Как получить авторские права на песню или музыку

Как оформить авторские права на музыку

Статьей 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из объектов авторского права признаны «музыкальные произведения с текстом или без текста» – причем любые, вне зависимости от жанра, качества, например, записи или исполнения, и ценности. Авторские права на музыку могут принадлежать самому автору (авторам) или правообладателю (например, студии звукозаписи или наследникам автора) и строго защищаются законом, регулирующим не только коммерческое ее использование, но и использование в личных целях.

Как возникают авторские права на песню

Авторское право на любой результат творчества возникает у его автора в момент создания произведения. Поэтому, если и текст, и музыка для песни написаны одним и тем же человеком, все очень просто – ему и принадлежит авторское право на песню в целом. Все несколько сложнее в том случае, если слова писал один человек, а музыку сочинил другой. Каждый из них является автором и обладателем прав в полном объеме на свое произведение:

  • поэт – на стихи;
  • композитор – на музыку.

А дальше возможны варианты:

  • если поэт и композитор договариваются о создании песни между собой напрямую, им стоит заключить договор, в котором будет сказано, кому и какие права принадлежат. Например, поэт может отказаться от исключительных прав на свои стихи, передав их композитору. Тогда он по-прежнему будет считаться автором текста, но не сможет им распоряжаться. Или каждый может остаться «при своем» и получать равные доходы, полученные от исполнения произведения и продаж его студийных записей;
  • если в создании песни участвует продюсер, или студия звукозаписи, или просто некое третье лицо-заказчик, то, как правило, все исключительные права на эту песню принадлежат заказчику (если в договоре не сказано иное!).

В любом случае оформление авторских прав на песню обязательно требует заключения лицензионного или иного договора.

Порядок регистрации авторских прав

В соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрация авторских прав возможна (по желанию автора) только для двух объектов авторского права – программ ЭВМ и баз данных. Поэтому вопрос «как зарегистрировать авторские права на песню» в такой постановке просто не имеет смысла, потому что ответ один – «никак». По закону автор песни получает на нее права в момент возникновения этой песни.

Но уже много лет существует механизм, который позволяет авторам подтверждать свои права, упрощенно говоря, получать бесспорное доказательство того, что такого-то числа они уже являлись обладателем такого-то произведения. Так как оформить авторские права на песню просто невозможно, песню депонируют в специальном репозитории – хранилище объектов интеллектуальной собственности, а автор получает свидетельство, официальный документ, подтверждающий его авторство на конкретную дату. Естественно, чем раньше это делается, тем лучше – в идеале процедура проводится до обнародования (публичного исполнения или выпуска диска) произведения.

Если же вам необходимо знать, как сделать авторские права на песню с чужими словами (или чужой музыкой), то для составления соответствующего договора лучше обратиться к юристу, который грамотно сформулирует все права и обязанности сторон, а также поможет стать единственным обладателем всех прав или договориться о долях дохода, которые каждый из авторов будет получать в будущем.

Как проверить музыку на авторские права

Нет такого объекта интеллектуальной собственности, который не имел бы автора. Даже если это произведения народного творчества – автор может быть нам неизвестен, но так или иначе он есть.

Узнать, кому принадлежат авторские права на песни или инструментальные композиции, довольно легко. Единого механизма нет, но есть ряд инструментов:

  • собственная аудиотека есть у YouTube. Заходим в Творческую студию, выбираем раздел меню Другие функции и переходим в Фонотеку, где можно проверить нужную композицию или выбрать разрешенную для свободного использования хостингом музыку;
  • поиск по реестру российских правообладателей есть у Российского авторского общества. Нужное произведение можно проверить по названию и/или автору;
  • поиск по реестру зарубежных правообладателей – например, с помощью сервиса Easy Song Licensing.

Музыка защищена авторскими правами

Итак, по умолчанию любую музыкальную композицию нельзя без разрешения автора:

  • воспроизводить или публично исполнять;
  • копировать;
  • тиражировать;
  • использовать для создания других произведений;
  • изменять.

Кроме того, авторское право на музыкальные произведения защищает и авторство как таковое – даже если произведение перешло в общественное достояние, никто не может пользоваться им под собственным именем.

Есть и исключения: статья 1273 ГК РФ разрешает свободное воспроизведение музыкального произведения в личных целях – проще говоря, его прослушивание, но оговаривает, что авторы и исполнители имеют право на вознаграждение. Вот почему мы с вами обязаны оплачивать пользование стриминговыми сервисами, такими как VK Music, iTunes, Яндекс.Музыка и др. Такая защита авторских прав на музыкальные произведения предоставляет всем желающим возможность наслаждаться любимой музыкой, а ее авторам – получать за свое творчество справедливую плату.

Читайте также:
Неохраняемые элементы товарного знака

Как пользоваться контентом и не нарушать авторские права

Фотографии из Гугла для группы в соцсети, музыка в кофейне и программа без лицензии могут обернуться потерей денег для предпринимателя. В статье рассказываем, как законно брать контент и не нажить проблем.

В чём проблема с контентом

Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ :

— песня и её исполнение;

— программа, база данных;

— товарный знак: название, логотип, слоган;

— персонаж книги, мультфильма, кино;

— изобретения и секреты производства.

У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.

Как и обычные вещи, интеллектуальную собственность нельзя брать без согласия правообладателя. Нельзя производить ткань с рисунком из книги, постить фото из блога конкурента, заливать на сайт чужие тексты. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ .

Важно знать, что если контент открыто выложен в интернете, это ещё не значит, что его можно копировать. Есть миф, что авторские права защищают только специальные символы, подпись автора и угрожающие надписи наподобие «информация на сайте не подлежит распространению». Это не так. Отсутствие запрета не считается разрешением — ст. 1229 ГК РФ . А правообладатель легко докажет авторство, например, свидетельством о депонировании произведения, и взыщет с вас деньги.

Если правообладатель контента не обнаружил кражу и не подал в суд на компенсацию — это всего лишь вопрос времени и везения.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что будет за нарушение авторских прав

Если совсем коротко, то предпринимателю запретят пользоваться контентом и заставят заплатить компенсацию. Например, попросят убрать из магазина товар с чужим логотипом и заплатить правообладателю 200 000 рублей. При этом не возместят деньги за закупку и упущенную прибыль. А за кражу товарного знака дополнительно оштрафуют в пользу государства.

Гражданская ответственность: заплатить правообладателю

По иску правообладателя суд заставит предпринимателя сделать следующее по ст. 1252 Г К РФ :

— Прекратить использование. Удалить чужие фото товара с сайта, перестать пользоваться программой без лицензии.

— Проставить автора и ссылку на источник. Если перепечатали или процитировали, но выглядит как будто это своё.

— Уничтожить контрафактный товар за свои деньги. Например, игрушки в виде персонажей мультфильма, которые продаются без договора с владельцем товарного знака.

— Заплатить убытки или компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Как вариант — в двукратном размере стоимости лицензионной программы — ст. 1301 , ст. 1311 , ст. 1515 ГК РФ .

— Опубликовать решение суда о нарушении авторского права.

До рассмотрения спора суд может заблокировать спорные материалы на сайте по ст. 1302 ГК РФ . Например, обучающий канал, где выложены чужие видеоуроки. Работать через такой ресурс во время блокировки не получится несколько месяцев.

Административная ответственность: штраф государству

За чужой товарный знак нарушителей штрафуют по ст. 14.10 КоАП РФ . Штраф за копирование для граждан — от 5 000 до 10 000 рублей, для организаций — от 50 000 до 200 000 рублей. Штраф за продажу товаров с чужим товарным знаком для граждан — в размере двукратной стоимости товара, для организаций — в размере пятикратной стоимости. И это не считая компенсации для владельца товарного знака.

Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат

Если владелец логотипа потерял из-за вас больше 250 000 рублей, это уже уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ . Наказание — от штрафа в 100 000 рублей до лишения свободы на два года.

За присвоение авторства и торговлю контрафактом тоже дают судимость, когда правообладатель упустил прибыль больше 100 000 рублей. Наказание примерно как за предыдущее преступление — от штрафа до тюрьмы по ст. 146 УК РФ .

Как не нарушить авторские права

Чтобы не попасть на компенсацию и не потратиться на муторные суды, нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя. Для коммерческого использования рекомендации примерно такие.

Заключать с правообладателями договоры

Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав.

Читайте также:
Объекты интеллектуальной собственности - защита прав ИС в РФ

Когда объект забирают навсегда, оформляют договор на отчуждение исключительного права — ст. 1234 ГК РФ . Такой договор можно заключить с фотографом или иллюстратором, если покупаете готовый контент для сайтов или буклетов. Тогда фото и рисунки станут уже вашей собственностью. Если захотите, сами сможете продать их на другой сайт. Единственное — всегда надо указывать автора.

Во временное пользование объект берут по лицензионному договору — ст. 1235 ГК РФ . Это чем-то похоже на аренду. Лицензии оформляют на программы, музыку, видео. Обычно лицензионные соглашения публикуют на сайте, откуда скачивают контент. Например, вот так выглядит договор на использование сервиса Эльба.

Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.

Контент на заказ делают по договору авторского заказа или договору подряда — ст. 1288 , 1296 ГК РФ . Авторский заказ оформляют с физлицом, подряд — с фирмой. При оформлении договора на контент проследите, чтобы исключительное право на объект переходило к заказчику, а не передавалось по лицензии. Иначе рискуете через пару лет увидеть свой фирменный стиль у другого сайта. Потому что срок лицензии истёк.

Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.

У каждой песни есть исполнитель, автор текста и композитор. Сама песня — интеллектуальная собственность, и включать её в коммерческом заведении для посетителей можно только с разрешения правообладателя. Чаще всего авторы песен передают права специальной организации — Российскому авторскому обществу (РАО) . Такая организация становится правообладателем и от имени музыкантов проверяет заведения, где играет музыка. А после проверки предлагает заключить лицензионное соглашение и платить ежемесячные авторские вознаграждения, а за уже проигранное — заплатить компенсацию.

Один предприниматель заплатил РАО по решению суда 160 000 рублей за музыку в кафе без лицензии — дело № А32-27234/2018 . Так что это не просто юридический миф.

Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.

Соблюдать правила цитирования

Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование.

Чтобы взять отрывок, не надо получать разрешение правообладателя и платить деньги. Это считается свободным использованием произведения по ст. 1274 ГК РФ . Цитировать можно не только текст, но и любой объект интеллектуальной собственности. То есть фото и видео тоже. Так пояснил Пленум ВС в п. 98 Постановления № 10 от 23.04.2019 г .

Для законного цитирования надо соблюдать четыре правила. Они изложены в п. 1 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ и конкретизированы в Определении ВС № 305-ЭС16-18302 .

  1. Цель цитирования — информационная, научная, образовательная или культурная.
  2. Обязательно указать автора.
  3. Брать можно опубликованный (обнародованный) объект, на источник заимствования надо поставить ссылку.
  4. Отрывок берут в объёме, оправданном целью цитирования.

Пример цитирования, за которое не наказали.

Федеральный телеканал снял документальный фильм о влиянии на здоровье пальмового масла. В фильм взяли фрагмент другого фильма о процессе создания заменителей молочного жира. Автор не давал согласие на использование своего произведения. Поэтому пошёл в суд за компенсацией и вырезкой фрагментов. Суд он проиграл, потому что телеканал не нарушил требования к цитированию.

В фильме говорят о проблемах продуктов питания в жанре журналистского расследования, значит цель цитирования — информационная. Фильм истца опубликован на Ютубе, то есть обнародован. Автор указан. У фильмов одна тематика — про заменители молочного жира. Спорный фильм длится 15 минут, кадры из чужого взяты на 14 и 49 секунд. Объём оправдан и ничего не нарушено — дело № А40-32542/2018 .

При цитировании важно не удалять знак копирайта © и подпись автора. Даже если перепечатали правильно, за удаление водяных знаков нарушитель платит компенсацию по ст. 1300 ГК РФ .

Брать контент с открытой лицензией

Открытая лицензия (Creative Commons) — когда правообладатель разрешил скачивать произведение из открытого доступа бесплатно на определенных условиях — ст. 1286.1 ГК РФ . Лицензии Creative Commons — легальный способ использования чужого контента. Для коммерческого использования рядом с произведениям должна стоять отметка CC Attribution или Free for commercial use.

Например, фото ищут в расширенном поиске Гугла или на сайтах типа Flickr и Unsplash . Для музыки есть бесплатные ресурсы наподобие Free Music Archive .

Брать произведения из общественного достояния

Когда закон перестаёт защищать авторские права, интеллектуальная собственность переходит в общественное достояние. Ищите такие произведения с пометкой Public domain. Это значит произведение можно использовать бесплатно и без чьего-либо разрешения, но с указанием автора — ст. 1282 ГК РФ .

Читайте также:
Оценка интеллектуальной собственности

По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят.

Быть осторожным с узнаваемыми брендами

Известные изображения, слоганы и персонажи с большой вероятностью зарегистрированы как товарные знаки. За бездоговорное использование нарушитель платит компенсацию, даже если сам не виноват. Это касается и российских, и иностранных брендов.

Например, владелец британского товарного знака «Свинка Пеппа» отсудил у предпринимателя 140 000 рублей за бездоговорное использование этого персонажа. Хотя предприниматель просто продавала в отделе торгового центра игрушки в виде героев мультфильма, которые где-то закупила — дело № А09-5684/2018 .

Поэтому проверяйте, нет ли в товаре и рекламе узнаваемых изображений.

А если уже ваши логотип и название стали популярны, зарегистрируйте свой товарный знак, пока его не украли конкуренты. Иначе даже тут станете нарушителем.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Я на тебя в суд подам. Как защитить авторские права и самому не стать нарушителем

Вместе с юристами объясняем, как заявить о своих правах на интеллектуальную собственность и защититься от плагиата.

Как уберечь интеллектуальную собственность от посягательств со стороны и почему так важно защищать свои авторские права? Skillbox Media совместно с директором правового департамента группы компаний RTM Group Еленой Хомяковой рассмотрел примеры ситуаций и создал проекты основных документов вам в помощь.

  • Как оформить авторские права на музыкальное произведение?
  • Можно ли использовать произведение, автор которого неизвестен?
  • Как защитить мобильное приложение от посягательств со стороны?
  • Можно ли запатентовать идею сайта, чтобы никто не смог ей воспользоваться?
  • Как правильно передать права на творческий продукт?
  • Что делать, если ваши авторские права кто-то нарушил?

Обозреватель Skillbox Media. Пишет про бизнес, интернет-маркетинг и управление.

Как правильно оформить исключительные права на музыкальное произведение?

Как продюсеру правильно зарегистрировать права на музыкальное произведение?

Исключительные права можно передать по договору отчуждения или по договору предоставления права пользования на различных условиях (исключительной или неисключительной лицензии).

Необходимо подготовить проект договора, чтобы нивелировать риски, связанные с возможным нарушением прав. Это поможет также в случае споров с партнёрами и клиентами при реализации проекта.

Можно ли использовать сиротское произведение?

Нашёл в интернете стихи неизвестного происхождения. На каких условиях осуществляется использование такого произведения и какая компенсация полагается его создателю, если он найдётся?

Авторское право на творческий продукт возникает в момент его создания. Законодательство РФ не предусматривает обязательной регистрации произведения.

Произведение считается сиротским, если нельзя идентифицировать хотя бы одного его автора. По закону для использования творческого продукта необходимо разрешение, но в случае со стихами неизвестного происхождения это невозможно. Поэтому в договоре стоит прописать, что лицо, предоставившее вам произведение (это может быть владелец сайта, где размещены стихи), не нарушает прав третьих лиц и несёт полную ответственность в случае нарушений. Необходимо также указать, кому принадлежат права на конечный продукт и в какой мере его может использовать каждая из сторон.

Как защитить права на мобильное приложение?

Я самостоятельно разработал мобильное приложение — без финансирования третьих лиц и иного участия. Как я могу защитить права на само приложение, уникальный алгоритм и музыку, которую написал для него?

Книги, музыка, песни, фильмы, фотографии, видеофайлы, оригинальные сценарии и рекламные ролики, программное обеспечение (ПО) — всё это объекты авторского права. Перечень таких объектов приводится в статье 1259 Гражданского кодекса РФ, и он не является исчерпывающим, поскольку данная норма позволяет относить к охраняемым объектам любой результат творческого труда человека.

Чтобы вести речь о защите интеллектуальной собственности, нужно подтвердить авторство, заручившись доказательствами. В России авторские права на исходный код программ охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.

Можно зарегистрировать права через Роспатент. Для этого необходимо подать заявление с указанием правообладателя и его места жительства, а также приложить депонируемые материалы, идентифицирующие ПО, и квитанцию об уплате госпошлины. Владелец усиленной квалифицированной электронной подписи может воспользоваться электронным сервисом для подачи заявки на регистрацию ПО и базы данных.

Если документы соответствуют требованиям законодательства РФ, Роспатент внесёт объект авторского права в реестр, а заявитель получит свидетельство о государственной регистрации. Срок регистрации ПО и выдачи свидетельства составляет 62 рабочих дня.

Читайте также:
Международная охрана авторских прав - теория и практика

Если вы не хотите, чтобы ваше приложение присвоили другие, обязательно зарегистрируйте его. Альтернативные способы не защитят от плагиата.

Можно ли запатентовать свою идею сайта, чтобы никто не мог ей воспользоваться?

Я придумал концепцию сайта. В интернете ничего подобного пока нет, а потому есть опасность, что мою задумку кто-нибудь перехватит. Могу ли я запатентовать свою идею, чтобы никто, кроме меня, не смог ей воспользоваться?

Сайт, который вы планируете создать, — объект авторского права. Но оформить на него патент невозможно, поскольку виртуальный проект представляет собой совокупность разных объектов интеллектуальной собственности. Можно зарегистрировать права на конкретные элементы сайта: домен, код, контент (текст, фото- и видеоматериалы, таблицы, графики и так далее), логотип, дизайн, программное обеспечение, базу данных. Оригинальный внешний вид сайта также можно защитить.

Базы данных являются частью ПО, поэтому они подпадают под действие закона об авторском праве. Таким образом, права на них можно зарегистрировать через Роспатент.

Регистрация прав на отдельные элементы, которые относятся к сайту, увеличивает его ценность в случае продажи. Также она может укрепить позиции владельца на рынке, поскольку станет положительным знаком для инвесторов и потенциальных деловых партнёров.

В Роспатент нужно подать заявление с указанием правообладателя, приложить депонируемые материалы и квитанцию об уплате госпошлины. Если документы соответствуют требованиям российского законодательства, то ведомство вносит объект авторского права в реестр, а заявителю выдаётся свидетельство о государственной регистрации.

Не позже чем через 62 рабочих дня вы получите свидетельство (патент). Этот документ послужит веским доказательством в суде в случае плагиата.

Какой договор нужен, чтобы в дальнейшем иллюстратор не претендовал на авторские права?

Я решила разработать игрушку и обратилась к иллюстратору, чтобы тот создал образ. Результат меня не устроил, но я хочу получить этот эскиз и отдать его на доработку другим специалистам. Какой договор нужен, чтобы в дальнейшем иллюстратор не претендовал на авторские права?

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности возникает в момент создания продукта. Автор может передать его либо по договору отчуждения, либо по договору предоставления права пользования (по исключительной или неисключительной лицензии). Такие права также называют «имущественными». Они отчуждаемые, а значит, их можно передавать.

А вот личные неимущественные права автора (право на имя, право на обнародование и другие), которые тесно связаны с личностью создателя, считаются неотчуждаемыми и не могут быть переданы.

Иллюстратор может заранее отказаться от исключительных прав на произведение в пользу другой стороны. Но в этом случае нужно оформить трудовой договор и подробно описать объект авторского права. В документах необходимо также указать размер и порядок выплаты вознаграждения, сроки выполнения работы, пункты о конфиденциальности и ответственности за использование эскизов продукта. К договору нужно приложить эскизы игрушки, полученные от авторов-исполнителей.

Важно отметить, что расписка и подобные ей документы служат дополнительным доказательством авторства художников, но не факта передачи прав именно вам.

Мои авторские права нарушили, что делать?

Я веду блог о путешествиях, куда выкладываю фотографии. Недавно увидел один из своих снимков на сайте туроператора. При этом авторство и источник указаны не были. Как мне защитить свои авторские права?

Для начала необходимо потребовать прекратить нарушать авторские права, направив нарушителю соответствующую претензию. Если адресат отказался исполнить требования или не ответил в установленный вами срок, следует подготовить исковое заявление о защите интеллектуальных прав и взыскании компенсации .

Правообладатель может требовать от нарушителя возмещения убытков либо выплаты компенсации. Способы определения её размера закреплены в статье 1301 Гражданского кодекса РФ: в двукратном размере от стоимости контрафактных экземпляров произведения; в двукратном размере от стоимости использования; в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей по усмотрению суда исходя из характера нарушения.

После вынесения судом Определения о предварительном обеспечении защиты авторских (смежных) прав, нужно обратиться в Роскомнадзор с требованием ограничить доступ к спорному контенту. Ведомство в течение одного рабочего дня уведомит владельца сайта о необходимости удалить материалы, нарушающие авторские права. Если адресат письма не отреагирует, Роскомнадзор принудительно закроет доступ к контенту.

В течение 15 календарных дней после получения Определения суда необходимо подать иск о нарушении исключительных прав в городской суд. Если заявитель не обратится с таким требованием, спорный контент может быть разблокирован.

Важно, что в спорах о защите интеллектуальных прав истец должен доказать факт авторства и факт использования его произведений ответчиком. Авторство можно подтвердить охранным документом (если права на произведение прошли государственную регистрацию в Роспатенте); свидетельством о депонировании произведения организацией, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами; черновиками; перепиской и другими средствами.

Читайте также:
Как оформить авторское право - регистрация на интеллектуальную собственность

Факт использования произведения ответчиком, как правило, подтверждается протоколом осмотра письменного доказательства, произведённого нотариусом.

обложка: Анастасия Телесницкая для Skillbox Media

О регистрации авторских прав

За свою многолетнюю практику в области авторского права я сделал такое наблюдение: вопрос о регистрации авторских прав – самый популярный.

Как зарегистрировать авторские права? Что нужно, чтобы сделать авторские права? Где получить авторские права? На подобные запросы от клиентов я отвечаю ежедневно, и это без преувеличения.

Странно, однако, что подобные вопросы вообще возникают, потому что такой процедуры как регистрация авторских прав попросту не существует. И эта норма вытекает из Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886г. Да, это не опечатка: с XIX века нет никакой регистрации авторских прав. Бернская конвенция действует до сих пор и к ней присоединились 167 государств планеты Земля. Авторские права возникают у автора в момент создания и сразу подлежат охране без необходимости соблюдать какие-либо формальности. В законодательстве РФ это правило закреплено в п.4. ст.1259 Гражданского кодекса (ГК РФ).

Но как тогда доказать свое авторство и обладание исключительным правом?

Для этого авторам и правообладателя доступны любые законные способы. Одним из самых эффективных на данный момент является депонирование.

Депонирование часто называют регистрацией авторских прав, хотя, как мы уже выяснили выше, это не совсем корректно.

Депонирование представляет собой передачу экземпляра произведения на хранение с выдачей документа (обычно сертификата или свидетельства), подтверждающего, что произведение в определенную дату было принято от определенного человека, который заявил свое авторство и/или правообладание.

​В случае возникновения спора об авторских правах, выданный при депонировании документ поможет установить временной приоритет и послужит весомым доказательством авторства и/или обладания исключительным правом на произведение, а экземпляр произведения, переданный на хранение, может быть по требованию суда или правоохранительных органов предоставлен в качестве вещественного доказательства.

Где делают депонирование?

Раньше объекты авторских прав можно было депонировать в Российском авторском обществе (РАО).Однако с середины 2018 года РАО передало полномочия по предоставлению услуги депонирования произведений своим официальным партнерам.

Наша юридическая фирма сотрудничает с одним из таких партнеров и оказывает услуги по депонированию произведений в Национальном реестре интеллектуальной собственности (НРИС).

Национальный реестр интеллектуальной собственности – это организация, созданная и зарегистрированная в Москве. Она осуществляет депонирование результатов интеллектуальной дечятельности в электронном виде с использованием технологии Blockchain. Среди учредителей НРИС числятся:

  • ​Международный фонд поддержки правовых инициатив,
  • ​Национальная академия кинематографических искусств и наук России,
  • ​Государственная академия интеллектуальной собственности,
  • ​и другие уважаемые организации.

Задепонировать Ваше произведение в Реестре достаточно просто. Для этого Вы можете обратиться, например, напрямую ко мне.

Что по деньгам?

Разные юридические фирмы предлагают разные тарифы за услуги депонирования. Но существует тариф Реестра, ниже которого депонирование стоить не может.

В нашей фирме мы предлагаем 2 варианта услуги депонирования:

  1. Депонирование под ключ – в этом случае мы берем на себя всё общение с Реестром, всё делаем за Вас и высылаем Вам электронное свидетельство. На момент написания этой статьи такая услуга стоит от 2 990 руб. за депонирование файла с произведением объемом до 20 Мб сроком на 2 года, включая тариф Рееста. Такой вариант мы рекомендуем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  2. Самостоятельное депонирование с нашей поддержкой – в этом случае клиент регистрирует свое произведение в Реестре сам (при этом процесс достаточно удобен; всё удаленно и не выходя из дома), но с использованием специального клиентского кода, который мы ему бесплатно предоставляем. Этот код позволяет клиенту получить от нас, в случае необходимости, бесплатную поддержку по вопросам, связанным с процессом депонирования. Этот вариант дешевле, т.к. клиент оплачивает только тариф реестра и не платит за наши услуги. На момент написания этой статьи тариф Реестра составляет от 990 руб. за депонирование файла с произведением объемом до 20 Мб сроком на 2 года.

Как видите, всё достаточно просто и не дорого. А польза от такой процедуры весьма значительная.

Кому может быть полезно депонирование?

Ответ очень прост: всем, кто занимается каким-либо творчеством.

Вот всего несколько примеров:

  • Музыканты и музыкальные коллективы – как только Вы создали текст, музыку или как только записали новую песню, не забудьте задепонировать свое произведение. Полученное свидетельство поможет доказать авторство и принадлежность исключительного права.
  • Писатели и сценаристы – не спешите направлять Ваше творение издателю, режиссеру или продюсеру. Чтобы никто не присвоил Ваше произведение, сначала задепонируйте его и получите надежное доказательство на случай нарушения или спора.
  • Блогеры и видеоблогеры – чтобы успешно монетизировать контент, надо быть готовым доказать его уникальность и свое авторство. Полученное после депонирования свидетельство вполне подойдет для предоставления в службы поддержки блог платформ и видео сервисов. Вам будет проще забанить нарушителя. Можно депонировать каждое видео или каждую статью или только самые популярные или даже придуманного Вами персонажа.
  • Художники и иллюстраторы – случаи незаконной переработки или даже присвоения авторства произведений изобразительного искусства не редкость в судебной практике. Намного проще доказать создание Вами конкретного произведения, имея на руках официальное свидетельство.
  • Фотографы – надеюсь, Вы знаете, что размещение Вами сделанных Вами же фотографий в сети в открытом доступе не дает никому права их использовать без Вашего разрешения. А вот нарушители об том часто забывают. Задепонировав фотографии, Вы существенно облегчите процесс пресечения нарушений Ваших авторских прав. Рассматривая дела о нарушении авторских прав на фотографии, суды большое внимание уделяют подтверждению авторства. Представив свидетельство о депонировании, Вы очень поможете суду, что может сыграть в Вашу пользу при вынесении решения.
Читайте также:
Основания для отказа в регистрации товарного знака

Надеюсь, что этот материал внес ясность в вопросы по регистрации авторских прав и депонированию.

Зачем нужны авторские права на песню и музыку и как их получить?

Музыкальное произведение — наиболее распространенный объект авторского права. Создатель композиции обладает правом на продукт с момента появления произведения и может распоряжаться им по своему желанию: продать, подарить, сделать копию и пр. Однако, закон не всегда встает на сторону сочинителя. Чтобы защитить права на музыку, песню, автор может узаконить свою интеллектуальную собственность.

Что это такое?

Лицо, которое создало музыкальное произведение, признается его автором. Человек может распоряжаться результатом собственного творческого труда по своему усмотрению. Эти полномочия распространяются на изданные композиции и на неизвестные публике материалы.

  • На авторство и имя (создатель произведения имеет выбор, предстать перед публикой под собственным именем, использовать псевдоним или остаться анонимом).
  • На неприкосновенность композиции (никто не может изменить или воспользоваться результатом творческой деятельности, кроме самого автора, его представителя или наследника). Данным правом обладает оригинальный продукт.
  • На обнародование произведения (каждый человек в праве придать свое творение гласности) (ст. 1255 ГК РФ).

Кто может получить и для чего это нужно автору песни?

Чтобы иметь возможность законно использовать музыкальную композиции (распространять ее, размещать в интернете, делать аранжировку, включать в создание фильмов и прочее), потребуется получить разрешение от правообладателя этого продукта.

Авторские права на произведение имеют лица:

  • композитор (музыка);
  • поэт, стихотворец (текст песни);
  • аранжировщик (человек, который переработал оригинал композиции).

Где можно оформить авторские права на песню?

Однако, достаточно часто происходят случаи плагиата, т. е. незаконное использование или присвоение результатов чужого труда. Поэтому, заинтересованные лица, стремясь обезопасить свое музыкальное творение, обращаются в специальные органы для подтверждения правообладания:

  1. Главной инстанцией, проводящей регистрацию авторских прав, считается Российское Авторское Общество (РАО). Документ, полученный в РАО наделен юридической силой и гарантирует неприкосновенность композиции.Для трансляции музыки или песни по радио, телевидению, для выступления исполнителя в концертных залах, необходимо предоставить свидетельство, выданное обществом, для подтверждения законности авторства.
  2. Обратиться за помощью в регистрации прав можно в патентное бюро, которое собирает и направляет нужные документы в РАО.

Как зарегистрировать?

Существует несколько вариантов, как сделать регистрацию авторства песни, музыки:

  1. Почтовое отправление:
    • на бумаге распечатать ноты мелодии и ее текст или записать аудиофайл на электронном носителе;
    • отправить по почте материал в запечатанном виде на свое имя;
    • получить конверт, но не распечатывать его и хранить у себя или у доверенного лица (нотариуса).
  2. Электронное депонирование. Отправить запись на сервер с указанием даты загрузки и цифровой подписью. Этот способ используется часто, но является самым ненадежным, так как высока вероятность взлома сайта и подделка документа.
  3. Обращение в нотариальную контору. На бумажном носителе предоставить юристу распечатанные ноты и текст композиции, а также паспорт сочинителя. Специалист заверяет документ и передает один экземпляр на хранение автору, другой — остается у нотариуса.
  4. Получение свидетельства в РАО. Классический и безопасный способ регистрации произведения. Для оформления понадобятся:
    • Заявление, в котором будут указаны личные данные по паспорту всех авторов композиции.
    • Аудиозапись на электронном носителе и трек-листы.
    • Название музыкальной композиции, ее жанр и формат, информация об исполнителях, сочинителях и данные об оригинальности.
    • Если произведение создано в результате переработки уже имеющегося материала, должно быть предоставлено разрешение от правообладателя на изменение музыки или песни. Обязательно указывается размер авторского вознаграждения, полученного им за разрешение использования композиции.
    • Саундтрек к фильму регистрируется при наличии договора с киностудией и музыкальной справки.

РАО не проверяет, является ли заявитель сочинителем музыки или песни, но заверяет тот факт, что человек первым обратился в организацию.

Все указанные способы не устанавливают авторские права на произведение в прямом смысле. В российском законодательстве нет официальной процедуры регистрации результата интеллектуальной деятельности (кроме программ ЭВМ).

О том, как получить авторские права:

читайте в статьях по ссылкам.

Но данные способы послужат доказательством, что произведение в дату обращения уже было создано и в суде будет свидетельствовать в пользу правообладателя. Главное в процедуре регистрации авторства, провести ее до момента обнародования композиции.

В видео о том, как зарегистрировать авторские права на музыку:

Как поставить?

Чтобы подчеркнуть, что права на музыкальную запись находятся в собственности, существуют определенные средства защиты:

  1. Технические способы. Под ними понимаются различные технологии, технические устройства, их составляющие, которые контролируют доступ к песне или музыке, ограничивают или снижают воздействие на композицию без разрешения автора (ст. 1299 ГК РФ).
  2. Знак охраны авторского права. На бумажной распечатке нот или текста песни, а также на упаковке электронного носителя, на произведение творческого труда сочинителя может быть нанесен знак:
    • латинская буква «C» в окружности;
    • имя или название организации правообладателя;
    • год первого издания материала.

Авторское право принадлежит создателю мелодии или песни изначально. Но, на практике часто происходят случаи плагиата музыкального произведения или его части. Чтобы обезопасить себя и свое творчество, сочинитель может запатентовать композицию, обратившись в РАО, нотариусу или в посредническое бюро. Для защиты самого произведения, существуют специальные технологии, которые ограничивают доступ к музыкальной записи, а также знак охраны авторства.

10 заблуждений об авторском праве на YouTube

Руководитель отдела политик медиасети Yoola

Быстрая популярность и хороший доход — вот к чему стремятся некоторые YouTube-блогеры. Игнорируя правила и законы размещения своих роликов, можно не только лишиться монетизации, но и попасть в бан. Для авторов каналов такие решения со стороны YouTube кажутся полнейшей неожиданностью. А происходит это потому, что изначально представления блогеров об авторском праве были неверными и основывались на мифах.

В этой статье Рудольф Медведев, руководитель отдела политик медиасети Yoola, развеет 10 главных заблуждений об авторском праве на одном из крупнейших видеохостингов.

Миф 1. Если я укажу в видео имя правообладателя, можно использовать чужой материал

Использовать чужой контент при упоминании имени правообладателя – незаконно. Даже если вы добавите свой контент в уже существующие чужие материалы, вряд ли это признают добросовестным использованием. Поэтому обязательно перед загрузкой роликов на свой YouTube-канал проверяйте их на нарушение авторских прав. Также внимательно изучите главные критерии добросовестного использования:

  • Как и для чего используется контент – в целях просвещения или для получения прибыли.
  • В чем заключается суть работы, защищенной авторским правом.
  • Размер и значимость использованной части в рамках всего материала, защищенного авторским правом.
  • Результат и эффект использования защищенного контента на потенциальный рынок или доход правообладателя.

Пример правомерного использования — недавно нашумевший случай с BadComedian, российским видеоблогером и обозревателем кинофильмов, который создает критические обзоры, в основном, на российские фильмы, реже — на зарубежные.

Автор использовал несколько фрагментов из фильма для критического анализа. Правообладатели решили заблокировать неприятную им критику и обратились в суд. Но автор не побоялся суда, обратился за юридической помощью и воспользовался понятием добросовестного использования. В итоге отстоял свое право даже без судебного разбирательства – иск был отозван.

Миф 2. Если я публикую контент не для получения прибыли, авторское право не нарушается

Хотите вы монетизировать видео или нет, соблюдать пункты законодательства об авторском праве обязательно всегда. Даже если вы заявляете, что создали ролик исключительно в развлекательных целях или для некоммерческого использования, это не оправдание при проверке. Такое использование контента никогда не считают добросовестным.

Первая всероссийская премия в области AgroTech-решений. Участвуй сам или номинируй достойных!

Если суд докажет, что материал был использован недобросовестно, правообладатель сможет привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации.

Миф 3. Если все выкладывают чужой контент, мне тоже можно

Да, на YouTube можно увидеть много похожих друг на друга материалов, принадлежащих разным пользователям. Но это не основание считать, что выкладывать такие ролики правильно и законно. Это верно в том случае, когда правообладатели сами дают разрешение на размещение своего контента.

Еще один интересный момент – права на видео могут принадлежать разным лицам. Один правообладатель не против переработки своего материала, а другой – наоборот. Лучше не пренебрегайте проверкой информации, которую вы хотите выпустить под своим именем.

Некоторые зарубежные блогеры разрешают переводить свой контент на другие языки. К примеру, студия Frontways получила разрешение на перевод канала Charlie Houpert, который помогает развивать харизму, уверенность в себе и другие внутренние установки, и создала отдельный канал «Искусство Харизмы» (официальный перевод популярного американского YouTube). Но это не означает, что любой может делать перевод контента и просто указывать ссылку на оригинал или на автора.

Некоторые партнеры нашей медиасети переводили ролики зарубежных авторов и выкладывали к себе на канал, однако у большинства из них есть прямое разрешение на перевод от правообладателей контента.

Миф 4. Не будет проблем с тем материалом, который я записал в кино или на концерте

Если вы хотите выложить на YouTube материал, записанный на камеру или диктофон, заручитесь согласием автора. Это правило работает и в случае с музыкой, которую вы ставите на фон вашего ролика. Всегда помните: если вы хотите добавить чужое произведение в свое видео, сначала нужно разрешение правообладателя.

Так, один наш партнер снял ролик, в котором маленькая девочка смотрела в телефоне другой ролик с рыбками, и это отображалось несколько секунд. Обладатель того видео заявил права на этот фрагмент, но медиасеть посоветовала автору эту ситуацию оспорить по добросовестному использованию. В результате заявка была отозвана, а партнер не потерял доход с 1,5 млн просмотров.

Миф 5. Если я использую несколько секунд чужого материала, то не нарушу авторское право

Закон об авторском праве действует и на полный материал, и на его отрывки. Две секунды трека, полминуты фильма или одно предложение авторского текста – на все нужно разрешение правообладателя, иначе это будет считаться незаконным использованием авторского материала.

Заявка через автоматическую систему поиска контента (Content ID) или жалобу правообладателя поступает вне зависимости от хронометража совпадения. Вы можете подать апелляцию и попробовать оспорить этот момент – возможно, даже удастся. Но вероятность этого очень мала. Помните, что апелляция может довести до судебного процесса. Поэтому выучите критерии и принципы добросовестного использования и не рискуйте их нарушать.

Миф 6. Разрешено использовать чужие произведения в ознакомительных целях

В законе не существует понятия «ознакомительная цель». Получили вы деньги за материал или нет — все равно правообладатель в силах потребовать с вас выплату компенсации за нарушение авторских прав.

Вернемся к ранее обсуждаемому формату «Реакции». Бывает, что авторы бeз разрешения правообладателя записывают, например, как они смотрят чужой ролик, и потом выдают его за свой контент. В описании к ролику они ссылаются на статью 1274 ГК РФ с припиской, что видео использовано в ознакомительных целях. В действительности же это банальное нарушение авторских прав.

Миф 7. Можно написать кавер на музыкальное произведение и получать с него доход

Действительно, aвтором кавера или ремикса считается его создатель — тот, кто его записал. Несмотря на это использовать получившийся материал даже на собственном сайте для бесплатного скачивания нельзя. На это обязательно нужно разрешение обладателя оригинала.

Также правообладатель вправе заблокировать любой кавер, ремикс или караоке-версию. Поэтому при создании таких произведений важно иметь разрешение автора оригинала. Правообладатель может разрешить публикацию и забрать монетизацию с видеоролика себе либо разрешить полное коммерческое использование.

Например, кавер на песню KAZKA «Плакала» в оригинальном исполнении Клавы Коки монетизируется самой исполнительницей, и она получается с него доход.

Дуэт Double Blast опубликовали оригинальное инструментальное исполнение этого же хита. Но в данном случае монетизация трека принадлежит не им, а лицензиарам — группе правообладателей, имеющим права на трек в разных регионах.

Миф 8. У меня есть идея для видео — ее можно запатентовать

Одна и та же идея может прийти нескольким людям сразу. Вопрос заключается в ее воплощении — как тот или иной автор ее обыграет и какой в итоге получится продукт. Саму идею запатентовать нельзя. Иначе не существовало бы такого понятия, как здоровая конкуренция.

Однако существует патентное право. Оно работает, если представить идею в виде технического решения или способа ее воплощения и реализации. Только тогда, когда идея обретет форму и станет изобретением, его можно запатентовать и рассчитывать на охрану.

Одно время был популярен формат Long Story Short или «Короче говоря». В русскоязычном сегменте он стал известен благодаря каналу Room Factory (3,7 млн подписчиков). Но вскоре этот формат подхватили и другие. И это допустимо, ведь идею не запатентуешь. Для примера можно взять Night Show — форматов такого шоу на американском телевидении невероятное количество.

Похожих форматов на видеорынке очень много, вопрос в их воплощении и интерпретации. Поэтому важно самому создавать тренды и первому выпускать уникальные форматы. Некоторые умудряются даже какие-то старые идеи переделывать на совершенно новый лад и удивлять аудиторию интересным контентом.

Миф 9. Авторские права надо регистрировать

Некоторые авторы уверены, что нужно регистрировать авторские права, чтобы точно обезопасить себя от недобросовестного использования материалов. Но это глубокое заблуждение. Действующим законодательством регистрация авторских прав не предусмотрена – такой процедуры просто не существует.

Когда начинает работать защита авторского права? Ответ прост – с момента его зарождения. Когда автор выпустил свой уникальный продукт, песню или видео, все это уже автоматически имеет авторство. Ничего регистрировать для этого не нужно.

В п.4. ст.1259 ГК РФ говорится о том, что для возникновения авторского права не нужно соблюдать никаких формальностей или регистрировать произведение.

Миф 10. Если удалить ролик, то правообладатель не сможет взыскать компенсацию

Если вы получили страйк за какой-либо ролик, то, вероятнее всего, вы нарушили авторское право. Но помните, что в этом случае удалять материал бесполезно. Самого факта фиксации правонарушения будет вполне достаточно. И если правообладатель заранее зафиксировал нарушение, то автору, который опубликовал такой материал, уже не отвертеться от последствий.

Удалять ролики со страйками не стоит еще по одной причине: страйк может быть неправомерный и его можно попробовать оспорить. Поэтому не спешите удалять ролик, лучше сначала проконсультируйтесь со специалистами.

Выйти из ситуации можно по-другому — с правообладателем можно договориться о небольшой компенсации и покупке разрешения на публикацию его материала после страйка. В этом случае будет достаточно нажатия одной кнопки, чтобы ролик сразу был восстановлен. Если же ролик изначально удалить, то восстановить или вернуть его будет невозможно.

Музыка для клиентов: как использовать и не нарушать авторские права

Бесплатно включать в заведении можно только музыку с открытой лицензией или ставшую общественным достоянием. В остальных случаях нужно будет заключить договор с правообладателем или Российским авторским обществом и перечислять авторское вознаграждение, чтобы потом не пришлось выплачивать значительные денежные компенсации

Довольно трудно найти владельца магазина, ресторана, салона красоты или фитнес-клуба, который ни разу не включал музыку для своих клиентов. Однако далеко не каждый предприниматель задумывается над тем, что ее публичное исполнение допускается только с разрешения правообладателя. Порой это приводит к нарушению авторских и смежных прав и, как следствие, к необходимости выплачивать значительные денежные компенсации.

Почему нельзя включать музыку без согласия автора и выплаты ему вознаграждения?

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора – авторские права, охраняемые законом. Это значит, что только он имеет право извлекать выгоду из результата своей интеллектуальной деятельности, а иные лица по общему правилу не могут использовать произведение без его согласия. Если такое использование все же состоялось, то оно будет считаться незаконным и может повлечь за собой гражданско-правовую (ст. 1252, 1301 ГК РФ), административную (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ) и уголовную (ст. 146 УК РФ) ответственность.

Если вы хотите использовать музыку какого-либо исполнителя или композитора, то с ним необходимо заключить лицензионный договор, который должен предусматривать (ст. 1235 ГК РФ):

  • способы и территорию использования результата интеллектуальной деятельности;
  • размер лицензионного вознаграждения;
  • срок действия договора.

При этом некоторые правообладатели, в том числе широко известные, предоставляют такую возможность бесплатно. Напомню историю, которая случилась 13 лет назад в оренбургском баре Underground. За публичное исполнение одной из песен группы «Сплин» бар получил претензию от Российского авторского общества (РАО) с требованием выплатить денежную компенсацию. После этого руководитель заведения написал обращение в адрес лидера музыкальной группы Александра Васильева, в котором попросил разрешения использовать его песню. Разрешение бар получил. Финансовых выплат в пользу РАО на этот раз удалось избежать.

Что делать, если получить разрешение автора проблематично, а музыку использовать хочется?

В случае если заключить договор с правообладателем не представляется возможным, предпринимателю нужно быть готовым к встрече с представителями организации по коллективному управлению авторскими правами – РАО. Это посредник между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях, который получил государственную аккредитацию (ст. 1244 ГК РФ). На данный момент РАО представляет интересы более 26 тыс. российских и 2 млн иностранных правообладателей.

Если предприниматель заключает лицензионный договор с РАО, то он может включать у себя в заведении практически любые российские и зарубежные композиции. Все, что требуется от него, – одновременно с перечислением авторского вознаграждения по лицензионному договору предоставить РАО сведения о произведениях, которые публично исполнялись в отчетный период. Это нужно, чтобы РАО могло установить обладателей авторских прав, которым причитается вознаграждение.

Данный механизм значительно облегчает предпринимателю жизнь, ведь обычно получить разрешение у всех обладателей авторских прав на произведения, которые звучат в заведении, практически невозможно. Чтобы заключить лицензионный договор с каждым правообладателем и перечислять им причитающееся вознаграждение, предпринимателю нужен целый штат сотрудников. А так РАО после заключения лицензионного договора самостоятельно распределяет и перечисляет авторское вознаграждение.

Как правильно составить запрос в РАО?

На сайте РАО размещены формы заявлений о предоставлении права использования произведений. Нужно лишь скачать подходящую форму и корректно заполнить поля. Это заявление направляется в РАО в электронной форме по электронной почте. Затем представители РАО свяжутся с отправителем, предложат заключить лицензионный договор и укажут размер вознаграждения.

Может ли РАО подавать иски в защиту прав авторов?

Положения п. 5 ст. 1242 ГК РФ предусматривают, что организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Следовательно, РАО может подать иск от любого российского и иностранного автора. При этом ему даже доверенность не нужна. Полномочия подтверждаются свидетельством о государственной аккредитации.

Как РАО фиксирует факт нарушения авторских прав?

Происходит это так. Представитель РАО приходит в помещение и осуществляет видеофиксацию исполнения музыкальных произведений. Далее проводится фонографическое и музыковедческое исследование, результаты которого отражаются в соответствующем акте. Заключение специалиста является основанием для направления в адрес владельца бизнеса досудебной претензии и доказательством нарушения авторского права. Перед тем как обратиться в суд, РАО направляет ответчику письмо с требованием выплатить компенсацию за незаконное использование музыки. Размер компенсации установлен Постановлением Авторского Совета РАО от 24 апреля 2014 г. № 5 и составляет 20 тыс. руб. за одно произведение. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО подает иск в суд.

Вот несколько примеров из обширной судебной практики, когда предпринимателям приходилось выплачивать в пользу РАО весьма существенные суммы за незаконное публичное исполнение музыки:

  • с ООО «Луч Арт» взыскана компенсация за нарушение авторских прав во время проведения концерта «Звезды ВИА 70–80-х» в размере 300 тыс. руб. – решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 сентября 2021 г. по делу № А40-150216/21-51-1006;
  • с ООО «Тэма Рус» взыскана компенсация за нарушение авторских прав при осуществлении телетрансляции на канале MY ZEN TV в размере 280 тыс. руб. – решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июня 2021 г. по делу № А40-91227/21-27-619;
  • с АО «Национальная спутниковая компания» взыскана компенсация за нарушение авторских прав при сообщении в эфир на телеканале «Остросюжетное» музыкальных произведений в размере 600 тыс. руб. – решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 7 октября 2021 г. по делу № А56-13115/2021.

Как найти способ использовать музыку бесплатно?

1. Включайте музыку с открытой лицензией.

Существуют музыкальные произведения, которые авторы размещают в свободном доступе, т.е. они отказываются от права на вознаграждение. Это так называемая лицензия Сreative Сommons (СС). Размещая произведение на условиях такой лицензии, автор разрешает использовать свой контент всем желающим на определенных условиях. При этом все лицензии Creative Commons являются неисключительными, отчуждения прав не происходит. У автора сохраняется право заключать лицензионные договоры на других условиях, в том числе более жестких.

Бесплатное коммерческое использование произведений возможно при следующих типах лицензий СС:

  • CC Attribution (CC BY);
  • CC Attribution — Share Alike (CC BY-SA);
  • CC Attribution — No Derivative Works (CC BY-ND).

Найти такую музыку можно, например, на сайтах www.netlabels.org и www.freemusicarchive.org.

2. Включайте музыку, ставшую общественным достоянием.

У любого авторского права есть срок действия. Когда он истекает, произведение переходит в общественное достояние. Для авторского права такой срок составляет 70 лет со дня смерти автора (ст. 1281 ГК РФ). Но не стоит забывать про наличие смежных прав у исполнителей и изготовителей фонограмм произведений, срок действия которых – 50 лет.

Допустим, с момента смерти композитора С.В. Рахманинова прошло 70 лет. Авторские права в данном случае не действуют. Но имеются записи его произведений в исполнении оркестра, сделанные в 2021 г. Смежные права на данные записи перестанут действовать только в 2071 г. А до этого времени предприниматель должен выплачивать оркестру вознаграждение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: