Возникновение авторского права

Глава 70. Авторское право (ст. 1255 – 1302)

Глава 70. Авторское право

ГАРАНТ:

См. обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав

  • Статья 1255. Авторские права
  • Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации
  • Статья 1257. Автор произведения
  • Статья 1258. Соавторство
  • Статья 1259. Объекты авторских прав
  • Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения
  • Статья 1261. Программы для ЭВМ
  • Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных
  • Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
  • Статья 1264. Проекты официальных документов, символов и знаков
  • Статья 1265. Право авторства и право автора на имя
  • Статья 1266. Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений
  • Статья 1267. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора
  • Статья 1268. Право на обнародование произведения
  • Статья 1269. Право на отзыв
  • Статья 1270. Исключительное право на произведение
  • Статья 1271. Знак охраны авторского права
  • Статья 1272. Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения
  • Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях
  • Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
  • Статья 1275. Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями
  • Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения
  • Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения
  • Статья 1278. Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения
  • Статья 1279. Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования
  • Статья 1280. Право пользователя программы для ЭВМ и базы данных
  • Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение
  • Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
  • Статья 1283. Переход исключительного права на произведение по наследству
  • Статья 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии
  • Статья 1285. Договор об отчуждении исключительного права на произведение
  • Статья 1286. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения
  • Статья 1286.1. Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства
  • Статья 1287. Особые условия издательского лицензионного договора
  • Статья 1288. Договор авторского заказа
  • Статья 1289. Срок исполнения договора авторского заказа
  • Статья 1290. Ответственность по договорам, заключаемым автором произведения
  • Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение
  • Статья 1292. Право доступа
  • Статья 1293. Право следования
  • Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства
  • Статья 1295. Служебное произведение
  • Статья 1296. Произведения, созданные по заказу
  • Статья 1297. Произведения, созданные при выполнении работ по договору
  • Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту
  • Статья 1299. Технические средства защиты авторских прав
  • Статья 1300. Информация об авторском праве
  • Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
  • Статья 1302. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав
>
Авторские права
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Возникновение авторского права

1) авторское право возникает с момента и в силу создания произведения в какой-л. объективной форме. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется специальной регистрации произведения.

Обладатель исключительных прав для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: а) латинской буквы «С» в окружности ©; б) имени (наименования) обладателя исключительных прав; в) года первого опубликования произведения.

Объекты АП — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

Самими объектами авторского права могут выступать:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
Читайте также:
Всемирная конвенция об авторском праве

и другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права:

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Субъекты авторского права

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения– создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом первоначального авторского прававсегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского праваявляется физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане: авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются так же составители.Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право переходит по наследствуи в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.

Соавторство — совместное творческое участие двух или нескольких лиц в создании единого произведения, охраняемого авторским правом.

Соавторство на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно.

Существуют два вида соавторства:

1) нераздельное, возникающее в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое;

2) раздельное, которое возникает в отношении произведения, состоящего из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Между соавторами еще не созданного произведения могут заключаться договоры, в которых будет определяться вклад каждого автора и порядок использования произведения, но так как произведение еще не существует, то эти соглашения будут иметь правовой характер.

В таких договорах соавторы устанавливают последовательность обозначения имен авторов, закрепляют разделы для написания, могут определять распределение вознаграждения.

Личные неимущественные права – права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.

Читайте также:
Основания для отказа в регистрации товарного знака

Различают:

  1. личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;
  2. личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

Личные неимущественные права авторов относятся к правам, тесно связанным с имущественными. По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 15) автору принадлежат следующие личные неимущественные права автора:

  1. право признаваться автором произведения (право авторства);
  2. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);
  3. право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  4. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные авторские права – права автора или иного правообладателя использовать произведение указанными в законе или договоре способами за вознаграждение.

Имущественные права включают в себя право:

а) воспроизводить произведение (право на воспроизведение) – повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей;

б) распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение) – право отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения;

в) импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт), – распространение экземпляров произведения на территории зарубежных государств;

г) публично показывать произведение (право на публичный показ) – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного помещения, или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц;

д) публично исполнять произведение (право на публичное исполнение) – такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения, а восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей);

е) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир). Передача в эфир подразумевает сообщение произведения с помощью передачи сигналов;

ж) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

з) переводить произведение (право на перевод) – право самостоятельно переводить произведение на другой язык или разрешать осуществлять перевод другому лицу;

и) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

к) сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти. Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);

б) авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов ;

в) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска;

г) в случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации ;

д) в случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года .

Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

Читайте также:
Неохраняемые элементы товарного знака

45. Патентное право. Объекты патентного права. Результаты интеллектуальной деятельности, которые не могут быть объектами патентного права. Субъекты патентных прав. Оформление патентных прав. Права и обязанности патентообладателя.

Патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей ипромышленных образцов.

Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Для того чтобы результат творческой деятельности признавался объектом патентного права, он должен обладать свойством патентоспособности.

Патентоспособность — это свойство новшества быть признанным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом в правовом смысле. В отличие от технического или дизайнерского решения, именуемого в обиходе изобретением или плодом технической эстетики, в юридическом смысле под изобретением или промышленным образцом понимается только решение, отвечающее всем легальным условиям патентоспособности и прошедшее установленную законом квалификацию. Органом, осуществляющим акт признания новшества в качестве изобретения, является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Условиями патентоспособности изобретения являются: его новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость

Возникновение авторских прав

Российское законодательство принципиально устанавливает «автоматическое» возникновение авторских прав с момента создания произведения.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (пункт 4 статьи 1259 Г.К РФ)

Несмотря на то, что охрана возникает автоматически, для ее возникновения, необходимо выражение произведения в объективной форме, например, письменной, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи. Авторы произведений, таким образом, избавлены от необходимости осуществлять их государственную регистрацию. В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав затрудняет их защиту на практике, например, в суде.

Процесс доказывания авторства опирается в основном на»презумпцию авторства» (статья 1257 Г.К РФ) и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра произведения, на котором указан автор.

Презумпция авторства может быть опровергнута, однако на практике авторам в случае плагиата (присвоения авторства другими лицами) оказывается очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения. Такие доказательства могут быть обеспечены путем депонирования экземпляра произведения в одной из организаций по коллективному управлению правами, предлагающих такую услугу.

«Презумпция авторства» действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав.

Не может подтверждать принадлежность авторских прав кому-либо так называемый знак охраны авторских прав ©, который имеет исключительно информационное значение и такие надписи, как «все права защищены» («All rights reserved»).

Статьи и новости по теме:

Это должно стимулировать здоровое развитие китайской игровой индустрии >

Европейский парламент сегодня проголосовал за принятие Директивы Европейского Союза об авторском праве >>

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

В Женеве 26 сентября открылись ежегодная конференция и сессия Генеральной ассамблеи ЕАНА (Европейский альянс информационных агентств), профилирующей темой которых стал всесторонний анализ авторских прав на статьи новостей в Интернете >>>

Совместное исследование Фонда общественного мнения (ФОМ) и портала TheRunet .com проведенное в июне этого года, выявило интересные результаты. 62% пользователей Рунета не умеют различать легальный и пиратский контент в Интернете, при этом, готовы пользоваться платными файлами с произведениями, достигло 57% пользователей >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

Возникновение авторских прав. Презумпция авторства

Принципиальным положением российского законодательства является автоматическое возникновение авторских прав с момента создания произведения.

Читайте также:
Товарный знак в Роспатенте - самостоятельная регистрация и сколько это стоит

Пунктом 4 ст. 1259 ГК РФ специально предусмотрено, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Таким образом, как только автор создал произведение, выразил его в какой-либо объективной форме, такое произведение получает авторско-правовую охрану, а его автор становится обладателем авторских прав на созданное им произведение. Никакой регистрации авторских прав или соблюдения каких-либо формальностей для этого не требуется.

Данный подход вытекает из требований международных договоров Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 5 Бернской конвенции специально предусматривает, что пользование авторскими правами и их осуществление не должны быть “связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей”. При этом под “формальностями” понимаются любые условия, от выполнения которых зависит существование прав. Речь идет, прежде всего, об установленной национальным законодательством административной процедуре, невыполнение которой приводит к утрате авторского права. К формальностям относятся, в частности, депонирование произведения, его регистрация в государственном или ином компетентном органе, включая уплату регистрационных сборов.

В то же время положения международных договоров Российской Федерации не препятствуют введению факультативной (добровольной) государственной или иной регистрации произведений, их добровольного депонирования для целей защиты авторских прав в специализированных организациях и т.д. Так, факультативная государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных специально предусматривалась Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”.

Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ сохранена система добровольной, факультативной, осуществляемой по желанию правообладателя регистрации в отношении программ для ЭВМ и баз данных, осуществляемая в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ.

Несмотря на то что охрана возникает автоматически и ее предоставление не зависит от способа выражения произведения, все же для ее возникновения, как уже упоминалось, необходимо выражение произведения в объективной форме. До тех пор пока произведение не будет выражено в какой-либо объективной форме, оно вообще не нуждается в какой-либо правовой охране.

В п. 3 ст. 1259 ГК РФ содержится краткий неисчерпывающий перечень основных форм, в которых могут быть выражены произведения: в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Отсутствие формальностей облегчает положение авторов произведений, которые избавлены от необходимости для охраны своих произведений осуществлять, например, их государственную регистрацию, выплачивать государственные пошлины, как в патентном праве. В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав может в ряде случаев затруднять их защиту на практике.

Так, могут возникать значительные проблемы с обеспечением доказательств авторства именно в силу того, что для формального возникновения авторских прав российское законодательство не требует совершения автором каких-либо действий, кроме придания произведению “объективной формы”.

Для доказывания авторства, т.е. факта создания произведения именно данным лицом – автором, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать абсолютно любые допускаемые российским законодательством доказательства:

  • – объяснения сторон и третьих лиц;
  • – показания свидетелей;
  • – письменные и вещественные доказательства;
  • – аудиозаписи и видеозаписи;
  • – заключения экспертов.

На практике чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра произведения, на котором указан автор.

Презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: “Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное”. Это означает, что в случае возникновения любого спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения.

Аналогичная презумпция устанавливается п. 1 ст. 15 Бернской конвенции: “Для того, чтобы автор охраняемых настоящей Конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался, при отсутствии доказательства противоположного, как таковой и в соответствии с этим имел право обращаться в странах Союза в суд по поводу нарушения его прав, достаточно, если имя автора будет указано на произведении обычным образом. Настоящий пункт применяется, даже если это имя является псевдонимом, в том случае, если псевдоним, принятый автором, не оставляет сомнений в его личности”. Как видно из приведенного текста, он имеет несколько более широкую сферу действия, применяясь также в указанных в нем случаях в отношении произведений, опубликованных под псевдонимом.

Таким образом, в случае возникновения спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора. Однако если иные лица сумеют представить экземпляры того же произведения с более ранней датой создания, на которых в качестве автора произведения указано иное лицо, рассматриваемая презумпция будет действовать уже в отношении такого лица, которое и будет признаваться автором, пока не будет доказано иное.

Читайте также:
Как оформить авторское право - регистрация на интеллектуальную собственность

Данные положения призваны облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения.

Разумеется, презумпция авторства является опровержимой, однако на практике авторам в случае плагиата (присвоения авторства другими лицами) зачастую оказывается очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения. Если в отношении опубликованного произведения для доказательства авторства достаточно представить любой наиболее ранний экземпляр произведения, то в отношении неопубликованных произведений защита прав авторов во многих случаях бывает чрезвычайно затруднена и даже невозможна, если сам автор заранее не позаботился об обеспечении необходимых доказательств.

Такие доказательства могут быть обеспечены, в частности, путем нотариального удостоверения экземпляра произведения или депонирования экземпляра произведения в одной из организаций, предлагающих такую услугу, например в Российском авторском обществе (www.rao.ru).

Использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату и тем самым использовать презумпцию авторства для доказательства своих прав, на практике часто оказывается затруднено, так как нотариальная практика в данной области не отличается единообразием и обратившимся лицам предлагаются совершенно разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т.д.

При депонировании (регистрации) экземпляра произведения в РАО появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Кроме того, обратившемуся лицу выдается свидетельство, которое подтверждает факт депонирования. Такое свидетельство имеет исключительно информационное значение, однако позволяет в ряде случаев оказывать дополнительное психологическое воздействие на лиц, допустивших нарушение прав на произведение или заинтересованных в заключении договоров о его использовании.

В ряде случаев иностранные правообладатели в качестве обоснования своих прав пытаются использовать полученные за рубежом документы, например свидетельства о регистрации в Копирайт-офисе Библиотеки Конгресса США. Подобные свидетельства сами по себе никакого правоустанавливающего значения на территории Российской Федерации не имеют. Дополнительной трудностью при их предъявлении в судебные органы является необходимость соблюдения ряда процессуальных требований.

Уже длительное время обсуждается возможность создания специальных систем добровольной регистрации и депонирования произведений с участием государства, однако пока факультативная государственная регистрация действует только в отношении компьютерных программ и баз данных.

Дополнительно следует отметить, что презумпция авторства действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав. Поскольку первоначально в соответствии с современным российским законодательством авторские права всегда возникают у автора, для определения обладателя исключительных прав в отношении соответствующего способа использования произведения требуется проверить наличие всей “цепочки” договоров или иных правовых оснований, обусловливающих переход таких прав от автора или его правопреемников.

Не может подтверждать принадлежность авторских прав кому-либо так называемый знак охраны авторских прав (c), который имеет исключительно информационное значение и указывает только на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Основания, согласно которым данное лицо делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами (наличием авторских договоров, свидетельствами о праве на наследство и т.д.). Сам по себе знак охраны авторских прав не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение.

Абсолютно никакого правового значения не имеют согласно российскому законодательству надписи вроде “все права защищены” (“All rights reserved”), пришедшие к нам из американской практики. В ряде случаев подобные надписи специально проставляются на контрафактных экземплярах произведений и фонограмм в надежде ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов.

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Авторские права: основные положения

В главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.

1. Авторские права: объекты

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения
Читайте также:
Товарный знак и знак обслуживания - основные отличия

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права .

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком. Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо .

3. Авторские права: возникновение и регистрация

Один из самых распространенных вопросов – как оформить авторские права? Его постановка не совсем корректна, потому что авторские права возникают в момент создания произведения, т.к. выражения его в любой объективной форме:

  • письменная форма выражения
  • устная форма выражения
  • форма изображения
  • аудио- или видеозапись
  • иные формы

В момент создания автор приобретает всю полноту авторских прав и вправе защищать их. Каких-либо формальностей, в т.ч. регистрации, для этого соблюдать не нужно.

Одновременно российское право позволяет зарегистрировать авторские права на программы для ЭВМ и базы данных. Регистрация программы для ЭВМ удостоверяет авторские права и освобождает от доказывания их существования и принадлежности в суде и иных государственных органах .

4. Виды авторских прав.

Виды авторских прав наглядно представлены на схеме.

А) Личные неимущественные права включают:

  1. Право авторства – право признаваться автором произведения
  2. Право на имя – право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения
  3. Право на неприкосновенность произведения – право запрещать любые изменения произведения без согласия автора
  4. Право на обнародование произведения – право представить произведение публике
  5. Право на отзыв произведения – право отказать от обнародования после его совершения

Б) Исключительное право на произведение – право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.

В) Иные авторские права, к которым относятся:

  1. Право следования – право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.
  2. Право доступа – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения .

5. Исключительное право на произведение.

Как уже было сказано ранее, исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любыми способами, в том числе путем:

  1. Воспроизведения (создания) экземпляров произведения
  2. Публичного показа и исполнения
  3. Распространения экземпляров произведения
  4. Импорта (ввоза) экземпляров произведения
  5. Доведения до всеобщего сведения – размещение в сети Интернет
  6. Перевода и переработки в иных формах.

Здесь перечислены далеко не все возможные способы использования произведения, существует и целый ряд других. Поскольку право на использование произведения принадлежит правообладателю, все третьи лица обязаны воздерживать от использования произведения без разрешения правообладателя .

6. Авторские права: срок действия.

Срок действия авторских прав зависит от их вида:

  1. Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
  2. Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
  3. Право доступа действует в течение жизни автора.
  4. Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.

После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами .

7. Территория действия авторских прав.

Сегодня 167 стран мира являются участницами Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, заключенной в 1883 году. Не вдаваясь в детали данного международного договора, можно сказать, что произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Конвенции. Аналогично произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в России.

Следует учитывать, что авторские права за рубежом защищаются в соответствии с законодательством соответствующего государства.

Полезные ссылки по теме “Авторские права”:

Возникновение авторского права

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА АВТОРСТВА

Возникновение авторских прав

В соответствии с российским законодательством авторские права возникают в силу факта создания произведения. Обычно это простое правило остается непонятным для самих авторов даже после длительных объяснений. Суть его состоит в следующем: как только произведение было создано – выражено в объективной форме (записано, нарисовано, произнесено, спето и т. д.), автоматически возникают авторские права на произведение.

Читайте также:
Использование товарного знака без разрешения правообладателя

Принцип предоставления охраны авторских прав без соблюдения каких-либо формальностей в настоящее время признается большинством развитых стран мира и следует из положений п. 2 ст. 5 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Идеальная ренессансная улица. Рисунок Ханса Вриса. XVI в.

Регистрация автрских прав

Согласно российскому законодательству не требуется какой-либо регистрации авторских прав.

Для возникновения и осуществления авторских прав, в том числе для их защиты, не требуется никакого специального оформления, удостоверения авторских прав или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Разумеется, отсутствие формальностей облегчает положение авторов произведений, которые избавлены от необходимости для охраны своих произведений осуществлять, например, их государственную регистрацию, выплачивать государственные пошлины (как в патентном праве). В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав может на практике затруднять их защиту.

Так, могут возникать значительные проблемы с обеспечением доказательств авторства, однако для формального возникновения авторских прав российское законодательство не требует совершения автором каких-либо действий, кроме придания произведению «объективной формы» (см. далее).

Следует отметить, что в настоящее время действует факультативная государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных, специально предусмотренная Законом Российской Федерации № 3523-I от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Доказательства принадлежности авторских прав

Поскольку в соответствии с российским законодательством отсчет при определении принадлежности авторских прав всегда ведется от момента их возникновения (в силу создания автором произведения), для доказательства принадлежности авторских прав надо быть готовым доказать:

1) авторство, т. е. факт создания произведения именно данным конкретным лицом или коллективом авторов;

2) правомерность перехода возникших авторских прав по всей цепочке правопреемников (по авторским договорам или по иным соответствующим законодательству основаниям).

Для доказывания авторства, т. е. факта создания произведения именно данным лицом – автором, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать любые допускаемые российским законодательством доказательства:

• объяснения сторон и третьих лиц;

• письменные и вещественные доказательства;

• аудиозаписи и видеозаписи;

Однако на практике чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства (см. далее) и сводится к необходимости предоставления наиболее раннего по времени экземпляра произведения, на котором указан автор.

По делам о плагиате (присвоении авторства) нередко используются также заключения экспертов, в качестве которых могут выступать любые назначенные судом экспертные учреждения или специалисты.

Свидетель, что вы делали четыре года назад, 9 апреля, между 10 и 11 часами вечера? Рисунок Оноре Домье. 1848

Последствия невозможности официальной регистрации и получения правоустанавливающего документа, официально указывающего на владельца авторского права (каким является, например, патент на изобретение), несколько смягчаются за счет установления так называемой презумпции авторства.

В российском законодательстве презумпция авторства сформулирована следующим образом:

«При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения» (п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»).

Благодаря презумпции авторства для того, чтобы доказать, что автором данного произведения действительно является лицо, заявляющее об этом, ему достаточно представить экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в самом тексте произведения. Авторство при этом будет считаться установленным до тех пор, пока не будет представлен более ранний по времени экземпляр того же произведения, содержащий упоминание об ином авторе, или иным образом доказана недобросовестность лица, претендующего на авторство.

Презумпция действует только в отношении самого автора. Любые иные лица (наследники, издательства, киностудии и т. д.) для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав.

Все в наличии, кроме задатка. Рисунок Оноре Домье. 1861

Обеспечение доказательств авторства

Несмотря на презумпцию авторства на практике часто возникают трудности с доказательством того, что произведение создано именно данным автором и именно в таком виде. Эти трудности минимальны, если произведение публикуется сразу после создания, поскольку каждый экземпляр такой работы с именем автора на обложке будет одновременно служить доказательством его авторства (при условии, что дата издания представленных экземпляров произведения не вызывает сомнений). Гораздо сложнее воспользоваться презумпцией авторства в случае, если произведение не было заблаговременно опубликовано или время его издания вызывает сомнения. На практике авторам в случае плагиата зачастую очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения.

Читайте также:
Авторские права на книгу - ответственность за нарушение

В отношении неопубликованных произведений защита авторских прав обычно либо чрезвычайно затруднена, либо даже невозможна, если сам автор заранее не позаботился об обеспечении доказательств, необходимых ему для использования презумпции авторства, т. е. о существовании экземпляра произведения, на котором было бы указано имя автора[1] и дата создания которого была бы каким-либо способом подтверждена.

Наиболее простой вариант – направление самому себе или своему знакомому по почте пакета с экземпляром своего произведения и хранение этого пакета для представления в суд при возникновении спора об авторстве в качестве доказательства того, что в определенную дату произведение было уже им создано. Надежность такого варианта невелика, поскольку в силу значительных возможностей для фальсификации представление подобных доказательств может вызывать сомнения, в ряде случаев весьма обоснованные.

При депонировании (регистрации) в одном из российских авторских обществ появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Однако стоимость такой услуги часто слишком велика по сравнению с теми доходами, которые получают российские авторы от использования их произведений, поэтому подавляющее большинство авторов от такой регистрации воздерживаются.

Реальная ценность подобного депонирования во многом зависит от авторитетности осуществляющей его организации. Такое депонирование часто ошибочно называют регистрацией, при его осуществлении выдают свидетельство, сертификат или иной документ, имеющий только психологическое значение.

Относительно недорогим является использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату. К сожалению, нотариальная практика в данной области не отличается единообразием, и обратившимся лицам предлагают разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т. д.

В ряде случаев иностранные правообладатели в качестве обоснования своих прав пытаются использовать полученные за рубежом документы, например свидетельства о регистрации в копирайт-офисе Библиотеки конгресса США. Подобные свидетельства сами по себе никакого правоустанавливающего значения на территории Российской Федерации не имеют, но иногда могут оказывать некоторое психологическое воздействие. Дополнительная трудность при их предъявлении в судебные органы связана с необходимостью соблюдения ряда процессуальных требований.

Уже длительное время обсуждается возможность создания специальных систем добровольной регистрации и депонирования произведений с участием государства, однако пока факультативная государственная регистрация действует только в отношении компьютерных программ и баз данных.

Уведомление об авторских правах (знак охраны авторских прав)

В ст. 9 Закона предусмотрена возможность использования особого знака охраны авторских прав – ©, который может размещаться на экземплярах произведения по усмотрению обладателя исключительных авторских прав. Упоминание о знаке © является данью традиции, заложенной Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г. из-за особых формальных требований, предъявляемых в то время законодательством США и ряда иных стран в качестве условия предоставления охраны авторских прав.

В настоящее время в связи с присоединением большинства стран мира к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, которая запрещает установление подобных формальностей, использование знака охраны авторских прав © в России является только результатом привычки и следствием нескольких инструкций, которые на подзаконном уровне определили порядок его простановки.

Использование знака © является правом, а не обязанностью правообладателя. На практике его часто используют неправильно, что приводит к путанице при определении обладателя прав и оформлении договорных отношений.

Следует помнить, что знак охраны авторских прав на самом деле имеет только информационное значение и указывает лишь на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных авторских прав на произведение. Основания, согласно которым оно делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами – наличием авторских договоров, свидетельства о праве на наследство и т. д.

Сам по себе знак охраны авторских прав не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение. Абсолютно никакого правового значения не имеют, согласно российскому законодательству, надписи вроде «Все права защищены» («All rights reserved»), пришедшие к нам из американской практики. Иногда подобные надписи специально проставляются на контрафактных экземплярах произведений и фонограмм в надежде ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов.

Объявление приговора. Рисунок Оноре Домье. 1833

Что нужно знать об авторском праве?

Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство.

Что нужно знать об авторском праве?

– возникновение авторского права

Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, к объектам авторского права относятся следующие произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

Читайте также:
Ответственность за незаконное использование товарного знака

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся:

программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Вместе с тем в силу прямого указания закона авторские права не распространяются на:

идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования;

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет; не требуется и какого-либо формального подтверждения, квалификации произведения в качестве объекта в каком-либо государственном органе. Закон прямо указывает на то, что для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК). Термин «формальность» обозначает выполнение определенных процедур, установленных законодательством (применение знака охраны авторского права, регистрация и депонирование произведений, регистрация авторского договора).

Однако автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своих правах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы C в окружности, имени автора и первого года опубликования. Проставление знака охраны целесообразно с практической точки зрения, поскольку, во-первых, обеспечивает правовую охрану произведения в тех странах, где соблюдение формальностей является условием правовой охраны, и, во-вторых, информирует потенциального пользователя о правообладателе.

Вместе с тем для обеспечения идентификации произведения и для последующего сбора гонорара за его использование осуществляется регистрация этих произведений в авторско-правовых обществах (например, в Российском авторском обществе – РАО). За регистрацию взимается плата. При этом выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации и дату регистрации.

При регистрации произведений автор должен представить клавир, текст, кассету с записью и т.д. и заполнить специальную регистрационную форму. Автор дает гарантию, что он является действительным создателем произведения и что последнее не нарушает права третьих лиц. Такое свидетельство может быть использовано впоследствии в качестве доказательства в суде. Однако следует иметь в виду, что такая регистрация не создает авторского права.

В последние годы появилась практика использования нотариального заверения как способа удостоверения авторского права на произведение. Так, автор текста, который он рассматривает в качестве оригинального произведения, ставит под ним свою подпись, которая, по существу, и удостоверяется нотариусом. Согласно ст. 80 Основ законодательства о нотариате нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если было нарушено право на авторство, то автор может потребовать признания авторства путем совершения специальных действий. Например, такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

– нормативная база

Первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Часть четвертая ГК РФ введена в действие с 1 января 2008 г. федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ “О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”. Она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

Читайте также:
Товарный знак и знак обслуживания - основные отличия

По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.

Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.

Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов.

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (например, указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»).

Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 3 ГК РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»)).

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.

Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Для рассматриваемой сферы правоотношений наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);

Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) (далее – Бернская конвенция);

Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);

Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.

Кроме того, Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия, и некоторыми другими.

Пункт 2 статьи 7 ГК РФ устанавливает, что «если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора».

Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе – п. 1 ст. 5 ГК РФ). Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Важное практическое значение имеют публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций, которые публикуются в журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Несмотря на то, что они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного подхода в применении соответствующих норм весьма существенна.

©2020, Портал поддержки предпринимательства Нижегородской области.
Ссылка при цитировании материалов сайта обязательна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: