Понятие и принципы авторского права

Защита авторских прав

Защита авторских прав — одна из наиболее востребованных тем, касающихся защиты интеллектуальной собственности, и, очевидно, что достаточно широкой аудитории интересно, что же скрывается за этим понятием.

Содержание:

  1. Соотношение терминов «защита» и «охрана»
  2. Способы защиты авторских прав
  3. Доказательства наличия авторских прав

Соотношение терминов «защита» и «охрана»

Это удивительно, но даже среди юристов можно часто встретить употребление терминов “защита” и “охрана” как тождественных друг другу. Некоторые юридические фирмы, не стесняясь, так и указывают в перечне услуг: “защита и охрана авторских прав” или “защита и охрана интеллектуальной собственности”, используя эти слова в разном порядке в качестве взаимных слов-субститутов. И хотя среди учёных нет однозначного мнения о значении этих терминов, считать их равнозначными вряд ли правильно.

Анализируя положения части 4 ГК РФ, а именно ст. 1225 и ст. 1250 ГК РФ, можно заметить, что законодатель разграничивает понятия правовой охраны и защиты.

Так, согласно ст. 1225 ГК РФ, правовая охрана предоставляется результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Далее указано, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

При этом норма ст. 1250 ГК РФ гласит, что интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом.

Даже исходя из этих скупых формулировок, очевидно, что понятие охраны включает в себя определённый правовой режим, в то время как под защитой понимаются конкретные предусмотренные законом действия в случае, если такое право нарушено.

По мнению Э. П. Гаврилова и И. А. Близнеца, под охраной права следует понимать установление правового режима , направленного на наиболее благоприятное осуществление авторских прав. В то время, как под защитой следует понимать меры , которые применяются в том случае, когда такое право нарушено или оспорено [1] .

Аналогичное толкование даёт А. П. Сергеев, употребляя категории «охрана в широком смысле» и «охрана в узком смысле». По мнению учёного, к охране в широком смысле относятся помимо правовых, в том числе и меры политического, экономического и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. При этом «охраной в узком смысле» по мнению А. П. Сергеева являются предусмотренные законом меры, направленные на восстановление или признание прав и на защиту в случае их нарушения и оспаривания. То есть под «охраной в узком смысле» в этом случае предполагается именно защита [2] .

И хотя мнение учёных — юристов, пусть и крайне авторитетных не является истиной в последней инстанции, представляется, что в совокупности с положениями действующей редакции ч. 4 ГК РФ, именно такое толкование терминов «охрана» и «защита» наиболее полно отражает действительность.

Способы защиты авторских прав

Прежде всего, следует отметить, что авторское право — это, на самом деле, не одно монолитное право, а комплекс правомочий, состоящий из личных неимущественных прав, исключительного права и иных прав.

Соответственно, выбор способа защиты нарушенного права во многом зависит от того, какое именно право было нарушено.

В основном, когда говорят о защите авторских прав, то подразумевается защита именно нарушенного исключительного авторского права в связи с неправомерным использованием произведения (например, использование фотографии без разрешения правообладателя).

В случае нарушения исключительного права, правообладатель вправе предъявить к нарушителю требования:

  • о признании права;
  • о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • о возмещении убытков;
  • о взыскании специальной компенсации за нарушение исключительных прав (вместо возмещения убытков);
  • об изъятии материального носителя, в котором выражено нарушение;
  • о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

Разумеется, самый популярный вариант — взыскание компенсации либо в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, либо в двукратном размере, т. к. в этом случае доказывать размер причинённых нарушением убытков не требуется. При этом стоит отметить, что крупный доказанный размер убытков будет дополнительным обстоятельством, влияющим на увеличение размера определяемой компенсации.

Защита личных неимущественных прав, согласно ст. 1251 ГК РФ, осуществляется путём:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • компенсации морального вреда;
  • публикации решения суда о допущенном нарушении.

При этом защита чести, достоинства и деловой репутации автора также возможна в соответствии со ст. 152 ГК РФ.

Доказательства наличия авторских прав

Поскольку авторские права (за исключением прав на программы для ЭВМ и базы данных) в РФ не регистрируются, эффективная защита авторских прав невозможна без доказывания наличия права на защиту этих прав у лица, обращающегося за защитой в суд.

Собственно, в предмет доказывания по делам о защите исключительных входят: наличие у истца исключительного права или права на предъявление такого требования [3] и непосредственно факт использования объекта интеллектуальной собственности ответчиком.

Поэтому крайне важно заблаговременно предпринять меры по фиксации наличия своих авторских прав – до возникновения проблемных ситуаций, когда такое доказывание может стать затруднительным.

Такими способами обеспечения доказательства авторства и наличия исключительных прав, в частности, являются:

  • Указание имени автора на экземпляре произведения при опубликовании;
  • Обнародование произведения под своим именем;
  • Подготовка письменных доказательств (например, договор о предоставлении права использования произведения);
  • Нотариальное удостоверение с фиксацией на дату предъявления документа;
  • Депонирование произведения;
  • Иные способы.

Некоторые доказательства авторства не требуют какой-то отдельной сложной процедуры, а возникаются непосредственно в ходе рабочего процесса. Так, фотограф может доказать своё авторство при предоставлении оригинальных полноразмерных необработанных фотографий (и не обязательно RAW), предоставления доказательств наличия у него резервных копий файлов в онлайн-хранилище на более раннюю дату и т.п.

Подробнее о способах обеспечения доказательств авторства – в материале “Обеспечение доказательств авторства”.

  1. ↑Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав, Российская юстиция, № 11, 1999
  2. ↑под. Ред. Ю.К. Толстого, А. П. Сергеева, Гражданское право, СПб, 1996 – С 240
  3. ↑В силу п. 70 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», «При предоставлении третьему лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору о его отчуждении право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения».

Что нужно знать об авторском праве?

Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство.

Что нужно знать об авторском праве?

– возникновение авторского права

Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, к объектам авторского права относятся следующие произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся:

программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Вместе с тем в силу прямого указания закона авторские права не распространяются на:

идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования;

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет; не требуется и какого-либо формального подтверждения, квалификации произведения в качестве объекта в каком-либо государственном органе. Закон прямо указывает на то, что для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК). Термин «формальность» обозначает выполнение определенных процедур, установленных законодательством (применение знака охраны авторского права, регистрация и депонирование произведений, регистрация авторского договора).

Однако автор произведения вправе, но не обязан для оповещения о своих правах использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы C в окружности, имени автора и первого года опубликования. Проставление знака охраны целесообразно с практической точки зрения, поскольку, во-первых, обеспечивает правовую охрану произведения в тех странах, где соблюдение формальностей является условием правовой охраны, и, во-вторых, информирует потенциального пользователя о правообладателе.

Вместе с тем для обеспечения идентификации произведения и для последующего сбора гонорара за его использование осуществляется регистрация этих произведений в авторско-правовых обществах (например, в Российском авторском обществе – РАО). За регистрацию взимается плата. При этом выдается свидетельство, подтверждающее факт регистрации и дату регистрации.

При регистрации произведений автор должен представить клавир, текст, кассету с записью и т.д. и заполнить специальную регистрационную форму. Автор дает гарантию, что он является действительным создателем произведения и что последнее не нарушает права третьих лиц. Такое свидетельство может быть использовано впоследствии в качестве доказательства в суде. Однако следует иметь в виду, что такая регистрация не создает авторского права.

В последние годы появилась практика использования нотариального заверения как способа удостоверения авторского права на произведение. Так, автор текста, который он рассматривает в качестве оригинального произведения, ставит под ним свою подпись, которая, по существу, и удостоверяется нотариусом. Согласно ст. 80 Основ законодательства о нотариате нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если было нарушено право на авторство, то автор может потребовать признания авторства путем совершения специальных действий. Например, такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

– нормативная база

Первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Часть четвертая ГК РФ введена в действие с 1 января 2008 г. федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ “О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”. Она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.

Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.

Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов.

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (например, указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»).

Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 3 ГК РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»)).

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.

Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Для рассматриваемой сферы правоотношений наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих международных договоров:

Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);

Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) (далее – Бернская конвенция);

Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);

Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.

Кроме того, Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия, и некоторыми другими.

Пункт 2 статьи 7 ГК РФ устанавливает, что «если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора».

Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе – п. 1 ст. 5 ГК РФ). Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Важное практическое значение имеют публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций, которые публикуются в журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Несмотря на то, что они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного подхода в применении соответствующих норм весьма существенна.

©2020, Портал поддержки предпринимательства Нижегородской области.
Ссылка при цитировании материалов сайта обязательна.

Авторское право: как защитить свои работы

Мы уже рассказывали об авторских правах на музыку и о том, как законно включать музыку в кафе или ресторане . Сегодня расскажем о том, можно ли украсть чужую идею и как автору защитить права на своё творение.

Что защищает авторское право

Защищать нужно не только музыку, стихотворения, картины, но и комиксы, фотографии, сценарии, дизайнерские композиции, швейные модели и т.д. Всё, что создано творческим трудом, защищено авторским правом. Авторские права автоматически возникают с момента создания произведения.

Объекты авторских прав перечислены в 1259 статье Гражданского кодекса . В статье указаны не все объекты, на самом деле их больше. Закон не может предусмотреть все возможные произведения. Например, мем или авторская шутка не указаны в 1259 статье, но даже они охраняются авторским правом. Ведь это результат творческого труда.

И запись и комментарий к ней можно считать авторской шуткой, которую охраняет авторское право. Однако автора шутки в интернете бывает трудно установить.

Защищает ли авторское право идею

Хорошую идею грех не использовать. Предприниматели любят заимствовать чужие идеи и на их основе строить свой бизнес. Это проще, чем придумать что-то кардинально новое. Если один предприниматель взял идею другого и создал своё дело, нет оснований его наказывать.

Но если идея обретает форму изобретения или полезной модели, то она может быть запатентована.

Например, твидовый жакет придумала легендарная Коко Шанель. Фирменные жакеты от Шанель стоят кругленькую сумму. Индивидуальный предприниматель Ольга выпускает на своей швейной фабрике твидовые жакеты, которые стоят 1 500 — 2 000 руб. Ольга вдохновилась идеей французского модельера и выпускает одежду, доступную любой девушке.

Представим, что директор швейной фабрики ночью пробрался в цех Шанель и скопировал бумаги, содержащие уникальную технологию производства. Теперь его твидовые жакеты абсолютно идентичны жакетам от Шанель. Директор не нарушил авторское право, но он нарушил патентное право. И еще совершил уголовное преступление.

Промышленные изобретения и модели охраняет патентное право. Если процесс производства какого-то товара конкретно описан, обладает новизной, его можно запатентовать как полезную модель. Украсть чертежи, значит нарушить право патентообладателя.

Есть идеи, которые не получится защитить даже патентным правом. Один предприниматель придумал упаковывать носки в консервные банки. Он хотел, чтобы никто так больше не делал, и попытался запатентовать «консервированные носки». Тогда любой, кто повторил идею, обязан был бы платить ему вознаграждение. Однако ничего не вышло. Начни он так делать, его окружили бы производители консервированных ананасов и консервированного горошка. И все дружно стали бы отстаивать своё право на упаковку в банки.

Что не защищает авторское право и что не будет считается нарушением чужих прав

Авторское право защищает не всё. В п.6 ст. 1259 ГК перечислены объекты, которые не защищены авторским правом. Это судебные решения, флаги и гербы, новости и расписания маршруток, народные тосты и анекдоты. Такие объекты можно распространять и использовать.

Например, Иван — ИП, ведущий на свадьбах и корпоративах. Однажды Иван вёл абхазскую свадьбу, на которой присутствовала тысяча человек. В ходе программы он произнёс: «Мудреца спросили: Когда отношения между мужем и женой хорошие? Когда муж не слышит, что говорит жена, а жена не видит, что делает муж, — ответил мудрец». Это был тост, т.е. народный фольклор, который не имеет конкретного автора. Иван не нарушил чужие авторские права. А выдай Иван за свою шутку, которую подглядел в чужом твиттере, то он нарушил бы права автора.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и процессы, открытия и факты. От этой нормы страдают, к примеру, разработчики телешоу. В некоторых странах — Великобритании, США — концепцию шоу можно защитить. Но не в России и не в других странах романо-германской правовой семьи. Поэтому разработчики телешоу Топ-модель по-американски вряд ли что-то смогут поделать с тем, что концепцию их шоу полностью повторяет Топ-модель по-украински. Неоднократно зарубежные правообладатели форматов телепередач подавали в суд на российские телекомпании, выпускающие аналоги, и проигрывали в силу этой нормы.

Что не относится к нарушению авторских прав

Закон допускает, что иногда охраняемые объекты авторских прав можно использовать без разрешения правообладателя. И вознаграждение автору платить не нужно. Самые распространённые случаи использования чужих произведений — это цитирование и пародии. Они не считаются нарушением закона.

Цитирование. Закон допускает, что чужие цитаты будут использоваться в научных, учебных или публицистических целях. Но объём цитаты должен быть оправдан такими целями. Если дойдёт до суда, оправданность цитирования устанавливает суд. Используйте цитаты обдуманно и всегда указывайте автора.

Например, автору этой статьи так понравилась цитата эксперта по авторским правам, что он решил опубликовать её в своей юридической группе ВК. Автор статьи указал, что цитата принадлежит другому человеку. Группа создана специально для разъяснения юридических вопросов, поэтому цитата здесь к месту. Такое использование не является нарушением авторского права.

А если бы автор статьи разместил цитату в группе про натяжные потолки, и к тому же выдал её за свою, то у Андрея Макарова появились бы основания для претензии.

Пародии. Статья 1274 ГК допускает создание пародий без согласия правообладателя. Но есть два момента, которые лучше разобрать на примере.

Например, Ксения, владелица студии красоты, записала ролик для рекламы своей студии. В нём одна из сотрудниц Ксении пародирует Ольгу Бузову и приглашает клиентов в студию. Пародия на какого-то известного человека никогда не повлечет нарушение авторских прав, поскольку человек не может являться объектом авторских прав.

Ксения записала ролик, в котором её сотрудники пародируют не саму Ольгу Бузову, а её песню «Мало половин». Песня — это объект, который охраняет авторское право. Если Бузова подаст иск, Ксении придётся доказывать, что песня в ролике — всего лишь пародия.

Другие исключения перечислены в 1274 статье ГК .

Как защитить свои авторские права

Казалось бы, закон надёжно охраняет товарные знаки, патенты, произведения, изобретения. Однако права на них регулярно нарушаются. Чтобы этого избежать, лучше обезопасить своё творение.

Для защиты объектов авторского права идеально подходит депонирование. Депонирование — это хранение образца авторского произведения. «Задепонировать» — значит отдать экземпляр авторского произведения кому-то на хранение. Раньше образцовые варианты хранили нотариус или почта, которым направляли экземпляр произведения в запечатанном конверте. Сейчас это специализированные организации.

Современные авторские произведения хранятся в электронном виде. Поскольку произведений много, они объединяются в реестр. В случае спора можно затребовать экземпляр из реестра судебным запросом. Хранитель реестра сообщит суду дату предоставления оригинала. Подлинным будет считаться более ранний экземпляр.

Раньше услугу депонирования оказывало Российское авторское общество. С 2018 года РАО больше этим не занимается. Сейчас есть несколько независимых автоматизированных реестров по депонированию объектов авторских прав.

Зарегистрироваться на сайте: ввести ФИО, адрес электронной почты и придумать пароль.

Зарегистрировать объект: указать название и добавить файл с произведением в последней редакции. Если захотите внести правки, придётся заново регистрировать объект.

Оплатить. Регистрация одного файла весом до 250 мб обойдётся в 1 000 руб.

Получить свидетельство о депонировании.

Защита произведения будет действовать 70 лет.

Процедура депонирования в n’RIS аналогичная. Стоимость услуги начинается от 990 руб.

Еще для предупреждения нарушений можно использовать знак охраны авторского права © и различные предупреждающие надписи. Но это плохо отпугивает потенциальных нарушителей.

Что делать, если авторское право нарушено

В ваше кафе зашел Константин Ивлев, поел супчик и сфотографировался на фоне заведения. Вы разместили это фото в группе ВК, инстаграмм и фейсбуке. Для вас это отличная реклама. Вскоре вы увидели своё фото на сайте кафе-конкурента. Ваше авторское право было нарушено. Порядок действий в подобной ситуации:

Составьте претензию. Если автор и нарушитель — ИП либо юрлица, претензия обязательна. Порядок составления претензии свободный. Изложите суть нарушения и чётко сформулируйте требования. Можно потребовать удалить фото, поставить авторство и ссылку на сайт автора, либо выплатить денежную компенсацию. Согласно ст. 1301 ГК , компенсация составляет от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб. Обычно за 1 фото автор требует выплатить 10-20 тыс. руб.

До отправки претензии нарушителю обратитесь к нотариусу, чтобы он зафиксировал факт нарушения авторских прав. Бывает, что нарушитель получает претензию и моментально всё удаляет из сети. И никакой компенсации не платит. Тогда нужно обращаться в суд, а без нотариального осмотра ничего не получится доказать.

Отправьте претензию. Лучше отправлять не по электронной почте, а письмом с уведомлением о вручении. Так у нарушителя будет меньше шансов сослаться на то, что он не получил претензию.

Если нарушитель претензию проигнорировал, либо не согласился с требованиями, обращайтесь в суд. В суде будьте готовы доказать своё авторство. Поэтому всегда оставляйте на фото водяные знаки. Ещё пригодится свидетельство о депонировании.

Споры о нарушении авторских прав — не редкость. Суды часто встают на сторону авторов и присуждают к выплате разные суммы компенсаций.

Коротко о главном

Авторское право защищает всё, что создано творческим трудом, будь то песня, сценарий, комикс или авторский мем.

Авторские права возникают с момента создания произведения. Специальной регистрации не требуется.

Закон не защищает судебные решения, флаги и гербы, фольклор, новости и т.д.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и методики, открытия и факты.

Цитирование и пародирование, по общему правилу, не считаются нарушением авторских прав.

Для защиты своего произведения воспользуйтесь сервисами IREG или n’RIS. Они произведут депонирование и выдадут свидетельство.

Там, где бессильно авторское право, попробуйте задействовать патентное право. Если идея, концепция или метод отвечает признакам промышленного образца или полезной модели, её можно запатентовать.

Уникальный метод может сойти за секрет производства (ноу-хау). Его не нужно регистрировать. Главное — коммерческая ценность и полная конфиденциальность. На предприятии должны быть разработаны локальные акты, посвященные ноу-хау и его охране.

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.

Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.

1. Об использовании изображения гражданина

Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.

2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.

3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

4. О контрафакте

5. Об ответственности информационного посредника

Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

6. Авторское право

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

7. О персонаже

под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).

8. О соавторах

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

9. Опубликование произведения под псевдонимом

Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».

В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.

10. О публичном исполнении произведения

«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

11. О переработке произведения

Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.

Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.

12. О свободном цитировании произведения

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.

«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

13. Об оспаривании авторства

При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

14. Какие объекты не являются изобретениями

Например, не относятся к изобретениям:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
  • программы для ЭВМ;
  • решения, заключающиеся только в представлении информации.

15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»

Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

17. О фирменном наименовании

«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

18. О праве на защиту товарного знака

Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

19. О доменном имени

Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.

20. О сходстве товарных знаков

Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

  • по степени сходства обозначений;
  • степени однородности товаров.
  • при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
  • при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
  • «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
  • степень известности, узнаваемости товарного знака;
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».

Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Что такое смежные права

В наши дни, говоря об авторском праве, мы все чаще сталкиваемся с понятием смежных прав. Что же это такое, какие они бывают, эти смежные права?

В этой статье я постарался разобрать права, смежные с авторскими, для каждого из объектов смежных прав. Постарался сделать это как можно проще, выделив и остановившись лишь на важном.

И хотя тут достаточно много выдержек из текста Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), я постарался сделать текст максимально простым для восприятия. Потому что на мой взгляд, тема смежных прав одна из тех тем, которые вызывают у обывателя, не являющегося профессиональным юристом, наибольшую путаницу и неразбериху. Даже многие профессиональные юристы, не практикующие постоянно в области авторских и смежных прав, путаются в понятиях этой темы.

Согласно ст.1303 ГК РФ, смежными с авторскими правами (смежными правами) являются права на:

  • результаты исполнительской деятельности (исполнения),
  • на фонограммы,
  • на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания),
  • на содержание баз данных,
  • на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

А объектами смежных прав согласно ст.1304 ГК РФ будут:

  • исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • фонограммы;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Смежные права возникают у исполнителей, изготовителей фонограмм, теле и радио компаний, производителей баз данных и публикаторов, не обнародованных ранее произведений. Стоит заметить, что смежные права возникают при соблюдении изначальных авторских прав. Таким образом, если автор, например, музыки на основании лицензионного договора предоставил право исполнять музыку какому-либо исполнителю, то у исполнителя возникают смежные права на исполнение (как объект).

Для регулирования каждого из перечисленных выше объектов смежных прав в Гражданском кодексе отведен соответствующий параграф. Коротко пройдем по каждому из них, остановимся не на всем, но на мой взгляд на интересном и полезном.

Права на исполнение. § 2 главы 71 ГК РФ.

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Это цитата из закона.

Если исполнителей несколько (например музыкальный коллектив), то такие исполнения признаются совместными исполнениями.

Каждому исполнителю принадлежат смежные права, установленные ст.1315 ГК РФ: исключительное право на исполнение, право авторства (не на изначальное произведение, а как право признаваться автором исполнения), право на имя, право на неприкосновенность исполнения (т.е. защиту исполнения от всякого искажения).

Есть еще в этой статье положение о том, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Эту норму можно расшифровать на примере: Есть музыкальное произведение, исполнитель записал его (законно) в своем исполнении, но вскоре произведение перешло в общественно достояние. Так вот п.3. ст.1315 ГК РФ и говорит о том, что право исполнителя на созданное им исполнение при этом не прекращается.

Простыми словами: исполнение – это то, как исполнено произведение. Каждый раз, когда произведение перепевается, переигрывается или декламируется заново, возникает новое исполнение.

Права на фонограммы. § 3 главы 71 ГК РФ.

Права на фонограмму возникают у изготовителя фонограммы. Изготовителем фонограммы признается лицо (в данном случае не только физическое, но и юридическое), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Изготовителю фонограммы принадлежат следующие права: исключительное право на фонограмму, право на указание на экземплярах фонограммы своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения, право на обнародование фонограммы (т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения).

То есть фонограмма – это запись, содержащая исполнение.

Пожалуй, самая интересная норма, из содержащихся в данном параграфе, касается использования фонограммы опубликованной в коммерческих целях. В статье 1326 говорится о том, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Сбором такого вознаграждения, как Вы уже наверное догадались, занимаются организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (например, одна из таких организаций – ВОИС). При этом стоит помнить, что по аналогии с исполнителями, права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. То есть, если Вы у себя в кафе на музыкальном центре ставите диск с записью произведения, перешедшего в общественно достояние, то это совсем не исключает негативных правовых последствий. Хороший выход из этой ситуации нашли руководители крупных торговых центров и дорогих ресторанов. Чтобы не платить отчисления, они нанимают музыкальные коллективы, которые специально для данного заведения записывают треки с классической музыкой в своем исполнении. Это получается дешевле. Можно также посадить прямо в зале музыканта за рояль, дать ему ноты и исполнять произведения, перешедшие в общественное достояние живьем. Тогда никаким организациям ничего платить не нужно.

Простыми словами: фонограмма – это отдельный объект смежных прав, содержащий исполнение. Каждая новая запись – новая фонограмма.

Право организаций эфирного и кабельного вещания. § 4 Главы 71 ГК РФ.

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач – ст.1329 ГК РФ.

Смежные права таких организаций связаны с правом сообщения в эфир созданных ими же передач. Однако эти права могут также быть переданы и другим лицам. Тут стоит отметить, что в случае трансляции уже записанной чужой передачи, транслирующая компания не становится обладателем смежных прав. Смежные права у такой организации возникают лишь в случае одновременной трансляции передачи. Если же организация транслирует «старую» чужую передачу, то в этом случае заключается отдельный лицензионный договор на объект смежных прав организации-создателя первоначальной передачи по ст.1308 ГК РФ.

Право изготовителя базы данных. § 5 Главы 71 ГК РФ.

Изготовителем базы данных признается лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право изготовителя базы данных и право на указание на экземплярах базы данных своего имени или наименования.

Следует различать понятия изготовителя базы данных и автора (составителя) базы данных.

Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). При этом положения настоящего параграфа ГК РФ не лишают составителя права охраны базы данных как составного произведения с использованием положений, касающихся авторских (не смежных) прав. Из интересного стоит отметить, что сроки, действия исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом ее обновлении.

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. § 6 Главы 71 ГК РФ.

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Публикатору принадлежат два права: исключительное право на обнародованное произведение и личное неимущественное право на указание своего имени при использовании произведения.

Публикатор при обнародовании произведения должен обязательно соблюдать волю автора, в противном случае смежные права не возникают. Кроме того, в случае если публикатором будут нарушены личные неимущественные права автора, действие исключительного права публикатора может быть прекращено судом.

На примере: Представим ситуацию, что при очередном осмотре экспозиции в музее-квартире одного известного поэта сотрудниками музея был обнаружен тайник. В тайнике содержалось письмо пота и рукопись его произведения. В письме автор просил своих друзей опубликовать произведение. Но так уж случилось, что материалы эти были спрятаны, потом забыты и произведение так и не вышло в свет, оставаясь в том тайнике более 100 лет. В данном случае музей решает опубликовать это произведение. И тогда музей становится публикатором.

© Андрей Макаров 2014г. – 2021г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Объекты авторского права и смежного права

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

В отношении конкретного лица авторское право представляет собой совокупность исключительных прав на определенные объекты.

Объекты авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и выраженные в какой-либо объективной форме. Они могут представлять собой, в частности:

  1. литературные произведения
  2. программы для ЭВМ и базы данных
  3. произведения сценарного искусства
  4. хореографические произведения и пантомимы
  5. музыкальные произведения с текстом и без текста
  6. фильмы и другие аудиовизуальные произведения
  7. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства
  8. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства
  9. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства
  10. фотографические произведения и произведения, полученные способам, аналогичными фотографии
  11. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения
  12. другие произведения

В отличие от патентного права авторское характеризуется тем, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей не требуется.

Следующей важнейшей особенностью является то, что авторское право охраняет форму произведения (форму выражения мыслей: язык, образы, структуру), а не содержание.

Авторское право на произведение распространяется независимо от его назначения и достоинства, а также от способа выражения.

Все вышесказанное не означает, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. Иногда встречаются случаи, когда на один и тот же объект распространяются как нормы авторского права, так и нормы других институтов. В этих случаях необходимо учитывать как правовой режим произведения, так и правовой режим других объектов.

Особое значение имеет знание положений законодательства, когда произведением является коммерческий продукт, используемый для извлечения прибыли.

Объектом права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст. 6 Закона об авторском праве).

Несмотря на то, что законодательство РФ не содержит определения произведения, указанная статья приводит признаки и черты, которыми должно обладать и обладает любое произведение, которому предоставляется авторско-правовая охрана.

1. Прежде всего, следует отметить, что произведение является благом нематериальным, поскольку результатом творческой деятельности может быть только совокупность идей, мыслей и образов, а не материальные объекты. Поэтому следует отличать само произведение, имеющее нематериальную сущность, от формы его воплощения, а иначе – от материального носителя. П. 5 ст. 6 прямо указывает на то, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Однако следует отметить, что иногда само произведение и его материальный носитель являются одним целым. Примером тому является картина. Но все равно, право собственности (вещное право) распространяется на полномочия по владению, пользованию и распоряжению самой картиной (единичным экземпляром), а авторское право защищает от ее использования в форме воспроизведения, заимствования, распространения, публичного показа и других формах без разрешения правообладателя.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторских прав. Поэтому, например, купив рукопись, нельзя без разрешения автора опубликовать ее.

2. Произведение должно быть творческим результатом. Строго говоря, в Законе речь идет о творческой деятельности, но все-таки, более важен аналогичный признак результата. И вот почему.

По мнению большинства ученых, о творческом характере произведения говорит его новизна. При этом новизна рассматривается как синоним оригинальности. Хотя оригинальность характеризуется тем, что указывает на уникальность объекта вообще, а новизна – о неизвестности в какой-либо момент.

Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е. правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре. Также лица, создавшие результат при независимой друг от друга работе не признаются соавторами, поскольку соавторство – это совместное участие. Отсюда следует вывод: авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые являются уникальными, неповторяющимися при параллельном творчестве, т.е. оригинальными. Фактически, это означает, следующее: если будет доказано, что все-таки результат (объект) получен при параллельной работе разными лицами, а не заимствован, то он не является объектом авторского права и ему не предоставляется авторско-правовая охрана.

Именно поэтому Закон “Об авторском праве и смежных правах” охраняет лишь форму произведения (т.е. – форму выражения идей, мыслей автора с помощью языка, образов, структуры материала), а не его содержание, потому что предполагается, что элементы содержания не являются оригинальными. При этом не имеет значения, являются ли такие элементы новыми, поскольку новизны не достаточно для возникновения охраны по авторскому праву. Ст. 6 прямо указывает элементы содержания произведения, на которые авторское право не распространяется: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторым из этих результатов творчества может быть предоставлена охрана нормами патентного права. Например, если в произведении описано изобретение, то авторское право не защитит от его использования, а обеспечит лишь охрану того, как описано техническое решение, с помощью каких терминов и каким образом. Само изобретение может быть запатентовано.

3. Авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что охрану получает как высокохудожественное произведение, так и не принимаемое обществом в качестве произведения искусства (в эстетическом смысле слова) и достижения культуры. Такой подход совершенно справедлив, поскольку иное решение обеспечило бы влияние субъективного мнения на вопрос о предоставлении охраны, а критериев определения достоинств произведения быть не может.

Данная черта тесно связана со вторым признаком. Ведь не смотря на то, что художественные достоинства произведения могут быть не высоки, оно должно быть оригинальным. Поэтому при определении того, является ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует установить, может ли он быть достигнут разными лицами при параллельном творчестве. Этот принцип очень важен, поскольку независимость от достоинств означает, что объектами авторского права являются небольшие рисунки, логотипы, высказывания, а также часть произведения (включая его название), если может использоваться самостоятельно (см. п. 3 ст. 6). И иногда трудно определить, распространяется ли на какое-либо творческое решение нормы авторского права. Например, есть название произведения или строчка. Конечно, невозможно представить, чтобы запрет налагался на использование любого названия произведения (т.е. слова или словосочетания) практически в любой форме и любым способом без разрешения автора. Чтобы быть объектом авторского права, название должно отражать творческую самобытность автора, являться оригинальным и неповторяющимся. Это, в принципе, относится ко всем произведениям, их элементам.

4. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. То есть, произведение должно быть доступно для восприятия людьми, а не существовать в виде замысла, идеи в воображении автора.

Можно привести следующие объективные формы выражения произведения:

  1. письменная;
  2. устная (публичное произнесение, исполнение и т.д.);
  3. звуко- или видеозапись;
  4. изображение (рисунок, эскиз, план, чертеж и т.д.);
  5. объемно-пространственная;
  6. другие (перечень не ограничен).

Следует отметить, что в законодательстве не указано на необходимость наличия возможности воспроизведения, которая связана с формой выражения произведения. Таким образом, законодатель признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита произнесенных речей или сыгранной музыки, которые не записаны, вызовет определенные трудности.

Законодательством установлены те объекты, которые не являются объектами авторского права. Прежде всего, это те из них, которые не обладают признаками и чертами произведения, указанными выше. Например, если достигнут не творческий, а именно технический результат (в результате технической работы), то он нормами авторского права не охраняется.

Однако есть и такие произведения, которые обладают всеми признаками, но не являются объектами авторского права в силу прямого указания закона:

1. официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки): следует отметить, что, во-первых, речь идет именно о государственных символах и знаках, а, во-вторых, таковыми они становятся с момента официального утверждения;

3. произведения народного творчества: их отнесли к неохраняемым произведениям, поскольку они основаны на повторяемости образов, символов, автором которых является сам народ;

4. cообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер и не включающие в себя элементы творчества. Снабжение их комментариями или предоставление в оригинальной форме обеспечивает охрану форме представления сообщений.

Понятие, принципы и источники авторского права

Авторское право в объективно-правовом смысле представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений, связанных с творческим созданием объектов нематериального (духовного) мира, имеющих эстетическую ценность, отражающих уникальный художественный мир автора, а также регулирующих имущественный оборот исключительных прав на такие объекты.

В субъективно-правовом смысле правовое оформление эстетической сферы, в которой человек проявляет себя как творческая личность, предоставляет субъектам права юридические средства, конкретные права и обязанности, позволяющие им реализовать свои имущественные и неимущественные интересы.

Одним из основных начал авторского права является принцип свободы творчества, из которого следует ряд правил, образующих систему авторско-правовой охраны. К таковым относится правило возникновения авторских прав с момента создания произведения (в любой объективной форме), а не с момента его публично-правовой регистрации уполномоченным органом.

Регистрация объектов авторского и смежного права не нужна. В отношении определенных законом объектов (программы для ЭВМ и базы данных) регистрация не является обязательной и носит не правоустанавливающий, а только доказательственный характер.

Кроме того, принцип свободы творчества обусловливает важный общественно значимый вывод о том, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа их выражения (и. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Одним из основных начал авторского нрава является принцип сочетания частных и публичных интересов в авторском праве, проявляющийся как взаимодействие интересов автора произведения с интересами общества в целом и интересами лиц, занимающихся организацией создания и распространением объектов авторского права как предпринимательством.

Названный принцип служит основой целому ряду правил, среди которых срочность исключительного права на произведения и бессрочность личных неимущественных прав автора. Так, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ).

Смысл установления срока в том, что общество объективно заинтересовано в получении права свободного доступа к использованию произведений, тогда как автор и в особенности его наследники заинтересованы в как можно более долгом (и даже вечном) сохранении исключительного права за ними.

Компромиссом является установление срока действия исключительного права, который имеет тенденцию к увеличению. Традиционно считается, что при установлении в разных странах сроков действия исключительного права в расчет принимается смена одного поколения в течение 20—25 лет. Таким образом, в настоящий период российское законодательство предусматривает срок охраны исключительного права в интересах примерно трех поколений потомков автора (правообладателя) произведения — 70 лет после смерти автора (правообладателя). Отметим, что в США срок охраны произведений с анонимным, псевдонимным авторством или произведений, созданных по найму, составляет 95 лет после года первой публикации или 120 лет с года их создания, в зависимости от того, какой срок истечет раньше [1] .

Принцип сочетания частных и публичных интересов в авторском праве служит основанием для установления правил о случаях свободного воспроизведения и использования произведений в личных, научных образовательных и других целях. Общественный интерес состоит в свободном распространении и использовании произведений, в то время как интерес правообладателя состоит в запрете любого воспроизведения и использования произведений, вмешивающихся в коммерческий интерес автора или иного правообладателя.

Предоставляя другим лицам права на воспроизведение и использование произведений в целях реализации личных, образовательных научных и общественных интересов, закон (ст. 1273—1279 ГК РФ) определяет границы исключительного права автора и правообладателей.

Система международно-правовой охраны авторских прав сложилась исторически и выгодно отличается эволюционностыо и стабильностью развития. Принципы, заложенные в 1886 г. в основу Бернской конвенции, последовательно развивались и подтверждались последующими основными международно-правовыми соглашениями вплоть до современного Соглашения ТРИПС.

Успех Бернской конвенции обусловлен тем, что она установила минимальные стандарты охраны авторских прав, которые должны быть предоставлены странами — участницами Конвенции.

Конвенция содержит три принципа авторско-правовой охраны. Первый принцип называется «национальным режимом», заключается в предоставлении иностранным авторам и правообладателям национального режима охраны (п. 1 ст. 5). Это значит, что страна — участница Конвенции (например, Россия) предоставляет гражданину другой страны, участвующей в конвенции (например, Германии), правовой режим охраны авторских прав, не отличающийся в сторону ухудшения, по сравнению с правовым режимом, которым пользуются граждане самой страны — участницы Конвенции. Таким образом, немецкий автор в России имеет возможность пользоваться тем же режимом охраны его произведений, что и российский автор.

Второй основой Бернской конвенции является принцип неформальности авторско-правовой охраны (п. 2 ст. 5).

В соответствии с ним пользование и осуществление авторских прав на произведения в странах — участницах Конвенции не должно быть связано с выполнением каких-либо формальностей. Это значит, что государственная регистрация или какая-либо иная официальная отметка или запись не могут быть условиями правовой охраны произведений как на национальном уровне в странах — участницах Конвенции, так и на международно-правовом уровне: исключается появление каких-либо международных бюрократических структур, осуществляющих регистрацию авторских прав.

Третья основа, принцип «независимости» охраны (п. 2 ст. 5), заключается в том, что авторско-правовая охрана не зависит от наличия охраны в стране происхождения произведения.

В результате постепенных изменений и дополнений в Бернской конвенции появились новые минимальные стандарты охраны произведений, касающиеся воспроизведения (ст. 9), публичного представления (ст. 11, liter), перевода (ст. 8, п. 2 ст. И), переработки (ст. 12, 14) и трансляции произведений (ст. 11 bis).

Бернской конвенцией предусмотрено право автора требовать признания его авторства на произведение и возражать против любого извращения, искажения или иного изменения произведения, а также любого иного действия, умаляющего его (произведения) достоинства, которые могли бы нанести ущерб чести или репутации автора.

К 2015 г. в Бернском Союзе, администрируемом с 1967 г. ВОИС, участвуют 168 стран мира.

Римская конвенция посвящена охране смежных прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. Главной идеей возникновения Римской конвенции явилась необходимость установления соотношения авторских прав с правами, составившими категорию смежных нрав.

В ст. 1 Римской конвенции установлено, что охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не затрагивает и не наносит никакого ущерба охране авторских прав на литературные и художественные произведения. Соответственно, ни одно из положений настоящей Конвенции не может быть истолковано как наносящее ущерб такой охране.

Таким образом, Римская конвенция устанавливает принцип юридического старшинства авторских прав по отношению к смежным правам. Проявлением этого принципа является, например, то, что исполнители не имеют возможности контролировать воспроизведение, распространение и сообщение для всеобщего сведения правомерно осуществленных записей их исполнения.

В Римской конвенции, так же как и в Бернской конвенции, закреплен принцип «национального режима» (ст. 2).

Административные функции Римской конвенции осуществляются ВОИС совместно с Международной организацией труда (МОТ) и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

К 2015 г. насчитывается 92 страны — участницы Римской конвенции.

Основные принципы авторских и смежных прав получили подтверждение и развитие в положениях Соглашения ТРИПС. Так, в п. 1 ст. 9 Соглашения ТРИПС указано, что страны-участницы соблюдают ст. 1—21 Бернской конвенции. Однако они не имеют прав или обязательств по настоящему Соглашению в отношении прав, предоставляемых согласно ст. 6bis упомянутой Конвенции, или нрав, вытекающих из нее, т.е. в отношении охраны личных неимущественных нрав.

Минимальные стандарты охраны в отношении смежных прав, установленные Римской конвенцией, подтверждены п. бет. 14 Соглашения ТРИПС.

Соглашение ТРИПС является одним из международно-правовых договоров, образующих ВТО. Соответственно, Соглашение ТРИПС администрируется самой ВТО.

К 2015 г. участниками ВТО стала 161 страна.

Правовой основой Бернской и Римской конвенций, составленных под эгидой европейских стран, является континентальное понимание юридического содержания исключительного права, вытекающего из личных неимущественных прав. Поэтому содержание исключительного права формируется комплексом позитивных правомочий субъекта.

Между тем Соглашение ТРИПС, составленное в соответствии с американскими доктринами исключительного права, содержание субъективного исключительного права трактует в качестве негативной субъективно-правовой возможности правообладателя посредством юридической защиты отстранить от использования объектом собственности любое другое лицо.

Основные направления развития законодательства об авторских и смежных правах непосредственно связаны с техническим прогрессом. Прежде всего это касается правовой охраны об авторских и смежных правах в сети Интернет.

Этот вектор развития авторского прав и смежных прав отражен в двух международно-правовых соглашениях, заключенных в 1996 г. в Женеве и вступивших в силу в 2001 г. (оба договора вступили в силу для Российской Федерации в 2009 г.): Договоре ВОИС но авторскому праву (ДАП) (к 2015 г. участвуют 93 страны) и Договоре ВОИС но исполнениям и фонограммам (ДИФ) (к 2015 г. в нем участвуют 94 страны).

По содержанию ДАП и ДИФ повторяют правовые позиции, закрепленные в Бернской конвенции, Римской конвенции и Соглашении ТРИПС.

Во-первых, поскольку Соглашение ТРИПС администрируется не ВОИС, рассматриваемые договоры «доводят» уровень правовой охраны до объема прав, предоставляемых ВТО. Во-вторых, поскольку существом обоих договоров является установление принципов правовой охраны в пространстве новой цифровой и информационной среды, в них закреплены три принципа.

Согласно первому авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать «любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору» (ст. 8 ДАП).

Второй принцип заключается в том, что стороны предусматривают соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по настоящему Договору или по Бернской конвенции и ограничивающих действия в отношении их произведений, которые не разрешены авторами или не допускаются законом (ст. 11 ДАП, ст. 18ДИП).

Третий принцип состоит в том, что стороны предусматривают соответствующие и эффективные средства правовой защиты в отношении любого лица, намеренно искажающего информацию, которая идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение (ст. 12 ДАП, ст. 19 ДИП).

Читайте также:
Какая ответственность предусмотрена за нарушение авторских прав
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: