Как формируется план сноса пятиэтажек в Москве на 2016-2021 годы

Имею Право

Знайте свои права!

Расселение ветхого жилья в Москве в 2021 году — когда и где снесут пятиэтажки

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (495) 980-97-90 (доб. 697) (Москва)
+7 (812) 449-45-96 (доб. 281) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 700-99-56 (доб. 198) (Россия)

Это быстро и бесплатно !

Начатый в виде многолетней программы в далеком 2000-ом постепенный снос московских пятиэтажек растянулся почти на 18 лет и только в 2021 году вступил в активную завершающую стадию. Полное окончание задуманного назначено на 2021 год. Это на 10 лет позже первоначального срока, однако, программа все же шла, и властям удалось расселить уже порядка 90% семей – обладателей советских «хрущоб». В 2017 году за проблему взялись окончательно и в ближайшие годы запланировали снести 5177 5-этажек, переселив жителей в новые дома.

Принятый перечень домов, подлежащих сносу, претерпевал несколько изменений – какие-то адреса из него исключали, порядка 40 добавили. Выбор адресов не случаен. Реновации решено подвергнуть здания определенной серии в Москве с определенным характером инфраструктуры вокруг. Подходит или нет какой-то дом под эти критерии, можно определить самостоятельно.

Какие московские дома выбраны под снос?

Основные показатели, от которых отталкиваются власти, реализуя снос ветхого жилья в Москве, это в первую очередь:

  • возраст строений по отношению к сроку их службы;
  • удаленность от разветвлений метро.

Изначально предельным сроком эксплуатирования жилищ, получивших звание «хрущевок», считались 25 лет. Эти дома должны были стать временным пристанищем для граждан на пути из устаревших коммуналок к современным, отдельным, новым квартирам. Но благое дело не выгорело, в результате тысячи семей застряли в недолговечных жилищах не на 25, а на все 70 лет. Пока, наконец, их дома не попали в список ветхого жилья на полное уничтожение.

Первыми в Москве на снос стоят следующие серии таких домов-пятиэтажек:

  • I-331/I-335/I-447;
  • I-510/I-511/I-515;
  • II-07;
  • K-7;
  • 2-07.

Эти здания, например, уже снесены в СВАО в 2017 году. Большинство именно таких строений отвечает сегодняшним параметрам ветхого жилья, поскольку имеет:

  • полностью непригодную технологию стыковки труб;
  • неудовлетворительное количество энергорозеток;
  • низкие потолки;
  • устаревшую электропроводку, сечение которой абсолютно нарушает правила пожарной безопасности, нехватку распределителей;
  • неграмотную планировку и оснащение кухонных помещений, создающих опасность быстрого пожара;
  • непродуманное размещение вдали от общественных остановок и метро.

Подобная проектировка приводит также к тому, что жилища в момент обрушаются, когда время опорных элементов выходит. А количество коммуникационных аварий не счесть вовсе.

Вместе с тем, часть «хрущевок» считается пригодной к проживанию еще не меньше 100 лет по проекту. В отношении многих из них была заложена только реконструкция ветхого жилья, несмотря на то, что иные новые комплексы обходятся дешевле в строительстве, чем ремонт старых жилищ.

К таким «крепышам» отнесли и серии:

  • II-32/II-35;
  • 1605-am;
  • 1-мг-300.

Однако власти поняли, что ремонтировать неприглядные сооружения только на основе того, что они еще не совсем развалились, экономически недальновидно, поэтому со временем и эти проекты уйдут под снос в прошлое. Например, их уже почти полностью убрали в ЮВАО, а в предстоящем году заложена ликвидация остальных ветхих пережитков.

Не попадают под программу серии домов I-447, I-447C. Эти здания и квартиры признаны полностью удовлетворяющими нормам изношенности и пожарной безопасности.

В какой очередности идет снос и расселение?

Как гласит утвержденный официальный план Программы сноса ветхих пятиэтажек, переселение жильцов устаревших домов будет идти волнообразным методом:

  1. Сначала граждане, дома которых входят в список ветхого жилья, получат улучшенные новые квартиры в том же районе, где проживали, или по соседству, но с более развернутой инфраструктурой вокруг. Для этого в каждой такой зоне предварительно будут отстроены или подготовлены стартовые новые дома.
  2. Полностью освобожденные пятиэтажки будут сровнены с землей, площади под ними расчищены.
  3. На чистых территориях возведут новостройки для следующей партии жильцов, подпадающих под снос пятиэтажек в 2021 году, и так дальше.

Подобный метод избавляет жителей от неудобств, сопровождающих обычно переезд – поиск новой работы, новых детсадов, школ. Поэтому москвичи с нетерпением ждут, не попадет ли их дом под реновацию в этом или следующем году.

Узнать, попало ли жилище под Программу, нетрудно. Во-первых, достаточно свериться с открытым, актуальным перечнем сноса домов — все адреса из него есть ниже прямо здесь. Во-вторых, как только здание с квартирой жильца попадает под прицел реновации, владельцу квартиры переправляется специальное уведомление.

Как действовать при получении уведомления о сносе жилья?

Если гражданин получил документальное подтверждение о том, что он попал под расселение хрущевок в ближайшее время, что нужно сделать:

  1. Обратиться в городской жилфонд по месту жительства. Можно предварительно позвонить по 495-777-77-77 (Единая справочная служба, Москва) и точно узнать, куда, в какой жилфонд ему надлежит явиться.
  2. На приеме в жилфонде получить документ о предварительном оценивании предлагающегося взамен жилья в Москве.
  3. Осмотреть новую жилплощадь. Выразить согласие, несогласие.
  4. Когда требования сошлись, и согласие получено, прочитать и подписать договор с городом об обмене.

После этого изучить график расселения ветхого жилья в своем районе, осуществить переезд, и только тогда старая квартира отойдет Правительству Москвы.

Какие новые квартиры предлагают взамен?

Новые квартиры не будут намного меньше или порядком больше старых, каждый переселенец получит эквивалентную бывшей жилплощадь. Но будет более удобная планировка, просторная кухня, прихожая, санзоны.

В замененных квартирах обязательно должны быть:

  • кондиционеры;
  • счетчики на все виды коммуникаций;
  • современные отопительные батареи;
  • закрытые стекленые лоджии или балконы.

Доплату за это взимать запрещено.

Читайте также:
Как отказаться от доли в квартире в пользу другого собственника

Вместе с тем, если кто-то из попавших под расселение пятиэтажек в Москве изъявит желание получить новое жилье больше прежнего, такая возможность не только будет ему предоставлена, но и будет сопровождена набором скидок и льготных условий.

С другой стороны, отказавшийся от нового жилища полностью, будет обеспечен компенсацией в размере стоимости квартиры по актуальным рыночным ценам на жилье.

На что ориентироваться в целом?

Несмотря на решение властей оставить некоторые советские постройки только для капитального ремонта, 2025 год называют годом, когда в Москве снесут все пятиэтажки, уродующие город, а не только так называемые хрущобы. Для этого достаточно будет, чтобы пятиэтажное советское творение:

  • было отстроено из блоков;
  • объективно представляло собой аварийное жилище;
  • не подлежало безопасному ремонту ввиду архитектурных нюансов старого проекта;
  • занимало важную площадь в крупной трансформации всего микрорайона или квартала;
  • находилось в реальном отдалении от первого-второго колец метро;
  • располагалось на пути прокладывания крупной дорожной магистрали.

Но не стоит рассчитывать, что под ветхие жилища попадут все советские дома. Многие из них способны законно прослужить еще и 50 лет. Правительство же нацелено на строения, которым осталось лет 10-20, так что со списками сносимых зданий Москвы полезно сверяться постоянно.

Пока же, крупномасштабная ликвидация ветхих жилищ в Москве в 2021 году не затронет, к сожалению, область и Подмосковье. Но разговоры об этом уже активно начинаются. В регионах же инициативу подхватили уже на деле, так что всем обладателям старых советских жилищ нужно верить и ждать, что их благоустройство тоже не за горами.

Актуальный список адресов на 2021 год

  • 2-я Хуторская ул., д. 6-14, к.2
  • Фестивальная ул., д.17
  • Фестивальная ул., д.21
  • Фестивальная ул., д.15, к. 2
  • Фестивальная ул., д.15, к. 4
  • Анненская ул., д. 6
  • Большая Марьинская ул., д. 11, корп.1
  • Большая Марьинская ул., д. 11, корп.2
  • Годовикова ул., д. 10, корп.1
  • Годовикова ул., д. 10, корп.2
  • Дежнева пр-д, д.12, к.1
  • Дежнева пр-д, д.22, к.2
  • Дежнева пр-д, д.8
  • Дежнева пр-д, д.26, к.2
  • Дежнева пр-д, д.26, к.3
  • Добролюбова ул., д. 17
  • Милашенкова ул., д. 7, корп. 3
  • Полярная ул., д. 3, корп. 2
  • Снежная ул., д.19, к.1
  • Фонвизина ул., д. 11
  • Шереметьевская ул., д. 31, к. 2
  • Яблочкова ул., д. 22, корп. 1
  • Яблочкова ул., д. 22, корп. 2
  • Яблочкова ул., д. 22, корп. 3
  • Яблочкова ул., д. 18, корп. 3
  • Яблочкова ул., д. 18, корп. 4
  • Яблочкова ул., д. 20, корп. 2
  • Шереметьевская ул., д.31, корп.1
  • Дежнёва пр., д. 22, корп.1
  • Дежнёва пр., д. 26, корп.1
  • Молодцова ул., 17, корп.1
  • Молодцова ул., 25, корп.1
  • Молодцова ул., 33, корп. 1
  • Полярная ул., д. 5, корп.2
  • Ясный пр., д. 16, корп. 2
  • Измайловский просп., 63
  • Кирпичная ул., д. 49
  • Константина Федина ул., д.15
  • Константина Федина ул., д.17
  • Плющева ул., 15, корп. 3
  • Дм. Ульянова ул., д.27-12, корп.1
  • Дм. Ульянова ул., д.27-12, корп.2
  • Дм. Ульянова ул., д.27-12, корп.3
  • Дм. Ульянова ул., д.27-12, корп.4
  • Обручева ул., д. 5, корп.2
  • Обручева ул., д. 7
  • Обручева ул., д. 9
  • Профсоюзная ул., д. 96, корп.1
  • Профсоюзная ул., д. 96, корп.2
  • Профсоюзная ул., д. 96, корп.3
  • Профсоюзная ул., д. 98, корп.2
  • Профсоюзная ул., д. 98, корп.6
  • Профсоюзная ул., д. 98, корп.7
  • Профсоюзная ул., д. 98, корп.8
  • Черноморский б-р, д. 22, корп.2
  • Дм. Ульянова ул., д.45, корп.1
  • Дм. Ульянова ул., д.47, корп.1
  • Профсоюзная ул., д.98, корп.3
  • Профсоюзная ул., д.98, корп.4
  • Севастопольский пр-т, д. 22
  • Шверника ул., д.6, корп.2
  • Ак. Павлова ул., 28
  • Ак. Павлова ул., 30
  • Ак. Павлова ул., 32
  • Ак. Павлова ул., 34
  • Ак. Павлова ул., 36
  • Ак. Павлова ул., 38
  • Ак. Павлова ул., 40
  • Ак. Павлова ул., 54
  • Ак. Павлова ул., 56, стр.1
  • Ярцевская ул., д.27, к.5
  • Ярцевская ул., д.31, к.1
  • Ярцевская ул., д.31, к.2
  • Ярцевская ул., д.31, к.3
  • Ярцевская ул., д.31, к.4
  • Ярцевская ул., д.31, к.5
  • Ярцевская ул., д.31, к.6
  • Ленинский пр-т, д.110, корп.3
  • Ленинский пр-т, д.110, корп.4
  • Ленинский пр-т, д.134
  • Ленинский пр-т, д.136
  • Ленинский пр-т, д.138
  • Вернадского пр-т, д.64
  • Вернадского пр-т, д.66
  • Вернадского пр-т, д.68
  • Вернадского пр-т, д.70
  • Вернадского пр-т, д.72
  • Вернадского пр-т, д.74-50
  • Коштоянца ул., д.19
  • Коштоянца ул., д.27
  • Коштоянца ул., д.37
  • Коштоянца ул., д.9
  • Лобачевского ул., д.84
  • Кастанаевская ул., д. 55
  • Кастанаевская ул., д. 57, корп. 1
  • Кастанаевская ул., д. 61, корп. 1
  • Кастанаевская ул., д. 61, корп. 2
  • Кастанаевская ул., д. 63, корп. 1
  • Малая Филёвская ул., д. 16
  • Малая Филёвская ул., д. 22
  • Малая Филёвская ул., д. 24, корп. 1
  • Малая Филёвская ул., д. 24, корп. 2
  • Малая Филёвская ул., д. 24, корп. 3
  • Давыдковская ул., д. 10, корп.1
  • Давыдковская ул., д. 10, корп.2
  • Давыдковская ул., д. 10, корп.3
  • Давыдковская ул., д. 10, корп.4
  • Давыдковская ул., д. 12, корп.1
  • Давыдковская ул., д. 12, корп.2
  • Давыдковская ул., д. 12, корп.4
  • Давыдковская ул., д. 12, корп.5
  • Давыдковская ул., д. 2, корп.7
  • Давыдковская ул., д. 4, корп.1
  • Давыдковская ул., д. 4, корп.2
  • Давыдковская ул., д. 4, корп.3
  • Кременчугская ул., д. 5, корп.1
  • Славянский бульв., д. 5, корп.2
  • Славянский бульв., д. 9, корп.3
  • Славянский бульв., д. 9, корп.4
  • М. Жукова пр., д.35, корп.2
  • М. Жукова пр., д.51, корп.3
  • М. Жукова пр., д.51, корп.4
  • Народного ополчения ул, д.13, корп.3
  • Народного ополчения ул, д.13, корп.4
  • Народного ополчения ул, д.11, корп.3
  • Народного ополчения ул, д.11, корп.4
  • Туристская ул., д. 14, корп.1
  • Яна Райниса бульвар, д. 2, корп. 2
  • Яна Райниса бульвар, д. 2, корп. 3

Важно! В список постоянно вносятся дополнения и изменения. Уточнять наличие в нем того или иного дома рекомендуется официальным запросом в городские службы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – заполните форму ниже или позвоните прямо сейчас:
+7 (495) 980-97-90 (доб. 697) (Москва)
+7 (812) 449-45-96 (доб. 281) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 700-99-56 (доб. 198) (Россия)

Читайте также:
Допускает ли закон замену прав не по месту прописки

Как будут расселять дома по новому закону о всероссийской реновации

Президент России Владимир Путин подписал закон о всероссийского реновации старого жилого фонда. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Новый закон позволит изымать землю у собственников жилья и расселять неаварийные дома в целях комплексного развития территорий. Это норма делает закон одним из важнейших в сфере градостроительной политики и развития городов, принятых в 2020 году. В случае подписания документа Владимиром Путиным закон на многие годы вперед будет влиять на расселение старого жилого фонда, развитие и создание облика российских городов.

Рассказываем, как именно будет работать новая программа реновации в регионах, как будут выбирать территории для комплексного развития, какое жилье может подпасть под снос, что получат взамен жители старых домов.

Что такое комплексное развитие территорий

В пояснительной записке к документу отмечается, что закон о комплексном развитии территорий должен распространить опыт московской реновации на все регионы России, но слово «реновация» в законе не употребляется ни разу. В документе комплексное освоение территорий определяется как «совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов».

Цели программы всероссийской реновации

Главными задачами программы названы развитие поселений и городов, повышение качества и комфорта городской среды и улучшения их внешнего облика, развитие всей необходимой инфраструктуры и благоустройство территорий. Программа должна также обеспечить достижение необходимых показателей в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий россиян, которые указаны в различных госпрограммах и нацпроектах. Одной из целей программы также является привлечение частных инвестиций в проекты реновации.

Комментарий: «Реновация создаст конкуренцию девелоперам»

Андрей Носов, директор по инвестициям ГК «Гранель»:

— Всероссийская реновация — это проект, который будет во многом определять развитие строительной отрасли на ближайшие десять лет. Свободные объемы жилья, построенного в рамках программы реновации, будут все больше конкурировать с коммерческими жилыми проектами. С точки зрения стратегического планирования, оценивая инвестиционную привлекательность проекта, стоит учитывать расположение в районах реновации.

Регионам дали широкие полномочия по реновации

Властям в регионах и муниципалитетах дали широкие полномочия в вопросах проведения реновации в субъектах России. Правом принять решение о реновации будут наделены их высшие исполнительные органы. Они смогут разработать и утвердить адресные программы по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых будет принято решение о комплексном развитии территории. Регионы сами станут определять содержание программ, источники финансирования, порядок опроса граждан, технические характеристики домов, которые могут быть включены в программу.

Такие полномочия главам регионов необходимы для расчистки фонда аварийного и ветхого жилья и для ускорения темпов ввода в строй нового жилья, а федеральные и региональные власти будут взаимодействовать в вопросах проведения реновации в субъектах, пояснил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Комментарий: «В разных регионах гражданам не гарантированы равные права»

Надежда Косарева, президент Фонда «Институт экономики города»:

— Вопрос обновления территорий российских городов с деградирующей застройкой очень актуален. Но во всем мире к таким проектам редевелопмента подходят на основе их поддержки большинством собственников недвижимости. А поддержка достигается через предоставление собственникам выгоды от этих проектов, в том числе безусловного улучшения жилищных условий. Закон о комплексном развитии территорий такую выгоду гражданам не гарантирует, а оставляет решение на усмотрение регионов. То есть в разных регионах гражданам не гарантированы равные права в этом отношении, что, на мой взгляд, недопустимо.

Какие территории и дома могут подпасть под реновацию

В законе названы несколько вариантов, когда может проводиться комплексное развитие территорий — это касается территорий жилой, нежилой застройки, незастроенных территорий и по инициативе правообладателя.

Из проекта закона убрали положение, по которому в программу могли включить только территории, на которых 50% и более составляют аварийные и подлежащие сносу многоквартирные дома. Данный пункт вызывал критику, поскольку в программу могли быть включены любые дома, в том числе не ветхие и не аварийные. К второму чтению это положение исчезло — теперь параметры территорий будут определять субъекты. Таким образом, под реновацию могут подпасть территории, где даже нет ветхих и аварийных домов.

Помимо ветхого и аварийного жилья, в программу могут включать и неаварийные дома в случае износа крыши или фундамента, а также если капремонт дома дорог и нецелесообразен. В документе отмечается, что здания должны быть построены в период индустриального домостроения, быть в ограниченно работоспособном техническом состоянии. Под снос могут попасть дома с определенным износом конструктивных элементов или если стоимость капремонта превышает определенную сумму. Порядок признания зданий ограниченно работоспособными, а также степень износа и предельную стоимость капремонта станут определять регионы.

«Портрет» аварийных домов

Средний возраст аварийных домов в исследуемых городах — Волгограде, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Казани, Челябинске, Уфе, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Краснодаре и Екатеринбурге — составляет 78 лет. Обычно возраст аварийных домов, которые расположены в окружении ветхой застройки, меньше, чем у таких домов, расположенных точечно. Наиболее старые МКД — в Ростове-на-Дону (возраст 103 года), а наиболее «молодые» — в Казани (62 года).

Обычно в аварийных домах низкая обеспеченность жильем — 14 кв. м на человека. Этот показатель вдвое ниже средней обеспеченности по стране — 25 кв. м на человека.

Наибольшие по площади аварийные дома расположены в Воронеже и Челябинске (более 500 кв. м), наименьшие — в Екатеринбурге и Владивостоке (порядка 200 кв. м). Низкая плотность застройки является фактором инвестиционной привлекательности редевелопмента, в том числе за счет частных инвесторов.

Читайте также:
Расстояние до септика до дома или участка соседа

Источник: Институт экономики города

Изъятие земель

Закон о всероссийской реновации позволяет изымать земельные участки, которые включены в программу, для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития. Документом установлены ограничения для изъятия участков. Для реновации нельзя изымать участки с объектами федерального значения без согласования с органами власти, а также участки с жилыми — частными и многоквартирными — домами и с садовыми домами, которые находятся в хорошем состоянии и соответствуют всем критериям для таких объектов. Правительство может дополнительно определить объекты недвижимости, которые не могут быть изъяты для реновации.

Комментарий: «В программу сноса можно включать любые панельные дома, даже не ветхие и не аварийные»

Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой»:

— Регионы и сейчас могут получать федеральное финансирование на цели расселения аварийного жилья, для этого необходимо было составить программу и графики расселения. Закон о комплексном развитии территории отличается прежде всего тем, что теперь в программу сноса и расселения можно включать любые панельные дома, даже не ветхие и не аварийные, а также многоэтажки, соответствующие определенным критериям, которые будут приняты властями региона. Кроме того, важное отличие от предыдущих механизмов, регулирующих снос и расселение, — закон о КРТ поможет объединять бюджетные средства (регионов и федеральные) со средствами частных инвесторов (застройщиков). Это должно существенным образом повлиять прежде всего на скорость реализации программы.

Кто решает, сносит и застраивает

Решение о реновации и включении территорий будет принимать высший исполнительный орган власти субъекта или глава местной администрации.

Правительство также может принять такое решение, если территория и объекты на ней принадлежат органам федеральной власти и в случае реализации инвестпроекта с привлечением средств федерального бюджета. После решения о комплексном развитии территории его должны согласовать уполномоченные органы в течение 30 дней.

Для реновации можно привлекать инвесторов через конкурсы или аукционы. В них смогут участвовать компании с опытом в строительстве от трех лет и имеющие в портфеле реализованные проекты площадью не менее 10% той площади квартир, которые они собираются возводить в ходе комплексного развития территории.

Что решают жители домов

После публикации решения о реновации необходимо провести общие собрания собственников только в многоквартирных домах, которые не признаны аварийными. Сроки проведения собраний — не позднее месяца после принятия решения о реновации территории, но регионы могут сократить этот срок. Если в домах не проведены собрания собственников в установленный срок, они также включаются в программу реновации.

В документе к окончательному чтению были уточнены правила голосования по включению домов в программу реновации. Согласно принятым поправкам, в голосовании должны участвовать собственники жилых помещений в доме. За включение в программу должны высказаться две трети участников голосования. Для выхода из программы достаточно одной трети.

В наиболее незащищенное положение закон ставит собственников ветхих и неблагоустроенных индивидуальных жилых домов. Такие строения предлагается изымать с предоставлением лишь денежного возмещения, которое, конечно, не позволит гражданам улучшить жилищные условия, отмечает Надежда Косарева.

Что предоставят жителям взамен сносимого жилья

  • Документом предполагается предоставление равноценного или равнозначного жилья либо денежное возмещение. Жилая площадь и количество комнат в помещении, которые предоставят взамен, должны быть не меньше, чем в освобождаемом жилом помещении. А общая площадь — больше. Квартира должна быть расположена в том же поселении, городском округе. Новые дома по программе реновации должны быть построены в соответствии с требованиями к стандартному жилью, принятых Минстроем.Такие же нормы касаются не только собственников, но и проживающих в квартире по социальному найму.
  • Нежилые помещения, принадлежащие частным собственникам, изымут, а их владельцам выплатят компенсацию.
  • Если собственник в течение 45 дней не подписал договор о предоставлении денежного возмещения или новой квартиры, его могут обязать к переселению через суд. Для сравнения: в Москве срок для подписания договора вдвое больше — 90 дней.
  • Как и в московской программе, собственники смогут улучшить жилищные условия — для этого предусмотрена возможность докупить дополнительные площади при переселении.
  • Если в передаваемом жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление возмещения не допускается.
  • Наличие ограничений или обременений прав на жилое помещение не является препятствием для его передачи в государственную или муниципальную собственность или в собственность лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, а также для принятия судом решений по вопросам реновации.
  • Жители домов, подпавших под реновацию, как и в московской программе, освобождаются от уплаты взносов на капремонт общего имущества начиная с первого месяца года, в котором предполагается начать переселение. Ранее оплаченные средства за капремонт будут потрачены на комплексное освоение территории.

Генпланы можно будет менять

Для внесения изменений в главные градостроительные документы — генплан и правила землепользования и застройки — не требуется проводить какие-то специальные процедуры. Теперь такие изменения должны быть внесены в течение 90 дней со дня утверждения проекта планировки территории для реновации. Публичные слушания могут проводиться на территориях, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории.

Критика закона

Совет при президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства изначально не поддержал законопроект о всероссийской реновации. Основное замечание к законопроекту — его направленность на принудительное ограничение и лишение права собственности, неприкосновенность которого гарантирована Конституцией.

Глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская раскритиковала проект федерального закона, регулирующий комплексное развитие территорий и расселение ветхого и аварийного жилья. Закон «всероссийской реновации жилья», который получил одобрение правительства, выгоден застройщикам и создает риски для простых граждан, которых могут выселить из неаварийных домов, заявил председатель партии «Справедливая Россия, руководитель фракции эсеров в Госдуме Сергей Миронов.

Читайте также:
Охрана многоквартирного дома - способы охраны

«Закон «незаметно» отменяет главенство главных документов градостроительного развития городов — генеральных планов и правил землепользования и застройки, отдавая приоритет административному решению о развитии и проекту планировки. Это переворачивает с ног на голову всю систему документов градостроительного развития. Не думаю, что такой закон заработает на практике, только если уже на уровне субъектов России не будут приняты более разумные решения, которые, к счастью, закон позволяет сделать», — говорит Надежда Косарева, президент Фонда «Институт экономики города».

Потенциал программы реновации в регионах

По оценкам экспертов ЦИАН, реновация в городах-миллионниках может охватить 27% общего числа зданий. Максимальная доля потенциально сносимого жилья — в Волгограде, Красноярске, Челябинске и Казани. Меньше всего таких зданий в Краснодаре, Ленобласти и Санкт-Петербурге. К потенциальным участникам программы при расчетах были отнесены четырех-, пяти- и шестиэтажные панельные, блочные дома, построенные в 1955–1975 годах, а также часть кирпичных домов с аналогичными характеристиками.

Если оценивать только дома, признанные аварийными, то, по оценке экспертов Фонда «Институт экономики города», в 11 крупных городах России — Волгограде, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Казани, Челябинске, Уфе, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Краснодаре и Екатеринбурге — общая площадь территории с потенциалом редевелопмента составляет более 420 га, а минимальный потенциал новой застройки — 5,2 млн кв. м. По мнению экспертов фонда, у крупных российских городов есть возможности для реновации территорий с аварийным жильем, в том числе с привлечением частных инвесторов.

Как в России предлагали сносить ветхое жилье

Идея всероссийской программы реновации впервые прозвучала в июне 2018 года. В ходе прямой линии с президентом руководитель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская спросила Владимира Путина о возможности распространить программу реновации на всю страну. Тогда президент допустил ее распространение и на регионы. В сентябре 2018 года лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов и Хованская внесли на рассмотрение в Госдуму соответствующий законопроект.

Предполагалось, что в регионах, в отличие от столицы, дома будут не только сносить, но и реконструировать. Также в законопроекте предлагалось включать дом в программу, если за это проголосуют все собственники, а жителям коммуналок предоставлять отдельные квартиры.

С инициативой о проведении всероссийской реновации осенью 2019 года также выступило законодательное собрание Санкт-Петербурга. Законопроект предлагал создание механизма реновации жилья, приемлемого для всех субъектов РФ.

Подмосковные власти также занимаются разработкой собственной программы реновации, которая предусматривает доработку механизма развития застроенных территорий. Она позволит улучшить жилищные условия 1,3 млн жителей региона. Реализовывать подмосковную реновацию хотят с привлечением инвестиций.

Московская программа была утверждена мэром Москвы Сергеем Собяниным 1 августа 2017 года. Она предусматривает расселение свыше 350 тыс. квартир, в которых проживает более 1 млн человек. В программу реновации вошло более 5 тыс. жилых домов. Программа должна завершиться к 2035 году.

Реновация жилого фонда де-факто шла и при бывшем мэре Москвы Юрии Лужкове. Так называемая программа комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки стартовала в 1999 году и предусматривала снос и расселение ветхого жилого фонда. За все время программы было снесено 12 млн «квадратов» из 20 млн кв. м пятиэтажек.

Кому принадлежит участок земли под многоквартирным домом

Вопрос о том, кому принадлежит земля под многоквартирным домом, возникает на общих сборах жильцов, когда речь заходит о спорных ситуациях, участниками которых становятся как сами жильцы, так и сотрудники управляющих компаний. Многие считают, что земля под многоквартирным зданием является общественной собственностью граждан, живущих в данном строении, но это мнение считается верным лишь отчасти.

Нередко участок земли не оформляется так, как это необходимо делать с учетом законодательства. В таких случаях не совсем понятно, кому именно он принадлежит. По закону территория может передаваться в долевую собственность жильцов, но при проведении этой процедуры нужно помнить о важных нюансах и особенностях законодательства, которые подробно рассматриваются в данной статье.

  1. Что представляет собой участок земли под МКД: правовые нормы
  2. В чем разница между новыми и старыми МКД
  3. Как узнать, кто является владельцем территории под МКД
  4. Особенности получения собственниками прав на территорию под МКД
  5. Как оформить территорию под МКД в собственность
  6. Список необходимой документации
  7. Использование территории под МКД после приватизации
  8. Нужно ли платить налог на территорию под МКД

Что представляет собой участок земли под МКД: правовые нормы

Согласно действующим ФЗ 188 и 189 от 29.12.2004 года земельным участком под многоквартирным домом считается та территория, на которой стоит многоквартирный дом, а также ряд дополнительных объектов, требующихся для его полноценной эксплуатации и благоустройства. К этому перечню обычно относят элементы озеленения, детские площадки, котельные и прочие объекты общественного назначения. Определение границ и площади такой территории контролируется соответствующими нормами земельных и градостроительных законов.

Важно! В ЖК РФ четко сказано, что в общественную долевую собственность может перейти только та территория МКД, которая прошла процедуру кадастрового регламента и оформлена надлежащим образом.

Переход территории в общую собственность осуществляется бесплатно с момента ее формирования, то есть сразу после введения здания в эксплуатацию при наличии всех необходимых документов. Покупатель квартиры, являющийся ее владельцем, автоматически становится совладельцем придомового участка, если во время строительства не были допущены серьезные нарушения со стороны застройщика. Наличие кадастрового номера у территории под МКД свидетельствует о том, что он уже принадлежит собственникам квартир.

В чем разница между новыми и старыми МКД

В Жилищном кодексе также отдельно оговаривается другой нюанс, касающийся года постройки многоквартирного дома. Согласно правилам земля под домами, построенными до 2005 года, должна автоматически становиться общественной долевой собственностью всех жильцов квартир МКД. Тем не менее любой человек, купивший вторичное жилье такого типа, должен самостоятельно проверить, входит ли территория под МКД в его собственность. Для проведения бесплатной передачи прав необходимо, чтобы:

  1. Территория под МКД была с четкими границами и имела кадастровый план, установленные органом самоуправления местного типа.
  2. Землеустроительные работы завершились до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, то есть до 2005 года.
  3. Участок возле дома внесли в Росреестр.
Читайте также:
Какой счетчик электроэнергии лучше поставить в квартире

Как узнать, кто является владельцем территории под МКД

Иногда собственнику требуется получить точную информацию о том, кто становится собственником земельного участка, расположенного под многоквартирным домом. Узнать это можно несколькими способами, но чаще всего жильцам рекомендуют подавать запрос в режиме онлайн на портале Росреестра. На этом ресурсе нужно выбрать раздел «Публичная кадастровая карта». Там максимально подробно представлена территория конкретного города или поселка, которая поделена на секторы.

Помимо плана конкретного земельного участка, в этом разделе также можно посмотреть детальные данные, касающиеся принадлежности территории, расположенной под МКД. По закону владельцы участка должны каждый год оплачивать налоговый взнос, по наличию которого тоже можно выяснить, является ли земля под домом приватизированной. Если это действительно так, собственникам квартир в МКД обычно приходят отдельные квитанции для оплаты налога один раз в год.

Особенности получения собственниками прав на территорию под МКД

Важно! Нужно знать, что проведение приватизации придомовой территории может быть только тогда, если территория не находится в коллективной собственности у нескольких разных зданий. В такой ситуации проведение процедуры оформления права будет невозможно, и жильцам придется сформировать другой порядок действий.

Если эти требования не соблюдались, территория будет оставаться собственностью застройщика либо представителей муниципального образования. Она не перейдет в распоряжение людей, живущих в многоквартирном доме, до того момента, пока они не решат приватизировать ее. Эту возможность следует использовать, что в дальнейшем поможет избежать множества неприятных ситуаций, связанных с неправомерным использованием территории возле дома третьими лицами.

Как оформить территорию под МКД в собственность

Владелец любой квартиры может самостоятельно сделать личную долю в земельном участке под жилым домом своей частной собственностью. Стоит учитывать, что эта процедура занимает много времени и является достаточно затратной в финансовом плане. По этой причине разумнее объединить свои усилия с другими жильцами или обратиться за помощью к представителям муниципалитета. Процедуру лучше разделить на несколько важных этапов, которые включают:

  • организацию собрания всех владельцев квартир в МКД, опрос и сбор подписей, подтверждающих их согласие на проведение процедуры оформления прав на территорию под конкретным домом, включая выбор официального представителя;
  • подготовку и передачу заявления на формирование участка земли в госорганы;
  • запрос к кадастровому инженеру, который должен подготовить межевой план;
  • подготовку полного перечня документов для процедуры учета по кадастру и регистрации прав на собственность;
  • окончание процедуры по регистрации в Росреестре.

Список необходимой документации

Перечень документов для оформления территориии в долевую собственность достаточно обширен, и его подготовкой следует начать заниматься заранее. Эта обязанность лежит на представителе, которого выбирают на общественном сборе жильцов МКД. В список должна входить документация, необходимая для учета по кадастру и оформления прав владельцев квартир, их перечень включает:

  1. Протокол общего сбора жильцов МКД.
  2. Документы, доказывающие принадлежность всех квартир дома жильцам, в которых должна указываться площадь недвижимости.
  3. Документ для подтверждения личности представителя или его уполномоченного лица.
  4. Заявление для постановки части земли на конкретной местности на учет по кадастру и регистрирования права.
  5. Оплаченную квитанцию на госпошлину в сумме 200 рублей за регистрирование доли.
  6. Документы, подтверждающие формирование участка земли в конкретном государственном органе либо муниципалитете.
  7. Технический паспорт для МКД.
  8. Дополнительные документы при необходимости.

Нужно знать, что наделение владельцев квартир правом собственности на земельный участок, находящийся под МКД, должно осуществляться бесплатно и без какой-либо дополнительной оплаты. Жильцам потребуется внести только госпошлину в размере, установленном действующим законодательством. Такая пошлина оплачивается отдельно каждым собственником в размере 200 рублей на одного человека. К примеру, если в МКД живет 30 семей, конечный размер пошлины составит 6000 рублей. Многие рассматривают необходимость оплаты пошлины в качестве основного минуса процедуры.

Использование территории под МКД после приватизации

Правила коллективной собственности Содержание придомового участка Ограничение прохода третьих лиц
Ни один собственник жилья в МКД не может продать свою долю земли другому собственнику или третьему лицу. Раздел и использование территории не по назначению, а также ее перераспределение не допускаются в большинстве случаев За содержание элементов озеленения и благоустройства территории возле МКД должны нести расходы представители ТСЖ или муниципалитета При желании жильцы могут оградить участок земли забором в целях безопасности и сделать двор многоквартирного дома закрытым, обозначив его границу
Продажа некоторых территорий (в том числе под застройку и организациям, находящихся рядом), не имеющих отношения к общедолевому имуществу, допускается законом Если речь идет о других площадях участка, вопрос об их содержании должен решаться на общем сборе владельцев квартир в МКД Собственники правомочны не давать разрешение на прокладывание коммуникаций через свою территорию в соответствии с правилами домовладения
Собственники первых этажей имеют право на организацию небольшого участка в пределах приватизированной территории возле дома с учетом правил землепользования Жильцы могут провести межевание своей частной территории. Эта процедура даст им право на организацию дополнительных мест для парковки, возведение различных объектов благоустройства, установку шлагбаума и другие плюсы
Придомовую территорию можно передавать в аренду любым сторонним лицам по решению общего собрания жильцов
Все возражения и претензии по поводу частной территории могут решаться в судебном порядке

Нужно ли платить налог на территорию под МКД

После приватизации земельной территории под МКД она автоматически подвергается налогообложению, поскольку становится частной собственностью. Многих интересует, сколько нужно платить жильцам, и как правильно оформить и организовать выплаты. Налоги уплачиваются начиная от даты проведения кадастрового учета земли, расположенной под домом. Сумма налога делится пропорционально долям каждого собственника жилья. Размер такой доли будет равен частному после деления личной площади помещения жильца по метрам и общей площади всех помещений, принадлежащих жильцам.

Налоговой базой участка является его кадастровая стоимость, рассчитываемая с учетом анализа рыночной стоимости различных земельных владений на территории РФ. Если владельцем квартиры является ИП или юридическое лицо, ему необходимо рассчитывать сумму налога самостоятельно. Если речь идет о физических лицах, им будут направляться уведомления из налоговой инспекции с уже готовыми расчетами. Граждане, относящиеся к льготным категориям, освобождаются от оплаты такого налога.

Земельный участок в составе общего имущества МКД

Очень много споров между собственниками помещений в МКД и управляющими компаниями возникает вокруг придомовой территории. Если земельный участок под жилым домом сформирован и поставлен на кадастровый учёт, то он входит в состав общего имущества в МКД. Следовательно, собственники платят УК за его уборку. А управляющие компании обязаны за ежемесячную плату содержать придомовую территорию в надлежащем порядке.

Но зачастую земельный участок под МКД не сформирован и не состоит на кадастровом учёте. Поэтому невозможно определить границы придомовой территории, входящей в общее имущество собственников помещений в МКД. Ситуация вызывает много вопросов и проблем. Как оформить земельный участок в общее имущество МКД? Кто и как определяет его границы? Что такое придомовая территория? Когда у УК возникает право включать в квитанцию графу: уборка придомовой территории? Постараемся во всём разобраться.

Придомовая территория в составе общего имущества МКД

Под земельным участком под жилым домом признаётся придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, относящаяся к объектам общего имущества собственников помещений в МКД (ч.1 ст.36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, которая не может стать чьим-то частным владением. Размер и границы участка остаются неизменными, если только собственники на общем собрании не решат сделать реконструкцию (п.4 ст.37 ЖК РФ).

Границы и размер придомовой территории, сформированной под МКД, определяются согласно требованиями земельного и градостроительного законодательства (п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ).

В п.3 Правил содержания общего имущества в МКД (ПП РФ №491 от 13.08.2006 года) сказано, что при определении состава общего имущества многоквартирного дома необходимо руководствоваться данными ЕГРП и государственного земельного кадастра о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом. При наличии расхождений, противоречий сведений о составе общего имущества, содержащихся в Росреестре, с документацией государственного технического или бухгалтерского учёта УК, технической документацией на МКД, приоритет будут иметь данные из ЕГРП.

Переход земельного участка под домом в собственность владельцев помещений в МКД

Важное значение отводится году постройки дома. В ст.16 ФЗ №189 от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» утверждены условия и порядок перехода земельного участка в общедолевую собственность владельцев помещений в МКД, который находится на нём.

Из этого следует:

  • если земельный участок под МКД сформирован до введения в действие Жилищного Кодекса РФ и состоит на государственном кадастровом учёте, то он переходит бесплатно в общедолевую собственность владельцев помещений в доме (ч.2 ст.16 ФЗ №189).
  • собственники помещений в МКД, земельный участок под которым не сформирован, могут самостоятельно обратиться в уполномоченные органы госвласти или местного самоуправления с письменным заявлением об их формировании. Заявление будет служить основанием для осуществления органом госвласти формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учёт (п.3 Постановления Конституционного суда РФ от 28.05.2010 №12-П).

Построенные после вступления в силу ЖК РФ жилые дома вводятся в эксплуатацию только, если данные о местоположении границ земельного участка под МКД внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельный участок под домом переходит в общее имущество собственников жилья с момента постановки его на государственный кадастровый учёт.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 №12-П, взаимосвязанные положения частей 2 и 5 ст.16 и ч.1 и.2 ст.36 Жилищного кодекса РФ признаны соответствующими Конституции РФ. Они предусматривают переход в общедолевую собственность владельцев помещений в МКД земельного участка, сформированного под домом и поставленного на кадастровый учёт, без принятия органами госвласти или органами местного самоуправления решения о предоставлении его в собственность и без госрегистрации перехода права собственности на него.

До тех пор пока земельный участок под МКД, построенным до 01.03.2005, не сформирован, он находится в муниципальной собственности. Но собственники помещений в МКД могут владеть и пользоваться им, если это необходимо для эксплуатации дома (Постановление Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010).

Как правило, между УК и органом местного самоуправления заключается соглашение, по которому управляющая компания обязуется убирать и содержать в надлежащем порядке спорный земельный участок под домом. В свою очередь, орган местного самоуправления по этому же соглашению предоставляет УК субсидии.

Судебная практика

Как мы уже отмечали, существует богатая судебная практика по делам, касающимся права собственности на придомовую территорию МКД, а также оспаривания оплаты за её уборку. Собственники помещений в доме и управляющие компании, а также жильцы дома между собой постоянно судятся из-за земельного участка под МКД.

Выше мы приводили Постановление Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010. В рассмотренном в нём деле говорится о взаимных исках соседей МКД, которые не могли поделить придомовую территорию. У одной соседки возле дома были расположены небольшие постройки, которые мешали другому жильцу этого дома.

В ходе многочисленных судебных разбирательств иски соседей оспаривались по несколько раз, и выносились различные решения в пользу то одного, то другого собственника помещений в МКД. Одни судьи ссылались на 30-летний порядок пользования земельным участком под МКД. Другие этот порядок отменяли.

В итоге рассудил всех Верховный суд РФ, сославшись на ФЗ №189 от 29 декабря 2004 года “О введении в действие Жилищного Кодекса РФ”. По закону данный земельный участок под домом считается общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

Если право собственности на объект недвижимости переходит к нескольким собственникам, то право на земельный участок переходит пропорционально долям собственности в доме (ст.37 Земельного Кодекса). Если право собственности на дом переходит к нескольким собственникам, то и порядок пользования придомовой территорией определяется с учётом доли в праве собственности на общее имущество в МКД.

Верховный суд РФ подчеркнул, что в данном случае собственники помещений в МКД по праву законных владельцев земельного участка под своим домом могут требовать устранения любых нарушений их интересов (ст.305 ГК РФ).

Как оформить в собственность земельный участок под МКД?

Во избежание различных недоразумений и судебных споров по поводу определения границ придомовой территории под МКД, необходимо сформировать земельный участок, на котором находится дом, и поставить его на кадастровый учёт. Как это сделать?

Для оформления в собственность земельного участка под МКД следует выполнить следующий алгоритм действий.

Шаг 1 Проведение общего собрания собственников помещений в МКД о формировании земельного участка

В соответствии со ст.44.1 ЖК РФ; п.1 Состава документов, утверждённых Постановлением Правительства Москвы №569-ПП от 03.07.2007 года, при проведении общего собрания в форме очного голосования необходимы следующие документы:

  • Схема распределения долей владельцев помещений в МКД в праве общей собственности на общее имущество в доме;
  • Копии уведомлений о проведении ОСС по вопросу формирования земельного участка;
  • Лист регистрации собственников помещений (их представителей), участвовавших в ОСС по вопросу формирования земельного участка;
  • Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в соответствии с требованиями закона;
  • Письменные решения собственников помещений в МКД о формировании земельного участка;
  • Протокол ОСС о формировании земельного участка.

Шаг 2 Обращение с письменным заявлением о формировании земельного участка под МКД в уполномоченные органы госвласти или местного самоуправления

С письменным заявлением о формировании земельного участка под МКД должно обратиться лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в доме (ч.3, 4 ст.16 ФЗ №189 от 29.12.2004 года).

Шаг 3 Постановка земельного участка на кадастровый учёт

С письменным заявлением о постановке на кадастровый учёт земельного участка под МКД должно обратиться лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в доме (п.1 ст.20 ФЗ №221 от 24.07.2007 года).

Шаг 4 Сбор пакета документов для регистрации права общедолевой собственности на земельный участок

Согласно п.1, 2 ст.16, п.1 ст.17, ст.23 ФЗ №122 от 21.07.1997; п.159 Правил ведения ЕГРП, утверждённых Приказом Минэкономразвития РФ №765 от 23.12.2013; Письма Росреестра №14-20-1143-1/10 от 07.05.2010, для госрегистрации прав собственности на земельный участок под МКД необходимы следующие документы:

  • Письменное заявление о госрегистрации права общедолевой собственности на общее имущество в МКД;
  • Удостоверение личности заявителя или уполномоченного лица при наличии у него нотариально заверенной доверенности, либо решение ОСС о наделении своего представителя необходимыми полномочиями;
  • Подтверждение оплаты госпошлины;
  • Подтверждение формирования органом госвласти или местного самоуправления земельного участка под МКД;
  • Решение ОСС о формировании земельного участка под МКД;
  • Решение/протокол ОСС об определении долей в праве общедолевой собственности на общее имущество в МКД;
  • Подтверждение прав собственников помещений в МКД на владение недвижимым имуществом в этом доме, возникших до 31.01.1998 года, если на момент представления документов на госрегистрацию земельного участка под домом нет соответствующих записей;
  • Другие необходимые документы для госрегистрации прав на общедолевое имущество, если того требует законодательство.

Шаг 5 Подача документов на госрегистрацию в территориальное отделение Росреестра или МФЦ

Согласно п.1, 2 ст.16 ФЗ №122 от 21.07.1997 года, письменное заявление вместе с необходимыми документами можно представить одним из следующих способов:

  • лично (представителем по доверенности) в отделение Росреестра или МФЦ;
  • заказным письмом по почте с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в электронной форме на сайте Единого портала госуслуг.

Проведённая госрегистрация прав на земельный участок под МКД удостоверяется выпиской из ЕГРП (п.1 ст.14 Закона №122 от 21.07.1997 года).

С 2015 года участки, входящие в состав общего имущества МКД, не облагаются земельным налогом (пп.6 п.2 ст.389 НК РФ).

Провести общее собрание собственников и решить вопрос о включении земельного участка в состав общего имущества дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».

Как и зачем оформлять в собственность придомовую территорию

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также придомовая территория принадлежат владельцам квартир (и других помещений) в этом доме на праве общей долевой собственности. Это прописано в ст. 36 Жилищного кодекса России. Однако в стране немало домов, участки и придомовые территории которых не были в свое время сформированы и не перешли во владение жильцов.

О том, какие преимущества дает оформление участка под домом и вокруг него в общую собственность владельцев квартир и какие обязательства оно накладывает, — в коротких карточках.

Кому принадлежат участки под домами и вокруг них

«Прежде Земельным кодексом был предусмотрен заявительный порядок для регистрации права собственности. Затем эта норма исчезла из закона, поэтому сейчас право собственности на землю принадлежит собственникам помещений по умолчанию (с момента образования земельного участка, то есть его постановки на кадастровый учет) и отдельная регистрация не требуется», — рассказал юрист компании Century 21 Россия Дамир Хакимов.

Если участок не был сформирован до принятия Жилищного кодекса (до 1 марта 2005 года), жильцы имеют право обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о постановке земли на кадастровый учет и оформлении права собственности на нее.

Что касается новых домов, то еще при их строительстве дольщики получают право на землю непосредственно под ним. Однако надо уточнять, сформирован ли и придомовой участок с элементами благоустройства и инфраструктуры. Если нет, то владельцы квартир также имеют право оформить документы и стать его владельцами.

Необходимо ли оформлять участок в собственность

Нет, это дело добровольное. Решение о том, становиться ли им собственниками участка или оставить его в муниципальной собственности, принимают сами жильцы на общем собрании.

Какие преимущества это дает

Жители дома, которые оформили в собственность участок под домом и прилегающую территорию, имеют право распоряжаться землей: принимать решения о благоустройстве, озеленении, установке детской или спортивной площадки, ограждений, шлагбаумов и т. п. Часть общедомового имущества также можно сдать в аренду, а вырученные деньги использовать, например, на ремонт дома.

«При организации придомовой парковки жильцы могут сами определить количество парковочных мест, что особенно актуально для старых районов, — рассказала управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. — Наконец, если будет принято решение о сносе здания (как это происходит, в частности, в рамках программы реновации), то компенсация жильцам будет предоставляться не только с учетом квартир, но и с учетом земельного участка».

Кроме того, жители домов с оформленными в собственность участками могут обезопасить себя от установки на их территории ненужных им объектов, например платной автостоянки или киоска. Без ведома собственников на их территории не может начаться никакое строительство.

Как оформить участок

В первую очередь, нужно уточнить в кадастровой палате или в МФЦ, поставлен ли участок на кадастровый учет. Если он не был сформирован до 1 марта 2015 года, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В Москве заявление нужно подавать в департамент городского имущества. Затем необходимо пригласить кадастрового инженера, который подготовит межевой план.

«Не лишним будет также получить план земельного участка, выделенного при строительстве дома, в местной администрации, чтобы убедиться, что первоначальные границы придомового земельного участка не изменились, — советует генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина. — В случае изменения границ и отказа местных властей выдавать план собственникам нужно обратиться в суд для восстановления плана земельного участка в первоначальных границах».

Затем необходимо обратиться в кадастровую палату или МФЦ для постановки участка на кадастровый учет. Процедура постановки на учет занимает около десяти рабочих дней, по истечении которых собственникам выдается кадастровый паспорт земельного участка. Затем следует оформить право общей долевой собственности в Росреестре.

Какие потребуются документы

Пакет документов включает в себя обращение к муниципальным властям о формировании участка и постановке его на кадастровый учет, технический паспорт дома, квитанцию об уплате госпошлины, протокол общего собрания жильцов, межевой план участка, документ технического учета многоквартирного дома со сведениями о составе общего имущества многоквартирного дома, а также документы, подтверждающие наличие у собственников прав на помещения.

Повлечет ли оформление участка дополнительные затраты и обязанности

Собственников квартир ждут финансовые затраты на содержание объектов, находящихся на придомовой территории, отмечает Мария Литинецкая. Расходы на организацию парковки или площадки с тренажерами, обустройство клумб и установку скамеек целиком лягут на плечи жителей дома. Но налоговая база не вырастет, добавила эксперт.

На владельцев также возлагается ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности в доме и на территории участка.

Что делать с ремонтными работами на территории участка

Иногда возникают проблемы, рассказала Мария Литинецкая, если владельцы квартир, оформившие придомовую территорию в собственность и огородив ее, будут мешать таким процедурам, как прокладка инженерии или линий электропередач. Чтоб избежать конфликтов, на участок может быть наложен сервитут.

Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать

Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены и он не поставлен на кадастровый учет, то его собственником является государство, а не жильцы. Тогда кто должен его содержать и платить за это? Как участком могут распорядиться? Как жильцам узнать, в чьем ведении он находится, и стать его собственниками?

Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование

Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому. Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них. Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома. Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.

Закон действительно устанавливает 1 , что собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом. Но это правило не начинает действовать полноценно до соблюдения одного условия: участок под домом (и прилегающий к нему) должен быть сформирован, т.е. органы власти должны определить его точные границы (провести межевание), после чего поставить отграниченный объект на кадастровый учет.

Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование. Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.

Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому

Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании. Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно. Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома. А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь. Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.

Пока земельный участок не сформирован, жильцы формально не являются его собственниками, но и не остаются вовсе бесправными. Государственные и муниципальные образования, считаясь собственниками таких участков, существенно ограничены в возможностях их использования и распоряжения ими. Они обязаны учитывать те права собственников помещений дома на примыкающую территорию, которые хоть и отсутствуют сейчас, но должны возникнуть в будущем 2 .

Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома. Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде. Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).

Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет. Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно). Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.

Обязанность по содержанию придомовых территорий

По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.

Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания. Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей. Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.

При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.

Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории. Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.

(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)

1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ставропольского края

Прокурор разъясняет

  • Противодействие коррупции
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Противодействие незаконному обороту наркотических средств
  • Защита предпринимателей
  • Обращения граждан
  • Трудовые правоотношения
  • Жилищные правоотношения
  • Служба судебных приставов
  • Охрана природы
  • Права несовершеннолетних
  • Защита прав потребителей
  • Здравоохранение
  • Иное
  • 31 октября 2020, 12:17

Правовые основания для оформления земли под многоквартирными домами.

В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Так, согласно ст.16 Жилищного Кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В какой момент возникает право собственности на землю под МКД?

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, реализованы в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предписания Конституции РФ. А именно, с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в МКД, законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в МКД земельного участка под этим домом как элемента общего имущества такого МКД. Следовательно, право собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок вытекает напрямую из права собственности на жилое или нежилое помещение в таком доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (МКД).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Как оформить земельный участок под МКД?

Для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также проведения его государственного кадастрового учета. При том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРН) с ним не требуется.

Основные проблемы собственников, равно как и их домоуправляющих организаций, сводятся к тому, что на момент приобретения общедолевого права собственности на земельный участок собственники радуются, что им предоставляют землю бесплатно, а вот о последствиях, в т.ч. финансовых, такой собственности они, к сожалению, не задумываются.

В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (далее – МКД), с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

Информация об образовании и учете участка под многоквартирным домом размещена на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра. При отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и другие объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, возникает правовая неопределенность по вопросу о том, какой именно земельный участок принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе после ввода его в эксплуатацию, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором дом расположен. Образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Для постановки земельного участка на кадастровый необходим межевой план, который подготавливается кадастровым инженером.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ, земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД, не облагаются земельным налогом.

Отдел по надзору за исполнением земельного

и природоохранного законодательства прокуратуры края

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: