Международная охрана авторских прав – теория и практика

Международно-правовая охрана авторских прав Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юзефович Ж.Ю.

Раскрывается сущность международно-правовой охраны авторских прав , правовое регулирование программ международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности . Характеризуются принципы охраны авторских прав .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юзефович Ж.Ю.

International legal protection of copyright

In this article the author reveals the essence of international legal protection of copyright , the legal regulation of international cooperation programs in the field of intellectual property protection . Characterized by the principles of copyright protection .

Текст научной работы на тему «Международно-правовая охрана авторских прав»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ

кандидат юридических наук, доцент, Зам. начальника кафедры гражданского права и процесса

Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право;

международное частное право Рецензент: кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Московского университета МВД России Уткин Д.В.

Аннотация. Раскрывается сущность международно-правовой охраны авторских прав, правовое регулирование программ международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности. Характеризуются принципы охраны авторских прав.

Ключевые слова: гражданский кодекс, авторское право, интеллектуальная собственность, международное сотрудничество, защита, охрана авторских прав, принципы.

INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF COPYRIGHT

candidate of legal sciences, Assistant Professor, Deputy. Head of the Department of civil law

and the Ministry of Internal Affairs of Moscow University

Annotation. In this article the author reveals the essence of international legal protection of copyright, the legal regulation of international cooperation programs in the field of intellectual property protection. Characterized by the principles of copyright protection.

Keywords: Civil Code, copyright, intellectual property, international cooperation, protection, copyright protection principles.

С развитием рыночных отношений между государствами, появлением в Российской Федерации интеллектуальной собственности как объекта гражданских прав возникла потребность в ее защите, поскольку в повседневной практике интеллектуальные права авторов нередко нарушаются.

Авторское право как объект интеллектуальной собственности получило признание относительно недавно по сравнению с другими институтами гражданского права. Это произошло в основном благодаря изобретению книгопечатания, так как еще несколько столетий назад распространение книжных изделий было весьма трудоемким и недешевым процессом, а о контрафактной продукции и речи быть не могло. Однако, развитие и совершенствование научно-технического прогресса, а также

укрепление международных связей поставило вопрос о международно-правовой охране авторских прав.

В XVIII в. вопросы, касающиеся авторских прав, не рассматривались на межгосударственном уровне, так как технические средства распространения произведений существовали только в рамках территории государства.

В настоящее время вопросами интеллектуальной собственности в международном праве в основном занимаются две международные межправительственные организации: Всемирная организация интеллектуальной собственности и Всемирная торговая организация, в рамках соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Кроме них существуют и другие программы международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности, в частности, программы в рамках ЮНЕСКО; ВОИС1 была создана в 1970 г. в целях образования единого общемирового центра организации международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности во всех ее разновидностях. ВОИС имеет статус специализированного учреждения ООН. Важнейшими задачами и функциями ВОИС являются: функция выполнения административно-секрета-риатских, управленческих мер; сотрудничество по отдельным секторам и направлениям международной охраны прав интеллектуальной собственности. ВОИС проводит значительную исследовательскую работу, сбор и распространение информации, оказание технической помощи развивающимся странам. Под эгидой ВОИС ведутся работы по подготовке и заключению многосторонних договоров и т.п.

В ВОИС участвует около 150 государств, в том числе Россия. Структура ВОИС включает2: Генеральную ассамблею, в которую входят страны-члены ВОИС, одновременно участвующие также в Парижском и Бернском союзах; Конференцию — объединяет всех членов ВОИС, независимо от их участия в названных союзах; Комитет по координации в составе 51 государства — выполняет административно-финансовые функции; Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собственности в составе государств — участников РСТ, Союза международной патентной классификации и, при желании, стран — членов Парижского союза; Международное бюро — является Секретариатом ВОИС во главе с Генеральным директором3.

ВОИС определяет авторское право как юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право охватывает целый диапазон произведений — от книг, музыки, картин, скульптуры и фильмов до компьютерных программ, баз данных, рекламы, карт и технических чертежей4. С авторским правом человек сталкивается каждый день, читая книги, журналы, прослушивая аудиозаписи, просматривая видеозаписи. И именно поэтому авторское право требует

все большей защиты от незаконного использования и нарушения прав граждан.

Международно-правовая охрана авторских прав носит двойственный характер, так как учитываются не только общепризнанные принципы и нормы международного права, но и нормы внутригосударственного права5. Ч. 1 ст. 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также преподавания6. В соответствии с данной статьей Конституции РФ интеллектуальная собственность охраняется законом.

Международно-правовую основу охраны составляет принятая в 1886 г. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (действует в редакции 1971 г.). Государства — участники основали Бернский союз для охраны прав авторов литературных и художественных произведений. Его административные функции выполняет ВОИС. Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 г. Правовую основу также составляет Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.) и Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г.

Запрет на свободное использование объектов авторского права, который установлен в интересах авторов, правообладателей, сдерживает развитие науки, новых технологий, образования, культуры. Чтобы избежать подобных последствий, государства в своих национальных законодательствах определяют так называемые пределы авторского права.

Читайте также:
Ответственность за нарушение авторских прав: административная и уголовная

В последнее время в литературе встречаются случаи необоснованного смешения принципов исчерпания права и пределов права. При этом, безусловно, институт исчерпания прав — один из наиболее важных ограничителей исключительных прав, широко проявляющий себя в разных аспектах7. Чтобы разобраться в особенностях указанных принципов, необходимо обратиться к европейскому опыту совершенствования правового регулирования в области интеллектуальной собственности.

Директивы Европейского союза способствуют унификации права во всех присоединившихся странах, а также служат фундаментом для дальнейшего правотворчества на международном уровне. Общие тенденции развития правового регулирования в данной области особенно заметны на примере Директивы ЕС от 22 мая 2001 г. № 2001/29/ЕС «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе»8 (далее — Директива ЕС от 22 мая 2001 г.), закладывающей основы для создания общей гибкой правовой системы.

Особое внимание в Директиве ЕС от 22 мая 2001 г. уделяется вопросам исчерпания прав9. В частности, предусматривается, что ни при каких условиях представление произведений широкой публике (путем эфирного или кабельного вещания либо посредством интерактивных цифровых сетей) не должно рассматриваться как основание для дальнейшего их использования в гражданском обороте без согласия правообладателя. Для случаев распространения экземпляров произведений путем их продажи или иной передачи специально оговаривается, что правила об исчерпании прав (т.е. возможности дальнейшего распространения введенных в гражданский оборот экземпляров без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения) применяются только в отношении тех экземпляров, первая продажа или иная передача права собственности на которые с согласия правообладателя имела место в пределах Европейского союза (ст. 4 Директивы ЕС от 22 мая 2001 г.).

Аналогичный принцип заложен в ст. 1272 Гражданского кодекса РФ, в отличие от утратившего силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Действие указанного принципа, как и в Европе, подвергается территориальному ограничению, исчерпание прав наступает только в том случае, если оригинал или экземпляр произведения вводится в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

В международных договорах акцент делается на исчерпании права на распространение, так как право на воспроизведение исчерпанию не подлежит. Собственник материального носителя может его продать, подарить или иным образом передать

третьим лицам; при этом согласия правообладателя на объект авторского права или смежных прав, воплощенный в товаре, не требуется. Действие этого принципа абсолютно справедливо, так как в ином случае для любой перепродажи товара следовало бы получать разрешение правообладателя. Получается, что материальный носитель можно распространять как угодно, но никто не имеет права его воспроизводить, копировать.

Несомненно, институт международно-правовой охраны авторских прав строится на определенных принципах, которые образуют его руководящие начала, являясь первоосновой для их охраны. Такими принципами являются:

ф принцип гражданства автора — присоединением государства к соответствующим конвенциям территориальные ограничения отпадают. Согласно п. «а» ст. 3 Бернской конвенции10 охрана предоставляется произведениям как выпущенным, так и не выпущенным в свет, авторы которых либо являются гражданами государств — участников соответствующих конвенций, либо постоянно проживают на их территории. Тем самым реализуется принцип гражданства автора;

ф территориальный принцип предоставления охраны — этот принцип применяется только для произведений авторов, не являющихся гражданами стран — участниц конвенций, т.е. принцип гражданства автора и территориальный принцип не могут применяться одновременно. Охрана осуществляется в рамках реализации территориального принципа в том случае, если произведение впервые было выпущено в свет в одной из стран — участниц соответствующего договора или одновременно в стране — участнице и третьем государстве (п. «Ь» ст. 3 Бернской конвенции); ■ф принцип национального режима охраны (иногда называется принципом ассимиляции) — этот принцип установлен ст. 2 Всемирной конвенции и означает, что произведения граждан любого государства — участника Конвенции, а равно произведения, впервые выпущенные на территории такого государства, пользуются на территории другого государства — участника той охраной, которую они предоставляют

произведениям своих авторов, впервые выпущенным в свет на их собственной территории. Произведения иностранных авторов (имеются в виду граждане государств — участников), не выпущенные в свет, также пользуются охраной, которую государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих авторов11;

ф принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей — в Российском законодательстве данный принцип заключается в том, что авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей12. В некоторых странах для признания произведения охраняемым необходима его регистрация, нотариальное удостоверение, оговорка о сохранении авторского права или соблюдение иных обязательных процедур. Всемирная конвенция устанавливает правило, согласно которому в случае, если по внутреннему законодательству государства — участника соблюдение формальностей является обязательным, то формальности считаются соблюденными в отношении произведений граждан других государств — участников либо произведений, впервые выпущенных в свет вне территории данного государства, при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак охраны авторского права — ©; ф принцип срочного характера охраны — данный принцип обусловлен необходимостью сочетания частных и публичных интересов при использовании продуктов интеллектуальной деятельности, а также их исключительной важностью для экономического и культурного развития общества; V- принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников — данное положение является ключевым для толкования и применения всех правил, направленных на охрану авторских прав. Иными словами, если в отношении положений конвенции возможны различные толкования, должен выбираться вариант, наиболее

благоприятный для автора и его правопреемни-ков13.

Следование данным принципам является одним из показателей состояния нормативного регулирования охраны авторских прав в стране. Национальное законодательство каждой из стран — участниц международных соглашений должно соответствовать вышеозначенным принципам формально, а также создавать действенные механизмы по исполнению их на практике14.

Читайте также:
Смежные права: понятие, виды, срок действия

1 Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. М.: Норма. 2003.

2 Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967г.) (изменена 2 октября 1979 г) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. М.: Норма. 2003.

3 Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клу-вер, 2010.

4 Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности http://www.wipo.int/copyright/ru.

5 Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учеб / под. ред. И. А. Близнеца. М.: Проспект, 2009. С. 245—312.

6 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ.

7 Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ / Под ред. А.Л. Маковского. М., 2008. С. 299.

8 В работе использованы тексты документов, представленные в СПС «Гарант».

9 Учение об исчерпании прав было разработано немецким цивилистом Йозефом Колером (см.: Kohler. Deutsches Patentrecht. Mancheim, 1878). См. об этом: Пирогова В.В. Исчерпание исключительных прав и параллельный импорт. М., 2008.

10 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г) // Бюллетень международных договоров. 2003г. № 9. С. 3.

11 СиленокМ.А. Авторское право: учебно-методическое пособие для вузов. М., Юстицинформ, 2006 г

12 Силенок М.А. Авторское право: учебно-методическое пособие для вузов. М., Юстицинформ, 2006 г

13 Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права, 2011. № 8.

14 Гришаев С.П. Авторское право. М.: Норма, 2011 г.

Международная охрана интеллектуальной собственности

Получив патент, владелец объекта интеллектуальной собственности приобретает законодательную защиту от неправомерных действий третьих лиц. Однако охрана интеллектуальной собственности будет осуществляться только в пределах страны, аналогичные защитные меры за границей будут установлены только при регистрации прав на международном уровне.

Правовая основа международной охраны

Национальное законодательство в сфере авторского и патентного права распространяется только на правоотношения в пределах страны. В РФ базовым законодательным актом является часть четвертая ГК РФ. Получив авторское свидетельство или патент, правообладатель может требовать устранения нарушений своих интересов, взыскать компенсацию убытков и т.д.

При осуществлении деятельности на территории одного или нескольких иностранных государств, наличие национального патента не поможет защитить свою интеллектуальную собственность. Однако на международном уровне уже более века существует система договоров и конвенций, позволяющих регистрировать и защищать интеллектуальные права.

Выделим наиболее важные международные акты, которые направлены на охрану интеллектуальной собственности:

  • Мадридское соглашение о регистрации товарных знаков (1891 г.), а также Мадридский протокол к указанному документу;
  • Конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.);
  • Договор о патентной кооперации (1970 г.);
  • Евразийская патентная конвенция;
  • Всемирная конвенция об авторском праве (1952 г.);
  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г.).

По правилам указанных международных актов, интеллектуальная собственность будет защищаться путем подачи заявки через национальное патентное ведомство. Охрана отдельных объектов будет осуществляться по специальным принципам. Например, положения Бернской конвенции предусматривают режим охраны литературных произведений на территории всех стран-участниц, если авторское право было зарегистрировано в одном из указанных государств.

Выделим общие принципы охраны интеллектуальных прав на международном уровне:

  • большинство международных актов в сфере интеллектуальной собственности позволяют оформить патент для охраны на территории одного или нескольких государств, указанных в заявке, однако Евразийская конвенция распространяет режим защиты патентных прав сразу на все страны (если такое условие было включено в заявку);
  • лицо, обладающее действующим патентом на территории своего государства, получает приоритет заявки при обращении за охраной в страну-участницу Конвенций (срок приоритета составляет 12 месяцев);
  • охрана предоставляет на определенный срок (например, на 10 лет), после чего необходимо обратиться за продлением патента.

Таким образом, международное патентное право признает приоритет авторов и правообладателей, при условии подачи ими заявки на установление охраны за пределами своего государства.

Рассмотрим, как происходит установление охраны интеллектуального права на территории одного или нескольких иностранных государств.

Международная охрана промышленной собственности

Необходимость установления охраны объекта за пределами страны определяет сам правообладатель. Как правило, это связано с предстоящим выходом бизнеса на новые рынки, а наличие патента позволит устранить любые попытки конкурентов воспользоваться чужими разработками и идеями. Алгоритм действий, которые предстоит выполнить правообладателю для получения международной охраны своего объекта, выглядит следующим образом:

  • подается заявка в национальное патентное ведомство, т.е. в службу Роспатента, при этом подтверждается легальность прав на объект в пределах страны (процедура получения международной охраны может быть начата сразу после подачи заявки по внутреннему законодательству);
  • в заявке указывается перечень иностранных государств, для территории которых испрашивается охрана (Евразийской конвенций установлен иной порядок регистрации прав);
  • проводится поиск по международным реестрам интеллектуальной собственности, публикуется заявка, осуществляется предварительная экспертиза патентоспособности для каждого из выбранных государств;
  • после получения информации соискатель должен еще раз подтвердить перечень стран, в которых будет установлена охрана;
  • через национальное патентное ведомство заявки направляются в аналогичные органы выбранных государств.

Приоритет, устанавливаемый для защиты интересов правообладателя, позволяет устранить регистрацию аналогичных объектов интеллектуальной собственности со стороны конкурентов.

Для аналогичной процедуры при охране товарных знаков срок приоритета составляет 6 месяцев, однако суммарная продолжительность экспертиз в этом случае также значительно короче. Для товарных знаков международная охрана устанавливается по выбранным классам продукции или услуг, предусмотренных классификатором МКТУ. Право на товарный знак в международной системе будет подтверждено, если на национальном уровне указанный объект зарегистрирован надлежащим образом, либо подана заявка на его регистрацию. При аннулировании национальной охраны знака автоматически прекращается действие международного свидетельства.

Читайте также:
Как зарегистрировать бренд и логотип

Интеллектуальная собственность. Правовое обеспечение

Законодательство РФ в сфере защиты интеллектуальной собственности

Законодательство РФ в области защиты ИС состоит из Конституции РФ (ст. 44), международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация, федеральных законов и актов. Гражданско -правовая защита ИС предусмотрена частью 4 Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 01.01.2008г. на основании Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» от 18.12.2006 № 231-ФЗ.

Согласно ст. 1225 ГК РФ интеллектуальная собственность — это охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Виды интеллектуальных прав принято классифицировать на:

  • авторское право;
  • права, смежные с авторскими;
  • патентное право;
  • нетрадиционные объекты ИС (производственные секреты, топология микросхем и прочее);
  • средства индивидуализации юридических лиц (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак);
  • единая технология (технические данные).

Интеллектуальные права делятся на три вида (ст. 1226 ГК РФ):

  1. Имущественные права. Они ассоциируются с автором, их можно продавать на основании договора. К категории имущественных прав относится исключительное право, которое включает права: пользоваться продуктом интеллектуальной деятельности (далее — ПИД) (ст. 1229 ГК РФ); распоряжаться ПИД (ст. 1233 ГК РФ); позволять пользоваться ПИД (ст. 1233 ГК РФ); защищать ПИД (ст. 1252 ГК РФ).
  2. Личные неимущественные права. Они неотделимы от личности автора, включают права на авторство, имя (ст. 1228 Кодекса). Передача прав иному лицу не допускается.
  3. Иные личные неимущественные права возникают в отношении различных видов объектов права. Это права: следования (ст. 1293 ГК РФ), на патент (ст. 1357 ГК РФ), доступа (ст. 1292 ГК РФ), на отзыв (ст. 1269 ГК РФ).

Интеллектуальная собственность подразделяется на две основные сферы прав: авторское право и смежные с авторскими права и промышленная собственность.

В категорию авторского права входят произведения искусства или науки, а также компьютерные программы. Смежные права — права по отношению к исполнениям, постановкам, фонограммам и прочим объектам ИС, ставшим общественным достоянием.

Промышленная собственность — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов ИС. Включает в себя:

  • патентную собственность, которая охраняет объекты ИС;
  • права на средства индивидуализации, которые распространяются на фирменные наименования и коммерческие названия компаний, товарные знаки, названия мест происхождения товаров;
  • секреты производства, которыми признаются любые сведения об объектах ИС в научно- технической сфере и способах их применения.

Регулятором в сфере интеллектуальной собственности в России является Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), которая осуществляет функции:

  • регистрации изобретений (объектов) и договоров в отношении объектов ИС;
  • правовую защиту интересов государства в этой сфере;
  • контроль и надзор в сфере охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций осуществляющих научно-исследовательские работы в данной сфере.

Для того чтобы защитить права на объект ИС, необходимо зарегистрировать право, в противном случае признание права возможно не иначе как на основании судебного решения.

Правовое обеспечение интеллектуальной собственности

В правовом обеспечении ИС различают охрану прав и их защиту. Охрана прав представляет собой общий правовой порядок в сфере ИС, закрепленный в нормативных актах, осуществляемый во внесудебном и судебном порядке. К внесудебной форме защиты относится самозащита, установленная автором в договоре, заключенном между правообладателем и приобретателем права ИС. К судебным формам защиты относятся гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты.

Самозащита интеллектуальной собственности в договоре

Личные неимущественные права неотделимы от личности автора, и их передача не допускается. Переход имущественных прав от правообладателя к иному лицу возможен. Правообладатель имущественных прав вправе передать авторские права на основании гражданско-правового договора (ст. 1233 ГК РФ). Уступка прав на ИС происходит по договору отчуждения исключительного права (ст. 1234 ГК РФ), а передача авторского права на время путем предоставления права использования ИС другому лицу происходит согласно гражданско-правовым договорам: отчуждения (ст. 1234 ГК РФ), лицензионных (ст. 1238 ГК РФ), трудовых (ст. 1288 ГК РФ), по государственному (муниципальному) контракту (ст. 1298 ГК РФ).

Административно-правовая защита интеллектуальной собственности

Реализация этой формы защиты осуществляется в короткие сроки. Административная защита является необходимой на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 02.08.2019 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019).

Административной ответственности за совершение нарушений авторских и смежных прав подлежат следующие правонарушения:

  • нарушение авторских и смежных прав, изобретательских прав (ст. 7.12 КоАП РФ);
  • нарушение установленного порядка патентования (ст. 7.28 КоАП РФ);
  • продажа товаров, выполнение работ ненадлежащего качества (ст. 14.4 КоАП РФ);
  • продажа товаров, выполнение работ при отсутствие ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ);
  • обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ);
  • незаконное использование средств индивидуализации товаров (ст. 14.10 КоАП РФ);
  • незаконное перемещение через таможню товаров и ТС (ст. 16.1 КоАП РФ) и прочее.

При обеспечении правовой защиты ИС, установленной КоАП РФ, необходимо отметить проблемы, усложняющих правовое регулирование: пассивное отношение авторов и правообладателей к защите прав на ИС, отсутствие методики расчетов убытков при нарушении прав на ИС, отсутствие в законе понятия «контрафактная продукция», неэффективность административно-правовых санкций, отсутствие борьбы с «пиратством».

Решение указанных проблем требует внесения изменений в административное законодательство, чтобы санкции за нарушение прав приобрели превентивное значение.

Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности

Такую форму защиты права на объект ИС используют для восстановления нарушенного права в суде. В гражданском законодательстве выделяют две группы защиты прав на ИС: универсального характера, применяемая для защиты не только права на объект ИС, но и иного субъективного права (ст. 12 ГК РФ), и направленная исключительно на объекты ИС.

Читайте также:
Авторское право - содержание, виды (объекты, субъекты), предмет, понятие

Статья 12 ГК РФ предусматривает следующие способы защиты прав на ИС в суде:

  • признание права авторства (ст. 1252, 1265 ГК РФ);
  • восстановление положения существовавшего до нарушения права (ст. 301 ГК РФ);
  • возмещение убытков (ст. 1300, 1301 ГК РФ);
  • принуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 308.3, 396 ГК РФ);
  • компенсация морального вреда (ст. 151, 1251 ГК РФ);
  • изъятие материалов, используемых для нарушения прав (ст. 1252 ГКРФ);
  • прекращение или изменение правоотношений (ст. 450, 451 ГК РФ);
  • публикация решения суда о допущенном нарушении (ч. 1 ст. 1252 ГК РФ);
  • принятие иных мер, предусмотренных законодательством РФ (ст. 1231 ГК РФ).

При обеспечении правовой защиты ИС необходимо отметить следующие спорные моменты гражданско-правовой защиты прав на ИС в судебном порядке. Критерии оценки ИС отсутствуют. Законом также не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения прав на ИС (ст. 55 ГПК РФ, ст. 64 АПК РФ). В связи с этим защита прав на ИС зависит от сложившейся судебной практики в конкретном регионе. Исходя из сложившейся судебной практики и разъяснений Верховного суда РФ, критериями оценки прав на ИС являются новизна и оригинальность. Например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 29.06.2017г. по делу № А56-23644/2016, согласно которого суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции в части того, что суд апелляционной инстанции установил, что Соглашение не отвечает признакам произведения, как объекта авторского права (новизны, творческого характера создания произведения, оригинальность (уникальность, неповторимость) произведения, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца.

Таким образом, если создатель сможет доказать в суде авторство и объект ИС, созданный творческим трудом, обладает признаками новизны и оригинальности, то суд признает за ним право на ИС. Если же автор (создатель, правообладатель) не докажет свое право, то суд откажет в иске. Вот о таком судебном споре из своей практики расскажу.

Судебный спор

Аркадий давно работает в рекламном агентстве фотографом, иногда подрабатывает на стороне. В прошлом году директор компании, с которым Аркадий знаком много лет, предложил подработку в виде изготовления фотографий города Тобольска для изготовления настольного календаря на 2019 год. Договорились об условиях выполнения заказа. Договор заключать не стали, но заказ оформили письменной заявкой. Фотографии Аркадий сделал быстро и также передал через курьера, взяв расписку. Деньги должны были быть перечислены на банковскую карту. Ни завтра, ни позже деньги не поступили. Аркадий перезвонил, и ему ответили, что от календаря директор отказался, а фотографии уничтожены. В начале 2019 года Аркадий по служебным делам заехал в одну из строительных компаний, где на стене за креслом директора увидел красочный настенный календарь со своими фотоснимками. Календарь ему не отдали, но фото страниц календаря сделать разрешили. Так Аркадий узнал типографию, где фотоснимки напечатаны, и заказчика. Оказалось, что фотографии заказчик не уничтожил, а заказал календари для дальнейшего использования.

Досудебный порядок

Я собрал доказательства: заявку на осуществление съемки, расписку в получении фотоснимков, скриншот переписки, TIFF-файл со всеми слоями, подтверждающий творческую работу над фото, свидетельские пояснения, доказательства изготовления календарей, отчет специалиста и подал исковое заявление в суд.

Судебное решение и способы защиты в суде

Суд первой инстанции в иске отказал в связи с недоказанностью факта, по причине непредставления в суд фотоаппарата, с помощью которого были изготовлены фотоснимки. Не согласившись, я обжаловал судебное решение в суде апелляционной инстанции. Судебная коллегия областного суда рассмотрела дело, установила, что суд первой инстанции ошибочно сделал вывод о недоказанности факта. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что между истцом и ответчиком не заключен договор авторского заказа. В итоге судебная коллегия областного суда отменила решение суда первой инстанции и вынесла судебное решение о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за нарушение имущественных прав и морального вреда, а также взыскала с ответчика судебные траты и издержки.

Приведенный пример из моей судебной практики показывает, что доказать авторство в суде достаточно сложно. Вероятность выигрыша увеличится, если Вы выберете надлежащий способ защиты нарушенного права и представите суду надлежащие доказательства:

  1. Доказательства факта нарушения прав автора на объект ИС. Например, Решение АС Новосибирской области от 14 мая 2018 года по делу № А45-33318/2017.
  2. Доказательства принадлежности исключительных прав истцу. Например, Решение АС Кемеровской области от 28 мая 2019 года по делу № А27-3997/2019.
  3. Доказательства фиксации надлежащим образом нарушения права истца. Например, Решение АС Омской области от 20 июня 2019 года по делу № А46-2212/2019 и прочее.

Вместе с тем основным способом защиты нарушенного права в суде является создание 01.02.2013г суда по интеллектуальным правам — специализированного арбитражного суда, рассматривающего дела по спорам, связанными с защитой интеллектуальных прав (ст. 43.4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», ч. 4 ст. 34 АПК РФ). Кроме того, суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции пересматривает дела, которые были рассмотрены судами первой инстанции, а также дела, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами, а также проверяет законность и обоснованность административных актов (ч. 3 ст. 274 АПК РФ).

Вместе с тем, если установлено наличие вины и в действиях нарушителя имеется состав преступления, то автор вправе прибегнуть к уголовно-правовой защите права.

Уголовно-правовая защита прав интеллектуальной собственности

Специфика совершения данной категории преступлений заключается в том, что предметом присвоения (незаконного использования) прав на ИС является не конкретная вещь, а абстрактная категория права на объект ИС: имя, произведение, изобретение и прочее. Преступный результат при хищении состоит в причинении автору (правообладателю) материального ущерба, размер которого определяется стоимостью изъятого имущества. При оценке размера ущерба в случаях нарушения прав ИС учитываются понесенные автором убытки, а также упущенная выгода, которая была бы получена при реализации произведения ИС. В большинстве случаев цифру может указать только судебная экспертиза, которая назначается на основании ходатайства (ст.195 УПК РФ).

Читайте также:
Какая ответственность предусмотрена за нарушение авторских прав

Однако не все так однозначно. С одной стороны, термин «убытки правообладателя как объект оценки» не нашел отражения ни в Федеральном законе 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», ни в Федеральных стандартах оценки, ни в положениях Национального Совета по оценочной деятельности (НСОД), ни в стандартах СРО оценщиков. С другой стороны, убытки и вина нарушителя, а также причинно-следственная связь между совершенным деянием и убытками должны быть доказаны истцом. В связи с изложенным, полагаю, что только после всестороннего анализа обстоятельств дела можно определить какое решение является правильным: обратиться в суд за возмещением понесенных убытков или же просить суд взыскать компенсацию. И здесь следует обратиться к практике суда по интеллектуальным правам. Суд неоднократно разъяснял в судебных решениях о том, что наличие убытков является лишь одним из факторов, влияющих на размер взыскиваемой компенсации, но никак не основанием ее взыскания. По мнению суда, компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (п. 3 ст. 1252, ст. 1301 ГК РФ) (Постановление суда по интеллектуальным правам от 11.06.2014 № С01-385/2014 по делу № А43-8973/2013).

Уголовно – правовая защита ИС осуществляется в отношении нарушения авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ), нарушения изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ), незаконного использования средств индивидуализации товаров (работ, услуг) (ст. 180 УК РФ), незаконного получения и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую тайну (ст. 183 УК РФ).

Проблема привлечения виновных за совершение преступлений в отношении прав на ИС в том, что действующее уголовное законодательство РФ не позволяет правоохранительным органам эффективно бороться с преступлениями в сфере ИС по причине отнесения данной категории дел к преступлениям небольшой тяжести. Например, Приговор Кировского районного суда г. Томска от 30.11.2017 по делу № 1-487/2017, согласно которому обвиняемый, действуя вопреки воле правообладателей без соответствующих договора и разрешения, с целью получения прибыли, из корыстной заинтересованности, незаконно использовал объекты авторского права: компьютерную программу для ЭВМ CorelDRAW Graphics Suite Х7, стоимостью 36 905 рублей и программу Компас -3D версии 16.1.10 стоимостью 110 000 рублей, всего на общую сумму 146 905 рублей, что является крупным размером. В итоге обвиняемый был осужден по ч. 2 ст. 146, ч. 2 ст. 272, ч. 2 ст. 273 УК РФ, и ему назначено наказание:

  • по ч. 2 ст. 146 УК РФ в виде 4 месяцев исправительных работ с удержанием в доход государства 10% заработка;
  • по ч. 2 ст. 272 УК РФ в виде 1 года исправительных работ с удержанием в доход государства 10% заработка;
  • по ч. 2 ст. 273 УК РФ в виде 6 месяцев лишения свободы.

На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ окончательное наказание назначено путем поглощения менее строгого наказания более строгим в виде лишения свободы сроком на 6 месяцев. На основании ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком 1 год.

Из приведенного примера видно, что незначительная мера наказания, предусмотренная за преступления в сфере ИС, высокая прибыль правонарушителей, минимальный риск задержания и судебного преследования приводят к тому, что количество преступлений в сфере незаконного присвоения и использования интеллектуальной собственности растет, в результате автор (правообладатель) несет убытки и моральный вред.

Вывод

В условиях современного развития права ИС нуждается в эффективной правовой защите. Лица, незаконно использующие чужую ИС, не только причиняют значительный материальный ущерб авторам (правообладателям), извлекая доходы, но и нарушают права и законные интересы общества и государства, подрывают основополагающие принципы экономики. Сложность доказывания данной категории дел в судах, незначительная мера наказания, предусмотренная за преступления в сфере ИС, несомненно, требует внесения изменений в действующее законодательство, чтобы санкции за нарушение прав на интеллектуальную собственность приобрели превентивное (предупреждающее) значение.

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.

Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.

1. Об использовании изображения гражданина

Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.

2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.

3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

4. О контрафакте

5. Об ответственности информационного посредника

Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

6. Авторское право

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.
Читайте также:
Правовое регулирование интеллектуальной собственности - механизм

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

7. О персонаже

под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).

8. О соавторах

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

9. Опубликование произведения под псевдонимом

Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».

В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.

10. О публичном исполнении произведения

«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

11. О переработке произведения

Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.

Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.

12. О свободном цитировании произведения

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.

«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

13. Об оспаривании авторства

При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

14. Какие объекты не являются изобретениями

Например, не относятся к изобретениям:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
  • программы для ЭВМ;
  • решения, заключающиеся только в представлении информации.

15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»

Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

17. О фирменном наименовании

«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

Читайте также:
Товарный знак: определение, примеры, функции, защита

При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

18. О праве на защиту товарного знака

Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

19. О доменном имени

Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.

20. О сходстве товарных знаков

Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

  • по степени сходства обозначений;
  • степени однородности товаров.
  • при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
  • при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
  • «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
  • степень известности, узнаваемости товарного знака;
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».

Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Авторское право

Что такое авторское право?

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право распространяется на широкий круг произведений: книги, музыкальные произведения, произведения изобразительно искусства, скульптуру и кинофильмы, компьютерные программы, базы данных, рекламу, карты и технические чертежи.

Как правило, в законодательстве нет исчерпывающего перечня произведений, охватываемых авторским правом. Однако, если говорить в общем плане, то в мировой практике авторское право традиционно распространяется на следующие произведения:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочные издания, газетные статьи;
  • компьютерные программы, базы данных;
  • фильмы, музыкальные произведения и хореографию;
  • художественные произведения, такие как рисунки, картины, фотографии и скульптуры;
  • архитектурные сооружения; и
  • рекламные объявления, карты и технические чертежи.

Авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества.

В рамках авторского права существует два типа прав:

  • имущественные права позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение в результате использования его произведений другими лицами; и
  • неимущественные права защищают нематериальные права автора.

Большинство законов об авторском праве гласят, что правообладатель имеет право разрешать или не допускать определенные действия в отношении произведения или в отдельных случаях получать вознаграждение за использование третьим лицом его произведения (например в рамках схемы коллективного управления). Обладатель имущественных прав на произведение имеет право запрещать или разрешать:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись, например в форме компакт-дисков или DVD;
  • его передачу в эфир по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например переделку романа в сценарий для фильма.

Примерами широко признаваемых неимущественных прав является право претендовать на авторство произведения и право возражать против внесения в произведение изменений, которые могут повредить репутации автора.

В большинстве стран, согласно Бернской конвенции, охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей.

При этом во многих странах действует система, предусматривающая добровольную регистрацию произведений. Эта система может помочь при разрешении споров о владельце или авторе произведения, а также упростить финансовые сделки, продажу, уступку или передачу прав.

Обращаем ваше внимание на то, что ВОИС не предлагает своим клиентам системы регистрации авторского права и не имеет авторско-правовой базы данных с возможностью поиска. Дополнительная информация о системах регистрации и документирования авторского права.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

(Фото: MARK HENLEY/FLUX FOUNDATION FROM THE SERIES ‘CULTURE PHANTOM’)

ВОИС для авторов

Повышать осведомленность о правах авторов и практике, связанной с управлением этими правами, обеспечивая тем самым всем авторам признание и справедливое вознаграждение за их труд, независимо от их географического происхождения, культурной принадлежности или экономического положения.

Темы и вопросы, связанные с авторским правом

Авторское право является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Читаете ли вы книгу, смотрите фильм, перекидываете музыку или фотографируете – вопросы авторского права возникают постоянно. Смотрите темы и вопросы, связанные с авторским правом.

Видеоигры

При создании видеоигр могут использоваться аудиовизуальные, художественные и программные элементы, что делает данную отрасль сложным и интересным предметом для изучения вопросов авторско-правовой охраны.

Читайте также:
Как получить авторские права на песню или музыку

Будущее издательского дела

Издатель Джейсон Эпштейн делится своим видением будущего издательского дела и роли авторского права.

Авторское право и музеи

Деятельность музеев по сохранению, управлению и упрощению доступа к музейным фондам и коллекциям связана с рядом уникальных вопросов в сфере авторского права.

Законодательство и договоры в области авторского права

Законодательство в области авторского права нацелено на обеспечение баланса интересов создателей контента и широкой общественности в контексте предоставления максимально широкого доступа к авторским произведениям. ВОИС выполняет административные функции ряда международных договоров в области авторского права и смежных прав.

Договоры в области авторского права, административные функции которых выполняет ВОИС

  • Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям
  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений
  • Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники
  • Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм
  • Марракешский договор для облегчения доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям
  • Римская конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций
  • Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП)
  • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ)

WIPO Lex – законы и договоры в области ИС у вас под рукой

База данных WIPO Lex представляет собой всеобъемлющий инструмент поиска национальных законов и международных договоров в области интеллектуальной собственности.

ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ

Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам (ПКАП) является форумом, в рамках которого государства-члены ВОИС и наблюдатели встречаются для обсуждения, рассмотрения и решения вопросов, касающихся развития сбалансированной международно-правовой базы по авторскому праву с учетом изменяющихся потребностей общества.

Заседания и документы Архив

Вступление в силу Пекинского договора ВОИС позволит улучшить жизнь актеров и других исполнителей

Инициативы ВОИС

ВОИС для авторов

Эта совместная инициатива ВОИС и Фонда просвещения в области прав на музыкальные произведения поддерживает авторов музыкальных произведений по всему миру путем их информирования о правах ИС и тем самым создавая условия для справедливого вознаграждения их труда.

Устав | Пресс-релиз

Консорциум доступных книг (ABC)

Консорциум доступных книг (ABC) призван расширить мировой фонд книг в доступных форматах, в частности аудиокниг и книг, напечатанных шрифтом Брайля и крупным шрифтом, и обеспечить доступ к ним слепым и людям с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию.

Марракешский договор о ЛНЗ

Марракешский договор обеспечивает поддержку работы ABC, упрощая производство и международную передачу книг в специальных форматах, предназначенных для сообщества слепых и слабовидящих.

Международная охрана авторских прав – теория и практика

ДОГОВОР
ВОИС по авторскому праву

Преамбула

Договаривающиеся Стороны,

Желая наиболее эффективно и единообразно совершенствовать и поддерживать охрану прав авторов на их литературные и художественные произведения,

Признавая необходимость введения новых международных правил и более четкого толкования некоторых существующих правил в целях обеспечения адекватных решений вопросов, возникающих в связи с экономическим, социальным, культурным и техническим развитием,

Признавая глубокое влияние развития и сближения информационных и коммуникационных технологий на создание и использование литературных и художественных произведений,

Подчеркивая огромную важность авторско-правовой охраны как стимула для литературного и художественного творчества,

Признавая необходимость сохранения баланса прав авторов и интересов широкой публики, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации, как это отражено в Бернской конвенции,

Договорились о нижеследующем:

Статья 1

Отношение к Бернской конвенции

(1) Настоящий Договор является специальным соглашением в смысле Статьи 20 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в отношении Договаривающихся Сторон, которые являются странами Союза, учрежденного этой Конвенцией. Настоящий Договор никак не связан с другими договорами, кроме Бернской конвенции, и не ущемляет какие-либо права и обязательства по любым другим договорам.

(2) Ничто в настоящем Договоре не умаляет существующие обязательства, которые Договаривающиеся Стороны имеют в отношении друг друга по Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

(3) Далее “Бернская конвенция” означает Парижский акт от 24 июля 1971 года Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

(4) Договаривающиеся Стороны соблюдают Статьи 1-21 и Дополнительный раздел Бернской конвенции.

Статья 2

Сфера авторско-правовой охраны

Авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые.

Статья 3

Договаривающиеся Стороны, с учетом соответствующих изменений, применяют положения Статей 2-6 Бернской конвенции в отношении охраны, предусмотренной настоящим Договором.

Статья 4

Компьютерные программы охраняются как литературные произведения в смысле Статьи 2 Бернской конвенции. Такая охрана распространяется на компьютерные программы независимо от способа или формы их выражения.

Статья 5

Компиляции данных (базы данных)

Компиляции данных или другой информации в любой форме, которые по подбору и расположению содержания представляют собой результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые. Такая охрана не распространяется на сами данные или информацию и не затрагивает какое-либо авторское право, относящееся к самим данным или информации, содержащимся в компиляции.

Право на распространение

(1) Авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих произведений посредством продажи или иной передачи права собственности.

(2) Ничто в настоящем Договоре не влияет на свободу Договаривающихся Сторон определять или не определять условия, на которых исчерпание права, упомянутого в пункте 1, применяется после первой продажи или иной передачи права собственности на оригинал или экземпляр произведения с разрешения автора.

Статья 7

Право на прокат

(i) компьютерных программ;

(ii) кинематографических произведений; и

(iii) произведений, воплощенных в фонограммах, как определено в национальном законодательстве Договаривающихся Сторон,

пользуются исключительным правом разрешать коммерческий прокат для публики оригиналов или экземпляров своих произведений.

2) Пункт (1) не применяется:

(i) в отношении компьютерных программ, если сама программа не является основным объектом проката; и

Читайте также:
Ответственность за нарушение авторских прав: административная и уголовная

(ii) в отношении кинематографических произведений, если только такой коммерческий прокат не приводит к широкому копированию таких произведений, наносящему существенный ущерб исключительному праву на воспроизведение.

(3) Несмотря на положения пункта (1), Договаривающаяся Сторона, в которой на 15 апреля 1994 года действовала и продолжает действовать система справедливого вознаграждения авторов за прокат экземпляров их произведений, воплощенных в фонограммах, может сохранить эту систему при условии, что коммерческий прокат произведений, воплощенных в фонограммах, не наносит существенного ущерба исключительному праву авторов на воспроизведение.

Статья 8

Право на сообщение для всеобщего сведения

Без ущерба положениям Статей 11(1)”ii”, 11bis(1)(“i”) и (“ii”), 11ter(1)”ii”, 14(1)”ii” и 14bis(1) Бернской конвенции авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору.

Статья 9

Продолжительность охраны фотографических произведений

В отношении фотографических произведений Договаривающиеся Стороны не применяют положения Статьи 7(4) Бернской конвенции.

Статья 10

Ограничения и исключения

(1) Договаривающиеся Стороны могут предусмотреть в своем национальном законодательстве ограничения или исключения из прав, предоставляемых авторам литературных и художественных произведений по настоящему Договору, в определенных особых случаях, которые не наносят ущерба нормальному использованию произведения и необоснованным образом не ущемляют законные интересы автора.

(2) При применении Бернской конвенции Договаривающиеся Стороны устанавливают какие-либо ограничения или исключения из предусмотренных в ней прав в определенных особых случаях, которые не наносят ущерба нормальному использованию произведения и необоснованным образом не ущемляют законные интересы автора.

Статья 11

Обязательства в отношении технических мер

Договаривающиеся Стороны предусматривают соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по настоящему Договору или по Бернской конвенции и ограничивающих действия в отношении их произведений, которые не разрешены авторами или не допускаются законом.

Статья 12

Обязательства в отношении информации
об управлении правами

(1) Договаривающиеся Стороны предусматривают соответствующие и эффективные средства правовой защиты в отношении любого лица, намеренно осуществляющего любое из следующих действий, зная или, в связи с применением гражданско-правовых средств защиты, имея достаточные основания знать, что такое действие будет побуждать, позволять, способствовать или скрывать нарушение любого права, предусмотренного настоящим Договором или Бернской конвенцией:

(i) устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения;

(ii) распространение, импорт с целью распространения, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения без разрешения произведений или экземпляров произведений, зная, что в них без разрешения была устранена или изменена электронная информация об управлении правами.

(2) “Информация об управлении правами” в смысле настоящей Статьи означает информацию, которая идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение или информацию об условиях использования произведения и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения или появляется в связи с сообщением произведения для всеобщего сведения.

Статья 13

Применение во времени

Договаривающиеся Стороны применяют положения статьи 18 Бернской конвенции ко всем видам охраны, предусмотренным настоящим Договором.

Статья 14

Положения по обеспечению прав

(1) Договаривающиеся Стороны обязуются принять в соответствии со своими правовыми системами меры, необходимые для обеспечения применения настоящего Договора.

(2) Договаривающиеся Стороны обеспечат, чтобы в их законах были предусмотрены меры по обеспечению прав, позволяющие осуществлять эффективные действия против любого акта нарушения прав, предусмотренных настоящим Договором, включая срочные меры по предотвращению нарушений и меры, являющиеся сдерживающим средством от дальнейших нарушений.

Статья 15

(1) (а) Договаривающиеся Стороны учреждают Ассамблею.

(b) Каждая Договаривающаяся Сторона может быть представлена одним делегатом, который может иметь заместителей, советников и экспертов.

(с) Расходы каждой делегации несет назначившая ее Договаривающаяся Сторона. Ассамблея может просить Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее “ВОИС”) оказать финансовую помощь, чтобы способствовать участию делегаций тех Договаривающихся Сторон, которые рассматриваются в качестве развивающихся стран в соответствии с установившейся практикой Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций или которые являются странами, находящимися в процессе перехода к рыночной экономике.

(2) (а) Ассамблея рассматривает вопросы, относящиеся к сохранению, развитию, применению и функционированию настоящего Договора.

(b) Ассамблея осуществляет функцию, возложенную на нее по Статье 17(2) в отношении допуска некоторых межправительственных организаций к участию в настоящем Договоре.

(с) Ассамблея принимает решения о созыве любой дипломатической конференции для пересмотра настоящего Договора и дает необходимые указания Генеральному директору ВОИС по подготовке такой дипломатической конференции.

(3) (а) Каждая Договаривающаяся Сторона, являющаяся государством, имеет один голос и голосует только от своего имени.

(b) Любая Договаривающаяся Сторона, являющаяся межправительственной организацией, может участвовать в голосовании вместо государств – членов такой организации с количеством голосов, равным числу государств – членов такой организации, которые являются Сторонами настоящего Договора. Любая такая межправительственная организация не участвует в голосовании, если любое из государств членов такой организации использует свое право голоса, и наоборот.

(4) Ассамблея собирается один раз в два года на очередную сессию, созываемую Генеральным директором ВОИС.

(5) Ассамблея принимает свои правила процедуры, в том числе в отношении созыва внеочередных сессий, требований кворума и, с учетом положений настоящего Договора, в отношении большинства, требуемого для принятия различных решений.

Статья 16

Международное бюро ВОИС выполняет административные функции в связи с Договором.

Статья 17

Право участия в Договоре

(1) Любое государство – член ВОИС может стать участником настоящего Договора.

(2) Ассамблея может принимать решения о допуске любой межправительственной организации к участию в настоящем Договоре, которая заявляет, что она имеет компетенцию и собственную, обязательную для всех государств – членов такой организации нормативную базу по вопросам, регулируемым настоящим Договором, и что она должным образом уполномочена в соответствии со своими внутренними процедурами стать участницей настоящего Договора.

Читайте также:
Смежные права: понятие, виды, срок действия

(3) Европейское сообщество, сделав заявление, упомянутое в предыдущем пункте, на Дипломатической конференции, принявшей настоящий Договор, может стать участником настоящего Договора.

Статья 18

Права и обязательства по Договору

Если в настоящем Договоре не содержится каких-либо специальных положений об ином, каждая Договаривающаяся Сторона пользуется всеми правами и принимает на себя все обязательства по настоящему Договору.

Статья 19

Настоящий Договор открыт для подписания до 31 декабря 1997 года любым государством – членом ВОИС и Европейским сообществом.

Международная охрана авторских прав

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие авторского права

Авторское право — это право автора на созданное им художественное или литературное произведение. Авторское право является объектом интеллектуальной собственности.

Спектр охвата авторским правом произведений, являющихся интеллектуальной собственностью, велик: музыка, книги, картины, скульптуры, фильмы, а также базы данных, рекламные материалы, компьютерные программы, технические чертежи и другое. Каждый человек ежедневно сталкивается с авторскими правами, читая книги, журналы, газеты, просматривая видеозаписи, прослушивая аудиозаписи. Возникает необходимость и потребность защитить авторское право от его нарушения и незаконного использования.

Международная охрана авторских прав учитывает:

  • общепризнанные нормы и принципы международного права;
  • нормы, предусмотренные внутренним государственным правом.

В Конституции Российской Федерации закреплены гарантии свободы художественного, литературного, технического, научного и иных видов творчества. В соответствии с этим, в стране на законодательном уровне закреплена охрана интеллектуальной собственности государством.

Основы международной охраны авторских прав

Основу международной охраны авторских прав составляют ряд международных документов:

  1. Бернская конвенция по охране художественных и литературных произведений (1886 г.). Административные функции Бернского союза осуществляет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Российское государство присоединилось к Бернской конвенции в конце XX века в 1995 году.
  2. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 1952 г.). Была пересмотрена в Париже в 1971 году.
  3. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (г. Москва, сентябрь 1993 г.).

Соблюдение интересов авторов, правообладателей, запрет на свободное использование объектов авторского права, может оказывать сдерживающее действие на развитие науки, техники, культуры, образования. Во избежание таких последствий многие государства законодательно определили пределы авторского права.

Готовые работы на аналогичную тему

Фундаментом для развития законодательства на международном уровне являются директивы Европейского союза, который имеет опыт совершенствования правового урегулирования в области интеллектуальной собственности. Эти Директивы применяются для унификации авторского права в странах-участницах.

Важным документом является Директива ЕС, принятая в мае 2001 г. о гармонизации авторского и смежных прав в информационном обществе. В нем заложены основы для формирования общей правовой системы. В Директиве ЕС важное место отведено решению вопросов исчерпания прав. Указано, что ни при каких обстоятельствах демонстрация произведений широкой публике, будь то путем кабельного или эфирного вещания, либо средствами цифровых сетей, не может и не должно рассматриваться в качестве основания для их использования в обороте без согласия правообладателя.

Специально оговариваются случаи распространения экземпляров произведений посредством продажи или иного вида передачи. Возможности распространения экземпляров произведений без согласия правообладателя, выплаты вознаграждения применяются только тогда, когда эта продажа или передача права собственности применяется в пределах ЕС (с согласия правообладателя).

В статье ГК РФ «Об авторском праве и смежных правах» заложен аналогичный принцип. Территориальное ограничение, исчерпание прав возникает тогда, когда оригинал или экземпляр произведения входит в гражданский оборот на территории России. Акцент в международных документах и договорах делается на исчерпание права на распространение, об исчерпании права на воспроизведение речь не идет. Правообладатель может свою собственность как продать, так и подарить, передать иным способом третьему лицу, при этом его согласия на объект авторского права, воплощенный в материальном носителе, не требуется.

Принципы международно-правовой охраны авторского права

Принципы международно-правовой охраны авторского права:

  • принцип гражданства автора — охрана предоставляется произведениям, авторы которых либо являются гражданами стран, участвующих в соответствующих конвенциях, либо проживающих постоянно на их территориях;
  • территориальный принцип предоставления охраны — действует только в отношении произведений авторов, которые не являются гражданами государств-участников конвенций; охрана осуществляется в рамках статей Бернской конвенции;
  • принцип национального режима охраны — произведения автора любой страны-участницы Конвенции, или впервые выпущенные на территории этой страны, пользуются на территории другой страны-участницы той охраной, которой пользуются произведения своих авторов, впервые вышедшие в свет на их собственной территории;
  • принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей — право автора на произведение искусства, науки, литературы появляется в силу факта его создания; для осуществления авторского права нет необходимости его регистрации или соблюдения каких-либо формальностей;
  • принцип срочного характера охраны — действует в случае возникновения необходимости сочетания публичных и частных интересов при использовании продуктов интеллектуальной собственности, а также в ситуации их исключительной важности в культурной и экономической жизни государства;
  • принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников —при возникновении различных толкований правил охраны авторских прав осуществляется выбор наиболее благоприятного для автора и его правопреемников варианта.

Согласно Всемирной конвенции, действует следующее правило: если по внутреннему законодательству страны-участницы соблюдение формальностей является обязательным, то они считаются соблюденными в отношении произведений граждан других стран-участниц конвенции, либо впервые вышедших в свет произведений вне территории данной страны с оговоркой, что все его экземпляры, начиная с первого выпуска, будут носить знак охраны права автора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: