Что делать, когда ГИБДД-шник просит пройти в патрульное авто

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Требование выйти из авто

Требование инспектора ГИБДД выйти из машины для прохождения тех или иных проверок, пройти в патрульный автомобиль для составления административного материала и другие обоснования на 2021 год могут быть как законными, так и незаконными. Прежде всего, всё зависит от того, требование ли это вообще или же простая просьба. Но есть и другие нюансы и тонкости, когда требования сотрудника выйти из автомобиля могут быть законными, хотя, в большинстве случаев они не подкреплены правовыми актами.

Итак, инспектор ДПС на дороге — это не закон, как бы ни уверял Вас в этом он сам. Инспектор — это исполнительная часть закона. То есть это сотрудник, на которого возложена обязанность нести службу в целях предупреждения и пресечения нарушения в области дорожного движения. И сотрудник несёт исполнительную службу. Какими бы заверениями ни подкреплялись слова инспектора “Я здесь закон” и подобные, это неправда.

Исходя из этого, сотрудник обязан пресекать и предупреждать нарушения исключительно те, которые запрещены конкретными нормативно-правовыми актами. И делать это он может исключительно теми способами, которые прописаны для него в конкретных правовых актах. И, если запреты в области дорожного движения прописаны в большом ряде законодательных актов, то обязанности, права и конкретные процессуальные действия инспектора, в том числе требования — в основном, в трёх:

  1. Кодексе об административных правонарушениях,
  2. Административном регламенте, введённом Приказом №664 МВД,
  3. Федеральном законе “О полиции”.

Причём, Административный регламент по большинству пунктов дополняет или уточняет процессуальные действия, прописанные в КоАП.

Таким образом, если что-то даёт право инспектору требовать у Вас выйти из машины, пройти в патрульный автомобиль и так далее, это должно быть чётко отражено в одном из перечисленных правовых актов. В частности, закон “О полиции” предписывает следующее:

Статья 6. Законность.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Мы не будем загружать Вас всеми ненужными пунктами из них, а просто и доступно объясним всего несколько случаев, когда инспектор имеет такое право. А теперь давайте обо всём по порядку!

Инспектор просит или требует?

Прежде всего следует выяснить, просит инспектор ДПС или требует выйти из машины. И чаще всего в его изначальных словах не будет звучать “требую” или “прошу” — он просто скажет: “Выйдите, пожалуйста, из машины“. Аналогичным образом он может попросить/потребовать открыть багажник, дверь машины, капот, заглушить машину, пройти медосвидетельствование и так далее.

Чтобы выяснить, просьба это или требование, просто спросите его напрямую об этом. В просьбе по закону Вы можете ему вполне отказать. В требовании тоже можете отказать, но только если оно незаконное (потому что, опять же, инспектор тоже обязан соблюдать закон, и незаконные требования ему запрещены). За отказ от законного требования сотрудника полиции наказание может быть довольно суровым — административный арест до 15 суток. Но об этом ниже.

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Как уже было сказано выше, требование инспектора незаконно, если не подкреплено законом — банально, но логично. Просто так сотрудник ГИБДД требовать выйти из машины не может.

Читайте также:
ПТС: информация о документе и порядке получения его дубликата

Но всё же есть законные основания для такого требования, и их на 2021 год всего два:

  • проведение досмотра транспортного средства,
  • административное задержание водителя.

Пункт 207 Административного регламента:

207. Досмотр транспортного средства проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль сотрудниками наряда.

Пункт 180 Административного регламента:

180. Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную часть территориального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

Оба этих требования должны быть подкреплены соответствующим материалом: протоколом досмотра транспортного средства или протоколом задержания.

В протоколе задержания должны быть обязательно указаны, помимо данных водителя и инспектора, основания и мотивы задержания. В протоколе досмотра должны быть просто указаны все данные. Ни досмотр, ни задержание незаконны без соответствующего протокола, поэтому и требование выйти из машины не может быть законным.

В остальных же случаях регламент, введённый Приказом №664, предусматривает, что инспектор может только предложить водителю выйти из автомобиля:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Как видим, даже предложить выйти из машины сотрудник ГИБДД может только по определённым основаниям.

Законно ли требование инспектора пройти в патрульный автомобиль для составления протокола?

А вот требование инспектора ГИБДД пройти в патрульную машину для составления протокола, постановления или другого административного материала, незаконно. Нет обязанности у водителя выходить из своей машины и, тем более, садиться в патрульный автомобиль только для подписания, опроса и тому подобных процедур в рамках возбуждаемого административного дела.

По закону, если на Вас составляется материал о нарушении, Вы можете сидеть в своём авто, инспектор составит протокол или выпишет постановление и принесёт Вам на подпись.

Какое наказание за невыполнение инспектора выйти из машины?

А вот за отказ от законного требования инспектора ДПС, являющегося по форме организации сотрудником полиции, в 2021 году предусмотрено наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает вилку наказаний в виде штрафа или административного ареста. Штраф может быть от 500 до 1000 рублей, а арест — до 15 суток.

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей
влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

И, собственно, немного о практической части незаконного требования выйти из машины или присаживаться в патрульный автомобиль инспектора ГИБДД. Дело в том, что не столь важно в данный конкретный момент, законно какое-либо требование сотрудника ГИБДД или незаконно, сколь важно то, что, если Вы не сможете убедить последнего в незаконности, то “присесть” на задержание Вы можете реально, а потом уже будете доказывать незаконность и привлекать такого сотрудника к ответственности.

Читайте также:
Как переоформить машину на родственника не снимая с учета

Поэтому на любое незаконное требование нужно реагировать с минимальными для себя потерями в данный момент. Такие возможные потери и риски Вы должны оценивать самостоятельно. Поэтому иной раз не так уж и важно просто идти на принцип и не выходить из машины. Хотя, с другой стороны, безнаказанность порождает беззаконие, и это вполне применимо и к сотруднику ГИБДД, поэтому с любыми незаконными действиями и требованием в частности нужно бороться.

Гаишник настойчиво приглашает пройти в его машину — можно ли отказать?

Иногда водители встречаются с ситуациями, когда сотрудники ДПС ведут себя неправомерно и даже открыто требуют взятку. Несмотря на огромное количество реформ, взяточничество все еще остается актуальной проблемой россиян.

Чаще всего такие «сделки» происходят в авто инспектора, однако, идти на подобный шаг совсем необязательно.

Зачем инспектор просит сесть в служебное авто

Согласно новым правилам, водителя могут попросить покинуть его автомобиль только в случае досмотра или задержания. В других же случаях у автомобилиста есть полное право оставаться за рулем своего ТС и тем более не идти в машину к инспектору.

Конечно же, должностное лицо может предложить проследовать за ним, но за отказ от этого нет никакого наказания.

Такой прием используют патрульные, которые хотят заставить водителя дать им взятку. В авто гражданина могут быть средства записи, свидетели, а вот в патрульном ТС нет лишних глаз и ушей.

Чаще всего с нарушителем общаются сразу двое патрульных. При двойном прессинге у человека намного быстрее срабатывает инстинкт самосохранения, и нарушители охотнее соглашаются «договориться».

Также часто случается так, что патрульные специально убеждают человека в том, что он нарушил какое-то очень серьезное правило, хотя никакого преступления на самом деле не было.

Как и где составлять протокол по закону

Инспектор вполне может самостоятельно составить протокол и предписание либо в патрульной машине, либо на улице. Нарушителю или гражданину, которого обвиняют в нарушении, нет нужно лично присутствовать при заполнении.

Однако он должен самостоятельно проверить все данные, которые были внесены в документ.

Важно! Водитель имеет право ставить свою подпись на документе только после ознакомления со всеми его пунктами.

Совет юриста – как себя вести и что говорить

Водитель всегда может отказаться пройти в машину к инспектору и остаться в своем авто для составления протокола. Зная об этом, сотрудники ДПС сразу забирают документы и заставляют «нарушителя» сесть в патрульный автомобиль – в таком случае там нельзя задерживаться.

Следует оповестить инспектора и его напарника о своем намерении ждать протокол без их присутствия. Также можно уточнить у самого инспектора, как он квалифицирует приглашение: как предложение или как требование. Если это предложение – водитель в любом случае имеет право отказаться.

Если требование – это превышение полномочий инспектора, о чем можно сообщить в соответствующие органы.

Когда начнется моральный прессинг с аргументами о том, что водитель совершил какое-то очень серьезное нарушение, нельзя соглашаться на их уговоры и тем более платить деньги. Во-первых, передача взятки должностному лицу может повлечь за собой серьезное наказание.

Во-вторых, такие нечестные инспекторы навряд ли будут тратить свое время на человека, который точно не собирается с ними сотрудничать.

Чаще всего они не только перестают требовать взятку, но и отказываются от составления протокола. В итоге водитель уезжает и вовсе без штрафа. В ПДД нет статьи, которая обязывала бы водителя пройти в машину уполномоченного лица без видимых на то причин.

Читайте также:
Прекращение регистрации транспортного средства после продажи

Следовать в патрульный транспорт нужно только в случае задержания, во всех остальных ситуациях такие требования нужно рассматривать как превышение полномочий должностного лица и обращаться с жалобой в вышестоящие органы.

Уловки ДПС! Для чего ДПСник просит пройти в патрульное авто и почему лучше этого не делать?

Сколько раз Вам приходилось слышать от сотрудника ДПС следующую фразу:

-Товарищ водитель, пройдемте в патрульное авто!

Если Вы уверены в том, что ничего не нарушили, то не рекомендую соглашаться на просьбу сотрудника полиции. Чаще всего он аргументирует эту просьбу тем, что в полицейском авто будет составлен протокол и там можно увидеть все доказательства Вашего правонарушения. Но ничего ему не мешает самостоятельно заполнить документ и потом принести Вам его для ознакомления. Тут самый главный момент состоит в том, что цель любого ДПСника не пожурить Вас и потом отпустить, а получить от Вас штраф на месте либо заполнить на Вас протокол.

Что делать, если Вам пришлось сесть в патрульную машину?

В этой ситуации ведите себя сдержанно и много лишнего не говорите. В автомобиле может вестись видео либо аудио запись. Ну а цель бравого офицера разговорить Вас, чтобы Вы признали свою вину. Возможно, в данный момент у него нет на Вас 100% доказательств и полицейский хочет Вас заманить в так называемую ловушку, чтобы Вы сами ему во всем признались. ДПСник может сказать, чтобы Вы признали, что немного превысили скорость, типа с кем не бывает, это все жизнь, немного музыку заслушались, где-то отвлеклись. Либо может состояться еще и такой диалог, как в данном случае:

Я прекрасно видел Ваше нарушение, как Вы колесом заехали за сплошную линию, но я вижу, что Вы адекватный человек, не каждый день нарушаете. Но поймите меня тоже, это моя работа и мне нужно реагировать на подобные нарушения.

Говоря все эти слова, ГАИшник внимательно следит за реакцией водителя и постепенно строит свою тактику “признания”, отталкиваясь от текущей ситуации.

Как Вы уже поняли, сотрудник полиции приглашает к себе в авто не по душам говорить, а хитрым способом получить от Вас так называемое “признание” и выписать штраф. Его не волнуют Ваши проблемы и то, что возможно Вы куда-то сейчас спешите. У него совершенно другие задачи и цели, которые точно не совпадают с Вашими планами. Поэтому сразу нужно сказать ГАИшнику, что Вы никуда не пойдете и будете ждать протокол в своей машине и обязательно напишите там свои пояснения по сути этого дела. Заставить Вас он не сможет, а потрепать нервы еще как. Но тут все зависит от вида нарушения, а возможно и не было никакого нарушения и Вы просто стали участником “театрального представления”.

Поэтому будьте всегда внимательны на дороге, не нарушайте ПДД и не верьте каждому слову сотрудника ДПС.

А вот еще уловки сотрулников ДПС:

Представьте, что вы едете по дороге. У обочины знак, запрещающий обгон. Вы спокойно продолжаете движение в колонне других автомобилей. Через некоторое время вас останавливает инспектор ДПС. Вас обвиняют в незаконном обгоне. Даже доказательство «преступления» показывает — фотография, где ваш автомобиль находится на встречке.

Такого не бывает, скажете вы. Я тоже так думал, пока не пообщался с одним пострадавшим. Дело было два года назад, когда Александра остановил экипаж ДПС в районе 1444-го км автодороги «Дон» в селе Бжид Туапсинского района Краснодарского края. Патрульный автомобиль поставлен таким образом, чтобы не быть заметным и вести «правильную» фотосъемку. Александр ехал отдыхать с семьей (жена, маленький ребенок) и никого на этом участке не обгонял. Поэтому, когда увидел на планшете инспектора фотографию, где автомобиль находится на встречной полосе, Александр попросту опешил. Ни объяснения отпускника, ни показания его жены на инспектора не оказали никакого воздействия. Сотрудник ДПС нарочито долго перебирал бланки протоколов, несколько раз повторил о наказании — лишение права управления. Видимо, на что-то намекал. Не дождавшись от Александра «правильного» предложения, инспектор составил протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. По ходатайству водителя дело было направлено в Химки, по месту жительства. Александр долго не мог понять, как такое возможно. Оказалось, все до смешного просто: экипаж ДПС поставил свой автомобиль таким образом, чтобы делать удобные снимки дороги, которая меняет направление движения. Если верить Административному регламенту ГИБДД, патрульный автомобиль должен быть размещен так, чтобы его отчетливо видели участники дорожного движения. Эту машину спрятали профессионально. Александр сам сфотографировал с этого ракурса дорогу. В результате на фотографиях все машины, выезжающие из-за поворота, «оказываются» на встречке.

Читайте также:
Штраф за езду без включенных фар

На первый взгляд кажется, что некоторые автомобили совершают обгон. При этом реально они все едут по своей полосе. Помимо поворота дороги на этом участке небольшое возвышение. Именно поэтому создается обманчивое впечатление нахождения автомобилей на встречной полосе. И вот такие фотографии, только в очень плохом разрешении, и приобщили к делу стражи правопорядка. Суд рассмотрел дело, изучил доказательства ГИБДД и те фотографии, которые сделал Александр. Вердикт был вынесен не в пользу водителя — штраф 5000 рублей. Хорошо, хоть прав не лишил. К слову сказать, Александр не единственный пострадавший от служителей дорожной инспекции на этом участке дороги. Удалось найти около десятка постановлений разных судов по пресловутому 1444-му километру автодороги «Дон». Все — как под копирку. Что это, совпадение? Сомневаюсь.

Как же защититься от подобного произвола? Тут единственный выход — поставить в машине видеорегистратор. Напомню, что сейчас показания регистратора в обязательном порядке принимаются судами и рассматриваются наравне с другими доказательствами. Будь у Александра в машине этот прибор, инспекторы не стали бы связываться. Не знаю, как сейчас работают на этом участке инспекторы ДПС. Хочется верить, что такой откровенный беспредел прекратился.

Выдуманное превышение скорости

Следующая ловушка связана с превышением скорости. Вот еще одна поучительная история, которая произошла с Михаилом. Суть в следующем. Михаил ехал на своем автомобиле со скоростью не больше 115 км/ч. То есть в пределах 20 км/ч, когда еще не наступает ответственность. На обочине Михаил видел треногу с камерой и экипаж ДПС. Никто его не остановил, и отпускник спокойно поехал дальше. Через несколько километров появился указатель населенного пункта. Михаил сбросил скорость до положенных 60 км/ч. Каково же было удивление водителя, когда остановивший его инспектор ДПС обвинил в превышении скорости на 55 км/ч! И даже показал фотографию с радара, на которой машина Михаила ехала со скоростью 115 км/ч. А это уже штраф — от 1000 до 1500 рублей! Михаил уже было согласился (может, от усталости проморгал начало деревни), но вдруг заметил, что пейзаж на фотографии совсем не тот, что в населенном пункте.

Средства фиксации скоростного режима — вещь, безусловно, правильная и нужная. Но если водителю предъявляют обвинение в превышении скорости, к примеру, в населенном пункте, а фиксация была сделана в другом месте, это уже подлог.

Оказалось, что скорость-то замерили еще до населенного пункта. Именно там и стояла тренога с камерой. Как только Михаил поделился с инспектором своим открытием, тот сразу потерял к нему интерес. Сотрудник сказал, что, видимо, произошел какой-то сбой в системе, и отпустил водителя. В подобных ситуациях также может помочь видеорегистратор. Желательно такой, чтобы он не только писал видео, но и отмечал скорость движения автомобиля. Благо, таких на рынке сейчас предостаточно, да и цены значительно снизились.

Читайте также:
Можно ли лишиться прав за распитие в незаведённом авто

Ложное опьянение

Еще один способ обмана, рассчитанный в первую очередь на отдыхающих, — это обвинение в употреблении алкоголя. Тут логика нечистоплотных инспекторов ДПС проста. Раз водитель едет с семьей на море, значит, есть деньги. Так как отдыхать едут, как правило, с детьми, мало кто согласится терять время на все процедуры по освидетельствованию. Многие, особенно те, кто сел за руль «после вчерашнего», согласятся «решить вопрос на месте». Как все происходит? Инспектор останавливает машину и сообщает водителю о необходимости пройти освидетельствование. Если водитель соглашается, инспектор начинает подготовку к спектаклю. Долго ищет понятых, готовит документы. При этом может по рации вызвать другой экипаж, в котором якобы есть необходимый алкотестер. В общем, время начала процедуры специально и искусственно затягивается. Кто-то из водителей «ломается» уже на этом этапе. Для особенно терпеливых у служивых запасен главный козырь. Во время начала «продувки» инспектор дает водителю уже снаряженный трубочкой алкотестер.

Порядок освидетельствования на состояние опьянения подробно прописан в нормативных документах. Уловка ДПС в следующем — водителю дается заранее открытый мундштук. В результате у трезвого водителя «внезапно» устанавливается опьянение.

Водитель, не подозревая подвоха, делает выдох и… Прибор показывает опьянение! Тонкости фокуса мне, конечно, не известны. Могу лишь предположить, что мундштук заранее обрабатывается горячительной жидкостью. Иначе как объяснить, что абсолютно трезвый водитель внезапно становится подшофе? Для того чтобы не попасть на этот фокус, достаточно знать следующее. Порядком освидетельствования на состояние опьянение предусмотрены следующие моменты:

  • на алкотестере должна быть неповрежденная пломба с отметкой государственной поверки;
  • одноразовый мундштук (это важно!) должен находиться в индивидуальной упаковке, которая вскрывается в присутствии водителя и понятых;
  • после проверки прибор распечатывает результат. Время реальной проверки должно совпадать с указанным в распечатке.

Фокусов много

Понятно, что это лишь малая часть тех ловушек, в которые могут попасть водители. Если вы были участниками подобных «разводов» или сталкивались с другими фокусами от ГИБДД, пишите в своих комментариях!

Требование сесть в патрульный автомобиль для проверки на штрафы

Ситуация следующая. Мой автомобиль останавливает сотрудник ГИБДД, требует документы на машину и страховку. Я передаю документы и страховку сотруднику ГИБДД. После этого требует выйти из машины, подчиняюсь и выхожу. Потом сотрудник требует сесть в патрульный автомобиль для проверки меня на штрафы. На что я говорю: “Документы у вас – проверяйте, к вам в машину я садится отказываюсь”. Это можно расценивать как неповиновение законному требованию сотрудника ГИБДД? Грозит ли мне арест за это?

Здравствуйте. Нет, это нельзя рассматривать как неповиновение, если именно с этой целью Вас просили выйти и тем более пересесть. Согласно Приказу МВД России от 23.08.2017 N 664

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
93.2. Переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

исходя из текста данной нормы получается, что сотрудник вправе Вам лишь предложить, но не требовать. а переместиться в машину сотрудника ГИБДД можно только если это необходимо для оформления процессуальных документов. Не более. Так что Вам ничего не грозит. Сотрудник полиции и так может проверить без Вашей посадки в его ТС.

Читайте также:
Чего боится любой ГАИ-шник в разговоре с водителем

Необходимо исходить из того, что ответственность наступает за невыполнение законного требования сотрудника. К таким требованиям, например, можно отнести просьбу представить документы на право управления ТС. Требования о том, что водитель обязан сесть в служебный автомобиль нет. Поэтому и ответственности за это не может быть.

Добрый день! В соот. с пунктом 93.3 Приказа МВД № 664 гласит, что сотрудник вправе лишь предложить автовладельцу занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Так как он вправе предложить, вы праве отказаться, это не является требованием, которое вы должны исполнять беспрекословно.

И угрозы полицейского за «неповиновение законному распоряжению» будут незаконны.

В соответствии с Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664
(ред. от 21.12.2017)
«Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения»
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 N 48459)

По требованию водителя инспектор обязан предъявить служебное удостоверение (п. 45 Регламента). Эти данные могут пригодиться, если возникнет какая-либо конфликтная ситуация.
Инспектор вправе предложить водителю (п. 93 Регламента):
а) выйти из автомобиля:
б) переместить автомобиль в иное указанное инспектором место, если:
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
По требованию водителя инспектор должен сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения подразделения ДПС или телефон дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, в котором он проходит службу (п. 52 Регламента).
Инспектор ДПС имеет право использовать фото-, видео- и звукозаписывающую аппаратуру, уведомив об этом водителя (п. п. 38, 39, 40 Регламента).
Водитель также вправе вести съемку общения с инспектором ДПС, если это не запрещено законодательством и не создает помех инспектору в работе, о чем тот должен проинформировать водителя. В иных случаях инспектор не вправе препятствовать осуществлению съемки (Информация МВД России от 20.10.2017).
По требованию водителя инспектор должен разъяснить порядок обжалования своих действий (п. 51 Регламента).
В случае возникновения нестандартных ситуаций помните, что на каждом патрульном автомобиле должны быть нанесены телефоны доверия, которыми вы можете воспользоваться.

Остановив автомобиль, водитель имеет право не выходить из него и вести разговор с инспектором через открытое окно своего автомобиля. Инспектор при обращении к водителю должен представиться — назвать свою должность, звание и фамилию. Затем сообщить причину и цель остановки автомобиля, а также изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов (п. п. 45, 89 Регламента).

Таким образом, отказ водителя по предложению инспектора от занятия места в патрульном автомобиле не является невыполнением законного требования сотрудника полиции и привлечения водителя к административной ответственности.

Читайте также:
Как оплатить штраф ГИБДД по УИН

Зачем инспектор ГИБДД просит сесть в патрульный автомобиль?

Ни один автомобилист еще не избежал общения с сотрудниками дорожно-патрульной службы. Тем важнее, знать, как правильно вести себя с представителями закона. Еще важнее: знать о своих правах и обязанностях. Чем лучше вы демонстрируете свою юридическую подкованность, тем меньше будет у сотрудников полиции желания выписывать вам протокол. Здесь дело вовсе не в тотальной беззаконности и безнаказанности действий со стороны инспекторов ГИБДД. Такое, конечно, встречается, но все же не всегда. В большинстве своем это все-таки честные люди выполняющие свои обязанности. И как любому нормальному работнику, патрульному с одной стороны, хочется выполнить план, а с другой – лень связываться с «излишне грамотным» автомобилистом, который и жалобу потом может написать и в суде биться «аки лев».
Итак, вас остановил сотрудник ДПС и просит вас пересесть в его машину для составления протокола.

Зачем патрульные просят пересесть в их автомобиль?

  • Во-первых, из-за удобства, а вовсе не из-за желания создания ситуации психологического давления, в чем обычно подозревают их автомобилисты. Заполнять бумаги значительно удобнее в салоне служебной машины, а не стоя на холоде, пытаясь что-то накарябать заледеневшими руками и прижав бумажку к капоту вашей машины.
  • А вот во-вторых, уже по психологическим причинам. В салоне чужой машины вы неизбежно испугаетесь, хотя внешне и будете стараться этого не показывать. Сотрудник ДПС при этом обязательно попытается вас ободрить, настроить на дружеский лад, разговорить. Сегодня практически все патрульные машины снабжены видеорегистраторами, поэтому если вы, переняв дружеский настрой патрульного, вдруг разговоритесь, впоследствии запись этого разговора может быть использована против вас в суде. Даже если вы отказались ставить свою подпись, но на словах сознались в правонарушении, ответственности вам не избежать.
  • Ну и третья категория причин касается уже нечистоплотных сотрудников ДПС, которые надеются на взятку. Их вовсе не большинство, как обычно говорят, но и говорить, что таких не бывает, глупо. Любой видеорегистратор в патрульной машине можно отключить и «договориться на месте». Конечно, сотрудник ДПС побоится получать «вознаграждение», если вы находитесь в салоне своего автомобиля. У вас ведь так же может работать регистратор или камера мобильного телефона. Впрочем, даже если вы пересели к патрульному и вам уже вовсю «намекают» на взятку, лучше на такое не «вестись». А вдруг камеры в служебном автомобиле все же работают? В этом случае вам уже будет грозить уголовное дело о даче взятки.

Что делать, если сотрудник ДПС попросил вас пересесть в патрульную машину?

  • В первую очередь нужно хорошо знать свои права и обязанности. Другой вопрос, что этими правами не всегда стоит пользоваться. Сотрудник дорожной полиции такой же человек, и злить безо всякой причины его не стоит, а то ж он и содержимое аптечки начнет изучать.
  • Для начала сотрудник полиции обязан представиться вам по всей форме, а по просьбе должен показать свое удостоверение. Только после этого можно с ним разговаривать. Если же он откажется показывать свое удостоверение, то вполне вероятно, вы имеете дело с мошенником, а вовсе не с представителем закона.
  • Очень осторожно разговаривайте с инспектором. В Москве, к примеру, уже все контроллеры в общественном транспорте и почти все сотрудники ДПС снабжены нагруднымирегистраторами, фиксирующими все, что вы говорите. Здесь уже не имеет принципиального значения, сели вы в патрульную машину или говорите из салона собственного автомобиля. Запись разговора может быть впоследствии передана в суд.
  • Заставить вас выйти из салона собственного автомобиля и уж тем более пересесть в патрульный автомобиль сотрудник ДПС права не имеет, но попросить вполне может. Соглашаться или нет – дело ваше. Вам могут начать рассказывать, что сейчас арестуют за неповиновение должностному лицу, но на это уже у патрульных прав нет. Согласно постановлению 2013 года вас могут лишь попросить выйти из салона, но никак не принуждать к этому. Впрочем, есть случаи, когда дорожная полиция все же имеет право заставить вас покинуть салон собственного автомобиля. Чаще всего, это происходит, когда речь идет об алкогольном опьянении водителя.
Читайте также:
Можно ли пить безалкогольное пенное за рулем

Заставить выйти из автомобиля могут по следующим причинам:

  • Досмотр салона автомобиля
  • Задержание водителя
  • Задержание самого автомобиля

Попросить выйти из салона могут в следующих случаях:

  • Невменяемое состояние водителя. Если у сотрудника ДПС возникают подозрения в том, что водитель пьян, находится под воздействием наркотических препаратов или его плохое самочувствие (возможно, водитель сел за руль, сразу после операции или у него резко заболело сердце) может угрожать жизни и здоровью, он обязан попросить вас выйти из салона автомобиля. Для этого у него должны быть веские основания.
  • Несоответствующий вид автомобиля. Если патрульный заметил в вашем автомобиле легкоустранимую поломку, он может попросить вас исправить ее на месте. Также сотрудник полиции может попросить вас устранить груз, превышающий допустимые габариты.
  • Чтобы открыть капот автомобиля. Сотрудник ДПС имеет право проверить все регистрационные номера основных узлов автомобиля. Для этого ему потребуется изучить содержимое капота вашего транспортного средства.

  • Агрессивное поведение автовладельца, угрожающее жизни и здоровью сотрудника ДПС. Как можно угрожать сотруднику ДПС из салона автомобиля, остается только догадываться.
  • Помощь. В том случае, если сотрудникам ДПС срочно потребовалась ваша помощь, они могут попросить вас выйти из автомобиля. Причем здесь важно понимать, что, если вас просят быть понятым, вы имеете право отказаться от этой почетной миссии. В том же случае если произошла авария с большим количеством жертв, и вы в состоянии оказать посильную помощь, отказаться вы права уже не имеете.

Садиться или нет в салон патрульной машины, как уже говорилось, – решать вам. Если вас остановили в рамках вновь объявленного плана-перехвата, то отказ пересаживаться в патрульную машину может грозить неприятностями. А вот для подписания протокола отказаться пересаживаться в чужую машину вы можете совершенно спокойно. Вот только особенного смысла в этом нет. Пытать вас там совершенно точно не будут, а на «задушевный разговор» патрульный может «вывести» и когда вы сидите в своем автомобиле, так как, вполне вероятно, на нем висит нагрудный регистратор.

[stextbox своем салоне, либо в чужом, нужно очень хорошо следить за своими словами, чтобы не предоставить сотрудникам дорожной полиции дополнительных доказательств своего нарушения.[/stextbox]

В том случае, если у вас возникли сомнения в правомерности действий сотрудника полиции, вы имеете полное право начать снимать происходящее на камеру телефона. Вы имеете право снимать любые действия людей, находящихся при исполнении. Конечно, дружелюбия инспектору это не добавит, так что применять этот способ следует лишь в крайних случаях. Ну а уж пытаться «разобраться на месте» вообще никогда не стоит. Лучше уж оплатить штраф, чем рисковать своей личной свободой.

Важно помнить, что лишь в России действуют эти правила. Если вы решили отправиться в автомобильное путешествие в другую страну, необходимо ознакомиться с законами этой страны. Так, к примеру, в Штатах полицейский имеет полное право заставить вас пересесть в его автомобиль. Это, видимо, объясняется тем, что нагрудные регистраторы в Штатах пока не в ходу. При составлении протокола пассажиры, находящиеся в салоне вашего транспортного средства, не имеют права покидать салон автомобиля, пока инспектор не оформит должным образом протокол. Руки при этом все пассажиры должны держать в зоне видимости полицейского, то есть на бортовой панели или спинке переднего сиденья.

Читайте также:
Техосмотр для ОСАГО: порядок прохождения, стоимость

Провокационные вопросы ГИБДД и ответы на них

Спорить с сотрудником ГИБДД не стоит — он наверняка знает больше и ему виднее, что вы нарушили. Кроме того, ответ даёт инспектору представление о том, хорошо ли вы знаете закон или только имеете о нём общее представление. От правильности ответа зависит и сумма взятки. Для водителя при этом главным являются не знаки и правила, а санкции, предусмотренные за нарушения. Если гаишник услышит ответ: «лишение», то с радостью начнёт потирать руки, понимая, что может требовать любую сумму. Потому при встрече не следует стесняться и заглянуть в КоАП с помощью мобильного телефона.

«Отвечать на вопросы по поводу ПДД необходимо только на экзамене в автошколе, в дальнейшем водитель должен их только соблюдать. В законе «О полиции» и других документах, регламентирующих действия непосредственно сотрудников ГИБДД, нет ни слова о том, что полицейский вправе задавать подобные вопросы, а водитель должен на них отвечать», — поясняет юрист Елизавета Владимирова.

Вопрос в лоб призван застать человека врасплох. Спрашивая, выпивал ли водитель накануне, инспектор будет оценивать не только то, что отвечает водитель, но и как он при этом себя ведёт. От реакции на провокационный вопрос будет зависеть дальнейшая линия поведения инспектора. На такой вопрос всегда лучше сказать «нет». Отвечать положительно не стоит даже в шутку, ведь неизвестно, какая реакция полицейского может последовать. Сотрудник ГИБДД может посчитать, что если вы пили вчера, то у вас в организме ещё присутствует алкоголь. Вас могут направить на медосвидетельствование, и никакие заверения, что вы просто человек с юмором, тут уже не помогут.

«Сотрудники часто спрашивают о том, где работает водитель. Делается это не из праздного любопытства, а чтобы понять, с кем он имеет дело. Как именно инспектор распорядится полученной информацией, зависит уже от его добросовестности. В то же время нечистый на руку сотрудник полиции, узнав, что остановил представителя «безобидной» для него профессии, скорее всего, попытается раскачать водителя на взятку. Любимая категория таких, с позволения сказать, представителей закона — люди, чей труд непосредственно связан с управлением автомобилем. Ведь они готовы на многое, чтобы только сохранить права. Вывод: чем меньше знает полицейский, тем проще водителю», — считает юрист Елизавета Владимирова.

Интерес инспектора к нештатному ксенону, тонировке или самодельному фаркопу тоже возникает не на пустом месте. Задавая вопрос именно в такой формулировке, инспектор заведомо ставит вас в позицию нарушителя. Хорошо это работает с теми автолюбителями, которые плохо разбираются в ПДД. Водитель автомобиля всегда должен быть уверен в том, что его транспортное средство полностью пригодно к использованию. Любые изменения кузовной части автомобиля подлежат регистрации в установленном законом порядке. Соответственно, если в автомобиле есть какие-либо изменения, то это указывается в документах на данный транспорт.

«А вот правила перевозки детей в автомобиле, являющиеся предметом спора, привязаны к возрасту пассажиров. Согласно пункту 22.9 ПДД, малышей до семи лет необходимо возить в машине с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их весу и росту. Дети с семи до 11 лет включительно могут ездить сзади пристёгнутыми обычным ремнём безопасности. Загвоздка в том, что определить возраст маленького пассажира на глаз бывает непросто (некоторые дети выглядят младше сверстников). Доказать свою невиновность будет очень сложно. Паспорта с отметкой о детях или свидетельства о рождении ребёнка будет недостаточно, ведь в них нет фото. Я бы посоветовала положить в бардачок копию свидетельства о рождении ребёнка. Зачастую его демонстрации достаточно, чтобы сотрудник ДПС потерял интерес к вам и вашим пассажирам», — говорит юрист Елизавета Владимирова.

Читайте также:
Как проверить штрафы ГИБДД по фамилии имени отчеству и дате рождения

В каких случаях инспектор ДПС вправе останавливать транспортное средство?

Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб. (п. 2.4 ПДД; ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

Право остановки автомобиля сотрудником ГИБДД

Полиция имеет право (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ):

1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;

2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;

3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;

4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;

5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

Такие права предоставляются только специально уполномоченным сотрудникам полиции – сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности (ч. 2 ст. 13 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 4 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).

В отдельных случаях остановить транспортное средство вправе другие сотрудники полиции.

Основания для остановки автомобиля сотрудником ГИБДД

Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п. 63 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 N 185):

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;

7) необходимость использования транспортного средства;

8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: