Смежные права: понятие, виды, срок действия

Глава 71. Права, смежные с авторскими (ст. 1303 – 1344)

Глава 71. Права, смежные с авторскими

ГАРАНТ:

См. обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав

  • § 1. Общие положения (ст. 1303 – 1312)
    • Статья 1303. Основные положения
    • Статья 1304. Объекты смежных прав
    • Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав
    • Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения
    • Статья 1307. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав
    • Статья 1308. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав
    • Статья 1308.1. Переход исключительных прав на объекты смежных прав по наследству
    • Статья 1309. Технические средства защиты смежных прав
    • Статья 1310. Информация о смежном праве
    • Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав
    • Статья 1312. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав
  • § 2. Права на исполнение (ст. 1313 – 1321)
    • Статья 1313. Исполнитель
    • Статья 1314. Смежные права на совместное исполнение
    • Статья 1315. Права исполнителя
    • Статья 1316. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя
    • Статья 1317. Исключительное право на исполнение
    • Статья 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние
    • Статья 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии
    • Статья 1320. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания
    • Статья 1321. Действие исключительного права на исполнение на территории Российской Федерации
  • § 3. Право на фонограмму (ст. 1322 – 1328)
    • Статья 1322. Изготовитель фонограммы
    • Статья 1323. Права изготовителя фонограммы
    • Статья 1324. Исключительное право на фонограмму
    • Статья 1325. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы
    • Статья 1326. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях
    • Статья 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние
    • Статья 1328. Действие исключительного права на фонограмму на территории Российской Федерации
  • § 4. Право организаций эфирного и кабельного вещания (ст. 1329 – 1332)
    • Статья 1329. Организация эфирного или кабельного вещания
    • Статья 1330. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач
    • Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние
    • Статья 1332. Действие исключительного права на сообщение радио- или телепередачи на территории Российской Федерации
  • § 5. Право изготовителя базы данных (ст. 1333 – 1336)
    • Статья 1333. Изготовитель базы данных
    • Статья 1334. Исключительное право изготовителя базы данных
    • Статья 1335. Срок действия исключительного права изготовителя базы данных
    • Статья 1335.1. Действия, не являющиеся нарушением исключительного права изготовителя базы данных
    • Статья 1336. Действие исключительного права изготовителя базы данных на территории Российской Федерации
  • § 6. Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства (ст. 1337 – 1344)
    • Статья 1337. Публикатор
    • Статья 1338. Права публикатора
    • Статья 1339. Исключительное право публикатора на произведение
    • Статья 1340. Срок действия исключительного права публикатора на произведение
    • Статья 1341. Действие исключительного права публикатора на произведение на территории Российской Федерации
    • Статья 1342. Досрочное прекращение исключительного права публикатора на произведение
    • Статья 1343. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право публикатора на произведение
    • Статья 1344. Распространение оригинала или экземпляров произведения, охраняемого исключительным правом публикатора
>
Общие положения (ст. 1303 – 1312)
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Смежные права и их правовая охрана

Автор, создавший произведение, вправе распоряжаться своей работой любым способом, например, размещать фотографии на сайте, продавать статьи рекламному агентству, отправлять песню музыкальной студии. Иногда результаты интеллектуального творчества могут попасть к потребителю только благодаря творческой деятельности других людей или целой команды, например, запись фонограммы позволяет слушать музыкальную композицию целиком, а после постановки танцевального номера и трансляции его в эфир можно смотреть готовый номер на экране. Именно таким образом возникают смежные права, благодаря которым все, кто причастен к распространению созданного ими произведения, могут получать вознаграждение за его использование. В статье разбираемся, что такое смежные права, как обеспечивается защита смежных прав и как они реализуются в разных сферах деятельности.

Понятие смежных прав, объекты и субъекты

Под смежными принято понимать права исполнителя произведения, создателя фонограммы, эфирных и телевещательных организаций, публикаторов, разработчиков баз данных на реализованные ими результаты интеллектуального труда. Уже из названия «смежные права» понятен их производный характер от первичных прав автора — то есть это права, смежные с авторскими.

Смежные права появляются, например, при исполнении песни, которая сама по себе будет являться объектом авторских прав. Используются авторские текст и мелодия, но исполняется произведение другим человеком — появляется новая форма объекта интеллектуальной собственности, позволяющая его воспринять.

Смежные права появляются сразу при создании объекта интеллектуальной собственности, в момент, когда объект становится доступным для восприятия. Закон не требует регистрации или соблюдения иных формальностей для возникновения и защиты смежных прав. Кроме того, для возникновения смежных прав необходимо получить согласие автора на использование объекта его творчества, например, заключив лицензионный договор. В случае неполучения предварительного согласия нарушаются авторские права правообладателя, чей объект был использован, а использовать объект, созданный с нарушением авторских прав, законом запрещено.

Читайте также:
Объекты интеллектуальной собственности - защита прав ИС в РФ

К объектам смежных прав принято относить исполнение музыкальной композиции и театральной постановки, сообщение передач организаций эфирного и кабельного вещания, фонограмму, базу данных или публикации, которые были впервые обнародованы после того, как перешли в общественное достояние. К субъектам относятся исполнители и режиссеры-постановщики, различные вещательные и эфирные организации, изготовители фонограмм, публикаторы и изготовители баз данных.

Сроки охраны объектов смежных прав могут быть различными. Если возникновение смежных прав совпадает с моментом создания произведения, то срок его действия будет определяться конкретным объектом. Например, срок действия таких прав на исполнение песни будет отличаться от аналогичного срока для фонограмм или баз данных. Подробнее расскажем, когда будем рассматривать конкретные виды прав по объектам защиты.

Смежные права бывают разные, от чего будет меняться и форма и способ защиты смежных прав. Исключительное смежное право позволяет пользоваться объектом на свое усмотрение, а также не разрешать подобное использование другим. Исключительное право — имущественное, оно возникает на все объекты смежных прав и принадлежит правообладателю.

Помимо исключительных (имущественных) смежных прав существуют также и неимущественные смежные права, которые могут принадлежать физическим или юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Эти права являются неотчуждаемыми и дают правообладателям возможность указывать фирменное наименование организации на пластинках, упаковках, требовать защиты от искажений и т.д. Состав таких прав может меняться в зависимости от конкретного объекта.

Личные неимущественные авторские права принадлежат только физическим лицам — это право на имя, право авторства, право на неприкосновенность произведения. При нарушении личных неимущественных прав пострадавшая сторона вправе потребовать компенсацию морального вреда, публикацию о нарушении его прав и заявить ряд других нематериальных требований.

Смежные права и интеллектуальная собственность

Объекты интеллектуальной собственности делятся на средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения, географические указания и др.) и на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Частично РИД охраняются смежным правом, частично авторским. Таким образом, объекты смежных прав тоже являются объектами интеллектуальной собственности.

С точки зрения оборота разницы между авторскими и смежными правами нет. Однако, иногда результаты интеллектуальной деятельности одного человека могут быть донесены до потребителя только благодаря творческой деятельности других людей. Именно он будет обладать смежными правами на исполнение данного произведения.

То есть у автора есть право на произведение (авторские права), у исполнителя или изготовителя фонограммы права на исполнение произведения и фонограмму (смежные права). И когда мы хотим использовать творческий результат, мы понимаем, что имеем дело с несколькими видами прав. Смежные права не могут возникнуть без авторских прав — использовать объект, охраняемый смежным правом, невозможно без согласия автора произведения. За исключением фольклорных произведений и произведений, перешедших в общественное достояние.

Формы и способы защиты смежных прав практически такие же, как у авторских. Разница лишь в том, что, как мы упоминали выше, объектов смежных прав стало очень много — это и песня, звучащая в вашем плейлисте или на радио, и спектакль, и концерт с музыкальной группой. При этом с каждым новым выступлением в новом городе во время тура будет возникать новый объект смежного права.

Охрана смежных прав осуществляется с момента записи исполнения или постановки, которые были исполнены или переданы в эфир. Однако, права режиссера-постановщика театрально-зрелищного представления возникают вне зависимости от того, осуществлялась запись или нет.

Права на фонограммы

К фонограммам относятся аудиозаписи любых исполнений или даже просто звуков. Изготовитель фонограммы — это физическое или юридическое лицо, которое взяло на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков или проявлений этих звуков.

Права изготовителей фонограмм появляются сразу после создания фонограмм. Для законного использования фонограммы ее изготовителю необходимо согласие автора и исполнителя, чье исполнение зафиксировано в фонограмме. Интересный факт: согласно статье 1326 ГК допускается публичное исполнение фонограммы в коммерческих целях без разрешения обладателя исключительного права, но с выплатой ему соответствующего вознаграждения.

По общему правилу право на фонограмму действует 50 лет с даты осуществления аудиозаписи.

Права на исполнение

К исполнениям можно отнести исполнение музыкальных композиций, спектаклей, хореографических постановок или цирковых представлений. Иными словами — пение, игра, декламация, чтение, танец.

Смежное право на исполнение возникает, когда исполнение выражается в форме, допускающей распространение техническими средствами, например, когда ваш танец записали на видео.

Здесь также важно, чтобы были соблюдены авторские права на исполняемое произведение. Как правило, между исполнителем и правообладателем заключается лицензионный договор, по которому исполнитель получает право на публичное исполнение произведения. А вот когда он его исполнит, да еще и в сопровождении оркестра, тогда и возникнет смежное право на исполнение (и у певца, и у оркестрантов).

Читайте также:
Товарный знак в Роспатенте - самостоятельная регистрация и сколько это стоит

Смежные права на постановки и исполнения приравнивают к сроку жизни их автора, но отмечают, что это не менее 50 лет с года, следующего за совершением исполнения.

Право публикатора на произведения науки, литературы или искусства, перешедших в общественное достояние

Публикатор — это лицо, которое обнародовало произведение науки, литературы или искусства, которое раньше нигде не публиковалось, и по истечении срока авторского права стало объектом общественного достояния. Ему принадлежит исключительное право публикатора произведения, а также личное неимущественное право, согласно которому при использовании произведения он может указывать себя в качестве публикатора.

Если публикатор хочет обнародовать произведение, он должен обязательно соблюдать волю автора, иначе смежные права не возникают. Например, при очередном осмотре экспозиции в доме-музее известного писателя сотрудниками был найден дневник, в котором обнаружились личные записи. В нем он просил друзей опубликовать рукописи, которые не были опубликованы. В данном случае именно музей решает, опубликовать это произведение или нет — и он становится публикатором.

Если публикатор нарушил личные неимущественные права автора, например, в личном дневнике писателя он просил не обнародовать его рассказы, но музей все равно это сделал, то судом может быть прекращено действие исключительного права публикатора.

Подобные смежные права действуют 25 лет, и начинают исчисление с года, следующего за годом опубликования.

Право изготовителя базы данных

Базы данных (БД) охраняются как авторским, так и смежным правом. Оформляя авторские права, изготовитель базы данных охраняет саму структуру БД, а в случае смежных — внутренние материалы и их дальнейшее использование любым способом. Составляя базу данных, требующую материальных, организационных или иных затрат, возникает исключительное право изготовителя — извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Существенными признаются затраты на создание базы данных, имеющей не менее 10 тысяч структурных единиц информации.

Базу данных можно дополнительно зарегистрировать в Роспатенте. Но эта регистрация факультативна, потому что как и в случае с авторскими правами, исключительные права изготовителя будут действительны и без регистрации.

Смежные права на БД будут действовать 15 лет с года, следующего за годом ее создания или обнародования. Но при каждом обновлении базы данных срок действия исключительного права изготовителя будет возобновляться.

Право организаций эфирного и кабельного вещания

Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания действует 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за первым сообщением передачи. Под организациями эфирного и кабельного вещания следует понимать телеканалы, радиостанции и т.п — юридические лица, осуществляющее эфирное или кабельное радио- или телевизионное вещание. Они обладают смежными правами на созданные ими сообщения и коммуникационные сигналы, и они могут быть переданы третьим лицам. Важный момент: права возникают не в момент записи передачи, а в момент передачи ее в эфир или по кабелю.

Когда компания транслирует чужую программу, которая уже была записана, она не становится владельцем смежных прав — у такой организации они возникают лишь в том случае, если передача транслировалась одновременно с ее владельцем. Если компания хочет транслировать ранее выпущенную передачу, ей необходимо заключить отдельный лицензионный договор с организацией, создавшей первоначальную передачу на объект смежных прав. Организация эфирного и кабельного вещания также имеет право на вознаграждение в случаях, когда транслируемый ей контент публично исполняется для широкого круга лиц при платном входе.

Знак охраны смежных прав

Любой обладатель исключительного права на объект смежных прав может разместить на каждый экземпляр знак правовой охраны смежных прав. Он состоит из трех элементов:

  1. Латинской буквы «Р», размещенной в круге
  2. Имени или названия правообладателя (например, студия звукозаписи)
  3. Года опубликования.

Международная охрана смежных прав осуществляется, опираясь на принципы нескольких Конвенций: Римской (1961 г.), Женевской (1971 г.) и Брюссельской (1974 г.). По международным нормам минимальный срок охраны смежного права составляет 20 лет с начиная с года, когда произведение было опубликовано, исполнено или вышло в эфир.

Что такое смежные права

В наши дни, говоря об авторском праве, мы все чаще сталкиваемся с понятием смежных прав. Что же это такое, какие они бывают, эти смежные права?

В этой статье я постарался разобрать права, смежные с авторскими, для каждого из объектов смежных прав. Постарался сделать это как можно проще, выделив и остановившись лишь на важном.

И хотя тут достаточно много выдержек из текста Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), я постарался сделать текст максимально простым для восприятия. Потому что на мой взгляд, тема смежных прав одна из тех тем, которые вызывают у обывателя, не являющегося профессиональным юристом, наибольшую путаницу и неразбериху. Даже многие профессиональные юристы, не практикующие постоянно в области авторских и смежных прав, путаются в понятиях этой темы.

Согласно ст.1303 ГК РФ, смежными с авторскими правами (смежными правами) являются права на:

  • результаты исполнительской деятельности (исполнения),
  • на фонограммы,
  • на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),
  • на содержание баз данных,
  • на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
Читайте также:
Авторское право - содержание, виды (объекты, субъекты), предмет, понятие

А объектами смежных прав согласно ст.1304 ГК РФ будут:

  • исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • фонограммы;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Смежные права возникают у исполнителей, изготовителей фонограмм, теле и радио компаний, производителей баз данных и публикаторов, не обнародованных ранее произведений. Стоит заметить, что смежные права возникают при соблюдении изначальных авторских прав. Таким образом, если автор, например, музыки на основании лицензионного договора предоставил право исполнять музыку какому-либо исполнителю, то у исполнителя возникают смежные права на исполнение (как объект).

Для регулирования каждого из перечисленных выше объектов смежных прав в Гражданском кодексе отведен соответствующий параграф. Коротко пройдем по каждому из них, остановимся не на всем, но на мой взгляд на интересном и полезном.

Права на исполнение. § 2 главы 71 ГК РФ.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Это цитата из закона.

Если исполнителей несколько (например музыкальный коллектив), то такие исполнения признаются совместными исполнениями.

Каждому исполнителю принадлежат смежные права, установленные ст.1315 ГК РФ: исключительное право на исполнение, право авторства (не на изначальное произведение, а как право признаваться автором исполнения), право на имя, право на неприкосновенность исполнения (т.е. защиту исполнения от всякого искажения).

Есть еще в этой статье положение о том, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Эту норму можно расшифровать на примере: Есть музыкальное произведение, исполнитель записал его (законно) в своем исполнении, но вскоре произведение перешло в общественно достояние. Так вот п.3. ст.1315 ГК РФ и говорит о том, что право исполнителя на созданное им исполнение при этом не прекращается.

Простыми словами: исполнение – это то, как исполнено произведение. Каждый раз, когда произведение перепевается, переигрывается или декламируется заново, возникает новое исполнение.

Права на фонограммы. § 3 главы 71 ГК РФ.

Права на фонограмму возникают у изготовителя фонограммы. Изготовителем фонограммы признается лицо (в данном случае не только физическое, но и юридическое), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Изготовителю фонограммы принадлежат следующие права: исключительное право на фонограмму, право на указание на экземплярах фонограммы своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения, право на обнародование фонограммы (т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения).

То есть фонограмма – это запись, содержащая исполнение.

Пожалуй, самая интересная норма, из содержащихся в данном параграфе, касается использования фонограммы опубликованной в коммерческих целях. В статье 1326 говорится о том, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Сбором такого вознаграждения, как Вы уже наверное догадались, занимаются организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (например, одна из таких организаций – ВОИС). При этом стоит помнить, что по аналогии с исполнителями, права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. То есть, если Вы у себя в кафе на музыкальном центре ставите диск с записью произведения, перешедшего в общественно достояние, то это совсем не исключает негативных правовых последствий. Хороший выход из этой ситуации нашли руководители крупных торговых центров и дорогих ресторанов. Чтобы не платить отчисления, они нанимают музыкальные коллективы, которые специально для данного заведения записывают треки с классической музыкой в своем исполнении. Это получается дешевле. Можно также посадить прямо в зале музыканта за рояль, дать ему ноты и исполнять произведения, перешедшие в общественное достояние живьем. Тогда никаким организациям ничего платить не нужно.

Простыми словами: фонограмма – это отдельный объект смежных прав, содержащий исполнение. Каждая новая запись – новая фонограмма.

Право организаций эфирного и кабельного вещания. § 4 Главы 71 ГК РФ.

Читайте также:
Использование товарного знака без разрешения правообладателя

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач – ст.1329 ГК РФ.

Смежные права таких организаций связаны с правом сообщения в эфир созданных ими же передач. Однако эти права могут также быть переданы и другим лицам. Тут стоит отметить, что в случае трансляции уже записанной чужой передачи, транслирующая компания не становится обладателем смежных прав. Смежные права у такой организации возникают лишь в случае одновременной трансляции передачи. Если же организация транслирует «старую» чужую передачу, то в этом случае заключается отдельный лицензионный договор на объект смежных прав организации-создателя первоначальной передачи по ст.1308 ГК РФ.

Право изготовителя базы данных. § 5 Главы 71 ГК РФ.

Изготовителем базы данных признается лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право изготовителя базы данных и право на указание на экземплярах базы данных своего имени или наименования.

Следует различать понятия изготовителя базы данных и автора (составителя) базы данных.

Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). При этом положения настоящего параграфа ГК РФ не лишают составителя права охраны базы данных как составного произведения с использованием положений, касающихся авторских (не смежных) прав. Из интересного стоит отметить, что сроки, действия исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом ее обновлении.

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. § 6 Главы 71 ГК РФ.

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Публикатору принадлежат два права: исключительное право на обнародованное произведение и личное неимущественное право на указание своего имени при использовании произведения.

Публикатор при обнародовании произведения должен обязательно соблюдать волю автора, в противном случае смежные права не возникают. Кроме того, в случае если публикатором будут нарушены личные неимущественные права автора, действие исключительного права публикатора может быть прекращено судом.

На примере: Представим ситуацию, что при очередном осмотре экспозиции в музее-квартире одного известного поэта сотрудниками музея был обнаружен тайник. В тайнике содержалось письмо пота и рукопись его произведения. В письме автор просил своих друзей опубликовать произведение. Но так уж случилось, что материалы эти были спрятаны, потом забыты и произведение так и не вышло в свет, оставаясь в том тайнике более 100 лет. В данном случае музей решает опубликовать это произведение. И тогда музей становится публикатором.

© Андрей Макаров 2014г. – 2021г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Смежные права: основные положения

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе “Смежные права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия “смежные права”. С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

Читайте также:
Пошлина за регистрацию товарного знака: виды и размеры взносов

2. Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

3. Смежные права и интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .

4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .

5. Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .

6. Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему “Виды смежных прав

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .

7. Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

Читайте также:
Основания для отказа в регистрации товарного знака

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

СМЕЖНЫЕ ПРАВА

В результате изучения главы студент должен: знать

  • • понятие и общую характеристику смежных прав;
  • • международные нормы в регулировании смежных прав;
  • • права исполнителей; права изготовителей фонограмм;
  • • права организаций вещания; права изготовителя базы данных;
  • • права публикатора; уметь
  • • оперировать юридическими понятиями и категориями в области смежных прав;
  • • анализировать смежные права и их реализацию в возникающих правоотношениях;
  • • осуществлять экспертизу нормативных правовых актов, касающихся регулирования смежных нрав;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
  • • правильно составлять юридические документы; владеть
  • • юридической терминологией;
  • • навыками работы с правовыми актами, касающимися защиты смежных прав;
  • • навыками анализа правоприменительной и судебной практики;
  • • навыками разрешения правовых проблем и коллизий;
  • • навыками реализации норм материального и процессуального права.

Понятие и общая характеристика объектов смежных прав

Смежные права вытекают из произведений, охраняемых авторским правом, и тесно с ними связаны. В отличие от смежных прав авторские права могут существовать независимо от них.

В соответствии со ст. 1303 ГК РФ смежными правами именуются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Для защиты от посягательств и нарушений других лиц предусматривается размещение информации о смежном праве.

Информация о смежном праве — это любые сведения, идентифицирующие объект смежных прав или правообладателя, либо информации об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любых цифр и кодов, в которых содержится такая информация (информация о смежном праве).

Необходимо обратить внимание на то, что и. 3 ст. 1304 ГК РФ предоставляет охрану объектам смежных прав на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Такая охрана осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения срока действия исключительного права.

Среди международных актов, регулирующих смежные права, особое место принадлежит Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г.; Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г.; Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г.; Договору ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. и Соглашению стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.

Действующее законодательство все смежные права подразделяет на пять групп, отраженных на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Смежные права

Пункт 3 ст. 1303 ГК РФ закреплят, что смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Упомянутый пункт подчеркивает самостоятельность смежных прав, указав, что они признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.

Несмотря на такую самостоятельность, нельзя не отметить большое количество общих норм, аналогичным образом регулирующих как авторские, так и смежные права. В их число включены нормы о свободном использовании объектов смежных прав.

В соответствии со ст. 1307 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права.

При заключении лицензионного договора о передаче прав на использование объектов смежных прав применяется ст. 1308 ГК РФ, закрепляющая, что но лицензионному договору одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Читайте также:
Защита авторских прав - основные варианты отстаивания прав

Кроме ст. 1308 ГК РФ при заключении лицензионного договора применению подлежат и общие нормы ст. 1235—1238 ГК РФ.

При обеспечении иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные ст. 1302 ГК РФ, закрепляющей такие меры по делам о нарушении авторских прав.

Аналогичные нормы для объектов авторских и смежных прав содержатся в п. 4 ст. 1259 ГК РФ, в соответствии с которым не требуется регистрация или соблюдение каких-либо формальностей для осуществления и защиты таких прав.

Все вышеизложенное лишь подчеркивает тесную связь авторских и смежных прав. В то же время законодательно установлены их разграничения и специфика правового регулирования.

Смежное право: понятие, объекты

Понятие смежного права

Смежное право тесно связано с произведениями авторского права, которые в будущем используют, перерабатывают либо осуществляют с ними какие-то действия. Образующиеся отношения выступают смежными с авторскими, то есть напрямую связанными с объектами авторского права, которые были созданы ранее. Поэтому регистрировать объекты смежного права или соблюдать какие-либо другие формальности не нужно.

Если в процессе создания любого объекта авторского права у автора образуются как имущественные, так и личные неимущественные права, в таком случае для объектов смежных прав личные неимущественные права далеко не всегда характерны.

В Законодательстве Российской Федерации о смежных правах обязательное проставление знака охраны смежных прав на объектах авторского права не предусматривается. И все же правообладатель смежных прав имеет право на использование знака охраны смежных прав с целью оповещения 3-х лиц о собственных правах и предотвращения их нарушения.

Если знак охраны отсутствует, то это не лишает обладателя смежного права возможности его защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но если юридический факт случается в стране, являющейся участником Женевской конвенции об охране интересов изготовителей фонограмм от противозаконного воспроизводства их фонограмм 1971-го г., тогда защита права в случае отсутствия знака охраны затрудняется. Ведь согласно этой Конвенции требуется исполнение конкретных формальностей, которые обеспечивают охрану интересов изготовителей фонограмм.

Таким образом, все допустимые копии фонограммы, получившие распространение среди публики, либо их упаковки должны обладать всеми 3 элементами знака охраны. Если по копии или упаковке нельзя установить производителя, его правопреемника либо обладателя лицензии посредством упоминания его ФИО, марки либо иного соответствующего обозначения, тогда надпись должна содержать еще фамилию производителя, его правопреемника либо обладателя исключительного лицензионного разрешения (статья 5 Конвенции).

Вот почему знак охраны лучше поставить, особенно если объект планируется распространять не только на территории Российской Федерации. Ведь согласно международным соглашениям в государствах, в которых для появления прав существуют конкретные формальности типа депонирования экземпляров, регистрации и т.д., они признаются выполненными иностранными авторами (другими субъектами) в случае, если стоит знак охраны. По отношению к передачам вещательных организаций какого-то определенного знака охраны нет.

Объекты смежного права

В Гражданском кодексе определяются объекты смежных прав.

Базы данных

Здесь подразумевается база данных в части их охраны от несанкционированного доступа и повторного применения составляющих их содержание материалов.

Имеется запрет на противоправное извлечение, а также применение материалов из базы данных с целью создания какой-то еще базы данных. Субъект, который на законных основаниях получил право использовать материалы базы данных, вправе создать такую базу, однако, ее структура и создание должны стать результатом личного творческого труда ее производителя. В соответствии со статьей 1334 Гражданского Кодекса Российской Федерации исключительное право изготовителя базы данных признается и действует вне зависимости от наличия и действия авторских и других исключительных прав, как самого творца базы данных, так и остальных лиц.

Производитель базы данных обладает следующими правами:

  • исключительным правом изготовителя базы данных;
  • правом на указание на экземплярах базы данных и (либо) их упаковках собственного имени либо названия (т.н. личное неимущественное право).

Обладание исключительным правом производителя базы данных предполагает возможность извлечения из базы данных материалов и осуществление их дальнейшего использования всяким способом и абсолютно в любой форме. Никто не имеет права брать из базы данных материалы и в дальнейшем их использовать без разрешения на то правообладателя.

Исключение из данного правила распространяется лишь на тех, кто правомерно использует базу данных, получив эти права на законных основаниях (к примеру, купив экземпляр базы данных либо получив базу данных в порядке наследства). Эти люди имеют право без разрешения правообладателя на извлечение из базы данных материалов и осуществление их последующего использования. Однако обратим внимание, что подобные действия должны производиться исключительно с личными, научными, образовательными и другими некоммерческими целями. Объем данного извлечения должен оправдываться вышеуказанными целями, и только в том размере, в котором эти действия не нарушают авторские права производителя базы данных и остальных лиц.

Читайте также:
Способы защиты авторских прав и порядок обращение в суд

Существует еще 1 правило: в случае если материалы, взятые из базы данных, используют способом, который предполагает получение к ним доступа неограниченного количества лиц, к примеру, по сети Интернет, то подобное использование сопровождается указанием на базу данных, из которой были взяты данные материалы.

Извлечение материалов представляет собой перенос целого содержания базы данных либо значительной части входящих в ее состав материалов на иной информационный носитель посредством любых технических средств и в разнообразной форме.

В отличие от исключительного права на иные объекты смежных прав, исключительное право производителя базы данных актуально на протяжении 15 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом ее создания.

База данных признается созданной со времени завершения ее разработки и получения коммерческой продукции, поставляемой на рынок.

Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние

Публикатор является гражданином, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, ранее необнародованное и перешедшее в общественное достояние согласно статье 1282 Гражданского Кодекса Российской Федерации либо находившееся в общественном достоянии в виду его не охраноспособности в соответствии с нормами авторского права.

Главное, чтоб произведения, которые обнародовал публикатор согласно статье 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации, могли признаваться охраноспособными.

Публикатор обладает следующими правами:

  1. исключительным правом на обнародованное им произведение;
  2. правом на указание собственного имени на экземплярах обнародованного произведения, а также других случаях его применения, в т.ч. в случае перевода либо другой переработки произведения.

Имя публикатора можно размещать на экземплярах обнародованных произведений. Право на указание собственного имени может реализовываться публикатором также в других случаях применения этого произведения, к примеру, при его переработке (переводе на иностранный язык).

Исключительным правом публикатора на обнародованное им произведение выступает право разрешения или осуществления использования произведения (к примеру, его перевод либо другая переработка).

В случае обнародования произведения после смерти автора публикатор должен принимать во внимание волю последнего, которая выражается им в письменной форме (завещание, письмо, дневник и т.п.).

Для того чтоб публикатор признал исключительное право на обнародованное произведение, не важен факт его обнародования в переводе либо в виде другой переработки. Главное – это сам факт опубликования. Если публикатор вдобавок к опубликованию также и перевел произведение, тогда авторские права признаются за автором перевода независимо от признания прав публикатора.

Правообладатель обладает правом использования произведения на свое усмотрение любым не противозаконным способом.

Публикатор на протяжении срока действия собственного исключительного права на произведение имеет право вносить в произведение изменения, сокращения или дополнения при условии, что это не искажает замысел автора, не нарушает целостность восприятия произведения и не противоречит авторской воле, конкретно выраженной им в письменном виде.

Исключительное право публикатора распространяется на произведение:

  1. обнародованное на территории российского государства вне зависимости от гражданства публикатора;
  2. обнародованное за границей Российской Федерации ее гражданином;
  3. обнародованное за границей территории России иностранным гражданином либо лицом, не имеющим гражданство. Этот пункт выполняется, если законодательство иностранной страны, в которой обнародовано произведение, предоставляет охрану исключительному праву публикатора на ее территории, который является гражданином России. Данный принцип определяется в международном частном праве в качестве принципа взаимности;
  4. в других случаях, предусматриваемых международными соглашениями Российской Федерации.

Прекращается исключительное право публикатора на произведение в досрочном порядке в судебном органе после подачи иска заинтересованного лица, если при применении произведения правообладатель нарушил требования Гражданского Кодекса Российской Федерации по охране авторства, имени автора либо неприкосновенности произведения (статья 1342 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Исполнение

Под смежное право попадает исполнение музыкального произведения. При этом смежное право появляется у исполнителя. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 1317 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнитель по общим правилам имеет право решать, будет ли изготовленная запись подлежать распространению, и если да, то кем, в какой форме, на протяжении какого срока и на территории какого государства.

Право исполнителя признается и действует вне зависимости от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Но в случае если исполнение проводилось без согласования с авторами музыкального произведения, тогда реализовать появившиеся у исполнителя интеллектуальные права он не сумеет.

Исполнитель обладает интеллектуальными правами:

  • исключительным правом на исполнение и личные неимущественные права;
  • правом авторства;
  • правом на имя;
  • правом на неприкосновенность исполнения.

Определение 4

Под исключительным правом на исполнение понимается право применения исполнения либо постановки во всякой форме, право реализовывать либо разрешать производить действия, предусматриваемые в пункте 2 статьи 1317 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также получать вознаграждение за каждый тип использования.

Эти права можно передавать по договору иным лицам или по наследству.

Исключительное право на исполнение не подлежит распространению на воспроизведение, сообщение в эфир либо по кабелю, а также публичное воспроизведение записи исполнения в ситуациях, когда эта запись производилась по разрешению исполнителя, а ее воспроизведение, трансляция в эфире либо по кабелю или публичное исполнение осуществляется с теми же целями, для которых получено разрешение исполнителя на запись исполнения.

Читайте также:
Регистрация товарного знака самостоятельно пошагово в 2021 году

Если с исполнителем заключается договор по поводу создания аудиовизуального произведения, тогда разрешение исполнителя на применение исполнения в составе аудиовизуального произведения подразумевается. Разрешение исполнителя на отдельное применение звука либо изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении, должно напрямую выражаться в соглашении.

Если исполнение используется лицом, которое не является его исполнителем, тогда реализовывать собственные права он обязан при соблюдении прав авторов исполняемых произведений.

После истечения срока действия исключительного права на исполнение данное право становится общественным достоянием.

Смежные права

Ранее мы выяснили, что объектами авторского права могут быть произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а вот объектами смежных прав считаются исполнения 1 В ГК РФ нет прямого определения исполнения, но на основании статей 1303 и 1304 ГК РФ можно заключить, что исполнения – результаты исполнительской деятельности артистов-исполнителей и дирижеров, а также постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. , постановки, фонограммы, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания 2 Фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение // ГК РФ, ст. 1304. , базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Примечательно, что постановки в международных соглашениях не включаются в число объектов смежных прав.

Согласно “Глоссарию терминов по авторскому праву и смежным правам Всемирной организации интеллектуальной собственности”, смежные права – это права , предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений 3 WIPO Glossary of Terms of the Law of Copyright and Neighboring Rights. // WIPO Publication № 827 (EFR), 1981. С. 168. .

Субъектами смежных прав являются исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актеры, танцоры и др.), изготовители (производители) фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания, изготовители баз данных и публикаторы произведений.

В ст. 1313 ГК РФ дается следующее определение исполнителя: гражданин, творческим трудом которого создано исполнение , – артист- исполнитель ( актер , певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Согласно ст. 1322 ГК РФ “изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков”. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и/или его упаковке.

Важно отметить, что изготовитель фонограммы – это лицо, которое ответственно за первую звуковую запись . На практике производитель фонограммы заказывает тиражирование записей сторонней организации. Запись – это фиксация звуков и/или изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение.

Исполнитель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Следует заметить, что организациям вещания могут принадлежать права на собственные (охраняемые и/или неохраняемые авторским правом) произведения (выпуски новостей, спортивные передачи).

В соответствии со ст. 1333 ГК РФ изготовитель базы данных – лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано на экземпляре базы данных и/или его упаковке.

Изготовителю базы данных принадлежат исключительное право изготовителя базы данных , право на указание на экземплярах базы данных и/или их упаковках своего имени либо наименования, право на обнародование базы данных .

Как уже ранее отмечалось, правовая охрана может предоставляться “нетворческим” базам данных, если создание такой базы данных (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных , содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных .

Еще один субъект смежных прав – публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Читайте также:
Лицензионный договор на использование товарного знака

Публикатору принадлежат исключительное право публикатора на обнародованное им произведение , право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

Таким образом, субъектами смежных прав могут быть не только физические, но и юридические лица. Из этого следует: у исполнителей, публикаторов, изготовителей баз данных могут быть как имущественные права , так и личные неимущественные права , а у изготовителей фонограмм и у организаций эфирного или кабельного вещания могут быть только имущественные права .

Права исполнителя признаются за ним в случае если:

  1. исполнитель является гражданином Российской Федерации;
  2. исполнение впервые имело место на территории Российской Федерации;
  3. исполнение записано на охраняемую в Российской Федерации фонограмму;
  4. исполнение не записано на фонограмму, но включено в охраняемое на территории Российской Федерации сообщение в эфир или по кабелю;
  5. в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Права изготовителя фонограммы признаются за ним в случае если:

  1. изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;
  2. фонограмма впервые обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;
  3. в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в случае если:

  • организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации;
  • осуществляет сообщение с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации;
  • в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Словосочетание “смежные права ” означает то, что эти права находятся “рядом” с авторскими правами, бок о бок. Однако это не совсем так. Дело в том, что смежные права в некоторой степени вторичны по отношению к авторским правам. Они возникают, как правило, когда автор передает свое право на исполнение исполнителю своего произведения (например, автор музыки заключает договор с музыкантом-исполнителем), а производитель фонограммы , организация эфирного или кабельного вещания получают свои права от исполнителя и автора записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Поскольку существует указанная зависимость смежных прав от авторского права , их можно было бы назвать не “смежными”, а, например, “относящимися” правами (в английском языке и многих международных договорах применяется термин – “related rights”), чтобы подчеркнуть эту зависимость. В любом случае об этой зависимости смежных прав по отношению к авторскому праву необходимо всегда помнить.

При внимательном изучении законодательства о смежных правах становится очевидна некоторая его несогласованность. Так, аудиовизуальным произведением является ” произведение , состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации”.

На самом деле, аудиовизуальное произведение , фактически, является аудиовизуальным исполнением и, следовательно, должно регулироваться нормами законодательства о смежных правах со всеми вытекающими негативными для правообладателя последствиями (например, сокращение срока охраны). Признание кино- и видеофильмов и т.п. произведениями, а не исполнениями, – это скорее уступка крупным кинокомпаниям, которые смогли пролоббировать свои интересы на законодательном уровне.

Так же, как и в авторском праве, для возникновения и осуществления смежных прав не требуется выполнения каких-либо формальностей. Изготовитель фонограммы и исполнитель , а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение для оповещения о своих правах вправе (но не обязан) использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и/или на каждом содержащем ее футляре и представляет собой латинскую букву “Р” в окружности, указание имени для исполнителей или наименования для изготовителей фонограмм обладателя исключительных смежных прав, а также указание года первого опубликования фонограммы. Необходимо отметить, что проставление знака охраны желательно, если объект предназначается для распространения не только на территории России. Дело в том, что в силу международных соглашений в странах, где для возникновения прав существуют определенные формальности ( депонирование экземпляров, регистрация и т.п.), они считаются выполненными иностранными авторами (иными субъектами), если проставлен знак охраны. Сам по себе символ “Р” в окружности происходит от первых букв английских слов “Performer” и “Phonogram Producer” – исполнитель и производитель фонограммы соответственно. В отношении передач вещательных организаций какого-либо знака охраны не существует.

Исполнителю принадлежат следующие личные неимущественные права :

  • право на имя;
  • право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
  • право авторства.

Исключительное право на использование исполнения, принадлежащее исполнителю, означает право использовать исполнение или постановку в любой форме, право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия, а также получать вознаграждение за каждый вид использования:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: