Какие изменения были принят по заполнению межевого плана

Письмо Росреестра от 26.04.2017 N 14-04852/17

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 26 апреля 2017 г. N 14-04852/17

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращения, поступившие из Минэкономразвития России, учитывая информацию, представленную Управлением Росреестра по Московской области (далее – Управление) и филиалом ФГБУ “ФКП Росреестра” по Московской области, сообщает.

1. По результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , а также дополнительно представленных 31.01.2017, 28.02.2017 документов орган регистрации прав на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) принял решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поскольку в нарушение пункта 18 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее – Требования), межевой план в виде XML-документа не обеспечил считывание и контроль представленных данных, об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, в том числе в связи с нарушением пунктов 75, 76 Требований, а также Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 N 388 (далее – Требования к проекту межевания).

Согласно пункту 75 Требований раздел “Схема расположения земельных участков” межевого плана (далее – Схема) оформляется на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об определенной территории, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала. При этом изображение должно обеспечивать читаемость Схемы, в том числе местоположения земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы.

Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления), природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границы земельного участка совпадают с местоположением внешних границ таких объектов и сведения о таких объектах содержатся в ЕГРН), земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования.

В соответствии с пунктом 76 Требований на Схеме в том числе отображаются границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (если земельный участок располагается в границах такой зоны или территории).

При этом на Схеме представленных межевых планов в условных обозначениях отсутствует наименование, а также учетный номер зон с особыми условиями использования территории.

Относительно замечаний о несоответствии проекта межевания земельных участков Требованиям к проекту межевания.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (далее – Закон об обороте):

земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки; если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (пункт 3);

если указанное в пункте 3 статьи 13 Закона об обороте решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4).

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 9 статьи 13.1 Закона об обороте).

Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган регистрации прав по месту расположения такого земельного участка (пункт 14 статьи 13.1 Закона об обороте).

Читайте также:
Строка УУТЭ в квитанции ЖКХ - что она означает и законно ли ее появление

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется (пункт 5 статьи 13 Закона об обороте).

В соответствии с пунктом пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.

Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Закона N 218-ФЗ.

В орган регистрации прав с целью осуществления государственного кадастрового учета земельного участка путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности из состава земель сельскохозяйственного назначения представляется межевой план, подготовленный в соответствиями с Требованиями, в том числе на основании проекта межевания земельных участков. При этом Законом N 218-ФЗ не установлены требования к подготовке проекта межевания земельных участков, проект межевания земельных участков также не входит в перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета.

Орган регистрации прав при проверке документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемый путем выдела в счет земельной доли (земельных долей) земельный участок, должен в том числе удостовериться в отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка и в соблюдении требования о допустимой разнице площадей земельного участка, указанных в межевом плане и в проекте межевания земельных участков (пункты 24, 30 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).

Учитывая, что приведенные в решениях о приостановлении/об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета замечания не касались возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, а также площади выделяемого земельного участка, Управлению предлагается усилить контроль за принимаемыми решениями, и принять меры по недопущению подобного впредь.

2. В орган регистрации прав поступали заявления о государственном кадастровом учете изменений земельных участков с приложением межевых планов, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами (далее – Межевые планы), по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ принимались решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, поскольку:

в разделах “Исходные данные” и “Заключение кадастрового инженера” Межевых планов была выявлена противоречивая информация (либо в разделе “Исходные данные” межевого плана отсутствовали реквизиты картографических материалов, использованных при подготовке межевого плана, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, при этом такая информация была указана в разделе “Заключение кадастрового инженера” межевого плана, либо в разделе “Исходные данные” межевого плана были приведены реквизиты “ситуационного плана земельного участка, датированного 1997 г.”, при этом в состав приложения межевого плана был включен “ситуационный план, датированный 2016 г.”);

в разделе “Исходные данные” Межевых планов отсутствовали реквизиты картографических материалов, использованных при подготовке Межевых планов, кроме того, конфигурация уточняемых земельных участков, приведенная в разделе “Чертеж земельных участков и их частей” Межевых планов, не соответствовала конфигурации земельных участков на ситуационных планах, датированных 2008 г., 2016 г., включенных в состав приложения Межевых планов, а в разделе “Заключение кадастрового инженера” Межевых планов отсутствовали соответствующие обоснования изменения конфигурации земельных участков, то есть фактического местоположения их границ на местности при образовании или 15 и более лет.

Читайте также:
Покупка квартиры: пошаговая инструкция

Согласно части 5 статьи 29 Закона N 218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 статьи 29 Закона N 218-ФЗ; уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения Закона N 218-ФЗ.

В связи с изложенным, учитывая, что уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета не содержали конкретных причин их принятия и рекомендаций по устранению причин приостановления, Управлению необходимо принять меры по недопущению подобных нарушений действующего законодательства впредь.

Дополнительно отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО

Что делать, если план межевания сделан с нарушениями?

– А если границы земельного участка (соответственно, и забор) установлены с нарушением статей Градостроительного кодекса о разработке проектов межевания территории (а это, как правило, так), то это можно доказывать в судах? Или бесперспективно, потому что государственный кадастр? То, что делают земельщики, проектами межевания называть нельзя, так как они определяют границы только по отношению к одному объекту, не учитывая никаких общественных интересов.

Отвечает директор компании «Жданов групп» Евгений Жданов:

Действительно, случаются ситуации, когда план межевания территории выполняется с нарушениями. К примеру, неверно указывают границы поворотных точек. Особенно часто так происходит, если земельные участки имеют неправильную форму. Что касается забора, то, согласно Градостроительному кодексу, он является элементом благоустройства и не имеет отношения к непосредственно межеванию территории. Безусловно, если оно произведено с нарушениями, можно обращаться в суд и выиграть его. Однако первоначально необходимо обратиться в Росреестр или кадастровую службу специализированной организации, куда можно принести план своего участка и указать, что Ваши права ущемлены. После этого на Ваш участок выезжает бригада кадастровых инженеров, которые проверяют наличие ошибок или нарушений. С составленным протоколом, выданным государственным органом, уже можно обращаться в суд.

Такие дела – не редкость, и выиграть их вовсе не сложно, как полагают многие. Кстати, до суда доходят в основном дела о спорах между соседями по земельным участкам. Если же проект межевания выполнен неверно по ошибке или халатности кадастровых инженеров, вопрос, как правило, решается на месте.

Отвечает адвокат Тейфук Гафаров (Симферополь):

К сожалению, качество работы землеустроителей оставляют желать лучшего. Еще хуже, когда заказчик работ умышленно пошел на захват чужой территории при помощи исполнителя. В этом случае единственный вариант защиты – суд. Во-первых, необходимо обратить внимание на сроки исковой давности. Здесь идет речь о том, когда стало известно о нарушении прав. Во-вторых, найти грамотного землеустроителя, который сможет, проведя замеры, установить нарушения. В идеале – когда работы будут заказаны Вашим адвокатом.

Как правило, проблемы возникают из-за того, что при оформлении нарушаются требования закона по согласованию границ с соседями. Согласование границ проводится со смежными соседями. Закон гласит, что эту процедуру можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или решив данный вопрос с каждым по отдельности. Зачастую нечистые на руку исполнители организуют фиктивные собрания и «рисуют» результаты в протоколе. Перспективы же судебного разбирательства зависят от того, действительно ли были нарушены Ваши права и правильно ли выбрана адвокатом правовая позиция.

Отвечает руководитель центрального отделения городской недвижимости «НДВ» Светлана Жукова:

Если границы земельного участка установлены с нарушением статей Градостроительного кодекса, необходимо делать новое межевание. Кадастровый инженер фиксирует границы участка при помощи межевых знаков и фиксирует их в документации. Если соседи либо сам собственник не согласны с результатами проведенной процедуры, то к составленному межевому плану Вы должны приложить свои возражения в письменном виде. В дальнейшем возражения будут рассмотрены в Росреестре, а при необходимости переданы в суд. Однако имейте в виду, что перед тем, как проводить межевание, нужно оповестить в письменном виде всех заинтересованных лиц – владельцев смежных участков.

Читайте также:
Аварийное и ветхое жилье

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

Нужно обращаться в суд, если границы размежеваны не верно. Судебная практика складывается по-разному: все зависит от конкретных обстоятельств дела. Далеко не во всех регионах «земельщики творят беспредел». В Ставропольском крае все более-менее правильно. Вместе с тем у меня в практике было два таких спора, и оба были успешно решены в суде в пользу истца.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Зачем нужен акт согласования границ надела и как его составить

Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее – согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее – заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения – решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества – решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 250-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания “Российские автомобильные дороги”.

Читайте также:
Что такое договор аренды склада и как он оформляется

(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)

4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. Границы земельных участков считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления об их согласовании с приложением согласованного проекта границ земельного участка.

(часть 4.2 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 308-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами. При согласовании местоположения границ (частей границ) земельных участков с заинтересованными лицами в индивидуальном порядке допускается осуществлять такое согласование в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц – участников согласования местоположения границ определенного земельного участка, включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

Читайте также:
Правила установки газового счетчика в квартире

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

12. При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в Едином государственном реестре недвижимости).

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Акт согласования границ земельного участка

Формирование акта о согласовании границ участка земли происходит тогда, когда собственникам земельных наделов необходимо определить их точные размеры.

Для чего нужен документ

Все земельные участки, стоящие на кадастровом учете, должны иметь зафиксированные документально строго определенные границы. Это позволяет собственникам территорий и надзорным ведомствам иметь четкое представление об их размерах.

В дальнейшем такие данные позволяют избегать разногласий с владельцами соседних участков и государственными административными учреждениями.

Кроме того, на их основе производится правильное и безошибочное начисление налоговых платежей собственникам земли.

На кого возложена функция по уточнению границ земельных зон

Обязанность по контролю за крайними точками участков земли возложена на кадастровых инженеров. Это высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и имеющие соответствующие государственные свидетельства.

В перечень полномочий кадастровых инженеров включены:

  • право на ознакомление с документами, удостоверяющими личность собственников земли;
  • право на проверку правоустанавливающих бумаг;
  • возможность предоставлять собственникам земли межевой план и давать по нему необходимые разъяснения;
  • устанавливать границы земельных участков, подлежащих согласованию;
  • проводить собственно согласовывающие мероприятия.

Кто занят в согласовании

К участникам согласования причисляются все заинтересованные лица:

  • владельцы земельных территорий;
  • граждане обладающие правом наследования земли;
  • люди, имеющие законную возможность бессрочного пользования землей;
  • те, у кого земельные участки находятся в официально оформленной временной аренде.
Читайте также:
Срок эксплуатации газового счетчика и его замена

В отношении каких земель согласование проводится не должно

В законодательстве однозначно указаны зоны, границы которые не подлежат разграничению. К ним относятся:

  • сельскохозяйственные угодья некоторых отдаленных районов РФ;
  • леса и особо охраняемые территории;
  • участки, границы которых уже обозначены размещенными на них линейными и иными искусственными или природными объектами.

Как происходит согласование

Процесс по согласованию крайних точек участков может осуществляться в одном из двух вариантов. Первый подразумевает, что заинтересованными сторонами являются сразу несколько человек. Второй предполагает индивидуальное согласование с одним соседом.

Каждой из сторон, имеющих прямое отношение к делу, за месяц до наступления события отправляется соответствующее оповещение. Вручение его должно производиться только под роспись.

Допускается и электронное извещение или публикация в средствах массовой информации. Правда эти два способа не гарантируют того, что информация дойдет по адресата.

В назначенный день кадастровый инженер проводит замеры участков и в нужных точках устанавливает специальные опознавательные столбы. На них обязательно должны быть указаны сведения о номере и дате установки. Надзор за состоянием этих столбов возлагается на собственников земли. В случае их повреждения или утраты на нарушителя может быть возложено административное наказание в виде штрафа.

Весь процесс фиксируется в специальном акте согласования. Сюда же вносится информация о том, согласны участники процесса с установленными границами или нет.

Что делать, если одна из сторон не согласна

Ситуации, когда один из владельцев земли не согласен с крайними точками своего участка встречаются не так уж и редко.

Закон предусматривает право на оспаривание в суде определения границ.

Правда для этого необходимо заручиться надежными подтверждающими документами. В результате судебных разбирательств возможно последующее дополнительное уточняющее межевание земель.

Особенности составления акта

Общеприменимого, стандартного бланка акта по согласованию границ земельного участка на сегодняшний день нет, так что писать его можно в произвольной форме. Единственное, что нужно учесть, чтобы последовательность его содержания отвечала определенным стандартам составления подобного рода документации. Это значит, что бланк условно надо поделить на три части:

  1. начало – это название и номер документа;
  2. основной раздел – сведения об участке, границы которого согласовываются;
  3. заключение — принятое решение (согласованы они или нет) и подписи сторон.

Акт допустимо писать вручную, или набирать на компьютере. Для распечатанного документа подходит обычный чистый лист бумаги любого удобного формата (преимущественно используется А4).

Документ надо делать в количестве экземпляров, равном участникам процедуры согласования – по одному для каждого заинтересованного лица.

Образец акта согласования границ земельного участка

  1. Сначала посередине документа пишется его наименование и ставится номер (по необходимости).
  2. Далее указывается кадастровый номер участка, границы которого согласовываются, его площадь, а также даются сведения о собственнике.
  3. После этого в специальную табличку вносится информация о согласовании:
    • указывается знак, обозначающий размежевание;
    • вписывается номер смежного участка и данные о его владельце;
    • вносится отметка, если согласование происходило с лицом, действующим по доверенности;
    • подпись собственника соседнего участка.

По мере надобности в таблицу можно внести и любые другие дополнительные сведения.

  • Далее в акте обязательно следует зафиксировать информацию о том, что разногласий по согласованию между владельцами соседних участков нет. Если же таковые были, это нужно также обозначить и одновременно написать, какое в связи с этим было принято решение (разбирательство в судебной инстанции, добровольное дополнительное межевание и т.п.).
  • В завершение документ подписывается всеми участниками процедуры согласования.
  • Зачем нужен акт согласования границ надела и как его составить

    Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

    Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

    Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.

    Установление границ на местности не разрешается в случае, если:

    Читайте также:
    Самовольное подключение к электросетям - штраф и ответственность

    – земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

    – подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в ЕГРН, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

    – подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

    Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

    – собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, или казенным предприятиям – в постоянное (бессрочное) пользование);

    – пожизненного наследуемого владения;

    – постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

    – аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

    От имени правообладателей смежных земельных участков (заинтересованных лиц) в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

    В согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также:

    – представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников),

    – представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, уполномоченный решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц),

    – представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, уполномоченный решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).

    В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

    Законодательством предусмотрено два способа проведения согласования границ земельного участка:

    • посредством проведения собрания заинтересованных лиц;
    • в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

    Способ проведения процедуры согласования (посредством проведения собрания либо в индивидуальном порядке) выбирает кадастровый инженер.

    Если согласование проводится посредством проведения собрания, заинтересованные лица должны быть извещены об этом в срок не менее чем 30 дней до дня проведения данного собрания. Извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ направляются заинтересованным лицам по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, вручаются под расписку, либо опубликовываются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

    Публикация извещений допускается в исключительных случаях, установленных частью 8 статьи 39 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». В частности, кадастровый инженер вправе опубликовать извещение, если в ЕГРН отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц, или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления с отметкой о невозможности его вручения.

    В извещениях, помимо сведений о месте, дате и времени проведения собрания, указываются сведения о заказчике и кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, о кадастровом номере и адресе земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, о смежных с ним земельных участках, либо указывается кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены данные земельные участки, а также представлен порядок ознакомления с проектом межевого плана.

    Читайте также:
    Калькулятор неустойки по ДДУ в 2021 году в России

    Независимо от выбранного способа согласования, кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей, обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания, указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

    Результат согласования границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

    Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ либо в письменной форме не представили свои возражения, то в акт согласования вносится соответствующая запись. При этом акт считается согласованным. В таком случае к межевому плану обязательно прилагаются документы, подтверждающие, что заинтересованное лицо было должным образом извещено о проведении собрания.

    Если местоположение границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно согласования, то в акт согласования вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

    Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

    отдела государственной регистрации недвижимости

    Росреестр разъяснил порядок определения границ земельного участка

    “Практика показывает, что именно отсутствие точно определенных границ является причиной большинства конфликтов между владельцами смежных земельных участков. Но если вы проводите межевание, в ЕГРН вносятся точные границы вашего участка. Таким образом вы защитите свои права и сведете к минимуму возникновение земельных споров”, – пояснили в Росреестре.

    Наличие четко установленных границ позволяет без лишних проблем совершать с участком любые операции и сделки. Кроме того, межевание поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади.

    “Ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога”, – добавили в ведомстве.

    Как узнать, внесены ли в ЕГРН границы земельного участка?

    Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН. Если в реестре не окажется необходимых сведений, в выписке будет особая отметка: “Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства”.

    Получить выписку можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, а также на сайте подведомственного ФГБУ “ФКП Росреестра”.

    Также можно воспользоваться сервисом “Публичная кадастровая карта” (ПКК). Найти конкретный объект на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка “Без координат границ” или площадь указана как декларированная, значит, границы участка не установлены.

    Как уточнить границы участка?

    Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.

    Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе “Государственный реестр кадастровых инженеров”. Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.

    Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.

    После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.

    Какие нужны документы?

    Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

    Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:

    Читайте также:
    Как оформить гараж в собственность в гаражном кооперативе

    – ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);

    – планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;

    – документы по территориальному планированию муниципальных образований;

    – проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

    Как согласовать границы участка с соседями?

    В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.

    Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.

    Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.

    Далее документы необходимо передать в Росреестр. При наличии обоснованных возражений учетно-регистрационные действия будут приостановлены, а решать разногласия соседям придется уже в суде.

    Акт согласования границ земельного участка и его образец

    Владельцы земельных участков достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда необходимо точно указать границы их наделов.

    Границы землевладения должны быть подтверждены документально.

    Это позволит предотвратить спорные и конфликтные ситуации с соседями и местными структурами власти.

    Согласование границ угодий – это одна из операций, являющихся частью процедуры межевания.

    Межевание по своей сути считается разновидностью кадастровых работ.

    Участок, границы которого не зафиксированы, не может быть поставлен на кадастровый учет. Значит, его владелец в такой ситуации не будет считаться полноправным хозяином земли.

    Узнать более подробную информацию о процедуре согласования можно в отдельной нашей статье.

    Что такое акт согласования

    Акт согласования границ земельного участка (далее – Акт) – это особый документ, в котором четко определено, где именно проходят границы землевладения.

    По его содержанию можно однозначно установить, где заканчиваются владения хозяина участка и начинаются земли, принадлежащие соседям, организациям, поселениям или государству.

    Без этого документа совершить сделку по отчуждению недвижимости невозможно.

    Если нет Акта, участок нельзя продать или подарить. Таковы требования новой редакции закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    Для чего нужен

    Акт согласования границ земельного участка позволяет:

    • поставить участок на кадастровый учет;
    • оформить его в частную собственность в полном соответствии с российским законодательством (включая ситуации, когда владелец угодья становится его собственником по так называемой «дачной амнистии»);
    • пользоваться и распоряжаться землевладением любым не запрещенным законом способом, в том числе совершать сделки по его отчуждению;
    • упростить разрешение спорных ситуаций, возникающих с соседями из-за разногласий по границам угодий;
    • произвести корректный расчет суммы, взыскиваемой с владельца в качестве налога на землю.

    В случае, если был сформирован новый земельный участок (например, в результате деления прежнего угодья на отдельные доли), для него также составляется акт согласования границ.

    Это требуется в первую очередь для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок.

    Как видим, акт согласования границ является важным и нужным документом.

    Процесс оформления

    Какие сведения содержит

    В Акте должна содержаться следующая информация:

    • наименование документа;
    • точное местоположение земельного участка (его фактический адрес);
    • площадь участка, расположение его границ и другие сведения, касающиеся результатов согласования;
    • кадастровый номер объекта;
    • кадастровые номера участков, имеющие с данным объектом общие границы;
    • Ф.И.О. владельца земельного угодья;
    • если от имени владельца участка действует его представитель, также указываются его Ф.И.О. и номер надлежащим образом заверенной доверенности;
    • если какая-либо из сторон с чем-то не согласна, имеются определенные замечания или возражения, запись о них также подлежит внесению в Акт;
    • может быть приведена информация о порядке согласования (индивидуально или на общем собрании);
    • подпись исполнителя работ (кадастрового инженера), заверенная печатью;
    • подписи лиц, заинтересованных в согласовании границ объекта недвижимости.

    К Акту согласования границ прилагается схема участка, на которой должны быть нанесены его границы.

    Как заполнять

    Полномочиями на заполнение акта согласования границ земельного участка обладает только кадастровый инженер. Он должен иметь соответствующий сертификат.

    Бланк документа допускается заполнять как на компьютере для последующей распечатки, так и от руки. В последнем случае делать это следует с помощью ручки с чернилами черного или синего цвета.

    Читайте также:
    Покупка квартиры: пошаговая инструкция

    Заполняющий его инженер обязательно должен заверить документ своими подписью и печатью, а также убедиться, что правообладатели поставили в нем личные подписи. Без этих реквизитов Акт недействителен.

    Как выглядит бланк и образец

    Единой формы бланка этого документа, являющейся обязательной, на сегодняшний день пока не существует. Он может иметь любую форму при условии присутствия в нем корректного заполнения необходимых реквизитов (они перечислены выше).

    Образец такого бланка можно скачать по ссылке.

    Готовый акт согласования может выглядеть, например, так:

    Требования

    Чтобы документ считался действительным, он должен соответствовать ряду требований:

    1. Перед составлением Акта согласования всем заинтересованным в нем гражданам должен быть вручен план межевания, на котором отмечены границы, требующие проведения согласования;
    2. Подписи на документе должны быть сделаны собственноручно гражданами, заинтересованными в согласовании границ участка, либо их представителями (их полномочия должны иметь документальное подтверждение);
    3. Информация о характеристиках угодья и сведения о заинтересованных лицах, указанные в Акте, должны приводиться в корректной форме и быть действительными на момент его составления.

    Акт распечатывается в количестве экземпляров, равном числу лиц, заинтересованных в согласовании границ надела. Каждому вручается по одному экземпляру этого документа.

    Если заинтересованный в принятии акта гражданин (либо его представитель) был надлежащим способом извещен о процедуре согласования, но не поставил в Акте своей подписи или же не предъявил письменного обоснованного возражения, расположение границ земельного участка считается согласованным.

    Возражения

    На практике нередко возникают ситуации, когда владельцы соседних участков отказываются признавать приведенные в Акте согласования границы.

    Например, сосед по даче может посчитать, что часть его земли была неправомерно захвачена или неправильно установлена.

    По закону в таком случае они должны оформить свои возражения в письменном виде и привести подкрепляющие их доводы.

    Если договориться с соседом так и не удалось, то в согласии с положениями земельного законодательства следует руководствоваться такими правилами:

    1. К оценке площади земель, используемых по факту, привлекается кадастровый инженер. Исходя из этих данных определяются границы надела.
    2. Границы землевладения устанавливаются в соответствии с положением красных линий, которые вычерчены на межевом плане. Кроме этого, может учитываться и фактически существующее разграничение землевладений.

    Чаще всего подобные споры удается разрешить без судебных разбирательств. Если же нарушения в добровольном порядке устранены не были, то сторона, считающая себя пострадавшей, вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

    Куда сдавать

    Готовый акт согласования границ земельного участка нужно сдавать в Кадастровую палату. Обязанность его передачи в данную структуру возлагается на кадастрового инженера.

    Доступ посторонним лицам к месту хранения Акта согласования границ не предоставляется.

    Особенности исправлений

    В Акте не допускается наличие каких-либо исправлений или помарок. Если в ходе его составления была допущена ошибка или сделана опечатка, кадастровый инженер должен изготовить документ заново. Затем его нужно снова предоставить для ознакомления и подписи заинтересованным лицам.

    Как оспорить

    Уже готовый Акт можно оспорить в суде, если на то имеются юридически значимые основания (например, была установлена подделка подписи или обнаружено, что кадастровым инженером допущена ошибка при определении границ землевладения).

    Для этого необходимо предъявить в суд исковое заявление, содержащее требование признать документ недействительным.

    Основным доказательством по делу будет являться официально составленный и заверенный акт согласования границ земельного участка.

    Полезное видео

    Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается, что такое акт согласования границ земельного участка и для чего он необходим.

    Заключение

    Итак, акт согласования границ земельного участка – это документ, в котором закреплено положение границ определенного земельного угодья. Полномочиями по его оформлению и заверению обладает кадастровый инженер.

    Установление границ необходимо для постановки объекта недвижимости на учет в Росреестр. Владелец участка не сможет распоряжаться им в полной мере, пока не будет составлен данный документ.

    Акт согласования нужно подписывать владельцу угодья и хозяевам соседних участков, имеющих с ним общие границы. Если кто-то из заинтересованных лиц не согласен с определением границ, он должен в письменном виде аргументированно изложить свои претензии.

    Если обнаружились какие-либо несоответствия после подписания и принятия документа, его можно попытаться признать недействительным, обратившись в суд с соответствующим исковым требованием.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: