Как действует закон о шуме в РФ и какие нормы следует соблюдать

Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности

Памятка по действиям при выявлении нарушения тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни

Административная ответственность физических, должностных и юридических лиц за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни установлена статьей 8 Закона Санкт‑Петербурга от 12.05.2010 № 273-70
«Об административных правонарушениях в Санкт‑Петербурге» (далее – Закон Санкт‑Петербурга).

Согласно статье 2, определяющей понятия, используемые в Законе Санкт‑Петербурга, под ночным временем понимается период с 22.00 до 08.00 часов.

Статья 8. Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни

1. Использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, торговых объектах, объектах, в которых оказываются бытовые услуги, услуги общественного питания, услуги рынков, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт‑Петербурге, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Крики, свист, стук, передвижение мебели, пение, игра на музыкальных инструментах и иные действия, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт‑Петербурге, влекут предупреждение
или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

3. Использование пиротехнических средств (петард, ракетниц и других), повлекшее нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт‑Петербурге, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Производство ремонтных, разгрузочно-погрузочных работ, за исключением работ по погрузке и вывозу снега, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт‑Петербурге, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Производство строительных работ, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на защищаемых объектах в Санкт‑Петербурге, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

6. Положения пунктов 1 – 5 настоящей статьи не распространяются:

1) на действия юридических лиц и граждан, которые направлены на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также при проведении в установленном действующим законодательством порядке культурно-массовых и спортивных мероприятий;

3) на использование пиротехнических средств (петард, ракетниц и других) в период с 23 часов 31 декабря до 4 часов 1 января календарного года.

7. Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в многоквартирных домах в выходные и нерабочие общегосударственные праздничные дни с 8.00 до 12.00 часов, в том числе проведение ремонтных, строительных, погрузочно-разгрузочных и других работ, за исключением действий, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также работ по погрузке и вывозу снега и твердых коммунальных отходов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Закона Санкт‑Петербурга, защищаемые объекты в Санкт‑Петербурге – помещения больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских садов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов, квартиры многоквартирных домов, номера гостиниц и жилые помещения общежитий; подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц и санаториев, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, гостиниц и общежитий, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов; территории, на которых расположены больницы и санатории, диспансеры, дома отдыха, пансионаты, детские сады, дома-интернаты для детей, престарелых и инвалидов, гостиницы и общежития, придомовые территории, отдельно стоящие жилые дома, детские и спортивные площадки на территории микрорайонов и групп жилых домов).

В Санкт‑Петербурге органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8 Закона Санкт‑Петербурга, является структурное подразделение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт‑Петербурга (далее – Комитет) – Управление по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях Санкт‑Петербурга (далее – Управление).

В случае нарушения тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни, Вы имеете право:

обратиться по телефону экстренной службы (02 или 112) для вызова наряда полиции по месту совершения правонарушения для фиксации правонарушения, пресечения правонарушения и установления виновных лиц;

обратиться с письменным обращением (заявлением) о принятии мер к нарушителям тишины и покоя граждан в ночное время, в выходные и праздничные дни к прибывшему наряду полиции или подать его на следующий день в дежурную часть территориального отдела полиции, обслуживающего адрес Вашего проживания; в случае подтверждения фактов совершения административного правонарушения, сотрудники полиции направляют материалы проверки в Управление для решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении в отношении виновного лица;

Читайте также:
Когда и в каком размере назначается штраф при отсутствии прописки

подать обращение (заявление) посредством использования интернет-ресурса через сервис «Электронная приёмная» или в Управление по адресу: 195197 Санкт‑Петербург, Кондратьевский пр., д. 40 корп. 13, литер А.

Рассмотрение обращений граждан, направленных в исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) осуществляют органы Роспотребнадзора в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Граждане имеют право обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. В части осуществления контроля за уровнем шума действуют методические указания МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 05 апреля 2007 года (далее – МУК).

В случае нарушения Ваших законных прав на тишину и покой в ночное время, выходные и праздничные дни Управление рекомендует:

в первую очередь принять меры по примирению с лицом, совершившим нарушение Ваших прав на отдых в ночное время, выходные и праздничные дни;

привлечь в качестве посредника в примирении правление собственников жилья, Управляющую компанию или представителя муниципального образования;

при невозможности примирения, в ходе подготовки обращения в адрес уполномоченного исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга укажите в обращении адреса и телефоны Ваших соседей, которые были свидетелями правонарушения и готовы дать объяснения по фактам нарушений.

Проявление уважительного отношения друг к другу позволит избежать совершения нового административного правонарушения.

Ночь нежна, поддайте шуму! Памятка для тех, кто ищет тишины и покоя (подготовлено экспертами компании “Гарант”)

Ночь нежна, поддайте шуму!
Памятка для тех, кто ищет тишины и покоя

Строек без шума, как известно, не бывает (а тихая стройка – к банкротству застройщика), да и другие городские шумы тоже не дают жить спокойно. Спасаясь от гвалта и грохота, горожане обращаются к средствам изоляционным, успокоительным, горячительным, психологическим и, наконец, юридическим.

Что же может предложить им закон?

Исторически миссия защиты населения от шума возлагалась на санэпиднадзор. Поэтому в РФ существуют четкие и подробные нормы шумового загрязнения, превышение которых карается по ст. 6.4 КоАП РФ. Однако требуется, чтобы специально обученный специалист по специальной методике специальным прибором замерил уровень трескотни или грохота. Процедура эффективна для постоянно действующих источников шума, но совершенно беспомощна в экстренных случаях и перед эпизодическим нарушителем тишины (в том числе потому, что “санитарное” измерение шума от случайных явлений и поведения людей не проводится, согласно п. 1.19 Указаний по контролю шума (МУК 4.3.2194-07)*(1).

Когда всем стало очевидно, что санитарное законодательство не “заточено” на борьбу с шумным хулиганством, регионы стали принимать собственные законы о защите покоя граждан. Они устанавливают “комендантский час тишины” и конкретный перечень недопустимых действий (например, свист, пение, танцы и т.п.). При этом неважно, насколько громко нарушитель “нарушает”, и превышен ли при этом санитарный порог шума (см. Обзор судебной практики ВС РФ за IV кв. 2011 г.).

Опираясь на региональный закон, полиция, конечно, быстро утихомирит явную угрозу, например, буйных адептов караоке. Но, скорее всего, откажется принимать меры к громко гудящей трансформаторной будке.

Итак: если источник скверного шума очевидно будет докучать вам и завтра, и послезавтра, и еще довольно долго, при этом громкость и характер шума остаются примерно одинаковыми (например, лифт, стройка за окном, бойлерная, кондиционер, гоночная трасса), – то утихомирить нарушителя поможет санитарное законодательство. Однако путь это сложный и требует терпения.

Если же источником шума “здесь и сейчас” выступают отдельные несознательные граждане (скажем, вредный сосед, его собака или его гости), то за защитой нужно обращаться к своему региональному закону о защите тишины. Это быстрый и легкий путь.

Короткий путь к тишине

Региональные законы о защите тишины и покоя граждан устанавливают: что именно нельзя делать и когда именно нельзя делать.

По ночам, как правило, запрещено:

– использовать проигрыватели, музыкальные центры, магнитофоны и т.п., в особенности со звукоусилением. Это касается в том числе общепита и собственного автомобиля (если музыка из автомагнитолы кому-то мешает),

– свистеть, громко петь, играть на музыкальных инструментах,

– заниматься строительством и ремонтом,

– шалить с пиротехникой,

– оставлять без присмотра свое “орущее” авто или иное имущество с неисправной (либо излишне чувствительной) сигнализацией.

В ряде регионов накажут за ночные передвижения мебели, лай домашнего питомца или просто громкую речь.

Бывает так, что часть запретов работает всю региональную “ночь” (как правило, с 23 до 7 часов утра, в некоторых регионах – дольше), а часть – еще и вечером (например, запрет ремонта в МКД) или в выходные. В некоторых регионах, кроме того, есть дневной “тихий час”.

Наконец, во многих регионах существуют и исключения: например, разрешается громко справлять Новый год, веселиться на региональных мероприятиях или громыхать мусорными баками в определенный час.

Все эти подробности нужно выяснять у своего регионального законодателя, например, воспользовавшись нашей справкой.

Если вам докучает именно такой шум – вызывайте полицию. Стражи порядка, во-первых, обязаны будут пресечь правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции), то есть восстановить тишину и покой. А во-вторых, составить протокол об этом административном правонарушении (если правомочны), на худой конец, задокументировать его обстоятельства (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

Какие должностные лица вправе оформлять протоколы о нарушении тишины, также определяет регион. Полицейский составит этот протокол, если такое полномочие есть в специальном соглашении между МВД РФ и конкретным регионом. Однако такие соглашения подписаны далеко не везде – дело в том, что субъект РФ должен “приплачивать” полиции за охрану тишины из собственного бюджета, что находит понимание не у всех губернаторов.

Читайте также:
Образец коллективной жалобы на соседей: особенности

Подробнее о заключенных соглашениях между МВД России и субъектами РФ см. нашу справку.

Не все то шум, что шумит

Если источником шума являются религиозный обряд или спешные аварийно-восстановительные работы , то прекратить такой шум никоим образом нельзя:

– во-первых, санитарные нормы в лице Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07 просто не разрешают проводить замеры в отношении шума, обусловленного проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;

– во-вторых, “тихие” законы почти всех субъектов РФ специально оговаривают, что запреты не касаются религиозных церемоний и аварийно-восстановительных работ. Кстати, попытки признать неконституционным такое исключение в части религиозного обряда полностью провалились (определение КС РБ от 27.05. 2014 N 79-О, постановление КС РТ от 17.04.2012 N 48-П).

Но даже если в региональном законе нет специальных “аварийных” и “религиозных” исключений, то прекратить шум не получится – нарушение тишины от грохота аварийной бригады идеально укладывается в понятие крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ), а следовательно, исключает событие правонарушения; а попытка “привлечения” звонаря или муэдзина за исполнение их прямых обязанностей сама по себе несет определенные правовые риски.

Долгая дорога к тишине

В некоторых случаях региональный закон не может оградить вас от шума. Например, если рядом с вами идет стройка, шумит чье-то торговое оборудование, жужжит кондиционер, громыхает лифт и т.п. Тут в самый раз припомнить, что:

– во-первых, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами установлены предельные максимальные уровни шума, причем круглосуточные – слишком громкий шум недопустим даже днем,

– во-вторых, соблюдение санитарных правил является обязательным для всех граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39, ст. 11 Закона о санитарном благополучии*(2)),

– а в-третьих, жилье должно соответствовать санитарным требованиям, в том числе и по уровням шума (п. 1 ст. 23 Закона о санитарном благополучии), также специальные санитарные правила действуют для рабочих мест и условий труда (ст. 25, ст. 27 упомянутого Закона).

Наконец, за нарушение санитарных норм можно поплатиться штрафом и даже приостановлением деятельности (например, ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП).

Санитарный порог громкости (допустимые уровни звукового давления) для жилых зданий установлен СанПиН 2.1.2.2645-10*(3) (приложение 3), для рабочих мест – СанПиН 2.2.4.3359-16 (приложение 6) и СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (таблица 2). Свои специальные нормы могут быть установлены для отдельных отраслей или предприятий.

Само звуковое давление измеряется специальным прибором – шумомером. Измеряется оно не “вообще”, а в октавных полосах с частотами определенного диапазона. Потом обнаруженные децибелы магическим (на самом деле математическим) способом переводятся в величину максимального уровня звука, выраженную в дБА (см. п. 3.17 ГОСТ 23337-2014 “Шум. Методы измерения”). Именно эта величина и нормируется СанПиН.

В частности, в квартире уровень проникающего шума не должен быть выше 55 дБА днем (с 7 до 23) и 44 дБА ночью (приложение 3 к СанПиН 2.1.2.2645-10).

Что касается рабочих мест, то там глубина тишины зависит от степени напряженности трудового процесса. Самые тихие рабочие места, согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (таблица 2), полагаются творческим работникам, руководителям с повышенными требованиями, врачам и программистам.

В некоторых случаях максимальный уровень шума должен быть еще ниже – например, в оздоровительном детском лагере – не более 40 дБА (п. 5.12 СанПиН 2.4.4.2599-10).

Можно ли “на глазок” определить уровень дБА конкретного шума (например, стройки)? Увы, нет. Есть сведения, что, например, шепот “весит” 25-30 децибел, офисный шум – 35-45 децибел, громкий разговор – от 50 децибел (информация управления РПН по Калининградской области), но перевести децибелы в дБА без других известных параметров невозможно.

Поэтому за установлением уровня шума придется обращаться в Роспотребнадзор. Конечно, измерить шум в дБА могут и “частные” эксперты, но для административного/судебного преследования удобнее располагать поддержкой надзорного органа и протоколами измерений, выполненными центром гигиены и эпидемиологии (ст. 42 Закона о санитарном благополучии, п.1.4 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07).

Для этого нужно направить в ведомство заявление в произвольной форме, в котором описать ситуацию и попросить о замерах шума и о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении санитарно-эпидемиологических требований.

Важный момент: Роспотребнадзор может и не прийти с замерами в жилое помещение, если автор жалобы не прописан по адресу замера или не является собственником этого жилья, или, на худой конец, не имеет нотариальной доверенности от собственника или прописанных в помещении граждан (п. 1.19 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07).

Замеры шума проводят по специальной методике (см. главу 6 ГОСТ 23337-2014, глава 2 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07), и эта операция требует достаточного запаса времени. Если шум замеряют в жилом помещении, то шум необходимо измерить, по меньшей мере, в трех точках в полутора метрах от пола и окна, в метре от стены, с соблюдением полнейшей тишины. Если измеряется шум с улицы, то форточки должны быть открыты, а если внутридомовый (например, от лифта) – закрыты. Сеанс измерения – пока уровень шума не будет изменяться более чем на 0,5 дБА в течение полуминуты и четверти минуты для постоянного и непостоянного шума соответственно (п. 2.7 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07).

Если выяснится, что шум превышает предельные уровни, то:

– Роспотребнадзор составит протокол о соответствующем правонарушении в отношении лиц, которые ответственны за шум, а впоследствии и накажет,

– Роспотребнадзор вынесет предписание этим лицам об устранении нарушений (п. 2 ст. 50 Закона о санитарном благополучии). Другими словами, обяжет их принять меры к тому, чтобы, как минимум, шум стал тише. Предписание должно быть исполнено не позднее указанного в нем срока (но, конечно, не тотчас).

Читайте также:
Какие изменения были принят по заполнению межевого плана

Кто так строит? Ну кто так строит?!

Если громыхание и грохот доносятся со стороны стройки, то – помимо обращений в Роспотребнадзор – есть смысл жаловаться в органы строительного надзора. Стройнадзором в нашей стране занимаются федеральный орган (Ростехнадзор) и независимые от него региональные органы (в каждом регионе свой). Ростехнадзор надзирает за строительством особо опасных, сложных и уникальных объектов (метро, например), объектов обороны, объектов, возводимых на территории сразу двух регионов и т.п. (ч. 3 ст. 54 ГрК РФ), все остальные объекты поднадзорны региональному стройнадзору (ч. 4, ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ).

“Лишний” шум от стройки грозит застройщику (техзаказчику, подрядчику) штрафом по ст. 9.4 КоАП РФ: обычно стройнадзор ссылается на нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 24 Техрегламента о безопасности зданий и сооружений, п. 6.3 Свода правил СП 51.13330.2011 “СНиП 23-03-2003. Защита от шума” (устанавливает максимальный уровень звука для территорий, прилегающих к жилым домам, в 70 и 60 дБА днем и ночью, соответственно).

После проверки – помимо штрафа – надзорный орган также выдаст строителям предписание об устранении нарушений.

Кроме того, в субъектах РФ могут быть свои особенные наказания именно за превышение “ночных” санитарных норм шума при строительстве: где-то это прямо предусмотрено региональными Кодексами и законами (см., например, ст. 4.46 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях), а где-то через нормы о нарушении местных правил благоустройства, которые и запрещают строительную возню по ночам (см., например, ст. 4.1 Закона Ставропольского края “Об административных правонарушениях” и п. 10.11.8 Правил благоустройства г. Ессентуки).

Эй, вы там, наверху!

Как быть, если покоя нет из-за соседей сверху: отчетливо слышны шарканье тапок, скрип дверей, топот детских ножек, звон кастрюль и даже телереклама?

Увы, в этом случае оптимальнее всего сосредоточиться на дополнительной шумоизоляции собственной квартиры. Посудите сами:

– по ночам соседи не поют, не кричат, не сверлят стену, не двигают мебель, не играют на тромбоне? Состава правонарушения по региональному закону, скорее всего, нет, а доказать обратное не удастся;

– замерить уровень шума тоже нельзя, потому что Указания по контролю шума запрещают проводить измерения в отношении шума, обусловленного обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений (абз 6 п. 1.19). Но даже если удастся вызвать специалиста с шумомером, то едва ли шум от обычных повседневных забот, даже связанных с маленькими детьми, будет превышать санитарные нормы. При таких обстоятельствах ни на судебную, ни на административную защиту тишины рассчитывать не стоит (см., например, апелляционное определение Суда ХМАО от 26.04.2016 по делу N 33-2844/2016).

А если эта особенность акустики впервые проявилась после того, как соседи сверху сделали ремонт? В этом случае можно предположить, что звукоизоляция ухудшилась из-за безграмотной перепланировки или что монтаж нового пола был некачественным – с нарушением строительных требований по шумоизоляции. Если так, то можно обратиться в суд с иском о понуждении соседей заменить пол с соблюдением требований СП 51.13330.2011 “Защита от шума”, СП 23-103-2003 “Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий” и иными, либо вернуть квартиру в первоначальное (до перепланировки) состояние. Заодно можно попросить и о компенсации морального вреда.

Если судебная экспертиза выявит нарушение строительных правил и норм, то суд обяжет соседей переделать пол (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Мосгорсуда от 20.07.2017 по делу N 33-27940/2017, Кемеровского облсуда от 02.02.2017 по делу N 33-281/2017, ВС Республики Башкортостан от 07.04.2015 по делу N 33-1982/2015). Однако готовьтесь к длительной судебной тяжбе и расходам: скорее всего, потребуется экспертиза, и даже не одна.

Но если перепланировка оказалась законной, если экспертиза не выявит дефектов пола у соседей сверху, то в иске будет отказано (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Мосгорсуда от 22.01.2018 по делу N 33-1122/2018 и от 30.09.2016 N 33-23941/16, Красноярского крайсуда от 13.02.2017 по делу N 33-1748/2017, Кемеровского облсуда от 29.10.2015 по делу N 33-11318/2015, Суда ЕАО от 25.06.2014 по делу N 33-284/2014).

Не менее сложная ситуация с кондиционером или вентилятором, которыми пользуются соседи : если шум от него превышает санитарные нормы, то можно добиться демонтажа этой техники. Ведь

– жилые помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям по уровням шума (ч. 1 ст. 23 Закона о санитарном благополучии),

– соблюдать требования санитарного законодательства обязаны не только ИП и организации, но и обычные граждане (ст. 10 Закона о санитарном благополучии), которым, кстати, прямо запрещены всякие действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду обитания (там же),

– да и п. 6 Правил пользования жильем требует от жильцов любых квартир*(4) – и муниципальных, и приватизированных – соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Однако если соседи отказываются добровольно снять сплит-систему, то предстоит длительная и тяжелая судебная тяжба (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Суда ХМАО от 16.02.2016 по делу N 33-796/2016, Санкт-Петербургского горсуда от 25.02.2014 по делу N 2-1265/2013, Алтайского краевого суда от 08.10.2014 по делу N 33-8256/2014, решения Таганрогского горсуда от 13.12.2017 по делу N 2-4914/2017, Альметьевского горсуда от 29.08.2012 по делу N 2-2472).

Потерпевший, не терпи!

Если громкая ночная музыка не дает спать, и на помощь призываются стражи порядка, – то, очевидно, что права вызвавшего полицию были нарушены шумом: права на тишину, покой и благоприятные условия проживания. А стало быть, звонивший в полицию является потерпевшим по делу об административном правонарушении.

Однако для суда это очевидно не всегда, и он часто отказывает таким беднягам в праве участвовать в деле, и, например, обжаловать слишком мягкое наказание ночным крикунам. Если именно так и происходит, рекомендуем ссылаться на постановление Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 31-АД18-11: в нем ВС РФ прямо называет потерпевшими от правонарушения тех граждан, которые жаловались в полицию шум, о чем есть запись в полицейской Книге учета сообщений о происшествиях. А во время звонка в полицию обязательно укажите, что действиями дебоширов нарушены Ваши права, а не одна лишь норма закона.

Читайте также:
Узаконивание самовольной постройки

эксперт компании “Гарант”

*(1) Указания по контролю шума МУК 4.3.2194-07 – Методические указания МУК 4.3.2194-07 “Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 5 апреля 2007 г.)

*(2) Закон о санитарном благополучии – Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”

*(3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 “Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10

*(4) Правила пользования жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25)

Как сменить управляющую компанию?

Регулярная уборка подъездов, ремонт лифтов и основных систем жизнеобеспечения дома — все это является зоной ответственности управляющей компании. Бывает, что жильцы недовольны качеством оказываемых услуг и, получая очередную квитанцию, задумываются о том, за что они платят деньги. Что делать, если управляющая компания некачественно выполняет свои обязательства, и как ее поменять?

Что такое управляющая компания и какие услуги она оказывает?


Управляющая компания — это коммерческая организация, которую нанимают собственники многоквартирного дома и которая оказывает услуги по профессиональному управлению имуществом дома.

К числу обязанностей компании относятся обеспечение пожарной безопасности, ремонт общего имущества (подъезды, лифты и систем электро- водоснабжения и отопления), устранение аварий и их последствий, уборка подъездов, уборка и благоустройство прилегающей территории, вывоз мусора, установка и эксплуатация счетчиков. Полный перечень услуг, которые оказывает управляющая компания, содержится в договоре с собственниками многоквартирного дома, а также в ежемесячных квитанциях.

В каких случаях стоит задуматься о смене управляющей компании?

Если вы систематически обнаруживаете в своей квитанции услуги, которые не оказываются по факту, управляющая компания (УК) некачественно обслуживает дом или необоснованно завышает квартплату, следует обдумать возможность найма другой организации.

Для того, чтобы адекватно оценить необходимость замены УК, стоит выписать из договора с УК и квитанций все оказываемые услуги, и составить список претензий по каждой из услуг. По каждому из пунктов можно написать жалобы непосредственно в УК. Если компания не реагирует, на следующем этапе можно самостоятельно или совместно с другими жильцами обратиться в надзорные органы (Роспотребнадзор, жилищную инспекцию или прокуратуру). После того когда наберется значительное количество официальных свидетельств неудовлетворительной работы УК, можно начинать процедуру ее замены.

Но стоит подготовиться к тому, что этот процесс займет немало времени и потребует поддержки со стороны большинства собственников дома.

Какие бывают разновидности управляющих компаний?

Существуют несколько видов управляющих компаний, в зависимости от способа которым они были наняты. От этого будет зависеть алгоритм действий для ее замены.

Вариант 1. В большинстве случаев УК избирается на общем собрании собственников многоквартирного дома. Договор заключается на срок от 1 до 5 лет.

Вариант 2. Если жильцы не назначили УК в течение 20 дней со дня ввода дома в эксплуатацию, это сделает муниципалитет через открытый конкурс. О результатах муниципалитет сообщает собственникам, которые обязаны заключить договор с этой организацией. Срок договора не может превышать 3 лет. В этом случае можно поменять УК через собрание собственников жилья. Причем в отличие от предыдущего варианта, формальных оснований (таких как неудовлетворительная работа УК или нарушения) не требуется — достаточно решения большинства собственников.

Вариант 3. Еще одна разновидность организаций — это временные управляющие компании. Они могут быть назначены застройщиком после сдачи дома в эксплуатацию на срок не больше 3 месяцев. Временные УК оказывают коммунальные услуги до момента, когда собственники подпишут договор с постоянной УК.

Какие могут быть основания для расторжения договора?

Договор с управляющей компанией может быть расторгнут по следующим причинам:

Истекает срок действия договора

В большинстве случаев договорами предусмотрено автоматическое продление, если жильцы не заявят о своем намерении отказаться от услуг компании и не продлевать договор. Подобное решение может быть принято в ходе собрания собственников многоквартирного дома.

Условия договора дают возможность расторжения

Следует внимательно изучить текст договора с управляющей компанией на предмет дополнительных причины для расторжения.

УК не выполняет свои обязанности

Если УК не оказывает услуги в полном объеме или делает это некачественно, собственники имеют право расторгнуть договор в одностороннем порядке. Для этого потребуется собрать свидетельства невыполнения УК своих обязательств (копии жалоб в прокуратуру, Роспотребнадзор и контролирующие органы).

Смена способа управления домом

В любой момент собственники могут поменять способ управления имуществом домом, например, на товарищество собственников жилья (ТСЖ). В этом случае договор со старой УК может быть расторгнут, а ТСЖ наймет новую организацию.

Можно ли отказаться от услуг компании, если она формально ничего не нарушает?

В данном случае отказаться от услуг управляющей компании можно только после окончания срока договора. Досрочно расторгнуть договор удастся только по решению суда или по соглашению с представителями УК.

Исключение составляет случай, если УК назначена муниципалитетом по результатам открытого конкурса. Тогда заметить УК можно через голосование общего собрания собственников, даже если компания не допускала формальных нарушений.

Как поменять управляющую компанию: пошаговая инструкция


Шаг 1. Составить список претензий к действующей управляющей компании и собрать свидетельства нарушений (копии жалоб в УК, Роспотребназор и контролирующие органы).

Шаг 2. Обсудить ситуацию с другими жильцами и создать инициативную группу жильцов.

Шаг 3. Подобрать новую управляющую компанию. Следует внимательно изучить рейтинги управляющих компаний и прочитать отзывы. В особенности стоит обратить внимание на официальный сайт потенциальных кандидатов, наличие у них необходимых документов (прежде всего, лицензии). Посмотрите на состояние обслуживаемых этими компаниями домов — это поможет получить объективное представление о работе УК. После того, как сформирован список понравившихся компаний, можно обратиться к ним с просьбой составить план работ по вашему дому, а также дать информацию о тарифах.

Читайте также:
Кто и в каких случаях должен менять стояки в многоквартирном доме

Шаг 4. Составить повестку общего собрания собственников, которая должна включать вопрос расторжения договора с текущей управляющей компанией. Кроме того, желательно сразу же внести в повестку вопрос о выборе новой компании, сроках передачи ей всей документации и остатка денежных средств.

При этом нужно определиться с основанием для расторжения договора: истечение срока, нарушение управляющей компанией условий договора или смена способа управления домом.

Шаг 5. Провести общее собрание собственников многоквартирного дома и зафиксировать решения в итоговом протоколе. Данное мероприятие требует соблюдения большого количества формальностей, поэтому помощь профессионального юриста может оказаться полезной.

Шаг 6. В течение 5 дней уведомить о результатах собрания текущую управляющую компанию. К уведомлению нужно приложить копию итогового протокола общего собрания.

Также в течение 5 дней необходимо направить в государственную жилищную инспекцию пакет документов:

  • оригинал протокола общего собрания и принятого решения;
  • реестр собственников жилых помещений дома;
  • реестр уведомления собственников о проведении собрания;
  • оригинал бланков голосования;
  • реестр граждан, которые проголосовали очно и заочно.

Шаг 7. Направить копии протоколов собрания в новую управляющую компанию.

Шаг 8. Новая управляющая компания подписывает договор обслуживания с каждым собственником.

Что делать, если предыдущая управляющая компания отказывается выполнять решения общего собрания собственников жилья?

В этом случае собственники могут направить жалобу в жилищную инспекцию, прокуратуру или подать иск в суд. К жалобе следует приложить все документы, которые подтверждают допущенные управляющей компанией нарушения.

5 главных шагов в процессе передачи дома в управление новой УО

Смена управляющей домом организации – событие нечастое и непростое. УО, принимающей МКД в управление, следует соблюсти все этапы этого процесса, чтобы в дальнейшем не столкнуться с оспариванием её права на управление домом. Рассказываем об основных шагах, которые должны предпринять собственники и новая компания при смене УО.

Шаг 1. Проведите общее собрание собственников помещений

Первый этап при смене управляющей организации – проведение общего собрания собственников. Инициатором может выступить либо кто-то из владельцев помещения в МКД, либо действующая УО, если расторжение договора управления происходит по обоюдному согласию (ч.ч. 4, 6, 7 ст. 45 ЖК РФ).

Инициаторы собрания должны помнить, что нельзя просто отказаться от услуг старой УО, не избрав новую. Поэтому в случае смены управляющей организации перед проведением ОСС инициаторы должны определить, какую организацию они предложат в качестве новой для управления домом. Название УО и проект договора управления необходимо вынести на голосование собственников.

В повестку ОСС обязательно нужно включить вопросы об избрании председателя, секретаря и счётной комиссии, месте хранения протокола, а затем вынести на голосование вопросы о смене УО: о расторжении договора управления с действующей организацией, о выборе новой компании, об утверждении договора управления, перечня работ и услуг, размера платы за жилое помещение.

Провести собрание необходимо строго в соответствии с ст. ст. 44 – 46 ЖК РФ: в таком случае меньше шансов на то, что кто-то оспорит решение собственников о смене управляющей организации.

Вопрос о расторжении договора управления и выборе новой УО решается простым большинством, то есть 50% + 1 голос от числа голосов, присутствующих на ОСС (ч. 4 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Собственники, выступающие инициаторами ОСС, обязаны направить в УО оригиналы протокола и приложений к нему в течение десяти дней после проведения общего собрания, а УО – направить их в орган ГЖН в течение пяти дней с момента их получения, перед этим сняв необходимое количество копий (ч.ч. 1, 1.1 ст. 46 ЖК РФ).

Шаг 2. Подпишите договор управления в соответствии с требованиями ЖК РФ

Когда решение о выборе новой УО принято, то сторонам необходимо подписать утверждённый собственниками договор управления. Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, сделать это должны собственники, обладающие более 50% голосов от всех голосов в доме.

Если этого не сделать, то при обращении несогласных со сменой УО в суд договор может быть признан незаключённым. Это подтверждает судебная практика. В деле № А56-107136/2017 суд признал правомерным включение дома в реестр лицензий УО-1 и отказ от этого в отношении УО-2, поскольку последняя не предоставила подписанный собственниками договор управления.

О наличии подписанного в соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договора управления как доказательства реализации решения ОСС о выборе управляющей организации говорит и ВС РФ в деле № А17-1382/2018.

Обычно договор управления подписывается непосредственно на ОСС, на котором принято решение о выборе управляющей организации. Это упрощает процесс сбора подписей: в ином случае представителю УО, председателю Совета дома придётся дополнительно обходить квартиры.

Собственники также могут доверить право подписи уполномоченному лицу: обычно это председатель Совета МКД. Однако следует помнить, что в таком случае на имя председателя должны быть оформлены соответствующие доверенности (п. 3 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ).

Шаг 3. Уведомите бывшую УО о принятом на собрании решении

Когда собственники приняли на ОСС решение о выборе новой управляющей организации, подписали договор управления, УО должна начать процесс включения дома в свою лицензию и передачи дома ей в управление от предыдущей компании.

Необходимо проследить, чтобы инициаторы собрания или уполномоченное собранием лицо уведомили предыдущую УО о принятом на собрании решении. На это отводится пять рабочих дней с момента составления протокола ОСС (п. 18 ПП РФ № 416). К письму прилагаются копии протокола собрания и приложений к нему, подтверждающие легитимность данного решения.

Шаг 4. Подайте заявление в орган ГЖН на внесение изменений в реестр лицензий

Общее собрание собственников проведено, протокол составлен, договор управления подписан. Следующий, один из самых важных, этапов для УО – сообщить об этом в орган ГЖН и подать заявление на включение дома в лицензию.

Для этого новой управляющей организации необходимо разместить в ГИС ЖКХ сведения о том, что она управляет домом, а затем направить документы в орган ГЖН. Сделать это нужно в течение пяти рабочих дней с момента подписания договора управления (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ). Орган ГЖН, получив заявление на внесение изменений в реестр лицензий, обязательно проверит выполнение этого требования законодательства (пп. «д» п. 5 № 938/пр).

Читайте также:
Что лучше между близкими родственниками: договор дарения или купли продажи

Согласно п. п. 2, 3 № 938/пр, новая УО должна подать в орган Госжилнадзора заявление, в котором обязательно указываются адрес дома и основания для включения МКД в лицензию, данные о себе (наименование, ИНН, номер лицензии).

В некоторых субъектах РФ, например, Москве, Московской области, Краснодарском крае госжилинспекции разработали свой шаблон такого заявления, который следует использовать УО при обращении в эту инспекцию.

К заявлению необходимо приложить копию протокола ОСС, на котором УО была выбрана для управления домом, и копию договора управления, подписанного собственниками в соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ.

Орган ГЖН проверит достоверность представленных сведений и примет решение в течение 10 рабочих дней. При отсутствии нарушений и противоречий дом будет включён в лицензию УО в день принятия решения об этом (п.п. 4, 14 № 938/пр). Управление домом начнётся именно с даты внесения изменений в реестр лицензий (ч. 7 ст. 162, ч. 4 ст. 198 ЖК РФ).

Шаг 5. Получите у бывшей УО техдокументацию и иные документы на дом

Получив право на управление домом, новая управляющая организация должна истребовать у своих предшественников техническую документацию на дом и иные документы, которые необходимы для выполнения условий договора управления.

О смене УО предыдущая компания узнаёт из уведомления, направленного ей инициаторами ОСС или уполномоченным лицом не позднее пяти рабочих дней с момента принятия такого решения (п. 18 ПП РФ № 416).

После этого, согласно п. 19 ПП РФ № 416, ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, бывшей УО отводится не более трёх рабочих дней на то, чтобы передать новой организации:

  • техническую документацию;
  • иные связанные с управлением домом документы;
  • ключи от помещений, входящих в состав общего имущества с;
  • электронные коды доступа к общедомовому оборудованию;
  • иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации дома и управления им.

Если у предыдущей компании нет каких-то обязательных документов, то, согласно п. 21 ПП РФ № 416, она должна их найти/восстановить за 3 месяца, и направить новой УО. Все передачи документов оформляются актами (п. 22 ПП РФ № 416).

Новой управляющей организации следует строго контролировать сроки получения техдокументации и иных документов на дом. Если предыдущая УО затягивает процесс передачи документов, отказывается от этого, передала неполный пакет документов, то новой организации следует зафиксировать это документально и обратиться в орган ГЖН, прокуратуру или в суд.

Поделитесь положительным опытом смены УО

Организация, планируя получить в управление многоквартирный дом, который входит в лицензию другой УО, должна быть готова к долгой и кропотливой работе. Необходимо соблюсти все формальности, чётко следовать требованиям ЖК РФ, ПП РФ № 416, ПП РФ № 491, № 938/пр, не нарушать установленные сроки.

Это позволит не только ускорить и облегчить УО процесс перевода дома в её управление, но и защитить свои права на управление МКД в суде, если кто-то из собственников или предыдущая организация решат оспорить такие изменения.

На практике сменить управляющую организацию непросто. Но мы уверены, что примеры могут привести даже наши читатели. Поделитесь в комментариях примерами, когда собственники отказались от услуг другой УО и успешно подписали новый договор управления с вашей компанией.

Грязь и некачественный сервис: как сменить управляющую компанию в доме

Конфликты жильцов с управляющими компаниями (УК) многоквартирных домов случаются часто. Собственники квартир бывают недовольны качеством уборки, ремонтом и обслуживанием, высокими тарифами за управление и содержание дома. Часто это ограничивается жалобами, но при систематических нарушениях и некачественном обслуживании дома стоит задуматься о смене УК.

Избавиться от недобросовестных управленцев бывает непросто, особенно в новостройке, когда еще не все квартиры заселены, собственники не наладили коммуникации и в домах сложно собрать кворум для принятия решений на общем собрании. Вместе с юристами рассказываем, как сменить недобросовестную управляющую компанию в многоэтажке.

Конфликты жителей с УК

Конфликты жильцов с управляющими компаниями нередко приводят к их смене. В Москве из-за недобросовестной работы коммунальщиков с 1 апреля 2021 года, по данным Мосжилинспекции, граждане проголосовали за смену 125 УК в своих домах. Всего в столице лицензии на управление общим имуществом в многоквартирных домах имеют 955 компаний, непосредственно осуществляют эту деятельность 604 из них.

Конфликты случаются часто. Недавно в ЖК «Город набережных» в Химках жители стали заложниками управляющей компании, которая не выполняла свои обязательства по содержанию имущества и начисляла двойные платежи. Собственники квартир инициировали смену управляющей компании, обращались в суды и Генпрокуратуру, но так и не удалось ничего изменить.

Схожая ситуация произошла у жителей многоквартирного дома «Приоритет» на Нагорном бульваре. Здесь жильцы столкнулись не только с халатностью работников, но и с угрозами от неизвестных, которые требовали прекратить какие-либо разбирательства в отношении управляющей компании «ЭК «Городские усадьбы». Аналогичный конфликт произошел в ЖК «Красногорский», где, по словам жителей, неизвестная УК захватила власть в доме и незаконно выставляет счета на оплату.

Эксперты в статье

  • Артем Баранов, генеральный директор юридической компании «Достигация»
  • Ольга Балбек, заместитель по правовым вопросам компании «Миэль»
  • Антон Пономарев, заслуженный юрист России, частная практика
  • Андрей Лямзин, юрист адвокатского бюро «Сфера защиты»

Причины для смены УК

Управляющая компания — это юридическое лицо, созданное для управления и эксплуатации, технического и санитарного содержания многоквартирных домов. От нее ждут четких, конкретных и своевременных действий по исполнению работ по обслуживанию многоквартирного дома. Однако случается, что жильцы сталкиваются с ситуацией, когда УК плохо справляется со своими обязанностями. При таких обстоятельствах вполне логично возникает вопрос о смене управленцев.

Причиной для смены управляющий компании может стать невыполнение коммунальных услуг, предоставление некачественного сервиса и завышенные тарифы, рассказал генеральный директор юридической компании «Достигация» Артем Баранов. Он уточнил, что речь может идти о том, что УК:

  • не выполняет правила аварийно-технического обслуживания;
  • не обеспечивает систематическую уборку подъездов, лестниц и придомовых участков;
  • не заменяет вовремя электрические лампочки и все важные коммуникации;
  • не чинит своевременно лифты, трубы и крыши;
  • некачественно проводит ремонт общественных зон;
  • не реагирует на жалобы собственников жилья;
  • завышает стоимость проведенных работ;
  • отказывается проводить перерасчеты с обслуживаемым населением на основании отсутствия якобы предоставленных ранее «услуг».
Читайте также:
Последствия прописки чужого ребёнка в своей квартире

Законные основания для смены УК

Сменить управляющую компанию раньше срока договора только из-за недовольства ее работой не получится, так как для этого должны быть законные основания или решение общего собрания собственников. Чаще всего какого-либо одного основания недостаточно, необходима совокупность и длительность нарушения, уточнил гендиректор компании «Достигация».

Также стоит обратить внимание, на какой период заключен договор, так как иногда проще дождаться окончания срока его действия, чем расторгнуть. Необходимо учесть, что с управляющими компаниями, выбранными жителями на общем собрании собственников, договор, как правило, заключается на срок от года до пяти лет, а с УК, назначенными органом местного самоуправления на открытом конкурсе, — от года до трех лет, пояснил Баранов. Он заявил, что с временными УК договор заключается не более чем на три месяца.

Существует ряд законных оснований, при которых собственники квартир в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке досрочно расторгнуть такой договор и сменить управляющую компанию:

  1. Ст. 162 Жилищного кодекса России предусмотрена возможность расторгнуть договор управления по истечении каждого последующего года со дня его заключения, если до истечения срока действия общим собранием жильцов принято решение о выборе новой УК или об изменении способа управления этим домом, рассказал юрист Антон Пономорев. По его словам, это правило действует, если управляющая организация выбрана на открытом конкурсе, проведенном местной администрацией.
  2. Если же управляющую организацию выбирали сами жильцы, то они вправе отказаться от договора, руководствуясь решением общего собрания, уточнил юрист. По его словам, для этого нужно в течение пяти рабочих дней направить уведомление о решении расторгнуть договор с приложением копии такого решения в управляющую организацию и в орган государственного жилищного надзора (Госжилинспекцию). В данном случае должен иметь место факт невыполнения управляющей организацией условий договора.
  3. УК, у которой аннулирована лицензия ЖКХ, обязана передать все дела по управлению многоэтажкой в течение трех дней с момента заключения договоров с новой УК, которую владельцы квартир выбрали на общем собрании собственников.

Доказательства некачественной работы УК

Жильцам, которых не устраивает работа управляющей компании, необходимо собрать доказательства, которые станут аргументами плохого качества предоставляемых услуг. По словам Баранова это могут быть:

  • частные или коллективные претензии собственников;
  • документально зафиксированные (при участии инициативной группы и представителей УК) данные о плохом состоянии коммуникаций дома или подъезда;
  • выписка из аварийно-диспетчерской службы о количестве зарегистрированных заявок;
  • фотографии и видеосъемка;
  • результаты анализов независимых экспертиз;
  • копии результатов проверок сотрудниками жилищной инспекции по жалобам граждан.

«Необходимо заручиться поддержкой собственников квартир в вашем доме. Действовать в одиночку не стоит. Напишите в чат жильцов дома, повесьте объявление со своими контактными данными, в котором кратко описана проблема и основной план действий. Можно пройтись по квартирам и лично поговорить о проблемной УК с соседями», — рекомендует юрист Баранов.

Выбор новой УК

После того как вы собрали доказательства некачественной работы управленцев, изучили договор и нашли законное основание для смены УК, необходимо выбрать, кто будет управлять вашим домом. «При подборе новой управляющей организации собственникам рекомендуется воспользоваться рейтингом управляющих компаний, который формируется на основании количества зафиксированных нарушений по управлению и эксплуатации жилищного фонда. Данный рейтинг, как правило, находится в свободном доступе на официальном сайте государственного органа жилищного надзора», — советует юрист Антон Пономарев.

Кроме того, можно изучить открытые сведения на сайтах УК и поинтересоваться у жителей соседних домов, устраивают ли их управленцы и какие есть проблемы, советует Пономарев. По его словам, посмотреть, какие именно компании управляют многоэтажками, можно на сайте ГИС ЖКХ и на сайте реформы ЖКХ. Можно выписать плюсы и минусы, предложив соседям выбрать из нескольких УК с наилучшими показателями, рекомендовал юрист.

«Важно проверить наличие и срок действия лицензии у УК, количество домов в управлении и сколько домов отказались от ее услуг. И конечно, жильцам стоит лично пообщаться с работниками УК и узнать про их материально-техническую базу, запросить шаблон договора. При этом важно, чтобы процессы в компании были автоматизированы, так как это отразится на скорости приема заявок жильцов», — рассказала заместитель по правовым вопросам «Миэль» Ольга Балбек.

Собрание собственников

Следующим шагом по смене управляющей компании станет собрание собственников жилья. Но нередко часть жильцов занимает пассивную позицию — общие собрания не посещают или голоса отдают формально, в пользу большинства.

Единственное верное и логичное решение — активная позиция старшего по дому или по подъезду, который разъяснительной работой и агитацией должен ориентировать жильцов на принятие правильного решения — от него в дальнейшем будет зависеть качество управления домом и адекватная стоимость услуг, считает Пономарев.

«Инициативная группа жильцов должна подготовить повестку о созыве общего собрания участников МКД, в которой указывается основание для расторжения договора с действующей УК и ее смене. В повестку также стоит включить выбор способа управления многоэтажкой, утверждение новой управляющей компании, условия нового договора между управленцами и жильцами, сроки передачи технической документации, утверждение размера платежей за содержание и ремонт дома», — пояснил Баранов.

За десять дней до начала собрания надо оповестить жильцов (письменно или с применением электронных средств связи), при этом оповещение должно быть указано в реестре уведомлений, отметил гендиректор юрфирмы «Достигация».

Далее надо провести само собрание в очно-заочной форме, уточнил юрист. По его словам, результаты собрания должны быть зафиксированы в протоколе общего собрания.

Все владельцы квартир в многоэтажке, проголосовавшие как на очной части собрания собственников, так и на заочной, заполняют один и тот же бланк решения, пояснил Баранов. Он рассказал, что при получении бланка решения каждый собственник обязан расписаться в реестре выдачи бланков голосования.

Читайте также:
Образец акта приема передачи нежилого помещения по договору аренды

После этого нужно составить протокол собрания. При этом важно помнить о кворуме. «Кворум — это минимальное количество голосов, при которых собрание можно считать правомочным. Согласно действующему жилищному кодексу, кворум считается достигнутым при числе голосов 50% плюс один голос», — уточнил Баранов.

Уведомление жильцов и старой УК

Следующим действием будет уведомление собственников о результатах собрания, продолжил юрист из компании «Сфера защиты» Андрей Лямзин. «Такое уведомление необходимо разместить не позднее чем через десять дней после проведения собрания собственников МКД. Место, где будет размещено это уведомление, также нужно выбрать на собрании. Копию протокола надо направить в действующую управляющую компанию также не позднее чем через десять дней. Договор управления считается прекращенным с момента, когда организация получит уведомление о расторжении договора, если иное не предусмотрено самим договором», — отметил юрист.

В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом уполномоченное собранием лицо в течение пяти рабочих дней направляет в адрес старой управляющей компании, а также в органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения, пояснил Лямзин. По его словам, необходимо приложить именно оригинал протокола общего собрания.

Новая УК

Следующим шагом станет заключение договора с новой управляющей компанией. «Согласно действующему законодательству, более 50% собственников помещений в многоквартирном жилом доме обязаны расписаться в договоре управления с новой УК — иначе договор будет считаться недействительным. Лучше сразу подписать его на собрании, чтобы еще раз не собирать жильцов», — подчеркнул Лямзин. По его словам, платить новым управленцам жильцы многоэтажки должны после того, как они заключат договор с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг.

Если на общем собрании собственников вы принимаете решение о создании ТСЖ, то, как правило, впоследствии товарищество не осуществляет управление многоквартирным жилым домом самостоятельно, а нанимает для этого управляющую компанию, пояснил Баранов. Он уточнил, что таким образом жильцы отказываются от услуг управляющих компаний, которые выбрал им застройщик или местное самоуправление.

Как сменить управляющую компанию в Подмосковье

Детская площадка во дворе жилого дома в Мытищах

Жилищный кодекс РФ предоставляет право собственникам жилья самостоятельно выбирать организацию, занимающуюся управлением общедомовым имуществом. Собственники квартир не обязаны терпеть холодные батареи, грязные подъезды и сломанные перила. От услуг недобросовестной организации можно отказаться. Подробнее о том, как жителям Подмосковья действовать при смене управляющей компании, читайте в материале портала mosreg . ru .

Чем должна заниматься управляющая компания

Инженерные коммуникации в жилом доме

В обязанности управляющей компании входят:

– контроль качества коммунальных услуг (энергоснабжения, водоснабжения, канализации, вывоза мусора);

– прием и расчет коммунальных платежей, направление денежных средств снабжающим предприятиям (если не заключен договор с МособлЕИРЦ);

– распределение средств и организация ремонтной и хозяйственной деятельности;

– создание условий для безопасной эксплуатации дома.

Управляющая компания обязана выполнять работы, перечисленные в договоре с собственниками жилья. Сюда обычно включены:

– осмотр общедомового имущества (например, два раза в год);

– текущий ремонт помещений;

– подготовка здания к зиме;

– устранение аварий внутри дома в сроки, установленные стандартом;

– обеспечение чистоты подъезда и двора;

– озеленение территории, если она относится к общедомовому имуществу;

– обеспечение работы счетчиков;

– выявление расхитителей энергетических ресурсов;

– учет регистрации собственников жилья;

– предоставление отчета о проделанной работе на общем собрании жильцов (не реже одного раза в год).

Если жильцов не устраивает объем или качество предоставляемых компанией услуг, они могут предъявить требование о перезаключении договора с целью его изменения и дополнения. В случае отказа они вправе сменить управляющую компанию.

Как расторгнуть договор с управляющей компанией

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Самый простой способ сменить управляющую компанию – дождаться окончания срока действия договора. Обычно документ продлевается автоматически, но если собственники заявили о желании его расторгнуть, прекратить отношения с управляющей компанией не составит труда.

Если срок договора не закончился, прервать его можно следующим образом:

– по соглашению сторон;

– согласно действующему договору, если в нем регламентирован порядок действий при досрочном расторжении;

– путем создания на общем собрании товарищества собственников жилья (ТСЖ), которое откажется от услуг управляющей компании и само займется управлением домом или наймет другую организацию;

– в судебном порядке при существенных нарушениях условий договора (холод в квартирах, неработающие лифты, нерегулярное энерго- и водоснабжение, изношенность кровли, несвоевременность ремонта и устранения аварий и т.д.);

– на основании общего собрания собственников многоквартирного дома без существенных замечаний к работе компании.

В любом случае решение о смене управляющей компании принимается на общем собрании жильцов. На нем создают уполномоченную группу, участники которой действуют по доверенностям от других собственников.

Порядок действий при смене управляющей компании

Смена управляющей компании происходит в несколько этапов:

1. Создание инициативной группы.

2. Сбор необходимых документов. Управляющая компания обязана предоставить акты выполненных работ и оказанных услуг за последний год, акты осмотра инженерных сетей дома за последние 2 года, договор обслуживания или управления.

3. Организация общего собрания жильцов. Инициативная группа должна известить о нем всех собственников квартир письменно, не позднее чем за 10 дней до проведения. Официальные предупреждения вручаются владельцам жилья под роспись. При заочном голосовании к ним прикрепляют бюллетени для голосования.

В дополнение к этому информация о собрании публикуется в объявлении, содержащем:

– сведения о форме собрания (очной или заочной);

– паспортные данные инициаторов собрания;

– дату, время, место проведения;

– при заочном голосовании – место приема бюллетеней, даты начала и окончания их сбора;

4. Проведение общего собрания собственников. В протоколе перечисляются нарушения управляющей компанией условий договора и претензии жильцов. Решение о смене организации считается принятым, если «за» высказались более 50% собственников квартир. При этом количество голосов у каждого конкретного собственника зависит от того, сколько квадратных метров жилой и общей площади дома ему принадлежит.

Читайте также:
Можно ли оплачивать коммунальные платежи кредитной картой

5. Выбор новой управляющей компании. Инициативная группа представляет список кандидатов на управление домом и макеты договоров с ними. Список работ и услуг по содержанию и ремонту дома имеют право определять владельцы квартир. При этом Жилищным кодексом РФ определены обязательные пункты:

– состав общего имущества, входящего в зону ответственности управляющей компании;

– списки работ и услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества, коммунальных услуг;

– порядок внесения изменений в эти списки;

– порядок расчета платежей за коммунальные услуги, содержание и ремонт дома;

– перечисление способов внесения платы;

– порядок осуществления контроля деятельности компании.

6. Подписание протокола общего собрания членами счетной комиссии, председателем и секретарем. Документ обязательно должен содержать:

– описание хода голосования;

– описание процедуры оповещения управляющей компании о решениях собрания;

– описание процедуры оповещения жильцов, в том числе не участвовавших в собрании.

7. Вручение протокола собрания прежней и новой управляющим компаниям. Передача документов должна состояться в течение 30 дней.

Как решать спорные вопросы

Источник: РИАМО, Николай Корешков

Если управляющая компания отказывается передать дела другой организации и не признает решения общего собрания жильцов, надо письменно зафиксировать все нарушения прав собственников. Новая управляющая компания имеет право жаловаться в Госжилинспекцию и прокуратуру, обращаться в суд.

Нередки случаи, когда отстраненная управляющая компания отказывается передавать техническую документацию или вовсе не имеет необходимых бумаг. В этом случае необходимо также обращаться в суд. Он обяжет прежнюю организацию восстановить и представить утраченные документы. Новая управляющая компания может заняться этим сама и взыскать понесенные расходы со своих предшественников.

Долги прежней управляющей компании

Источник: РИАМО, Николай Корешков

Собственники квартир вправе требовать от прежней управляющей компании средства, оставшиеся на ее счетах. Для этого надо запросить у организации отчет о финансово-хозяйственной деятельности, в котором указаны:

– список выполненных работ и их стоимость;

– договоры с подрядчиками;

– сметы и акты выполненных работ и т.п.

С помощью отчета можно выяснить, какую сумму прежняя управляющая компания должна перечислить своей преемнице. Если собственники квартир подозревают организацию в обмане и сокрытии средств, юристы новой управляющей компании или председатель ТСЖ могут инициировать строительно-техническую экспертизу и требовать вернуть деньги в суде.

Как выбрать новую управляющую компанию

Работы по проведению капитального ремонта возобновят в Подмосковье

В Подмосковье существует специальный рейтинг управляющих компаний. Его ежеквартально публикуют на сайте региональной Госжилинспекции. Классификацию организаций проводят по аналогии с оценкой гостиниц по системе звезд. Рейтинг составляют на основе голосования жителей по 13 критериям. Среди них качество взаимодействия с советами многоквартирных домов, качество содержания подъездов и дворов, своевременность расчетов с ресурсоснабжающими организациями, организация работы диспетчерского обслуживания населения, выполнение ремонта подъездов, бесперебойная поставка коммунальных услуг.

ВС разъяснил, должна ли УК продолжать обслуживать дом при исключении его из реестра лицензий

В Определении № 303-ЭС20-23313 от 19 апреля Верховный Суд разъяснил, должна ли управляющая организация, исключившая сведения о многоквартирном доме из реестра лицензий, продолжать деятельность по его управлению до появления новой УК.

ООО УК «Дерсу» выиграло конкурс по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом, заключило соответствующий договор сроком на один год с возможностью его продления на тех же условиях и на тот же срок при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении его действия. По истечении года управляющая компания приняла решение исключить МКД из реестра лицензий. Домом она управляла до 1 июля 2019 г.

13 августа 2019 г. по результатам внеплановой документарной проверки жилищная инспекция составила акт о том, что после внесения изменений в реестр лицензий УК «Дерсу» управление МКД не осуществляет, содержание и ремонт общего имущества собственников в доме не производит, платежные документы не направляет, в связи с чем выдала предписание об обязании продолжить осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом до дня наступления события, предусмотренного ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса, то есть до выбора иной УК, управления МКД собственниками помещений или госрегистрации ТСЖ или жилищного кооператива.

«Дерсу» обратилась в Арбитражный суд Приморского края, который согласился с позицией жилищной инспекции о том, что в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства до дня наступления названных обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменений.

Не согласившись с выводами судов, управляющая компания обратилась с жалобой в Верховный Суд. ВС заметил, что исключение сведений о МКД из реестра лицензий согласно ч. 6 ст. 198 ЖК является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 Кодекса.

С даты исключения сведений лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению МКД, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК. В соответствии с данным положением лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг или выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с требованиями законодательства до дня:

1. возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2. возникновения обязательств по договору управления МКД, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

Читайте также:
Когда и в каком размере назначается штраф при отсутствии прописки

3. возникновения обязательств по договорам, указанным в ч. 1 и 2 ст. 164 Кодекса;

4. государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

«Приведенные законоположения не возлагают на иных лицензиатов, в частности по заявлениям которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его действия, обязанности по управлению многоквартирным домом после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий», – указал ВС.

Судебная коллегия обратила внимание, что, принимая во внимание положения ч. 6 ст. 162 ЖК, когда одна из сторон (в данном случае управляющая компания) заявила о прекращении договора по окончании срока его действия, такой договор не считается продленным. При прекращении договора в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.

В этом случае, заметил ВС, согласно ч. 10 ст. 162 ЖК управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, предметы и информацию, необходимые для эксплуатации и управления, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу либо собственнику помещения.

Таким образом, посчитал Верховный Суд, исходя из системного толкования приведенных норм, положения ч. 3 ст. 200 ЖК, предусматривающие в том числе обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию МКД, распространяются на лицензиатов, в отношении которых принято решение об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 ЖК.

Кроме того, собственники обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, указанных в ч. 2 ст. 161 ЖК; управление МКД, в отношении которого собственниками не выбран способ управления в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, осуществляется управляющей организацией, имеющей соответствующую лицензию, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены правительством (ч. 17 ст. 161 ЖК).

Верховный Суд обратил внимание, что с 12 января 2019 г. назначение «временной» (на срок не более года) управляющей организации осуществляется согласно Правилам определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденным Постановлением Правительства от 21 декабря 2018 г. № 1616.

ВС указал, что суды не установили юридически значимых обстоятельств, связанных с принятием жилищной инспекцией решения в отношении УК об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК. Суды отклонили без указания мотивов доводы УК об иных фактических и правовых основаниях и порядке прекращения деятельности по управлению МКД, соблюдении истцом как лицензиатом необходимых требований действующего жилищного законодательства, включая нормы о лицензировании. ВС отметил, что обосновывающие процессуальную позицию истца доказательства, имеющиеся в деле, не были исследованы и оценены судами в полном объеме, в содержании обжалуемых судебных актов отсутствуют результаты такой оценки.

Таким образом, ВС направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

В комментарии «АГ» адвокат АП Санкт-Петербурга Антон Лебедев предположил, что в данной ситуации жилищная инспекция делала выбор: подбирать новую управляющую компанию или заставлять уходящую заниматься тем, чем она не хочет. «Сделанный выбор был неправильным, так как заставить кого-либо заниматься тем, чем он не хочет, проблематично. Управляющая компания могла просто начать саботировать работу по управлению, и в конечном итоге пострадали бы жильцы, в интересах которых действовала жилищная инспекция», – указал он.

Антон Лебедев отметил, что в силу положений ч. 4 ст. 200 ЖК орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления домом в течение 15 дней с момента получения уведомления от органа надзора о прекращении лицензии. «По всей видимости, этого сделано не было или способ управления так и не был выбран, – предположил адвокат. – К счастью, время, когда можно было принуждать делать то, что не хочется, уже прошло, и действия жилищной инспекции были признаны не соответствующими закону. Думаю, что сама ситуация была спровоцирована тем, что в данном регионе желающих заниматься управлением домов немного».

Руководитель юридического агентства «ДАРТ» Никита Глебов отметил, что суды и служба ГЖИ исходили из ч. 3 ст. 200 ЖК, что он посчитал верным. По его мнению, отдельного внимания заслуживает позиция ВС, согласно которой порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора по окончании срока его действия. Никита Глебов предположил, что именно поэтому ВС решил передать дело на новое рассмотрение.

«Я в свою очередь считаю, что вне зависимости от того, каким образом выбыл дом из жилищного фонда управляющей организации, пока не избрана новая управляющая компания, предыдущая должна в полном объеме осуществлять управление МКД: несмотря на довод о несовпадении порядков исключения домов из реестра лицензий и прекращения деятельности УК в силу договора, управляющая компания должна осуществлять управление домом, поскольку прямо затрагиваются жизнь и здоровье собственников», – указал эксперт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: