Инспектор ГИБДД попросил открыть капот авто: как действовать и какой подвох?

› 12 советов: сотрудник ДПС остановил и просит открыть багажник. Что делать?

Вас остановил сотрудник ГИБДД и просит открыть капот, багажник или двери автомобиля. Почти наверняка вас посетит легкое волнение, даже если вы абсолютно и полностью законопослушный гражданин. Только без паники. Дышите глубже и следуйте нашей инструкции.

Сохранить в Альбом

Итак, 12 правил и советов, которых следует придерживаться в вышеописанной ситуации:

1) Попросите инспектора предъявить служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД) и постарайтесь зафиксировать его данные.

2) После того, как инспектор предложил вам открыть капот, багажник или двери автомобиля, вежливо попросите его составить протокол досмотра (ст. 27.9 КоАП) и пригласить двух понятых. И совсем не важно, происходит это на стационарном посту или в глухих степях.

Если инспектор подменяет понятие «досмотр» и «осмотр» — он лукавит. Скажите ему, что осмотр бывает технический или визуальный. Если хочет — пусть рассматривает машину снаружи, а салон через боковые стекла.

3) Инспектор не вправе требовать от вас вывернуть карманы или содержимое сумки/рюкзака. Это относится к личному досмотру и регулируется статьей 27.7 КоАП. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола под протокол личного досмотра.

4) Досмотр автомобиля без протокола и без понятых квалифицируются статьей 19.1 КоАП «Самоуправство». Если инспектор самовольно открывает двери салона или крышку багажника, роется в бардачке, то незамедлительно звоните в «02» и сообщите о незаконном обыске в вашей машине.

5) Поиск понятых полностью лежит на плечах сотрудника ГИБДД.

После 5 минут бездействия инспектора сообщите ему, что если он продолжит вас задерживать, то будет осуществлен звонок в «02» с последующим рассказом о нарушении им статьи 12.35 КоАП «Незаконное ограничение прав на управление ТС». (Штраф на должностное лицо: 20 000 рублей).

6) Если вы решили открыть багажник, исключительно по устной просьбе инспектора, то помните, что делаете это на свой страх и риск. Известны случаи, когда после этого в машине «вдруг» находилось что-то «поинтереснее» аптечки в багажнике или зонта на заднем сиденье.

7) Существует «хитрый» прием инспектора: после отказа открыть багажник без протокола досмотра, вас просят предъявить знак аварийной остановки (аптечку, огнетушитель), чтобы вы, открыв багажник, их достали. Просим инспектора указать номер статьи ПДД которая обязывает вас предъявить наличие требуемого. Такой статьи нет. Напоминаем инспектору, что, когда вы выезжали, все эти предметы присутствовали в наличии и лежали в багажнике машины. Хочет убедиться лично – пусть составляет протокол досмотра и вы откроете багажник. Далее действуем согласно Главы №16 «Инспектор хочет проверить техническое состояние автомобиля». В 10-ти дневный срок отправляем жалобу на действия ИДПС.

8) Необходимо знать, что статья 27.9 КоАП «Досмотр ТС» обязывает сотрудников полиции проводить досмотр автомобиля в вашем присутствии. Инспектор может лишь попросить, чтобы вы отодвинули пакет в багажнике или подняли накидку на заднем сидении. Но ни в коем случае не имеет права делать это самостоятельно. Иначе эти действия квалифицируются законом как обыск. Право на обыск дает постановление суда или санкция прокурора. Сама по себе просьба составить протокол досмотра заставит инспектора задуматься, будет ли водитель, у которого что-то противозаконное в багажнике, так смело себя вести?

Кроме того, ему потребуется искать понятых. Помните, что таковыми не могут быть ни сотрудники полиции, ни пассажиры вашего автомобиля — в качестве понятых могут выступать лишь люди абсолютно независимые: водители мимо проезжавших автомобилей, их пассажиры, пешеходы.

9) Будьте настойчивы, вежливы, говорите уверенно. Тихое бормотание, бегающие глаза и дрожащие руки никак не говорят об уверенности водителя. Инспектор будет обязан указать в протоколе достаточно вескую причину, по которой ему пришлось прибегнуть к процедуре досмотра. Если причина «надумана» или инспектор проводит досмотр без составления протокола, то знайте: инспектор переступил черту закона в статье 19.1 КоАП «Самоуправство». Составляем жалобу на действия ИДПС.

10) Помните, что при сверке номеров кузова и двигателя оттирать от грязи или искать их местоположение, в вашу обязанность не входит. Вы можете и вовсе не знать, где расположен номер двигателя. На учет машину ставили коллеги инспектора ДПС из МРЭО. Все вопросы по этому адресу. Выворачивание карманов и содержимого сумочки в процесс досмотра автомобиля также не входит.

11) Никакой массовый досмотр (с нарушением процессуальных норм) всех автомобилей подряд даже в период проведения антитеррористической операции или плана «Перехват», по федеральному, закону в мирное время недопустим. Досмотр по общепоисковому принципу закон допускает лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения.

12) Если все же, инспектор проигнорировал ваши требования и начал процедуру досмотра, без документального оформления, целесообразно взять на себя роль пассивного наблюдателя и ни в коем случае не препятствовать. Даже если она проводится с нарушением процессуальных норм: без понятых и протокола, а местами превращается в откровенный обыск. По возможности ведите видео съемку. Будет не лишним привлечь свидетелей (пассажиров вашего или проезжавших мимо автомобилей, водителей или пешеходов) это, если вы надумаете жаловаться на неправомерные действия сотрудника полиции, свидетельские показания могут стать основным объективным доказательством. А лучше сразу звонить в «02» (112) и сообщать о противоправных действиях инспектора. Привлекайте к помощи адвоката.

Читайте также:
Разрешенные промилле: что это и таблица допустимых норм алкоголя

Имеет ли право ДПС требовать открыть капот автомобиля и может ли водитель отказаться?

Просьба открыть капот

  1. Регламент МВД разрешает инспекторам ДПС проверять идентификационные обозначения транспортного средства.
  2. С этой целью сотрудник ГИБДД может попросить вас открыть крышку капота. Но если это всего лишь безосновательная просьба, то можно отказаться без последствий.
  3. Требовать от водителя открыть капот для проверки VIN-номеров инспектор вправе лишь при наличии веских оснований (например, ориентировки). И такая процедура будет считаться осмотром.
  4. Отказ от требования ИДПС в 2021 году грозит штрафом, арестом или обязательными работами.
  5. Если инспектор просит вас открыть капот, можете не выходить из машины, а просто дёрнуть рычаг внутри салона. Самому открывать крышку капота и протирать агрегаты от пыли в обязанности водителя по ПДД не входит. Если замок капота вдруг заклинило, водитель не виноват, и ему ничего не грозит.
  6. Также допускается снимать все действия сотрудников ГИБДД на видеокамеру. В случае процессуальных нарушений в рамках осмотра или досмотра ТС можно жаловаться на действия/бездействие должностных лиц при исполнении.

Обычно сотрудники ГИБДД останавливают машины с целью проверки документов. Но после этого могут озадачить водителя просьбой открыть и крышку капота. Многих автолюбителей удивляет такое предложение. Возникает желание порыться в ПДД и поискать соответствующую обязанность водителя. Но никакой обязанности открыть капот в Правилах вы не найдёте. Отсюда и непонимание, что делать и как себя вести в подобных ситуациях? Между тем, следует отличать просьбу от требования инспектора, осмотр от досмотра – ведь от этого зависит не только процессуальный порядок, но и возможные наказания в случае отказа инспектору. О том, что делать, если вас просят открыть капот – расскажем далее.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД попросить водителя открыть капот в 2021 году?

Да, имеет. Исчерпывающий список прав и должностных обязанностей сотрудников ГИБДД содержится в ФЗ «О полиции» и Административном регламенте в соответствии с Приказом МВД № 664.

Но есть ли в правовых актах конкретное право инспектора просить водителя открыть капот? Давайте посмотрим на действия, которые инспекторы могут себе позволить в рамках закона:

  • так, у инспектора ДПС есть полное право осуществлять проверку идентификационного номера автомобиля, номера кузова, шасси и прочих составных частей транспортного средства (пункт 31 Регламента),
  • госавтоинспектор также вправе предложить водителю выйти из машины, чтобы в его присутствии сверить номера агрегатов и узлов в подкапотном пространстве (п. 93 Регламента).

Таким образом, в 2021 году сотрудник ГИБДД имеет право проверять маркировочные обозначения под капотом транспортного средства. Речь идёт о 17-значном VIN-номере автомобиля, реже номере двигателя. Идентификатор сверяется с данными, которые указаны в Свидетельстве о регистрации ТС.

Но, разумеется, просто так у вас никто ничего проверять не может. Проверка маркировочных обозначений транспортного средства под капотом должна осуществляться только при наличии веских оснований. Все они закреплены в пункте 109 Приказа МВД № 664:

  • необходимость сверить VIN-номер на кузове с таким же номером, указанным в СТС водителя;
  • наличие ориентировки или иной информации об автомобиле (например, что машина участвовала в ДТП или находится в розыске);
  • выявление подделки (подложности) документов;
  • проведение мероприятий по снижению риска ДТП.

Наличие любого из перечисленных оснований является поводом для того, чтобы инспектор предложил вам открыть крышку капота для осмотра. Но, например, письменного приказа на поиск по ориентировке у сотрудника ДПС может при себе не оказаться. Очень часто ориентировки приходят в устной форме. То есть, по сути, вам придётся верить ИДПС на слово.

А может ли инспектор сам открыть крышку?

Ни в коем случае – это должностное правонарушение!

Частная собственность неприкосновенна – на это указывает ст. 35 Конституции РФ. Автомобиль – это ваша собственность, и никто не имеет права без вашего разрешения лезть под капот, открывать багажник и рыться в бардачке.

На практике, конечно, ИДПС не станет без вашего согласия открывать крышку капота для сверки идентификационных номеров. Но если процедура проводится в рамках общего досмотра транспортного средства, то такое право у автоинспектора есть. К примеру, он может проверить багажник, капот, открывать двери, откидывать сиденья в салоне машины. Правда, для досмотра нужен протокол, двое понятых или видеосъемка процесса, но, самое главное – наличие оснований для досмотра транспортного средства. Об этом расскажем подробнее чуть позже.

Могу ли я отказаться открывать капот?

Да, можете – но только в одном случае.

После того, как инспектор ДПС в приказном тоне говорит вам открыть капот, поинтересуйтесь «это просьба или требование?». Важно понимать, что это два разных условия. Инспектор вправе лишь предложить вам открыть крышку моторного отсека. А вот требовать он может лишь при наличии веских оснований для осмотра (например, той же ориентировки). Так вот, вы вправе отказаться выполнять просьбу. Ведь она не подкреплена ничем, кроме желания самого инспектора ДПС заглянуть вам под капот.

Читайте также:
Категории водительских прав на 2021 год с расшифровкой

Требование открыть капот переходит в юридическую плоскость осмотра. Отказаться от такой процедуры без последствий вы уже не сможете. А если откажетесь, то получите соответствующее наказание в рамках КоАП.

Чем это грозит?

Итак, водителю грозит наказание лишь за отказ от требования обеспечить доступ ИДПС к моторному отсеку машины. То есть либо собственноручно открыть крышку капота, либо разблокировать его замок. Ответственность за это предусмотрена в ч. 1 ст. 19.3 КоАП, где:

  • штраф от 2 000 до 4 000 рублей;
  • арест на срок до 15 суток;
  • обязательные работы до 120 часов.

Учитывайте эти моменты и не подвергайте себя лишнему риску.

Если капот заклинило, и крышка не открывается?

Вины водителя здесь нет.

Обязанность автолюбителя обеспечить свободный доступ к подкапотному пространству своей машины. Но если у вас, к примеру, заклинил замок, и вы не можете открыть капот – вашей вины тут нет. Неисправностью транспортного средства это также не является, поскольку заклинивший замок капота не влияет на передвижение автомобиля по дороге.

Более того, в ПДД нет обязанности для водителя уметь открывать крышку капота. А сам сотрудник ГИБДД не имеет права лезть к рычагу в салоне машины и что-то дёргать. Это уже не осмотр, а досмотр со своими требованиями и тонкостями.

Проверка капота – это осмотр, досмотр или обыск?

Теперь разберемся с процедурами, которые различаются не только в названиях, но и в порядке действий, требованиях и основаниях.

В силу ст. 112 Регламента, проверка маркировочных обозначений под капотом возможна посредством визуального исследования. Инспектор должен сверить цифры VIN-номера на двигателе с цифрами такого номера в СТС водителя, ни к чему не прикасаясь – всё это указывает на признаки осмотра. В мероприятии участвует и сам владелец транспортного средства. Об итогах осмотра подкапотного пространства должен составляться акт. Но на практике это происходит не всегда. Если инспектор ДПС не обнаружит у вас перебитую маркировку, то он просто пожелает счастливого пути и отпустит с миром. Без всяких актов осмотра. Да, по букве закона это нарушение, но водители обычно и не возражают.

Для сравнения, досмотр – это более широкий круг действий, когда автоинспектор вправе прикасаться к машине, открывать капот, багажник, поднимать коврики, изучать содержимое бардачка и т.д. Однако сотрудникам ДПС запрещается ломать и разбирать конструктивные элементы транспортного средства. При досмотре водителя и пассажиров просят выйти из машины, а до начала процедуры ИДПС составляет протокол досмотра, в присутствии двух понятых или ведёт видеосъемку происходящего (п. 203 Регламента).

Обыск, как уголовная процедура, применяется только в крайних случаях. Конкретно с проверкой идентификационного номера под капотом обыск не связан. Кроме того, обязательно нужен ордер – санкция от прокурора. Обычные инспекторы ДПС не могут производить обыск вашего автомобиля.

Обязательно ли мне выходить из машины?

Нет, не обязательно.

Так, согласно пункту 93 Административного Регламента, автоинспектор может лишь предложить вам выйти из машины и вместе с ним сверить маркировочные обозначения под капотом. Выходить или нет – на ваше усмотрение. От вас требуется лишь обеспечить доступ к моторному отсеку, чтобы ИДПС самостоятельно сверил идентификационные номера. То есть ваша задача потянуть за рычаг открытия капота, а самому можно оставаться в салоне.

Обязанности выходить на улицу, открывать крышку капота и тем более очищать агрегат от скопившейся грязи (чтобы можно было сверить цифры) у вас нет. Но лучше не оставлять полицейского один на один с вашим моторным отсеком. Так сказать, в целях своей же безопасности.

Можно ли снимать инспектора и проверку капота на видеокамеру?

Запретить видеосъемку вам никто не может. И на это указывает целых два правовых акта:

  • Деятельность полиции является открытой для общества и граждан. ИДПС всего лишь сверяет идентификационные номера, ничего запрещённого к съемке в таком осмотре нет (ст. 8 ФЗ «О Полиции»),
  • Деятельность государственных органов должна быть открытой, а ГИБДД – это как раз государственный орган правопорядка на дорогах, так что снимать сотрудников при их исполнении вам никто запретить не может (ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об информации»).

Это же подтверждается решением Верховного Суда РФ (№ 58-КАД20-10-К9), где действия инспектора ДПС, выразившиеся в запрете производить видеосъёмку в процессе составления процессуальных документов были признаны не соответствующими положениям закона.

Что делать, если инспектор ГИБДД отказывается составлять акт осмотра или протокол досмотра?

Отказ соблюдать процедуру осмотра и досмотра машины являются серьезным основанием считать результаты проверки недопустимыми. Если дело дошло до досмотра, то на практике инспектор ДПС все же выполняет перечень обязательных действий – это в его же интересах.

Читайте также:
Как считается водительский стаж для ОСАГО

В случае нарушений со стороны сотрудников ГИБДД вам нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Перепишите данные с удостоверения или нагрудного жетона автоинспектора.
  2. Включите видеокамеру (на всякий случай предупредите стража порядка, что фиксируете его действия).
  3. Еще раз попросите повторить, открытие капота: это просьба или требование? Если ИДПС не привёл ни одного основания для проведения осмотра, сообщите на камеру о своём отказе. Если основания были приведены, то вежливо настаивайте на соблюдении порядка проведения осмотра, а именно – составлении акта осмотра. Или досмотра, где нужны понятые/видеосъемка и протокол досмотра всего автомобиля.
  4. В случае отказа сообщите, что инспектор нарушает процессуальный порядок, в частности – п. 200, 203, 212 и других по Регламенту, что квалифицируется как самоуправство должностного лица в соответствии со ст. 19.1 КоАП РФ.
  5. Скажите, что намерены подать жалобу на действия сотрудника ГИБДД. Параллельно можно сразу звонить в дежурную часть и сообщать о нарушении должностными лицами, во всех подробностях. Телефон лучше искать либо на сайте ГИБДД, либо на борту полицейской машины ДПС.
  6. Далее подавайте жалобу на имя начальника Госавтоинспекции.

На практике, в 2021 году, если инспектор не в духе, он может запросто вменить вам неповиновение законному требованию сотрудника полиции и отправить вас в изолятор МВД на 15 суток. В том числе, если был не прав сам инспектор. К сожалению, отстаивать свою правоту придётся уже после отбытия наказания в спецприёмнике.

Но мы не зря расписали алгоритм действий выше. Если дело обернётся неприятными для вас последствиями в виде ареста или штрафа, у вас на руках окажутся зацепки для обжалования административного наказания. При должном подходе можно не только привлечь некомпетентного ИДПС к административной и служебной ответственности, но и через суд взыскать моральный ущерб от незаконного пребывания в изоляторе.

Инспектор ДПС просит открыть капот. Он что-то замышляет?

В законе есть что-то про капот?

Согласно пункту 31 Административного регламента ГИБДД, инспектор имеет право на «проверку документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства».

В некоторых случаях идентификационный номер машины (VIN-код) легче всего считывается именно под капотом — поэтому инспектор и просит открыть его.

Мнение эксперта

Чтобы заглянуть под капот, должна быть веская причина

В Административном регламенте, утвержденном Приказом МВД №664, сказано о праве сотрудника ДПС предложить водителю выйти из машины для сверки регистрационных данных автомобиля. Но чаще всего VIN-код можно сверить не открывая капота. К тому же сверка данных агрегатов, находящихся под капотом, не всегда возможна прямо на дороге.

Если инспектор требует открыть капот, то для этого у него должны быть веские основания — например, ориентировка или подозрения, что машина находится в угоне.

Можно взглянуть на ориентировку?

В законе о полиции (п. 7 ст. 5) говорится, что «полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. ». С точки зрения здравого смысла ориентировка тоже относится к таким документам, но… о ней в законе прямо не говорится.

Так что у водителя выход один — поверить сотруднику ДПС на слово и открыть капот. Снимайте происходящее на видео — на всякий случай.

Что будет, если откажусь открывать?

Уточните у полицейского: он обращается к вам с просьбой или с требованием? Это важно — в просьбе вы вправе отказать. А вот требование, подкрепленное ориентировкой или подозрением, что автомобиль находится в угоне, выполнить придется. За отказ грозит штраф до 4000 рублей или арест сроком до 15 суток (ст. 19.3 КоАП РФ).

Мнение эксперта

Не усложняйте инспектору его работу

Елизавета Владимирова, юрист правового центра «Человек и закон»:

— Если вам нечего скрывать, то лучше выполнить просьбу инспектора ДПС. Это сэкономит ваше время, да и у инспектора не возникнет дополнительных вопросов. Снимайте сверку данных на видео.

Это осмотр или досмотр?

С точки зрения закона все, что касается изучения технического оснащения автомобиля, уже является не осмотром, а досмотром автомобиля (в чем разница — узнайте здесь).

Если у инспектора ГИБДД есть намерение не просто сверить VIN-код, но также исследовать «нутро» машины (например, на предмет неисправностей или установки незаводских деталей), настаивайте, чтобы была инициирована процедура досмотра (ст. 27.9 КоАП РФ). Досмотр всегда проводится под протокол, с применением видеозаписи или в присутствии двух понятых.

Досмотр или обыск?

При досмотре инспектор имеет право прикасаться к любым элементам автомобиля, но не может нарушать его конструктивную целостность. К примеру, разбор деталей кузова или вскрытие обшивки салона будет считаться уже обыском, который возможен лишь на основании решения суда.

Все, с чем вы не согласны, необходимо отразить в своих замечаниях к протоколу. Результаты досмотра вносят в тот же протокол. Копию протокола инспектор обязан вручить водителю.

Читайте также:
Можно ли лишиться прав за распитие в незаведённом авто
Мнение эксперта

Эвакуировать машину инспектор не сможет

Елизавета Владимирова, юрист правового центра «Человек и закон»:

— Вряд ли инспектор ГИБДД на месте сможет выявить нарушения, при которых эксплуатация автомобиля запрещена (согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации» ПДД). А это значит, что и забрать машину на штрафстоянку не могут.

Должна быть проведена техническая экспертиза — лишь после этого сотрудник ГИБДД может составить протокол об изъятии транспортного средства в связи с нарушением технической эксплуатации автомобиля. Эвакуация без технической экспертизы — нарушение со стороны сотрудника ГИБДД.

  • О том, как правильно реагировать, если инспектор требует паспорт, читайте здесь.
  • А тут мы рассказываем, как получить компенсацию за незаконный досмотр.

Ваши права! Инспектор ГИБДД просит открыть багажник/капот/двери. Что можно, что нельзя? И ему, и вам

Что может просить (или требовать) водитель от инспектора ГИБДД, после того как тот остановил автомобиль и попросил открыть капот, багажник или двери автомобиля, а также если хотелок у него ещё больше:

-Попросить инспектора предъявить служебное удостоверение, пункт 2.4 ПДД (зафиксировать его данные).

-После того как инспектор предложил вам открыть капот, багажник или двери автомобиля, вежливо попросите его составить протокол досмотра (ст. 27.9 КоАП) и пригласить двух понятых.

Причем, совсем не важно, происходит это на стационарном посту или в глухих степях. В главе 2 ПДД «Обязанности водителя» это не указанно как обязательное исполнению, лишь просто по устному требованию инспектора.

-Если инспектор подменяет понятие «досмотр» и «осмотр» – он лукавит. Скажите ему, что осмотр бывает технический или визуальный. Если хочет пусть рассматривает машину снаружи, а салон через боковые стекла.

-При этом инспектор не вправе требовать от вас вывернуть карманы или содержимое барсетки. Это относится к личному досмотру и регулируется статьей 27.7 КоАП. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола под протокол личного досмотра.

-Досмотр автомобиля без протокола и без понятых квалифицируются статьей 19.1 КоАП «Самоуправство». Если инспектор самовольно открывает двери салона или крышку багажника, роется в бардачке, то незамедлительно звонить в «02» и сообщить о незаконном обыске в вашей машине.

-Поиск понятых полностью лежит на плечах сотрудника ГИБДД.

После 5 минут бездействия инспектора сообщите ему, что если он продолжит вас задерживать, то будет осуществлен звонок в «02» с последующим рассказом о нарушении им статьи 12.35 КоАП «Не законное ограничение прав на управление ТС». (Штраф на должностное лицо: 20 000 рублей).

-Если решили открыть багажник, исключительно по устной просьбе инспектора, то помните, что делаете вы это на свой страх и риск. Были случаи, когда после этого, «вдруг» находился патрон от пистолета или белый порошок в пакетике, якобы «случайно» обнаруженный под половичком. План по «раскрытию» никто не отменял.

-Существует «хитрый» прием инспектора: после отказа открыть багажник без протокола досмотра, вас просят предъявить знак аварийной остановки (аптечку, огнетушитель), чтобы вы, открыв багажник, их достали. Просим инспектора указать номер статьи ПДД которая обязывает вас предъявить наличие требуемого. Нет такой статьи. Напоминаем, инспектору, что, когда вы выезжали, все эти предметы присутствовали в наличии и лежали в багажнике машины. Хочет убедиться лично – пусть составляет протокол досмотра, и вы откроете багажник. Далее действуем согласно Главы №16 «Инспектор хочет проверить техническое состояние автомобиля».

В десятидневный срок отправляем жалобу на действия ИДПС.

Необходимо знать, что статья 27.9 КоАП «Досмотр ТС» обязывает сотрудников полиции проводить досмотр автомобиля в вашем присутствии. Инспектор может лишь попросить, чтобы вы отодвинули пакет в багажнике или подняли накидку на заднем сидении. Но, ни в коем случае не имеет права это делать собственными руками. Иначе законом эти действия квалифицируются как обыск. Право на обыск дает постановление суда или санкция прокурора. Сама по себе просьба составить протокол досмотра заставит инспектора задуматься: «а с чего бы это так?» Будет ли водитель, у которого что-то противозаконное в багажнике, так смело себя вести?

Перспектива поработать с учетом норм закона, «а не по понятиям» совсем не обрадует его. Так же потребуется искать понятых. Помните, что таковыми не могут быть ни сотрудники полиции, ни пассажиры вашего автомобиля — в качестве понятых могут выступать лишь люди абсолютно независимые: водители мимо проезжавших автомобилей, их пассажиры, да и просто пешеходы.

Будьте настойчивы, вежливы и с оттенком «металла» в голосе. Так как тихое бормотание, бегающие глаза и дрожащие руки никак не говорят об уверенности водителя. Тут действует принцип сообщающихся сосудов, т.е. чем больше уверенности у водителя, тем меньше остается её у инспектора. Инспектор будет обязан указать в протоколе достаточно вескую причину, по которой ему пришлось прибегнуть к процедуре досмотра. А это не так просто.

Помните, что при сверке номеров кузова и двигателя оттирать от грязи или искать их местоположение, в вашу обязанность не входит. Вы можете и вовсе не знать, где расположен номер двигателя. На учет машину ставили коллеги инспектора ДПС из МРЭО. Все вопросы по этому адресу. Выворачивание карманов и содержимого сумочки в процесс досмотра автомобиля тоже не входит.

Читайте также:
Штраф за нечитаемые номера в 2021 году

Для досмотра необходим веский повод. И если причина «надумана» или инспектор проводит досмотр без составления протокола, то знайте: инспектор переступил черту закона в статье 19.1 КоАП «Самоуправство». Составляем жалобу на действия ИДПС.

Никакой массовый досмотр (с нарушением процессуальных норм) всех автомобилей подряд даже в период проведения антитеррористической операции или плана «Перехват», по федеральному закону в мирное время недопустим.

Всё, что изложено в этой публикации, было подсмотрено у Рустама Хабиахметова из Белорецка, за что ему большое спасибо.

12 советов: сотрудник ДПС остановил и просит открыть багажник. Что делать?

Вас остановил сотрудник ГИБДД и просит открыть капот, багажник или двери автомобиля. Почти наверняка вас посетит легкое волнение, даже если вы абсолютно и полностью законопослушный гражданин. Только без паники. Дышите глубже и следуйте нашей инструкции.
Итак, 12 правил и советов, которых следует придерживаться в вышеописанной ситуации:

1) Попросите инспектора предъявить служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД) и постарайтесь зафиксировать его данные.

2) После того, как инспектор предложил вам открыть капот, багажник или двери автомобиля, вежливо попросите его составить протокол досмотра (ст. 27.9 КоАП) и пригласить двух понятых. И совсем не важно, происходит это на стационарном посту или в глухих степях.

Если инспектор подменяет понятие «досмотр» и «осмотр» — он лукавит. Скажите ему, что осмотр бывает технический или визуальный. Если хочет — пусть рассматривает машину снаружи, а салон через боковые стекла.

3) Инспектор не вправе требовать от вас вывернуть карманы или содержимое сумки/рюкзака. Это относится к личному досмотру и регулируется статьей 27.7 КоАП. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола под протокол личного досмотра.

4) Досмотр автомобиля без протокола и без понятых квалифицируются статьей 19.1 КоАП «Самоуправство». Если инспектор самовольно открывает двери салона или крышку багажника, роется в бардачке, то незамедлительно звоните в «02» и сообщите о незаконном обыске в вашей машине.

5) Поиск понятых полностью лежит на плечах сотрудника ГИБДД.

После 5 минут бездействия инспектора сообщите ему, что если он продолжит вас задерживать, то будет осуществлен звонок в «02» с последующим рассказом о нарушении им статьи 12.35 КоАП «Незаконное ограничение прав на управление ТС». (Штраф на должностное лицо: 20 000 рублей).

6) Если вы решили открыть багажник, исключительно по устной просьбе инспектора, то помните, что делаете это на свой страх и риск. Известны случаи, когда после этого в машине «вдруг» находилось что-то «поинтереснее» аптечки в багажнике или зонта на заднем сиденье.

7) Существует «хитрый» прием инспектора: после отказа открыть багажник без протокола досмотра, вас просят предъявить знак аварийной остановки (аптечку, огнетушитель), чтобы вы, открыв багажник, их достали. Просим инспектора указать номер статьи ПДД которая обязывает вас предъявить наличие требуемого. Такой статьи нет. Напоминаем инспектору, что, когда вы выезжали, все эти предметы присутствовали в наличии и лежали в багажнике машины. Хочет убедиться лично – пусть составляет протокол досмотра и вы откроете багажник. Далее действуем согласно Главы №16 «Инспектор хочет проверить техническое состояние автомобиля». В 10-ти дневный срок отправляем жалобу на действия ИДПС.

8) Необходимо знать, что статья 27.9 КоАП «Досмотр ТС» обязывает сотрудников полиции проводить досмотр автомобиля в вашем присутствии. Инспектор может лишь попросить, чтобы вы отодвинули пакет в багажнике или подняли накидку на заднем сидении. Но ни в коем случае не имеет права делать это самостоятельно. Иначе эти действия квалифицируются законом как обыск. Право на обыск дает постановление суда или санкция прокурора. Сама по себе просьба составить протокол досмотра заставит инспектора задуматься, будет ли водитель, у которого что-то противозаконное в багажнике, так смело себя вести?

Кроме того, ему потребуется искать понятых. Помните, что таковыми не могут быть ни сотрудники полиции, ни пассажиры вашего автомобиля — в качестве понятых могут выступать лишь люди абсолютно независимые: водители мимо проезжавших автомобилей, их пассажиры, пешеходы.

9) Будьте настойчивы, вежливы, говорите уверенно. Тихое бормотание, бегающие глаза и дрожащие руки никак не говорят об уверенности водителя. Инспектор будет обязан указать в протоколе достаточно вескую причину, по которой ему пришлось прибегнуть к процедуре досмотра. Если причина «надумана» или инспектор проводит досмотр без составления протокола, то знайте: инспектор переступил черту закона в статье 19.1 КоАП «Самоуправство». Составляем жалобу на действия ИДПС.

10) Помните, что при сверке номеров кузова и двигателя оттирать от грязи или искать их местоположение, в вашу обязанность не входит. Вы можете и вовсе не знать, где расположен номер двигателя. На учет машину ставили коллеги инспектора ДПС из МРЭО. Все вопросы по этому адресу. Выворачивание карманов и содержимого сумочки в процесс досмотра автомобиля также не входит.

Читайте также:
Сроки замены водительских прав по окончанию срока действия

11) Никакой массовый досмотр (с нарушением процессуальных норм) всех автомобилей подряд даже в период проведения антитеррористической операции или плана «Перехват», по федеральному, закону в мирное время недопустим. Досмотр по общепоисковому принципу закон допускает лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения.

12) Если все же, инспектор проигнорировал ваши требования и начал процедуру досмотра, без документального оформления, целесообразно взять на себя роль пассивного наблюдателя и ни в коем случае не препятствовать. Даже если она проводится с нарушением процессуальных норм: без понятых и протокола, а местами превращается в откровенный обыск. По возможности ведите видео съемку. Будет не лишним привлечь свидетелей (пассажиров вашего или проезжавших мимо автомобилей, водителей или пешеходов) это, если вы надумаете жаловаться на неправомерные действия сотрудника полиции, свидетельские показания могут стать основным объективным доказательством. А лучше сразу звонить в «02» (112) и сообщать о противоправных действиях инспектора. Привлекайте к помощи адвоката.

Статья подготовлена при использовании материалов портала www.autopravo.info

  • теги:
  • ДПС,
  • ГИБДД,
  • ПДД
  • В этой рубрике
  • Новое в блоге
  • Лучшее в блоге

вскрытие капота сотрудником

этта > себе не сломан. нет, я понял бы в качестве меры штрафстоянку до предъявления номеров или еще чего, но какого хрена сотрудник с околоюридическим образованием будет ломать мне машину?

Он не машину ломает, а собирает доказательства правонарушения или преступления при наличии каких то оснований. “Штрафстоянка” тут пока не предусмотрена (пока не найдут перебитых номеров или чего-то еще).

А водитель может в порядке следующего такта взаимодействия доказывать, что ИДПС применил меры незаконно.

То есть ты готов лишиться машины? > себе не сломан. нет, я понял бы в качестве меры штрафстоянку до предъявления номеров или еще чего,

[strong]Потому что на СПЕЦстоянке никто предъявлением номеров заниматься не будет, просто некому, соответственно и пребывание на ней машины постоянным пока не оформят как невостребованную.[/strong]

но какого хрена сотрудник с околоюридическим образованием будет ломать мне машину?

[strong]Сотрудник имеет право провести досмотр автомобиля. С соблюдением определённых формальностей и при наличии достаточных оснований полагать. Это закон.[/strong]

[strong]P.S. Насколько я понял, претензии к РТР плавно перетекли в претензии к действующему законодательству?:) Пост из серии “тигру в зоопарке не додают мяса”?:)[/strong]

Ты не совсем тому поражаешься [em]> Вроде дельный совет дали: неисправность замка капота может привести к большим неприятностям[/em]
Неверно.
[strong]К большим неприятностям может привести встреча с инспектором ГАИ.[/strong] Вот один из вариантов:
[em](принудительное вскрытие инспектором: [/em]

и далеко не полный список ожидаемых вариантов ущерба:
[em]незакрывающийся капот здесь и сейчас, а компенсация ущерба потом и далеко не факт) чем казалось (невозможность залить незамерзайку).[/em]
Ну. да. Могут быть и по поводу заклинившего капота от инспектора неприятности. Могут быть и наоборот по поводу того, что под капотом инспектор углядит. Вот, у вас номер грязью заляпан. Бегайте ищите тряпочку, протирайте. Ага! да у вас нету дублирующей бумажки с номером мотора (в некоторых автосалонах наклеивают перед продажей). Эээ! да у вас номер мотора не читается!

[em]И всё равно благородное возмущение в “народе” вскипает:([/em]
Ну “благородное” возмущение вскипает только у самых наивных. Более-менее конструктивно натроенные граждане понимают: совершенно неважно, каким именно способом получится укротить напавшего инспектора в ожидаемом конкретном случае. Наготове надо иметь (и в совершенстве владеть) не одним-двумя волшебными сезамами из передачи “главная дорога” а всем законодательством. Точно так, же как для победы над уличной гопотой надо владеть не одним двумя приемчиками самбо, а всей системой рукопашного боя. Горло можно перерезать и ключом от квартиры, если под рукой вовремя оказался.

Присказка времен 1970-х, когда всерьез ожидали вероятного начала войны, то ли с НАТО, то ли с Китаем, то ли с кем еще:
Оптимист учит английский язык. Пессимист учит китайский язык. Реалист учит автомат Калашникова.

. а НАШ вот не кипит. Голова должна быть холодной [em]> Я просто видел эту передачу, по утрам как раз в спортзале телевизор работает. Основная мысль совета – следите за замком капота, например после мойки продувайте воздухом.[/em]
Хороший совет, с технической точки зрения. И за замком багажника тоже надо следить, и за замками дверей. Иначе в машину можно и вообще не попасть поутру.

[em] В случае остановки инспектором и его желания заглянуть под капот могут быть проблемы. ВСЁ.[/em]
Если я буду неустанно думать только о том, как бы упредить и удовлетворить все возможные желания, которые только могут возникнуть у инспектора ГАИ на свежем воздухе, у меня не останется больше ни сил, ни времени для остальных дел в жизни. Я исповедую более сдержанную точку зрения: пойти навстречу инспектору водителю стоит только только в исполнении РАЗУМНЫХ и притом ЗАКОННЫХ желаний.

Читайте также:
Штрафы ГИБДД за езду без света в 2021

[em]Оспорить что-то тут сложно: открывающийся исправный замок капота в том числе и в случае остановки инспектором лучше чем неработающий и заклинивший.[/em]
Неверно. Он не ЛУЧШЕ и не ХУЖЕ. Инспектору вообще нечего делать под капотом в большинстве случаев. Поэтому исправность замка капота ко встрече с инспектором ДПС имеет не большее отношение чем исправность например замка молнии в ширинке водителя. Конечно молния должна быть по возможности исправна, иначе при расстройстве желудка ее заедание может привести к неприятным результатам. Но к проверке документов на дороге исправность застежки не относится ровно никак. Не нужно водителю уметь срочно снимать штаны в разговоре с инспектором. Никак. Ни быстро, ни медленно.

[em] Если в каждой остановке инспектором видится бой не на жизнь, а на смерть, то это уже к доктору. [/em]
Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути.
Большинство встреченных мной гаишников – нормальные вменяемые люди. Ровно поэтому их никогда не посещает жгучее желание срочно залезть ко мне под капот. Как и ко мне в ширинку. Нечего им там делать, вменяемым гаишникам.

Но, к сожалению, один на тысячу может попасться и такой, кто захочет “построить” водителя, в том числе и путем имитации сверки номеров кузова и мотора. И к этому надо быть готовым, чтобы отреагировать на незаконные (или по крайней мере не связанные реально со службой) фокусы инспектора. Чем быстрее, жестче и адекватнее водитель отреагирует на приставания неадеквата в фуражке, тем меньше усилий потребуется в сумме для отражения нападения. Как с уличной собакой. Все собаки исходно настроены к незнакомому прохожему скорее доброжелательно (хотя возможно и настороженно). Одна на тысячу может оказаться неадекватно агрессивной. Чем быстрее человек даст ей понять, что “такнинада” – тем меньших неприятностей он от встречи с такой собакой получит.

Re: . а НАШ вот не кипит. Голова должна быть холодн > В случае остановки инспектором и его желания заглянуть под капот могут быть проблемы. ВСЁ.
> Если я буду неустанно думать только о том, как бы упредить и удовлетворить все возможные желания, которые только могут возникнуть у инспектора ГАИ на свежем воздухе, у меня не останется больше ни сил, ни времени для остальных дел в жизни. Я исповедую более сдержанную точку зрения: пойти навстречу инспектору водителю стоит только только в исполнении РАЗУМНЫХ и притом ЗАКОННЫХ желаний.

[strong]Учитывая, что разумность определять будет инспектор, давай остановимся на ЗАКОННЫХ. Т.е. сетовать на то, что необходимо предусмотреть возможность открытия капота инспектором то же самое что сетовать на желание инспектора взглянуть на ВУ и документы на машину.[/strong]

> Оспорить что-то тут сложно: открывающийся исправный замок капота в том числе и в случае остановки инспектором лучше чем неработающий и заклинивший.
> Неверно. Он не ЛУЧШЕ и не ХУЖЕ. Инспектору вообще нечего делать под капотом в большинстве случаев. Поэтому исправность замка капота ко встрече с инспектором ДПС имеет не большее отношение чем исправность например замка молнии в ширинке водителя. Конечно молния должна быть по возможности исправна, иначе при расстройстве желудка ее заедание может привести к неприятным результатам. Но к проверке документов на дороге исправность застежки не относится ровно никак. Не нужно водителю уметь срочно снимать штаны в разговоре с инспектором. Никак. Ни быстро, ни медленно.

[strong]Опять всё к половой теме. Инспектор имеет право провести досмотр, включающий в себя в т.ч. открытие капота? Имеет. Так же как имеет право проверить документы. Ни то, ни другое к сниманию штанов отношения не имеет. Спокойно выполнить законные требования гораздо проще и правильнее, чем устраивать правозащитну истерику. [/strong]

> Если в каждой остановке инспектором видится бой не на жизнь, а на смерть, то это уже к доктору.
> Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути.
> Большинство встреченных мной гаишников – нормальные вменяемые люди. Ровно поэтому их никогда не посещает жгучее желание срочно залезть ко мне под капот. Как и ко мне в ширинку. Нечего им там делать, вменяемым гаишникам.

[strong]Да, я тоже таких не встречал. Даже когда катался на криминально-угоняемых машинах. Но меня например уже с полгода для проверки документов не останавливали, это не означает что можно документы с собой не возить. Право на это у СМ есть. Как и право досмотра, но это я уже говорил:)[/strong]

> Но, к сожалению, один на тысячу может попасться и такой, кто захочет “построить” водителя, в том числе и путем имитации сверки номеров кузова и мотора. И к этому надо быть готовым, чтобы отреагировать на незаконные (или по крайней мере не связанные реально со службой) фокусы инспектора. Чем быстрее, жестче и адекватнее водитель отреагирует на приставания неадеквата в фуражке, тем меньше усилий потребуется в сумме для отражения нападения. Как с уличной собакой. Все собаки исходно настроены к незнакомому прохожему скорее доброжелательно (хотя возможно и настороженно). Одна на тысячу может оказаться неадекватно агрессивной. Чем быстрее человек даст ей понять, что “такнинада” – тем меньших неприятностей он от встречи с такой собакой получит.

Читайте также:
На что обратить внимание при покупке б/у автомобиля с пробегом

[strong]Дадада, согласен. Только отношения к обсуждаемой теме НОЛЬ. Ещё раз прочитай об чём говорили в передаче. Надеюсь ЛЮБОГО инспектора, который попросит открыть капот в желании “построить” подозревать не будешь? Вряд ли большое удовольствие заполнять протокол, искать понятых и лазить носом в нечистое подкапотное пространство. [/strong]

Да выходит у нас с тобой и противоречий нет почти пойти навстречу инспектору водителю стоит только только в исполнении РАЗУМНЫХ и притом ЗАКОННЫХ желаний. >
[em]> Учитывая, что разумность определять будет инспектор,[/em]
нет, я имел в виду что [em]разумность[/em] инспекторовых хотелок определять буду как раз я. Если они покажутся мне [em]разумными[/em], я к их [em]законности[/em] отнесусь снисходительно. Да на, посмотри конечно.

[em] давай остановимся на ЗАКОННЫХ.[/em]
Именно. Если основания инспектора не покажутся мне разумными, я надеюсь что в случае если настойчивость инспектора будет меня напрягать, я смогу выявить некоторую незаконность его действий. Потому что редкий инспектор полноценно знает и тем более соблюдает закон.
Надеюсь, старшие коллеги на разборе пометов объяснят инспектору, что приставать к гражданам просто так, чиста для поговорить, не стоит. Им и прокуратура посоветует так сделать, и суд. Не сразу, конечно.

[em] Т.е. сетовать на то, что необходимо предусмотреть возможность открытия капота инспектором[/em]
Я по-прежнему нахожу желание инспектора открыть чужой капот хоть и возможным, но крайне маловероятным событием. Я бы не стал рекомендовать каждому водителю заблаговременно к этому готовиться. Если некий инспектор ДПС захочет поприставать с домогательствами к водителю, у него в арсенале имеется огромный спектр законных и не вполне законных приемчиков. Можно проверять наличие презервативов в аптечке, можно исправность огнетушителя, можно концентрацию СО в выхлопных газах, можно усомниться в подлинности предъявленного водительского удостоверения. примеров изобретательности инспекторов ГАИ полна конфа.

[em]то же самое что сетовать на желание инспектора взглянуть на ВУ и документы на машину.[/em]
Не совсем. Обязанность передавать документы для проверки написана для водителей не только в общедоступных ПДД, но также в федеральном законе например о безопасности движения. Кстати, и передача “для проверки” может доставить неопытному в юридических баталиях водителю немало неприятных минут. Сунет инспектор все документы в карман и без лишних объяснений скомандует “следуйте за мной!”. А вот обязанность и регламентация процедуры предоставления моторного отсека (для осмотра? для досмотра? в рамках какого именно дела?) так четко и ясно не прописана нигде. Тут оба (и водитель и гаишник) вступают на тонкий лед. Грубо топнешь – и буль-буль.

Не нужно водителю уметь срочно снимать штаны в разговоре с инспектором.
[em]> Опять всё к половой теме.[/em]
Нет, на этот раз к срально-сортирной.

[em]Спокойно выполнить законные требования[/em]
тут я полностью с тобой согласен. Я так и делаю всегда – охотно исполняю [strong]законные[/strong] требования. Нет у нас с тобой противоречий.

[em] гораздо проще и правильнее, чем устраивать правозащитную истерику. [/em]
Совершено согласен. Устраивать на пустом месте “истерику” – это дурацкая модель поведения. В жизни есть много гораздо более полезных дел. Надеюсь, ты относишь слова “правозащитную истерику” ко всем гражданам, не исключая из рассмотрения граждан в фуражках? Да, имитация правосудия одинаково нежелательна для игроков по обе стороны сетки. Мне неоднократно приходилось остужать пыл “правоборцев”, стращавших меня имитацией досмотра после 5 минут беседы, в которой обломались получить с меня легкий полтинник. Им водитель расказал, почему его маневр не является противоправным, а вместо спасиба за бесплатную лекцию по дорожному законодательству они щеки раздувать начинают. Что тут конструктивного, скажи на милость?

[em]> Да, я тоже таких не встречал.[/em]
Тут в наших позиция небольшая разница имеется. Ты СОВСЕМ не встречал, а я встречал, но бесконечно мало.

[em]Надеюсь ЛЮБОГО инспектора, который попросит открыть капот в желании “построить” подозревать не будешь? Вряд ли большое удовольствие заполнять протокол, искать понятых и лазить носом в нечистое подкапотное пространство. [/em]
Именно поэтому и буду подозревать. До тех пор пока не уясню цели такого необычного служебного рвения. В общем-то по моим наблюдениям работники ГАИ ничем не отличаются от нас, грешных: работать не любят. Так что если уж один нашелся, которого жажда служебных свершений вдруг распирает – я бы хотел понять С ЧЕГО БЫ ЭТО. Не могу четко сформулировать, как именно я реагирую на предложение открыть капот (достаточно редко встречаю). Наверное, сначала спрашиваю дружелюбным голосом “чего это вас у меня под капотом заставили искать?”.

этта а ты вот на саммит приходи, обсудим принципиальные вопросы.
Надо же когда то время находить. :)

Что же касается темы – то обязанность осуществления мер обеспечения производства по делу возлагается на самого ИДПСа, и упаси бог делать что то, что может быть расценено как вмешательство в действия сотрудника милиции.

Читайте также:
Какой штраф если водитель не вписан в страховку

так это же ПО ДЕЛУ. Можно номер “дела” узнать? [em]> а ты вот на саммит приходи, обсудим принципиальные вопросы.
> Надо же когда то время находить. :)[/em]
Увы, не смогу.
>
[em]> Что же касается темы – то обязанность осуществления мер обеспечения производства [strong]по делу[/strong] возлагается на самого ИДПСа,[/em]
Так ведь ты сам и написал: [em]производства ПО ДЕЛУ[/em].
Дела-то никакого и нету еще.
Возбудите ваше “дело” и осуществляйте свои меры сколько хотите.
И заодно материальные следы (в виде протокола например) останутся от вашего служебного рвения: не просто ворон на посту считает, а ДЕЛАМИ занимается. Вашему начальству такая служебная активность подчиненного скорее всего очень понравится.

[em] и упаси бог делать что то, что может быть расценено как вмешательство в действия сотрудника милиции.[/em]
Надеюсь в ЗАКОННЫЕ действия сотрудника милиции?
Впрочем недавние изменения в законодательстве сделали требования к законности действий должностных лиц гораздо более расплывчатыми. Я не проверял сегодня, но не удивлюсь если окажется что слово “законные” из упоминания действий и требований сотрудника милиции куда-то растворилось из законодательства.

«Подскажите, имеет ли право сотрудник полиции осуществлять досмотр автомобиля? В каких случаях он может быть произведен? Какими нормативными правовыми актами это регламентировано? Чем отличается досмотр от осмотра?»

На вопрос отвечает начальник правового отдела МВД по Республике Мордовия полковник внутренней службы Елена Анисимова.

Осмотр и досмотр транспортных средств производится сотрудниками ГИБДД в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 года № 664 (в дальнейшем регламент ГИБДД).

Проведение досмотра и осмотра автомобиля по правилам – один из наиболее спорных моментов в законодательстве о дорожном движении. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее- КоАП РФ) и регламентом для ГИБДД, сотрудники полиции имеют право проводить досмотр и осмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр пассажиров и личных вещей. Основная цель этих действий – обеспечение безопасности дорожного движения. По своему значению, функционалу и особенностям осмотр и досмотр отличаются.

Осмотру и досмотру автомобилей сотрудниками ГИБДД предшествует остановка транспортного средства.

В соответствии с регламентом для ГИБДД, основанием для остановки транспортного средства являются проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз (пункт 84.13. данного административного регламента).

В соответствии с пунктом 197 регламента для ГИБДД, основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:

— ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях;

— необходимость проведения проверки маркировочных обозначений транспортного средства и сверки их с записями в регистрационных документах;

— наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в сопроводительных документах на перевозимый груз.

Полиции (в данном случае ГИБДД) для выполнения возложенных на нее обязанностей статьей 13 Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее- Закон) предоставляются следующие права:

– останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

– осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

– задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

– временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;

– временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

– при осмотре транспортного средства и груза, находящегося под таможенным контролем, сотрудник Госавтоинспекции сверяет данные таможенных документов с клеймами пломб.

О проведении осмотра транспортного средства и груза по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», сотрудник составляет акт осмотра транспортного средства и груза.

Осмотр транспортных средств (визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза) сотрудниками ГИБДД производится на основании пунктов 198 – 201 административного регламента, утвержденного приказом МВД России № 664 (регламента для ГИБДД).

Осмотр транспортного средства, перевозимого груза осуществляется с участием водителя или граждан, сопровождающих грузы.

Читайте также:
Как получить международные права в 2021 году, стоимость

При этом инспектор не может самостоятельно открывать дверь и разглядывать, что находится в салоне автомобиля. Он проводится без участия понятых и, чаще всего, без применения технических средств (хотя их применение не исключается). Водителю при этом предлагается добровольно предоставить сотруднику полиции возможность визуально осмотреть транспортное средство и предполагаемые места перевозки груза, конструктивно для этого предназначенные. Результаты осмотра отражаются в акте в произвольной форме.

При простом осмотре инспектор может выявить лишь очевидные нарушения ПДД и правил эксплуатации транспортных средств. Например, неработающую светотехнику, несезонные шины, непристегнутых пассажиров, отсутствие детских кресел, нарушения правил крепления и перевозки грузов.

В случае отказа водителя добровольно предоставить возможность визуального осмотра при наличии оснований сотрудник полиции вправе произвести досмотр. Как во время осмотра, так и досмотра своей автомашины, владелец вправе вести видеосъемку действий полиции. Также и сотрудники полиции имеют право осуществлять видеосъемку проводимых мероприятий. Под досмотром понимается обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности (статья 27.9 КоАП РФ).

Досмотр более серьезная процедура, чем осмотр. Ее цель – глубокое исследование транспортного средства. Сотрудник ГИБДД имеет право открывать капот, багажник и двери.

При этом он не может прикасаться руками к вещам, которые находятся в досматриваемом автомобиле, особенно к сумкам, пакетам, барсеткам водителя и пассажиров. Такие действия уже считаются обыском, а для него нужны совершенно другие основания.

Досмотр должен проводиться в присутствии двух понятых и сопровождаться составлением протокола. Автолюбитель вправе узнать цель досмотра.

В соответствии с п.1 ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

В соответствии с п.1 ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Никаких иных оснований для проведения досмотра законом не предусмотрено.

Для проведения досмотра у должностного лица должны быть достаточные основания предполагать, что будут обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения.

Досмотр транспортных средств сотрудниками ГИБДД производится на основании пунктов 202 – 213 административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ № 664 (регламента для ГИБДД).

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением, так как данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения.

Применение мер административного пресечения сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, поэтому согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ они применяются только в случаях, установленных КоАП РФ. В частности, осуществление досмотра транспортных средств, находящихся при физическом лице, сопряжено с ограничением отдельных имущественных правомочии права пользования, права распоряжения движимым имуществом или недвижимостью.

Применение мер административного пресечения допускается только в случаях, когда невозможно осуществление иных предусмотренных КоАП РФ процессуальных действий, не сопряженных с ограничением прав и свобод человека.

Если в результате досмотра должностное лицо не обнаружит орудия совершения либо предметы административного правонарушения, то такой досмотр является незаконным. В таком случае у досмотренного лица возникает возможность обратиться с иском в суд о возмещении вреда, причиненного незаконным задержанием.

Поэтому важно в протоколе досмотра достоверно указывать время начала и окончания досмотра. При оценке размера компенсации вреда суд будет исходить, в том числе, из сроков задержания.

Досмотр осуществляется только в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Понятой – это любое незаинтересованное лицо, которое не является сотрудником полиции.

В присутствии понятых составляется протокол и должностное лицо проводит досмотр. В связи с тем, что досмотр проводиться должностным лицом, оно самостоятельно открывает капот, багажник, достает вещи, распаковывает сумки и т.д. Досматриваемое лицо не должно вмешиваться в процесс досмотра.

Ни осмотр, ни досмотр не могут проводиться просто так – «из любопытства». Для проведения осмотра, а тем более досмотра всегда должна быть причина, о которой следует спросить представителя органа власти и которую вам должны назвать.

Иногда осмотр может дать причины для проведения досмотра. К примеру, при подготовке к авиаполету вещи пассажиров проходят осмотр, при помощи технических средств (рентгеновского аппарата, газового анализатора, металлоискателей и прочей аппаратуры). В процессе осмотра вас могут попросить открыть сумку и показать предмет, вызывающий сомнение. А если у сотрудников службы безопасности полета или таможни появятся основания, они могут провести досмотр с соблюдением определенной процедуры и в присутствии понятых.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: