ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

› 12 советов: сотрудник ДПС остановил и просит открыть багажник. Что делать?

Вас остановил сотрудник ГИБДД и просит открыть капот, багажник или двери автомобиля. Почти наверняка вас посетит легкое волнение, даже если вы абсолютно и полностью законопослушный гражданин. Только без паники. Дышите глубже и следуйте нашей инструкции.

Сохранить в Альбом

Итак, 12 правил и советов, которых следует придерживаться в вышеописанной ситуации:

1) Попросите инспектора предъявить служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД) и постарайтесь зафиксировать его данные.

2) После того, как инспектор предложил вам открыть капот, багажник или двери автомобиля, вежливо попросите его составить протокол досмотра (ст. 27.9 КоАП) и пригласить двух понятых. И совсем не важно, происходит это на стационарном посту или в глухих степях.

Если инспектор подменяет понятие «досмотр» и «осмотр» — он лукавит. Скажите ему, что осмотр бывает технический или визуальный. Если хочет — пусть рассматривает машину снаружи, а салон через боковые стекла.

3) Инспектор не вправе требовать от вас вывернуть карманы или содержимое сумки/рюкзака. Это относится к личному досмотру и регулируется статьей 27.7 КоАП. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола под протокол личного досмотра.

4) Досмотр автомобиля без протокола и без понятых квалифицируются статьей 19.1 КоАП «Самоуправство». Если инспектор самовольно открывает двери салона или крышку багажника, роется в бардачке, то незамедлительно звоните в «02» и сообщите о незаконном обыске в вашей машине.

5) Поиск понятых полностью лежит на плечах сотрудника ГИБДД.

После 5 минут бездействия инспектора сообщите ему, что если он продолжит вас задерживать, то будет осуществлен звонок в «02» с последующим рассказом о нарушении им статьи 12.35 КоАП «Незаконное ограничение прав на управление ТС». (Штраф на должностное лицо: 20 000 рублей).

6) Если вы решили открыть багажник, исключительно по устной просьбе инспектора, то помните, что делаете это на свой страх и риск. Известны случаи, когда после этого в машине «вдруг» находилось что-то «поинтереснее» аптечки в багажнике или зонта на заднем сиденье.

7) Существует «хитрый» прием инспектора: после отказа открыть багажник без протокола досмотра, вас просят предъявить знак аварийной остановки (аптечку, огнетушитель), чтобы вы, открыв багажник, их достали. Просим инспектора указать номер статьи ПДД которая обязывает вас предъявить наличие требуемого. Такой статьи нет. Напоминаем инспектору, что, когда вы выезжали, все эти предметы присутствовали в наличии и лежали в багажнике машины. Хочет убедиться лично – пусть составляет протокол досмотра и вы откроете багажник. Далее действуем согласно Главы №16 «Инспектор хочет проверить техническое состояние автомобиля». В 10-ти дневный срок отправляем жалобу на действия ИДПС.

8) Необходимо знать, что статья 27.9 КоАП «Досмотр ТС» обязывает сотрудников полиции проводить досмотр автомобиля в вашем присутствии. Инспектор может лишь попросить, чтобы вы отодвинули пакет в багажнике или подняли накидку на заднем сидении. Но ни в коем случае не имеет права делать это самостоятельно. Иначе эти действия квалифицируются законом как обыск. Право на обыск дает постановление суда или санкция прокурора. Сама по себе просьба составить протокол досмотра заставит инспектора задуматься, будет ли водитель, у которого что-то противозаконное в багажнике, так смело себя вести?

Кроме того, ему потребуется искать понятых. Помните, что таковыми не могут быть ни сотрудники полиции, ни пассажиры вашего автомобиля — в качестве понятых могут выступать лишь люди абсолютно независимые: водители мимо проезжавших автомобилей, их пассажиры, пешеходы.

9) Будьте настойчивы, вежливы, говорите уверенно. Тихое бормотание, бегающие глаза и дрожащие руки никак не говорят об уверенности водителя. Инспектор будет обязан указать в протоколе достаточно вескую причину, по которой ему пришлось прибегнуть к процедуре досмотра. Если причина «надумана» или инспектор проводит досмотр без составления протокола, то знайте: инспектор переступил черту закона в статье 19.1 КоАП «Самоуправство». Составляем жалобу на действия ИДПС.

10) Помните, что при сверке номеров кузова и двигателя оттирать от грязи или искать их местоположение, в вашу обязанность не входит. Вы можете и вовсе не знать, где расположен номер двигателя. На учет машину ставили коллеги инспектора ДПС из МРЭО. Все вопросы по этому адресу. Выворачивание карманов и содержимого сумочки в процесс досмотра автомобиля также не входит.

11) Никакой массовый досмотр (с нарушением процессуальных норм) всех автомобилей подряд даже в период проведения антитеррористической операции или плана «Перехват», по федеральному, закону в мирное время недопустим. Досмотр по общепоисковому принципу закон допускает лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Читайте также:
Можно ли пить безалкогольное пиво за рулем

12) Если все же, инспектор проигнорировал ваши требования и начал процедуру досмотра, без документального оформления, целесообразно взять на себя роль пассивного наблюдателя и ни в коем случае не препятствовать. Даже если она проводится с нарушением процессуальных норм: без понятых и протокола, а местами превращается в откровенный обыск. По возможности ведите видео съемку. Будет не лишним привлечь свидетелей (пассажиров вашего или проезжавших мимо автомобилей, водителей или пешеходов) это, если вы надумаете жаловаться на неправомерные действия сотрудника полиции, свидетельские показания могут стать основным объективным доказательством. А лучше сразу звонить в «02» (112) и сообщать о противоправных действиях инспектора. Привлекайте к помощи адвоката.

Имеет ли право ДПС требовать открыть капот автомобиля и может ли водитель отказаться?

Просьба открыть капот

  1. Регламент МВД разрешает инспекторам ДПС проверять идентификационные обозначения транспортного средства.
  2. С этой целью сотрудник ГИБДД может попросить вас открыть крышку капота. Но если это всего лишь безосновательная просьба, то можно отказаться без последствий.
  3. Требовать от водителя открыть капот для проверки VIN-номеров инспектор вправе лишь при наличии веских оснований (например, ориентировки). И такая процедура будет считаться осмотром.
  4. Отказ от требования ИДПС в 2021 году грозит штрафом, арестом или обязательными работами.
  5. Если инспектор просит вас открыть капот, можете не выходить из машины, а просто дёрнуть рычаг внутри салона. Самому открывать крышку капота и протирать агрегаты от пыли в обязанности водителя по ПДД не входит. Если замок капота вдруг заклинило, водитель не виноват, и ему ничего не грозит.
  6. Также допускается снимать все действия сотрудников ГИБДД на видеокамеру. В случае процессуальных нарушений в рамках осмотра или досмотра ТС можно жаловаться на действия/бездействие должностных лиц при исполнении.

Обычно сотрудники ГИБДД останавливают машины с целью проверки документов. Но после этого могут озадачить водителя просьбой открыть и крышку капота. Многих автолюбителей удивляет такое предложение. Возникает желание порыться в ПДД и поискать соответствующую обязанность водителя. Но никакой обязанности открыть капот в Правилах вы не найдёте. Отсюда и непонимание, что делать и как себя вести в подобных ситуациях? Между тем, следует отличать просьбу от требования инспектора, осмотр от досмотра – ведь от этого зависит не только процессуальный порядок, но и возможные наказания в случае отказа инспектору. О том, что делать, если вас просят открыть капот – расскажем далее.

Имеет ли право сотрудник ГИБДД попросить водителя открыть капот в 2021 году?

Да, имеет. Исчерпывающий список прав и должностных обязанностей сотрудников ГИБДД содержится в ФЗ «О полиции» и Административном регламенте в соответствии с Приказом МВД № 664.

Но есть ли в правовых актах конкретное право инспектора просить водителя открыть капот? Давайте посмотрим на действия, которые инспекторы могут себе позволить в рамках закона:

  • так, у инспектора ДПС есть полное право осуществлять проверку идентификационного номера автомобиля, номера кузова, шасси и прочих составных частей транспортного средства (пункт 31 Регламента),
  • госавтоинспектор также вправе предложить водителю выйти из машины, чтобы в его присутствии сверить номера агрегатов и узлов в подкапотном пространстве (п. 93 Регламента).

Таким образом, в 2021 году сотрудник ГИБДД имеет право проверять маркировочные обозначения под капотом транспортного средства. Речь идёт о 17-значном VIN-номере автомобиля, реже номере двигателя. Идентификатор сверяется с данными, которые указаны в Свидетельстве о регистрации ТС.

Но, разумеется, просто так у вас никто ничего проверять не может. Проверка маркировочных обозначений транспортного средства под капотом должна осуществляться только при наличии веских оснований. Все они закреплены в пункте 109 Приказа МВД № 664:

  • необходимость сверить VIN-номер на кузове с таким же номером, указанным в СТС водителя;
  • наличие ориентировки или иной информации об автомобиле (например, что машина участвовала в ДТП или находится в розыске);
  • выявление подделки (подложности) документов;
  • проведение мероприятий по снижению риска ДТП.

Наличие любого из перечисленных оснований является поводом для того, чтобы инспектор предложил вам открыть крышку капота для осмотра. Но, например, письменного приказа на поиск по ориентировке у сотрудника ДПС может при себе не оказаться. Очень часто ориентировки приходят в устной форме. То есть, по сути, вам придётся верить ИДПС на слово.

Читайте также:
Штраф за непропуск пешехода: комментарии ГИБДД

А может ли инспектор сам открыть крышку?

Ни в коем случае – это должностное правонарушение!

Частная собственность неприкосновенна – на это указывает ст. 35 Конституции РФ. Автомобиль – это ваша собственность, и никто не имеет права без вашего разрешения лезть под капот, открывать багажник и рыться в бардачке.

На практике, конечно, ИДПС не станет без вашего согласия открывать крышку капота для сверки идентификационных номеров. Но если процедура проводится в рамках общего досмотра транспортного средства, то такое право у автоинспектора есть. К примеру, он может проверить багажник, капот, открывать двери, откидывать сиденья в салоне машины. Правда, для досмотра нужен протокол, двое понятых или видеосъемка процесса, но, самое главное – наличие оснований для досмотра транспортного средства. Об этом расскажем подробнее чуть позже.

Могу ли я отказаться открывать капот?

Да, можете – но только в одном случае.

После того, как инспектор ДПС в приказном тоне говорит вам открыть капот, поинтересуйтесь «это просьба или требование?». Важно понимать, что это два разных условия. Инспектор вправе лишь предложить вам открыть крышку моторного отсека. А вот требовать он может лишь при наличии веских оснований для осмотра (например, той же ориентировки). Так вот, вы вправе отказаться выполнять просьбу. Ведь она не подкреплена ничем, кроме желания самого инспектора ДПС заглянуть вам под капот.

Требование открыть капот переходит в юридическую плоскость осмотра. Отказаться от такой процедуры без последствий вы уже не сможете. А если откажетесь, то получите соответствующее наказание в рамках КоАП.

Чем это грозит?

Итак, водителю грозит наказание лишь за отказ от требования обеспечить доступ ИДПС к моторному отсеку машины. То есть либо собственноручно открыть крышку капота, либо разблокировать его замок. Ответственность за это предусмотрена в ч. 1 ст. 19.3 КоАП, где:

  • штраф от 2 000 до 4 000 рублей;
  • арест на срок до 15 суток;
  • обязательные работы до 120 часов.

Учитывайте эти моменты и не подвергайте себя лишнему риску.

Если капот заклинило, и крышка не открывается?

Вины водителя здесь нет.

Обязанность автолюбителя обеспечить свободный доступ к подкапотному пространству своей машины. Но если у вас, к примеру, заклинил замок, и вы не можете открыть капот – вашей вины тут нет. Неисправностью транспортного средства это также не является, поскольку заклинивший замок капота не влияет на передвижение автомобиля по дороге.

Более того, в ПДД нет обязанности для водителя уметь открывать крышку капота. А сам сотрудник ГИБДД не имеет права лезть к рычагу в салоне машины и что-то дёргать. Это уже не осмотр, а досмотр со своими требованиями и тонкостями.

Проверка капота – это осмотр, досмотр или обыск?

Теперь разберемся с процедурами, которые различаются не только в названиях, но и в порядке действий, требованиях и основаниях.

В силу ст. 112 Регламента, проверка маркировочных обозначений под капотом возможна посредством визуального исследования. Инспектор должен сверить цифры VIN-номера на двигателе с цифрами такого номера в СТС водителя, ни к чему не прикасаясь – всё это указывает на признаки осмотра. В мероприятии участвует и сам владелец транспортного средства. Об итогах осмотра подкапотного пространства должен составляться акт. Но на практике это происходит не всегда. Если инспектор ДПС не обнаружит у вас перебитую маркировку, то он просто пожелает счастливого пути и отпустит с миром. Без всяких актов осмотра. Да, по букве закона это нарушение, но водители обычно и не возражают.

Для сравнения, досмотр – это более широкий круг действий, когда автоинспектор вправе прикасаться к машине, открывать капот, багажник, поднимать коврики, изучать содержимое бардачка и т.д. Однако сотрудникам ДПС запрещается ломать и разбирать конструктивные элементы транспортного средства. При досмотре водителя и пассажиров просят выйти из машины, а до начала процедуры ИДПС составляет протокол досмотра, в присутствии двух понятых или ведёт видеосъемку происходящего (п. 203 Регламента).

Обыск, как уголовная процедура, применяется только в крайних случаях. Конкретно с проверкой идентификационного номера под капотом обыск не связан. Кроме того, обязательно нужен ордер – санкция от прокурора. Обычные инспекторы ДПС не могут производить обыск вашего автомобиля.

Обязательно ли мне выходить из машины?

Нет, не обязательно.

Так, согласно пункту 93 Административного Регламента, автоинспектор может лишь предложить вам выйти из машины и вместе с ним сверить маркировочные обозначения под капотом. Выходить или нет – на ваше усмотрение. От вас требуется лишь обеспечить доступ к моторному отсеку, чтобы ИДПС самостоятельно сверил идентификационные номера. То есть ваша задача потянуть за рычаг открытия капота, а самому можно оставаться в салоне.

Читайте также:
Категория д: предназначение и порядок действий для получения

Обязанности выходить на улицу, открывать крышку капота и тем более очищать агрегат от скопившейся грязи (чтобы можно было сверить цифры) у вас нет. Но лучше не оставлять полицейского один на один с вашим моторным отсеком. Так сказать, в целях своей же безопасности.

Можно ли снимать инспектора и проверку капота на видеокамеру?

Запретить видеосъемку вам никто не может. И на это указывает целых два правовых акта:

  • Деятельность полиции является открытой для общества и граждан. ИДПС всего лишь сверяет идентификационные номера, ничего запрещённого к съемке в таком осмотре нет (ст. 8 ФЗ «О Полиции»),
  • Деятельность государственных органов должна быть открытой, а ГИБДД – это как раз государственный орган правопорядка на дорогах, так что снимать сотрудников при их исполнении вам никто запретить не может (ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об информации»).

Это же подтверждается решением Верховного Суда РФ (№ 58-КАД20-10-К9), где действия инспектора ДПС, выразившиеся в запрете производить видеосъёмку в процессе составления процессуальных документов были признаны не соответствующими положениям закона.

Что делать, если инспектор ГИБДД отказывается составлять акт осмотра или протокол досмотра?

Отказ соблюдать процедуру осмотра и досмотра машины являются серьезным основанием считать результаты проверки недопустимыми. Если дело дошло до досмотра, то на практике инспектор ДПС все же выполняет перечень обязательных действий – это в его же интересах.

В случае нарушений со стороны сотрудников ГИБДД вам нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Перепишите данные с удостоверения или нагрудного жетона автоинспектора.
  2. Включите видеокамеру (на всякий случай предупредите стража порядка, что фиксируете его действия).
  3. Еще раз попросите повторить, открытие капота: это просьба или требование? Если ИДПС не привёл ни одного основания для проведения осмотра, сообщите на камеру о своём отказе. Если основания были приведены, то вежливо настаивайте на соблюдении порядка проведения осмотра, а именно – составлении акта осмотра. Или досмотра, где нужны понятые/видеосъемка и протокол досмотра всего автомобиля.
  4. В случае отказа сообщите, что инспектор нарушает процессуальный порядок, в частности – п. 200, 203, 212 и других по Регламенту, что квалифицируется как самоуправство должностного лица в соответствии со ст. 19.1 КоАП РФ.
  5. Скажите, что намерены подать жалобу на действия сотрудника ГИБДД. Параллельно можно сразу звонить в дежурную часть и сообщать о нарушении должностными лицами, во всех подробностях. Телефон лучше искать либо на сайте ГИБДД, либо на борту полицейской машины ДПС.
  6. Далее подавайте жалобу на имя начальника Госавтоинспекции.

На практике, в 2021 году, если инспектор не в духе, он может запросто вменить вам неповиновение законному требованию сотрудника полиции и отправить вас в изолятор МВД на 15 суток. В том числе, если был не прав сам инспектор. К сожалению, отстаивать свою правоту придётся уже после отбытия наказания в спецприёмнике.

Но мы не зря расписали алгоритм действий выше. Если дело обернётся неприятными для вас последствиями в виде ареста или штрафа, у вас на руках окажутся зацепки для обжалования административного наказания. При должном подходе можно не только привлечь некомпетентного ИДПС к административной и служебной ответственности, но и через суд взыскать моральный ущерб от незаконного пребывания в изоляторе.

Что делать при эвакуации автомобиля

Почему забирают машины

Основной смысл эвакуации – обеспечить свободное движение по дороге других автомобилей. Все основания перечислены в п. 1 ст. 27.13 КоАП. К ним, в том числе, относятся такие обстоятельства:

  • Нет документов о регистрации машины (СТС);
  • Управление машиной в которой неисправно сцепление, тормоз или рулевое управление. За рулем человек без водительского удостоверения, в нетрезвом виде или кто-то, кого лишили прав;
  • Нарушены правила перевозки крупногабаритного и опасного груза;
  • Водитель отказался от медицинского освидетельствования;
  • Водитель выпил алкоголь после ДТП, к которому он причастен.

Порядок, условия и стоимость хранения задержанных машин должны быть отражены в законах субъектов Федерации. Обычно эвакуация начинается с протокола о задержании транспортного средства, в котором указывается точное время задержания. По прибытию на спецстоянку ее сотрудники и водитель эвакуатора составляют акт приема-передачи машины, где также указано время передачи автомобиля.

Соответственно, начало течения времени хранения машины на специализированной стоянке определяется исходя из записи, сделанной в акте приема-передачи. Отталкиваясь от этого времени, прибавляйте 24 часа, и получатся первые сутки.

Читайте также:
Административная амнистия водительского удостоверения 2021 года

Однако чаще всего эвакуируют за неправильную парковку:

на пешеходном переходе или на расстоянии до 5 м перед ним, на месте для инвалидов или тоннеле;

на тротуаре, трамвайных путях или остановках общественного транспорта;

при создании помех другим машинам, вторым рядом;

при наличии знаков, запрещающих стоянку или остановку машины.

При несоблюдении правил парковки эвакуация возможна только при наличии знака “Работает эвакуатор”, а если его нет, то задержание транспортного средства (ТС) незаконно.

Как увозят автомобили

Если инспектор ГИБДД или сотрудник МАДИ обнаружили, что вы нарушили ПДД по основаниям, для которых предусмотрена эвакуация, то они вызывают эвакуатор и составляют протоколы об административном правонарушении и задержании ТС. В протоколах указывают:

дату, время, место и причины эвакуации;

должность и ФИО инспектора;

сведения о ТС и его владельце;

состояние автомобиля до помещения на эвакуатор;

наименование организации, которая будет перевозить авто на штрафстоянку.

Если водитель не присутствовал при эвакуации, то протокол о задержании составляется с применением видеозаписи либо в присутствии двух понятых, которые подписывают протокол с сотрудником ГИБДД/МАДИ .

После инспектор заключат с представителем организации, которая отвезет машину на штрафстоянку, акт приема-передачи, опечатывает места в автомобиле, которые можно открыть: багажник, капот, двери, люк бензобака, и информирует дежурную часть о задержании ТС.

Речь идёт о совершении неустановленным лицом кражи личных вещей. Поэтому необходимо незамедлительно после обнаружения пропажи вызвать полицию, которая проведет осмотр места происшествия, установит и закрепит следы совершенного преступления. После этого следственные органы возбудят уголовное дело и начнут его расследование, по итогам которого будет установлен злоумышленник. Тогда вы получите законное право на возмещение материального и морального ущерба, причиненного преступлением.

Как предотвратить эвакуацию

Если вы успели прийти до того момента, как эвакуатор с вашей машиной начал движение, вы можете остановить эвакуацию (п. 1.1 ст. 27.13 КоАП). Нужно предъявить документы, подтверждающие право на управление машиной, и устранить причины эвакуации, например, переехать на разрешенное для парковки место. В этом случае не нужно оплачивать задержание автомобиля, только штраф за нарушение ПДД.

Кроме этого, транспортное средство не будет эвакуировано, если в нем находятся люди или животные. Но не стоит специально оставаться в машине при задержании – тогда вам придется оплатить штраф не только за нарушение ПДД, но и неповиновение сотруднику ГИБДД (ст. 19.3 КоАП).

Если должностное лицо, которое задержало ваш автомобиль, отказывается его возвращать, то получит штраф 20 000 руб. (ст. 12.35 КоАП).

Куда обратиться после эвакуации

Если автомобиль эвакуировали без вашего присутствия, необходимо узнать, сотрудники какого подразделения ГИБДД его задержали и на какую штрафстоянку отправили. Для этого позвоните в дежурную часть полиции по номеру 02 или 112.

Жители Москвы могут узнать о перемещении авто на сайте mos.ru (в разделе “Московский паркинг” есть информация, как добраться до штрафстоянки на общественном транспорте) или подписаться на бесплатное SMS-информирование об эвакуации на портале “Автокод”. Там владелец авто получит сообщение о штрафстоянке, на которую поместили его машину, и подразделении ГИБДД или МАДИ, оформившего эвакуацию, с номером телефона. Экспресс-проверка местонахождения машины после эвакуации также доступна на сайте “Московский транспорт”. Для этого необходимо ввести государственный номер машины.

Затем нужно приехать в отдел ГИБДД или МАДИ, предоставить паспорт и документ, подтверждающий право владения машиной (собственнику), водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО.

Если документы остались в машине, необходимо поехать на штрафстоянку. Там с автомобиля снимут пломбы, а после того, как вы заберете необходимые бумаги, его снова опломбируют и будут ждать вашего приезда с разрешением на возврат авто от ГИБДД.

После проверки документов сотрудник ГИБДД или МАДИ выдаст копию протокола об административном правонарушении или копию протокола о задержании транспортного средства. Также должностное лицо поставит на нем отметку об устранении причин задержания и выпишет штраф, который необходимо оплатить в течение 60 дней. Если вы присутствовали при эвакуации, инспектор ГИБДД или МАДИ вручит вам все необходимые документы лично, а также скажет, на какую стоянку отправился автомобиль.

Происшествие следует расценивать как ДТП, а значит, и действовать соответствующим образом. Фото и видео помогут установить виновника и все обстоятельства.

Ответственность организаций, осуществляющих эвакуацию машин, должна быть застрахована. Если водитель не нарушал должностных инструкций, понесенные убытки покроет страховка. В случае, если повреждение произошло по вине водителя, вам придется обратиться в суд с иском о возмещении причиненного ущерба. Ответчиком в этом случае будет организация, осуществлявшая эвакуацию. Также следует поступить, если страховка не была оформлена.

Читайте также:
Электронный полис ОСАГО: что показывать инспектору ГИБДД

Как забрать авто со штрафстоянки

Предъявите копию протокола об административном правонарушении или о задержании транспортного средства, водительское удостоверение и квитанцию об оплате стоимости перемещения и хранения машины на штрафстоянке. После этого осмотрите авто на предмет внешних повреждений. Если они имеются, то укажите это в акте-приема передачи и вызовите сотрудников полиции для их фиксации. В последующем вы вправе предъявить иск в суд с требованием о возмещении ущерба, причиненного в результате транспортировки машины и ее хранения на штрафстоянке.

Если с машиной все в порядке, заберите ее, подписав акт приема-передачи.

В России нет законодательных требований к условиям эвакуации машин. Однако учитывая, что колеса были заблокированы, при затаскивании авто на платформу могли повредится различные агрегаты подвески, коробка передач, неравномерно истратиться ресурс покрышек. Чтобы установить повреждения автомобиля и причинно-следственную связь между ними и эвакуацией с заблокированными колесами, необходимо провести автотехническую экспертизу. С ней уже можно обратится в суд, чтобы возместить причиненный ущерб.

Сколько стоит эвакуация

Стоимость эвакуации и хранения машины устанавливаются региональными законодательными актами и зависит от категории машины, а также времени нахождения на штрафстоянке:

в Москве – 5200 руб. за эвакуацию и 1000 руб. в день за хранение автомобиля категории “В” (постановление Правительства Москвы № 216-ПП от 09.04.2013, приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 26.12.2018);

в Санкт-Петербурге – 2928,23 руб. за эвакуацию, 52,22 руб. в час за хранение машины категории “В” (закон Санкт-Петербурга от 20.06.2012, распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.10.2018);

в Казани – 407,55 руб. за эвакуацию, 55,6 руб. в час за хранение машины категории “В” (закон Республики Татарстан от 17.05.2012, постановление Государственного комитета по тарифам №7-8/т от 07.09.2018);

в Нижнем Новгороде – 1970 руб. эвакуация, 13 руб. в час за хранение машины категории “В” (закон Нижегородской области № 101-3 от 31.01.2012, решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 14.03.2017);

в Екатеринбурге – 1649 руб. за эвакуацию, 33 руб. в час за хранение машины категории “В” (закон Свердловской области №57-ОЗ от 20.06.2012, постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31.01.2018).

Водитель имеет право сначала забрать автомобиль со штрафстоянки, а в течение 30 дней со дня помещения оплатить услуги по эвакуации в Москве, Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.

В Москве оплата за хранение на штрафстоянке производится только за полные сутки. Если вы приедете за авто в тот же день, плата взиматься не будет. Тот, кто одновременно забирает машину и производит оплату за стоянку, получает 25% скидки.

В Нижнем Новгороде установлена почасовая оплата хранения, но первые сутки авто находится на штрафстоянке бесплатно. Во всех городах штрафстоянка работает круглосуточно, расплатиться за эвакуацию можно как наличным, так и безналичным расчетом.

Нарушение ПДД грозит не только штрафом, но и эвакуацией автомобиля с последующим хранением на штрафстоянке. Чтобы забрать машину, необходимо потратить время, посетить ГИБДД оформить документы и заплатить штрафы.

*Вопросы найдены на автомобильных форумах.

ГИБДД требует открыть капот: в чем подвох и что делать

Ситуация, когда на ходу внезапно распахивается капот, довольно распространённая. Как не допустить её? Как действовать, если это произошло? Разберёмся!

Капот, имеющий замок в передней части, открывается резко под действием сил, которые создаёт набегающий поток воздуха, когда скорость уже достаточно велика. Открывшийся капот перекрывает обзор, сильно и громко бьёт по боковым стойкам и лобовому стеклу, часто его разбивая. Это вкупе с увеличением сопротивления движению (капот работает как аэродинамический тормоз) сильно пугает и сбивает с толку.

Пункт 10.1. ПДД РФ, регламентирующий поведение в данной ситуации, гласит: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Кроме того, ПДД обязывает включить аварийную сигнализацию. И всё. Мы не призываем нарушать правила и законы. Часто бездумное торможение и остановка в экстренной ситуации, безусловно, лучшая мера, помогающая если не избежать, то хотя бы облегчить последствия. Но в ряде случаев эти меры могут сыграть против вас. Например, если бесконтрольное замедление и остановка были выполнены в скоростном ряду многополосного шоссе. По нашему разумению, за свою жизнь и здоровье нужно бороться, используя все средства, разумеется, придерживаясь главного врачебного принципа «не навреди». Итак:

Читайте также:
Можно ли оформить машину на человека без прав

Не паникуйте, оставайтесь с холодной головой. Между нижней кромкой стекла и кромкой капота у большинства автомобилей остаётся проём, через который, пригнувшись, можно контролировать обстановку спереди.

Если конструкция автомобиля или ситуация (работающие в сильный дождь или снегопад дворники могут быть заблокированы открывшимся капотом) не позволяет контролировать обстановку через проём под капотом, опустите боковое стекло, вытянитесь, привстаньте на своём месте и обеспечьте себе обзор вперёд через боковое окно (осторожнее с маневрированием!). Если не получается, контролируйте движение по боковому интервалу, ориентируясь на край проезжей части или разметку, косвенно можно контролировать траекторию и по зеркалам заднего вида. Подключите тех, кто находится с вами – пара дополнительных глаз вам точно не помешает.

Старайтесь резко не тормозить и не маневрировать, если в том нет крайней необходимости, – окружающие водители могут не успеть среагировать. Ваши неоправданно резкие действия на высокой скорости могут спровоцировать потерю устойчивости автомобиля и ДТП.
Как можно быстрее включите аварийную сигнализацию, обратите внимание окружающих на себя. Если того требует ситуация, задействуйте мигающий дальний свет (это для встречных), звуковой сигнал и стоп-сигналы.
Место для остановки выбирайте только у тротуара, на обочине или в «кармане» безопасности. Здесь у вас времени для выявления и устранения неполадки будет неограниченное количество. Нет варианта хуже, чем остановиться посреди дороги в скоростных полосах с оживлённым трафиком – «типа, по-быстрому захлопнуть капот». Тысячи автомобилистов горят на этом.
Иногда капот распахивается неожиданно, но часто перед «взлётом» можно заметить, как он какое-то время по мере набора скорости аномально колеблется или приподнимается. Если увидели такое – тут же прекращайте разгон, останавливайтесь в безопасном месте и разбирайтесь с причиной.

Причин, из-за которых капот самостоятельно распахивается, может быть несколько: неисправный замок, «закисший» дублирующий фиксатор, лапку которого мы тянем или нажимаем всякий раз, когда нам нужно открыть капот. Забывчивость. Авария накануне. Или всё вместе.

Если вы только что или намедни побывали в мелком (или не очень) ДТП и повредили решётку радиатора, капот, замок или силовые элементы, на которых он монтируется, будьте чрезвычайно осторожны! Перед поездкой после аварии убедитесь, что и основной замок, и дублирующий фиксатор адекватно работают и надёжно держат крышку. Если не уверены в надёжности, сделайте страховку – капот можно привязать к силовым элементам кузова или буксирной проушине (как показано на фото ниже) или вовсе отказаться от эксплуатации до починки. Привязывая капот, особое внимание к концам верёвки – чрезвычайно важно, чтобы они не намотались на шкивы ремённых передач или вентилятор.

Периодически смазывайте и проверяйте на работоспособность как основной, так и дублирующий замки. Захлопывать капот лучше, бросая его с высоты в 30-40 сантиметров. Закрывая капот руками, больше вероятность не додавить его до щелчка основного фиксирующего замка.
Если видите, что у впередиидущего автомобиля открылся капот, готовьтесь к худшему
– водитель может неадекватно среагировать, ударить по тормозам или начать резко маневрировать. Включите аварийную сигнализацию, предупредите сзади идущих, моргая стоп-сигналами, дескать, «внимание, опасность – собираюсь останавливаться!», плавно снижайте скорость, тяните время, постарайтесь по возможности «придержать» тех, кто сзади. Увеличивайте интервал до «проблемного» автомобиля, вдруг его водитель в чём-то не сориентируется.

Потренируйтесь, проиграйте ситуацию – откройте на стоянке капот и посмотрите, насколько велик проём под ним. Попробуйте на невысокой скорости в безопасном месте в отсутствии других участников движения проехаться прямо так – будет полезно. Для полного понимания возможной ситуации обратите внимание на то, что произойдёт в вашем случае, если капот откроется полностью – деформируются ли его петли? Разобьётся ли стекло?
Держите в голове эту ситуацию и будьте к ней готовы. Время от времени проигрывайте последовательность действий в воображении. Придумывайте новые условия, в которых такое может произойти – «поворот», «перекрёсток», «дождь», «ночь», и пытайтесь из них мысленно выбраться.

Инспектор ДПС просит открыть капот. Он что-то замышляет?

В законе есть что-то про капот?

Согласно пункту 31 Административного регламента ГИБДД, инспектор имеет право на «проверку документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства».

В некоторых случаях идентификационный номер машины (VIN-код) легче всего считывается именно под капотом — поэтому инспектор и просит открыть его.

Читайте также:
Штрафы
Мнение эксперта

Чтобы заглянуть под капот, должна быть веская причина

В Административном регламенте, утвержденном Приказом МВД №664, сказано о праве сотрудника ДПС предложить водителю выйти из машины для сверки регистрационных данных автомобиля. Но чаще всего VIN-код можно сверить не открывая капота. К тому же сверка данных агрегатов, находящихся под капотом, не всегда возможна прямо на дороге.

Если инспектор требует открыть капот, то для этого у него должны быть веские основания — например, ориентировка или подозрения, что машина находится в угоне.

Можно взглянуть на ориентировку?

В законе о полиции (п. 7 ст. 5) говорится, что «полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. ». С точки зрения здравого смысла ориентировка тоже относится к таким документам, но… о ней в законе прямо не говорится.

Так что у водителя выход один — поверить сотруднику ДПС на слово и открыть капот. Снимайте происходящее на видео — на всякий случай.

Что будет, если откажусь открывать?

Уточните у полицейского: он обращается к вам с просьбой или с требованием? Это важно — в просьбе вы вправе отказать. А вот требование, подкрепленное ориентировкой или подозрением, что автомобиль находится в угоне, выполнить придется. За отказ грозит штраф до 4000 рублей или арест сроком до 15 суток (ст. 19.3 КоАП РФ).

Мнение эксперта

Не усложняйте инспектору его работу

Елизавета Владимирова, юрист правового центра «Человек и закон»:

— Если вам нечего скрывать, то лучше выполнить просьбу инспектора ДПС. Это сэкономит ваше время, да и у инспектора не возникнет дополнительных вопросов. Снимайте сверку данных на видео.

Это осмотр или досмотр?

С точки зрения закона все, что касается изучения технического оснащения автомобиля, уже является не осмотром, а досмотром автомобиля (в чем разница — узнайте здесь).

Если у инспектора ГИБДД есть намерение не просто сверить VIN-код, но также исследовать «нутро» машины (например, на предмет неисправностей или установки незаводских деталей), настаивайте, чтобы была инициирована процедура досмотра (ст. 27.9 КоАП РФ). Досмотр всегда проводится под протокол, с применением видеозаписи или в присутствии двух понятых.

Досмотр или обыск?

При досмотре инспектор имеет право прикасаться к любым элементам автомобиля, но не может нарушать его конструктивную целостность. К примеру, разбор деталей кузова или вскрытие обшивки салона будет считаться уже обыском, который возможен лишь на основании решения суда.

Все, с чем вы не согласны, необходимо отразить в своих замечаниях к протоколу. Результаты досмотра вносят в тот же протокол. Копию протокола инспектор обязан вручить водителю.

Мнение эксперта

Эвакуировать машину инспектор не сможет

Елизавета Владимирова, юрист правового центра «Человек и закон»:

— Вряд ли инспектор ГИБДД на месте сможет выявить нарушения, при которых эксплуатация автомобиля запрещена (согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации» ПДД). А это значит, что и забрать машину на штрафстоянку не могут.

Должна быть проведена техническая экспертиза — лишь после этого сотрудник ГИБДД может составить протокол об изъятии транспортного средства в связи с нарушением технической эксплуатации автомобиля. Эвакуация без технической экспертизы — нарушение со стороны сотрудника ГИБДД.

  • О том, как правильно реагировать, если инспектор требует паспорт, читайте здесь.
  • А тут мы рассказываем, как получить компенсацию за незаконный досмотр.

Повредили припаркованный автомобиль: порядок действий.

Повредили машину на парковке: что делать?

Повреждение автомобиля на парковке – ситуация очень распространенная для тех, кто оставляет свой автомобиль во дворе без ограничения к нему доступа. Повреждения могут носить как незначительный характер, так и быть очень значительными для бюджета собственника автомобиля.

В любом случае злоумышленник, нанесший ущерб имуществу, должен отвечать по всей строгости закона, вот только как заставить компетентные органы его найти?

Куда обращаться, если автомобиль поврежден на парковке (автостоянке)?

В любом случае звонить нужно в полицию через единый номер 112, все звонки на который регистрируются и хранятся долгое время, либо же по номеру 102 (с мобильного).

  • При явных признаках ДТП придется ждать инспекторов ГИБДД для оформления происшествия. Это могут быть явные следы контакта с другим авто – удар при движении задним ходом, столкновение по касательной при движении и т.д.
  • Если налицо признаки умышленного повреждения имущества – на место происшествия выедет опергруппа или же участковый. Примеры такого вреда – разбитые стекла, поцарапанный автомобиль, проколотые шины и т.д.
Читайте также:
Категории водительских прав на 2021 год с расшифровкой

Вот с первого звонка и начинается самое интересное – ни ГИБДД, ни полиция не горят желанием брать на себя потенциальный «висяк». Желание тем быстрее улетучивается, чем меньше шансов на раскрытие происшествия по горячим следам: например, когда во дворе нет камер, а специфика повреждений не оставляет шансов даже на малейшую зацепку.

ГИБДД очень любят приводить цитату в виде определения терминов «ДТП» и «Дорога», мягко намекая, что ДТП признается лишь происшествие на дороге, а в определении термина «дорога» парковка не упоминается.

Вот только полицейские подчас забывают, что в ПДД есть и определение «парковки», а там уже более чем понятно указано, что парковка является неотъемлемой частью дороги. Так что это стоит запомнить и при попытках ГИБДД скинуть свои обязанности на «коллег» — процитировать приведенный ниже фрагмент ПДД.

Участковый же ценою пары часов времени готов уговаривать и брать измором, вынуждая не подавать заявление, «потому что без шансов». Не стоит поддаваться на такие уговоры: это работа полиции и ее должны выполнить, приняв меры к выявлению злоумышленника.

Можно ли получить страховку за поврежденную на парковке (автостоянке) машину?

  • В рамках КАСКО компенсация возможна, но только если по договору застрахован риск любого ущерба без узкой конкретизации. В каждом случае нужно внимательно изучать договор и условия страхования.
  • По ОСАГО получить возмещение будет возможно лишь после выявления виновника ДТП. Если он скрылся с места происшествия, а найти его не смогли – получить компенсацию даже в рамках прямого возмещения убытков и обращения «в свою» компанию не получится.

При не установлении лица, нанесшего ущерб машин, рассчитывать можно лишь на возмещение вреда в рамках КАСКО. Взыскать же ущерб с виновника можно лишь в случае его установления и последующего подтверждения виновности в рамках административного или уголовного дела.

В каком случае наступает уголовная ответственность?

За умышленное повреждение чужого имущества есть и уголовная ответственность – она предусмотрена ст. 167 УК РФ. Для привлечения к уголовной ответственности по ней, необходимо соблюсти два обязательных условия:
• Ущерб не должен быть менее 5000 рублей;
• Ущерб должен быть значительным для потерпевшего.

Значительность определяется индивидуально с учетом материального положения и характера причиненного вреда.

Например, явно будет значительным ущерб в виде 4 проколотых колес на автомобиле у многодетного главы семейства с небольшой зарплатой. А вот поврежденное боковое зеркало на иномарке у бизнесмена с официальным доходом в несколько сотен тысяч рублей ежемесячно придется очень сильно постараться признать для него «значительным ущербом».

Сам себе полицейский: суровые реалии

Полиция, конечно же, «должна и обязана», но в данном случае никто, кроме вас, реально не заинтересован в скорейшей поимке злоумышленника. Участковый с большой долей вероятности даже толком не знает ваш район, а то и вовсе тут «на подмене».

Вы так же можете себе немного помочь, отработав следующее:
• Вы знаете двор лучше участкового, особенно если там живете долгое время. Опросите соседей, ведь наверняка есть «ночные неспящие», которые все видят;
• Где находятся явные и скрытые камеры – вы так же можете знать и контактировать с жильцами;
• Многие камеры смотрят на парковку из-за окон квартир, не привлекая внимание снаружи – присмотритесь или поспрашивайте соседей;
• Постарайтесь вспомнить, может кто-то из соседей хвалился или делился тем, что поставил камеру или кто-то радовался помощи соседа, делившегося кадрами с «наблюдения».

Полученную информацию используйте с умом – сперва просмотрите все сами, а потом уже информируйте полицию, если там есть что-то значимое.

По правилам УПК РФ, полицейские должны оформить изъятие доказательства непосредственно в месте его нахождения, поэтому еще одной проблемой будет договориться с владельцем системы видеонаблюдения.

Однако если видеозапись попадает в полицию уже через третьи руки, то полицейские могут ее использовать лишь для сведения и для «оперативной работы», не оформляя их в качестве доказательств. Все зависит от компетентности и добросовестности работающего на вашей территории участкового полиции.

В заключение

Увы, многие ДТП на стоянке или же случаи умышленного повреждения имущества так и остаются безнаказанными. Владельцы авто опускают руки после многочисленных отказов и отписок, тем самым «прощая» лицо, причинившее вред.

Если вы столкнулись с такой ситуацией – обратитесь за консультацией ко мне и вместе мы сможем работать правоохранительные органы с полной отдачей. Другие интересные статьи читайте в блоге адвоката. Удачи!

Читайте также:
Самые "блатные" номера авто и их значение

Share the post “Повредили припаркованный автомобиль: порядок действий.”

«Подскажите, имеет ли право сотрудник полиции осуществлять досмотр автомобиля? В каких случаях он может быть произведен? Какими нормативными правовыми актами это регламентировано? Чем отличается досмотр от осмотра?»

На вопрос отвечает начальник правового отдела МВД по Республике Мордовия полковник внутренней службы Елена Анисимова.

Осмотр и досмотр транспортных средств производится сотрудниками ГИБДД в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 года № 664 (в дальнейшем регламент ГИБДД).

Проведение досмотра и осмотра автомобиля по правилам – один из наиболее спорных моментов в законодательстве о дорожном движении. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее- КоАП РФ) и регламентом для ГИБДД, сотрудники полиции имеют право проводить досмотр и осмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр пассажиров и личных вещей. Основная цель этих действий – обеспечение безопасности дорожного движения. По своему значению, функционалу и особенностям осмотр и досмотр отличаются.

Осмотру и досмотру автомобилей сотрудниками ГИБДД предшествует остановка транспортного средства.

В соответствии с регламентом для ГИБДД, основанием для остановки транспортного средства являются проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз (пункт 84.13. данного административного регламента).

В соответствии с пунктом 197 регламента для ГИБДД, основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:

— ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях;

— необходимость проведения проверки маркировочных обозначений транспортного средства и сверки их с записями в регистрационных документах;

— наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в сопроводительных документах на перевозимый груз.

Полиции (в данном случае ГИБДД) для выполнения возложенных на нее обязанностей статьей 13 Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее- Закон) предоставляются следующие права:

– останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

– осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

– задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

– временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;

– временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

– при осмотре транспортного средства и груза, находящегося под таможенным контролем, сотрудник Госавтоинспекции сверяет данные таможенных документов с клеймами пломб.

О проведении осмотра транспортного средства и груза по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», сотрудник составляет акт осмотра транспортного средства и груза.

Осмотр транспортных средств (визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза) сотрудниками ГИБДД производится на основании пунктов 198 – 201 административного регламента, утвержденного приказом МВД России № 664 (регламента для ГИБДД).

Осмотр транспортного средства, перевозимого груза осуществляется с участием водителя или граждан, сопровождающих грузы.

При этом инспектор не может самостоятельно открывать дверь и разглядывать, что находится в салоне автомобиля. Он проводится без участия понятых и, чаще всего, без применения технических средств (хотя их применение не исключается). Водителю при этом предлагается добровольно предоставить сотруднику полиции возможность визуально осмотреть транспортное средство и предполагаемые места перевозки груза, конструктивно для этого предназначенные. Результаты осмотра отражаются в акте в произвольной форме.

При простом осмотре инспектор может выявить лишь очевидные нарушения ПДД и правил эксплуатации транспортных средств. Например, неработающую светотехнику, несезонные шины, непристегнутых пассажиров, отсутствие детских кресел, нарушения правил крепления и перевозки грузов.

Читайте также:
Как проверить авто на ДТП на сайте ГИБДД и на портале "АВТОКОД"

В случае отказа водителя добровольно предоставить возможность визуального осмотра при наличии оснований сотрудник полиции вправе произвести досмотр. Как во время осмотра, так и досмотра своей автомашины, владелец вправе вести видеосъемку действий полиции. Также и сотрудники полиции имеют право осуществлять видеосъемку проводимых мероприятий. Под досмотром понимается обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности (статья 27.9 КоАП РФ).

Досмотр более серьезная процедура, чем осмотр. Ее цель – глубокое исследование транспортного средства. Сотрудник ГИБДД имеет право открывать капот, багажник и двери.

При этом он не может прикасаться руками к вещам, которые находятся в досматриваемом автомобиле, особенно к сумкам, пакетам, барсеткам водителя и пассажиров. Такие действия уже считаются обыском, а для него нужны совершенно другие основания.

Досмотр должен проводиться в присутствии двух понятых и сопровождаться составлением протокола. Автолюбитель вправе узнать цель досмотра.

В соответствии с п.1 ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

В соответствии с п.1 ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Никаких иных оснований для проведения досмотра законом не предусмотрено.

Для проведения досмотра у должностного лица должны быть достаточные основания предполагать, что будут обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения.

Досмотр транспортных средств сотрудниками ГИБДД производится на основании пунктов 202 – 213 административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ № 664 (регламента для ГИБДД).

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением, так как данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения.

Применение мер административного пресечения сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, поэтому согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ они применяются только в случаях, установленных КоАП РФ. В частности, осуществление досмотра транспортных средств, находящихся при физическом лице, сопряжено с ограничением отдельных имущественных правомочии права пользования, права распоряжения движимым имуществом или недвижимостью.

Применение мер административного пресечения допускается только в случаях, когда невозможно осуществление иных предусмотренных КоАП РФ процессуальных действий, не сопряженных с ограничением прав и свобод человека.

Если в результате досмотра должностное лицо не обнаружит орудия совершения либо предметы административного правонарушения, то такой досмотр является незаконным. В таком случае у досмотренного лица возникает возможность обратиться с иском в суд о возмещении вреда, причиненного незаконным задержанием.

Поэтому важно в протоколе досмотра достоверно указывать время начала и окончания досмотра. При оценке размера компенсации вреда суд будет исходить, в том числе, из сроков задержания.

Досмотр осуществляется только в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Понятой – это любое незаинтересованное лицо, которое не является сотрудником полиции.

В присутствии понятых составляется протокол и должностное лицо проводит досмотр. В связи с тем, что досмотр проводиться должностным лицом, оно самостоятельно открывает капот, багажник, достает вещи, распаковывает сумки и т.д. Досматриваемое лицо не должно вмешиваться в процесс досмотра.

Ни осмотр, ни досмотр не могут проводиться просто так – «из любопытства». Для проведения осмотра, а тем более досмотра всегда должна быть причина, о которой следует спросить представителя органа власти и которую вам должны назвать.

Иногда осмотр может дать причины для проведения досмотра. К примеру, при подготовке к авиаполету вещи пассажиров проходят осмотр, при помощи технических средств (рентгеновского аппарата, газового анализатора, металлоискателей и прочей аппаратуры). В процессе осмотра вас могут попросить открыть сумку и показать предмет, вызывающий сомнение. А если у сотрудников службы безопасности полета или таможни появятся основания, они могут провести досмотр с соблюдением определенной процедуры и в присутствии понятых.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: