — смотрим табель учета.
Среднедневной заработок: 360 000 руб. / 237 дн. = 1518,98 руб./дн.
Считаем количество рабочих дней в первом месяце после увольнения с 18.02.2022 по 17.03.2022 — это 18 рабочих дней, можно использовать производственный календарь. Обязательно включаем в расчет 23 февраля и 8 марта — праздничные нерабочие дни.
Выходное пособие составит: 1518,98 руб. * (18+2) дн..= 30379,60.

Как видим, выходное пособие может быть больше обычной зарплаты.
Таким же образом, рассчитывают пособие за 2 и 3 месяц на период трудоустройства.

Предположим, что Семенов из нашего примера выйдет на новую работу с 12 апреля 2022 года. Значит, он вправе получить пособие от бывшего работодателя за период с 18.03.2022 по 09.04.2021. В этом периоде 17 рабочих дней. Праздничных дней нет.
Сумма пособия составит: 1518,98 руб..* 17 дн = 25 822,66 руб.

Расчет компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении

Размер компенсации при увольнении по сокращению рассчитывается по стандартному алгоритму. Для целей расчета данной выплаты причина расторжения трудового договора значения не имеет.

Компенсация за неиспользованный отпуск=Средний дневной заработок*Количество дней неиспользованного отпуска

Отличия от выплаты выходного пособия в расчете среднего дневного заработка. Нужно учитывать, что средний дневной заработок для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска рассчитывается за последние 12 календарных месяцев. (п.4 Положения 922) путем деления всей суммы начисленной заработной платы на 12 и на среднемесячное число календарных дней — 29,3.
В случае если один или несколько месяцев отработаны не полностью, средний дневной заработок считают путем деления суммы зарплаты за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.

Кажется сложно, поэтому тоже разберем на примере:
Все тот же продавец Семенов из нашего примера был принят в организацию 01.07.2019, увольняется в связи с сокращением штата 17.02.2021. За годы работы в организации он был в отпуске 21 дней.

  1. Сначала посчитаем количество дней неиспользованного отпуска, за которые надо будет выплатить компенсацию:
    12 месяцев с 01.07.2019 по 30.06.2022 — 28 дней отпуска
    8 месяцев с 01.07.2022 по 17.02.2022 — 18,64 дней — февраль считаем как полный месяц, так как продавец отработал больше 15 дней. Если в месяце отработано меньше половины, то месяц исключают. Всего отработано 20 месяцев.
    28 дн. / 12 мес. х 20 мес. — 21 день = 47 дн.-21 дн. = 26 дн.
  2. Вспомним, что за расчетный период с 01.02.2022 по 31.01.2022 Семенову были начислены выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, в размере 360 000 руб. 21 день своего ежегодного отпуска он отгулял с 01.10.2022 по 21.10.2020. Этот период надо исключить из расчета.
    Количество календарных дней в расчетном периоде:
    11 — количество полностью отработанных месяцев,
    29,3 — среднемесячное число календарных дней
    В октябре календарные дни считаем по формуле: 29,3 / 31 х (31 — 21) = 9,45
    Всего календарных дней для расчета 11 мес. x 29,3 дн. + 9,45 = 331,75
  3. Далее рассчитаем средний дневной заработок. 360 000 руб. / 331,75 дн = 1085,15 руб.
  4. Компенсация Семенову за неиспользованный отпуск составит. 1085,15 руб. х 26 дн. = 28213,90 руб.

Компенсацию за отпуск не начисляют работающим по договорам ГПХ, а также отработавшим по трудовому договору меньше двух недель.

Какие выплаты поллагаются работникам при сокращении

С 13.08.2022 вступают в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, регулирующие выплаты работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением штата. Эти изменения приняты Федеральным законом от 13.07.2022 № 210-ФЗ (далее – Закон № 210-ФЗ).

Читайте также:
Налог на авто в 2022 году для пенсионеров: условия и нюансы

Рассмотрим их подробнее.

Уточнены правила выплаты среднего месячного заработка за второй месяц трудоустройства

Работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, выплачивается выходное пособие (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). В дальнейшем это выходное пособие зачитывается в счет сохраняемого среднего заработка за первый месяц после увольнения. Средний заработок сохраняется и за второй месяц трудоустройства, а в исключительных случаях (по решению органа занятости) – за третий (если не трудоустроен). Для лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрены повышенные гарантии: средний заработок им сохраняется за второй и третий месяцы, а в исключительных случаях (по решению службы занятости) и за четвертый – шестой.

Действующая ст. 178 ТК РФ устанавливает, что для получения выплат за третий (четвертый – шестой) месяц работник должен обратиться в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения. По новым правилам уволенный должен это сделать в течение 14 рабочих дней со дня увольнения. Таким образом, срок обращения в органы занятости увеличен.

Поправки уточнили, что средний заработок за второй (и третий – по решению службы занятости) месяц сохраняется за весь месяц, а если работник нашел работу в этом месяце, то пропорционально периоду нетрудоустройства.

Ранее статья 178 ТК РФ не содержала такой нормы. Однако на практике именно так и производились выплаты сохраняемого заработка за второй и третий месяцы поиска работы. Теперь такой подход закреплен законодательно.

Установлен также срок, в течение которого работник может обратиться к работодателю за выплатой сохраняемого среднего заработка за второй, а также третий месяцы трудоустройства. Для получения сохраняемого заработка за второй месяц подать письменное заявление необходимо не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения. Заявление на выплату за третий месяц необходимо подать после принятия решения органом СЗН, но не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения.

Заметим, что такой срок применяется, когда работник не был трудоустроен в течение второго или третьего месяца, а также в случае пропорционального сохранения заработка. В новой редакции статьи 178 ТК РФ не уточняются, как считать месяц со дня увольнения. В соответствии с ч. 3 ст. 14 ТК РФ сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца срока. При этом важно помнить, что если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, если (к примеру) сотрудник уволился 21 августа 2022 года, то 15 рабочих дней на подачу заявления о выплате сохраняемого заработка за второй месяц необходимо отсчитывать с 22 октября 2022 года. А если сотрудник уволился 31 августа, то 15 рабочих дней необходимо исчислять с 2 ноября, потому что 31 октября и 1 ноября – это выходные дни.

В настоящий момент срок обращения за выплатой среднего заработка не установлен. Не установлен также и срок выплаты сохраняемого заработка.

Еще одно новшество Закона № 210-ФЗ: теперь выплатить сохраняемый заработок необходимо не позднее 15 календарных дней со дня обращения.

Еще одна новелла Закона № 210-ФЗ – правило о том, что при ликвидации организации сохраняемый заработок за второй и третий месяцы должен быть выплачен до ликвидации организации по гражданскому законодательству. Эта норма позволяет защитить права работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации. До ее введения уволенный работник не всегда мог получить то, что полагается ему по закону.

Дело в том, что организация в процессе ликвидации может быть снята с учета до того, как истечет второй или третий месяц для трудоустройства уволенного работника. При этом не всегда назначается лицо, ответственное за выплаты. С 13.08.2022 этой проблемы больше не будет.

О том, можно ли уволить в связи с ликвидацией до окончания конкурсного производства, см. комментарий.

Компенсация вместо сохранения заработка

С 13.08.2022 в ТК РФ появятся нормы, позволяющие работодателю вместо сохранения среднего заработка за второй и третий месяцы нетрудоустройства выплатить увольняемому работнику единовременную компенсацию. Компенсация будет выплачиваться в размере двукратного среднего месячного заработка.

При этом работодатель может выплатить эту компенсацию как при увольнении работника, так и в дальнейшем. Если работнику уже произведена выплата сохраняемого заработка за второй месяц, компенсацию можно перечислить с зачетом сохраняемого заработка за второй месяц.

Если организация находится в процессе ликвидации, она должна будет выплатить единовременную компенсацию до завершения ликвидации. Работодатель может установить повышенный размер единовременной компенсации в трудовом или коллективном договоре.

Эти нормы позволят организации наряду с выходным пособием выплатить и сохраняемый заработок за второй и третий месяцы. Несмотря на то что сейчас на законодательном уровне это не установлено, многие компании при увольнении сотрудников в связи с сокращением или ликвидацией сразу производят выплату в размере трехкратного заработка. В дальнейшем такие работодатели освобождаются от выплаты сохраняемого заработка за второй и третий месяцы нетрудоустройства (см. апелляционные определения Московского городского суда от 06.04.2015 № 33-11175/2015, от 30.03.2015 № 33-7243, от 16.03.2015 № 33-5542/2015 и др).

Аналогичные нормы, касающиеся выплаты сохраняемого заработка или единовременной компенсации, внесены и в статью 318 ТК РФ, регулирующую гарантии при увольнении “северных” работников.

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Выплаты при увольнении: что и когда вам полагается, если вас сокращают

Что вам должны выплатить сразу

Порядок выплат в случае увольнения по сокращению численности или штата установлен в статье 178 Трудового кодекса. Напомним, при этом основании увольнения в трудовой книжке делается запись со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.

В последний день работы работодатель должен с вами рассчитаться, то есть выплатить:

  • зарплату за последний месяц работы;
  • компенсацию за неиспользованный отпуск (если у вас остались неиспользованные дни).
Читайте также:
Государственные меры социальной поддержки ветеранов труда

Так происходит при увольнении по любому основанию.

А если вас увольняют по сокращению, то сверх этого работодатель должен заплатить вам:

  • дополнительную компенсацию, если с вами договорились об увольнении раньше двухмесячного срока после предупреждения вас о предстоящем сокращении. Закон требует предупредить претендента на сокращение за два месяца до увольнения, но при условии вашего письменного согласия вас могут уволить и до истечения этого срока (ч. 3 ст. 180 ТК РФ). В этом случае вам полагается компенсация в размере среднего заработка, рассчитанного пропорционально времени, оставшегося до истечения срока предупреждения об увольнении;
  • фактически «еще одну зарплату» — точнее, ваш среднемесячный заработок. Это пособие на первый месяц, который вам предстоит провести без работы.

Условия выплат в следующие два месяца

Если вы не устроитесь на новую работу по истечении одного месяца после увольнения, то вам полагается еще одна такая же выплата в размере среднего заработка — за второй месяц или за ту часть второго месяца, которую вы оставались без работы.

Обратите внимание: право на получение этих выплат не обусловлено никакими специальными требованиями — например, вставать на учет в центр занятости, доказывать, что вы ищете работу, не нужно. Достаточно только продемонстрировать трудовую книжку без новых записей.

Если и по итогам второго месяца после увольнения вы всё еще без работы — такая же выплата полагается за третий месяц или ту его часть, пока вы оставались без работы.

И за второй, и за третьей выплатой обращаться нужно к бывшему работодателю с письменным заявлением, предъявив документы.

  • Заявление на выплату сохраняемого заработка;
  • Паспорт;
  • Оригинал трудовой книжки без записей о трудоустройстве;
  • Справка из службы занятости о сохраненном среднем заработке (п. 12 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.03.1988 № 113/6-64).

Сделать это нужно:

  • За второй месяц без работы — не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца;
  • За третий месяц без работы — не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца.

Пропустите этот срок — потеряете право на выплату.

После получения вашего заявления у работодателя есть 15 календарных дней на то, чтобы перечислить вам деньги.

Особые условия для северян

Работники-северяне могут дольше получать выплаты, чем работники из других регионов. Если вы житель районов Крайнего Севера или приравненных к нему местностей и вам не удается найти работу в четвертый, пятый, шестой месяц после увольнения по сокращению, то есть возможность получить выплаты и за эти месяцы. Но только при наборе таких условий:

  • Вы состоите на учете в центре занятости как безработный, и вас не удается трудоустроить;
  • Служба занятости признала ваш случай исключительным и вынесла письменное решение о том, что работодатель должен выплатить вам пособие за эти периоды.

Порядок обращения за этими пособиями такой же, как за выплатами за второй и третий месяц. Каждый месяц вы будете получать новую справку и предоставлять ее работодателю.

Особые условия для тех, кто работает у ИП

Все перечисленные в этой статье гарантии и компенсации касаются тех, кто работает в организациях (независимо от их формы собственности, как в государственных, так и в частных структурах, коммерческих и некоммерческих). А на тех, кто работает у индивидуального предпринимателя, эти гарантии, к сожалению, не распространяются, если не оговорены в трудовом договоре.

Предприниматели, равно как и работодатели — физические лица без статуса ИП, имеют право не уведомлять своих сотрудников о сокращении за два месяца и не платить пособия по сокращению. Если вы работаете у такого работодателя, то сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при увольнении выходного пособия и других компенсационных выплат определяются только трудовым договором (ст. 307 ТК РФ).

А можно получить всё сразу?

Конечно, гораздо удобнее не ходить к работодателю каждый месяц после увольнения, а получить три средних заработка сразу в день увольнения (сверх зарплаты за последний месяц работы и всех остальных полагающихся при увольнении выплат). Некоторые работодатели делали такие выплаты и раньше, хотя закон напрямую это не позволял. А теперь такая возможность закреплена и в законе.

Работодатель может единовременно выплатить вам компенсацию в пятикратном размере среднего заработка. То есть два средних заработка, если вы согласились уйти, не отрабатывая два месяца перед сокращением, плюс три средних заработка за предстоящие три месяца после увольнения. При этом вам не потребуется потом каждый месяц подтверждать, что вы еще не устроились на работу. Но это не обязанность, а его право — потребовать от него такие выплаты сразу в день увольнения, к сожалению, нельзя. Если работодатель не настроен заплатить единовременно, придется обращаться за каждой выплатой ежемесячно.

Компенсация за увольнение по сокращению штата – 2022

  • Процедура увольнения по сокращению штата: пошаговая инструкция – 2022
  • Выплата пособия при увольнении по сокращению штата
  • Компенсация при увольнении по сокращению для районов Крайнего Севера
  • Увольнение в связи с сокращением штата у ИП
  • Процедура увольнения по сокращению штата для временных и сезонных работников: пошаговая инструкция
  • Итоги

Процедура увольнения по сокращению штата: пошаговая инструкция – 2022

Производить увольнение по сокращению штата разрешено п. 2 ст. 81 ТК РФ. Данный вид увольнения для работников своего рода форс-мажор, поэтому другими нормами ТК РФ и смежных законов для них предусмотрены преференции и компенсации.

Процедура увольнения по сокращению штатов следующая:

  1. Определяем, кого сократить можно, а кого нет, с учетом положений ст. 261 ТК РФ. Нельзя увольнять по причине сокращения штата лиц, для которых законами установлена дополнительная социальная защита: одиноких родителей, многодетных, инвалидов определенных категорий и т. д.
  2. Уведомляем о будущем увольнении службу занятости, профсоюз (если есть) и самого работника (в соответствии со ст. 82 ТК РФ). В службу занятости направляется уведомление по каждому работнику с указанием его профессии, квалификации и размера заработка. Информация подается в срок не позднее чем за 2 месяца до даты увольнения. Если сокращение будет массовым, то за 3 месяца. Сроки и формы уведомлений установлены постановлением Совета министров — Правительства РФ от 05.02.1993 № 99.
Читайте также:
В каких случаях дается вторая группа инвалидности

Для постоянных сотрудников срок письменного уведомления тоже должен составлять не менее 2 месяцев до даты приказа.

  1. Оформляем документы:
  • готовим приказ об увольнении по сокращению;
  • заполняем трудовую книжку;
  • делаем записи в кадровых документах и лицевом счете работника.

Подробнее о документах индивидуального кадрового учета читайте в статье «Кадровые документы, которые должны быть в организации».

  1. Знакомим работника с приказом лично под расписку. Выдаем трудовую книжку на руки в день увольнения (ст. 140 ТК РФ).
  1. Производим расчет с работником. В последний день на работе должны быть выплачены:
  • зарплата за период до дня увольнения с учетом всех установленных надбавок и доплат;
  • компенсация за неиспользованный отпуск в соответствии со ст. 127 ТК РФ;
  • выходное пособие при сокращении (компенсация за увольнение) по ст. 178 ТК РФ
  1. Оплачиваем каждому уволенному установленное время для нового трудоустройства.

Выплата пособия при увольнении по сокращению штата

Выплата пособий работодателем — особенность расчетов с сотрудником при увольнении по сокращению штата. Пошаговая инструкция содержит отдельный пункт об этом, т. к. порядок и размер выплат будут зависеть от обстоятельств увольнения и дальнейшего положения дел с трудоустройством у работника.

1. Для определения суммы пособия, которое выплачивается в день увольнения:

  • вычисляем средний дневной заработок (СДЗ):

Заработная плата за период

Количество рабочих дней в периоде

заработная плата за период — сумма всех выплат, связанных с оплатой труда, за 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения (исключаются выплаты, которые сами, по сути, являются компенсацией: отпускные, больничные);

количество рабочих дней в периоде — фактически отработанные дни за 12 месяцев до сокращения (дни отгулов, отпуска и болезни в расчет не берутся).

  • считаем выходное пособие (ВП) при увольнении в связи с сокращением:

где: КРД — количество рабочих дней в периоде, равном календарному месяцу, после дня увольнения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! КРД в месяце, участвующем в расчете, может сильно отличаться. Например, в декабре 2019 года рабочих дней по производственному календарю было 22, а в январе 2022-го — только 17. Соответственно, размер выходного пособия в декабре будет больше январского при одном и том же среднем заработке.

2. Платим бывшему работнику среднюю зарплату за 2-й месяц после увольнения, если он еще не нашел новую работу (ст. 178 ТК РФ).

Выплата не является автоматической. Она возможна, только если работник обратился с таким требованием и представил доказательства, что он все еще не трудоустроился.

2-й расчет производится так же, как и предыдущий, только КРД берется за 2-й месяц после увольнения.

3. Если уволенный сотрудник не нашел новую работу за 3 месяца, он может обратиться и за 3-й выплатой. В этом случае ему понадобится представить документ из службы занятости о том, что он все еще безработный.

ВАЖНО! Если бывший работник вышел на новую работу после начала 3-го от дня увольнения месяца, он может претендовать на пособие за ту часть 3-го месяца, когда еще не был трудоустроен.

4. Учитываем произведенные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете:

  • отражаем начисленные пособия в расходах: Дт 20 (26, 44. ) Кт 70;
  • уменьшаем базу по налогу на прибыль на сумму назначенных пособий (п. 9 ст. 255 НК РФ);
  • не удерживаем НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ);
  • не начисляем взносы в ПФР и ФСС с сумм выходных пособий (подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ);
  • отражаем выплату пособия: Дт 70 Кт 50 (51).

Компенсация при увольнении по сокращению для районов Крайнего Севера

Для местностей Крайнего Севера установлены отдельные правила выплаты компенсаций. Срок выплаты пособий увеличен до 6 месяцев. Уволенные работники имеют право на обязательное пособие на период нового трудоустройства в течение 3 месяцев. По решению службы занятости — до 6 месяцев включительно.

Увольнение в связи с сокращением штата у ИП

По нормам ст. 307 ТК РФ порядок увольнения (а значит, выплаты пособия и компенсации) определяется в трудовом договоре с ИП. Из этого следует, что если в договоре порядок увольнения в случае сокращения работника не оговорен, то ИП может не следовать общей процедуре.

О том, что обязательно нужно учитывать при заключении трудового договора, читайте в статье «Унифицированная форма № ТД-1 – Трудовой договор».

Процедура увольнения по сокращению штата для временных и сезонных работников: пошаговая инструкция

Данная процедура применима:

  • к временным работникам;
  • сезонным работникам.

Характеристики таких трудовых отношений приведены в ст. 59 ТК РФ.

Для этих работников порядок увольнения по данному основанию сокращен и упрощен:

  1. Уведомляем работников:
  • временных — за 3 дня до приказа (ст. 292 ТК РФ);
  • сезонных — за 7 дней (ст. 296 ТК РФ).
  1. Оформляем приказ и заполняем трудовую книжку. Вручаем книжку работнику, берем с него подпись в приказе.
  2. Выплачиваем зарплату за отработанное время.
  3. Выплачиваем компенсацию за неиспользованный отпуск. По нормам ст. 291, 295 ТК РФ таким работникам положены 2 дня отпуска за каждый месяц работы.
  4. Определяемся с выходным пособием с учетом того, что:
  • временному работнику оно не выплачивается (ст. 292 ТК РФ);
  • сезонному работнику положена выплата в размере среднего заработка за 2 недели (ст. 296 ТК РФ), поэтому считаем ее и выплачиваем.

Другие пособия временным и сезонным работникам ТК РФ не регламентированы.

Выходное пособие при увольнении по сокращению штатов зависит от установленного для сотрудника порядка расчета заработной платы.

Примеры расчета выплат при сокращении работника привели эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Итоги

Сокращение штата работников по ТК – обязанность любого работодателя. Отступление от норм кодекса грозит санкциями. Выплата компенсаций работникам, увольняемым по сокращению штата, является гарантийной мерой, предусмотренной трудовым законодательством. Работодатель обязан четко соблюдать порядок и размер всех положенных выплат.

Выплаты при увольнении: основные правила

Что необходимо учитывать при выплате выходного пособия в случае увольнения сотрудника по соглашению сторон или при сокращении штата? Как правильно выплатить премию при увольнении? Какие правила существуют при выплате компенсации за неиспользованный отпуск?

Читайте также:
Какой размер пособия по безработице установлен в 2022 году

Ст. 140 ТК устанавливает для работодателей строгие правила по срокам выплаты всех сумм, причитающихся работнику в случае увольнения: они осуществляются в день увольнения работника, а если в этот день он не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Из этого следует, что задержка выплат будет серьезным нарушением, связанным с определенными рисками.

Штрафы за задержку выплат

С 3 октября 2016 года вступили в силу поправки к ст. 5.27 КоАП, которые ужесточают ответственность за задержку выплаты зарплаты, отпускных и иных сумм, причитающихся работнику. Поэтому если в течение года с момента совершения нарушения компанию посетит ГИТ, она может быть привлечена к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП устанавливает сроки исковой давности по правонарушениям).

Задержки выплаты зарплаты, компенсаций за неиспользованный отпуск, премий при увольнении влечет для работодателей материальную ответственность по ст. 236 ТК. С 3 октября 2016 года этот размер компенсаций составляет одну сто пятидесятую от действующей ставки рефинансирования за каждый день задержки от невыплаченных в срок сумм. Причем ответственность работодателя за задержку причитающихся работнику сумм наступает автоматически.

Более того, если работодатель так и не выплатит деньги, то при проверке у него выявится длящееся правонарушение, за которое ГИТ вправе привлечь к административной ответственности в течение года со дня обнаружения этого нарушения.

Правила выплаты выходного пособия при сокращении штата

Помимо зарплаты за отработанный период, компенсации за неиспользованный отпуск работодатели могут выплачивать при увольнении некоторые виды выходных пособий.

В ст. 178 ТК указывается на то, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации или сокращением штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Второе правило заключается в том, что в исключительных случаях при представлении справки из центра занятости работодатель будет обязан сохранять за работником средний заработок и за третий месяц. А если брать районы Крайнего Севера, то по справке из центра занятости работодатель будет обязан выплачивать деньги за 4, 5 и 6-й месяц.

Норма, обозначенная в ч. 1 ст. 178 ТК, устанавливает, что при увольнении работника в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников бухгалтеру нужно рассчитать выходное пособие за период трудоустройства (первый месяц после увольнения). В связи с этим часто возникают вопросы об определении размера выходного пособия. Для исчисления среднего месячного заработка бухгалтеру следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Удобный сервис для расчета зарплаты, начисления больничных и отпускных, ведения бухучета, отправки отчетности через интернет

Ст. 178 ТК прописывает гарантии, согласно которым выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка за первый месяц трудоустройства. Допустим, работник уволился в связи с сокращением штата 14 июля. В этом случае бухгалтеру надо рассчитать средний месячный заработок за период с 15 июля по 14 августа. При определении среднего дневного заработка нужно будет определять рабочие дни, которые были бы в том случае, если работник еще продолжал работать. Но здесь не все так просто.

Если работник был оформлен по окладной системе оплаты труда и в том месяце, который следует после даты увольнения, есть нерабочие праздничные дни, нужно помнить о ст. 112 ТК: средний месячный заработок, когда работник увольняется по сокращению штата, должен выплачиваться не только за рабочие дни, но и за нерабочие праздничные дни, которые приходятся на этот период.

По этому вопросу наработана богатая судебная практика. Основной аргумент судей такой: при окладной системе оплаты труда само по себе наличие нерабочих праздничных дней не влияет на уменьшение оклада.

Получается, что при увольнении работника в связи с сокращением штата сначала нужно выплатить один размер выходного пособия, если иное не предусмотрено отраслевыми соглашениями, коллективными договорами организации. Пособие выплачивается именно за период, следующий после дня увольнения (14 июля) – с 15 июля по 14 августа.

Если работник не трудоустроится в период с 15 августа до 14 сентября, он может прийти 15 сентября к бывшему работодателю, показать трудовую книжку — что он нигде не трудоустроен, и экс-работодатель будет обязан выплатить ему еще одно выходное пособие за второй месяц нетрудоустройства. За третий месяц выплата пособия производится в исключительных случаях при наличии справки из центра занятости.

Некоторые работодатели интересуются, нужно ли выплачивать пособие пенсионеру, который попал под сокращение. В рамках Трудового кодекса все работники равны. Об этом напоминает и Письмо Роструда от 11.02.2010 № 594-ТЗ. Если пенсионер предоставляет справку из центра занятости, то работодатель должен выплатить ему выходное пособие.

Средний месячный заработок на период трудоустройства не положен работникам-совместителям, так как у них есть основная работа.

Правила выплаты выходного пособия при увольнении по соглашению сторон

Ст. 78 ТК устанавливает норму: трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

Часто, стремясь уйти от сложной процедуры сокращения штата, работодатель выбирает увольнение по соглашению сторон, но с выплатой выходных пособий. И хотя в Трудовом кодексе нигде не прописано, что работодатель обязан выплачивать выходное пособие работникам, увольняемым по соглашению сторон, он можем это сделать в силу ст. 178 ТК.

Многие работодатели стараются обойтись одним заявлением от работника, на котором ставят резолюцию. Но лучше при увольнении по соглашению сторон оформлять соглашение о расторжении трудового договора по соглашению сторон, зафиксировав ряд важных вопросов:

  • какая дата будет последним днем работы, то есть днем увольнения;
  • факт того, что работник будет уволен именно по п. 1 ст. 77 ТК, то есть по соглашению сторон;
  • какие суммы ему выплатят;
  • что стороны не имеют взаимных претензий и т.д.

Обычно такое соглашение составляется в двух экземплярах.

При оформлении соглашения следует обратить внимание на трудовой договор работника. Если в нем не указано, что в случае увольнения работника по соглашению сторон ему будет выплачен определенный размер выходного пособия, тогда это условие нужно внести в трудовой договор.

Читайте также:
Запрос на уточняющую справку льготного пенсионного обеспечения

Делается это просто: к трудовому договору составляется дополнительное соглашение, где прописывается условие о выплате выходного пособия в определенном размере.

В Определении Верховного Суда РФ от 10.08.2015 № 36-КГ15-5 приводится интересная ситуация: работник и работодатель договорились о том, что при увольнении по соглашению сторон работнику будет выплачено выходное пособие, они составили соглашение о расторжении трудового договора, где прописали выплату выходного пособия. После этого работодатель увольняет работника по соглашению сторон, оставляя его без выходного пособия.

Работник обращается в суд. И Верховный Суд подтверждает правомерность увольнения работника по соглашению сторон без выплаты выходного пособия. Суд посчитал, что поскольку ст. 178 ТК говорит о том, что другие случаи выплаты выходного пособия должны быть предусмотрены трудовым или коллективным договором, чего в данном случае не было (а было только соглашение о расторжении трудового договора), то все действия работодателя правомерны.

Правила выплаты компенсации за неиспользованный отпуск

При увольнении работнику выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК). В вопросах исчисления, подсчета дней отпуска, которые работник заработал, определения периода, за который нужно выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск, применения правил определения этого периода нужно руководствоваться Правилами об очередных и дополнительных отпусках (утв. НКТ СССР 30.04.1930 № 169).

Если работник увольняется в течение первого рабочего года, применяются правила п. 28: «При увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию».

Таким образом, если в первый рабочий год человек отработал 11 месяцев и решил уволиться, то ему положена компенсация за отпуск как за 28 календарных дней.

Если работник увольняется в течение первого года работы по сокращению штата или численности, работодатель также должен ориентироваться на Правила об очередных и дополнительных отпусках. В них, в частности, указано следующее: полную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие ликвидации предприятия, сокращения штатов или работ.

Случаи с сокращением штата происходят довольно часто. И обычно под сокращение попадают работники, оформленные недавно. Именно поэтому нередко возникают вопросы об определении дней, за которые полагается компенсация за неиспользованный отпуск. Согласно Правилам об очередных и дополнительных отпусках, в этом случае должна выплачиваться полная компенсация. Об этом напоминает и Письмо Роструда от 09.08.2011 № 2368-6-1.

В п. 35 Правил говорится, что «при исчислении сроков работы, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца». При этом, применяя п. 35, важно помнить, что поскольку работник зарабатывает право на отпуск за рабочий год, отпуск начинает исчисляться с даты заключения трудового договора.

Так, если работник принят на работу 17 июня 2019 года и увольняется с 30 августа 2019 года, то при подсчете стажа, дающего право на отпуск, получается следующая выкладка: первый месяц — с 17.06.19 по 16.07.19; второй месяц — с 17.07.19 по 16.08.19; третий месяц — с 17.08.19 по 30.08.19. Поскольку третий месяц отработан не полностью, то компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается только за два месяца.

Правила выплаты премии при увольнении

Премия — это поощрительная выплата, которая является разновидностью стимулирующих выплат.

Зарплата, согласно ст. 129 ТК, – это вознаграждение за труд в зависимости от ряда показателей (квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы), а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, премия является составной частью заработной платы, и согласно ст. 140 ТК должна выплачиваться при увольнении. Но есть один момент: премия, как правило, привязана к результату, поэтому выплачивается раз в месяц, раз в квартал или раз в полгода. Из этого следует, что после окончания периода нужно собрать информацию для начисления премии, издать приказ о премировании, после чего бухгалтерия исчислит и выплатит ее. В данном случае не стоит забывать о локальных нормативных актах по оплате труда, которые есть в каждой организации.

В Письме ФНС РФ от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165 говорится, что из локального нормативного акта по оплате труда должен следовать порядок расчета (конкретный размер, показатель). И налоговая, открыв нормативные акты, должна увидеть, что определены размеры премии.

Некоторые работодатели прописывают нормы о выплате премии так, чтобы работник не мог догадаться, сколько он может получить денег. Обычно это звучит так: при достижении благоприятного финансового результата по усмотрению руководителя работнику может быть выплачена премия, размер которой определяется приказом. При этом налоговики говорят о конкретном размере.

Если в локальном нормативном акте работодатель не пропишет, что премия выплачивается, например, по итогам работы за год и что работник должен состоять в трудовых отношениях на дату принятия решения о выплате этой премии, то работодатель обязан будет индивидуально для работника посчитать и выплатить эту премию при увольнении, не дожидаясь окончания финансового года и соответствующего решения руководства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: